Квалифицированный работник

Понятие и формы определения квалификации работника

Квалификация — это подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках профессии, специальности, специализации.

В ТК понятие «квалификация» определено как уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.).

Квалификация является составляющей стандарта профессионального образования и характеризуется ступенью и уровнем.

Ступень квалификации — это этап подготовки профессиональных кадров в системе непрерывного образования, отражающий объем и соотношение общего и профессионально! о образования и завершаемый получением соответствующего доку мента (свидетельства, сертификата, диплома).

Уровень квалификации — это степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Существенными характеристиками уровня квалификации являются: объем знаний и умений; качество знаний и умений; способность рационально организовать и планировать работу; способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

Требования к различным уровням квалификации применительно к конкретным профессиям и специальностям устанавливаются соответствующими локальными (местными) документами в системе тарификации и аттестации.

Определение квалификации кадров регламентируется административным, аграрным и трудовым законодательством. С помощью административного права устанавливается квалификация выпускников специальных учебных заведений и ряда других лиц. Аграрное право закрепляет правила определения квалификации членов сельскохозяйственных организаций. Трудовое право регулирует правила определения квалификации работников, условия возникновения трудовых отношений.

При определении квалификации работников руководствуются системой обобщенных показателей, наибольшее значение среди которых имеют разряды, классы и категории.

При помощи тарифных разрядов определяется квалификация большинства работников промышленных, строительных и других организаций. Классные звания присваиваются водителям транспорта, специалистам сельского хозяйства и др. Уровень квалификации специалистов ряда отраслей промышленности фиксируется с помощью категорий Количественные и качественные результаты трудовой деятельности, уровень профессиональной подготовленности работников отражают следующие показатели:

• продолжительность стажа по данной работе (специальнос-

ТИ);

• наличие общего и специального образования;

• меру ответственности за порученное цело и так далее.

Эти показатели имеют большое теоретическое и практиче-

ское значение при согласовании содержания трудового договору ра, решении вопросов о рабочем месте, адаптированных мерах, аттестации и других. Так, трудовая функция устанавливается в \соответствии с квалификацией работника, которая, в свою оче- редь, выражается в разрядах, классах, категориях. Правовые нормы закрепляют юридическую обязанность нанимателя своевременно и объективно фиксировать такие показатели, т.е. пра- вильно определять квалификацию работников, гарантируя им работу в соответствии с призванием, способностями, образова- тем и с учетом общественных потребностей.

Определение квалификации — это установление уровня знаНий и мастерства работника, соответствие этого уровня определенным требованиям, обусловленным той или иной сложностью ТРУД соответствующей специальности.

Щ. Квалификация работника определяется на основе определен- ных квалификационных признаков, производных от входящих в содержание понятия квалификации компонентов сложности ра- боты, совокупности знаний, производственного опыта, степени Ч способности и навыков работника. К таким признакам могут быть отнесены; объем специального и общего образования, стаж У работы по данной профессии, умение выполни ьgt; определенные операции, управлять механизмами, агрегатами и приборами, со- ответствие личностных данных работника профессиональным Ц требованиям, мера огветственности за порученну ю работу и т д Потребность в определении квалификации во шикает у на- ннмателя в первую очередь при заключении 1 рядового договора. Определение квалификации работника при приеме на рабо ту необходимо для правильною и оперативного установления соответствия его данных требованиям его будмцей работы Качественное определение квалификации уточняет содер жание письменного трудового договора трудовую функцию, трудовые права и обязанности, размер оплаты труда и другие элементы трудового правоотношения. Определение квалификации при приеме на работу показывает возможность или невозможность допуска работника к выполнению определенной работы. Напротив, несвоевременно выявленное несоответствие будущей работе повышает вероятность разочарования в ней или других нежелательных явлений.

Трудовое право закрепляет обязанность нанимателя устанавливать квалификацию принимаемых на работу работников. Однако эта обязанность касается не всех случаев поступления на работу. Например, лица, принимаемые учениками, не имеют профессиональной подготовки, и в силу этого их квалификация не устанавливается.

