Коносамент

Морской коносамент (Bill of Lading)

Морской коносамент (Bill of Lading) — является документом, доказывающим факт заключения договора перевозки, содержит в себе все основные условия данного договора. Несет функцию «расписки» — документа, подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве. Морской коносамент (Bill of Lading) – это документ, дающий право собственности на конкретный груз (товарораспорядительный документ!). Это, выражается в том, что, коносамент, с конкретно указанным в нем грузом, может быть продан, куплен, передан на определенных условиях другому лицу, и при этом не требуется физическое перемещение товара.

    Основные виды коносамента:

  1. Общее деление:
    • Оборотный коносамент (negotiable bill of lading) – владелец коносамента может распоряжаться грузом, который еще не прибыл в порт, а находится в пути. Оборотный коносамент может быть продан, куплен, заложен в банке и т.д. При оформлении такого коносамента, в обязательном порядке, проставляется запись «Приказу имярек». (К оборотным коносаментам относиться ордерные и предъявительские коносаменты).
    • Не оборотный коносамент (non-negotiable bill of lading) — коносамент в котором грузополучатель точно определен, и получает груз сам.
  2. В зависимости, от того, кто именно, будет получателем груза, коносамент бывает:
    • Именной (straight bill of lading) – получателем груза выступает юридическое или физическое лицо, на чье имя оформлен коносамент.
    • Ордерный — (to-order bill of lading) – суть в том, что отправитель или получатель, может определять («приказу отправителя» либо «приказу получателя»), какому именно, третьему лицу передать коносамент. Для этого в коносаменте, делается передаточная надпись (индоссамент).
    • Предъявительский (bearer bill of lading) – груз в порту назначения, передается предъявителю коносамента.
  3. В зависимости от типа перевозки:
    • Линейный (рейсовый) коносамент (liner bill of lading). Оформляется, при перевозке груза, на судне, идущему по определенному расписанию, с остановками в определенных портах, на специально выделенных причалах. (Линейные морские перевозки).
    • Фрахтовый (чартерный (chartered bill of lading)) коносамент – оформляется, для перевозок осуществляемых нерегулярно (Трамповые морские перевозки). Осуществляется по договору фрахта, сторонами по которому выступает грузоотправитель или его представитель (фрахтователь) и перевозчик (фрахтовщик). Где, фрахтовщик предоставляет фрахтователю, за определенную плату, часть судна, все судно или несколько судов сразу, для осуществления одного или нескольких рейсов с целью транспортировки груза, пассажиров и багажа.
  4. В зависимости от того, есть ли у перевозчика замечания к качеству и количеству груза, или таковые отсутствуют, коносаменты делят на:
    • «Чистый» (clean bill of lading) коносамент — повреждения тары, упаковки груза не обнаружены. Общее количественное и качественное состояние груза, соответствует указанному в коносаменте.
    • «Не чистый» (claused) коносамент – коносамент с оговорками, оформляется в случае обнаружения каких либо дефектов в упаковке, таре груза, и других замечаниях к качеству груза.
  5. В зависимости от общей схемы перевозки:
    • Прямой коносамент – оформляется при перевозках от порта до порта.
    • Сквозной коносамент (through bill of lading) – оформляется при перевозке, проходящей по мультимодальной схеме, с перегрузом из одного вида транспорта в другой, где морская перевозка занимает только часть маршрута.
  6. В зависимости от того когда груз принят перевозчиком:
    • Бортовой коносамент (shipped on board bill of lading) — оформляется, при уже погруженном на судно грузе.
    • Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment) – оформляется на груз предназначенный для погрузки на борт судна, но еще не погруженный и находящийся под охраной.

Фидерный коносамент – это коносамент на локальную перевозку судами небольшого водоизмещения, рассчитанных, как правило, на размещение 300 – 400 TEUs (эквивалент 20-футового контейнера). Фидерные перевозки часто практикуются на плече Стамбул/Констанца – Новороссийск. Фидерная компания и морская линия могут быть разными юридическими лицами, а фидерная перевозка оформляется отдельным коносаментом (фидерным) – однако груз выдается предоставившему 3 оригинала океанского коносамента лицу.

Для чего нужен фидерный коносамент и что это такое в практике международных морских перевозок? Согласно практике морская линия по своему усмотрению и без оповещения грузовладельца вправе перевозить груз по любому маршруту, выгружать его в любом порту, отправлять на любом судне. Для сокращения числа портов захода океанских судов широко применяется фидерная схема обслуживания, когда груз между портами захода океанских судов и портами региона перевозится малотоннажными фидерными судами.

