Культура виды

Какие существуют разновидности культуры?

Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание), поэтому изначально в Древнем Риме означало земледелие. Только с XVII века термин культура стало восприниматься как «воспитанность» и «образованность».

Культура — результат развития человеческой жизнедеятельности, накопленный веками и передаваемый из поколения в поколение.

Культура: формы и разновидности

В широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

В узком смысле:процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

  • Материальная культура — результат производства, все, что имеет отношение к материальному миру и служит для удовлетворения материальных потребностей человека или общества, т.е. продукт экономики: предметы и вещи, используемые в повседневной жизни, различные технологии и др.
  • Духовная культура — совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (знания, идеи, ценности — продукт искусства, науки, религии, морали);
  • Информационная культура— знания об информационной среде, умение правильно ориентироваться в информационных потоках. Формой информационной культуры является речь.
  • Физическая культура —развитие физических способностей человека, все что связано с телом человека: комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию и красоте тела.

Между собой эти культуры тесно взаимосвязаны, т.к. без знаний нельзя построить дом.

Формы культуры:

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества. Изящное искусство высокого уровня, создающее культурные каноны. Узкий круг ценителей и потребителей. Как правило, интеллигенции: учёным, учителям, художникам. Имеет некоммерческий характер и требует интеллектуальной расшифровки: классическая музыка и литература.
  2. Народная — мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, где авторы, как правило, не известны. Носит некоммерческий характер;
  3. Массовая — потребляемая массами, с низким уровнем сложности. Направлена на развлечение широкой аудитории: кино, телесериалы, ток-шоу, мода, поп-музыка и т.д. Носит коммерческий характер.
  1. Субкультура — культура не отвергает культуру большинства, но отклоняется от нее. Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (молодежная субкультур, субкультура врачей, субкультура студенчества и др.)
  2. Контркультура — субкультура, находящаяся в конфликте с господствующей культурой. Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи и панки; левые радикалы и др.).

Типы культур:

  • Национальная — мировая;
  • Светская — религиозная (связь с религией);
  • Восточная — западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.) (региональная принадлежность);
  • Традиционная — индустриальная — постиндустриальная (принадлежность к историческому типу общества);
  • Сельская — городская (связь с территорией);
  • Обыденная — специализированная (специализация);
  • Высокая (элитарная) — массовая — народная (вид аудитории).

Понятие культуры. Формы и разновидности культуры:

  • в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
  • в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 1

Основные функции культуры:

  • познавательная — это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе;
  • оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализации — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. 2

Формы и разновидности культуры. Типология культур:

В зависимости от классифицирующего признака выделяют следующие формы и разновидности культур:

  • по связи с религией: религиозная и светская;
  • по региональному признаку: культура Востока и Запада;
  • по национальному признаку: русская, французская и т.д.;
  • по принадлежности к историческому типу общества: культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
  • по связи с территорией: сельская и городская культура;
  • по сфере общества или виду деятельности: культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей: материальная и духовная.
  • по уровню мастерства и типу аудитории: элитарная (высокая), народная, массовая.

Различают также материальную (всё, что создаётся в процессе материального производства: техника, материальные ценности, производство) и духовную (религия, искусство, мораль, наука, мировоззрение) культуру.

Главным основанием разграничения материальной и духовной культур является характер потребностей (материальные или духовные) общества и человека, удовлетворяемых произведёнными ценностями. 3

Элитарная, массовая и народная культуры

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека.

Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.

К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера.

Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни.

Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень.

Народная культура

Народная культура признается особой формой культуры. В отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны.

Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и танцы.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения. Фольклор локализован, т.

е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие. К современным проявлениям народной культуры можно отнести анекдоты, городские легенды.

Массовая культура

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его.

Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Экранная культура — вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.).

Субкультура

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Молодежная субкультура — культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке.

Причины:

  • рост жизненного уровня;
  • развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
  • возрастание роли и значения свободного времени, досуга.

Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

Контркультура

Контркультура — направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).

Формы и разновидности культуры

Многообразие культур можно понимать по-разному. Можно указать на культуру национальную и мировую, светскую и религиозную, западную и восточную и т.д. Под многообразием культур подразумеваются и такие три формы культуры, как элитарная, народная, массовая и две ее разновидности – субкультура и контркультура.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами и включает изящное искусство, высокоинтеллектуальную литературу и т.д. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Иначе народную культуру называют любительской и коллективной (мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д.).

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей.

Появилась она в середине XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Как правило, она обладает незначительной художественной ценностью, но у нее самая широкая аудитория. По отношению к своему потребителю она выступает в качестве регулятора общественных настроений, средства социального программирования, формируя при помощи новейших технологий массовые предпочтения.

Массовая культура служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой их них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения (субкультура).

Субкультура –часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Говорят о молодежной субкультуре, которая создает свой сленг, моду, музыку, нравственный климат, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональной, криминальной субкультуре.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями, но она не противостоит доминирующей культуре, как это происходит в случае контркультуры.

Контркультура представляет такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Например, субкультура террористов противостоит человеческой культуре, молодежное движение хиппи в 60‑е годы ХХ века отрицало господствующие американские ценности.

Контркультура направлена на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры, основными принципами которой являются:

  • острый конфликт с «официальной» культурой, демонтаж существующей системы ценностей;
  • построение альтернативного культурного пространства;
  • стремление к его максимальному расширению, в идеале – к полному господству в качестве нового культурного канона («культурная революция»).

Основной творец альтернативной культуры – культура официальная, слепо отбрасывающая «неприемлемые» формы расширения ее пространства.

В свою очередь, совокупность субкультур, базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры.

Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их размещением на «окраинах» соответствующих культурных систем, пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны.

Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются:

  • процессы трансформации общества (модернизация, «перестройка» и т.п.);
  • изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса);
  • различные формы взаимодействия культур (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена).

Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами.

Различие среди социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типом языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития.

На отношения, ценности, идеалы и верования индивида культура среды его обитания оказывает большое влияние, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

Сегодня наиболее актуальными направлениями во взаимодействии культур ученые называют следующие:

  1. этническое направление, характерное для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этно-конфессиональными социальными общностями;
  2. межнациональное направление, основанное на диалоге различных государственно-политических структур и политических элит;
  3. цивилизационное направление, основанное на диалоге культур, который наиболее продуктивен с точки зрения культурно-инновационной деятельности.

В настоящее время в Республике Беларусь переход к устойчивому развитию страны связан не только со сбалансированием экологических и экономических требований, но и с созданием новой системы нравственно-духовных и социально-этических ценностей общества, во многом зависящих от состояния культуры.

Благодаря целенаправленной поддержке государством программ возрождения белорусской культуры, сохранен культурный потенциал Республики Беларусь, дальнейшее развитие получило профессиональное искусство, поддерживается историко-культурное наследие, увеличилось число театров, музеев, выпуск книг и брошюр.

Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития белорусской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций.

Главной целью развития культуры в период до 2010 года является развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей доступ граждан страны к культурным благам и информационным ресурсам.

Сегодня с уверенностью можно говорить, что устойчивое развитие страны требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его достижений в области культуры.

Когда речь идет о многообразии культур, то оно пони­мается по-разному.