Трудовое право предусматривает следующие формы установления квалификации при приеме на работу: документальное установление, испытание, медицинское обследование, стажирование, собеседование, тестовые испытания и сдача специально го экзамена.

Документальное установление квалификации при поступлении на работу производится на основании различных документов, обладающих юридической силой.

Квалификация выпускников специальных учебных заведений определяется дипломом, аттестатом, свидетельством, справкой.

Квалификация рабочих может быть установлена по записи в трудовой книжке на основании присвоенного им квалификационного разряда, класса.

Изучение документов помогает устанавливать деловые, моральные и иные характеристики работников, уровень их профессиональной подготовленности. Определенный перечень документов, предъявляемых поступающими при заключении трудового договора, установлен в ТК. Прием на работу без указанных документов не допускается. Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством. Значение документов состоит в том, что они подтверждают возраст, уровень профессиональной подготовленности, которые необходимы для согласования трудовой функции и других условий трудового договора, уточнения служебных обязанностей.

Законодательство предусматривает и иные формы ознакомления с данными поступающего лица. При приеме на работу со глашением сторон может быть обусловлено испытание с целью проверки соответствия работника порученной работе. Это условие предусмотрено ТК. но его включение в письменный трудовой договор допускается только по взаимному соглашению сторон. При возражении со стороны работника договор либо отвергается, либо заключается без данного условия.

Срок испытания определяется ТК. причем регламентируется лишь максимальная его продолжительность (не более трех месяцев). По взаимному соглашению сторон испытательный срок может быть назначен, например, и на один, два месяца Установление испытания не является обязательным условием трудового договора, но если по нему достигт і о соглашение, оно должно быть указано в тексте трудового договора и приказе (распоряжении) о приеме на работу Испытательный срок исчисляется только рабочими днями. Так, в испытательный срок не засчитывается период временной нет рудоспособности и другие периоды, когда работник отсутствовал на работе по уважительным причинам.

Испытание не устанавливается при приеме на работу работникам, не достигшим 18 лет; молодым рабочим по окончании профессионально-технических учебных заведений; молодым специалистам по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидам; временным и сезонным работникам; при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю; при приеме на работу по конкурсу; в других случаях, предусмотренных законодательством (например, при переводе работника, состоящего в трудовых отношениях с нанимателем, с одной должности на другую или из одного подразделения в другое).

Каждая из сторон вправе расторгнуть трудовой договор с предварительным испытанием;

  • до истечения срока предварительного испытания, предупредив об этом другую сторону письменно за три дня;
  • в день истечения срока предварительного испытания.

Неудовлетворительный результат испытания дает право нанимателю расторгнуть трудовой договор с работником. При этом наниматель обязан указать причины, послужившие основанием для признания работника не выдержавшим испытание.

Решение нанимателя работник вправе обжаловать в суд. Если до истечения срока предварительного испытания трудовой договор с работником не расторгнут в соответствии с частью первой ст. 29 ТК, то работник считается выдержавшим испытание и расторжение с ним трудового договора допускается только на общих основаниях.

Испытание при приеме на работу представляет собой факультативное условие трудового договора, проверку профессиональной подготовленности при выполнении в установленные сроки заданий, относящихся к трудовой функции поступающего работника. Испытание помогает определить уровень его квалификации, соответствие выполняемой работе и изменить меры адаптации и охраны труда.

Работник вправе обжаловать результаты испытания в общем порядке: в комиссии по трудовым спорам (КТС), суде. Если неудовлетворительные результаты испытания сопровождаются освобождением его от работы, то жалоба подается в районный суд

В ряде случаев трудовое законодательство устанавливает обязательное медицинское освидетельствование при приеме на работу.

Например, предварительному врачебному осмотру подвергаются несовершеннолетние, не достигшие 18-летнего возраста, работники, занятые на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда, а также на работах по обслуживанию транспортных средств, работники предприятий пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактических учреждений и некоторых других организаций. Указанные меры направлены исключительно на охрану жизни и здоровья как самих работников, так и лиц, соприкасающихся с их трудовой деятельностью.

