Либеральная партия

Содержание

К читателю

  • К читателю
    Ю.П. Сенокосов

Семинар

  • Россия в глобальном мире
    Владислав Иноземцев
  • Заметки с семинара
    Юpий Гиренко

Тема номера

  • Метаморфозы российской политии
    Алексей Салмин
  • Политическая коммуникация и модели публичной сферы
    Ольга Малинова
  • О культуре толерантности в России
    Вячеслав Бахмин

Концепция

  • Бизнес и власть
    Сергей Бурков

Дискуссия

  • Борьба с религиозным экстремизмом как шанс возрождения российской демократии
    Абдулла Истамулов
  • Конституционные преобразования в современных демократиях
    Томас де ла Куадра-Сальседо
  • Пресса и демократия
    Саймон Уолтерс

Дух законов

  • К вопросу о реализации принципа разделения властей
    Ирина Суркова

Наш анонс

  • Александр Нольде. М.М. Сперанский?
  • ПРОГНОЗИРОВАТЬ БУДУЩЕЕ НЕВОЗМОЖНО
    М.Ф. Черныш

Свобода и культура

  • Два шага назад без шага вперед
    Александр Волков

Новые практики и институты

  • Институт общественных и гуманитарных инициатив
    Глеб Тюрин

Личный опыт

  • Глеб Тюрин: позитивное мышление
    Наталья Севидова

Идеи и понятия

  • Либерализм
    Ирина Бусыгина, Андрей Захаров

Горизонты понимания

  • Столетний круг России
    Владимир Рыжков

Nota bene

  • Борьба за строительство Европы: новости с фронта
    Яцек Ростовский

Либерализм

Ирина Бусыгина
Андрей Захаров

Истоки либерализма

Либерализм представляет собой довольно старую систему взглядов и убежде­ний. Иногда его генеалогию даже возводят к Великой хартии вольностей, ко­торая в XIII столетии ограничила абсолютизм королевской власти в Англии. Приверженность «свободам» в экономике, политике, социальной жизни орга­нически связывает классический либерализм с генезисом буржуазного обще­ства, становлением рыночных отношений, борьбой с феодализмом.

Либерализм как идеология, наряду с социализмом и консерватизмом, опреде­лял фундаментальные принципы и направления общественного развития на­чиная с конца XVIII века. И в качестве таковой в большей степени, нежели конкурирующие с ним течения, оказался способным к серьезной эволюции, поскольку смог сочетать в себе не слишком совместимые, а зачастую и явно противоречивые идеи, доктрины и концепции. Говоря о причинах популяр­ности либеральной идеи, важно отметить, что либерализм считает своей це­лью благополучие и счастье не социальных групп, а всех людей и, следователь­но, расширение возможностей, обеспечивающих личности беспрепятствен­ное развитие. Именно об этом заявили его апологеты из числа английских утилитаристов: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей».

Основы классического либерализма были заложены Джоном Локком и Ада­мом Смитом, которые провозгласили права на «жизнь, свободу и собствен­ность» в качестве естественных прав человека. Этим они существенно повли­яли, в частности, на Американскую революцию 1776 года. Позже, в XIX веке, либеральную мысль развивали Бенжамен Констан, Алексис де Токвиль, Джон Стюарт Милль. В XX столетии наиболее заметными теоретиками либерализ­ма были экономисты, в частности Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек. Центральным в классическом либерализме является идеал практически нео­граниченного индивидуализма. Именно из этого идеала выводится представ­ление о государстве как о «ночном стороже», который занимается по преимуществу проблемами внешней безопасности и не вмешивается в экономичес­кую и социально-политическую жизнь общества.

На тезисах Джона Локка развивалась концепция либеральной демократии; он разработал теорию общественного договора и естественного права. Многие положения политической философии и этики Локка были восприняты и раз­виты затем Шарлем Монтескьё и другими мыслителями. В противовес кон­цепции эгоистического человека, выдвинутой Томасом Гоббсом, Локк утверж­дал, что в естественном состоянии все люди свободны и равны, а значит, не враждуют друг с другом, так как поведение человека изначально подчиняется морально-этическим установлениям, имеющим божественное происхождение и силу природных законов.

Исходное положение локковской доктрины — независимость индивида, из ко­торой вытекают тезисы о труде как основании и оправдании собственности, а также о договорном характере полномочий государства.

На классический вопрос Гоббса «если имеет место «война всех против всех», то каким образом возможен социальный порядок?» Локк дал следующий от­вет, выражающий суть либеральной альтернативы: восстановление социаль­ного порядка из хаоса возможно лишь при обеспечении автономного прост­ранства для каждой личности. Таким образом, социальный порядок зиждется на предпринимательском духе и воле отдельных лиц и оправдывается в той ме­ре, в какой он защищает права личности (В. Леонто­вич).