Типология культуры

Основа классификации Типы культуры
Связь с религией Культуры религиозные и светские
Региональная принадлежность Восточная и западная, средиземномор­ская, латиноамериканская
Регионально-этни­ческая особенность Русская, французская и т. д.
Принадлежность к историческому типу общества Культуры традиционного, индустриаль­ного и постиндустриального общества
Хозяйственный уклад Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриаль­ная культура
Сфера жизни общества или вид деятельности Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная и пр. культуры
Связь с территорией Сельская и городская культуры
Специализация Обыденная и специализированная куль­туры
Уровень мастерства и вид аудитории Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры

Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, под­разумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

Народная – культура, создаваемая народом и отражающая национальный характер, его жизнь, традиции, мировосприятие, ценности, наиболее важные события истории.

Как правило, произведения народной культуры анонимны и нередко передаются устно.

Элитарная – культура, рассчитанная на узкий круг потребителей подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений. Создается при­вилегированной частью общест­ва» либо по ее за­казу профессио­нальными творцами

Коммерческая выгода не является целью элитарного искусства: создатели, прежде всего, стремятся к самовыражению и воплощению своих идей, приёмов и образов для массовой культуры.

Массовая культура (поп-культура) – культура, появившаяся в индустриальном обществе и связанная с развитием массового производства, технических средств коммуникации; культура общедоступная (стандар­тизация культуры), отражающая насущные духовные потребности широких масс, ритм жизни общества.

Произведения массовой культуры не рассчитаны на глубокое осмысление и не предъявляют каких-либо требований к общекультурному уровню потребителя.

Отличительная черта – коммерческий характер (произведения являются объектами купли-продажи и направлены на извлечение прибыли). Она транслируется СМИ и может оказывать серьезное влияние на формирование общественного и индивидуального сознания.

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

Позитивное:

  • Утверждает простые и понят­ные представления о мире лю­дей, о взаимоотношениях меж­ду ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современ­ном, быстро меняющемся мире
  • Ее произведения не выступают средством авторского самовыра­жения, а непосредственно обра­щены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы
  • Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социаль­ных групп), что соответствует нашему времени
  • Произведения массовой культуры отражают ритм жизни общества и направлены на развлечение и отвлечение человека от повседневных проблем (массовая культура имеет развлекательный характер). Они помогают преодолевать стрессовые ситуации, решать некоторые психологические проблемы современного человека.
  • Имеет свои вершины — литера­турные, музыкальные, кинема­тографические произведения, ко­торые уже по сути могут быть от­несены к «высокому» искусству.

Негативное:

  • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскатель­ным вкусам «массового человека»
  • Ведет к стандартизации и унификации не только об­раза жизни, но и образа мыслей миллионов людей
  • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере
  • Насаждает мифы в созна­нии людей («миф Золуш­ки», «миф простого пар­ня» и т. д.)
  • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности
  • Используя современные СМИ, подменяет для мно­гих людей реальную жизнь, навязывая опреде­ленные представления и предпочтения

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Экранная – культура, формирующаяся на этапе перехода к постиндустриальному обществу и связанная с информационными технологиями и виртуальным миром.

Субкультуры(от лат. sub — под) – культуры, создаваемые представителями отдельных социальных групп (половозрастных (женская, детская, молодёжная), территориальных, профессиональных (научное сообщество, современный бизнес, военные), конфессиональных, этнических, криминальных и др.).

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оп­позиции господствующей культуре.

Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и свя­зана с развитием общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления.

Ее возникновение связано также с по­вышением роли и значения свободного времени, досуга, во­круг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье.

Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные экс­перименты с образом жизни, поиск иных, отличных от куль­туры взрослых, культурных оснований своего существования.

Господствующая культура определяет магистральное направление развития, а субкультуры отражают своеобразие образа жизни, символов и ценностей, мировосприятия, стандартов поведения конкретных социальных групп.

Контркультура(от лат. contra — против):

  1. социокультурная система противостоящая господствующей культуре, стремящаяся вытеснить её (в случае если локальная культура начинает претендовать на универсальность).
  2. ценностная система асоциальных групп населения (битники, хип­пи и панки; левые радика­лы; андеграунд и др.)
  3. новаторские элементы культуры

Диалог культур – взаимодействие, обмен ценностями между различными культурными образованиями (субкультурами, контркультурами) в рамках крупных культурных зон, между культурными регионами, сформировавшими на заре истории человечества свой комплекс специфических черт.

Культурная глобализация, взаимопроникновение и взаимообогащение, сохранение уникальности и самобытности. Взаимодействие культур должно осуществляться в форме диалога, в котором каждая культура участвует как равноправный партнёр, взаимно обогащая друг друга, не уничтожая при этом уникальность каждой из культур.

Пример: открытие студии восточных танцев или единоборств в европейском городе.

Духовная жизнь реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельнос­ти, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практиче­ской деятельности, является особой формой отражения окру­жающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремле­ния и цели людей. Взятые в единстве они составляют духов­ный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общест­ва и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эс­тетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Всемирная живопись. Мировая художественная культура

Мировую художественную культуру можно представить через великих художников и великие шедевры.

Предлагаемый материал — не учебник по истории искусств, это скорее краткий вводный курс, своего рода приглашение прикоснуться к мировому изобразительному искусству в его становлении и развитии от первобытного искусства до XXI в.

Хронологический порядок изложения материала позволит проследить, хотя бы бегло и фрагментарно, историю искусств.

Человек всю жизнь «восходит» к искусству и идет к его пониманию разными путями. Мы предлагаем свой вариант приобщения детей к миру прекрасного: от созерцания живописных произведений к искусству их созерцания.

Ученикам, не знакомым с шедеврами живописи, эти публикации помогут приобрести начальные знания в этой сфере и, возможно, вызовут желание что-то еще узнать, и главное,- посетить музеи, выставки, галереи, прикоснуться к богатству всемирного наследия посредством диалога культур, найти повод для новых размышлений.

Краткий обзор эпох

Первобытный мир и древние цивилизации (до I тыс. до н.э.)

Возникновение искусства относится к глубокой древности. Зачатки его появились около 40 тыс.лет до н.э. Первобытный человек чувствовал потребность отобразить мир, который его окружает, природу, в которой он живет, и уже в верхнем палеолите рождается наскальное искусство: фигуры животных, людей и абстрактные знаки.на рубеже неолита и позднего каменного и бронзового веков около 4 тыс.лет до н.э. возникли древние великие цивилизации — Шумер в междуречье Тигра и Ефрата и Египет на берегах Нила. Искусство древних людей было тесно связано с магией, религией и мифологией.

С середины 3-его тысячелетия до н.э. в районе Средиземного моря, на острове Крит и Кикладском архипелаге появились центры нескольких культур — минойская, микенская и культура этрусков. широко распространившие свое влияние в регионе и создавшие оригинальные художественные образы. на которые опиралась в своем развитии культура материковой Греции. Эстетическое творчество древних цивилизаций, достигшее высокого уровня. составило основу нашей художественной культуры.

Античный мир. Греция и Рим (I тыс. до н.э. — Vв.н.э.)