Результаты медосмотра оформляются специальным документом.

Стажировка является одной из форм установления квалификации при приеме на работу молодых специалистов. Стажировка имеет многоцелевое назначение. Она помогает уточнить квалификацию кадров, оперативно разрабатывать адаптационные меры, повышать уровень профессиональной подготовленности работников, и в этом качестве является гарантией права на труд. Стажировка применяется для водителей транспорта, сотрудников правоохранительных органов и других категорий работников.

Положением о распределении выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений Республики Беларусь, утвержденным Минобразования, Минэкономики, Минюстом, Минтруда и Минфином, не предусмотрена обязательная стажировка молодых специалистов в течение первого года работы.

На практике стажировка молодых специалистов, как правило, предусматривается в локальных актах предприятий (организаций).

В период стажировки молодые специалисты овладевают соответствующей квалификацией. Поэтому от стажировки освобождаются работники, получившие высшее образование в системе вечернего или заочного образования, имеющие стаж работы по соответствующей специальности не менее одного года, в процессе которой они уже приобрели начальную квалификацию.

Полученная в период стажировки квалификация устанавливается коллегиальным органом (комиссией) в соответствующем порядке

Согласование трудовой функции и других условий трудового договора начинается с собеседования с поступающим работ ником

Проведение собеседования — одна из важнейших форм определения квалификации при приеме на работу Назначение на должность после предварительного отбора и собеседования — это ситуация, когда организация в лице работника кадровой службы и кандидат на эту должность пытаются определить, в какой степени их собственные интересы могут быть удовлетво- ~рены в результате данного назначения.

Предварительное собеседование при приеме на работу направлено на выяснение образования претендента, оценку его личных качеств и т п.

На этой стадии определения квалификации до вступления трудового договора в силу работник может изменить свое первоначальное намерение поступить на работу. Организация также вправе отказаться от услуг работника, но в случаях и по основаниям, указанным в законодательстве

Существует различие в положении сторон Работник, изменяя первоначальное намерение, может и не указывать мотивов своего решения, во всяком случае, закон не обязывает делать это. Организация же обязана объяснить причину отказа, допустимого лишь по деловым соображениям, уважительной причине.

квалифицированный персонал

Смотреть что такое «квалифицированный персонал» в других словарях:

  • квалифицированный персонал — Лица, имеющие соответствующее образование и опыт, позволяющие им оценивать риски и избегать опасностей, которые может создавать электричество. (электротехнически) квалифицированный персонал Лица, имеющие… … Справочник технического переводчика

  • квалифицированный персонал — skilled personnel Работники, удовлетворяющие требованиям к квалификации персонала согласно пункту 4.2 МЭК 60079 17 … Электротехнический словарь

  • квалифицированный персонал (во взрывозащите) — квалифицированный персонал Работники, удовлетворяющие требованиям к квалификации персонала согласно пункту 4.2 МЭК 60079 17 . Тематики взрывозащита EN skilled personnel … Справочник технического переводчика

  • квалифицированный персонал по техническому обслуживанию лифтов — 3.3 квалифицированный персонал по техническому обслуживанию лифтов: Сотрудники организации, прошедшие профессиональную подготовку и имеющие опыт работы по техническому обслуживанию лифтов, обеспеченные необходимыми инструкциями по техническому… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • квалифицированный обслуживающий персонал — Специально подготовленные лица, прошедшие проверку знаний, в объеме обязательном для данной работы (должности), и имеющие квалификационную группу по технике безопасности, предусмотренную Правилами техники безопасности при эксплуатации… … Справочник технического переводчика

