Кто должен оплачивать медосмотр работников?

Кто должен оплачивать медосмотр работников

Кто оплачивает медосмотр при приеме на работу?

Обязан ли работодатель оплачивать ежегодный медосмотр работникам?

Кем производится оплата внеочередных медосмотров?

Сохраняется ли заработок при прохождении медосмотра в рабочий день?

Особенности оплаты медосмотров отдельных категорий работников

Кто оплачивает медосмотр при приеме на работу?

Ст. 69 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) устанавливает обязательность прохождения медосмотров при трудоустройстве для:

  • несовершеннолетних;
  • лиц, для которых такая обязательность установлена ТК РФ (например, для лиц, устраивающихся на работу в районы Крайнего Севера из других районов – ст. 324 ТК РФ);
  • лиц, обязательность прохождения медосмотров для которых установлена законодательством (например, при трудоустройстве на судно – п. 4 ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Ответ на вопрос о том, кто оплачивает медосмотр при приеме на работу, дан в ст. 212 ТК РФ об обязанностях работодателя в сфере охраны труда.

Согласно ст. ст. 212, 213 ТК РФ в случаях, предусмотренных законодательством, администрация предприятия должна организовать проведение медосмотра при трудоустройстве за свой счет.

Указанное правило также закреплено в ст. 213 ТК РФ об осмотрах отдельных категорий работников.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

На практике нередко возникает вопрос, может ли гражданин за свой счет пройти медосмотр при трудоустройстве с последующей компенсацией расходов компанией.

Обратите внимание! Согласно позиции Минфина РФ, изложенной в письме от 08.02.2018 № 03-15-06/7527, оплата физлицами расходов по медосмотру за свой счет с последующим возмещением администрацией предприятия ст. 213 ТК РФ не предусмотрена.

О медосмотрах при приеме на работу читайте в наших статьях по ссылкам: Когда требуется медицинский осмотр при приеме на работу? Наркологическое освидетельствование при приеме на работу.

Обязан ли работодатель оплачивать ежегодный медосмотр работникам?

Отвечая на вопрос о том, обязан ли работодатель оплачивать ежегодный медосмотр работникам, отметим, что ст. 212 и 213 ТК РФ закрепляют в отношении периодических осмотров то же правило, что и в отношении осмотров при трудоустройстве.

Вывод. На вопрос, должен ли работодатель оплачивать медосмотр, законодатель отвечает, что организовать периодический медосмотр за свой счет – это обязанность работодателя.

Обратите внимание! Порядок прохождения медосмотров работниками, занятыми на тяжелых работах, определен приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении…» от 12.04.2011 № 302н.

В предыдущем разделе статьи при ответе на вопрос о том, кто оплачивает медосмотр при устройстве на работу, была приведена позиция Минфина РФ о том, что ст. 213 ТК РФ не предусматривает возможности для гражданина самому пройти медосмотр и впоследствии получить компенсацию.

Вместе с тем подобные ситуации встречаются в судебной практике, когда суд определяет, обязан ли работодатель оплачивать медосмотр, который пройден работником самостоятельно.

Обратите внимание! При разрешении споров о том, кто оплачивает медосмотр при поступлении на работу, необходимо установить, была ли у медучреждения необходимая лицензия. Ее отсутствие не дает возможности взыскать с компании в пользу лица, прошедшего медосмотр, затрат на его проведение (апелляционное определение Суда ХМАО-Югры от 31.07.2018 по делу № 33а-5140/2018).

О периодических осмотрах также читайте статью по ссылке: Периодический медосмотр работников предприятия.

Кем производится оплата внеочередных медосмотров?

Ст. 212 ТК РФ указывает, что оплата медосмотра работодателем производится не только применительно к предварительным и периодическим осмотрам, но и к другим видам медицинских осмотров, необходимых по законодательству.

Так, работодатель обязан оплатить внеочередные осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования.

Обратите внимание! Для направления на внеочередное освидетельствование должны иметься медицинские рекомендации. Позиция работодателя о необходимости сотруднику пройти внеочередной осмотр у психиатра в связи с его неадекватным поведением является незаконной. Вместе с тем затраты на такое освидетельствование, в случае его прохождения сотрудником, компенсируются работодателем (апелляционное определение Свердловского облсуда от 12.09.2018 по делу № 33-16153/2018).

Иные вопросы, связанные с медосмотрами граждан и медицинскими противопоказаниями для выполнения работы, раскрыты здесь: Увольнение по медицинским показаниям — пошаговая процедура.

