Конституционная монархия: что это?

Глава 2. Монархия

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти. Основными признаками классической монархической формы правления являются:

— вся полнота власти в государстве с данной формой правления принадлежит одному человеку – монарху. Он принимает решения от своего имени, может образовать или упразднить любые органы и т.д.

— монарх пользуется – титулом (король, царь, император, фараон);

— монарх получает власть, как правило, по наследству;

— народ не имеет отношения к формированию власти, прежде всего главы государства.

Выше уже говорилось, что основными признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в пять лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вице — монарха в отличие от вице – президента (правда, иногда губернатор в колониях Великобритании именовался вице – королем) в некоторых странах. Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.

Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархии прошлого. Общая тенденция связана с ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным институтом. В развивающихся странах монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говориться о «демократической и социальной» монархии (Конституция Марокко 1972г.), о «конституционно – монархическом» королевстве (Конституция Непала 1990г.), монархи октроируют (даруют) конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ). В некоторых развивающихся странах введены институты, демократизировавшие монархическую форму правления (Непал, Иордания, Кувейт и др.).

Монарх не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные эпохи применялась и уголовная ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

Для того чтобы подчеркнуть верховный характер власти монарха, эта власть нередко обожествлялась.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Остановимся подробнее на характеристике разновидностей монархической формы государственного правления.

Древневосточная монархия. Как первая в истории человечества форма государственного правления, она имела уникальные, только ей присущие черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя, патриархального быта. Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III вв.н.э.).

Эпоха Римской империи подразделяется на два периода – период принципата и период доминанта.

При принципате формально еще сохраняются элементы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли в решении государственных дел они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В зависимости от конкретных условий он исполняет полномочие любого должностного лица: командует армией, осуществляет суд по гражданским делам, по своему усмотрению комплектует сенат, отменяет решения любого органа власти, арестовывает граждан и т.д. Император является основным источником законодательной власти, сенат же играет лишь совещательную роль.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). В этот период полностью исчезают республиканские учреждения. Управления государством сосредотачивается исключительно в руках императора, который назначает исполнителей – сановников. Император открыто провозглашал свое божественное происхождение. Порядок в Римской империи поддерживался при помощи многочисленного административно – судебного и военного аппарата.

Государственные формы, присущие Римской империи, особенно на поздней стадии, стали образцом для подражания в средние века. Они в значительной мере получили реальное отражение в государственной Франции, Германии, Испании, самой Италии. Феодальная (средневековая) монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальной, сословно – представительной и абсолютной монархии.

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо – Саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодальное государство характеризуется раздробленностью территорий и слабой центральной властью. Феодальная военная и чиновная знать, в этот период вынуждена была уживаться с остатками родового

самоуправления. По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов.

Одновременно формируется аппарат центральной власти. Особенность данного аппарата состояла в том, что общие органы государственной власти были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Разновидностью раннефеодального государства является раннефеодальная империя, которая возникла как результат завоеваний воинственными феодальными государственными образованиями многочисленных, слабо организованных народов, между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого, Чингисхана). Империи возглавлялись единым владыкою – королем, великим князем, халифом или ханом. В центре создавалась сильная власть, которая поддерживалась военной дружиной и народным ополчением.

Место и значимость в структуре власти определялись не размером земельных пожалований, а их положением, которому соответствовала доля военной добычи.

Несмотря на кажущуюся мощь, раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованиями. Захват все новых земель и порабощение населяющих эти земли крестьян объективно способствовали феодализации общественной жизни. Создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в своих собственных экономических интересах. Они постепенно устраняются от военных походов под знаменем короля, поскольку им выгоднее заниматься собственным хозяйством и не делиться с владыкою устойчивыми доходами, получаемыми от своих крестьян.

Итак, с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи – она распадается на отдельные изолированные государства.

Сословно – представительская монархия – это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно – представительным органом (собранием)1. Такие сословно – представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно – денежных отношений и создание централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии – парламент, в Испании – кортесы, в России – Земский собор.