  • квалифицированный обслуживающий персонал — 3.11.41 квалифицированный обслуживающий персонал : Специально подготовленные работники, прошедшие проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы (должности), и имеющие группу по электробезопасности, предусмотренную действующими… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Квалифицированный обслуживающий персонал — English: Skilled serviced Специально подготовленные лица, прошедшие проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы (должности), и имеющие группу по электробезопасности (по ПУЭ) Источник: Термины и определения в электроэнергетике.… … Строительный словарь

  • Квалифицированный обслуживающий персонал в электроустановках — специально подготовленные работники, прошедшие проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы (должности), и имеющие группу по электробезопасности, предусмотренную действующими правилами охраны труда при эксплуатации электроустановок.… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ — МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ, мед. работники, обслуяишающие мед. сан. учреждения. М. п. высший врачи, зубные врачи; М. п. средний мед. сестры, фельдшера, фельдшерицы, акушерки, зубные техники, рентгено техники, препараторы прозектур и лабораторий,… … Большая медицинская энциклопедия

  • Обеспечение качества — (англ. Quality Assurance, QA) это процесс или результат формирования требуемых свойств и характеристик продукции по мере её создания, а также поддержание этих характеристик при хранении, транспортировании и эксплуатации… … Википедия

Что такое квалификация работника?

Что такое квалификация работника и порядок ее определения, отражены в трудовом и административном законодательстве РФ. Уровень компетенции сотрудника выступает основополагающим фактором при приеме на вакантную должность, указывает на его профессионализм и опыт, при этом для развития и совершенствования производственных процессов руководство предприятий заинтересовано в повышении квалификационных умений работников. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Что такое квалификация работника?

Понятие квалификации и профессионального стандарта

Компетенция сотрудника отражает его способность выполнять трудовые обязанности в рамках отдельной специальности, должности. Ст. 195.1 ТК РФ определяет квалификацию, как совокупность образования работника, его умений, навыков, опыта в профдеятельности.

ВНИМАНИЕ! Общая и специальная подготовка сотрудника подтверждается документацией, утвержденной законодательно (аттестатом, дипломом, свидетельством и так далее).

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (ФЗ № 197)

Профессиональный стандарт выступает характеристикой квалификации, требуемой для выполнения трудовой деятельности в рамках конкретной должности (ФЗ № 236 от 03.12.2012). Он представляет собой список требований, предъявляемых к сотрудникам для осуществления ими качественной работы.

Таблица 1. Характеристики квалификации

Показатель Описание
Ступень квалификации Завершенный этап беспрерывного профессионального образования, что подтверждается соответствующей документацией
Уровень квалификации Степень профессиональных навыков в рамках определенной ступени квалификации. Характеризуется объемом и качеством умений, знаний, способностей кадров (к планированию, организации работы, адаптации к меняющимся условиям, развитию технологий и так далее)

Требования к различным уровням квалификации отдельных специальностей и профессий утверждаются локальной документацией в системе аттестации и тарификации.

Понятие квалификации и нормативное регулирование ее присвоения

Видео — Как заполнять форму о квалификации работника?

Образовательный процесс и научные степени квалификации

После получения знаний в высшем или среднем учебном учреждении человеку выдается документ установленного образца, в котором обозначена присвоенная ему специальность (диплом, свидетельство, аттестат). Последняя указывает на получение требуемого для профессии образования. Квалификация предполагает также наличие опыта работы в данной сфере. Во многих учебных заведениях студенты проходят практику. Так формируется первый опыт профдеятельности. На квалификацию также оказывают влияние индивидуальные качества человека: исполнительность, качество, производительность труда и так далее. Высшее образование в РФ включает в себя несколько уровней. Такая структура обусловлена принятием европейских стандартов (по Болонскому принципу), обучение отличается длительностью, объемом полученных знаний, сложностью программ.

