Меры административного пресечения виды

Меры административного пресечения

⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 48

Государственное принуждение – властное веление или прямое действие (физическое и психическое – угроза, страх наступления неблагоприятных последствий). Достижение желаемого результата при использовании метода принуждения осуществляется вопреки воле субъекта при его внутреннем, а подчас и внешнем сопротивлении.

Административное принуждение – особый вид государственного принуждения, предназначенный для охраны общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Используется в качестве предупреждения, пресечения и наказания за правонарушения.

По целевому назначению меры административного принуждения:

· административно-предупредительные (превентивные) – «до» совершения правонарушения – носят профилактический характер (инспектор ГИБДД проверяет документы). Виды:

· меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, тяжких последствий (введение карантина);

· меры, направленные на предупреждение совершения правонарушений (таможенный досмотр, проверка документов);

· меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование);

· лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.

· административно-пресекательные – «в момент» совершения правонарушения – принудительное прекращение противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих установленный порядок. Тесно связаны с мерами административной ответственности, нередко предшествуют им. Виды:

· меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, доставление в милицию);

· меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений);

· меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта);

· меры финансового характера (отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, прекращение кредитования);

· меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных);

· меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических, слезоточивых веществ).

· меры административной ответственности – «после» совершения правонарушения;

· меры административно-процессуального обеспечения.

Примеры мер административного пресечения:

Меры обеспечения производства по делу об ад. правонарушении

доставление;

административное задержание;

личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

изъятие вещей и документов;

отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида;

медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

арест товаров, транспортных средств и иных вещей;

привод.

Статья 27.2. Доставление – принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об админ. правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется:

1) должностными лицами органов внутренних дел (милиции);

2) военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел РФ должностными лицами ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел;

4) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

5) должностными лицами военной автомобильной инспекции;

6) должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства и другими.

Доставление д.б. осуществлено в возможно короткий срок.

Статья 27.3. Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Осуществляют:

1) должностные лица органов внутренних дел (милиции);

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел РФ;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции;

4) военнослужащие пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (милиции) и другие.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением следующих случаев:

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы РФ, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок неболее 48 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об админ. правонарушении, влекущем в качестве одной из мер админ. наказания админ. арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице – обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Осуществляется должностными лицами (лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола).

Составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.

Статья 27.9. Досмотр транспортного средства – обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности, осуществляется в целях обнаружения орудий совершения либо предметов админ. правонарушения. В присутствии двух понятых, лица, во владении которого оно находится. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр транспортного средства может быть осуществлен в отсутствие указанного лица. Составляется протокол.

Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении.

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством и медицинское освидетельствование на состояние опьянения

Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, а также лица, совершившие административные правонарушения, подлежат отстранению от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит направлению на медицинское Составляется соответствующий протокол, копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства транспортное средство задерживается до устранения причины задержания.

Запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства.

Делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется отдельный протокол. Копия протокола о задержании транспортного средства соответствующего вида, запрещении его эксплуатации вручается лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей

Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи указанных товаров, транспортных средств и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю о запрете распоряжаться (а в случае необходимости и пользоваться) ими и применяется в случае, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Товары, транспортные средства и иные вещи, на которые наложен арест, могут быть переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест.

Статья 27.15. Привод

В случаях, когда физические лица (включая законного представителя несовершеннолетнего лица), привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля или законные представители юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, уклоняются без уважительной причины от явки по вызову, применяется привод.

2. Привод осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

По своей правовой природе привод – самостоятельная мера административного принуждения, обеспечивающая пресечение уклонения лица от явки по вызову в соответствующий государственный орган или учреждение.

Меры административного пресечения: понятие, цели, основания, виды и порядок применения

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения — противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. “По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках, установленных правил.

Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

  • · с требованием прекратить противоправное деяние;
  • · административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение;
  • · принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
  • · временным отстранением от работы инфекционных больных;
  • · запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям;
  • · запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;
  • · непосредственным физическим воздействием;
  • · применением специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применением и использованием оружия и др.

Например, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставлено право применять следующие меры административного пресечения:

  • · требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • · производить оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
  • · запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
  • · отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;
  • · отстранять от управления транспортными средствами лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;
  • · ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;
  • · давать обязательные для исполнения предписания гражданам и должностным лицам об устранении нарушений установленных правил содержания мест хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;
  • · запрещать деятельность объектов обращения огнестрельного оружия в случаях нарушений там установленных правил содержания, хранения и использования оружия, а также боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;
  • · аннулировать разрешения на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности и др.