Сословно – представительное собрание состояло из духовенства, дворянства и представителей так называемого третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев). Это были, как правило, совещательные органы при монархе, занимающиеся законодательной деятельностью и контролем над финансами. Наряду с центральными органами сословного представительства создавались и местные сословно – представительные органы (провинциальные штаты во Франции, ландтаги отдельных земель в Германии, губернские и земельные избы в России).

В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную) монархию.

1См.: Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций – 2-е изд., доп.- М, 1995 – С. 32 – 36.

Абсолютная монархия

При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.1 Мнения исследователей по поводу того, существует ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о Национальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой.

По существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говориться, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к актам своеобразных парламентских органов: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархии есть признаки ограниченной монархии, хотя в некоторых странах действие конституции на десятилетия приостанавливается (Бахрейн), они отменяются монархом (Свазиленд), а парламенты на годы распускаются (Кувейт, где только и существует полностью выбранный парламент). В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говориться об ответственности правительства перед

1См.: Теория государства и права: Учебник / под ред. В.В. Лазарева – М.: Право и Закон, 1996 – 424с.

парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой родственник монарха, но, как отмечалось, парламент имеет на деле совещательный характер). К тому же, например, в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, т.е. назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура – совещание правителя с авторитетными людьми. Да и конституция, хотя документ называется, таким образом, не является основным законом. Подлинной конституцией считаются две книги мусульман – Коран и сунна. Учитывая указанные обстоятельства правильнее называть сохранившиеся монархии такого рода полуабсолютными.

Особую роль в полуобсалютной теократической монархии играет семейный совет. Он, в частности, определяет приемника монарха, может заставить монарха отречься от престола. Связи органов государства с населением имеют своеобразный характер. Во – первых, они определяются религиозными догмами. Во – вторых, они персональны, основываются на верности монарху и принадлежности к общине правоверных (умме). В – третьих, они, по существу, односторонние, хотя существуют Мажилис (право любого «правоверного» члена уммы прийти на прием к монарху, что на практике не всегда осуществляется), эти связи имеют характер повиновения. В – четвертых, такие связи осуществляются в значительной мере через авторитетных лиц в общине правоверных. Назначаемые местные органы государства состоят из членов королевской семьи (губернаторы) и других приближенных к монарху лиц. В связях с населением они выступают не столько как представители государства, сколько как олицетворение монаршего дома.

Особое место среди полуабсолютных монархий занимают ОАЭ. В этом государстве вся полнота власти принадлежит коллегиальному органу – Совету эмиров семи объединившихся эмиратов. Национальное собрание состоит при правительстве, тоже назначаемом эмирами.

Конституционная монархия

В конституционных монархиях власть монарха юридически ограничена – как правило, и законодательно, и существованием представительного органа. Обычно эти ограничения определяются конституцией, утверждаемой парламентом. В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают дуалистическую и парламентарную монархию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.).

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

— правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

— лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становиться главой государства;

— в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

— законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

— правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Парламентарная монархия характерна для современных индустриально развитых государств, с демократическим политическим режимом (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.).1

1См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций. — М.: Юрист, 1997. –С. 235-244.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871 – 1918).

Дуалистическая монархия первоначальная форма ограниченной монархии.

Такая форма, при которой уже в той или иной мере проведен принцип властей. Монарх осуществляет исполнительную власть, как правило, через назначаемое им правительство. Весьма значительны полномочия монарха в отношении органа законодательной власти.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах.1

В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда осуществление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует.

Таким образом, мы рассмотрели монархические формы государственного правления и каждой из них дали краткую характеристику. Выяснили то, что при абсолютной монархии правитель обладает огромной властью над народом, чем в конституции.

1См.: Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зеркало, 1996. –С.96 -100.

Глава 3. Республика

Республика – это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.1 Общими признаками республиканской формы правления являются:

— существование единоличного и коллегиального главы государства;

— выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

— осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

— юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

— обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

— преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2

1См.: Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова-М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА. М,1999 – С. 178.

2См.: Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. – М.,2005.

В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам.

Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик.

В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов государственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика V-II вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена на руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом.

В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V-VIIвв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному собранию и Совету пятисот), которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции.

По характеру взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики.

Шпаргалка по политологии (14 стр.)

Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных – Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т. п.).

Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Монархии различают:

– абсолютные;

– конституционные (парламентские).

В абсолютных монархиях (Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Оман, Саудовская Аравия) монарху принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной, судебной власти. Монарх соединяет функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами, верховного судьи, в исламских странах также и духовного лидера. Правительство назначается монархом и выполняет его волю. В конституционных монархиях (Великобритания, Испания, Япония, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Кувейт, Марокко, Непал) власть монарха ограничена представительным органом власти – парламентом, выполняющим законодательные функции.

В конституционных монархиях развитых стран институты представительной демократии действуют без ограничений. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Все законы принимает парламент. Правом вето (право на отказ главы государства подписать и ввести в действие законопроект) монархи не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед главой государства, а перед законодательным собранием. Таким образом, реальное управление страной осуществляет правительство, а глава государства выполняет свои функции в тесном согласии с ним. Монарх остается лишь символом нации, воплощающим единство страны. Однако на протяжении своего правления монарх знакомится с важнейшими документами правительства и часто выступает его советником. Прежде чем назначить нового премьер-министра, монарх проводит консультации с лидерами ведущих партий страны. В целом конституционная монархия является вполне жизнеспособной формой правления и обеспечивает стабильность общества.

37. Президентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

– зависимость от воли избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются:

– на президентские;

– парламентские;

– смешанные.

Президентская республика – разновидность демократического государства, форма правления, при которой президент страны совмещает функции главы государства и главы правительства.

В президентских республиках и парламент, и президент избираются всенародно путем прямых всеобщих выборов. Поэтому президент непосредственной политической ответственности перед парламентом не несет.

Отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент – распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (если он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского – запрет) на решения законодательного органа.

В США, которые являются президентской республикой, проводится жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, так называемая «система сдержек и противовесов». Законодательное собрание и президент, глава исполнительной власти, государства и правительства, избираются независимо друг от друга на всеобщих выборах. Прочная легитимность и самостоятельность по отношению к парламенту основываются на получении президентом полномочий непосредственно от избирателей. Президент назначает правительство с одобрения законодательного собрания страны (парламента) – Конгресса. Также президент обладает правом выбирать кандидатов на министерские посты, приглашать в состав кабинета независимых специалистов и политиков от оппозиционных партий. Традиционно правительство формируется из представителей партии, победившей на президентских выборах.

38. Парламентская республика

Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.

Признаки республики:

– выборность власти;

– срочность;

– зависимость от воли избирателей.

Парламентская республика – форма государства, главными отличительными чертами которой являются образование правительства на парламентской основе парламентским большинством и его формальная ответственность перед парламентом.

В парламентских республиках правительства формируются из представителей одной или нескольких партий, располагающих большинством в парламенте, и несут по конституции ответственность перед ним. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, в состав которой входят и члены парламента. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Вотум (мнение, выраженное путем голосования) недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой:

– отставку правительства;

– роспуск парламента;

– проведение досрочных выборов.

Членами правительства становятся депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании или в его нижней палате. Правительство занимает ведущее положение в системе органов государственной власти. Хотя парламент контролирует деятельность правительства, кабинет министров обладает широкой свободой принимать решения. В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.

Глава государства в парламентской республике – президент. Избирается законодательным собранием или путем всеобщих выборов. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства. Совместно с правительством президент осуществляет исполнительную власть, но не имеет права назначать правительство по своему усмотрению. Состав кабинета министров формирует лидер партии парламентского большинства. Несмотря на то что конституционные полномочия президента достаточно обширны, все же они сравнительно скромнее полномочий главы государства в президентской республике.

Парламентские республики обычно менее стабильны по сравнению с президентскими республиками. В них чаще сменяется правительство, проходят внеочередные выборы. В периоды социально-политических кризисов нестабильность правительства может привести к разрушению системы государственной власти. В настоящее время парламентские республики распространены преимущественно в Европе – Австрия, Греция, Исландия, Италия, Финляндия, Германия, а также вне пределов Европы – Индия, Турция, Израиль.

