Лицензия на строительную деятельность

Выдача лицензий на ведение строительной деятельности была отменена в 2010 году. Тем не менее, выполнение многих видов строительных работ невозможно без специального разрешения. В соответствии с законодательством, чтобы получить право на ведение строительной деятельности необходимо состоять в саморегулируемой организации строителей (СРО). Именно СРО и решает все вопросы допусков к реконструкции, капитальному ремонту и прочим видам работ в строительной сфере.

Регламентирует список работ, для которых нужно членство в СРО приказ № 624 от 30.12.2009 года. Правда при более детальном анализе Градостроительного кодекса РФ, классификатора работ, а также рекомендаций ФГУ «Главгосэкспертизы России», получается выделить некоторые виды работ, проведение которых не требует допуска, а соответственно и членства в СРО.

В каких случаях не требуется допуск СРО

В ст. 51 ГК РФ в п. 1-5 и п. 17 перечислены виды работ, для выполнения которых не требуется получать разрешение на строительство.

Допуск СРО не требуется:

• При возведении объектов индивидуального жилищного строительства, предназначенных для проживания одной семьи, являющихся отдельно стоящими и имеющих не более трех этажей;

• Для построек в виде блочных жилых домов, с количеством блоков не более десяти. Отдельный блок рассчитан для проживания одной семьи и имеет одну или более стенок, общих с блоком соседнего дома и не имеющих проемов. Обязательным условием является то, что дом должен располагаться на личном участке и иметь выход на территорию общественного пользования. Этажей в таком объекте должно быть не больше трех.

• В зданиях производственного назначения, являющихся объектами капитального строительства, у которых общая площадь не превышает 1500 квадратных метров,

Такие постройки должны принадлежать к типу зданий и сооружений, которые не нуждаются в организации санитарно-защитной зоны или аналогичные зоны устанавливаются на территории участка, принадлежащего данному объекту. Исключением является объект капитального строительства, который, исходя из положений статьи 48 части 1 ГК РФ, признается либо особо опасным, либо технически сложным, либо уникальным. Этажей в таком сооружении должно быть не больше двух.
Нужно иметь в виду, что 624 приказ был неоднозначно встречен строительными организациями и индивидуальными предпринимателями.

По этой причине приказом № 294 от 23.07.2010 года были внесены ряд поправок и расширенных объяснений, какие виды работ не нуждаются в допуске:

• Почти все виды остекления;

• Отделка гипсокартоном;

• Штукатурные и облицовочные работы;

• Внутренние отделочные работы (все виды);

• Земляные работы, полы и стяжки;

• Установка заборов, ограждений и ворот;

• Малярные работы;

• Грунтовые работы;

• Работы по благоустройству, а также ремонту и содержанию дорожных покрытий;

Помимо всего этого допуска СРО не требуют:

• Изготовление деревянных конструкций для уже готовых фундаментов малоэтажного строительства. Не распространяется данное положение на висячие конструкции, оболочки двоякой кривизны, а также мембранные покрытия;

• Работы, производящиеся на внутренних сетях зданий и сооружений, не относящихся к особо опасным объектам либо уникальным. Это исключение не относится к работам с газовыми сетями;

• Кровельные, каменные, фасадные работы зданий и сооружений, не относящихся к особо опасным объектам или уникальным;

• геодезические работы на строительных площадках вышеуказанных объектов;

• Защитные работы на строительных конструкциях, а также трубопроводе и оборудовании, в том числе работы по защитному покрытию лакокрасочными материалами и теплоизоляции трубопровода. Данное положение не распространяется на магистральные и промысловые трубопроводы;

• Можно частично выполнять работы по подготовке строительных площадок под здания и сооружения, не относящихся к особо опасным или уникальным объектам.

Строительные работы, для которых допуск СРО необходим

Разрешение на строительство требуется при проведении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, полный перечень которых содержит Градостроительный кодекс РФ в ст. 48.1.
В качестве примера, к подобным объектам относятся: объекты авиационной и космической инфраструктуры, метрополитены, гидротехнические сооружения, морские порты, а также объекты капстроительства, которые имеют высоту или длину пролетов более чем сто метров и пр.

Существуют внутренние работы, являющиеся исключением и требующие допуска: гидроизоляция, теплоизоляция, огнезащита, антисептирование.

Изучение данного перечня позволяет сделать простой вывод: большинству строительных компаний и индивидуальным предпринимателям вступление в СРО и получение разрешения на строительство не грозит. Более того, для выполнения подобных работ строительные организации на законных основаниях имеют правопривлекать подрядчиков, имеющих такие разрешения, со стороны. Для этого необходимо в договоре с заказчиком предусмотреть пункт о привлечении субподрядчика для выполнения определенных работ.

Лицензирование строительной деятельности в России

Для определённых видов деятельности необходимо получать соответствующие документы, разрешающие её ведение, например – лицензии. Строительная деятельность, как обладающая особым влиянием на общественное развитие, долгое время также подлежала обязательному лицензированию, однако на сегодняшний день лицензии на строительство в России не выдаются. Порядок лицензирования был заменён более перспективным, эффективным и обеспечивающим свободу экономики механизмом саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства.

Оглавление: 1. Правовое регулирование лицензирования строительства и строительных СРО 2. Членство в СРО – обязательно ли, как его получить 3. Требования к регистрации строительных СРО

Правовое регулирование лицензирования строительства и строительных СРО

Окончательная отмена лицензирования строительной деятельности состоялась в 2010 году в соответствии с положениями ФЗ №148 от 22.07.2008. Фактически, данный закон полностью отменил действие ранее принятого ФЗ №128 от 08.08.2001 в вопросах строительства. Впоследствии же, был принят новый закон о лицензиях, полностью отменяющий действие старого порядка выдачи лицензий и списка деятельностей, для которых было обязательно государственное лицензирование.

Тем не менее, учитывая важность фактора строительства, в первую очередь, жилищного, и обеспечения соблюдения соответствующих нормативов, равно как и реализации гражданских прав, оставление строительной деятельности вне всякого контроля является невозможным. С 2008 года стало возможно образование саморегулируемых организаций в сфере строительства, на основании положений ФЗ №315 от 01.12.2007. СРО помимо строительства являются основными регуляторами также в большинстве видов финансовой деятельности, в частности – в сфере ведения аудита.

Вопрос регулирования прав и обязанностей строительных СРО наиболее полно рассматривается в положениях главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ. При этом законодательно разделяется возможность создания таковых организаций в различных сферах деятельности, связанных со строительством. Например, соответственно положениям ст. 55.4 ГрК РФ, предусмотрены следующие виды профильных СРО, основанные на членстве различных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих:

  • Проектирование;
  • Строительство;
  • Инженерные изыскания.

Важный факт

СРО в сфере строительства, равно как и любые другие СРО, являются некоммерческими организациями. Фактически, они представляются объединением профильных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сообща разрабатывающих свои собственные нормативы и связанных общими обязательствами, например, в формировании компенсационных фондов.

Членство в СРО – обязательно ли, как его получить

До 01.07.2017 осуществление строительной деятельности, инженерных изысканий и проектирования было доступно лишь при условии членства в СРО. Но с июля 2017 года, соответственно положениям ФЗ №372 от 03.07.2016, таковые требования были смягчены. В частности, положениями данного Федерального закона разрешается ведение вышеуказанной деятельности без получения членства в СРО, при соблюдении некоторых условий. А именно:

  • Вести таковую деятельность можно лишь на условиях субподряда. Первичным подрядчиком должна выступать организация, должным образом входящая в существующие зарегистрированные СРО по соответствующему направлению деятельности.
  • Объем вознаграждения, выплачиваемого за услуги в формате субподряда, не должен превышать 3 млн. рублей.

Кроме этого, ранее также обязательным требованием для строительной деятельности выступало получение свидетельства от СРО, разрешающего строительство. На сегодняшний день для ведения строительной деятельности достаточно самого факта членства в СРО без получения, каких бы то ни было дополнительных разрешений или бумаг.

Ведение строительства по лицензиям, выданным до 2010 года же, является незаконным, а действовавшие ранее лицензии с 01.01.2010, вне зависимости от срока их действия, указанного в таковой документации, считаются недействительными.

Членство в СРО может требовать от участников таковой организации уплаты взносов. К таковым относятся как вступительные взносы, так и взносы в компенсационные фонды. На текущий день, каждая СРО обязана иметь два компенсационных фонда. Один из них является общий, взносы во второй же взимаются исключительно с субъектов предпринимательской деятельности, претендующих на участие в государственных контрактах и тендерах.

В среднем, стоимость вступления в строительные СРО в России варьируется от 50 до 500 тыс. рублей. Ежегодные же членские взносы могут составлять до 100 тыс. рублей.

Важный факт

Учитывая высокую стоимость взносов в СРО, может возникнуть необходимость проверки легальности регистрации таковых организаций. Таковая проверка легко может быть проведена в онлайн режиме на официальном сайте регулирующей организации, каковой выступает Ростехнадзор. Проверить строительное СРО онлайн можно по адресу https://sro.gosnadzor.ru/.

Потеря членства в СРО возможна на основании нарушения принятых в данной организации принципов и правил, в том числе и по причине неуплаты членских взносов. Кроме того, в случае исключения из СРО, субъект предпринимательской деятельности лишается права вступления в это же СРО или иные СРО на год. Соответственно, на момент отсутствия членства, строительная, инженерно-изыскательная или проектная деятельность могут осуществляться им лишь в означенных законом рамках. Издержки третьих лиц, связанные с потерей таких прав субъектом предпринимательской деятельности, возмещаются из компенсационного фонда СРО.

Требования к регистрации строительных СРО

Строительные СРО, как и любые другие ведущие официальную законную деятельность саморегулируемые организации, подлежат обязательной государственной регистрации. При этом они должны соответствовать установленным требованиям. В частности, к таковым требованиям, которые регламентируются положениями ст. 55.2 ГрК РФ, относятся:

  • Наличие не менее 50 членов в виде юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, занимающихся профильной деятельностью;
  • Открытый доступ ко всей информации о деятельности, принципах работы и составе СРО;
  • Зафиксированные документально правила, стандарты и регламент деятельности, обязательный для всех членов;
  • Гарантированное обеспечение имущественной ответственности участников в виде сформированных компенсационных фондов.

Регистрация СРО проводится на протяжении тридцати дней с момента подачи соответствующего заявления в Национальное объединение СРО. Компенсационные взносы должны уплачиваться всеми без исключения членами СРО. Минимальные размеры таковых взносов фиксируются в положениях ст. 55.16 ГрК РФ. При этом таковые взносы не облагаются НДС и могут находиться исключительно на счетах аккредитованных кредитных организаций.

Основные задачи России в строительной отрасли – это создание более лояльных условий для успешного развития в этом направлении. Добиться этого можно только при освобождении от различных административных барьеров, тормозящих работу. Привычная для абсолютно всех представителей строительной сферы лицензия на ведение строительных работ и работ, связанных с проектированием полностью лишилась своей силы. В этой сфере произошли большие изменения. В связи с этим у многих возникает вопрос. Необходима ли сегодня лицензия на строительно-монтажные работы? Если вы интересуетесь данным вопросом, то администратор сайта Прорабофф.рф всегда поможет подобрать надежную фирму для оформления строительный лицензии и сертификата в СРО, обращайтесь к нам через форму контактов.

Несколько лет назад правительство пришло к выводу, что получение лицензии застройщиками стало недостаточно эффективной мерой контроля качества работы. В связи с этим возникло много проблемных вопросов у компаний, работающих в сфере строительства. Переход строительного комплекса с государственного регулирования, когда еще работала лицензия на строительство, но способ саморегулирования многое в этой сфере изменил. После принятия рассматриваемого закона «О саморегулируемых организациях» виды работ, на которые раньше обязательно требовалось получение лицензии, были пересмотрены. С позволения Ростехнадзора СРО имеет право выдачи Свидетельств на допуск к выполнению соответствующих работ по строительству и проектированию. Без допуска СРО организация уже не сможет вести эффективную деятельность, получать нужные заказы, принимать участие в различных конкурсах и тендерах, которые периодически проводятся государственными заказчиками.

Нужна ли строительная лицензия?

Несомненно, ответ на вопрос нужна ли строительная лицензия, однозначен – она необходима. Однако и тут есть свои исключения. Абсолютно все представители промышленности, связанные в той или иной степени со строительством, обязаны вступить в СРО строителей и непременно получать соответствующие допуски. В то же время организации, занимающиеся строительством малоэтажного фонда, не обязаны оформлять разрешение в саморегулируемой организации, согласно ныне действующему закону. Хотя, раньше они должны были также получать в обязательном порядке такую лицензию, в противном случае их действия в то время рассматривались как действия вне закона и наказывались штрафами.

Итак, в январе месяце 2010 года было принято решение внести дополнение в закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ – «О внесении изменений…». Согласно нему, все строительные компании, предприятия индивидуальных предпринимателей обязаны вступить в СРО и получить допуски.

Лицензия на строительную деятельность

Лицензия на строительную деятельность – это специальное разрешение на произведение установленных типов строительных работ и работ по проектированию, при условии обязательного и неукоснительного соблюдения всех лицензионных правил и требований.

В состав видов деятельности, по которым необходимо лицензирование, входят следующие сферы: проектирование, строительство различных сооружений и зданий, инженерные разработки и изыскания. В настоящее время лицензия на строительство, как уже говорилось, оформляется после вступления компании в СРО, но до этого строительным компаниям необходимо определиться, по каким видам строительных работ нужен допуск. Это связано с тем, что свидетельство выдается только на некоторые виды деятельности и с тем, что далеко не все некоммерческие компании имеют полномочия выдавать допуски на лимитированный Перечень работ. Раньше достаточно было обратиться в Росстрой.

Виды строительных лицензий

Различают следующие виды строительных лицензий:
1.Проектная лицензия (лицензия на работы по созданию проектов сооружений и зданий);
2.Лицензия на строительство сооружений;
3.Лицензия на инженерные исследования и изыскания.

Государственный орган по делам архитектуры и строительства осуществляет лицензирование всех видов архитектурной и строительной деятельности. Данная лицензия необходима для создания проектов сооружений, различных архитектурных строений, для ведения отделочных работ, других градостроительных видов деятельности и пр.

Все виды деятельности, на которые необходима выдача строительной лицензии, можно найти в Классификаторе. В связи с внесенными изменениями в закон о лицензировании сильно сократилось количество разновидностей работ, требующих лицензирования, так же как и центров лицензирования. На сегодня в классификаторе представлены только те виды деятельности, к выполнению которых необходимы повышенные требования.

Как получить лицензию на строительные работы?

Чтобы получить лицензию на строительные работы, предприятиям, занимающимся различными строительными работами, надо предоставлять в соответствующие лицензирующие органы соответствующий набор нотариально-заверенных документов: заявление; копия документа, заверяющего личность соискателя; копии Устава и свидетельства о гос. регистрации копия свидетельства ИНН; документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора и др. документы, соответствующие квалификационным требованиям. Специальной комиссией проводится проверка наличия технической базы предприятия, уровня контроля по выполнению тех или иных технологических процессов, и наличия квалифицированных специалистов, причем имеющих необходимый стаж профессиональной деятельности. Также представитель, подавший заявление, должен всегда иметь и необходимые нормативные документы. При рассмотрении вопроса выдачи лицензии особенно большое значение имеет наличие отзывов от заказчиков.

При лицензировании органы имеют право привлекать сторонние организации и высококвалифицированных специалистов с целью независимой оценки соответствия заявителя необходимым требованиям и условиям. Причем, выводы привлеченных организаций и квалифицированных специалистов, носят для лицензирующих органов только рекомендательный и поучительный характер. В итоге, после всех вышеописанных мероприятий, лицензирующим органом выносится окончательное решение об утверждении лицензии, причем в срок. Он не превышает 60 дней.

Проведение работ без допуска СРО считается незаконным.

Лицензирование строительной деятельности

Лицензирование деятельности в области проектирования и строительства осуществляется с целью защиты прав и интересов потребителей строительной продукции.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о представлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензирование деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений осуществляется лицензирующим органом — Государственным Комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России)

Деятельность по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом включает разработку проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение зданий и сооружений жилого, производственного, социального, культурно-бытового, специального назначения, инженерной и транспортной инфраструктур.

Деятельность по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности включает выполнение строительно-монтажных работ, в том числе общестроительных, отделочных, санитарно-технических, специальных и монтажных работ, а так же выполнение работ по ремонту зданий и сооружений, пусконаладочных работ и функций заказчика-застройщика.

Перечень документов, оформляемых при лицензировании

1. Заявление о выдаче лицензии с комплектом документов и материалов.

2. Направление для получения экспертного заключения (оценки соответствия).

3. Заявление на получение экспертного заключения.

4. Заключение независимой экспертизы (оценка соответствия).

5. Лицензия.

Основными функциями лицензирующего органа являются:

— предоставление лицензий;

— переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

— приостановление и возобновление действия лицензий, а также их аннулирование;

— ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;

— контроль за соблюдением лицензиатом при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензионными требованиями и условиями являются:

1. Наличие у юридического лица не менее 50 % штатной численности руководителей и специалистов высшего профессионального образования. А стаж работы по специальности не менее 3 лет (для специалистов со средним профессиональном образованием не менее 5 лет.)

Наличие у индивидуального предпринимателя высшего или среднего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет.

2. Наличие принадлежащих на праве собственности или ином законном основании зданий, помещений, строительных машин, транспортных средств, инструмента, технологической оснастки, средств обеспечения безопасности, средств контроля и измерений.

3. Повышение (не реже 1 раза в пять лет) квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица.

4. Выполнение лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями законодательства РФ, соответствующих нормативных документов в строительстве.

5. Наличие системы контроля за качеством выполняемых работ и выпускаемой продукции.

Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право привлекать специализированные организации (проектные, профессионально-творческие в области строительства, архитектуры, органы государственной экспертизы, надзорные органы, а также отдельных специалистов) для независимой оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в филиал Федерального лицензионного центра по месту его государственной регистрации заявление о выдаче лицензии с указанием:

— наименования и организационно-правовой формы, юридического адреса организации или предприятия, наименования банка и номера расчетного счета в банке;

— лицензируемого вида деятельности;

— особых условий осуществления лицензируемого вида деятельности;

— срока действия лицензии.

К заявлению о выдаче лицензии (форма N 1 или N 2) прилагаются следующие документы и материалы:

— копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены нотариусом);

— информационный лист лицензиата (форма N 3);

— сведения о соискателе лицензии (форма N 4);

— основные объекты строительства (форма N 5);

— сведения о квалификации специалистов и рабочих (формы N 6 и N 7);

— сведения о технической базе (форма N 8);

— сведения об обеспечении заявленных видов работ нормативной и технической документации (форма N9);

— сведения о системе контроля качества (форма N 10а или N 10б);

— сведения об организации охраны труда и окружающей природной среды, а также об условиях соблюдения пожарной безопасности (форма N 11а — N 11г);

— отзывы основных потребителей строительной продукции для объектов представителей (форма N 12);

— заключение специализированной организации (при необходимости);

— документ об оплате пошлины за получение лицензии.

К заявлению могут прилагаться и другие документы. Например, отзывы от заказчиков, потребителей строительной продукции, справки государственных органов надзора и контроля о соответствии нормативным требованиям выполнения работ, копии договоров на проведение лабораторного контроля, метрологического обеспечения и т.п.

Соискатели лицензий несут ответственность за достоверность представленных сведений.

Оценка возможности выполнения субъектом лицензирования соответствующих видов строительной деятельности (работ, услуг) производится по следующим основным критериям:

— состояние технической базы;

— квалификационный состав специалистов;

— наличие системы контроля качества;

— качественный уровень выполняемых работ (услуг), определяемый по опыту работы субъекта и отзывам заказчиков (потребителей продукции), заключениям соответствующих государственных надзорных органов.

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в срок не позднее 60 дней со дня поступления заявления.

Лицензия выдается сроком на 5 лет, если в заявлении соискателя не указан меньший срок.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

— наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

— отрицательное заключение специальной экспертизы, установившей несоответствие условий, имеющихся у соискателя лицензии, требованиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов работ.

Лицензионные органы приостанавливают действие лицензии или аннулируют ее в следующих случаях:

— представления лицензиатом соответствующего заявления;

— выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий;

— невыполнения лицензиатом предписаний или распоряжений государственных органов, либо постановления этими органами в соответствии с действующим законодательством;

— ликвидации предприятия, организации, реорганизации, либо прекращения деятельности.

Лицензионный орган устанавливает срок (не более 6 месяцев) устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановления действия лицензии. Если в указанный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, то лицензионный орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Контроль за соблюдением лицензионных требований и условий лицензиатами осуществляет Федеральный лицензионный центр (филиалы). Контроль за соблюдением условий строительной деятельности осуществляют также органы государственного архитектурно-строительного надзора.

Перечень документов, регламентирующих лицензирование строительной деятельности

1. Закон Российской Федерации от 08.08.2001 N 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Положение о лицензировании деятельности в области проектирования и строительства. Утверждено постановлением Правительства РФ от 21.03.2002 N 174.

3. Перечень работ, составляющих виды строительной деятельности, осуществляемых на основании лицензии.

4. Методические указания по подготовке документов, необходимых для получения лицензии. Госстрой Россий. Федеральный лицензионный центр, 2002.

• Лицензирование строительной деятельности отменено — вместо строительных лицензий оформляются допуски СРО к определенным работам, новые механизмы лицензирования.
Во всём мире лицензирование строительства является обычной практикой, которая позволяет ограничить круг подрядчиков профессионалами с репутацией, что в свою очередь снижает любые риски и повышает качество возводимых объектов. Выдача разрешений на проектирование и строительство является необходимой мерой, защищающей интересы многих сторон, прежде всего, заказчика и государства, заинтересованного в технически грамотной реализации программ.
В условиях российского рынка изначальный отбор подрядчика играет особую роль, прежде всего, в программах долевого строительства. Не секрет, что недобросовестные застройщики – это реальная болезнь отечественной отрасли, побороть которую может только дифференцированный подход к выдаче разрешений на возведение жилых объектов. С приходом новых правил строительного лицензирования путём членства подрядчиков в саморегулируемых организациях ситуация радикально изменилась, но об этом речь пойдёт ниже.

Строительное лицензирование в новом формате – цели и задачи

Кроме вышеупомянутых основных целей лицензирования строительной деятельности – защиты интересов различных сторон, в этом виде экономическо-бюрократических отношений существует ещё несколько знаковых аспектов, определяющих необходимость данного механизма.
Лицензирование строительства позволяет достигать следующих целей:

  • увеличивать поступления в государственную казну;
  • осуществлять отбор подрядчиков на начальной стадии, допуская к определённым работам компетентных операторов, обладающих достаточным экономическим и производственным потенциалом за счет лицензирования;
  • проводить учёт всех строительных проектов для создания общей статистики;
  • повышать конкурентоспособность рынка строительства в целом;
  • соблюдать уровень соответствия проектов и рабочих процессов существующим нормам и стандартам;
  • создавать определенную репутацию конкретной строительной компании, которая, имея в своём портфолио лицензии на ведение той или иной деятельности, обладает дополнительными весомыми аргументами для ведения переговоров с партнёрами и заказчиками.

Лицензирование строительства – актуальные механизмы

В разных странах существует различные механизмы лицензирования строительной деятельности. В России на сегодняшний день полномочия выдачи допуска к созданию проектной документации и проведению строительно-ремонтных работ переданы саморегулируемым организациям (СРО), представляющим собой некоммерческие партнёрские объединения профильных операторов. Эти компании сами создают компенсационный фонд, из которого в случае каких-либо убытков, причинённых подрядчиком третьим сторонам, выплачиваются компенсации.
Соответственно лицензирование строительной деятельности в СРО предполагает достаточно жёсткий контроль над выдачей допусков и проведением монтажных и пуско-наладочных работ. Такое положение дел связано с тем, что каждый член такого объединения заинтересован, чтобы его партнёры по саморегулируемой организации реализовывали программы с должным уровнем ответственности и качества.
Поэтому на сегодняшний день лицензирование строительства в СРО характеризуется достаточно высокими стандартами мониторинга соискателей допусков.
Чтобы стать членом СРО, компании необходимо подать сравнительно небольшой пакет документов и выплатить взнос в компенсационный фонд. Конечно, прежде всего, нужно будет грамотно выбрать соответствующее саморегулируемое объединение, которое предоставляет своим членам не только допуски к работам, но и всестороннюю правовую и имиджевую поддержку. После принятия компании в некоммерческое партнерство, лицензирование строительной деятельности будет выражаться в выдаче Свидетельств допуска установленного образца, которые предоставляются соискателю на основании решения специального комитета.
Список работ, требующих наличия свидетельства допуска, выданного СРО, регламентирован Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274.
Таким образом, сегодня строительное лицензирование в России обрело новые более цивилизованные формы, практически полностью исключив участие государственных бюрократических структур в процессе выдачи допусков к определённым работам. Конечно, и в саморегулируемых организациях имеют случаи коррумпированных решений, однако подобные явления не являются повсеместными и носят, скорее, спорадический характер. В целом ситуация с допусками СРО позволяет строить самые оптимистичные прогнозы на дальнейшую популяризацию этого достаточно эффективного инструмента регулирования отношений на строительном рынке за счет лицензирования.
Будет интересно почитать:
Что такое сертификат ИСО 9001