Из полномочий государственных санитарных врачей при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора многие обусловлены необходимостью применения в тех или иных случаях мер административного пресечения. Их осуществление допустимо в соответствии с положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа предусмотренных этим Законом мер в качестве мер административного пресечения могут:

  • · давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
  • · запрещать реализацию не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • · приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности соблюдения этих правил — прекращать работы по строительству и введению в эксплуатацию различных объектов;
  • · приостанавливать или запрещать в случаях нарушений санитарных правил работу предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков;
  • · эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;
  • · запрещать в случаях нарушений санитарных правил производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
  • · запрещать ввоз на территорию РФ продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам;
  • · запрещать ввоз на территорию РФ не зарегистрированных в установленном порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, товаров и грузов и др.

В условиях чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» уполномоченные на то органы исполнительной власти могут осуществлять следующие меры административного пресечения:

  • · приостанавливать деятельность политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • · выдворять в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы;
  • · вводить карантин, проводить санитарно-противоэпидемические, ветеринарные и другие мероприятия;
  • · отстранять от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей;
  • · отстранять от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими некоторых мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

Можно привести еще множество примеров применения должностными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнительной власти различных мер административного пресечения в случаях совершения предприятиями, учреждениями, другими организациями, гражданами правонарушений в сфере государственного управления.

Как разновидность административно-правового принуждения рассматриваемые меры обладают всеми его признаками. Особенность их состоит в целевом назначении и самой сущности мер. Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующею привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Вместе с тем, рассматриваемые меры используются не только для пресечения правонарушений, но и для прекращения общественноопасных действий, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, т.е. административно-деликтоспособного возраста, а также невменяемыми.

Применение мер пресечения связано с непосредственным вмешательством в противоправные и иные опасные действия. В ряде случаев они являются не только эффективным, но и единственно возможным средством пресечения преступления (например, применение оружия).

Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Скажем, помещение правонарушителя, находящегося в общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда (при низкой температуре воздуха) предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказания медицинской помощи служит принудительное лечение. Пресечение противоправной деятельности нередко позволяет предотвратить действия и события, которые усугубили бы вину нарушителя и, следовательно, усилили бы ответственность виновного.

Арсенал мер пресечения весьма разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения оружия. По своей сущности это могут быть меры психического (угроза применить средства принуждения), материального или физического воздействия, в том числе с использованием технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжать правонарушение, побуждается к исполнению правовых обязанностей.

Основания, порядок применения и использования мер административного пресечения определяются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Классификация мер административного пресечения

Исходя из целей, характера и объекта воздействия, их можно подразделить на меры пресечения:

  • — применяемые к нарушителю;
  • — имущественного характера;
  • — технического характера;
  • — санитарно-эпидемиологического характера;
  • — финансово-кредитного характера.

К мерам пресечения, применяемым к нарушителю, относятся:

  • — требование прекратить противоправные и иные действия, препятствующие выполнению функций государственных органов и должностных лиц;
  • — непосредственное применение физической силы, специальных средств и оружия;
  • — задержание и доставление;
  • — принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
  • — временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем безопасному для.

Меры пресечения имущественного характера. Эти меры применяются в целях пресечения правонарушения, связанного с незаконным владением, ненадлежащим использованием и хранением имущества, предметов, вещей, а также в целях возмещения вреда, причиненного проступком.

К мерам пресечения данного вида, например, относятся:

  • — выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом;
  • — снос самовольно возведенной постройки;
  • — изъятие у граждан, должностных лиц и организаций огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов и других веществ при обнаружении нарушений правил их хранения и использования.

Меры, пресечения технического характера. Рассматриваемые меры направлены на обеспечение личной и общественной безопасности, на пресечение эксплуатации неисправных источников повышенной опасности (например, транспортных средств), на приостановление работы предприятий, учреждений и организаций с нарушением технических норм и правил, которые угрожают здоровью людей, личной и общественной безопасности. Эти меры многочисленны. К ним, например, относятся:

  • — приостановление эксплуатации автомототранспортных и иных транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
  • — приостановление работы предприятий и иных производственных объектов в связи с нарушением правил техники безопасности или правил пожарной безопасности;
  • — запрещение или ограничение производства ремонтностроительных работ на дорогах, улицах и других строительных объектах, если они ведутся с нарушением технических правил и других требований по обеспечению общественной безопасности.

К мерам санитарно-эпидемиологического характера, которые применяются органами и должностными лицами Госкомсанэпиднадзора России, относятся: приостановление до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращение:

  • — работы по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов;
  • — эксплуатации действующих предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнения отдельных видов работ и производственной деятельности;
  • — разработки, постановки на производство, производства и применения (использования) промышленной и иной продукции;
  • — производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, использования воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей.

К рассматриваемым мерам пресечения относятся упомянутые ранее: временное отстранение от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения; обязательная госпитализация и изоляция (карантин) инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих.