Таблица 2. Уровни высшего образования (научные степени)

Уровень Описание
Бакалавриат Выступает завершенным высшим образованием. Продолжительность курса обучения насчитывает 4 года. Уровень образования считается ниже, чем у выпускников иных категорий, программа предусматривает фундаментальную подготовку. Обучение доступно для получивших среднее общее или среднее профессиональное образование. После завершения курса и получения квалификации человек вправе трудиться по профессии или учиться далее в магистратуре
Специалитет Выступает традиционной формой обучения в РФ, продолжительность составляет 5-6 лет. Доступна получившим среднее общее и среднее профессиональное образование. Программы ориентированы на практический опыт в определенной трудовой сфере. После завершения учебы и получения документа о квалификации человек вправе трудиться по специальности или учиться далее в магистратуре, аспирантуре
Магистратура Углубленная образовательная программа, которая доступна бакалаврам и специалистам. Продолжительность курса — 2 года. Программа предполагает подготовку учащегося к научно-исследовательскому труду. После завершения образования и получения документа о квалификации человек вправе работать по специальности или учиться далее в аспирантуре
Аспирантура Подразумевает обучение научно-педагогических кадров. Доступно для специалистов и магистров. Программы содержат теорию, практику, педагогическую работу и научно-исследовательский труд. Продолжительность очного обучения — от 3 лет, заочного — от 4 лет. В результате защиты диссертации учащийся получает 1 степень — кандидата наук. Возможен допуск к соисканию 2 степени — доктора наук. Аналогом аспирантуры в образовательных организациях, причисленных к МВД и Минобороны РФ, выступает адъюнктура
Интернатура Последипломное обучение выпускников медицинских ВУЗов. Представляет собой прохождение практики в медучреждении на протяжении года
Ординатура Завершающий этап подготовки кадров по ряду медицинских (фармацевтических) направлений. К обучению допускаются обладатели высшего медобразования. Продолжительность углубленного теоретического курса с прохождением соответствующей практики — 2 года. По завершении обучения проводится квалификационный экзамен
Ассистентура-стажировка Обучение работников высшей квалификации в сфере искусств. Доступно специалистам и магистрам. Программа содержит индивидуальный план обучения, реализуемый под присмотром научного руководителя и завкафедрой. Курс продолжается до 2 лет. Квалификация присваивается после представления выпускной работы (презентации, выступления, показа, выставки и так далее)
Докторантура Форма подготовки научных кадров. Не является уровнем высшего образования, причисляется к научной сфере (Постановление Правительства РФ №267 от 04.04.2014 года). Претендовать на степень второй ступени (доктора наук) могут только лица, завершившие учебу в аспирантуре и защитившие кандидатскую диссертацию. Обучение осуществляется исключительно в очной форме. Продолжительность курса не должна превышать 3 лет. Научная степень присваивается после успешной защиты докторской диссертации путем голосования диссертационного совета

В дальнейшем после приема человека на работу квалификация утверждается уже уполномоченными органами по месту занятости.

Определение уровня квалификации работника

Утверждение компетенции сотрудника регламентировано административным и трудовым законодательством РФ. Для этого используется система обобщенных показателей. Определяя уровень квалификации работника промышленных, строительных, сельскохозяйственных и иных организаций, аттестационная комиссия оценивает его профдеятельность и присваивает разряд. На промышленных предприятиях РФ применяется 6-разрядная система, где первый считается самым низшим, шестой — высоким. В других сферах деятельности (научно-исследовательской, медицинской) для определения квалификационного уровня кадров введены категории, которые напрямую влияют на размер заработной платы. Для вычисления оклада применяются тарифные коэффициенты, увеличивающие общую величину дохода. В данном случае первая категория указывает на наиболее высокую квалификацию персонала. При присвоении квалификационного уровня оцениваются количественные и качественные показатели труда:

  • опыт в конкретной деятельности (стаж), совокупность знаний и умений;
  • наличие образования (общего и специального);
  • мера ответственности за порученное дело и так далее.

Для регулирования взаимоотношений работодателя и сотрудника законодательством предусмотрены должностная инструкция и квалификационные требования. Первая выступает перечнем профессиональных обязанностей человека в рамках его специальности. Квалификационные требования представляют совокупность знаний и умений, которыми должны обладать кадры для выполнения конкретной трудовой деятельности. При поступлении на работу человеку предоставляются для ознакомления оба документа.

