Конструктивная критика, это что?

Конструктивная и деструктивная критика. Как реагировать?

11.07.2015 14 610 Время на чтение: 14 мин.

Константин Белый

Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое конструктивная и деструктивная критика, каким должно быть отношение к критике, как реагировать на критику. Любой человек, занимающийся каким-то делом, или даже просто открыто выражающий свое мнение, свою позицию по какому-то вопросу, обязательно будет в той или иной степени подвержен критике. Причем, чем сильнее его путь или его позиция отличаются от того, что делает или думает большинство, тем больше критики он услышит в свой адрес. Что делать в этом случае, как реагировать на критику? Обо всем этом в сегодняшней статье.

Начну с того, что от отношения человека к критике действительно зависит очень многое. Для одних людей критика выступает стимулом для саморазвития и движения вперед, для других — наоборот, дестабилизирующим фактором. Отношение к критике может очень сильно повлиять на отношения с другими людьми, причем, не только с посторонними, но и с близкими. Ну и, наконец, есть множество примеров, когда человек терпел серьезные неудачи только потому, что не хотел реагировать на критику. И, наоборот, когда люди отказывались от перспективных и успешных проектов из-за того, что их критиковали.

Реакция на критику — очень важное качество для любого человека, чем бы он не занимался. Отношение к критике может привести к серьезным переменам в жизни, причем, как в лучшую, так и в худшую сторону.

Чтобы разобраться, как правильно реагировать на критику, нужно, в первую очередь, определить, к какому виду критики она относится.

Виды критики. Конструктивная и деструктивная критика

Итак, рассмотрим основные виды критики. Их всего два.

1. Конструктивная критика — это выражение своего мнения с целью оказания помощи. В данном случае критик дает оценку вашим действиям или вашей позиции, желая помочь вам, принести какую-то пользу. Конструктивная критика может быть выражена в форме объективного анализа или в форме неких советов, рекомендаций по улучшению.

Рассмотрим основные признаки, по которым можно определить, что это именно конструктивная критика:

  • Объективность. Выражая свое мнение, критик не претендует на абсолютную истину, он подчеркивает, что это лично его позиция, его мнение;
  • Конкретность. Критикующий указывает на конкретные детали или моменты, которые он подвергает сомнению, при этом не говорит, что плохо совершенно все;
  • Аргументированность. Человек, который критикует, приводит конкретные аргументы, обосновывает свою позицию, показывает, на чем основана его критика;
  • Примеры из жизни. Критикуя, человек приводит конкретные примеры из личной или чужой жизни, которые подтверждают ход его мыслей;
  • Знание дела. Критик сам хорошо разбирается в тех вопросах, которые критикует (например, имеет профильное образование, опыт, личные достижения);
  • Отсутствие перехода на личности. Человек критикует, проявляя уважение, не переходит на личности, критикует не самого оппонента, а его действия или убеждения;
  • Указание на положительные моменты. Критикующий указывает не только на недостатки, но и на преимущества вашей работы или вашей позиции.

Конструктивная критика позволяет увидеть свои недостатки со стороны и исправить их. При грамотном отношении она может принести немалую пользу в любом деле.

2. Деструктивная критика — это выражение своего негативного мнения бесцельно, либо с корыстными целями. В этом случае критик нисколько не желает помочь тому, кого он критикует, он делает это с какими-то низкими целями или вообще без таковых.

Выделим основные причины деструктивной критики:

  1. Манипулятивное воздействие. Критик таким образом воздействует на оппонента, с целью склонить его к каким-либо, выгодным ему, действиям.
  2. Зависть. Человек может банально завидовать другому человеку, и от этого стараться искать в нем недостатки и открыто на них указывать.
  3. Чувство собственной важности. Есть люди, которые критикуют ради самого процесса и получения от этого морального удовлетворения. Это тоже деструктивная критика в чистом виде.
  4. Нестандартные мысли, путь развития. Если человек выделяется из толпы, мыслит и делает не так, как большинство, то найдется немало желающих раскритиковать его только потому, что он не такой, как они. Такая критика тоже не является конструктивной.