Рождение великих классических цивилизаций — Древняя Греция и Великая Римская Империя. Культура Западной Европы ведет свое происхождение от цивилизаций классической Греции. Стремление к натуралистическому изображению действительности определило стиль этого периода, и его влияние ощущается и в наши дни. Греческое искусство, фундамент и первый идеал художественной культуры Запада, передало нам свои формы красоты.

Будучи наследником греческой культуры, Рим культивировал более прагматическую концепцию искусства — его целью стало прославление власти и величие империи. Идея вечного мирового господства Рима воплощается в произведениях, созданных в традициях греческого искусства.

Художественная культура эпохи Византии (V — XIVвв.)

Концом истории Древнего мира принято считать IVвек н.э. — дату разорения Рима. В 395 г. н.э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. На месте Западной, завоеванной племенами варваров, образовались королевства — прообразы современных европейских государств. На Востоке возникло первое христианское государство — Византия.

Мозаика, настенные росписи, миниатюра и другие виды искусства, связанные с цветом, прошли большой путь развития в процессе существования империи.

Настенные росписи, производившие ослепительный эффект, часто превосходили мозаику своей выразительностью и, кроме того, были более экономичны. В новом языке империи соединились римское эстетическое наследие, исконные азиатские формы, варварское влияние.

Художественная культура Америки и Востока (XII-XIX вв.)

Художественная культура Азии, Америки и Востока выработали свои эстетические концепции и внесли свой вклад в развитие мирового искусства в целом. Памятники древних цивилизаций, равно как и культура новых государств от Индии до Китая, представляют необычайный интерес.

В начале нашей эры изобразительное искусство в Индии достигло невиданных высот. Мастера из Кашмира создали фантастические по красоте росписи в пещерных храмах Аджанты и в других местах.

К началу второго тысячелетия относятся фрески, найденные в Южной Индии. Особое место в индийском изобразительном искусстве занимает миниатюра, толчок к развитию которой дало проникновение в Северную Индию персидской миниатюры вместе с мусульманскими завоевателями. Излюбленные сюжеты — батальные и охотничьи сценки из жизни правителей, любовные переживания и встречи литературных героев, сюжеты из индуистской мифологии. В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Индийская живопись многолика. Большая ее часть замечательна своей сложной композицией. точностью деталей, яркими и насыщенными цветами. многообразием сюжетов — от портретов и событий придворной жизни до бесчисленных изображений богов и богинь. В XVIII-XIX вв. в индийской живописи все больше нарастает западное влияние.

Древняя цивилизация Китая пожалуй, одна из редких культур в истории человечества, имеющая свои самостоятельные истоки зарождения. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Истоки китайской живописи восходят к эпохе, которая отстоит от нас на 5-6 тысячелетий. Наиболее ранними живописными явлениями были наскальные рисунки, изображавшие растения, животных и человеческие фигуры. Эти рисунки были выполнены с помощью минеральных красящих веществ. По тематике древнекитайская живопись делится на несколько разделов: портретная живопись, пейзажная живопись (жанр «горы и воды»), жанр «цветы и птицы». В XVII в в Китае проникла европейская живопись, ее китайцы стали называть «сиянхуа» («картины. пришедшие с Запада») в отличие от отечественной живописи, которую стали называть «традиционной китайской живописью».

Китайская традиционная живопись — одно из магистральных направлений изобразительного искусства Востока. Она представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве, резко отличаясь от западной живописи как по тематике, так и по форме и изобразительным средствам. Обязательными атрибутами картин китайских художников являются сделанные автором название картины, стихотворное сопровождение и личная печать. удостоверяющая личность автора.

Пейзажная живопись Японии получила развитие уже в XIV в. В ней к этому времени выделились два основных направления: придворная живопись светского направления. основанная на сочетании четких, плоских силуэтов и декоративных цветовых пятен (ямато-э) и монохромная живопись тушью, зародившаяся в дзэнбуддийских монастырях, где проповедовались интуиция и созерцание как путь достижения истины (суйбокуга или сумиё-э).

Главное место в суйбокута заняла живопись «гор и вод». развивающая традиции классического китайского пейзажа XI-XIII вв. В ней нашло отражение представление о природе как выразительнице всеобщих законов мироздания. Художники прошлого в своих пейзажах стремились создать обобщенный образ природы, исполненной величия и внутренней гармонии. Но это был всегда вымышленный, опоэтизированный пейзаж. а не реальное изображение конкретных мест. В Японии постепенно наступает «золотой век», подаривший миру величайшие произведения, повлиявшие и на европейское искусство.

Религия оказала огромное влияние на искусство мусульманского мира. Запрещались изображения божества и живых существ, поэтому искусство Востока было в основном декоративным. Были распространены каллиграфия и рисунки вязью — арабески.

В сокровищницу мирового искусства произведения из Новейшего Света вошли последними, принеся с собой разнообразие стилей и образов, в которых отразилось свое миропонимание.

Готика (XII-XVвв)

Эпоха Средневековья принесла с собой новые идеалы в искусстве — преобладание духовного над телесным, рыцарского служения Богоматери и Прекрасной даме. Это было время грандиозных соборов. В истории Средневековья различаются три периода:

  • V-IX вв. — искусство варварских королевств;
  • X-XI вв. — романский стиль;
  • XII-XIV вв. — готика.

На Руси Средневековье длилось до конца XVII в. (до реформ Петра I).

В Средневековой живописи, имевшей прежде всего практическую значимость. поражает ее разнообразие: фрески, алтарные картины, книжные миниатюры, витражи. Их удивительная красота и в наши дни потрясает душу зрителя.

Разработанные средневековыми мастерами композиционные и колористические образы и формулы оказали большое влияние на другие виды искусства и успешно решили задачи прославления христианства.

Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)

Возрождение — величайшая историческая эпоха. пережитая человечеством, охватывает период с конца XIII в. по XVIв. в Италии (родине Возрождения) и XV-XVI вв. в других странах.

В XV — XVIвв. Европа переживала культурную революцию. Это было время возвращения к идеалам античности. Оно оказало влияние на все стороны жизни — от искусства до науки и философии. Гуманистическое искусство выдвинуло идею обновления, подразумевающую возврат к древнеримским источникам.

Произведения искусства приобрели самостоятельную ценность. а художники и их творения получили принципиально новый статус в обществе. Это время рождения станковой картины, изобретения прямой перспективы и живописи масляными красками. Античная символика переплетается с христианской.

В XVI в. в недрах итальянского Возрождения сформировалась художественная культура. не имеющая равных по своим эстетическим ценностям и идеалам, которую назвали — Высокое Возрождение.

Северное Возрождение (XV — XVI вв.)

Северное возрождение объединяет искусство стран Европы. расположенных к северу от Италии за Альпами: Нидерландов, Франции, Германии и Испании. Искусство Северного Возрождения рождается на рубеже XV — XVI вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии. Новый стиль отличался стремлением к объемности, к передачи трехмерного пространства посредством перспективы, когда ощущение глубины достигалось за счет ослабления цвета по мере удаления. Новое искусство, оставаясь глубоко религиозным, обращалось к сокровенной духовной жизни человека, его индивидуальными переживаниями и характеру, отдавая предпочтение таким качествам как смирение и благочестие. С особенной любовью изображалась каждодневная жизнь людей. окружающие их, тщательно выписанные, вещи и природа.