Согласно либеральным идеологам, минимальное про­странство личной свободы можно гарантировать лишь в том случае, если естест­венный индивидуализм бу­дет введен в рамки закона. «Либерал вполне ясно понимает, что без помощи принуждения существование общества будет в опасности, и за правилами по­ведения, соблюдение которых необходимо для обеспечения мирного сотруд­ничества, должна стоять угроза силы, иначе всей системе общества будет по­стоянно угрожать произвол любого из его членов. Нужно иметь возможность принудить человека, который не уважает жизнь, здоровье, личную свободу или частную собственность других, следовать правилам жизни в обществе» (Людвиг фон Мизес).

Основные принципы индивидуалистического общественного порядка, отста­иваемого либерализмом, предельно кратко и ясно были изложены во фран­цузской Декларации прав человека и гражданина 1789 года. В ней провозгла­шены четыре главных права, лежащих в основе либерального общества: а) свобода; б) собственность; в) безопасность; г) право на сопротивление насилию или подавлению.

Основные ценности либерализма

Во-первых, максимально широкая свобода для индивида во всех сферах обще­ственной жизни. При этом либералы полагают, что она все же не может быть, как уже сказано, «безграничной, ибо тогда все непрерывно сталкивались бы друг с другом, и «естественная» свобода привела бы к социальному хаосу, при котором не удовлетворялись бы даже минимальные нужды, а свободу слабых подавили бы сильные» (Исайя Берлин). Это разумное ограничение свободы закреплено «общественным договором», предполагающим наличие конститу­ционализма, разделения властей, принципа сдержек и противовесов.

Во-вторых, в роли базового экономического, политического и социального принципа для классического либерализма выступает индивидуализм. При этом, однако, либерализм защищает не индивидуализм «вообще», зачастую оказывающийся непродуктивным, а автономную активность человека, направляемую в социально конструктивное русло. Так же обстоит дело и со сво­бодой — не декларация свободы «вообще», но защита свободы личности, кото­рая достигла определенного уровня развития и доказала (на основе выдвигае­мых либерализмом критериев) свой цивилизационный статус.

В-третьих, либерализм отстаивает правовое и политическое равенство, а так­ же равенство возможностей, поскольку все люди рождены одинаково свобод­ными. Равенство в свободе выступает одним из оснований либеральной мо­рали.

Наконец, в-четвертых, терпимость и плюрализм рассматриваются либерализ­мом в качестве важнейших основ социально-политического взаимодействия в обществе. Этот принцип напрямую связан со всеми вышеперечисленными.

Либеральная идеология проникнута прогрессистским духом и при этом сугу­бо рационалистична, то есть исходит из веры в прогресс и силу человеческо­го разума. Как отмечает Иммануэль Валлерстайн, она «отражала уверенность человека в том, что для обеспечения естественного хода истории необходимо сознательно, постоянно и разумно проводить в жизнь реформистский курс». Важно отметить, что сочетание идеалов свободы и равенства в идеологии классического либерализма образует линию внутреннего напряжения, кото­рая с эволюцией либеральной идеологии становится все более выраженной и значимой. Кроме того, говоря о базовых постулатах либерализма, стоит еще раз упомянуть и крайне популярную для него идею о необходимости добро­вольного согласия подчиненных на власть над ними.

Либерализм, государствои международные отношения

Локк объяснял договорный характер государства таким образом: люди добро­вольно подчиняются политической власти посредством «соглашения с други­ми людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополуч­но и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и на­ходясь в большей безопасности, чем кто-либо, не являющийся членом общест­ва». То есть такое государство представляет собой единый политический организм, в котором большинство имеет право решать и действовать за всех остальных, а участие в политическом сообществе — государстве — накладыва­ет на индивида обязанность подчиняться его решениям. Главной же целью объединения в государство является сохранение собственности объединив­шихся; при этом собственность трактуется крайне широко — как «жизнь, сво­бода и владение».

В целом либеральному толкованию государства и его места в общественной жизни присуще фундаментальное противоречие. Корень его в том, что, защи­щая личность от «избыточных» притязаний со стороны государственной вла­сти, либералы традиционно настаивали на внедрении всеобщего избиратель­ного права, которое, в свою очередь, заметно укрепляло государство и его ин­ституты, придавая им еще большую легитимность. Таким образом, они одно­временно и тяготели к государству, и отторгали его. В частности, данный конфликт довольно ярко проявился в деятельности либеральных партий в России, начиная с конституционных демократов и заканчивая Союзом правых сил.

Либеральная идеология полагает, что взаимодействие государств на междуна­родной арене в целом ориентировано на то, чтобы покончить с войной, ут­вердить мир и добиться всеобщего экономического процветания. Слова «соб­ственность», «свобода» и «мир» в программе либерализма находятся в одном ряду. Отметим, что либеральное видение развития мировой политической си­стемы во многом связано с именем Вудро Вильсона, двадцать восьмого президента Соединенных Штатов и одного из основателей Лиги Наций, который в своих научных работах и политических декларациях провозглашал откры­тость, демократичность и этичность внешнеполитической деятельности и дипломатии. По мнению Вильсона, подобно тому, как каждый гражданин до­стоин индивидуального политического права на участие в выборах, так и каж­дый народ может претендовать на коллективное политическое право — на суверенитет. Иначе говоря, «призыв Вильсона к самоопределению наций стал всемирным эквивалентом всеобщего избирательного права» (Валлерстайн). Хотя государства при либеральном подходе признаются главными участника­ми международных отношений, они являются далеко не единственными игроками на этом поле: взаимодействие государств, по мнению либералов, обя­зательно должно регулироваться межправительственными организациями и международным правом. Наряду с ними активную роль призваны играть и неправительственные организации — правозащитные, экологические, транс­национальные корпорации и пр. Согласно либеральной модели, государства ориентируются не только на максимизацию прибыли, но и на взаимовыгод­ное сотрудничество. Фактор силы в этой модели уступает место другим, бо­лее эффективным средствам влияния — экономическим и правовым рычагам и механизмам.

Либерализм и концепция свободы

Как уже отмечалось выше, на первое место в своей ценностной системе либе­ралы ставят свободу индивида — по известной формуле Милля, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно». Для приверженцев клас­сического либерализма борьба за свободу означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на физическую, экономическую, по­литическую и интеллектуальную свободу человека.

Представляется возможным выделить несколько общих взаимосвязанных по­ложений либерального видения свободы. Во-первых, важен примат экономи­ческой свободы, которая является наиважнейшей частью общей свободы ин­дивида. При этом гарантом и мерой свободы предстает частная собствен­ность.

Во-вторых, принципиальное значение имеет экономический порядок рыноч­ного типа, который выступает как необходимое (хотя и явно недостаточное) условие индивидуальной свободы. Именно рынок способствует не только ут­верждению и росту экономической свободы индивида, но и укреплению сво­боды политической, которая трактуется как отсутствие принуждения одних людей другими.

В-третьих, экономическая свобода, как индивидуальная, так и общественная, является в глазах либералов средством достижения политической и граждан­ской свободы. Здесь речь идет, в частности, и о рынке, который позволяет резко ограничить прямое вмешательство государства в жизнь общества. От­сюда и основные лозунги классического либерализма: «максимум личных сво­бод — минимум государственного вмешательства», «государство — слуга наро­да, а не его хозяин» (Милтон Фридман).

Таким образом, суть либеральной концепции свободы состоит в защите авто­номии личности и провозглашении свободы как главной цели общественного развития.

Неолиберализм

Эволюция либерализма была органически связана с динамикой капиталисти­ческого производства, и поэтому в минувшем столетии классические идеалы либералов подверглись серьезному пересмотру. Прежде всего, корректировка затронула роль рынка и государства. Так, центральное место в идеологии «но­вого курса» президента Франклина Рузвельта, затем распространившейся по всему западному миру под именем неолиберализма, заняли принцип государ­ственного вмешательства в экономическую деятельность, а также идея соци­альной ответственности государства. Эта «этатистская» переориентация либерализма была связана, прежде всего, с именем из­вестного британского эко­номиста Джона Мейнарда Кейнса. В конечном счете его идеи не только воздей­ствовали на экономическую практику, но и были инкор­порированы в либеральную идеологию.

Таким образом, новый, или социальный, либерализм отличает признание позитивной роли государства в экономической и общественной жизни; однако эта роль позитивна лишь в том случае, если государственное регулирование способствует реализации либе­ральных ценностей, защите прав и свобод личности. Другой отличительной чертой стал отказ от былого равнодушия к социальным вопросам. Новые либе­ралы полагают, что государственное вмешательство в принципе способно сгла­живать социальные конфликты и защищать современное общество от потря­сений. Социальный либерализм тяготеет к позитивной трактовке свободы.

По мнению неолибералов, рынок отнюдь не естественный механизм, веду­щий к гармонии в обществе, а искусственный инструмент, который нуждает­ся в совершенствовании правил игры, а также в беспристрастных судьях и ар­битрах. Отрицая концепцию государства как «ночного сторожа», новые либе­ралы поддерживают его активную роль в «социальном рыночном хозяйстве», которое исключает крайности как безграничного либерализма, так и тотального коллективизма.

Неолиберализм учитывает и новые реалии международных отношений. В своей модели неолибералы особо выделяют такие положения, как взаимо­связь политики и экономики, ослабление анархии в международной среде в силу упрочившейся взаимозависимости государств и т.д. Неолиберализм включает в себя множество направлений, которые отчасти пересекаются, но при этом рассматриваются как самостоятельные концептуальные школы. В частности, к их числу относятся теория комплексной взаимозависимости, рассматривающая неформальные отношения между внешнеполитическими элитами, теория международных режимов, теория демократического мира. Некоторые исследователи усматривают в появлении неолиберализма свиде­тельство краха либеральной идеи. По их мнению, в своей модернизирован­ной форме либерализм отказывается от собственных устоев, капитулируя пе­ред консерватизмом и социализмом. В подтверждение подобных выводов они ссылаются на тот неоспоримый факт, что в современную эпоху обеспечение прав человека с трудом сочетается с гарантией прав народов. В итоге либе­ральная политика начинает приобретать «точечный», избирательный харак­тер; ее критерии по-разному применяются в различных ситуациях, а либера­лов в связи с этим все чаще обвиняют в приверженности к «двойным стандар­там». Кризис либерализма становится темой все более оживленных интеллек­туальных дискуссий.

Либеральная идеология в России

Одной из важнейших особенностей российского либерализма является то, что он во многом развивался в государственнических формах. По мнению Алексея Кара-Мурзы, отечественный либерализм в последние годы представлял собой крайне прагматичную и свободную от морализаторства концепцию. Но в то же время был более консервативен и менее радикален, нежели либерализм запад­ный, поскольку оказался лишенным «цивилизационных тылов» (традиций римского права, сословной автономии и т.д.) и развивался в «пространстве по­вышенного исторического риска». Практически все русские либералы всегда были убеждены в том, что только государственная власть в России может слу­жить орудием прогресса. То есть, он не столько отстаивал права личности, сколько стремился к мягкому видоизменению государственного строя.

Слабостями российского либерализма были его «зажатость» между охрани­тельством и нигилизмом, высокая степень зависимости от патронажа государ­ства или общины. Поэтому он неизменно проигрывал революционно-ради­кальным партиям в начале XX века, а спустя столетие столь же однозначно проигрывает национально-патриотическим движениям и «партии власти».

Конкретные проявления отечественного либерализма крайне многообразны. Решая основную проблему — как избежать хаоса и при этом защитить автоно­мию человеческой личности, — наши либералы вступали в самые неожидан­ные союзы и альянсы с силами, которые, по их мнению, были способны гаран­тировать защиту индивидуальных прав и свобод. К русской либеральной тра­диции можно отнести и ранних славянофилов, и «либералов-государственни­ков» (Бориса Чичерина, Петра Струве), полагавших, что только сильное правительство способно охранить частные права и свободы, в то время как расчет на общество ненадежен.

В начале прошлого века русский либерализм получил реальный шанс высту­пить в качестве главного гаранта социального порядка. Однако либеральная альтернатива оказалась несостоятельной; либералы так и не сумели противо­поставить разнузданной русской «воле» творческую и ответственную «свобо­ду» (А.А. Кара-Мурза).

Еще совсем недавно, под занавес уходящего тысячелетия, наши либералы по­лагали, что Россия снова находится перед выбором; они надеялись, что стра­на хотя бы на этот раз сможет реализовать закономерный и одновременно вы­нужденный либеральный проект. Но, как оказалось, Россия вновь обнаружи­ла невосприимчивость к либерализму; либеральные ценности пока не востре­бованы ни обществом, ни властью.

Литература

И. Берлин. Философия свободы. Европа. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.

И. Берлин. Философия свободы. Россия. — М.: Новое литературное обозрение, 2001.

И. Валлерстайн. После либерализма: — М.: УРСС, 2003.

Л. фон Мизес. Либерализм в классической традиции. — М.: Начала-Пресс, 2004.

А.Ю. Мельвиль (ред.). Категории политической науки. — М.: РОССПЭН, 2001.

В.В. Леонтович. История либерализма в России. — М.: Русский путь, 1995.

Политология. — М.: Проспект, 2004.

Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность. — М.: 2000.

М. Шабанова. Социология свободы: трансформирующееся общество. — М.: МОНФ, 2000.

Что такое Либерализм простыми словами, для школьников, коротко

С позиций либерализма государство создано для человека, а не наоборот. Это буржуазное, идеологическое течение, объединяющее сторонников буржуазных свобод, буржуазно-парламентского строя, свободы предпринимательства.

Истоки либерализма

В далёкое Средневековье ремесленники, торговый люд жили под властью феодалов. Им поднимали налоги, заставляли платить большую дань за то, что они находились на территории дворянина. Если люд восставал против тяжёлых поборов, то королевские войска сурово расправлялись с бунтовщиками. Тогда феодал облагал народ ещё более грабительскими налогами.

В это время была и другая тенденция, которая ограничивала возможности горожан. Все дети вынуждены были идти по стопам отцов и дедов, не имея права менять мастерство. Мясник не мог стать врачом, а торговец не имел права стать священником.

Были редкие исключения из правил, когда город мог выкупить себя из-под власти феодала. Но это могли себе позволить только очень богатые поселения. Там налоги начислялись справедливо.

Что такое «либерализм»?

Это идеология, которая опирается на ключевые тезисы:

  • Свобода личности (при желании заниматься частным бизнесом, личность может это делать. Но она не должна вредить другим и посягать на их свободу).
  • Равенство (каждый человек, живущий на Земле имеет право на улучшение своего социального, материального статуса при упорном труде, невзирая на расу, национальность, социальные предрассудки).
  • Общественное благо (разумное устройство общества, когда государство оберегает своих граждан, даёт гарантию права и свободы, контролирует чёткое соблюдение законов).
  • Естественные права (на личную жизнь, на частную собственность, на личное счастье).

В 1929 году классический «либерализм» был сметён небывалым кризисом в США, когда миллионы граждан погибли от голода, обанкротились десятки тысяч банков. В наши дни он возродился в форме нео-либерализма.

Ценности классического «либерализма»

Течение опирается на ряд ценностных ориентаций. Они служат опорой, причиной появления данного течения. Сформировались эти ценности на протяжении веков тяжёлой жизни. Вот основные из них:

  • широкая свобода индивида во всех общественных слоях (добровольное согласие подчинённых на власть над ними);
  • индивидуализм (имеется в виду автономная активность. Развивающийся индивидуализм предполагает человеческое развитие выше удовлетворения потребностей эго);
  • толерантность (терпимость и плюрализм, спокойное восприятие других точек зрения);
  • равенство в правовом и политическом поле (либерализм не признаёт сословий, не поддержанных собственным трудом. Он выдвигает идею равенства возможностей);
  • вера в прогресс и силу общего разума.

Некоторые размышления учёных умов в видео:

Классический «либерализм»

Появился в середине XVIII столетия в Европе и Северной Америке. Предпосылкой стал отказ высших слоёв аристократии выполнять свои обязанности. Они обязаны были быть на службе государства, отдавая детей в солдаты или чиновники. Им выдавались поместья на время службы, которые по истечении определённого срока отбирались. Дворяне добились закрепления поместий за ними навсегда, а затем отказались служить государству. Таким образом, сливки общества превратились в паразитов, живущих за счёт более низких слоёв.

Как проявляется «либерализм» в России

Течение возникало под знаменитым лозунгом светлых идеалов: «Свобода, равенство, братство». После ограничений феодализма, дворянства, игнорирующих интересы других сословий, этот лозунг объединил большинство населения. Он и стал призывом к действию. Люди решили избавиться от изжившего себя строя.

В России либеральная концепция нашла выражение в следующих моментах:

  • искоренение анархии;
  • нет возможности одним гражданам доминировать над другими при помощи силовых методов;
  • исключены ущемления в правах;
  • свободный рынок (нет монополии).
Современный «либерализм»

Интересно, что ратующий за свободу экономики современный либерализм, при кризисах даёт противоположные рецепты. Например, для развитых стран:

  • Доступ физических лиц к дешёвым кредитам.
  • Распределение и нахождение средств на развитие науки (нужны новые технологии для решения проблем).
  • Ряд мер, чтобы избежать снижения потребительского спроса и цен (некоторое ограничение свободы рынка).

Для периферийных экономик звучат совершенно другие рекомендации:

  • увеличение стоимости кредита;
  • лишение материальной поддержки научных исследований;
  • урезание социальных пособий, расходов.

Из одного постулата данного течения следует, что при кризисе выживают только самые способные и талантливые, остальные пусть погибают.

В XXI столетии произошла подмена понятий. Вместо свободы, равенства и братства современные либералы ратуют за вседозволенность, толерантность и содомию. Они поддерживают такие явления, как права сексуальных меньшинств и закоренелых преступников, то есть граждан, конфликтующих с другими.

Все эти безобразные перекосы время устранит. Погибнет ли либерализм, возродится ли очищенным от подмены ценностей, покажет будущее. Но многие светлые идеи классического либерализма продолжают жить в сердцах людей.

В современном обществе часто возникают вопросы, связанные с правами и свободами граждан. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. Люди, провозглашающие незыблемость прав и свобод индивида, прибегают к понятию либерализм – это течение, возникшее в 19 веке и трансформировавшееся в учение в современности.

Либерализм — кратко и понятно об основных понятиях

Важно в первую очередь определить смысл базовых понятий.

Изучим, какое значение политологи вкладывают в тот или иной термин:

  1. Либерализм – учение, существующее как в философии, так и общественно-политической сфере, отражающее незыблемость прав граждан и свобод людей.

  2. Либерализация – процесс расширения прав людей и их свобод, происходящий через реформы или революции. Касается преимущественно социальной, политической и экономической сфер. В культуре либеральность простыми словами выражается в виде ограничения цензуры и свободы слова.

  3. Либеральные политические взгляды – представления и убеждения граждан, в рамках которых они требуют полноты свобод, и признают, что все в их жизни в таком случае зависит от них.

  4. Либеральный режим – это определенная форма осуществления государственной власти, при которой ведется минимальный контроль за социальной, экономической и духовной сферами. Неотъемлемыми чертами либерализма являются: правовое государство, гражданское общество, плюрализм.

На основании данных определений допустимо сделать вывод, что в основе либерализма лежат права и свободы людей, которые являются базой для выстраивания политических институтов.

Главные принципы либеральной идеологии

Современные трактовки либерализма выделяют пять основных признаков, на которых строится учение.

К основным идеям относятся:

  • права человека на честь и достоинство, свободу и собственность, а также на равенство перед законом;

  • разделение властей;

  • гражданское общество, где государство не вмешивается в частную жизнь граждан и в экономические отношения между субъектами права;

  • саморегулирующиеся рынки, в том числе труда;

  • равенство, распространяющееся на все сферы жизни общества.

На рубеже 19 и 20 веков, когда либерализм набирал силу, стало очевидно, что полное невмешательство государства в экономическую сферу опасно. В связи с этим принципы либерализма стали видоизменяться.

Основатели либерализма

Происхождение и предпосылки возникновения либерализма были еще в 17 в.

Первым принципы и основы теории сформулировал английский педагог и философ Джон Локк в своём труде «Два трактата о правлении». Он считал, что любому свободному человеку необходимо владеть собственностью — как материальной, так и интеллектуальной.

Важную роль в становлении либерализма сыграл немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольдт. Он акцентировал внимание на том, что государство стремится сделать из людей послушные и одинаковые механизмы, необходимые для работы системы. По его мнению, необходимо переключать внимание на каждого индивида и ставить его интересы и потребности впереди, как высшую ценность.

Говоря о первых идеологах либерализма нельзя не упомянуть французского правоведа и писателя Шарля Луи Монтескье. Именно этому французскому философу и политическому деятелю принадлежит теория разделения властей. Сегодня ей отдают предпочтения почти все страны.

Изначальная теория либерализма

В основе классической теории либерализма лежит идея о минимальном вмешательстве государства в частную и экономическую жизнь общества.

Отметим, что подобный вариант допустим при условии стопроцентного подчинения существующим законам, которые во главу ставят именно права и свободы индивида.

Недостаток либерализма проявился в США в начале двадцатого века, когда из-за невмешательства в экономику разразился крупнейший в истории кризис.

Виды либерализма

Данное течение развивается уже не первое столетие, притом многие аспекты применяются на практике.

В связи с этим к началу 21 века сформировалось несколько видов:

  • классический либерализм;

  • неолиберализм;

  • социальный либерализм – течение, сущность которого в поддержке активного вмешательства государства в экономику;

  • либертарианство – учение, указывающее на запрет применения силы в отношении людей.

Левые партии в большинстве своем являются приверженцами либеральных взглядов. Первые идеи, допускающие расширение прав, возникли при земском соборе, но тогда это касалось только привилегированного населения, то есть буржуазии.

Экономический либерализм

Концепция экономического либерализма сформулирована величайшим экономистом своего времени Адамом Смитом.

Идея основана на запрете вмешательства в экономику органами власти. Всеми субъектами должна руководить «невидимая рука рынка», которая и сбалансирует вопросы спроса и предложения.

Несовершенство идеи связано с разницей в возможностях людей и существовании социально незащищенных групп населения. Они в условиях рыночной экономики не могут себя обеспечить.

Неолиберализм

В связи с тем, что классический либерализм не оправдал себя в экономике, но был хорош в других сферах, отказываться от него полностью не было логично.

На базе этого появился неолиберализм, который допускал вмешательство государства в экономику для достижения следующих целей:

  • недопущение появления монополий, сохранение конкурентного рынка;

  • защита прав и свобод граждан;

  • поддержка социально незащищенных групп населения.

В основе данного течения лежит понимание, что свобода гражданина невозможна без полноты экономических прав. Однако, если органы власти не будут поддерживать определенных граждан, то тем самым будут нарушены их права.

Либералы в России и их взгляды на развитие общества

У либерализма в России особый путь. На старте развития учения в нашей стране активно применялись принципы. Однако, в период Советского Союза – период расцвета либерализма в Европе – была идеология, во многом противоречащая идеям либералов.

Понятие современного либерализма можно сформировать из нескольких тезисов его представителей:

  1. Либеральные реформы Горбачева и Ельцина лишь приблизили Россию к Америке и Европе, но мышление граждан формируется в течение десятилетий и даже поколений.

  2. Либералы активно акцентируют внимание на прошлых и настоящих репрессиях.

  3. Либералы, сравнивая жизнь Запада и России, всегда восхищаются первыми, но остаются в нашей стране.

Уточняя, кто такие либералы в России, можно сказать, что это люди, недовольные текущей властью, смотрящие на европейский и американский опыт, но не предлагающие реальных инструментов по внедрению принципов.

Либерализм – политическое учение, в котором во главе стоят права и свободы граждан. По идеологии недопустимо ущемление свобод граждан, которые живут в правовом государстве и подчиняются нормативным нормам.

Важно, что особенностью для большинства современных развитых стран характерен неолиберализм, в рамках которого допустимо частичное вмешательство органов власти в экономику.

Либеральная политическая идеология

Либеральная политическая идеология

Определение 1

Под либерализмом понимают особую политическую идеологию, которая основывается на священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности, а именно, прав на жизнь, на свободу слова, частную собственность и так далее.

Либерализм стал одной из первых идеологий, в качестве его родоначальников выступили Джонн Локк и Адам Смит. На момент зарождения данной идеологии также зарождался такой класс, как буржуазия, которая была экономически активной, однако политически бесправной, что и обусловило появление данного течения.

Замечание 1

Помимо того, что в нем оговаривались права и свободы человека и гражданина, также определялся их приоритет по отношению к обществу и государству в целом. То есть интересы личности ставились превыше общественных и государственных.

В рамках данной сферы реализация принципа либерализма выражалась в том, что утверждалась абсолютная ценность человеческой жизни и человеческой личности. Также утверждалось, что все люди равны в своих правах и свободах. Причём данное равенство не зависело ни от национального, ни от расового признака.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Либеральная политическая идеология 460 руб.
  • Реферат Либеральная политическая идеология 270 руб.
  • Контрольная работа Либеральная политическая идеология 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сферы деятельности либерального государства

Экономическая сфера также рассматривалась либералами, здесь пропагандировались:

  • идеи свободного рынка, который не был ограничен какой-либо конкуренцией;
  • запрет на применение грязных средств и методов конкуренции;
  • политика, направленная на реализацию прав всех индивидов, грамотное управление обществом и государством,
  • идея разделения властей и создания правового государства, которое имело бы возможность вмешиваться в жизнь общества, однако такая возможность была весьма ограниченной.

Именно в рамках либерального течения зародилась демократия как власть народа. Демократия предполагает делегирование власти народом конкретным органам или политическим деятелям, например, Президенту. Делегировать власть можно путем выборов конкретного кандидата, который будет реализовывать определенные политические действия в интересах конкретного общества или большой группы лиц. Данное лицо осуществляет представление интересов общества перед другими государственными органами, структурами, а также государствами.

В некоторых случаях допускается существование либерально авторитарного режима. Это означает, что в главе государства стоит сильная личность или сильный государственный орган, занимающие лидирующее положение в обществе. Данная модель характерная, в основном, для западных стран, где имеются сильные правители, обладающие высокой популярностью в обществе. Например, таким государством является Великобритания.

Предпосылки формирования неолиберализма и его особенности

Неолиберализм является своеобразным продолжением либерализма. Если говорить о становлении либерализма, то свою историю он берёт с 17 века благодаря трудам вышеуказанных ученых. Основные принципы либерализма впервые были сформулировано в таком важном документе, как Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 года. В последующем данный принцип закреплен во всех международных документах.

Либерализм основывается на следующих индивидуальных положениях:

  • индивидуальная свобода;
  • соблюдение принципа уважения прав и свобод человека и гражданин;
  • свобода предпринимательства и частной собственности;
  • равенство граждан;
  • договорная система образования государства;
  • идея разделения властей на ветви;
  • недопустимости вмешательства государства в частную жизнь, за исключением отдельных случаев, оговоренных законодательстве.

Поначалу классическая модель либеральной идеологии реализовывалась в четком соответствии с вышеуказанными принципами. Либерализм в ни политике, ни в экономике не был ни чем ограничен, в результате чего не обеспечивалась социальная гармония и справедливость. Конкуренция была не ограничена, в результате чего более крупные предприятия попросту съедали менее крупные предприятия, уничтожая не конкурентно способные. Экономику заняли монополии. Такая же ситуация сложилась и в политике, в результате чего либерализм стал переживать кризис. Многие учёные даже говорили о том, что либерализм умирает.

В политологии и политике длительное время искали путь становления в данном направлении, когда в XX веке были пересмотрены принципы классического либерализма, в результате чего появилась новая концепция — неолиберализм.

В его основу легли идеи относительно консенсуса между управляющими и управляемыми, необходимостью участия народа в политическом процессе, реализации принципа политической справедливости, справедливого регулирования экономической и социальной сферы, ограничения деятельности монополий, также необходимости гарантии ряда социальных прав, например, право на труд, образование, здравоохранение и так далее.

Кроме того, в задачи неолиберализма входила защита личности от каких-либо злоупотреблений, а также негативных последствий со стороны рыночной системы. Многие ценности неолиберализма были заимствованы из других политических систем. В основу его легло именно равенство прав и свобод человека и гражданина, формирования демократического общества, правового государства.

Замечание 2

Несмотря на то, что либерализм придерживается принципа невмешательства в частную жизнь гражданина, в некоторых случаях такое вмешательство допускается. Например, при расследовании преступлений, где необходимо изобличить преступника. В этом случае может понадобиться вмешательство в частную жизнь, и на основании соответствующих санкций государственных органов разрешение на данное вмешательство может быть получено.

Тем не менее, любые виды вмешательства в частную жизнь призваны обеспечить безопасность общества и личности. Они обеспечиваются силой принуждения государства в твёрдом соответствии с международным законодательством, общепринятыми принципами и нормами международного права, основным законом государства, а также национальным законодательством. Важную роль в данной сфере играют двухсторонние и многосторонние договоры, которые могут заключаться между различными государствами и структурами по различным вопросам, имеющим значение для общества.

Возникновение и основные принципы идеологии либерализма

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

по дисциплине «Политология»

Тема: «Возникновение и основные принципы идеологии либерализма»

Санкт-Петербург 2014 г.

Введение

1. История развития либерализма

1.1 Понятие и истоки возникновения либерализма

2. Основные принципы идеологии либерализма

2.1 Основные представители классического либерализма и их теории

2.2 Неолиберализм как разновидность либерализма

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Исторически первой сформулированной политической идеологией была идеология либерализма, возникшая в XVIII в. Базовая ценность либерализма, как следует уже из названия этой идеологии, состоит в свободе личности:

— духовной свободе — это право на выбор в религиозном вопросе, свобода слова;

— материальной свободе — это право на собственность, право покупать и продавать из соображений собственной выгоды;

— политической свободе — свободе в буквальном смысле слова при соблюдении законов, свободе в политическом волеизъявлении.

Права и свободы личности имеют приоритет над интересами общества и государства.

Либеральные ценности с ростом производства и благосостояния населения все больше и больше укрепляются в сознании и понятиях европейского общества. Закрепленные в конституциях, эти ценности стали во многом определять общественные отношения в государстве. Рост влияния либерализма растет, и в итоге он обрел мировые масштабы и стал одним из факторов, который влияет на мировые политические процессы.

Цель данной работы — осветить историю возникновения и развития либерализма, раскрыть сущность и принципы этой политической идеологии, выделить основные идеи и методы действия либерализма.

Основные задачи: 1) дать характеристику либерализму как совокупности идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду;

2) выделить особенности, характерные черты идейного течения;

3) определить тенденции развития либерализма.

Работа состоит из двух частей. В первой части дается определение понятия «либерализм», экскурс в историю, к истокам возникновения этого политического течения. Вторая часть раскрывает основные принципы идеологии либерализма, представляет мыслителей, внесших существенный вклад в формирование либерального мировоззрения, и их теории. Здесь же раскрывается понятие неолиберализма как разновидности современного либерализма.

В заключении делаются выводы о либерализме как идеологии капитализма, о том, что либерализм дает наилучшие условия и возможности для развития общества и государства, о жизнеспособности либерализма, что было доказано высокоразвитыми западными державами. Несмотря на свои противоречия и различные течения, современный либерализм смог победить таких своих идеологических врагов, как коммунизм и фашизм, а также доказал свое превосходство над социализмом.

1. История развития либерализма

1.1 Понятие и истоки возникновения либерализма

Либерализм ассоциируется с такими ставшими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как:

ь идея правового государства с принципами равенства всех граждан перед законом, терпимости и защиты прав меньшинств;

2. Основные принципы идеологии либерализма

В духовно-нравственном аспекте либерализм основывался на идеях индивидуализма, утилитаризма, вере в познаваемость мира и прогресс.

2.1. Основные представители классического либерализма и их теории

2.2 Неолиберализм как разновидность либерализма

— любое планирование экономики и вмешательство государства ведет прямо к политической диктатуре;

· не подлежит сомнению роль либеральной традиции в формировании облика современного мира;

Лозунг либерализма — не мешайте действовать.

В заключение стоит привести весьма точное замечание известного английского политолога Э. Хейвуда, которое подчеркивает наибольшую распространенность и влиятельность течения либерализма в современную эпоху:

4. Огородников, В., Сидоров, Н. Политология : уч. пособие. — СПб. : Питер, 2009. — 272 с.

6. Плискевич, Н. М. Право быть либералом // Общественные науки и современность. — 2008. — № 6.

7. Политология : в 2 т. : учеб. пособие / Ю. А. Зуляр. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2011. — Т. 2. — 740 с.

8. Политология : учебник для студентов вузов / под ред. В. Н. Лавриненко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 591 с.

9. Хейвуд, Э. Политология : пер. с англ. ; под ред. Г. Г. Водолазова, В. Ю. Вельского. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 544 с.

Размещено на Allbest.ur