Конституционные монархии

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12345

Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган — парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются такие направления, как контрасигнатура и цивильный лист.

Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах. Цивильный лист — сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных монархиях. Размер этой суммы устанавливается законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

Дуалистическая монархия

Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство несет формально двойную ответственность — перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918).

Власть монарха при дуалистической монархии ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента и право абсолютного вето в отношении принимаемых законов. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.

Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом.

Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная — у парламента. К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Бахрейн (также относят и к абсолютной монархии), Иорданию, Кувейт (также относят и к абсолютной монархии), Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Объединённые Арабские Эмираты (также относят и к абсолютной монархии), Таиланде, Непале, Малайзии.

Парламентарная монархия

Парламентарная монархия это более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как например, в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции, даже формально, не имеет сколько-нибудь значительных полномочий.

Парламентская монархия — конституционная монархия, в которой монарх не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентской монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Парламентская монархия отличается тем, что статус монарха как юридически, так и фактически, ограничен во всех сферах государственной власти, в том числе, в законодательной и исполнительной. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут), либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Благодаря этому парламентская монархия может сочетаться с парламентской демократией. В этом случае правительство формируется партией или коалицией из партий, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте. Глава такого правительства обычно называется премьер-министром. Другой разновидностью конституционной монархии является дуалистическая монархия, где, в отличие от парламентской монархии, монарх имеет обширные властные полномочия и фактически является главой исполнительной власти.

Тирания

По Аристотелю: искажение монархии есть тирания.

Тирания власть эгоистического правителя. Тирану свойственны жестокие методы правления (весьма важная черта, по которой в последующие эпохи опознавали тирана). Аристотель отмечает, что тиран оказывается в некотором смысле вне общества. Ему принадлежит тезис: «Законного царя охраняют граждане, тирана охраняют наемники».

Тирании — часто следствие социальных потрясений. Они характерны, когда надламывается и повреждается традиция. Именно в силу этого два периода в истории дали неимоверное количество тиранов. Первый — период борьбы демократий с аристократиями в греческих полисах. Второй — эпоха итальянского Возрождения.

Рассмотрим пример тирании в истории нашего отечества. В истории Руси было всего два тирана.

Первый русский тиран — Иван IV6. Законность его прихода к власти можно было бы поставить под сомнение в силу обстоятельств его рождения, но другого претендента на престол не было и формально, он пришел к власти вполне законным путем, как наследник. Тиранический опыт его правления начинается с опричнины. Провокацией он развязал Левонскую войну (классическая методика тирана) — отряд Алексея Басманова явочным порядком захватил Нарву. В результате война началась, причем в крайне невыгодной для нас ситуации — с сильным риском вызвать создание коалиции нескольких сильных держав, что и произошло впоследствии, когда в войну вслед за Польшей вступила Швеция.

Вторым тираном на Руси был Петр I. А. Толстой в романе Петр Первый обращает самое серьезное внимание на формирование характера Петра, и возникновение его жестокости объясняет объективными причинами. Его постоянным учителем была сама жизнь. Именно она вызвала его на противодействие старому режиму, старому укладу русской жизни. Петру во всем виделось запустение воровство, отсталость и это вызывало у него страшный гнев. По существу вся Петровская эпоха пронизана героической борьбой русского народа за свое национальное существование, за свою независимость.

Наличие тиранов в нашей истории неоднократно использовали в политических спекуляциях, заявляя, что русские — вечные рабы и очень любят тиранов. На самом же деле ни один народ в своей истории тиранов не избежал. Так Англия еще в Средние века, создавшая демократию, не только муниципальную, но и парламентарную, получила своего тирана чуть раньше нас. Это был Генри VIII типичный тиран эпохи Возрождения. Кстати в Англии при нем даже действовал Парламент и послушнее любого Верховного совета единодушно голосовал за все предложения тирана.