На перекрестке путей Южного и Северного Возрождения родилось современное европейское искусство.

Стили эпохи барокко (конец XVI — XVIIIвв.)

К концу XVI в. (в Италии) формируется стиль, выражающий новую концепцию природы и мира, отношений между людьми и предназначения искусства. На протяжении XVII в. церковь использует искусство в своей деятельности по распространению новых идеалов и культурных ценностей. А монархи возлагают на художников задачу создания грандиозного. роскошного и убедительного образа королевской власти и государственного могущества. Процесс этот охватывает и частную жизнь человека, стремящегося отныне насладиться прекрасным. Этим объясняется подчеркнутая театральность. иллюзионизм, риторичность и пышность стиля барокко. Рождаются художественные приемы, нацеленные на усиление эмоционального воздействия искусства, призванного восхитить зрителя.

Основы живописи барокко были заложены в Риме в конце XVI в.. и уже тогда в ней наметились две тенденции: классицистическая и реалистическая. Между этими двумя полюсами в XVIIв. и позже европейские художники искали место своим фантазиям и стилистическим новаторствам. Одним из наиболее успешно развивающихся жанров XVII в. был натюрморт.

На рубеже XVI — XVIIвв. барокко сменил утонченный декоративный стиль рококо, которому присущи маленькие безделушки, нежные, блеклые словно «гаснущие» цвета. Стремление к украшательству соответствовало вкусам правящего класса и аристократии. Отличаясь изысканными , нервными приятными глазу формами, язык рококо сочетает в себе элегантность, цинизм и нежность. Век «игры чувствами» нашел выражение в наднациональном художественном языке Вены и Лондона, Парижа и Венеции, распространившись по всей Европе.

Неоклассицизм и романтизм (конец XVIIIв. — первая половина XIXв.)

Археологические раскопки в окрестностях Неаполя послужили стимулом к переосмыслению античности: сначала в Англии, Франции, Италии, а вскоре и в Новом Свете зарождается неоклассицизм. Неоклассицизм подчиняет себе литературу и музыку, вдохновляет художников по тканям, керамистов, декораторов. Со временем характер стиля меняется, приобретая в каждой стране свои черты: в Англии превращается в строгий «ридженси», во Франции — в монументальный ампир, В Америке — скромный федеральный.

Постепенно в неоклассицизме все заметнее проступают черты романтизма, который зародившись и развиваясь в его недрах. в конце концов окончательно его разрушает. Романтизм — это многообразное по формам течение , особое мироощущение. Художники-романтики создавали свое, субъективное, идущее изнутри описание действительности, в которой человек переживает ощущение трагичности жизни. Живописность, мистика, глубокие душевные чувства и неразрешимые жизненные противоречия соединяются в тоску по дальним экзотическим землям, в желание постичь пределы человеческого разума, устремиться в бесконечность. Эти особенности романтического направления нашли свое отражение в том, что в живописи цвет начинает доминировать над рисунком.

Академизм (XIX в.)

Направление, сложившееся в художественных академиях XVI — XIX вв., в первую очередь В Италии, суть которого заключается в догматическом следовании канонам, классическим образцам искусства античности и Возрождения, признанными идеальными и непревзойденными. Путь академизма в искусстве не отмечен какими-либо бурными всплесками. великими открытиями или достижениями. Этот стиль хорошо уживается в разные эпохи с разными режимами. К середине века музей становится новым официально утвержденным храмом искусства. В жизни художников серьезную роль начинают играть ежегодные выставки. В результате академический стиль стал широко известен, легко узнаваем, а работы, выполненные в академической манере, всячески поощрялись. Если для художников-романтиков было характерно изображение мифологического прошлого, экзотики, то в работах «академиков» за историческими сюжетами, античными, восточными аллегориями кроется современность: настоящее скрывается за сюжетами из иной жизни. Насколько романтизм в своих произведениях удалялся в таинственное, настолько академизм сокращает дистанцию между картиной и зрителем. Такой стиль обращен к тем, кто желает просто любоваться и избегает переживаний.

Реализм (XIX в.)

В качестве исторического явления реализм XIX в. имел всеевропейский размах. Зародился он во Франции, быстро достиг пика и пошел на убыль в 1880-х годах.

Реализм рождается внутри кризиса романтизма. Художники постепенно отказываются от экзотических и исторических сюжетов, высокопарности и фантазий. Главным в их произведениях становится достоверное отображение действительности, стремление документально зафиксировать обычаи и нравы своей эпохи. К этому добавляется интерес к человеку со всеми его проблемами, живой и непосредственный интерес к окружающему миру. противопоставляемый прежним традициям и условностям. Аллегории. мифологические сюжеты вытесняются новыми темами. Сюжеты обычно заимствуются из будничной жизни. Расширяются пределы допустимого: на картинах появляются бедняки, бездомные. трудовой люд. Появляется новая тенденция — пристальное внимание к природе, индивидуальным особенностям человека, общества, родного края. В разных странах реализм принимает различные формы.

Импрессионизм (конец XIXв.)

Во второй половине XIX в. вслед за интересом к реалистическому воплощению жизненных сцен возникло новое направление в живописи. которое сильно отличается от академической живописи и тематикой, и техникой, и назначением. Группа художников в Париже ищет новый выразительный язык. Они отображают постоянно меняющуюся действительность путем передачи атмосферы и света. Они проводят грань между новым и новейшим искусством. Со временем их назовут импрессионистами. Изобразить неосязаемые явления, перенести на полотно непередаваемое — в этом вызов импрессионистов предшествующим поколениям. Сложный и многоликий импрессионизм воплощается в индивидуальных особенностях его представителей. Несмотря на общность, каждый художник сам решает поставленные задачи, полагаясь лишь на собственную интуицию. Но в 80-е годы XIX в. публике уже не нравились картины импрессионистов: они казались неаконченными эскизами. неприемлемым становится их обращение к образам, взятым из повседневной жизни и безразличие к теме как таковой. В начале 80-х годов XIXв. во Франции завершается эпоха импрессионизма. В других странах импрессионизм продолжил развитие и оказал большое влияние на художников последующих поколений. Сегодня картины импрессионистов пользуются наибольшей популярностью.

Неоимпрессионизм и постимпрессионизм (конец XIX — начало XXв.)

На рубеже XIX — XXвв. в европейском искусстве быстро зреют новые тенденции и формируются объединения художников, национальные и международные. Это и время появления выдвигающихся одиночек со своей оригинальной и ярко выраженной манерой письма. Одной из главных задач. которую отдельные художники ставят перед собой, — освободить предметы, пейзажи и фигуры от преходящего эмоционального восприятия (как это было у импрессионистов), чтобы вернуть им определенность формы и новую «классичность», овладевая натурой, например, через геометрию форм — цилиндр, сферу, конус, и все это — в перспективе. (Это направление в полной мере вскоре разовьется в авангардистских направлениях). Одновременно усиливается тенденция к еще большему отдалению от непосредственного восприятия явлений природы. Намерение исследовать глубину реальности, проникнув скорее в ее сущность, чем в переменчивые проявления, помогает художникам добиться перспективного синтеза формы и цвета через анализ света и разложения тонов. Постимпрессионисты пошли дальше своих предшественников в смелом экспериментировании с цветом. Они также пересмотрели и концепцию искусства и его тематику: с одной стороны они обратились к отображению малопривлекательных сторон жизни, с другой — к изображению природы. Разнообразие и богатство этой эпохи мастерами, без которых невозможно представить себе все развитие искусства XX в.