Сторонами договора морской фидерной перевозки являются океанская линия и фидерный перевозчик. Перевозка выполняется за счет океанской линии и покрывается фидерным коносаментом. Это значит, что в качестве отправителя в фидерном коносаменте указывается агент океанской линии в порту трансшипмента (перевалки груза), а в качестве получателя – агент линии в порту назначения.

Таким образом, использование фидерного коносамента возможно только в качестве служебного документа океанской линии. Ни океанский, ни фидерный перевозчики не обязаны передавать или предъявлять документ грузовладельцу. Использование фидерного коносамента как доказательства в отношении характера груза невозможно – фидер-коносамент оформляется агентом океанской линии, который оригинальной информацией о характере груза не располагает, лишь дублируя ее из океанского коносамента.

Таможня и фидерный коносамент

В качестве документа для растаможки фидерный коносамент не может использоваться – в таможню попадает только океанский коносамент: он, с точки зрения таможни, является единственно достоверным источником информации о грузе. Грузовладелец (как декларант) может вообще не знать о существовании фидерного коносамента, т.к. этот документ имеет хождение только в отношениях между перевозчиками. Впрочем, документы все же используются на практике, т.к. грузы в Россию попадают преимущественно на фидерах.

Также фидерный коносамент включается в судовой манифест для таможенного оформления прибытия судна и перевозимых на нем грузов и транспортных средств. Служебные отметки (штампы) на фидерных коносаментах ранее ставила Балтийская таможня – эта практика была признана устаревшей с 7 февраля 2014 года, за исключением отдельных групп товаров (подконтрольным иным государственным органам).

Т.е. фидерные коносаменты (наравне с морскими накладными) могут предоставляться капитаном судна для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора. Штампы и отметки в экземплярах (их количество определяется перевозчиком) проставляются таможней согласно «Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора», утвержденной приказом ФТС России от 30.09.2011 № 1996.

В чем отличие фидерного коносамента от океанского (морского)

Основное отличие океанского (морского) коносамента от фидерного в том, что только первый является полноценным документом, выданным в рамках исполнения внешнеторговой сделки, содержащим достоверную информацию о перевозимом грузе. Фидерный коносамент заполняется на основании океанского (линейного), и в отличие от него, согласно правилам, не содержит необходимых и достаточных сведений для совершения таможенного оформления и декларирования товаров.

Второе различие между океанским и фидерным коносаментом – это стороны договора морской перевозки. По фидерному коносаменту сторонами выступают агент океанской (морской) линии и фидерный перевозчик, грузоотправителем является агент линии в порту захода океанского судна, а получателем – агент той же линии в порту назначения. По океанскому коносаменту отправителем является фактический грузоотправитель, а получателем – грузополучатель, или их агенты.

С технологической точки зрения: фарватер порта назначения не позволяет зайти океанскому судну, поэтому необходим трансшипмент (либо заход в конкретный порт экономически нецелесообразен). Драфт фидерного коносамента, если и выполняется, грузовладельцем фактически не отслеживается (под драфтом подразумевается согласование чернового варианта документа и сам этот документ).

Отличия фидерного коносамента от ордерного, сквозного понятны из содержания различных видов документов.

Требования к фидерным коносаментам по содержанию

  • Shipper – наименование грузоотправителя и его адрес;
  • Consignee – наименование и адрес грузополучателя;
  • Notify Party – сторона по коносаменту, которую фидерный перевозчик должен уведомить о прибытии груза – агент океанской линии в порту назначения;
  • Vessel – наименование фидера;
  • Voyage No. – номер рейса;
  • Port of Loading – порт погрузки (трансшипмента, захода судна морской линии);
  • Port of Discharging – порт выгрузки (назначения);
  • Kind of Packages and Description of goods – вид упаковки и описание товаров (здесь и далее – вся информация о грузе составляется исключительно на основании данных из океанского b/l);
  • Marks and Numbers – маркировка и номера;
  • Container No./Seal No. – номер контейнера, номер пломбы;
  • Number of Pieces — количество грузовых мест
  • Netto Weight – вес нетто;
  • Brutto Weight – вес брутто;
  • Measurement – объем;
  • Total number of containers or packages received by Carrier – количество контейнеров, полученных фидерной линией;
  • Number & Sequence of Original B(s)/L – количество коносаментов;
  • Place of Issue of B/L – место выпуска коносамента;
  • Date of Issue of B/L – дата выпуска коносамента;
  • Shipped on Board Date (Local Time) — время отгрузки на борт.