Успех тирании основывается на том, что тиран превосходит допустимый в данном обществе, в данную эпоху уровень жестокости. Сказав, что тиран жесток, мы не скажем ничего, потому что жестокость — понятие в определенной степени историческое. Начав сажать на кол, Иван IV резко перешагнул через представления общества о возможном уровне жестокости, и общество оцепенело от ужаса. В настоящее время термин «тирания» в обиходе потерял свой первоначальный смысл. Его применяют главным образом в переносном смысле оценочно, как характеристику жестокого правителя или правительства.

Рассмотрев основные формы правления, отметим абсолютную монархию. Это наиболее приемлемая и справедливая форма правления её не следует путать с тиранией, так как все абсолютные монархии принимали принцип неприкосновенности частной собственности. Никто из абсолютных монархов не решился на массовые конфискации, на что запросто решались тираны. Во-вторых, абсолютные монархи старались не разрушать традиции. Соблюдение собственной культуры – достоинство, сохраняемое абсолютной монархией.

КОНСТИТУЦИОННАЯ (ограниченная) МОНАРХИЯ

Смотреть что такое «КОНСТИТУЦИОННАЯ (ограниченная) МОНАРХИЯ» в других словарях:

  • конституционная (ограниченная) монархия — см. тж. конституционная монархия. особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в… … Большой юридический словарь

  • Конституционная (ограниченная) монархия — форма правления в некоторых современных государствах, где власть монарха (короля, императора и т. д.) ограничена конституцией (законодательные функции переданы парламенту, исполнительные правительству). см. также Форма государства … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

  • ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ — см. Конституционная монархия … Юридический словарь

  • ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ — КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ … Юридическая энциклопедия

  • ограниченная монархия — см. тж. конституционная монархия. особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в… … Большой юридический словарь

  • ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ — (см. КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ) … Энциклопедический словарь экономики и права

  • ОГРАНИЧЕННАЯ МОНАРХИЯ — см. Конституционная монар хия … Энциклопедия юриста

  • КОНСТИТУЦИОННАЯ — (ограниченная) МОНАРХИЯ особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в конце XVII в … Юридический словарь

  • КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ — КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ, (ограниченная монархия) разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха (см. МОНАРХ (глава государства)) ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган парламент и независимые… … Энциклопедический словарь

  • МОНАРХИЯ — (греч. monarchia единовластие) форма государственного правления, при которой власть главы государства (монарха) передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от населения. Исторически верховная власть монарха обосновывалась ее… … Политологический словарь-справочник

Формы правления, политические режимы и системы

  • Автократия
  • Анархия
  • Аристократия
  • Бюрократия
  • Геронтократия
  • Демархия
  • Деспотизм
  • Джамахирия
  • Диархия
  • Идеократия
  • Изократия
  • Клептократия
  • Коммуна
  • Корпоратократия
  • Критархия
  • Марионеточное государство
  • Матриархат
  • Меритократия
  • Милитократия
  • Ноократия
  • Однопартийная система
  • Олигархия
  • Охлократия
  • Плутократия
  • Талассократия
  • Теллурократия
  • Теократия
  • Технократия
  • Тимократия
  • Тирания
  • Тоталитаризм
  • Хунта
  • Этнократия

Портал:Политика · править

Эту статью следует викифицировать.Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.

Конституцио́нная мона́рхия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству.

Конституционные монархии делятся на два вида: представительные, или дуалистические монархии, и монархии парламентарные. И в тех, и в других монарх делит власть с парламентом, но в то время, как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не контрасигновано соответствующим министром. При этом, в монархии первого типа министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются; обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере гарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как это доказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862-66 г.) правом парламента вотировать бюджет.

В монархиях второго типа министры ответственны перед парламентом и несмотря на то, что их назначение выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия (см. Парламентаризм). В государствах последнего типа у монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в чисто личных делах (таких как заключение браков, назначение дворцовых служителей; см. Виктория и т.п.). Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира — все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх «царствует, но не управляет»; однако и он представляет свое государство, является его символом.

Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозить правильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы, отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распуская парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. Еще значительнее его роль, если он хочет действовать конституционно; являясь главным представителем государства и исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней.


В статье использованы материалы из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).