Квалификационные требования (пример)

ВНИМАНИЕ! Если обязанности, предъявляемые сотруднику работодателем, не входят в должностную инструкцию, запросы к навыкам разнятся с перечисленными в требованиях к квалификации, работник вправе отказаться от выполнения трудового задания. В данном случае увольнение человека или сокращение величины зарплаты недопустимо.

Однако работодатель может внести изменения в должностную инструкцию, о чем предварительно информирует сотрудника. Трудовое законодательство обозначает обязанность нанимателя утверждать квалификацию принимаемых сотрудников. Однако исключением выступает поступление на работу учеников, не имеющих профподготовки. В этом случае квалификация им не присваивается.

Видео — Зачем работодателю отправлять работника для прохождения независимой оценки квалификации?

Формы установления квалификации при приеме на работу

Определение компетенции работника при заключении с ним трудовых отношений может осуществляться в форме:

  • документального установления — квалификация подтверждается дипломом, аттестатом, свидетельством, справкой. У рабочих основанием служит запись в трудовой книжке о присвоении разряда;
  • испытания — предполагает проверку знаний и умений работника, его соответствие должности. Допустимо включение в трудовой договор только по взаимному одобрению сторон. Период испытания не должен превышать 3 месяцев. При этом в него не включаются время пребывания сотрудника на больничном или другое отсутствие по уважительным причинам. Испытание недопустимо при приеме сотрудников младше 18 лет, инвалидов, работников на сезонные и временные работы, при переводе человека в другую местность и в иных случаях, предусмотренных законодательством. При включении испытания в трудовой договор каждая из сторон вправе его расторгнуть до истечения оговоренного срока, уведомив вторую сторону за 3 дня, или по завершении периода. Если работодатель неудовлетворен профдеятельностью сотрудника, он оглашает причины решения о прекращении трудовых отношений. Работник может оспорить его в КТС (комиссии по трудовым спорам) или суде;
  • медобследования — иногда при приеме на должность обязателен врачебный осмотр. Ему подвергаются несовершеннолетние граждане, сотрудники, задействованные в тяжелых и вредных условиях труда, в обслуживании транспорта, пищевой промышленности, работающие в лечебно-профилактических организациях и так далее. Меры направлены на проверку соответствия состояния здоровья человека занимаемой должности и квалификации;
  • стажирования — применяется при приеме молодых специалистов, водителей транспорта, сотрудников правоохранительных органов и так далее. Направлено на уточнение квалификации персонала, разработку адаптационных мер, повышение уровня профподготовленности кадров. Стажировка преимущественно отражается в локальных актах организаций. Квалификация утверждается уполномоченной комиссией;
  • тестового испытания, экзамена — сотрудник подтверждает квалификацию путем выполнения заданий. Они представлены в форме теоретических вопросов, упражнений, практических тестов;
  • собеседования — распространенная форма согласования условий трудового договора между сотрудником и нанимателем. Во время беседы устанавливается квалификация работника, его соответствие вакантной должности.

Группы кадров, в соответствии с присвоенной квалификацией

Для определения и утверждения компетентности сотрудника в рамках конкретной профессии используется единая тарифная сетка. Выделяют 4 основных группы кадров, в зависимости от уровня квалификации:

  • неквалифицированные (разнорабочие). Характерно отсутствие специальных умений и знаний у персонала. Сюда относятся должности уборщика, грузчика и так далее;
  • малоквалифицированные. Характерно кратковременное обучение специальности (например, 1 месяц). Персонал выполняет несложные задачи;
  • квалифицированные. Кадры проходят обучение 1-2 года, выступают практикующими специалистами. Выполняют сложную профдеятельность, могут руководить группой сотрудников;
  • высококвалифицированные. Кадры имеют высшее образование, весомый опыт работы, часто занимают руководящие посты.

Деление персонала на группы довольно условное, поскольку в течение трудовой жизни совершается переход человека от одной категории к другой (повышение квалификации, переподготовка, полная смена деятельности и освоение новой профессии и так далее).