Это та информация, которая должна быть указана в фидерном коносаменте.

Коносамент – что это такое?

Транспортировка грузов морским транспортом – один из распространенных и удобных видов перемещения товаров при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Обратившись в морскую логистическую компанию и доверив ей свой груз, клиент должен получить от перевозчика специальный документ, который защищает права грузоотправителя, – коносамент. Что это за бумага, каковы ее функции, виды и особенности заполнения – расскажем об этом подробнее.

Коносамент – что это?

Коносамент – что это такое? Само понятие заимствовано из английского языка (сonsignment) и буквально обозначает отправление, груз. Если сформулировать простыми словами – это официальная расписка, которая выдается перевозчиком грузоотправителю в том, что первый получил товар и обязуется доставить его по назначению. Это оформленная соответствующим образом товарораспорядительная бумага, которая подтверждает право отправителя на перевозимую продукцию. Данный документ оформляется перевозчиком и выдается владельцу после того, как товар был отгружен.

Внимание! Коносамент является ценной бумагой и применяется при перевозках морским и речным транспортом, а также при осуществлении мультимодальных международных перевозок (т.е. несколькими видами транспорта). Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 143 предусмотрена возможность использования вместо коносамента иного документа, подтверждающего получение груза перевозчиком (например, морской накладной).

Функции коносамента

Сущность коносамента как ценной бумаги состоит в предоставлении возможности владельцу лучшим образом реализовать товар при условии его передачи перевозчику. Документ обязательно должен выполнять несколько предназначенных для него функций.

  • Подтверждение права логистической компании на получение и перевозку товара. По сути это документ, который заменяет собой груз на период транспортировки. После получения товара транспортировщик выдает отправителю коносамент: это является доказательством того, что перевозчик получил груз.
  • Удостоверение факта заключения контракта между перевозчиком и владельцем груза. Коносамент – доказательство, что между логистической компанией и отправителем заключен договор, согласно которому транспортировщик несет за его доставку ответственность.
  • Основание для передачи товара получателю по прибытию в место назначения.
  • Содержание основной информации о транспортируемой продукции и данные об участниках контракта. В документе отражены данные о перевозимом грузе, его состояние, в том числе, все наличествующие дефекты, это способствует отслеживанию условий транспортировки. Так, например, если будет повреждена упаковка, либо будут нарушены другие условия контракта, на основании коносамента можно будет обратиться в суд и потребовать компенсацию за ущерб.
  • Обеспечение кредитования под отгруженный товар при необходимости.

Важно! Во время передачи товара получателю, он должен осмотреть груз на наличие повреждений. В противном случае с перевозчика снимается ответственность и претензии не принимаются. Для защиты своих прав в суде можно использовать только оригинал коносамента!

Виды коносаментов

В логистической практике существует много разновидностей коносаментов. При классификации учитываются личность получателя, тип транспортировки, схема перевозки грузов, сроки получения товара грузоперевозчиком. Основные виды коносаментов, применяемые в международной практике перевозок, представлены здесь.

Ордерный (Bill of lading to order)

Выписка ордерных коносаментов – наиболее распространенная практика в сфере внешнеторговых грузоперевозок. Суть данного вида документа состоит в том, что, например, продавец, желая иметь контроль над товаром до момента оплаты за него покупателем, не указывает в коносамент конкретного получателя. Либо покупатель хочет передать права на товар другому лицу. Сзади на бланке ордерного коносамента делается передаточная надпись (индоссамент) о том, кому можно получить груз.

Внимание! Индоссаментов может быть указано несколько, т.е. права на получение товара передаются от одного лица к другому. Груз будет выдан тому, кто указан в передаточных надписях последним.

Именной (Bill of lading to a named person)

После указания передаточной надписи ордерный документ становится именным. Это документ, где указано конкретное – физическое или юридическое – лицо, которое имеет право получить груз. Либо бумага сразу составляется с указанием получателя, либо коносамент становится именным по условиям передаточной надписи.

На предъявителя (Bill of lading to a bearer)

Данная форма коносамента встречается в логистической практике нечасто, однако иногда используется. Если в графе «грузополучатель» указано «to a bearer», груз выдается любому лицу, предъявившему коносамент. Ордерный и предъявительский коносаменты удобны тем, что в случае, если покупатель не может оплатить по каким-либо причинам груз, имя получателя можно изменить.