Меры пресечения финансово-кредитного характера. Применяются в целях пресечения правонарушений в области финансов и кредита, обеспечения финансовой дисциплины. Мерами пресечения являются:

  • — изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др. Решения об изъятии принимаются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций;
  • — приостановление финансирования (кредитования) работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и физических лиц в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений санэпиднадзора России о приостановлении или прекращении этой деятельности. Эту меру пресечения применяют органы санэпиднадзора;
  • — приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым службам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Приостановление этих операций по расчетам и счетам производится государственными налоговыми инспекциями. Правом приостановления указанных операций обладают также федеральные органы налоговой службы в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

К числу мер административного принуждения относятся меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания, которые применяются в случае совершения административного правонарушения.

Меры административно-процессуального обеспечения используются в целях обнаружения правонарушения, установления личности нарушителя, получения доказательств и создания иных условий для объективного рассмотрения дела о правонарушении и вынесения постановления по делу, а также обеспечения его исполнения.

В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершившим.” Эту точку зрения разделяет Севрюгин В.Е. который утверждает, что “меры пресечения применяются только при наличии правонарушений, и как все принудительные средства являются предусмотренной законом реакцией на неправомерные действия. В одних случаях пресекается конкретное неправомерное действие — поведения, образ действий. В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство”, в-третьих — систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией или появление в общественных местах в нетрезвом виде.).” Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны… общественных отношений от наличных или возможных на них посягательств… основное назначение пресекательных мер в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Превенция их пресекательными мерами сближает последние с мерами административно-предупредительными. Л.Л. Попов и А.П. Шергин резонно замечают: “Разумеется, мерами пресечения… общественные отношения охраняются от правонарушений, более того, осуществление этой задачи является основным назначением некоторых из них задержание нарушителей и т.п. Однако отдельные меры административного пресечения могут применяться при отсутствии виновного противоправного деяния. Таковы принудительные действия, пресекающие общественно-опасную деятельность душевнобольных и малолетних” (см. Попов Л.Л., Шергин А.П. Управление , гражданин, ответственность, с. 31). Но в отличие от последних, основанием применения мер пресечения является не возможная, а непосредственная опасность, угрожающая охраняемым административным правом отношениям.”*

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Исходя из выше изложенного можно выделить следующие особенности мер административного пресечения:

  • — применяются для немедленного пресечения нарушения закона
  • -носит волевой и достаточно жёсткий характер
  • — носит как правило кратко временный характер
  • -применяются различными исполнительными органами

Меры административного пресечения многообразны. Это. по мнению Севрюгина В.Е., обусловлено тем, что “в различных условиях, в отношении различных субъектов различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий.. Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).”*

В административно-правовой литературе существуют различные перечни мер административного пресечения.

Так, Пикотин М.И. относит к админитративно-пресекательным мерам следующие:

“- Задержание применяется как средство прекращения правонарушения (например, поведение, оскорбляющее общественную нравственность) для доставления нарушителя в милицию, установления личности и составления протокола (акта) о правонарушении.

  • — Арест и изъятие имущества применяются в отношении предметов, находящихся в неправомерном владении (например, незаконных средств охоты, рыбной ловли).
  • — Приостановление работ может быть применено в отношении предприятий, допускающих такие нарушения установленного порядка деятельности, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных и санитарных правил.) Особым случаем такого приостановления является прекращение эксплуатации автомобилей, техническое состояние которых создает угрозу безопасности движения.
  • — Временное отстранение от работы используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим, а также в отношении водителей средств транспорта, находящихся в состоянии опьянения.
  • — Требования прекратить неправомерное поведение может применяться управомоченными на то органами управления в случае обнаружения такого поведения (нарушений общественного порядка и др.) Такого рода требование носит юридически обязательный характер, его невыполнение влечет за собой надлежащую ответственность.
  • — Ликвидация результатов неправомерных действий является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий. Примером может служить снос самовольно возведенных строений.
  • — Принудительное лечение может применяться в отношении лиц, больных венерическими болезнями, СПИДом, психически больных, совершивших общественно — опасные деяния.”*

Севрюгин В.Е. к мерам административного пресечения предлагает относить следующие: административное задержание граждан (ст. 240-242 КоАП РФ); изъятие вещей и документов (ст. 244 КоАП РФ); личный досмотр и досмотр вещей (ст. 243 КоАП РФ); временное отстранение от работы; отстранение от управления транспортным средством (ст.245 КоАП РФ).

Ряд авторов (Еропкин М.И.) “одной из мер административного пресечения считает применение оружия. Севрюгин В.Е. полагает, что это не так, утверждая, что “Огнестрельное оружие может применяться только к лицам, совершившим преступление, и, причем тяжкое преступление. Поэтому применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения. Другое дело, что организационные вопросы применения табельного огнестрельного оружия регулируются ведомственными административными актами: приказами, Уставами о службе. Но от того, где записаны правила применения оружия, фактические и юридические основания его не меняются, а поэтому применение последнего против лиц, совершающих административные проступки, незаконно и является грубейшим нарушением законности.”*

Остановимся более подробно на административном задержании граждан (ст. 240-242 КоАП РФ).