Теперь рассмотрим основные признаки, указывающие на то, что это именно деструктивная критика. В основном это все то, что противоположно конструктивной:

  • Необъективность. Критик явно демонстрирует, что все, что он говорит — безусловная, 100%-я истина, которую даже нельзя подвергнуть сомнению;
  • Отсутствие конкретики. Критикуется просто все, используются общие, размытые формулировки: «все плохо», «все ужасно», «это неправильно», «это бесперспективно», «ну кто же так делает» и т.д.;
  • Голословность. Деструктивная критика никак не аргументируется, критик не приводит никаких примеров, просто критикует и все;
  • Цепляние к мелочам. Критик активно критикует самые несущественные аспекты, не оказывающие особого влияния на общий процесс или позицию;
  • Неуместность. Человек постоянно и активно навязывает свою критику, по собственной инициативе, когда его никто об этом не просит, и даже дает понять, что его мнение не интересно;
  • Переход на личности. Критикующий выражает свое мнение не о действиях и суждениях, а о самом человеке, причем, все это в неуважительной форме.

Деструктивная критика не несет в себе никакой пользы, а несет только вред. Ее главная цель — вывести человека из равновесия, заставить его отказаться от своих дел или мыслей в угоду критику.

Теперь, когда вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, давайте рассмотрим, как реагировать на критику.

Как реагировать на критику?

Прежде всего, хочу отметить очень важный момент:

Если вы не умеете правильно реагировать на критику, если вы с радостью принимаете похвалу, а любую негативную оценку воспринимаете «в штыки», вам будет сложно добиться успеха в чем-либо. В этом случае критика будет мешать вам во всех начинаниях, портить ваши отношения с другими людьми, сделает вас злым и раздражительным человеком. Необходимо использовать конструктивную критику себе во благо, а из деструктивной делать выводы. Вы будете подвержены критике в любом случае, даже если будете все делать идеально. Избежать ее не получится, поэтому главное — сформировать у себя грамотное отношение к критике, знать и понимать, как реагировать на критику в той или иной ситуации.

Реакция на критику у грамотного человека должна начинаться с определения вида критики, то есть, конструктивная она или деструктивная. По каким признакам это можно определить — описано выше. Итак, рассмотрим, как реагировать на критику.

1. Не теряйте самооценку и веру в себя. Даже конструктивная критика ни в коем случае не должна стать причиной к занижению собственной самооценки и потере уверенности в собственных силах.

2. Отделяйте эмоции от полезных советов и рекомендаций. Часто и конструктивная, и деструктивная критика могут быть в той или иной степени эмоциональными. Однако, между эмоциями могут быть «спрятаны» действительно полезные замечания, советы и рекомендации. Слушая критику, сразу отделяйте все эмоции, пропускайте их мимо ушей. А вот на конструктивных замечаниях, советах и рекомендациях — наоборот, заостряйте внимание.

3. Не отвечайте на критику сразу. Реакция на критику должна быть обдуманной. Часто человек, которого критикуют, особенно — если критикуют эмоционально и деструктивно, тоже попадает под власть эмоций, отвечает в том же духе, критика перерастает в ссору, отношения портятся. Кто от этого выигрывает? Никто. Поэтому лучше молча выслушать критику, и если она требует ответа — взять паузу для обдумывания.

4. Используйте конструктивную критику как помощь. Поскольку конструктивная критика и проводится с целью оказания помощи — воспользуйтесь этим, используйте ее себе во благо. То есть, проанализируйте и сделайте выводы.

5. Нельзя совсем не реагировать на критику. Даже если это деструктивная критика, нужно понять, чем она вызвана, возможно, над вами нависла какая-то существенная угроза, и это только начало?

6. Не принимайте критику близко к сердцу. В то же время, думая над тем, как реагировать на критику, старайтесь отбросить все эмоции. Чем их будет меньше — тем более правильное решение вы сможете принять.

7. Важнее не мотивы критикующего, а суть критики. Часто бывает, что человек, которого критикуют, в первую очередь пытается понять, чем он вызвал такой интерес, какое отношение к нему имеет критикующий, чего он хочет добиться. Но гораздо важнее суть выявленных недостатков, тем более, если это конструктивная критика.

8. Если разные люди критикуют одно и то же — это повод задуматься. Одно дело, когда определенный недостаток видит один человек, его мнение может быть субъективным, а вот когда об этом говорят разные люди — следует задуматься.