Оборотные и необоротные коносаменты

Необоротным типом документа (Bill of lading non-negotiable) предусматривается, что товар по прибытии примет сам получатель. Оборотная форма (Bill of lading negotiable ) дает возможность владельцу распоряжаться грузом в процессе перевозки или даже закладывать коносамент в банк. Документ такого типа выгоден продавцу, так как делает, по сути, оборотным процесс передачи груза. Оборотными можно назвать коносаменты на предъявителя и ордерные. На практике чаще применяется необоротная форма.

Линейный (Liner bill of lading)

Линейный коносамент – это документ, оформляемый при транспортировке товара на судне, следующем по четкому расписанию с остановками в указанных портах на специально определенных для этого причалах. Ответственность единственного перевозчика грузов начинается в месте погрузки и заканчивается при выгрузке. Такой коносамент оформляется для регулярных морских перевозок. Подтверждает принятие товара на борт судна и разрешает совершать операции с товаром без передачи его другой стороне.

Внимание! Транспортная компания может привлечь к перевозке стороннее лицо в качестве экспедитора грузов, в таком случае для осуществления перевозки, кроме линейного, используется так называемый домашний коносамент.

Домашний коносамент

Эта ценная бумага оформляется с целью избавить грузоотправителя от проблем с доставкой товара. Домашний коносамент используют в таких ситуациях:

  • необходимо засекретить маршрут следования груза и имя клиента;
  • грузоотправитель оказывает услуги, не предусматриваемые договором;
  • компания-фрахтователь не хочет, чтобы клиент знал, кому принадлежит транспорт;
  • документ нужно оформить до погрузки товара на судно.

Фрахтовый (Chartered bill of lading)чартерный))

Коносамент этого типа используется для нерегулярных перевозок. Для транспортировки груза заключается контракт между фрахтователем (отправителем или его представителем) и перевозчиком (фрахтовщиком). Последний предоставляет грузоотправителю все судно либо определенную его часть для товара, иногда – сразу несколько морских транспортных средств.

Прямой (морской)

Этот вид документа оформляется при договоре доставки груза от пункта отправки до места назначения на одном конкретном судне.

Сквозной (Through bill of lading)

Сквозной коносамент применяется при мультимодальных перевозках: товар перемещается разными видами транспорта либо несколькими судами. Этот тип бумаги оформлять удобнее, чем заключать несколько договоров с перевозчиками на различных этапах транспортировки товара. Товар считается доставленным после того, как последний из транспортировщиков передал его грузополучателю.

Фидерный коносамент

Одной из разновидностей сквозного коносамента является фидерный документ: морской перевозчик заключает договор о локальной перевозке на небольшом судне – например, если порт, где грузится товар, не обслуживают суда его компании.

Основной перевозчик оформляет коносамент, в котором указаны порты погрузки/выгрузки и перевалочный пункт, а локальный создает фидерный коносамент. Последняя бумага не является товарораспорядительным документом и выполняет роль договора между локальным и основным перевозчиком.

«Чистый» (Clean bill of lading) и «нечистый» (Foul или Claused bill of lading) коносаменты

«Чистым» называется коносамент, в содержании которого нет оговорок, т.е. повреждений товара, тары не обнаружено, количество соответствует заявленному. Если имеются записи о порче товара или упаковки или каких-либо других дефектах, такой документ квалифицируют как такой, который нельзя именовать «чистым» (его называют «с оговорками», «нечистым»).

Бортовой и погрузочный коносаменты

Бортовой документ составляется после того, как произошла погрузка товара на транспортное средство. Коносамент на погрузку оформляется после получения товара логистической компанией, находящегося под ее охраной, но перед тем, как его поместят на судно.

Береговой (Custody bill of lading) коносамент

Эта бумага выступает в качестве расписки о приеме транспортной компанией груза и помещения его на суше на склад транспортировщика. Когда эту продукцию грузят на судно, в коносаменте делается отметка о дате погрузки. В дальнейшем эта бумага может заменяться бортовым коносаментом.

Контейнерный коносамент

При осуществлении комбинированных перевозок транспортная компания имеет право выдавать специальный контейнерный коносамент, действующий на основании Гаагских правил 1921 г. Такие коносаменты обычно являются погрузочными. Если такой документ имеет страховой полис, он называется застрахованным.

Важно! Если в коносамент неверно внесены сведения о порте погрузки, дате ее завершения, а также дате оформления бумаги, капитан судна или агент имеют право отказаться подписывать такой документ.

Опасаетесь, что при заполнении коносамента Вы можете что-то пропустить или не учесть?

Обратитесь к профессионалам EIG, ведь решение проблем ВЭД — это наша работа!
С нами Ваш коносамент будет заполнен идеален и Вас минуют любые проблемы!

Получить расчет Задать вопрос

Или же свяжитесь с нами по телефонам: +7 (423) 205-60-10, +7 (423) 205-60-20

Либо посредством электронной почты — info@east-import.com

Какую информацию указывают в коносаменте?

Основная информация, которая должна быть указана при заполнении коносамента, регламентируется Кодексом торгового мореплавания РФ, статьей 144. В документе обязательно присутствуют следующие реквизиты:

  • наименование транспортного средства (судна);
  • полное название и юридический адрес транспортной компании, перевозящей груз;
  • наименование и адресные данные грузоотправителя и грузополучателя (юридического либо физического лица);
  • порты, где проводятся погрузка и выгрузка товара;
  • дата доставки в порт для погрузки;
  • данные о товаре (название, описание, характеристики, упаковка, количество товара, вес и т.п.);
  • сведения о состоянии транспортируемого груза и упаковочной тары;
  • стоимость фрахта, другие документы об оплате логистических услуг;
  • дата составления документа и место его выдачи;
  • количество экземпляров коносамента;
  • подпись транспортировщика, его агента или капитана торгового судна.

Коносамент может включать дополнительную информацию по договору участников соглашения. Следует указать факт наличия товара на борту конкретного судна с датой погрузки. Важно отразить степень ответственности перевозчика в случае невыполнения условий перевозки и возникновения форс-мажорных обстоятельств.

Обычно коносамент оформляют в трех экземплярах, один из которых предназначен отправителю груза, второй – для транспортировщика и третий – для грузополучателя. Когда груз и один из коносаментов доставлен покупателю, два других оригинала утрачивают силу.

Порядок работы с коносаментом

Для выдачи коносамента сначала отправителю груза необходимо составить другой документ – погрузочный ордер, в котором указывается информация следующего характера:

  • наименование, вид груза;
  • количество транспортируемого товара;
  • упаковочная тара;
  • информация о порте погрузки;
  • данные грузополучателя;
  • наименование судна, перевозящего товар.

Штурманская расписка подтверждает факт нахождения груза на судне. На основании этих документов начинается работа над составлением коносамента. Его в трех экземплярах составляет компания-перевозчик. Покупатель товара, предъявив экземпляр коносамента, полученный от продавца, по этому документу получает груз.

Внимание! Перед погрузкой следует проверить товар на повреждения и в случае дефектов или недостатков поставить пометку «нечистый». Как составлять коносамент – на всю партию товара или на каждую отдельно – решает получатель (раздельное оформление практикуют, когда груз приходится получать частями).

Заполнение коносамента – как сделать всё по правилам

Как правильно заполнять коносамент и как выглядит оформленный документ? Заполнение коносамента осуществляется способом печати на фирменном бланке. Основные реквизиты документа указаны выше. Важно проследить, чтобы информация о грузе, его характеристики, дата доставки, сведения об участниках поставки товара должны быть точными и совпадать с данными во всех остальных документах. Тому, кто оформляет коносамент, нужно учитывать следующие моменты:

  • ошибаться нельзя, так как это может стать причиной срыва поставки товара;
  • отправитель может быть одновременно производителем и поставщиком груза;
  • правильно указать грузополучателя – это может быть покупатель товара, его агент, посредник, банк;
  • указать лицо, получающее уведомление о прибытии товара (грузополучатель, таможенный представитель или сотрудник экспедиторской компании);
  • указание в документе данных представителя перевозчика в порту прибытия упростит и ускорит отгрузку товара;
  • обязательно отметить особые свойства груза (ценный, опасный, хрупкий и др.).

Внимание! Исправлять информацию в коносаменте можно только при подтверждении данных от грузоотправителя и лишь с согласия последнего. Заполняя документ, следует учесть, что его корректировка займет много времени и повлечет дополнительные материальные расходы.

К чему приводит неправильно заполненный коносамент?

При составлении коносамента нужно быть очень внимательным и вооружиться знаниями законодательства или обратиться к помощи профессионалов. Последствия, связанные с неправильным заполнением документа, могут быть серьезными:

  • материальные расходы на исправление документа;
  • задержка с выгрузкой товара в порту прибытия;
  • простой судна из-за задержки отгрузки придется компенсировать;
  • задержка растаможки груза;
  • порча груза из-за вынужденного простоя.

Образцы коносаментов

Заполнение коносамента – дело непростое и может вызвать трудности, так как каждая торговая операция индивидуальна. На нашем сайте вы можете бесплатно скачать примеры бланков коносаментов на русском и английском языках.