Общим основанием административного задержания служит административный проступок. Помимо общей предпосылки-совршения проступка — для задержания необходимо одно из следующих условий (дополнительных):

  • -наличие серьезных оснований предполагать, что активные противоправные действия будут продолжатся, что правонарушитель может причинить ущерб общественным интересам, другим гражданам, себе;
  • -отсутствие возможности составить протокол о проступке и иные документы непосредственно на месте (личность виновного не установлена, нужно провести медицинское обследование и т.д.);
  • -отказ уплатить штраф на месте или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, если отсутствуют свидетели, которые могут сообщить необходимые данные о нарушителе.”

“Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. К основным нормативным актам, регламентирующим задержание, относятся Закон от 18.апреля 1991 г. “О полиции”, в котором сказано, что полиции предоставлено право задерживать лиц, допустивших нарушения, влекущие административную ответственность.”

В главе 19 КоАП РФ указываются случаи, при которых допускается административное задержание лица в целях пресечения административных правонарушений — административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок…, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РФ).

Административному задержанию не подлежат иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью. Как правило административное задержание не применяется к военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, а также к депутатам , судьям и прокурорам.

Следует отличать административное задержание от личного задержания лиц, подозреваемых в совершении преступных действий.

Последнее производится в случаях прямо предусмотренных уголовным законом:

“Орган дознания вправе задерживать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

  • — когда это лицо застигнуто непосредственно после его совершения;
  • — когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
  • — когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (ст. 122 УПК).

“Задержание производится, если совершено правонарушение и имеется хотя бы одно из названных выше дополнительных условий необходимых для:

  • — составления протоколов;
  • — обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела;
  • — обеспечения исполнения постановления по делу об административном правонарушении.”

Административное задержание по основаниям, целям и срокам разделяют на две группы: задержание на общих основаниях и специальные виды задержания.

«Специальное задержание продолжается более длительный срок, чем общее, поэтому оно может производится только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка (например, мелкого хулиганства.)

К задержанию на общих основаниях обычно относят такое задержание, «которое производится работниками полиции на срок не более трех часов, а задержанных содержат в дежурной комнате или ином служебном помещении.»*

Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного задержания среди них такие как :

  • — задержание лиц, находящихся в состоянии опьянения;
  • — задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство;
  • — задержание лиц, уклоняющихся от явки в суд, рассматривающий дело о совершенных ими проступках;
  • — задержание нарушителей пограничного режима.

В целом административно-пресекательные меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, при наличии правонарушения.

Нарушитель в процессе задержания может оказывать сопротивление , для чего законодатель в определенных случаях разрешает применение специальных средств в плоть до оружия. По этому более подробно остановимся на такой присекательной мере как непосредственное воздействие с применением специальных средств .

Применение специальных средств регламентируется ст. 14 и огнестрельного оружия ст. 15 Закона о Полиции. Полицейский имеет право применять следующие специальные средства :

  • — резиновые палки
  • — наручники
  • — слезоточивый газ
  • — светозвуковые средства отвлекающего действия
  • — средства нарушения преград
  • — средства принудительной остановки транспорта
  • — специальные окрашивающие средства

В случаях :

  • — для отражения нападения на граждан и сотрудников полиции .
  • — для пресечения сопротивления ….
  • — для задержания лица застигнутого на месте преступления , и других случаях .

Запрещено применять специальные средства в отношении женщин , а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти лица не оказывают сопротивление .

Применение к использованию огнестрельного оружия как меры пресечения . Применения огнестрельного оружия — самая серьёзная мера пресечения которая может повлечь причинение телесных повреждений смерть , поэтому установлены дополнительные гарантии законности : сотрудник полиции обязан в каждом случае применения оружия в течении 24 часов с момента его применения предоставить рапорт начальнику ОВД по месту службы . Каждый раз в результате служебных проверок проверяется правомерность применения оружия . Служебная проверка назначается когда кому-либо причинён физический или имущественный вред , либо поступила жалоба на соответствующие действия сотрудника полиции , либо по факту применения огнестрельного оружия возбуждено уголовное дело . О всех случаях смерти или ранения должен быть уведомлён прокурор.

Сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях :

  • — для защиты граждан от нападения опасного для жизни и здоровья
  • — для отражения нападения на сотрудника полиции , а также для отражения попытки завладеть его оружием
  • — для освобождения заложников
  • — для задержания лица застигнутого на месте совершения преступления
  • — для пресечения побега из-под стражи
  • — для остановки транспортного средства путём его повреждения если водитель создаёт реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться
  • — для защиты граждан от угрозы нападения опасных животных
  • — для предупреждения о намерениях применить оружие

Запрещено применять специальные средства в отношении женщин , а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних при условии если эти лица не оказывают сопротивление.