И, наконец, очень важное правило:

Умный и грамотный человек, занимающийся саморазвитием, стремящийся к успеху и самосовершенствованию, должен уметь выявлять не только явную, но и скрытую критику, и оперативно на нее реагировать.

К примеру, не станет же подчиненный открыто критиковать своего начальника. Однако, по некоторым его действиям или словам, грамотный начальник должен сам заметить критику, и если она конструктивна — то отреагировать на нее.

На этом буду заканчивать. Теперь вы знаете, что такое конструктивная и деструктивная критика, как определить вид критики и как реагировать на критику в том и другом случае. Надеюсь, что эта информация будет вам полезна, и вы начнете применять ее на практике.

Желаю вам успехов во всех начинаниях! До новых встреч на Финансовом гении!

Общение. Формы критики.

ФОРМЫ КРИТИКИ

Если в процессе работы вы часто встречаетесь с критикой, то не трудно вспомнить случай, когда критика в ваш адрес больно резанула по сердцу, заставила невзлюбить (если не возненавидеть!) критикующего.

Вот почему, прибегая в критике, постарайтесь постоянно задаваться вопросами: что чувствует мой оппонент, как он воспринимает мои замечания, каково его физическое и моральное состояние? Исходя из ответов на эти вопросы и стройте разговор. Это верный путь к достижению действенности критики. Будьте гибче и используйте при необходимости различные варианты критических оценок.

Как показывает опыт, наиболее эффективными являются следующие формы критики:

Критика — похвала:

• Работа сделана хорошо, но не для этого случая.

• Неплохо, но вы способны на большее.

• Всё было хорошо, но только не совсем вовремя.

• Видно, что было старание, но, увы, его оказалось недо­статочно.

• Ну вот так уже совсем неплохо, осталось дело за малым.

• Уже лучше, но ещё надо поработать.

• В основном всё правильно, но несколько ошибок при­дётся устранить.

Безразличная критика:

• В нашем коллективе есть ещё люди, не справляющиеся со своими обязанностями. Но не будем их называть поимённо.

• Приходится констатировать, что не все поняли важность этого вопроса.

• Некоторые обучаемые до сих пор не рассчитались с биб­лиотекой. Надеюсь, они об этом знают.

• Среди нас есть такие, кто не выполняет распорядок дня.

• Пусть стыдно будет тому, кто не осмелился признаться.

Критика — озабоченность:

• Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно я озабочен вашим

недобросовестным отношением к работе.

• Мы озабочены тем, что вы не подготовили доклад.

• Я озабочен тем, что вы не стремитесь анализировать свои поступки.

• Не знаю, смогу ли я вам доверить это дело в следующий раз.

• Я крайне озабочен тем, что в последнее время с вами тво­рится что-то неладное.

Критика — сопереживание:

• Я прекрасно понимаю вас, стараюсь войти в ваше поло­жение, но и вы войдите в моё. Ведь дело-то не сделано.

• Я понимаю, как вам сейчас трудно, но в этом ведь только ваша вина.

• Я прекрасно понимаю вас, но надо поправлять положение.

• Мне близка ваша позиция, но подумайте о подчинённых — каково им сейчаc?

Критика — сожаление:

• Я очень сожалею, но должен отметить, что работа сдела­на не качественно.

• Очень жаль, но вы не справились с заданием.

• Я сожалею, но вы совершили ошибку.

• К моему сожалению, вы не оправдали наших надежд.

• Сожалею, но это вы могли сделать лучше.

• К сожалению, мы не ожидали от вас такогорешения.

• Мне искренне жаль, что вы меня не услышали.

• К сожалению, это не совсем то, что надо.

• Мне так жаль, что вы не успели выполнить работу.

Критика — удивление:

• Как?! Неужели вы не смогли выполнить это задание?! Не ожидал..

• Я шокирован: вы совершили слишком много ошибок.

• Я не ожидал от вас такого результата.

• Признаться, я удивлён, что отчёт ещё не готов.

• Я просто в недоумении по поводу вашей неисполнитель­ности.

• Вотуж не ожидал, что вы не сможете скопировать рисунок.

• Как, ты не видишь здесь недостатков?

• Как, разве тебе это нравится?

• Сегодня вы меня удивили. Кто бы мог подумать, что вы окажетесь в числе нарушителей?

• Неужели вы так и не поняли свою ошибку?