Образцы коносаментов будут добавлены позднее — приносим извинения за доставленные трудности

Для того чтобы избежать трудностей с оформлением коносамента и проблем, которые могут возникнуть впоследствии, обратитесь в нашу компанию. Наши специалисты заполнят любые товарораспорядительные документы, в том числе, и коносамент, юридически грамотно: мы досконально знаем таможенное законодательство, правила торгового мореплавания. С нашим опытом работы в сфере ВЭД Ваш товар всегда будет доставлен вовремя и без лишних расходов.

Связаться с нами

Общая характеристика коносамента

Понятие и особенности коносамента

Для начала дадим определение, что же такое Коносамент.

Коносаментом является товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки. Значит наличие этого документа доказывает что груз был доставлен на транспорт, на данную операцию имеется составленный договор (т.е. тот же коносамент) и права на переправляемый товар были переданы лицу, посредством передачи данного документа. Это и является тремя главными функциями коносамента.

Так же в соответствии со 143 статьей ГК РФ коносамент является ценной бумагой. А в свою очередь ценной бумагой называется документ: удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права ее владельца; и приносящий доход ее владельцу.

По форме коносамент является документарным, так как это необходимое условие для получения товара, одна из главных проблем замены его на бездокументарную форму ценных бумаг.

Также коносамент является не эмиссионной, составляемой частными лицами, товарораспорядительной ценной бумагой. К обязательным реквизитам (признакам), отличающим коносамент от других ценных бумаг, относят:

1) наименование перевозчика и место его нахождения;

2) наименование порта погрузки согласно договору морской перевозки груза и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки;

3) наименование отправителя и место его нахождения;

4) наименование порта выгрузки согласно договору морской перевозки груза;

5) наименование получателя, если он указан отправителем;

6) наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем;

7) внешнее состояние груза и его упаковки;

8) фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им;

9) время и место выдачи коносамента;

10) число оригиналов коносамента, если их больше чем один;

11) подпись перевозчика или действующего от его имени лица.

Данные реквизиты регламентированы в статье 144 КТМ РФ «содержание коносамента». Без этих признаков коносамент будет считаться недействительным. Также в статье написано, что: » По соглашению сторон в коносамент могут быть включены иные данные и оговорки. Без таковых коносамент считается чистым. А если у капитана судна, перевозящего груз, возникает сомнение о сохранности груза, он вписывает оговорку, относительно пункта семь, например: «Бочки текут», «Упаковка мятая». Такие надписи делают коносамент нечистым, снижает его доказательную силу и его значение как товарораспорядительного документа. Банк может не принять такой коносамент к обращению. Поэтому, чтобы такого не случилось, по соглашению сторон, отправитель дает перевозчику гарантийное письмо, по которому все убытки которые могут возникнуть при передаче груза получателю, обязуется покрыть отправитель самостоятельно.

Что такое коносамент простыми словами и зачем он нужен?

Международная перевозка грузов сопряжена с оформлением различных документов. Полнота и правильность их заполнения являются залогом успешной транспортировки, таможенной очистки и вручения товара получателю. Одним из главных документов внешнеэкономической деятельности является коносамент. Разберемся, зачем он нужен, как его заполнять и избежать ошибок при оформлении.

Что такое коносамент?

Понятие коносамента пришло к нам из Европы. В переводе с английского слово «сonsignment» означает груз, товар, отправление. Простыми словами, это документ, который подтверждает факт заключения договора о доставке и право владения перевозимым товаром. Оформляется перевозчиком и передается собственнику товара после отгрузки.

Коносамент — это доказательство того, что отправление принято к поставке и грузоперевозчик взял на себя ответственность по его доставке получателю. Документ является ценной бумагой и используется как перевозке одним видом транспорта, так и мультимодальной. Одновременно он выполняет несколько функций:

  • Подтверждает получение перевозчиком товара от отправителя;
  • Является основанием для выдачи груза его получателю по прибытии в пункт назначения;
  • Выступает товарно-транспортной накладной;
  • В некоторых случаях с его помощью обеспечивают кредиты под грузы.

Коносамент является товарораспорядительным документом. По сути, он заменяет собой груз. Его продажа или передача означает передачу права распоряжаться отправлением третьему лицу. Поэтому в нем обязательно фиксируется состояние груза, наличие повреждений, дефектов. Оформляется на все виды отправлений, независимо от их спецификации, способа доставки, а также от того, является груз сборным или генеральным.

Ст. 143 Кодекса торгового мореплавания РФ допускает использование вместо коносамента морской накладной либо другого документа, который подтверждает получение товара грузоперевозчиком.

Изначально коносамент может быть оформлен на имя конкретного лица или без его указания. В зависимости от этого, документ бывает необоротным и оборотным. В первом случае право получения товара принадлежит только одному лицу, указанному в документе.

Оборотный коносамент позволяет собственнику груза распоряжаться им даже тогда, когда он находится в пути, то есть, документ может быть продан, передан третьим лицам или заложен в банк. Оборотными являются ордерные и предъявительские разновидности.

В зависимости от получателя товара, документ подразделяется на следующие виды:

  • 1. Именной. Его составляют на имя организации — получателя груза;
  • 2. Ордерный. Грузоотправитель либо получатель указывают в документе третье лицо, которое будет вправе получить его. На таком коносаменте обязательно предусматривается индоссамент — отметка о передаче;
  • 3. Предъявительский. При морской перевозке грузов в пункте назначения товар выдается держателю такого коносамента.

По способу доставки документ бывает:

  • 4. Линейным. Он заполняется на товар, отправляемый судном, следуемым по конкретному расписанию и маршруту;
  • 5. Фрахтовым либо чартерным. Оформляется для нерегулярных перевозок. Его составляют на основании соглашения между поставщиком и грузоперевозчиком, который выполняет условия договора, используя одно или несколько судов для доставки. Транспортировка может осуществляться одним судном в несколько рейсов или несколькими в один рейс.

В зависимости от наличия отметок о состоянии отправления выделяют чистый и нечистый коносамент:

  • 6. Чистый. Документ не имеет записей о дефектах на упаковке или нарушении целостности товара. Фактическое состояние, количество единиц отправлений совпадает с данными коносамента;
  • 7. Нечистый. Имеется запись о повреждении, порче тары или самого груза.

Разновидности коносамента с учетом способа доставки:

  • 8. Прямой. Груз доставляется от пункта отправления до пункта назначения одним транспортным средством;
  • 9. Сквозной. Используется при мультимодальном способе доставки, когда груз перевозится несколькими видами транспорта, например, судном, железной дорогой и автомобилем.

Сроки погрузки груза также влияют на выбор вида коносамента:

  • 10. Бортовой. Документ составляют после погрузки товара на судно;
  • 11. Для погрузки на судно. Коносамент заполняют до погрузки на борт.

В некоторых случаях вместо названного документа используется так называемый телекс релиз. Обычно это внутренний документ судоходной компании, дающий право перевозчику получить товар без товарораспорядительного документа. Передают телекс релиз по внутренним средствам связи грузоперевозчика после получения оригинала коносамента.

Как правило, телекс релиз оформляют, если нет возможности получить экземпляр коносамента. Например, товар доставляется при условии внесения предоплаты и оригинал документа находится у грузоотправителя до момента полного расчета. Обычно на отправку телекс релиза уходит не больше одного дня.

Какая информация заполняется в коносаменте?

В соответствии со ст. 144 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, к ключевым реквизитам коносамента относятся:

  • Название судна;
  • Наименование и адрес грузоперевозчика;
  • Наименование и адрес отправителя, получателя (это могут быть физические лица, организации);
  • Порты погрузки и выгрузки;
  • Дата прибытия товара в порт погрузки;
  • Наименование, количество доставляемого товара, его вес, описание и характеристики;
  • Оценка состояния товара, его упаковки;
  • Сумма фрахта, оплачиваемая грузополучателем;
  • Дата (дата коносамента);
  • Количество экземпляров документа;
  • Подпись грузоперевозчика, его законного представителя или капитана судна.

В документ могут быть включены и другие графы по соглашению сторон. Обязательно нужно отразить факт нахождения груза на конкретном судне и дату погрузки. Также указывается ответственность грузоперевозчика в случае форс-мажора, несоблюдения им условий транспортировки.

Обычно коносамент составляют в трех экземплярах: для отправителя, грузоперевозчика, получателя товара. После получения груза и экземпляра документа конечным адресатом остальные оригиналы теряют силу.

Как правильно заполнять коносамент?

Правильно оформленный коносамент является залогом своевременной доставки груза получателю. Текст заполняется на фирменном бланке грузоперевозчика печатным способом. Он должен содержать все сведения о товаре, его владельце, грузоперевозчике. Важно проследить, чтобы данные об участниках поставки, товаре были достоверными и совпадали с информацией в исходных документах. На что обратить внимание:

  • При заполнении сведений об отправителе нужно учитывать, что он может являться одновременно собственником и производителем товара, поставщиком либо экспедитором;
  • Получателем груза является не только его владелец, но и банк или посредник. С учетом этого в документе должны правильно отражаться права на груз;
  • Уведомляемое лицо. Указывается лицо, которое должно быть уведомлено о доставке товара в пункт назначения. Им могут выступать грузополучатель, представитель таможни или компании-экспедитора.

Желательно указать в документе данные агента грузоперевозчика в порту доставки. Это поможет получателю, представителю клиента оперативно решить вопросы отгрузки, проверки и корректировки документации.

Вероятные ошибки

Приведем наиболее типичные ошибки, допускаемые при составлении коносамента:

  • Неверно указывается вес и количество товара;
  • В коносаменте не указан товар, доставляемый в одном контейнере с другим грузом по одному контракту;
  • Не отмечены особые свойства груза: опасный, ценный, хрупкий.

Вносить исправления в коносамент можно только после получения подтверждения от отправителя груза. Для этого получатель товара запрашивает достоверные сведения у поставщика, который должен обратиться в порт отгрузки и предоставить агенту грузоперевозчика эти сведения для корректировки коносамента.

Другой способ исправления — обратиться к агенту порта доставки. Если от отправителя груза получены уточняющие данные, то грузоперевозчик вносит их в документацию. При этом экземпляр коносамента, выданный получателю товара, необходимо сдать грузоперевозчику.

Насколько быстро можно исправить ситуацию, зависит от характера ошибки. Если неверно указан вес, отправитель должен будет вносить корректировки в экспортную декларацию. На это уйдет больше времени.

Также проблематично исправить ошибки в описании и характеристиках перевозимого товара. Сроки и расходы на коррекцию зависят от условий, выдвигаемых грузоперевозчиком.

Если ошибка обнаружена только после того, как груз прибыл в порт, исправления вносятся в океанский коносамент. Неточности в фидерном документе корректируются только после ответа на письменный запрос о внесении изменений.

Ошибки в коносаменте можно исправить только с согласия грузоотправителя. Процедура корректировки сопряжена с дополнительными расходами средств и времени.

Порядок работы с документом

Перед оформлением коносамента грузоотправитель должен составить погрузочный ордер. Документ содержит следующие данные:

  • Название, марка товара;
  • Количество доставляемых единиц;
  • Тип тары;
  • Сведения о порте погрузки;
  • Информация о получателе;
  • Точное название судна.

Факт погрузки на судно должен быть подтвержден штурманской распиской. На его основании перевозчик составляет три идентичных экземпляра коносамента для себя, отправителя и получателя. По этому документу грузополучатель забирает товар, предъявив свой экземпляр, полученный им от отправителя.

Оформление документа может вызвать затруднения даже у опытных участников ВЭД, так как каждая ситуация индивидуальна. Чтобы при заполнении не возникали вопросы, предлагаем бесплатно скачать с нашего сайта готовые образцы в качестве примера.

1. Коносамент на русском (doc)

2. Коносамент на английском (doc)

3. Коносамент на английском (pdf)

Чем грозит неправильное заполнение коносамента?

Неправильно заполненный коносамент может привести к неприятным последствиям:

  • Задержка выгрузки товара с судна в конечном порту;
  • Увеличение размера демереджа. Это компенсация убытка судоходной линии вследствие простоя судна из-за задержки отгрузки;
  • Отказ в растаможке товара в порту отгрузки;
  • Повреждение, порча товара из-за неполных сведений о нем в описательной части;
  • Дополнительные временные и финансовые затраты на корректировку документа.

Верный способ избежать проблем — оформить коносамент при участии специалистов нашей компании. Большой опыт работы в сфере ВЭД, знание таможенного законодательства, международных правил торгового мореплавания позволяет нам безошибочно заполнять товарораспорядительные документы. Мы поможем доставить ваш груз вовремя и исключить непредвиденные расходы.

#ФОРМА#Оказываем любую помощь участникам ВЭД#
Что такое корректировка таможенной стоимости? Процесс корректировки может серьезно отодвинуть сроки выпуска товара и привести к дополнительным незапланированным расходам Основные виды транспортных документов В сопроводительных документах содержится информация об участниках торговых отношений, перевозимой продукции и особенностях ее перевозки Что такое сертификат происхождения товара и для чего он нужен? Сертификат происхождения товаров необходим, чтобы подтвердить место изготовления (производства) импортируемого груза