Сохраняется ли заработок при прохождении медосмотра в рабочий день?

Работодателем осуществляется оплата дня прохождения медосмотра в рабочий день, поскольку согласно ст. 212 ТК РФ на время прохождения осмотра за сотрудником сохраняется место работы и средний заработок.

Обратите внимание! Исчисление среднего заработка производится согласно ст. 139 ТК РФ и постановлению Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления…» от 24.12.2007 № 922.

Важно! Если работник не прошел медосмотр, то администрация предприятия должна отстранить его от работы. Средний заработок за время отстранения не выплачивается. Исключение – если сотрудник не прошел осмотр не по своей вине. В этом случае ему производится выплата как при простое (ст. 76 ТК РФ).

В судебной практике отмечается, что направление работника на вахту не является уважительной причиной непрохождения осмотра (если, например, он мог пройти осмотр до направления на вахту). В этой связи приказ об отстранении от работы без оплаты законен. Если впоследствии работник признан негодным к работе, то указанное не является основанием для отмены приказа об отстранении от работы, поскольку основания для недопуска к работе (отсутствие положительного медзаключения) не отпали (апелляционное определение Самарского облсуда от 12.03.2019 по делу № 33-2754/2019).

О медосмотрах в выходные дни читайте в статье по ссылке: Разъяснения по вопросу прохождения работником медосмотра в выходные. Вопросы выдачи направлений на медосмотры освещены в статье по ссылке: Направление на медосмотр от работодателя.

Особенности оплаты медосмотров отдельных категорий работников

По законодательству работодатель несет повышенные обязательства и расходы по медосмотрам в отношении, в частности, следующих категорий лиц:

  • несовершеннолетние: обязательный предварительный медосмотр (ст. 76 ТК РФ), ежегодный осмотр за счет средств компании (ст. 266 ТК РФ);
  • работники на подземных работах: обязательный осмотр до приема на работу, медосмотры в начале и конце рабочего дня или смены (ст. 330.3 ТК РФ);
  • спортсмены: осмотры при трудоустройстве, обязательные периодические осмотры, внеочередные осмотры по просьбам спортсменов и при наличии медицинских рекомендаций (ст. 348.3 ТК РФ).

О предрейсовых осмотрах водителей читайте в нашей статье по ссылке: Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей.

***

Итак медосмотры работников, в связи с трудоустройством или периодические, оплачиваются работодателем.

Как работодатель должен оплачивать медосмотры работников?

Dmitry Kalinovsky / .com

Минфин России, отвечая на вопрос об обложении НДФЛ и взносами доходов работников организации пищевой промышленности в виде сумм оплаты прохождения ими обязательных медосмотров, высказал позицию о неправомерности такой распространенной среди работодателей практики, при которой работники проходят указанные осмотры за свой счет, а затем получают от работодателя компенсацию соответствующих расходов (письмо Минфина России от 8 февраля 2018 г. № 03-15-06/7527).

Вправе ли работодатель требовать прохождения предварительного медицинского осмотра от лиц, для которых такой осмотр не является обязательным? Ответ – в материале «Предварительный медицинский осмотр» в «Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Как указали в ведомстве, предусмотренные ст. 213 Трудового кодекса медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя, оплата предварительных медицинских осмотров работников за счет собственных средств работников с последующим возмещением таких расходов работодателем законодательством не предусмотрена.

Отметим, что ТК РФ все же не конкретизирует, каким именно образом работодатель должен оплатить работникам прохождение медицинских осмотров. В то же время по смыслу п. 23, 25, 26, 42, 44 Порядка их проведения, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н, очевидно, что для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически, исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно. Таким образом, работодатель, направляющий своих работников на медосмотр, обязан оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медицинских осмотров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно производят оплату медицинских услуг в рамках проведения медосмотров, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности (например, постановление Октябрьского районного суда г. Самары Самарской области от 13 мая 2015 г.№ 12-232/2015).

Тем не менее, если медицинский осмотр все же был пройден соискателем за свой счет, он вправе требовать от работодателя возмещения понесенных расходов (определение Смоленского областного суда от 22 ноября 2011 г. № 33-3776, определение Мурманского областного суда от 5 июня 2013 г. № 33-1940-2013).