Критика — смягчение:

• Наверное, в том, что произошло, виноваты не только вы…

• Наверно, вам неправильно объяснили это задание…

• Не вините только себя в произошедшем.

• Это просто очередная рабочая ошибка.

• Вы опоздали, но я знаю, что это не ваша вина.

• В вашем жизненном опыте ещё не встречалось такого случая, поэтому вы не виноваты.

• Наверное, поручая вам это задание, мы не всё рассчитали.

Критика — предупреждение:

• Если вы и в дальнейшем будете допускать промахи, то пеняйте на себя.

• Предупреждаю, что впредь у нас будет с вами другой раз­говор.

• Рекомендую вам самостоятельно сделать выводы из случившегося.

• При повторной ошибке вы будете наказаны.

• Это было моё последнее предупреждение.

Критика – требование:

• Сожалею, но работу вам придётся переделать.

• Эта работа требует немедленного выполнения.

• Я требую, чтобы…

Подбадривающая критика:

• Ничего, в следующий раз сделаете лучше. А сейчас не получилось.

• Не огорчайтесь, сегодня сделали не очень хорошо, завтра получится лучше.

• С вашим старанием в следующий раз вы добьётесь от­личного результата.

• Не переживайте, если захотите, вы непременно выпол­ните это задание.

• Всё получится, если попробовать ещё разок.

Критика — упрёк:

• Ну что же вы? Я на вас так рассчитывал.

• Не ожидал, что по вашей вине придётся переделывать отчет.

• Никогда бы не подумал, что вы на такое способны.

• Как же так, я думал у вас всё получится!

• Ну что же вы? Вы нас так подводите.

Критика — надежда:

• Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это лучше.

• Уверен, что, несмотря на допущенную сегодня ошибку, вы с этим обязательно справитесь.

• Надеюсь, что в следующий раз вы спланируете свою ра­боту.

• Хочу надеяться, что в дальнейшем вы не допустите таких досадных просчётов.

• Я надеюсь, что это не предел ваших возможностей.

• Хочется верить, что в будущем вы станете более внима­тельны.

Критика — аналогия:

• Раньше, когда я был так же молод, как вы, я допустил точно такую же ошибку.

• Не расстраивайтесь, я тоже не смог сделать это с первого раза.

• У тебя получилось лучше, чем у кого-либо в первый раз, попробуй ещё.

• Раньше я тоже не мог выполнить это действие.

• Заметьте, вы сделали те же ошибки, что и в прошлый раз.

• Обратите внимание: ваш коллега считал точно так же и что из этого получилось?

• Когда я был молод, как вы, я был таким же самоуверен­ным.

Критика — требование:

• Я считаю, что работу нужно переделать.

• Это мнение ошибочное, его необходимоизменить.

• Сожалею, но здесь вам придётся уступить.

• Этот вопрос требует немедленной доработки.

• Я настаиваю, чтобы вы провели более тщательный анализ.

Критика — замечание:

• Вы выполнили это задание неверно, в следующий раз будьте повнимательней!

• Вы поступили грубо, я считаю, что вам следует извиниться.

• Жаль, что вы так поспешили с решением, впредь — советуйтесь.

• Вы слишком болезненно реагируете, не будьте таким импульсивным.

• Вы опоздали, постарайтесь больше этого не делать.

• Вы не так выполнили это задание. В следующий раз найдите возможность посоветоваться.

Конструктивная критика:

• Увы, но работа выполнена неверно. Что собираетесь пред­принять?

• Как вы планируете исправить допущенные ошибки?

• Что вы предпримите, чтобы исправить положение?

• Вы неправильно оценили ситуацию, что предлагаете делать?

• Опять просчёт. Как предлагаете выйти из положения?

Критика — опасение:

• Боюсь, что в следующий раз работа будет выполнена cтоль же некачественно.

• Боюсь, это войдёт у вас в практику.

• Меня беспокоит то, что вы повторно делаете те же ошибки.

• Боюсь, что в дальнейшем вам нельзя будет поручать столь ответственное задание.

• Опасаюсь, что завтра будет тот же результат.

Как мы видим, есть много способов не превращать критику в разнос и унижение подчинённых, сохраняя конструктивный стиль общения.

Вся правда о критике: кто, как, зачем и почему?

На просторах интернета мы встретились с настолько разным описанием и пониманием феномена «Критика», что на какое-то время даже возникли сомнения: «а стоит ли вообще про это писать?». Ведь будет неимоверно сложно поменять представление широких масс о критике, которое формировалось на протяжении многих лет.

В чём же возникла сложность?

Изначально под критикой подразумевался анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо человеческой деятельности. И задачами критики были:

  • выявление противоречий;
  • выявление ошибок и их разбор;
  • анализ, обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
  • суждение о чём-либо ( в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков и поиск путей их устранения;
  • исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников);
  • отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.

Кстати, в Древней Греции слово «критика» имело значение «искусство разбирать». И не зря существуют люди, которые профессионально занимаются критикой! Т.е. получается, что критик – это человек, который «искусно разбирает», анализирует, оценивает какую либо сферу деятельности (чаще всего связанную с искусством) в которой является профессионалом.

Как же это далеко от нашей сегодняшней действительности! Те смыслы, которые изначально таило в себе это понятие, отошли на второй, пятый или даже десятый план. В обиходе плотно засело сугубо узкое понимание критики, как отрицательного суждения о чем-нибудь или банального указания на недостатки.

Для человечества в целом весьма характерно следовать по пути упрощения жизни и придания ей комфорта. Видимо, этот процесс также затронул «искусство разбирать». Зачем думать и размышлять, прежде чем судить? Ведь можно сразу вынести суждение… Так быстрее и проще.

Оглянитесь вокруг. Вы увидите множество «критиков», которые мнят себя великими знатоками политики, спорта, экономики, медицины, психологии, бизнеса, воспитания детей… Казалось бы, что если бы они действительно через свою активную позицию по этим вопросам реализовали те задачи, которые изначально были присущи понятию «критика», то я даже не знаю, в каком идеальном мире мы бы жили. Но этого не происходит. Зачастую, остается только лишь отрицательное суждение и указание на недостатки.

В качестве примера представьте себе обычное для многих производственное совещание или отчет какой-либо проверяющей комиссии, экспертизы, где:

— 60% времени (бумаги) отводится перечислению всех выявленных недостатков, недочетов, недоработок и проколов и т.д.;

— 20% – поиску виноватых и их перевоспитанию (читай «наказанию»);

— 5% – нагнетанию отрицательной мотивации и накаливанию эмоциональной обстановки с целью стимуляции работоспособности;

— 4% – предупреждению будущих неудач;

— и, возможно, 1% всего времени отводится на конкретные предложения по решению поставленной задачи.

Если мы перенесем пример, который описан выше, на любой другой контекст, то получим ровно такую же ситуацию: жена постоянно «пилит» мужа, начальник вечно не доволен качеством работы своих подчиненных, отец регулярно предъявляет претензии к сыну в плане учебы, кто-то не может удержаться от язвительных комментариев в социальных сетях… А практический выхлоп из этого – 1%.

В этом отношении у нас всегда есть два героя:

  • Тот, кто критикует.
  • Тот, кого критикуют.

С уверенностью можно сказать, что и первому и второму в этой ситуации не сладко.

Человек, который не может удержаться от критики.

С самого начала нужно вспомнить о том, что намерение любого поведения позитивно! Когда человек выносит какое-либо красноречивое отрицательное суждение по любому вопросу, то у него в глубине души, осознает он это или нет, есть позитивный смысл. Этот внутренний смысл может иметь несколько основных направлений:

Человек искренне желает изменить сложившуюся ситуацию, поэтому наседает, пилит, критикует другого человека или его деятельность. Например, начальник критикует подчиненного для повышения эффективности работы. Или человека не устраивает сложившаяся ситуация, но он понимает, что изменить ничего не может. Поэтому для облегчения своей внутренней боли делает хоть что-то. Можно критиковать политическую деятельность отдельных лиц, к примеру. Правда зацикленность на своем мнении, мыслях чувствах (чрезмерно развитая 1 позиция восприятия) не дает возможности лучше прочувствовать, как именно можно донести до оппонента свою позицию.Чувство собственной важности (ЧСВ) и иллюзия собственный значимости… «Я настолько крут, что любой просто мечтает получить от меня обратную связь, я имею право всех учить» — это подпитывает их все больше и больше, укрепляя осознание того, что они все делают правильно. Также человек из-за ЧСВ становится и импульсивным, что заставляет его реагировать не думая, руководствуясь в основном эмоциями. Плюс собственная уязвимость к критике заставляет работать на опережение, выплескивая агрессию.Оправдание своей никчемности/неуспешности. «Я хочу быть успешным и боюсь неуспеха, поэтому я ничего не делаю, а если другие что-то делают, то это ошибка, надо их остановить». Такую категорию людей часто называют «убийцы мечты». К примеру, родители часто отговаривают, критикуют мечты ребенка, чтобы его оградить от боли разочарования в будущем.Человек стремится самоутвердиться и проявить себя через критику другого или выставить себя экспертом в каком-либо вопросе. Опустить другого проще чем подняться самому… С точки зрения экономии энергии — это закономерный эффект системы, но так поступают лишь те, у кого энергии внутри мало — психологические вампиры. Так же это может быть банальная зависть. Частая тема в бизнесе, когда конкуренты критикуют друг друга. Ну и, конечно же, всеми любимые «троли» в социальных сетях. Феномен троллинга – недосягаемость! Интернет-критики наслаждаются безнаказанностью, питают иллюзию свободы, считают себя независимыми от Системы.

Из этого вытекают две основные задачи, которые необходимо решить данному типу людей.

Первая задача представляется достаточно простой. Необходимо научиться выражать свое мнение в такой форме, чтобы собеседник реагировал на критику изменением своего поведения в лучшую сторону, а не злостью или обидой. Об этом мы поговорим подробнее в следующей статье (

ссылка

).Вторая задача является более сложной, но не менее актуальной, чем первая. Необходимо заняться личностным ростом, если категорически не получается держать язык за зубами. Никто не заставляет всегда молчать или терпеть, если что-то не нравится… Но для зрелой личности, как правило, характерно понимание того, что не все вещи и явления в этом мире нуждаются в комментариях.

Человек, который является постоянным объектом для критики.

Многим известно высказывание: «Если ты вышел на улицу, а тебе прохожие начали плевать в лицо, то это не с прохожими что-то не так, а с твоим лицом». На что следует обратить внимание:

Многие боятся критики, не готовы её воспринять и не знают, как на нее реагировать. Хотя в тоже время человек, который критикует, является полезным источником информации! Весь вопрос, что эту информацию не всегда просто ухватить для себя из-за формы подачи.У некоторых настолько раздуто чувство собственной важности, что любое мимолетное замечание и малейшее критической суждение воспринимается как кровная обида. В этом случае психолог будет в помощь… Собственно, как в предыдущем и следующем вариантах.Достаточно велика категория людей, которая имеет крайне заниженную самооценку. В этом случае критика, которая неправильно подана, будет ещё больше усугублять имеющиеся психологические проблемы.

Что со всем этим делать?

Естественно, что одна статья не может решить все глубинные личностные проблемы, которые обычно связаны с ранним развитием, формированием самооценки и, как следствие, навыком обращения с критикой. Но в следующей статье мы вполне в состоянии предложить вам эффективный алгоритм использования критики. Мы остановимся на определённой форме подачи критики, которая позволит чётко, ясно и понятно доносить своё мнение. Возможно, вы станете таким человеком, которого специально будут просить кого-нибудь покритиковать… Ведь именно после вашей критики у человека будет появляться чувство благодарности к вам из-за того, что именно вы донесли необходимую информацию в доступной для понимания форме и, главное, не обидно!

Авторы:

Барышев Артём Николаевич – Тренер Центра «Сталкер», Врач-психиатр-нарколог, Тренер НЛП, Гипнотерапевт.

Куликов Глеб Егорович — Директор Центра «Сталкер», Бизнес-тренер, Коуч, Врач, Психолог, Гипнотерапевт.

Читать следующую статью: Для тех, кто устал от критики. 8 секретов ОСВК

Неадекватная деструктивная критика

Мы вчера уже писали статью о том, как правильно реагировать на критику. Что бы вы не делали — вас будут критиковать. Причем критиковать и делать замечания будут даже тогда, когда ты уже добился каких-то существенных успехов в новом деле. То есть вовсе не вседа критика бывает действительно по делу.

Представь себе ситуацию. Ты к чему-то стремился, у тебя только-только что-то получилось и вдруг появились люди, которые начинают ругать, высказывать негатив и недовольство по поводу твоей инициативы. Это может выражаться по-разному. Начиная от того, что «ты чем-то не тем занимаешься» и заканчивая «это никому не будет нужно». Одним словом нужно быть оптимистом, чтобы продолжать поступать по- своему без оглядки даже на подобный негатив со стороны.

В первую очередь нужно понять, что возникновение критики — это нормально. Не ошибается лишь тот, кто вообще ничего не делает. Ровно также как и критику обычно получает тот, кто занят делом. Не зря в народе есть поговорка: «Инициатива наказывает инициатора». В этом смысле само наличие критики — это не так уж и плохо. Значит вы что-то сделали и получчили реакцию. Возможно неадекватную или болезненную, но зачастую это лучше, чем ничего.

Критика от компетентных и знающих свое дело людей будет более ценной. В таком случае их критика будет конструктивной и будет нести полезные советы. Зачастую критика несет очень ценные идеи и мысли о том, как сделать что-то лучше. К людям, которые говорят дело — следует прислушиваться.

Но бывают случаи, когда критика носит деструктивный характер по тем или иным причинам. Возможно, тобой хотят манипулировать или же просто человек был не в адекватном состоянии и вы попались к нему под горячую руку. Все мы люди и нельзя сбрасывать со счетов так называемый человеческий фактор. Всегда нужно думать, была ли та или иная критика реально конструктивной и следует ли к ней вообще прислушиваться. Разобраться в мотивах критика тебе поможет интуиция и логика. Нужно не только прислушиваться к критике, но и уметь отстоять свою точку зрения. При этом нужно иметь собственное мнение, которое не обязательно будет совпадать с мнением окружающих людей.

Признаки неконструктивной критики

Когда тебя критикуют и несут один негатив и при этом не предлагают никаких альтернатив — явный признак неконструктивной позиции, которую можно смело приравнять к информационному шуму и никак на это не реагировать. А фразы вроде «ты занимаешься чем-то не тем», «у тебя ничего не выйдет» или «найди нормальную работу (в том смысле, что ты занимаешься ерундой)» — все это можно смело назвать пустыми фразами, на которые попросту нужно стараться не обращать внимание. Особенно если эти суждения не основаны на объективных фактах.

Иногда тебя могут критиковать из зависти или просто потому, что хотят, чтобы ты был похож на подавляющее большинство обычных людей. Порой неконструктивная критика может быть движима благими намерениями. Однако мы все знаем народную мудрость о том, что «благими намерениями вымощена дорога в ад».

Нужно лишь знать, что всегда будут люди, которым искренне не будет нравиться то, что ты делаешь. Например, есть агрессивные противники смартфонов iPhone. Не смотря на то, что объективно iPhone — это традиционно то, что задает планку всему рынку смартфонов. Как бы не было круто то, что ты делаеш — всегда будут не только противники, но и даже ненавистники. Это — нормально.

Генри Форда считали сумасшедшим за то, что он занимался разработкой автомобиля

Например, создателя доступного автомобиля Генри Форда в свое время считали чуть ли не душевно больным. Однако он не обращал внимание на эту критику и продолжал целенаправленно двигаться к своим целям. Тебя могут окружать разные точки зрения и может быть разная критика. Всегда нужно видеть во всем рациональное зерно, а на пустые эмоции или откровенный бред реагировать не следует.

Итак, деструктивная критика — это критика, которая скорее не помогает делу, а мешает ему. Подобная критика может быть направлена на то, чтобы подорвать твою веру в свои силы, снизить самооценку, унизить и так далее. Психологи относят деструктивную критику к одной из форм пассивно-агрессивного поведения, а также это может стать формой манипуляции.

К примеру, тебя оскоробили в расчете на то, что ты займешь оборонительную позицию, станешь допускать какие-то ошибки, а может быть вовсе вскоре откажешься от новой идеи. Опытные психологи советуют относиться к ложной и необоснованной критике без эмоций и рассматривать это как одну из форм манипулирования тобой. Если раскачаешься на эмоции — сможешь сделать то, что от тебя ждут. Сдержанность поможет тебе не впадать в эмоциональную спираль и позволит сохранить холодный ум для принятия взвешенных решений.

В конце концов, можно предположить, что человек, который тебя критикует вовсе не завидует и не пытается тобой манипулировать. Возможно его суждения в принципе неправильны или же он не обладает полной информацией по тому или иному вопросу. При таком раскладе следует или игнорировать критику или аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Часто ложной критике могут подвергаться люди, которые выбрали немного необычный жизненный путь. Простой человек видя, что ты от него отличаешься может из благих намерений попытаться тебя вернуть в ряды таких же «нормальных» людей как и он. Вот только кто определяет, что нормально, а что нет?

Виды и формы критики

Критика имеет разные имена. Развернутое указание на недостатки — это собственно критика. Замечание — короткая критика. Обвинение — тоже форма критики, когда в большей степени звучит возложение вины за обнаруженные недостатки. Недовольство — эмоциональное выражение критики ситуации, выражение негативных чувств в связи с обнаруженными недостатками. Претензия — это критика с требованием. Возражения тоже можно считать критикой: критикой высказываний.

Данная статья посвящена преимущественно собственно критике, то есть критике самого человека либо его действий, однако общие положения по поводу критики вообще справедливы и для возражений: как их делать можно, а как стоит едва ли.

Критика по своей сути бывает справедливая и нет, по форме грамотная и обычная (к сожалению — неграмотная). Также, критика отличается по тому, на что она направлена: на ситуацию, на личность, на высказывания человека или на его действия. Критика может быть открытая и скрытая, в глаза и за спиной, справедливая и нет, деструктивная и конструктивная. Критика бывает поддерживающая и разгромная, общего плана и конкретная, мотивирующая и останавливающая. Встречается даже критика восхищенная… Какая вас больше воодушевляет?

Критика по форме может звучать очень разнообразно.

Прямая и косвенная

Курс Н.И. КОЗЛОВА «ЭФФЕКТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>

Прямая — о недостатках говорится прямо. Косвенная — описывается похожий случай или чужие аналогичные недочеты, из чего критикуемый легко догадывается о недочетах своих. Но прямо вы ему ничего не говорили. Подробнее смотри Косвенная критика попадает рикошетом

Развернутая и короткая

Развернутое указание на недостатки — собственно критика. Короткая критика — замечание.

Общего плана и конкретная

Критика общего плана говорит в общем. Конкретная — детально, конкретно. Не просто что не работает, а когда и в какой степени. Из-за каких причин. И не просто как сделать лучше, а как это сделать конкретно: куда пойти, к кому обратиться.

Когда полезна

Как правило, конкретность полезна и ценна почти всегда. И чем ее больше, тем лучше. Если же говорить точнее, необходимость конкретики и детализации зависит от уровня компетентности. Если критикуемый не знает, как исправить, как сделать лучше — конкретные подсказки очень ценны. Если же специалист в курсе, ему достаточно подсказать, что ошибка допущена или где-то что-то неисправно: как ситуацию поправить, он знает лучше вас.

Направленная на личность или на действия человека

Согласитесь, это очень разные формулировки: «ты плохой» или «это был неудачный поступок», «твое высказывание некорректно» или «ты сволочь». Критика, направленная на личность, звучит как обвинения. См.→

Открытая и скрытая

Открытая — автор критики известен. Скрытая — неизвестен. Например, организуем ситуацию, чтобы не мы покритиковали, а типа жизнь покажет…

Поддерживающая и разгромная

Эти формы критики касаются личности, но поддерживающая самооценку укрепляет, репутацию поднимает, а разгромная — наоборот.

Разгромная использует переход на личности, использует обвинения, тяготеет к публичности.

Поддерживающая критика — с пряничками, с ресурсной смазкой. Ты талантливый. У тебя получается. Мне вообще в тебе нравится. Ты очень надежный человек. (Ты ОК)

Поддерживающая критика полезна практически всегда. Если личностно критичная ситуация — просто необходима.

Деструктивная и конструктивная

Деструктивная критика говорит, что плохо, конструктивная — как сделать лучше. Куда прете? — деструктив. Пройдите левее, пожалуйста! — конструктив. Подробнее смотри Критика деструктивная и конструктивная

Мотивирующая и останавливающая

Мотивирующая — создающая желание делать. Останавливающая — ставящая запреты делать недопустимое. Поддерживающая критика касается личности, мотивирующая направлена на действия. Ты молодец — поддерживающий момент критики. «Вперед! У тебя получится!» — момент мотивирующий.