Символизм и модерн (конец XIX- начало XXв.)

Корни символизма уходят в романтические тенденции начала XX в. и находятся в тесной связи с поэзией и музыкой аналогичного направления. Из Франции символизм быстро распространился по всей Европе, хотя и в довольно сильно отличных друг от друга вариантах. Общим для всех был не столько сам стиль, сколько отказ от тем, связанных со злободневным. преходящим, и желание наполнить свои произведения темами. заимствованными из поэзии и мифов. Любимой темой становится исследование человеческой психики. Чувственная и мистическая атмосфера в произведениях символистов, почти научная точность деталей приобретает новый смысл благодаря их неудержимой фантазии. Почти всегда герои взяты из классической и библейской мифологии, средневековых легенд, басен Лафонтена; почти всегда создаются сложные композиции, полные таинственных символов и неожиданно сопоставленных образов, точность и отчетливость которых достигалась благодаря безупречной технике.

Стиль модерн в живописи с его характерной извилистой линией. вычерчивающей арабеск, с его интересом к экзотике, и в тоже время с прочными связями с религиозными традициями. становится настолько любимым, что проникает и в архитектуру, и скульптуру, но особое очарование приобретает в декоративном искусстве, в изделиях из драгоценных камней. Возникает особый красивый художественный язык, берущий природу за образец, насыщенный животными и растительными мотивами, линии которых динамичны и декоративны, гибки, подвижны и полны энергией жизни. Стиль модерн оказал огромное влияние на многих художников последующих поколений.

Модернизм (конец XIX — начало XXв.)

С начала XXв. начинается новаторский бум в искусстве. Художественная жизнь являет собой сложную и пеструю картину. Словно в калейдоскопе сменяются стили и направления, рождаются все новые школы, каждая из которых утверждает свое искусство в борьбе с другими. Художники, вдохновленные атмосферой современной жизни и новыми теориями искусства, стремятся отразить не реальную среду в ее узнаваемых формах, а создать свой собственный неповторимый мир. Представители этих течений отличались стремлением ко всяческой модернизации, то есть к разрыву с прошлым и созданию новой экспрессивной системы, основанной на собственных принципах: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, постмодернизм и др. Многие течения и направления были недолговечны, но тем не менее повлияли на дальнейшее развитие искусства XX в.

В наши дни искусство удивительно многообразно. Современные художники работают с любыми материалами и техниками. И тем не менее. их произведения отражают те же темы и те же идеи, которые всегда присутствовали в живописи и волновали художников во все времена.

Виды и типы культуры

Взяв за основу доминирующие ценности, и материальную, и духовную культуру в свою очередь можно разделить на следующие виды.

Художественная культура, суть ее заключается в эстетическом освоении мира, ядром является искусство, доминирующей ценностью – красота.

Экономическая культура, сюда входят деятельность человека в хозяйственной отрасли, культура производства, культура управления, хозяйственное право и т. д. Главная ценность – труд.

Правовая культура проявляется в деятельности, направленной на защиту прав человека, отношениях личности и общества, государства. Доминирующая ценность – закон.

Политическая культура ассоциируется с активной позицией человека в организации управления государством, отдельными социальными группами, с функционированием отдельных политических институтов. Главная ценность – власть.

Физическая культура, т.е. сфера культуры, направленная на совершенствование телесной основы человека. Сюда входят спорт, медицина, соответствующие традиции, нормы, действия, формирующие здоровый образ жизни. Главная ценность – здоровье человека.

Религиозная культура связана с направленной деятельностью человека по созданию картины мира на основе иррациональных догм. Ей сопутствует отправление религиозных служб, следование нормам, изложенным в священных текстах, определенная символика и т. д. Доминирующая ценность – вера в бога и на этой основе нравственное совершенствование.

Экологическая культура заключается в разумном и бережном отношении к природе, поддержании гармонии между человеком и окружающей средой. Главная ценность – природа.

Нравственная культура проявляется в следовании особым этическим нормам, вытекающим из традиций, общественных установок, доминирующих в человеческом обществе. Главная ценность – мораль.

Таков далеко не полный перечень видов культуры. В целом же сложность и многогранность определения понятия «культура» обуславливает и сложность ее классификации. Есть хозяйственный подход (агрокультура, культура животноводов и др.), социально-классовый (пролетарская, бypжyaзнaя, тeppитopиaльнo-этничecкая), (культура определенных народностей, культура Европы), духовно-религиозный (мусульманская, христианская), технократический (доиндустриальная, индустриальная), цивилизационный (культура римской цивилизации, культуры Востока), социальный (городская, крестьянская) и т.д. Тем не менее, на основании подобных многочисленных характеристик можно выделить несколько важнейших направлений, которые легли в основу типологии культуры.

Это, прежде всего, этнотерриториальная типология. Культура социально-этнических общностей включает в себя этническую, национальную, народную, региональную культуры. Носителями их выступают народы, этносы. В настоящее время существуют около 200 государств, объединяющих свыше 4000 этносов. На развитие их этнических, национальных культур оказывают влияние географический, климатический, исторический, религиозный и другие факторы. Другими словами, развитие культур зависит от рельефа местности, образа жизни, вхождения в то или иное государство, принадлежность к определенной религии.

Понятия этнической и народной культур близки по содержанию. Их авторы, как правило, неизвестны, субъектом является весь народ. Но это высокохудожественные произведения, сохраняющиеся в памяти народа долгое время. Мифы, легенда, эпос, сказки принадлежат к лучшим художественным произведениям, Важнейшей чертой их является традиционализм.

Народная культура состоит из двух видов – популярная и фольклорная. Популярная распространена среди народа, но объектом ее главным образом является современность, жизнь, быт, нравы, фольклорная же, больше обращена в прошлое. Этническая культура ближе к фольклорной. Но этническая культура – это прежде всего бытовая. Она включает не только искусство, но и орудия труда, одежду, предметы быта. Народная, этническая культуры могут смыкаться с профессиональной, то есть с культурой специалистов, когда, например, произведение создано профессионалом, но постепенно автор забывается, а памятник искусства становится по сути народным. Может быть и обратный процесс, когда, например, в Советском Союзе через культурно-просветительные учреждения пытались культивировать этническую культуру путем создания этнографических ансамблей, исполнения народных песен. При определенной условности народную культуру можно считать связующим звеном между этнической и национальной культурами.

Структура национальной культуры сложнее. Она отличается от этнической более четкими национальными особенностями и широким диапазоном. В ее состав могут входить ряд этнических. Например, в американскую национальную культуру входят и английская, и немецкая, и мексиканская и многие другие. Национальная культура возникает, когда представители этносов осознают свою принадлежность к единой нации. Она строится на основе письменности, в то время как этническая и народная могут быть бесписьменными.

Этническая, национальная культуры могут иметь свои общие, отличные от других черты, выражающиеся в понятии «менталитет» (лат. образ мыслей). Принято, например, выделять английский, сдержанный тип менталитета, французский – игривый, японский – эстетический и др. Но национальная культура наряду с традиционно-бытовой, фальклорной включает также и специализированные области. Для нации характерны не только этнографические, но и социальные признаки: территория, государственность, экономические связи и т.д. Соответственно, и национальная культура, кроме этнической, включает в себе элементы экономической, правой и других видов культуры.

Ко второй группе можно отнести социальные типы. Это, прежде всего, массовая, элитарная, маргинальная культуры, субкультура и контркультура.

Массовая культура – это коммерческая культура. Это вид культурной продукции, производимый в больших объемах, рассчитанный на широкую аудиторию низкого и среднего уровня развития. Она предназначена для массы, т. е. недифференцированного множества. Масса склонна к потребительской информации.

Массовая культура появилась в Новое время с изобретением печатного станка, распространением низкопробной бульварной литературы, а развитие получила в XX веке в условиях капиталистического общества с его ориентацией на рыночную экономику, созданием массовой общеобразовательной школы и переходом ко всеобщей грамотности, развитием средств массовой информации. Она выступает как товар, пользуется рекламой, чрезмерно упрощенным языком, доступна всем. В сфере культуры был применен индустриальный и коммерческий подход, она стала одной из форм бизнеса. Массовая культура ориентирует на искусственно созданные образы и стереотипы, «упрощенные версии жизни», красивые иллюзии.

Философской основой массовой культуры является фрейдизм, сводящий все социальные явления к биологическим, выставляющий на первый план инстинкты, прагматизм, ставящий в качестве главной цели пользу.

Термин «массовая культура» впервые употреблен в 1941 г. немецким философом М. Хоркхаймером. Испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет (1883 – 1955 гг.) попытался более широко проанализировать феномен массовой и элитарной культур. В своей работе «Восстание масс» он пришел к выводу, что европейская культура находится в состоянии кризиса и причина тому – «восстание масс». Масса – это средний человек. Ортега-и-Гассет вскрыл предпосылки массовой культуры. Это, во-первых, экономические: рост материального благосостояния и относительная доступность материальных благ. Это изменило видение мира, он стал восприниматься, образно говоря, стоящим на службе массе. Во-вторых, правовые: исчезло разделение на сословия, появилось либеральное законодательство, объявившее равенство перед законом. Это создало определенные перспективы для возвышения среднего человека. В-третьих, наблюдается бурный рост народонаселения. В итоге, по мнению Ортега-и-Гассета созрел новый человеческий тип – воплощенная посредственность. В-четвертых, культурные предпосылки. Человек, довольный собой, перестал критически относиться к себе и действительности, заниматься самоусовершенствованием, ограничился тягой к удовольствиям, развлечениям.

Американский ученый Д. Макдональд, вслед за Ортега-и-Гассетом, определил массовую культуру как созданную для рынка и «не вполне культуру».

Вместе с тем, массовая культура имеет и определенное положительное значение, поскольку несет в себе компенсаторную функцию, помогает адаптироваться, сохранить социальную устойчивость в непростых социально-экономических условиях, обеспечивает общедоступность духовных ценностей, достижений науки и техники. При определенных условиях и качестве отдельные произведения массовой культуры выдерживают испытание временем, поднимаются до уровня высокохудожественных, получают признание и в итоге становятся в определенном смысле народными.

В качестве антипода массовой многие культурологи рассматривают элитарную культуру (фр. избранное, лучшее). Это культура особого, привилегированного слоя общества с его специфическими духовными способностями, отличающаяся творчеством, экспериментализмом, закрытостью. Элитарной культуре свойственна интеллектуально-авангардная направленность, сложность и неординарность, что делает ее понятной преимущественно для избранных и недоступной для человека массы.

Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — » искусство для искусства».

Она известна уже с древности, когда жрецы, племенные вожди становились обладателями особых, недоступных другим знаний. В период феодализма подобные отношения воспроизводились в различных конфессиях, рыцарских или монашеских орденах, капитализма – в интеллектуальных кружках, ученых сообществах, аристократических салонах и т. д. Правда, в новое и новейшее время элитарная культура уже не всегда ассоциировалась с жесткой кастовой обособленностью. В истории известны случаи, когда одаренные натуры, выходцы из простого народа, например Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, прошли сложный путь становления и примкнули к элите.

Элитарная культура основывается на философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, деливших человечество на «людей гениев» и «люден пользы», или же на «сверхлюдей» и массу. Позднее мысли об элитарной культуре развиты в работах Ортега-и-Гассета. Он считал ее искусством одаренного меньшинства, группы посвященных, способных прочитать символы, заложенные в художественном произведении. Отличительными признаками такой культуры, считает Ортега-и-Гассет, является, во-первых, стремление к «чистому искусству», то есть создание произведений искусства только ради искусства, во-вторых, понимание искусства как игры, а не документального отражения действительности.

Субкультура (лат. подкультура) – это культура определенных социальных групп, отличающаяся или даже частично противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся с доминирующей культурой. Чаще всего она является фактором самовыражения, но в ряде случаев является фактором неосознанного протеста против доминирующей культуры. В этом плане ее можно разделить на положительную и негативную. Элементы субкультуры проявились, например, в средневековье в виде городской, рыцарской культур. В России сложилась субкультура казачества, различных религиозных сект.

Формы субкультуры разные – культура профессиональных групп (театральная, культура медиков и т.д.), территориальная (городская, сельская), этническая (культура цыган), религиозная (культура сект, отличающихся от мировых религий), криминальная (воры, наркоманы), подростково-молодежная. Последняя чаще всего служит средством неосознанного протеста против правил, установленных в обществе. Молодежь склонна к нигилизму, легче подчиняется влиянию внешних эффектов и атрибутики. Культурологи в качестве первых молодежных субкультурных групп называют «тедди-бойз», появившихся в средине 50-х годов XX столетия в Англии.

Почти одновременно с ними возникли «модернисты» или же «моды».

К концу 50-х годов стали появляться «рокеры», у которых мотоцикл был символом свободы и одновременно средством устрашения.

К концу 60-х годов от «модов» отделились «скинхеды» или «бритоголовые», агрессивные футбольные фанаты. В это же время, в 60-70-х годах, в Англии возникают субкультуры «хиппи» и «панков».

Все эти группы отличает агрессивность, негативное отношение к традициям, доминирующим в обществе. Для них характерна своя символика, знаковая система. Они создают свой образ, прежде всего внешний облик: одежда, прически, украшения из металла. У них своя манера поведения: походка, мимика, особенности общения, свой особый сленг. Появились свои традиции, фольклор. Каждое поколение усваивает укоренившиеся в тех или иных субгруппах нормы поведения, нравственные ценности, фольклорные формы (поговорки, предания) и через короткое время уже не отличается от своих предшественников.

При определенных обстоятельствах особенно агрессивные субгруппы, например, хиппи могут стать в оппозицию к обществу, а их субкультура перерасти в контркультуру. Этот термин впервые употребил в 1968 году американский социолог Т. Роззак для оценки либерального поведения так называемого «разбитого поколения».

Контркультура – это социально-культурные установки, противостоящие доминирующей культуре. Для нее характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, культ бессознательного проявления природных страстей и мистического экстаза души. Контркультура ставит целью ниспровержение господствующей культуры, которая представляется организованным насилием над личностью. Этот протест принимает различные формы: от пассивных до экстремистских, которые проявлялись в анархизме, «левацком» радикализме, религиозном мистицизме и т.д. Ряд культурологов отождествляют ее с движениями «хиппи», «панков», «битников», которые возникли и как субкультуры, и как культуры протеста против технократизма индустриального общества. Молодежную контркультуру 70-х годов на Западе называли культурой протеста, поскольку именно в эти годы молодежь особенно резко выступила против системы ценностей старшего поколения. Но именно в это время канадский ученый Э. Тирьякан рассмотрел в ней мощный катализатор культурно-исторического процесса. Всякая новая культура возникает в результате осознания кризиса предшествующей культуры.

От контркультуры следует отличать маргинальную культуру (лат. край). Это понятие, характеризующее ценностные установки отдельных групп или личностей, в силу обстоятельств оказавшихся на грани различных культур, но не интегрировавшихся ни в одну из них.

Понятие «маргинальная личность» было введено в 20-е годы XX века Р. Парком для обозначения культурного статуса иммигрантов. Маргинальная культура находится на «окраинах» соответствующих культурных систем. Примером могут служить, например, мигранты, деревенские жители в городе, вынужденные адаптироваться к новому для них урбанистическому образу жизни. Маргинальный характер культура может приобрести и в результате сознательных установок на неприятие социально одобренных целей или способов их достижения.

3. Особое место в классификации культуры занимает историческая типология. Можно назвать целый ряд различных подходов к решению этой проблемы.

Наиболее распространенные из них в науке следующие.

Это – каменный, бронзовый, железный века, по археологической периодизации; языческий, христианский периоды, по периодизации, тяготеющим к библейской схеме, как, например, у Г. Гежеля или С. Соловьева. Сторонники эволюционных теорий XIX века различали три ступени развития общества: дикость, варварство, цивилизация. Формационная теория К. Маркса исходила из деления мирового культурно-исторического процесса на эпохи: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодализм, капитализм. Согласно «евроцентристских» концепций, история человеческого общества делится на Древний мир, Античность, Средние века, Новое время, Новейшее время.

Наличие многообразия подходов к определению исторической типологии культуры позволяет сделать вывод о том, что универсальной концепции, объясняющей всю историю человечества и его культуры, нет. Тем не менее, в последние годы внимание исследователей особенно привлекла концепция немецкого философа Карла Ясперса (1883 – 1969 гг.). B книге «Истоки истории и её цель» в культурно-историческом процессе он выделяет четыре основных периода. Первым является период архаичной культуры или же «прометеевская эпоха». Главным в это время является возникновение языков, изобретение и использование орудий труда и огня, начало социокультурной регуляции жизни. Второй период характеризуется как доосевая культура древних локальных цивилизаций. Возникают высокие культуры в Египте, Месопотамии, Индии, позже в Китае, появляется письменность. Третий этап представляет собой, по Ясперсу, своеобразную «ось мирового времени» и относится к VIII – II векам до н. э. Это была эпоха несомненных успехов не только в материальной, но и прежде всего, в духовной культуре – в философии, литературе, науке, искусстве и т. д., жизни и творчества таких великих личностей, как Гомер, Будда, Конфуций. В это время заложены основы мировых религий, наметился переход от локальных цивилизаций к единой истории человечества. В этот период формируется современный нам человек, разработаны основные категории, которыми мы мыслим.

Четвертый этап охватывает время с начала нашей эры, когда началась эпоха научно-технического прогресса, наблюдается сближение наций и культур, проявляются два основных направления культурного развития: «восточное» с его духовностью, иррационализмом и «западное» динамичное, прагматичное. Это время обозначено как универсальная культура Запада и Востока в послеосевое время.

Интересной представляется также типология цивилизаций и культур немецкого ученого начала XX в. Макса Вебера. Он различал два типа обществ и соответственно культур. Это традиционные общества, где не действует принцип рационализации. Те же, которые базируются на основе рациональности, Вебер называл индустриальными. Рационализация, по Веберу, проявляется тогда, когда человеком движут не чувства и естественные потребности, а выгода, возможность получения материальных или моральных дивидендов. В отличие от него, русско-американский философ П. Сорокин положил в основу периодизации культуры духовные ценности. Он выделил три типа культур: идеациональный (религиозно-мистический), идеалистический (философский) и чувственный (научный). Кроме того, Сорокин различал культуры по принципу организованности (разнородные скопления, образования со сходными социокультурными характеристиками, органические системы).

Достаточно широкую известность в начале XX века получила Общественно-историческая школа, которая имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Ее видными представителями в России был Н.Я. Данилевский, а в Западной Европе – Шпенглер и Тойнби, которые придерживались концепции локальных цивилизаций.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) – публицист, социолог и естествоиспытатель, один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В частности, его взгляды на культуру удивительно созвучны концепциям двух виднейших мыслителей ХХ в. – немца О. Шпенглера и англичанина А. Тойнби.

Сын заслуженного генерала, Данилевский, однако, с юных лет посвятил себя естественным наукам, а также увлекался идеями утопического социализма.

После получения кандидатской степени он за участие в революционно-демократическом кружке петрашевцев (к нему принадлежал и Ф.М. Достоевский) был арестован, три месяца провел в Петропавловской крепости, но сумел избежать суда и оказался высланным из Петербурга. В дальнейшем как профессиональный естествоиспытатель, ботаник и специалист по рыбоохране служил по департаменту сельского хозяйства; в научных командировках и экспедициях объездил значительную часть России, вдохновившись на большой культурологический труд. Будучи идеологом панславизма – течения, провозглашавшего единство славянских народов, – Данилевский задолго до О. Шпенглера в своем главном сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновывал идею о существовании так называемых культурно-исторических типов (цивилизаций), которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Так же как и биологические особи, они проходят стадии зарождения, расцвета и гибели. Начала цивилизации одного исторического типа не передаются народам другого типа, хотя и подвергаются определенным культурным влияниям. Каждый «культурно-исторический тип» проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, проходящих путь от «этнографического» состояния через государственность до цивилизованного уровня. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный, «этнографический» период; примерно 400 лет — становление государственности, а 50-100 лет — расцвет всех творческих возможностей того или иного народа. Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения.

В наше время особенно актуальна мысль Данилевского о том, что необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура, «которая и имени того не заслуживает, если не самобытна». С другой стороны, независимость нужна для того, чтобы родственные по духу культуры, скажем, русская, украинская и белорусская, могли свободно и плодотворно развиваться и взаимодействовать, сохраняя в то же время общеславянское культурное богатство. Отрицая существование единой мировой культуры, Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов, частично или полностью исчерпавших возможности своего развития:

1) Египетский,

2) Ккитайский,

3) Ассиро-вавилонский, Финикийский, Древнесемитский

4) Индийский,

5) Иранский

6) Еврейский

7) Греческий

8) Римский

9) Аравийский

10) Германо-романский, европейский

Одной из позднейших, как видим, стала европейская романо-германская культурная общность.

Качественно новым и имеющим большую историческую перспективу Данилевским провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка.

Как бы ни относиться ко взглядам Данилевского, они до сих пор, как и в свое время, питают и питали имперскую идеологию и подготовили появление такой современной общественной науки, как геополитика, тесно связанная с цивилизационным подходом к истории.

Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923). Необычна творческая биография немецкого мыслителя. Сын мелкого почтового служащего, Шпенглер не имел университетского образования и смог закончить лишь среднюю школу, где изучал математику и естественные науки; что касается истории, философии и искусствознания, в овладении которыми он превзошел многих своих выдающихся современников, то Шпенглер занимался ими самостоятельно, став примером гениального самоучки. Да и служебная карьера Шпенглера ограничилась должностью учителя гимназии, которую он добровольно оставил в 1911 г. На несколько лет он заточил себя в маленькой квартире в Мюнхене и занялся осуществлением своей заветной мечты: писал книгу о судьбах европейской культуры в контексте мировой истории – «Закат Европы», выдержавшую только в 20-е годы 32 издания на многих языках и принесшую ему сенсационную славу «пророка гибели западной цивилизации».

Шпенглер повторял Н.Я. Данилевского и так же, как он, был одним из самых последовательных критиков европоцентризма и теории непрерывного прогресса человечества, считая Европу уже обреченным и умирающим его звеном. Существование общечеловеческой преемственности в культуре Шпенглер отрицает. В истории человечества он выделяет 8 культур:

1) египетскую,

2) индийскую,

3) вавилонскую,

4) китайскую,

5) греко-римскую,

6) византийско-исламскую,

7) западноевропейскую

8) культуру майя в Центральной Америке.

В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому культурному «организму» отмерен примерно 1000-летний срок существования. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от «души» к «интеллекту», от героических «деяний» к утилитарной работе. Такой переход для греко-римской культуры произошел, по Шпенглеру, в эпоху эллинизма (III-I века до н.э.), а для западноевропейской культуры – в ХІХ веке. С наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В 20-е годы «Закат Европы», по аналогии с гибелью Римской империи, воспринимался как предсказание апокалипсиса, гибели западноевропейского общества под натиском новых «варваров» – революционных сил, надвигавшихся с Востока. История, как известно, не подтвердила пророчеств Шпенглера, а новой «русско-сибирской» культуры, под которой подразумевалось так называемое социалистическое общество, пока не получилось. Показательно, что некоторые консервативно-националистические идеи Шпенглера широко использовались идеологами фашистской Германии.

Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) – английский историк и социолог, автор 12-томного «Исследования истории» (1934-1961) – труда, в котором он (на первом этапе не без влияния О. Шпенглера) так же стремился осмыслить развитие человечества в духе круговорота «цивилизаций», употребляя этот термин в качестве синонима «культуры». А.Дж. Тойнби происходил из английской семьи среднего достатка; следуя примеру своей матери — преподавателя истории, закончил Оксфордский университет и британскую Археологическую школу в Афинах (Греция). Вначале он увлекался античностью и трудами Шпенглера, которого как историк культуры впоследствии превзошел. С 1919 по 1955 г. Тойнби был профессором греческой, византийской, а позднее и всемирной истории в Лондонском университете. В годы первой и второй мировых войн он одновременно сотрудничал с МИДом, был членом британских правительственных делегаций на Парижских мирных конференциях в 1919 и 1946 гг., а также руководил Королевским институтом международных отношений. Значительную часть жизни ученый посвятил написанию своего знаменитого труда – энциклопедической панорамы развития мировой культуры.

Первоначально Тойнби рассматривал историю как совокупность параллельно и последовательно развивающихся «цивилизаций», генетически мало связанных одна с другой, каждая из которых проходит одинаковые этапы от подъема к надлому, распаду и гибели. Позднее он пересмотрел эти взгляды, придя к заключению, что все известные культуры, питаемые мировыми религиями (христианством, исламом, буддизмом и др.), суть ветви одного человеческого «древа истории». Все они имеют тенденцию к единству, и каждая из них — его частица. Всемирно-историческое развитие предстает в виде движения от локальных культурных общностей к единой общечеловеческой культуре. В отличие от О. Шпенглера, выделявшего всего 8 «цивилизаций», Тойнби, опиравшийся на более широкие и современные исследования, насчитывал их от 14 до 21., позднее остановившись на тринадцати, получивших наиболее законченное развитие. Движущими силами истории, помимо божественного «провидения», Тойнби считал отдельных выдающихся личностей и «творческое меньшинство». Оно отвечает на «вызовы», бросаемые данной культуре внешним миром и духовными потребностями, в результате чего обеспечивается поступательное развитие того или иного общества. При этом «творческое меньшинство» ведет за собой пассивное большинство, опираясь на его поддержку и пополняясь за счет его лучших представителей. Когда же «творческое меньшинство» оказывается неспособным воплотить в жизнь свой мистический «жизненный порыв» и ответить на «вызовы» истории, оно превращается в «господствующую элиту», навязывающую свою власть силой оружия, а не авторитетом; отчужденная же масса населения становится «внутренним пролетариатом», который совместно с внешними врагами в конечном счете разрушает данную цивилизацию, если она раньше не гибнет от естественных катастроф.

Согласно закону «золотой середины» Тойнби, вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым. В первом случае не последует активного ответа, а во втором — непреодолимые трудности могут в корне пресечь зарождение цивилизации. Конкретные примеры «вызовов», известные из истории, связаны с иссушением или заболочиванием почв, наступлением враждебных племен, вынужденным изменением места жительства. Наиболее распространенные ответы: переход к новому типу хозяйствования, создание ирригационных систем, формирование мощных властных структур, способных мобилизовать энергию общества, создание новой религии, науки, техники.

Такое многообразие подходов дает возможность более глубоко исследовать этот феномен.

Какие бывают виды культуры?

Видов культуры и ее классификаций очень много и это зависит от того, о чем именно идет речь. Например, если речь идет об объеме потребляющих культуру людей, то ее можно разделять на элитарную (для узкого круга ценителей) и массовую (потребителями которой являются тысячи, миллионы и сотни миллионов человек).
Культуру также можно делить по отношению к историческим периодам: традиционная культура — это культура первобытных сообществ и вплоть до Средних веков, где интересы одного члена целиком подчинены интересам общества; индустриальная культура начинается с Нового времени, когда человечество начинает делать большие успехи в производстве и механизации труда. Начиная со второй половины XX века выделяют постиндустриальную культуру, характерную для современных экономически развитых стран.
Также культуру можно делить на виды, безотносительно к историческим этапам, статически:
материальная культура — это всё, что относится к сфере труда (орудия труда, производство, способы получения энергии), всё что относится к материальной (утилитарной) стороне жизни — одежда, мебель, города, еда.
Художественная культура — всё, что относится к искусству и творчеству, т.е. не имеет прямого практического применения. Это, например, живопись, музыка, литература, дизайн, индустрия моды и т.д.
Духовная культура — религия, юриспруденция (законодательство, право), наука во всем многообразии ее дисциплин, включая гуманитарные — история, философия, педагогика и т.д.
Физическая культура — всё, что связано с телом человека — медицина, виды отдыха, физическое развитие (спорт, рациональное питание, фитнес), семейные отношения.