Медосмотры: права и обязанности работодателя

Трудовым кодексом на работодателя возложена обязанность по проведению медицинских осмотров работников в случаях, предусмотренных российским законодательством. Такие случаи установлены во множестве разноуровневых нормативных актов, что затрудняет выяснение вопроса о необходимости проведения медосмотра для того или иного конкретного работника.

Рассмотрим требования трудового законодательства, направленные на обеспечение здоровья работника, а также случаи, когда работодатель вправе или прямо обязан организовать и оплатить медицинские осмотры сотрудников.

Права и обязанности работодателя

Обязанность работодателя по проведению медосмотров закреплена в ст. 212 Трудового кодекса РФ.

Работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.

Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работников с частотой, порядок определения которой устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем таким актом может быть не только сам Трудовой кодекс РФ или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.

Более того, в ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» сказано, что при необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.

Работодатель должен быть в курсе всех подобных требований, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть предусмотренных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров. Работника, не прошедшего соответствующего медосмотра и приступившего к работе, работодатель согласно ст. 76 ТК РФ должен отстранить от работы.

В период недопущения к работе и отстранения от нее заработная плата работнику не начисляется. Но если работник не прошел обязательный мед­осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В статье 214 ТК РФ определено, что прохождение обязательного предварительного и периодических медосмотров — обязанность работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ сказано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению. Обеспечение и обязательных, и внеочередных медосмотров, а также сохранение за работником места и среднего заработка на время таких медицинских осмотров — обязанность работодателя.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда в ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц — от 1000 до 5000 руб., юридических — от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Обязательные медосмотры

В статье 69 ТК РФ закреплена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок проведения таких осмотров определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации. При этом периодические мед­осмотры должны проводиться не реже одного раза в два года.

Для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов, порядок прохождения медицинских осмотров утвержден специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.

Дополнительная диспансеризация

При всей схожести процедур, осуществляемых при обязательном медосмотре и дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.

Дополнительная диспансеризация охарактеризована в приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» (далее — приказ № 55н) как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе ОМС, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. В отличие от обязательных медицинских осмотров в диспансеризации могут участвовать работники всех профессий. Кроме того, участие в диспансеризации является для работника правом, а не обязанностью.

Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В письме от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития России не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.

Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, по общему правилу является правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 № 224.

Дополнительная диспансеризация в 2010 г. осуществляется в соответствии с приказом № 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 № 860 и от 24.12.2007 № 921 граждане, в отношении которых проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008 или 2009 г., повторно дополнительной диспансеризации в 2010 г. не подлежат.

Приказом № 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим приказом не возложены.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Налоговый учет

Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указано в письмах Минфина России от 07.11.2005 № 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543. При этом необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры должны соответствовать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

При исчислении налога на прибыль учитываются расходы как на периодические, так и на предварительные мед­осмотры. Об этом говорится в письме Минфина России от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648. В нем отмечено, что затраты на предварительные медосмотры лиц, которые по результатам осмотра или по иным причинам не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.

Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра работодатель включает в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работник в общем порядке уплачивает НДФЛ, а работодатель — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Вместе с тем ни НДФЛ, ни страховые взносы не уплачиваются с сумм расходов, произведенных работодателем на оплату стоимости обязательных мед­осмотров. На это Минфин России указывает в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84.

Предусмотренные законодательством обязательные медосмотры

Профессия

Обязательный предварительный медосмотр

Обязательные периодические мед­­осмотры

Нормативное обоснование

Лица, не достигшие 18 лет

+

Ст. 69 ТК РФ

Работники организаций пищевой промышленности

+

+

Ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Работники организаций общественного питания

+

+

Ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ

Работники организаций торговли

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники водопроводных сооружений

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники лечебно-профилактических учреждений

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники детских учреждений

+

+

Ст. 213 ТК РФ

Работники, выполняющие работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств

+

+

Ст. 328 ТК РФ

(О порядке проведения медицинских осмотров работников автомобильного транспорта см. приказы Минздрава СССР от 29.09.89 № 555, Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90)

Спортсмены

+

+

Ст. 348.3 ТК РФ

Работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки

+

+

Ст. 22 Федерального закона от 02.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

Персонал, занятый в процессе производства пищевой масложировой продукции

+

+

Ст. 16 Федерального закона от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию»

Педагогические работники

+

Ст. 51 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»

Работники ведомственной охраны

+

Ст. 6 Федерального закона от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»

Работники на производстве, предусматривающем обращение с источниками ионизирующего излучения