Виды повышения квалификации

Увеличение объема знаний, совершенствование профессиональных навыков полезно не только сотруднику, но и организации в целом. Повышение квалификации работников может быть:

  • краткосрочным — преимущественно осуществляется по месту работы и занимает до 72 часов. Часто проводится в форме передачи знаний от высококвалифицированных кадров новичкам. После успешной сдачи экзамена сотрудникам выдаются свидетельства о повышении квалификации;
  • среднесрочным — длительность курса насчитывает 72-100 часов. Применяется при внедрении на предприятии новых технологий, изменении или расширении сферы деятельности. Обучение проводится в форме семинаров, тренингов, активно привлекаются специалисты со стороны;
  • длительным — повышение квалификации целесообразно для опытных сотрудников для выполнения практических задач с применением новых знаний. Возможно проведение с отрывом от профдеятельности, направление работников на обучение в другие города. При этом должность и зарплата сотрудников сохраняются.

Повышение квалификации может быть инициировано как работодателем, так и самим сотрудником. Необходимость и регулярность обучения зависит от намерений нанимателя и работника, а также от сферы деятельности. Например, регулярное расширение объема знаний и практических навыков необходимо и обязательно для педагогов, врачей, фармацевтов, транспортников. Они обязаны периодически подтверждать (повышать) квалификацию и профпригодность сертификатами и удостоверениями после прохождения курса обучения.

Подготовка и переподготовка кадров

Первоначальное обучение человека профессии и присвоение ему квалификации осуществляется в средних и высших образовательных учреждениях. От подготовки учащегося зависит уровень его будущей квалификации: для руководителей необходимо получение высшего образования, для рабочих специальностей достаточно средне-специального. Непосредственно на месте работы также проводится обучение, поскольку теоретические знания нуждаются в подкреплении практическими навыками.

Переподготовка кадров осуществляется при освоении работником новой или смежной специальности, то есть фактически происходит получение им второй профессии. Обучение проводится на месте работы или вне его. Переквалификация на предприятии осуществляется под руководством наставника (мастера, начальника отдела и так далее), включает период стажировки. Иногда переподготовка выступает вынужденной мерой. Например, когда прежняя квалификация становится недоступной для человека по состоянию здоровья (из-за травмы, инвалидности). Сотруднику предлагают другую должность, для получения которой он проходит обучение.

ВНИМАНИЕ! Обучение и переподготовка не выступают обязанностью работника и осуществляются на добровольных началах. Они расцениваются как вспомогательные меры, способствующие повышению качества труда и квалификации человека в рамках его должности.

Права и обязательства нанимателя по подготовке и переквалификации кадров реализуются путем заключения договора с сотрудником (ст. 197 ТК РФ). Работодатель также вправе отказать человеку в его просьбе об обучении.

Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации (ФЗ № 197)

Квалификация работника выступает мерой его компетентности в рамках отдельной профессии. Ее уровень влияет на карьерный рост сотрудника, его ценность на предприятии, величину получаемого дохода. Задачами работодателя является определение и проверка квалификации человека при приеме в организацию, его соответствия требованиям конкретной должности. Наниматель заинтересован в развитии деятельности предприятия, росту его конкурентоспособности. Важным фактором в этом случае выступает обучение персонала, повышение его квалификационного уровня, что способствует улучшению качественных и количественных показателей работы.

Квалификация —

(от лат. qualis — какой, какого качества + facere — делать)
Qualification

Определение:

Степень профессиональной подготовленности работника к выполнению какого-либо вида работы.

(Борисова С.А. и др. Словарь-справочник кадровика.-М., 2005)

Различают квалификацию работы и квалификацию работника.