Административное пресечение понятие и виды мер пресечения (стр. 3 из 11)

К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами. Думаю, что будущий кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях должен содержать систематизированный перечень мер административного пресечения, а также определять компетенцию конкретных федеральных органов исполнительной власти по применению тех или иных мер воздействия. Этот перечень, по мнению А.С. Князькова, должен включать в себя следующие меры:

— требование прекратить противоправное поведение;

— прекращение движения транспортных средств, техническое состояние которых угрожает общественной безопасности;

— отстранение от управления транспортными средствами, летательными аппаратами, речными и морскими судами лиц, находящихся в состоянии опьянения либо в болезненном состоянии, затрудняющим управление данным транспортом;

— прекращение работы предприятий и предпринимательской деятельности физических лиц, угрожающей жизни и здоровью граждан;

— применение физической силы;

— применение специальных и подручных средств;

— применение и использование огнестрельного оружия.

И хотелось бы отметить, что при изменении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые максимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Нельзя применять оружие для задержания лиц, нарушающих правила торговли, не следует приостанавливать работу всего цеха, если в неисправном состоянии находится один станок. Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характером нарушения и, конечно, требованием правовых норм.

2. Виды мер административного пресечения

Среди других мер административно-правового принуждения меры пресечения наиболее многочисленны и разнообразны. Это обусловлено тем, что в различных условиях, в отношении различных субъектов, различные государственные органы должны применять наиболее эффективные средства для прекращения антиобщественных действий. Большое разнообразие мер пресечения свидетельствует о том, что большое внимание уделяется своевременному прекращению правонарушений, предотвращению вреда.

Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. Вследствие этого многими авторами не раз проводилась попытка классификации и систематизации различных мер пресечения в родовые группы.

Д.Н. Бахрах, исходя из цели и образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения. К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим.

Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.д.); использование огнестрельного оружия, боевой техники.

Процессуальные меры пресечения названы в 238-247 и др. статьях КоАП РСФСР. Особая цель их применения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, его задержание, замена исправительных работ арестом. Недостаток данной классификации, по нашему мнению, заключается в том, что Д.Н. Бахрах при делении на виды административно-правового принуждения отрицает такие его виды, как меры предупреждения (административно-предупредительные меры), а также меры административно-процессуального обеспечения. В силу этого данные меры автоматически вливаются в меры административного пресечения, хотя многие авторы считают, что данные виды административно-правового принуждения должны обособляться в самостоятельные группы.

Многообразные меры административного пресечения в своей интерпретации сгруппировали в несколько видов Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов. В частности, к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего ружья, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий в виду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование лицензии и др.);

7) меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Данная внутривидовая классификация четко распределяет в зависимости от целей, характера и объекта воздействия предметную принадлежность каждой меры административного пресечения. Но в силу своей громоздкости она не позволяет в объеме данной дипломной работы взять ее за основу и рассмотреть каждый из видов мер административного пресечения в отдельности.

Более точной и практичной, а значит и более подходящей к исследованию в данной дипломной работе является классификация мер административного пресечения, приведенная А.П. Кореневым. Исходя из целей, характера и объекта воздействия, их можно подразделить на меры пресечения:

— применяемые к нарушителю;

— имущественного характера;

— технического характера;

— санитарно-эпидемиологического характера;

— финансово-кредитного характера.

2.1 Меры административного пресечения, применяемые к нарушителю

К мерам пресечения, применяемым к нарушителю, относятся:

— требование прекратить противоправные и иные действия, препятствующие выполнению функций государственных органов и должностных лиц;

— непосредственное применение физической силы, специальных средств и оружия;

— задержание и доставление;

— принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

— временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном и ином состоянии, препятствующем безопасному для окружающих выполнению ими обязанностей.

Рассмотрим каждый из подвидов мер пресечения, применяемых к нарушителю в отдельности.

Уполномоченные должностные лица (сотрудники милиции и др.) имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на немедленное прекращение совершаемых им действий.

Учитывая особый характер таких мер административного пресечения, как применение огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы, необходимо выделить их в группу специальных мер административного пресечения. Такая внутригрупповая классификация весьма значима, так как позволяет более точно отразить правовую природу названных мер. В частности, той ее стороны, что применение специальных мер административного пресечения чаще всего связано с воздействием на физическую сущность лица, подвергнутого принуждению. По данному признаку некоторые авторы называют применение физической силы, специальных средств и оружия мерами непосредственного воздействия. В то же время другие авторы непосредственность воздействия связывают лишь с применением физической силы. Мне хотелось бы согласиться с позицией тех авторов, которые считают, что применение физической силы, специальных средств и оружия – меры непосредственного физического воздействия, так как названные правовые средства, во-первых, применяются немедленно (непосредственно) при обнаружении правонарушения с целью его пресечения, во-вторых, представляют собой воздействие физического свойства и, в-третьих, направлено в большинстве случаев на физическую сторону объекта воздействия.

Общие меры административного пресечения.

Общие меры административного пресечения обладают признаками общими для всех мер административного пресечения, о которых шла речь выше.

К мерам административного пресечения общего назначения, применяемым уполномоченными должностными лицами, относятся:

· требование о прекращении преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению его полномочий;

· отстранение от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;

· запрещение эксплуатации транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

· задержание транспортных средств, находящихся в розыске;

· запрещение деятельности объектов разрешительной системы;

· приостановление или прекращение деятельности юридических лиц и иных субъектов за нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности и других требований;

· доставление в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание там лиц, находящихся в состоянии опьянения либо в ином состоянии, представляющем опасность для себя и окружающих;

· изъятие вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения.

Все перечисленные меры пресечения, в отличие от принудительных мер административного предупреждения являются установленной законом обычной реакцией на совершение противоправного деяния определенного вида, носят общий ординарный характер и применяются уполномоченными должностными лицами повседневно в ходе выполнения своих функциональных обязанностей.

Особое место среди общих мер административного пресечения занимает требование о прекращении преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению лицом властных полномочий.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции вправе «требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений».

Содержание этой меры пресечения заключается в том, что нарушителю разъясняется противоправный характер совершаемых им действий, он предупреждается о возможности привлечения к ответственности. Требуя от нарушителя прекратить противоправные действия, уполномоченное должностное лицо, как правило, разъясняет ему, какая именно норма нарушена и каковы могут быть последствия, если противоправные действия будут продолжаться. Важно отметить, что неисполнение законного требования сотрудника полиции может повлечь за собой административную ответственность по ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, или с учетом степени общественной опасности лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по соответствующей статье главы 32 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ).

В ходе применения данной принудительной меры оказывается психическое воздействие на обязанное лицо и это воздействие связано с вторжением в сферу права на личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации).

При применении данной меры пресечения нельзя умалять достоинства личности. При этом необходимо руководствоваться требованиями ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации о том, что «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления», даже совершение противоправного деяния. Следовательно, при предъявлении требования о прекращении неправомерного действия должностные лица органов исполнительной власти, не вправе выражать его в грубой, оскорбляющей человеческое достоинство форме вне зависимости от тяжести совершаемого правонарушения, личности правонарушителя и других подобных обстоятельств.

Целью применения данной меры административного пресечения является прекращение преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению лицом властных полномочий (в том числе при применении других групп мер административного принуждения), а не унижение личности, поэтому требование должно быть предъявлено в убедительной, понятной, корректной форме.

Требование о прекращении противоправного деяния может быть выражено как в устной, так и в письменной форме. К примеру, уполномоченные сотрудники ГИБДД МВД России при осуществлении надзора за соблюдением правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном состоянии, имеют право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

В свою очередь должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов также вправе: выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения.

В зависимости от характера прекращаемого правонарушения выделяют три типа предписаний. К первому типу относятся предписания об устранении выявленных нарушений. В этом случае орган государственного управления, проводя проверку подконтрольного объекта, и, обнаружив нарушения соответствующих правил, выдает предписание об устранении установленных недостатков. Эти предписания не приостанавливают деятельности хозяйствующих субъектов, а дают им возможность в установленные сроки исправить положение дел. Данный вид предписания применяется уполномоченным органом при наличии возможности у подконтрольного объекта устранить выявленные нарушения.

Данная мера административного пресечения, по сути, является точкой отсчета, с которой и начинается внешнее дополнительное принудительное воздействие на конкретного участника охранительного правоотношения. Содержание требований, адресованных обязанному лицу, определяется характером пресекаемого противоправного деяния.

Ко второму виду относятся предписания, выдача которых влечет приостановление деятельности подконтрольного объекта до устранения выявленных нарушений.

Третий вид предписаний связан с нарушениями, последствия от которых устранить невозможно. Выдача таких предписаний, например, связана с производством товаров, опасных для жизни, здоровья и имущества потребителей. Предписания данного вида могут выдаваться органами, осуществляющими контроль в области технического регулирования, защиты прав потребителей и торговли, антимонопольного и санитарно-эпидемиологического законодательства. При получении такого предписания субъект производственной или торговой деятельности должен немедленно прекратить производство опасных товаров, проинформировать потребителей о возможных последствиях при использовании, хранении, транспортировке указанных товаров и об их отзыве.

Основания и порядок применения таких мер как отстранение от управления транспортными средствами и запрещение эксплуатации транспортного средства, задержание транспортного средства определены соответственно ч. 1-5 ст. 27.12 КоАП РФ и ч. 2-5 ст. 27.13 КоАП РФ. Перечисленные меры применяются главным образом для прекращения обнаруженного административного правонарушения, а не для обеспечения разбирательства с правонарушителем. Об этом убедительно свидетельствуют сроки применения этих мер.

Данные меры административного пресечения включены в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, поскольку применяются при выявлении административного правонарушения в ходе разбирательства по конкретному делу. Однако основной (главной) целью применения этих мер, как представляется, является не процессуальная, а цель пресечения административного правонарушения, о которой сказано в ст. 27.1 КоАП РФ.

Изъятие вещей, предметов и веществ, изъятых из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения применяется также в качестве меры административного пресечения.

В данном пункте речь идет, прежде всего, о вещах, предметах и веществах, полностью запрещенных в обороте, либо ограниченно оборотоспособных, которые указанны в п. 16 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», а именно: оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества. К примеру, оружия и боеприпасов, перечисленных в ст. 6, 27 Федерального закона «Об оружии». К числу веществ, изъятых из гражданского оборота, которые могут находиться у граждан без специального разрешения, относятся также ядовитые вещества.

Данный вид изъятия применяется для пресечения таких противоправных деяний, которые в соответствии с действующим законодательством квалифицируются либо как преступление, либо как административное правонарушение. Изъятие у лица перечисленных вещей, предметов и веществ прекращает их незаконное владение и пресекает соответствующее административно или уголовно наказуемое деяние.

Следует отметить, что данный вид изъятия осуществляются в ходе выявления соответствующих административно или уголовно наказуемых деяний и прекращают незаконное владение перечисленными выше вещами, предметами, средствами и веществами путем их изъятия у владельца. Необходимо иметь в виду, что фактическое изъятие, как мера пресечения направлена на то, чтобы забрать у правонарушителя перечисленные вещи, предметы, средства и вещества и не допустить их противоправного использования.

Однако для того, чтобы изъятые вещи, предметы, средства и вещества могли выступать в качестве вещественных доказательств по уголовному делу, либо делу об административном правонарушении, их надо приобщить к материалам данного дела. Для этого их обнаружение и изъятие оформляется в процессуальном порядке, установленном Уголовно процессуальном кодексом РФ (далее — УПК РФ) либо КоАП РФ.

Таким образом, меры административного пресечения — это наиболее распространенная разновидность административно-принудительных средств воздействия, применяемых в борьбе с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления. Меры административного пресечения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами. Наиболее широкими полномочиями по применению мер административного пресечения обладают органы внутренних дел (полиции). Меры административного пресечения не являются реализацией института административной ответственности, не содержат в себе тех ограничений прав физических и юридических лиц, которые свойственны административным наказаниям. Вместе с тем меры административного пресечения зачастую являются предпосылками административного наказания. Административно-пресекательные действия по общему правилу осуществляются соответствующими органами исполнительной власти и их должностными лицами в форме обычных служебных актов, в ходе выполнения возложенных на них задач и функций.

Следует отметить, что меры административного пресечения в своей совокупности образуют определенную систему. Системное представление о мерах административного пресечения помогает глубже уяснить их правоохранительную сущность, правильно реализовывать законодательные предписания, содержащие в себе меры административного пресечения. При этом в основу систематизации мер административного пресечения положены устойчивые функциональные связи, требования логической упорядоченности составных компонентов системы, а также четкая системно-структурная определенность.

Система мер административного пресечения — это совокупность административно-принудительных средств, которые могли бы рассматриваться как интегративно, так и в своей внутренней дифференциации. Стабильная система мер административного пресечения позволяет выработать оптимальные приемы их реализации, и превратить их в оперативный и динамичный инструмент борьбы с административными правонарушениями в различных сферах государственного управления.

Исследование административного законодательства, регламентирующего процедуру применения мер административного пресечения, а также изучение правоприменительной практики показывают, что оптимальной классификацией мер административного пресечения может быть классификация, учитывающая такие основания, как: степень самостоятельности мер административного пресечения; методы воздействия, лежащие в основе мер административного пресечения; характер объекта воздействия меры пресечения; специфика сферы воздействия, в которой применяются меры административного пресечения.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2382 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Цель мер административного пресечения:

1. предотвращение противоправного действия. Могут применяться и после завершения противоправных действий с целью привлечения лица к ответственности.

Черты мер административного пресечения:

1. Главная отличительная черта – для применения мер пресечения всегда должно иметь место противоправное действие, выражающееся в правонарушении (вне зависимости от отраслевой принадлежности).

2. Как правило, силовые меры, предполагающие ограничение личных прав.

3. Применяются в условиях ограниченности времени и неочевидности всех обстоятельств.

4. Применяются к самому широкому кругу субъектов.

Основания применения мер пресечения:

1. совершение правонарушения или объективно противоправного деяния.

Виды мер пресечения:

1. общие меры пресечения

— требование прекратить противоправное поведение

— требование устранить допущенные нарушения

Могут применяться в самом широком перечне ситуаций. Специфика мер: связаны с наименьшим ограничением прав и свобод, имеют наиболее простой порядок применения, применяются ко всем – самый широкий круг субъектов.

2. специальные меры пресечения.

— применение физической силы

— применение специальных средств

— применение огнестрельного оружия

Чем значимее ограничиваемое право и чем более неблагоприятным последствиям могут привести применение меры – тем больше требований к данным мерам пресечения, тем больше обстоятельств, при которых конкретная мера специального пресечения не может быть применена в принципе.

Регламентация применения осуществляется в отношении каждого специального средства или в отношении оружия.

3. процессуальные меры пресечения.

Применяются в рамках того или иного производства/процедуры. Не связаны с применением физической силы, специальных средств и как правило являются результатом контрольно-надзорной деятельности. => приостановление действия лицензии и т.д.

56. специальными мерами административного пресечения являются применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Применение их, в основном, регламентировано Законом «О милиции», пятый раздел которого так и называется «Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия», в котором были реализованы требования, изложенные в основных принципах применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые восьмым Конгрессом ООН.

При этом необходимо учитывать, что положения Закона «О милиции» в части применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия распространяются не только на работников милиции, но и на другие категории граждан, имеющие право ношения и хранения табельного огнестрельного оружия (например, работники Государственной фельдъегерской службы при Министерстве связи и информатики Республики Беларусь).

Цель применения специальных мер административного пресечения — прекращение противоправного деяния. Они применяются только то-да, ко-да иными способами грекрат/ть такое деяние не представляется возможным. При применении специальных мер пресечения могут использоваться:

-средства простого физического воздействия (боевые приемы борьбы, использование служебных собак); -воздействие с помощью технических средств (наручников, резиновых палок, средств связывания, специальных химических веществ, светозвуковых устройств отвлекающего воздействия, устройств для вскрытия помещений и принудительной остановки транспорта, водометов, бронемашин и других специальных и транспортных средств); — использование огнестрельного оружия.

Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать предупреждения о намерении их использовать. Специальные средства и огнестрельное оружие не применяется против женщин с видимыми признаками беременности, малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей.

Вовсех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств и оружия невозможно работники милиции обязаны стремиться причинить наименьший вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Применение специальных мер административного пресечения в случаях и порядке, противоречащих Закону «О милиции», влечет ответственность, установленную действующим законодательством.

57. Административно-предупредительные и административно-восстановительные меры принуждения.

Административное принуждение — особый метод государственного управления. Его специфический признак — властно-принудительный характер мер административного принуждения. Суть этих мер заключается совершении необходимых мероприятий независимо от воли лица, в отношении которого они совершаются. Следовательно, принудительные меры связаны с возможностью заставить управляемый объект совершить определенные действия или позволить совершить такие действия по отношению к нему.

Административное принуждение как особый вид принуждения:

*является принуждением, основанном на законе, т.е. применяется исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных нормами административного права;

*осуществляется только уполномоченными на то должностными лицами;

*характеризуется преимущественно внесудебным порядком применения;

*не связано с отношениями служебной подчиненности (в отличие от дисциплинарного принуждения);

* отличается оперативностью, а также процессуальной простотой применения;

*применяется в отношении физических и юридических лиц;

Административное принуждение находит свое выражение в наборе мер принуждения, которые можно классифицировать на следующие группы в зависимости от характера и степени принудительного воздействия, а также цели принуждения:

  • административно-предупредительные;
  • административно-пресекательные;
  • административно-восстановительные;
  • меры юридической ответственности.

Таким образом, административное принуждение применяется как для предупреждения неблагоприятных социальных последствий, так и для прекращения противоправного действия субъектов права, а также исправления сложившейся в результате противоправного поведения ситуации, а также привлечения нарушителя к юридической ответственности.

1. Административно-предупредительные меры отличаются от прочих мер административного принуждения, что они применяются до наступления неблагоприятных последствий чьего-то асоциального или антисоциального поведения, т.е. в отношении заведомо законопослушных субъектов административного права. Их цель — предотвращение вольного или невольного причинения вреда жизненно важным общественным интересам со стороны различных субъектов. Такие меры принимаются как с целью предотвращения распространения опасных заболеваний, так и в целях предотвращения уклонения от уплаты налогов со стороны юридического лица.

К числу административно-предупредительных мер относятся: карантин; принудительный осмотр и досмотр багажа; реквизиция грузов; медицинское освидетельствование; ревизии, проверки; регистрационные и лицензионные процедуры и т.п.

Административно-восстановительные меры выделяются в юридической литературе как самостоятельные группы мер административного принуждения, которые применяются в целях восстановления прежнего положения вещей, существовавшего до совершения правонарушения, возмещения причиненного ущерба. К ним, например, относят снос самовольно возведенного строения, возмещение имущественного ущерба и др.