+

+

Ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»

Персонал объектов по хранению и по уничтожению химического оружия

+

+

а также медосмотры до и после смены

Ст. 14 Федерального закона от 02.05.97 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия»

Кандидаты в водители и водители транспортных средств

+

+

а также предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры водителей

Ст. 23 Федерального закона от 10.12.95 № 19 6-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Работники на работе, непосредственно связанной с движением поездов

+

+

а также предрейсовые или предсменные медицинские осмотры работников, профессии которых входят в перечень приказа Минтранса России от 28.03.2007 № 36

Ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Работники объектов использования атомной энергии

+

+

Постановление Правительства РФ от 01.03.97 № 233

Верхолазы (верхолазными считаются все работы, когда основным средством предохранения работников от падения с высоты во все моменты работы и передвижения является предохранительный пояс)

Крановщики (машинисты крана)

Лифтеры скоростных лифтов

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)»

Работники, обслуживающие действующие электро­установки с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники лесной охраны

Работники на валке, транспортировке и первичной обработке леса

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники нефтяной и газовой промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники гидрометеорологических станций и сооружений связи, расположенных в полярных, высокогорных, пустынных, таежных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, в сложных климатических условиях

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Геологоразведчики, топографы, строители и т.п. в отдаленных, малонаселенных, труднодоступных, тундровых, заболоченных и горных районах (в том числе работающие вахтово-экспедиционным методом)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники взрыво- и пожароопасных производств

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники военизированной охраны, служб спецсвязи, инкассации и других ведомств, которым

разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на производствах, связанных с обслуживанием установок и емкостей с внутренним давлением газов и жидкостей выше 1,1 атм.

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на работах, выполняемых в условиях измененного геомагнитного поля (экранированные помещения, заглубленные сооружения)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на подводных работах

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на подземных работах

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники служб по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Работники газоспасательной службы и газоспасательной дружины

Работники отрядов по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов

Работники военизированных горных и горноспасательных служб

Работники пожарной охраны

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники, осуществляющие деятельность с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полномерной лицевой частью

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники на судах

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники, осуществляющие деятельность в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Учащиеся образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники организаций бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники бассейнов и водолечебниц

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники гостиниц, общежитий, пассажирских вагонов (проводники)

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Работники медицинской промышленности и аптечной сети, связанные с изготовлением, расфасовкой и реализацией лекарственных средств

+

+

Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83

Обязательные медицинские освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции

Врачи и медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом

+

+

Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877

Врачи и медицинский персонал лабораторий, которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию и исследование крови и биологических материалов, полученных от лиц, инфицированных вирусом

+

+

Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877

Научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус

+

+

Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877

Консультанты Роструда посоветовали неудачнику, попавшему в подобную ситуацию (цена вопроса – около 6000 рублей), пожаловаться в трудинспекцию или сразу в суд. При это подчеркнули: как правило, суды в таких случаях встают на сторону работника.Приведем несколько довольно ярких иллюстраций.

На заметку

Работодателя обязали компенсировать стоимость медуслуг водителю, на место которого, пока он проходил медосвидетельствование, успели нанять другого человека. В другом случае соискант, которому отказали в приёме после медосмотра, получил от фирмы по суду и затраты на медосмотр, и компенсацию за его проживание в месте прохождения собеседования, и возмещение морального вреда в 100 тысяч рублей.

Компенсация медосмотра «почти водителю»

Претендуя на вакансию водителя в фирме, гражданин получил направление на предварительное медосвидетельствование, которое обошлось ему в 9,5 тысяч рублей. Явившись к будущему работодателю с результатами медосмотра, он обнаружил, что должность уже занята. Несостоявшийся водитель обратился в районный суд, потребовав от ООО возмещения затрат, а также компенсации морального вреда (20 тысяч рублей) и судебных расходов. Суд удовлетворил его требования, снизив при этом размер компенсации морального вреда до 500 рублей.

Работодатель, не согласившись с данным решением, обратился с апелляционной жалобой в окружной суд Ханты-Мансийского АО . Согласно логике работодателя, поскольку соискатель не подал в ООО заявления о возмещении расходов на медосмотр, никакого нарушения его прав не было, а также не было и спора между ними — следовательно, рассмотрев данное дело, суд первой инстанции нарушил положения части 1 статьи 3 и части 1 статьи 4 ГПК (право на обращение в суд и возбуждение гражданского дела).

В апелляционном определении от 11.09.2018 по делу № 33-5966/2018 суд указал на то, что в данной ситуации в ТК РФ не регламентируется обязательный досудебный порядок урегулирования спора, поэтому соискатель был вправе обратиться в суд. Кроме этого, в силу положений части 8 статьи 213 ТК РФ (медосмотры некоторых категорий работников), предварительное медосвидетельствование лиц, занятых на работах, связанных с движением транспорта, должно проводиться за счет работодателя.

С учётом данной нормы, а также того, что ТК РФ не содержит каких-либо оговорок по поводу дальнейшего заключения трудового договора и оплаты медосмотра самим работником, суд пришел к выводу, что работодатель обязан возместить расходы.

100 млн за отказ в трудоустройстве

Сразу оговоримся – хотел получить соискатель, но не получил. Получил меньше… Гражданин претендовал на вакансию, принёс документы и результаты медосмотра, но ему отказали. Суд встал на сторону предприятия, а апелляция решила, что несостоявшемуся работнику должны 100 тысяч рублей.

Итак, гражданин нашел вакансию «помощник машиниста электровоза» на «Авито». Он прибыл из другого города в место нахождения депо, прошел собеседование и получил направление на медкомиссию. Документы и положительное заключение врачей он предоставил руководителю, но в работе ему отказали, не дав официального объяснения.

Исковые требования

Текст вреза Гражданин обратился в суд с иском, требуя признать отказ незаконным и обязать заключить трудовой договор. Позже он дополнил исковые требования: потребовал компенсацию за невыплаченную зарплату (1,3 млн рублей); возмещение затрат на трудоустройство (около 9 тысяч рублей) и… 100 млн рублей – за моральный вред, причиненный ему этой неприятной ситуацией.

Руководство депо сообщило, что машинист не писал заявления о приеме на работу. В соответствии с локальным актом предприятия (порядок приёма на работу и формирования личных дел работников) кадровик запросил характеристику по прежнему месту работы в другом депо. Она была зачитана вслух, после чего соискатель разозлился, забрал документы и ушел. Ввиду отсутствия документов руководитель депо не мог принять решение о приёме на работу или об отказе.

У гражданина была своя версия: начальник депо на словах объяснил, что отказ в работе вызван лишь звонком на прежнюю работу, где его в телефонном разговоре охарактеризовали как плохого работника, уволенного за нарушения.

Суд первой инстанции встал на сторону ОАО: его обязали возместить лишь 500 рублей, затраченные соискателем на прохождение медосмотра, в остальных требованиях истцу отказали.

Апелляция частично отменила это решение (определение Костромского облсуда от 14.02.2019 № 33-45/2019).

Для признания отказа в приеме на работу необоснованным требуется одновременно наличие двух оснований: доказанный факт отказа и нарушение прав претендента на заключение трудового договора.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки и переписки с транспортными прокурорами руководство депо признало, что нарушило статью 64 ТК РФ. Кроме того, в материалах есть положительная характеристика на работника, выданная ему тремя годами раньше. Из материалов также очевидно, что к моменту отказа работодатель не располагал «плохой» характеристикой, так как её приложили к делу уже во время разбирательств.

Облсуд пришёл к выводу о том, что ОАО отказало в найме без указания мотивов. С учетом того, что трудовые права были нарушены, гражданин имеет право и на компенсацию морального вреда. Но апелляция посчитала 100 млн рублей завышенной суммой, а вот 100 тысяч — «разумной, справедливой и соразмерной последствиям нарушения».

Кроме того, облсуд не нашел оснований для отказа о возмещении затрат на трудоустройство в 7,6 тысяч рублей. Соискатель документально подтвердил затраты на проезд от места жительства до города трудоустройства и обратно (железнодорожные билеты); на получение медзаключений (квитанции); на проживание в гостинице (квитанция).

Вместе с тем, облсуд не стал обязывать ОАО заключить трудовой договор с соискателем и выплатить ему упущенную зарплату. Факт выполнения К. работы в спорный период отсутствует. Незаконный отказ о приёме на работу в данном случае грозит работодателю только выплатой компенсаций.

ПРАКТИЧЕСКАЯ БУХГАЛТЕРИЯ
Электронная версия главного журнала для практиков

О том, как именно последние изменения в законодательстве повлияли на работу бухгалтерии.

Подписаться

Лояльная цена, гибкие варианты подписки.