  • Квалификация работы — это характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом в соответствии с тарифно-квалификационным справочником. Имеет важное значение для установления тарифных ставок рабочим и должностных окладов служащим.
  • Квалификация работника — это степень его профессиональной обученности, т.е. уровень подготовки, опыта, знаний, навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Устанавливается в виде разряда или категории (например, инженер по труду 2-й, 1-й категории, ведущий инженер и т.д.).
    (Управление организацией: Энцикл. слов.-М., 2001)

Каждый работник имеет право требовать выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, а также на повышение квалификации.

При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Если в процессе трудовой деятельности у работника изменились определенные сторонами условия трудового договора, работодатель должен предложить работнику иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации.

Следует отметить, что, если в результате проведения аттестации квалификация работника окажется недостаточной, работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор.
(Борисова С.А. и др. Словарь-справочник кадровика.-М., 2005)

Показателями квалификации работника, помимо разряда (категории), могут быть звание и ученая степень.

Выделяют четыре уровня квалификации:

  • первый уровень соответствует основному общему образованию и среднему (полному) общему образованию;
  • второй — начальному профессиональному образованию;
  • третий — среднему профессиональному образованию;
  • четвертый — высшему профессиональному образованию и послевузовскому профессиональному образованию.

В соответствии с законодательством о высшем профессиональном образовании различают следующие квалификации (степени):

  • бакалавр;
  • специалист;
  • магистр.

(Труханович Л.В., Щур Д.Л. Юридический словарь-справочник кадровика.-М., 2003)

Ключевые квалификации и компетенции в современном профессиональном образовании (с.38, 40)

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 15

Компетенция – это относящееся к работе понятие, которое говорит о сфере профессиональной деятельности, в которой человек компетентен.

Ключевые компетенции определяют социально-профессиональную мобильность специалистов и профессионалов и позволяют им успешно адаптироваться в разных социальных и профессиональных сообществах.

В психологии профессионального образования используется также понятие «ключевые квалификации». Ключевые квалификации – общепрофессиональные знания, умения и навыки, а также способности и качества личности, необходимые для выполнения работы по определенной группе профессий.

Структура ключевых квалификаций отражает общепрофессиональный характер деятельности и личности специалиста.

Персональные квалификации – это метапрофессиональные качества личности (самостоятельность, ответственность, надежность, самоконтроль, коммуникативность и др.).

Сенсомоторные квалификации – профессионально значимые психофизиологические свойства: координация движений, быстрота реакции, ловкость рук, глазомер, цветоразличение и др.

Пути определения состава ключевых квалификаций для конкретной группы родственных профессий – профессиографические исследования. Число ключевых квалификаций по каждой профессии не должно превышать 7–9 характеристик.

Цели, принципы личностно ориентированного образования. Содержание личностного ориентированного образования (с.42,43)

В концепции И. С. Якиманской целью личностно ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их «окультуривание», превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам. Понятие «личностно ориентированное образование» сегодня трактуется столь широко, что возникает необходимость уточнить содержание этого понятия. Мы полагаем, что наиболее общими основаниями для построения личностно ориентированного образования являются следующие теоретические положения Л. С. Выготского:

1. В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

2. Личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы.

3. Если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при непосредственном влиянии на него через специальную среду.

4. Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды.

Характеристики личностно ориентированного образования: главная цель обучения – развитие личности обучающихся; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; ведущими мотивами образования, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов обучения; формирование прочных знаний, умений и навыков является условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность обучающегося обеспечивается путем включения в процесс обучения его субъективного опыта; целью личностно ориентированного образования становится развитие автономности, самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.

Личностно ориентированное профессиональное образование – это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.

Содержание профессионального образования определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий и конгруэнтно будущей профессиональной деятельности. Профессиональное образование имеет опережающий характер, что обеспечивается формированием социально-профессиональной компетентности и развитием экстрафункциональных качеств будущего специалиста в процессе учебно-профессиональной, квазипрофессиональной, производственной и кооперативной деятельности, закономерностями профессионального становления личности. Действенность профессионально-образовательного процесса определяется организацией учебно-пространственной среды. Личностно ориентированное образование максимально обращено к индивидуальному опыту обучаемого, его потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии.