Методы налогообложения

Использование налогов в качестве основного источника доходов государства требует разработки определенных правил (принципов) налогообложения. Наиболее точно впервые они были сформированы шотландским экономистом и философом Адамом Смитом в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов»(1776г.). Эти принципы налогообложения (справедливость, определенность, удобство и экономия) актуальны и сегодня, и поэтому их называют классическими. Рассмотрим их содержание.

1.Принцип справедливости предусматривает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.

2. Принцип определенности требует, чтобы способ, сумма и время платежа были точно заранее известны плательщику.

3. Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика.

4. Принцип экономии заключается в сокращении издержек взимания налога, рационализации системы налогообложения.

Классические принципы относятся к общенациональным экономическим принципам построения идеальной (оптимальной) системы налогообложения, и, так или иначе, используются в налоговых системах разных стран.

Наряду с общенациональными (классическими) принципами налогообложения выработаны современные внутринациональные принципы, учитывающие тип государства, политический строй, возможности экономики и сложившиеся социальные условия развития конкретной страны. Эта подсистема принципов налогообложения включает экономические, организационные и правовые (юридические) принципы построения системы взаимоотношений государства и налогоплательщиков.

К группе экономических относятся следующие принципы:

— хозяйственная независимость (необходимость наличия объекта налогообложения в собственности плательщика);

— справедливость (сумма налогового изъятия с конкретного налогоплательщика должна зависеть от величины его доходов);

— соразмерность (взаимозависимость величины налоговой базы, ставки налога и налоговых доходов бюджета).

К правовым (юридическим) принципам относятся:

— принцип нейтральности (равного налогового бремени), предусматривающий всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом;

— принцип установления налогов законами (а не подзаконными актами);

— принцип запрета обратной силы налоговых законов (вновь принятый закон, изменяющий размер налоговых платежей, не распространяется на налоговые отношения, возникшие до его принятия);

— принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами;

— принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе;

— принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений (предполагает неравенство прав участников налоговых отношений при применении налоговых законов, например, при взыскании недоимок, штрафов, возврате переплаченных налогов).

К группе организационных принципов можно отнести:

— принцип единства налоговой системы (не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории страны товаров, работ, услуг, препятствующие реализации конституционных прав граждан, позволяющие наполнять бюджеты одних регионов за счет других);

— принцип стабильности (в интересах всех субъектов налоговых отношений налоговая система должна функционировать в течение многих лет без серьезных изменений);

— принцип эластичности (налоги могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами государства, при этом налоги должны быть уменьшаемы, или вообще отменяемы, если они сокращают потребление);

— принцип простоты, ясности (легкость и доступность для плательщиков техники расчета налогов и заполнения налоговых деклараций);

— принцип четкого разграничения полномочий между уровнями власти по установлению и взиманию налогов разных уровней;

— принцип множественности налогов (позволяет учесть разнообразие форм организации бизнеса, видов деятельности, доходов, обеспечить подвижность (эластичность) налоговой системы, перераспределить налоговое бремя по плательщикам);

— принцип исчерпывающего перечня общегосударственных и местных налогов (направлен на недопущение дискриминации налогоплательщиков по каким-либо основаниям);

— принцип гармонизации налогообложения с другими странами (направлен на создание условий для участия страны в интеграционных процессах, устранение двойного налогообложения).

Налоговая система, построенная и функционирующая по вышеизложенным правилам, способствует повышению конкурентоспособности экономики страны, улучшению социального положения в обществе.

Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под методом налогообложения следует понимать установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения или налоговой базы. Разработаны следующие методы налогообложения:

1) Равное налогообложение, означающее взимание налога в равной сумме с каждого плательщика. Данный метод не учитывает имущественное положение и платежеспособность плательщика, поэтому применяется редко (например, при взимании госпошлины за оформление документов).

2) Пропорциональное налогообложение, предусматривающее взимание налога по единой ставке, установленной в процентах, не меняющейся при изменении налоговой базы. При этом с ростом налоговой базы пропорционально возрастает сумма налога. Данный метод активно применяется в налоговой системе Беларуси (например, налог на прибыль, налог на недвижимость, налог на добавленную стоимость). Пропорциональное налогообложение основывается на идее справедливости обложения соразмерно с доходами каждого. Однако при пропорциональном обложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое бремя налога, чем более состоятельный. Поэтому возникает необходимость введения прогрессивного налогообложения.

3) Прогрессивное налогообложение – метод, при котором с ростом налоговой базы растет ставка налога по заранее установленной шкале. Может применяться два вида прогрессии – простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога возрастает по мере роста налоговой базы для всей ее суммы (дохода или стоимости имущества). При сложной прогрессии доходы делятся на ступени, каждая из которой облагается по своей ставке, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему возросшему доходу, а только к его части, превышающей предыдущую ступень. В настоящее время для налогообложения доходов физических лиц во многих странах мира применяют систему сложной прогрессии.

4) Регрессивное налогообложение предусматривает снижение ставки налога при увеличении налоговой базы. Этот метод налогообложения применяется при установлении ставок государственной пошлины за подачу исковых заявлений имущественного характера в судебные инстанции, примером также может служить единый социальный налог в России (чем больше сумма фонда оплаты труда, тем ниже ставка социального налога).

В целом принципы и методы налогообложения, которые положены в основу системы налогообложения той или иной страны, зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных мероприятий, отношения государственной власти и населения к отдельным его группам.

3 Налоговая политика государства

Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономики. Воздействуя на экономику, государство преследует такие цели как достижение постоянного устойчивого экономического роста; обеспечение стабильности цен на основные товары, услуги; обеспечение полной занятости трудоспособного населения; обеспечение определенного минимального уровня доходов; создание социальной защиты населения; достижение равновесия во внешнеэкономической деятельности. Важнейшим инструментом государственного регулирования является налоговая политика, которая является неотъемлемой частью финансовой политики государства (вместе с бюджетной и денежно – кредитной политикой). Под налоговой политикой понимают систему мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения, включающих установление круга плательщиков, объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок, налоговых льгот и санкций и т.д. Основы налоговой политики закладываются на каждый финансовый (бюджетный) год при принятии бюджета, ее проведение связано с принятием соответствующих законодательных и нормативных актов. Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, представляющий собой совокупность организационно – правовых норм, методов и форм государственного управления налогообложением через систему различных надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Налоговая политика и налоговый механизм отражают экономическую и политическую специфику развития общества. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика делится на налоговую стратегию и тактику. Налоговая стратегия определяет долговременный курс государства в области налогов и предусматривает решение крупномасштабных задач, налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода развития путем внесения изменений и дополнений в налоговую систему и налоговый механизм. В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя налоговая политика проводится в рамках одной страны и территориальной единицы для решения внутренних задач. Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение, унификацию налоговых систем разных стран.

Выделяется три типа налоговой политики. I тип – это политика максимальных налогов, при осуществлении которой существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и сокращению доходов бюджета (предельная налоговая ставка зависит от множества факторов, но по данным зарубежных ученых она не должна превышать 40 – 50 % ВВП). II тип – политика оптимальных (умеренных) налогов, способствующая развитию предпринимательства, в т.ч. и малого. Для создания благоприятного налогового климата предпринимательство максимально выводится из-под налогообложения. Следствием такой политики является сокращение социальных программ, т.к. снижаются государственные доходы. III тип — налоговая политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения при значительной государственной социальной защите (примером могут служить Швеция, Дания). Следует отметить, что при эффективной экономике все три типа налоговой политики успешно сочетаются. Для Республики Беларусь характерно наличие элементов налоговой политики всех типов.

Целями налоговой политики в современных условиях являются:

  1. Обеспечение государства финансовыми ресурсами (на основе перераспределения ВВП).
  2. Создание условий для регулирования экономики страны в отраслевом и региональном разрезах.
  3. Сглаживание возникающего в рыночных условиях неравенства в уровнях доходов населения.

Достижение указанных целей возможно при относительном равновесии фискальной и регулирующей функций налогов.

В соответствии с поставленными целями государство в процессе реализации налоговой политики решает следующие задачи: 1) учет действия экономических законов; 2) обеспечение налоговой поддержки принятых решений по реформированию экономики, поддержанию макроэкономической стабилизации и определение мер налогового стимулирования приоритетных направлений оздоровления экономики, развития малого и среднего бизнеса; создания благоприятного инвестиционного климата; 3) определение оптимального и сбалансированного соотношения между доходами государства и субъектов хозяйствования, доли участия физических лиц в формировании государственного бюджета; 4) повышение эффективности налогового механизма за счет снижения налоговой нагрузки на экономику путем снижения ставок налогов, упрощения работы налогоплательщиков ужесточения подходов к предоставлению индивидуальных налоговых льгот, унификации налогового законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Основными направлениями реализации налоговой политики на 2011-2015 годы являются снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций; упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования.

Методы налогообложения (methods of taxation) – элементы налогового механизма; отражают характер изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Различают равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный методы налогообложения.

Равное налогообложение — метод налогообложения, когда для каждого плательщика устанавливается равная сумма налога без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т.п. Данный метод более широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всех жителей государства (так называемый подушный налог). Подобный метод характерен в основном для целевых налогов.

Пропорциональное налогообложение — метод налогообложения, при котором для каждого плательщика равна ставка (а не сумма) налога. Ставка не зависит от величины дохода (налоговой базы). С ростом базы налог возрастает пропорционально. Примером может служить налог на прибыль или личный подоходный налог, взимаемый по фиксированной ставке.

Прогрессивное налогообложение характеризуется ростом ставки налога по мере увеличения налогооблагаемой базы, в частности величины дохода налогоплательщика. При этом не только увеличивается абсолютная сумма налогов, но и усиливается налоговое бремя, т.е. возрастает доля изымаемого дохода при его росте (см. Налоговая прогрессия). Существование такого метода налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую львиную долю своих доходов расходуют на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели лишь незначительную часть своего дохода. Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних. Для устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообложения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы.

Существуют несколько видов прогрессивного налогообложения:

  • простая поразрядная прогрессия — в данном случае налогооблагаемая база подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в абсолютной сумме);
  • простая относительная прогрессия — налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифференциация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме;
  • сложная прогрессия — налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка. Однако в отличие от других видов прогрессивного налогообложения здесь каждый разряд существует самостоятельно, облагается по своей ставке. Суммы налога, определенные для каждого разряда, затем складываются, и таким образом определяется итоговая сумма налога;
  • скрытые системы прогрессии — эффект прогрессии в данном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем предоставления неодинаковых налоговых льгот.

Регрессивное налогообложение — метод налогообложения, при котором с ростом налоговой базы происходит сокращение размера налоговой ставки (т.е. норма налогообложения уменьшается по мере возрастания дохода налогоплательщика). Имеет место, когда размер налога зафиксирован не в процентах от дохода, а в твердой сумме (см. Налоговая регрессия).

Методы налогообложения

Понятие принципов и методов налогообложения

Определение 1

Налоговая система любой страны должна разрабатываться с помощью базовых правил, которые, в свою очередь, образуют совокупность принципов налогообложения. Т.е., принцип налогообложения – это основополагающие положения и правила, применяемые в сфере налогообложения.

В свою очередь принципы налогообложения реализуются через методы.

Определение 2

Под методами налогообложения понимаются изменения ставки налога под воздействием базы налога.

Различают четыре метода налогообложения:

  1. Равный.
  2. Пропорциональный.
  3. Прогрессивный.
  4. Регрессивный.

Равное налогообложение

Этот вид налогообложения предполагает установление фиксированной суммы налога, которая взимается с налогоплательщика. В этом случае используется твердая налоговая ставка, равная для всех видов налогоплательщиков.

Основное достоинство этого метода налогообложения в его удобстве. Главный недостаток – в том, что он не берет в учет имущественное положение и размер дохода налогоплательщика, т.е. малоимущие слои населения будут нести большее бремя налогообложения, нежели состоятельные.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Методы налогообложения 460 руб.
  • Реферат Методы налогообложения 240 руб.
  • Контрольная работа Методы налогообложения 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Пример 1

Если величина налога составит 2 000 руб., то при ежегодном доходе налогоплательщика в 20 000 руб. размер налога составит: 20 000 руб. / 2 000 руб. = 10%. При ежегодном доходе в 200 000 руб. размер налога составит: 200 000 руб./ 2 000 руб. = 1%.

Применение этого метода во многом предопределяется удовлетворением потребностей налогоплательщиков. Общая же потребность должна быть удовлетворена общими усилиями налогоплательщиков. Поэтому никто не должен освобождаться от уплаты налога.

Замечание 1

В современных условиях этот вид налогообложения не соответствует принципу справедливости и неэффективно с экономической точки зрения.

Пропорциональное налогообложение

В этом методе налогообложения устанавливаются фиксированные ставки для каждой категории налогоплательщиков, которые не меняются не смотря на динамику базы налога. При применении пропорционального налогообложения величина налога растет вместе с ростом базы для расчета налога. На основе этого метода строится большинство налогов в Российской Федерации.

Пример 2

Налог на прибыль организаций. Независимо от величины получаемой организацией прибыли при использовании данного вида налога используется фиксированная ставка в 20%.

Прогрессивное налогообложение

При применении этого метода рост налоговой ставки сопровождается ростом ставки налога. В этом случае налогоплательщик, обладающий меньшим доходом, несет более тяжелое бремя от налогов, нежели более состоятельный, т.к. у менее состоятельного плательщика остается меньшая доля свободного дохода, а доля налога, выплачиваемая за счет этого дохода, становится выше. Поэтому целесообразно ввести градацию при расчете налога с учетом потребностей разных категорий налогоплательщиков.

В прогрессивном налогообложении существует 4 вида прогрессии:

  1. Простая поразрядная. Здесь создаются разряды базы налога и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налогового оклада.

    Пример 3

    Градация первого разряда составляет от 1до 10 000 руб. с установленной суммой налога в 10 руб. градация второго разряда от 10 001 руб. до 50 000 руб. с суммой налога, равной 100 руб. и т.д.

    Преимущество данного метода в простоте исчисления суммы налога. Недостаток – в неравномерности в налогообложении плательщиков налога, доходы которых различаются незначительно (например, 9 999 руб. и 10 001 руб.). В настоящее время данная система не применяется.

  2. Простая относительная прогрессия. При применении данного метода устанавливаются и разряды, и фиксированные пропорциональные ставки по разрядам. Простая относительная прогрессия применяется при исчислении транспортного налога. Преимущество этого метода перед простой поразрядной в пропорциональном возрастании налога, но по-прежнему в качестве недостатка сохраняется резкость переходов.
  3. Сложная поразрядная прогрессия. В этой системе налоговая база разделяется на налоговые периоды, по ставки налога применимы только в части того дохода, который соответствует данному разряду.
  4. Скрытая система прогрессии. Прогрессия в налогообложении достигается не с помощью установления прогрессии в ставках налога, а другими способами. Например, применением различных сумм вычетов.

Регрессивное налогообложение

Этот способ налогообложения, строго говоря, является одной из разновидностей прогрессивного налогообложения, но предполагающий отрицательную прогрессию, поскольку с ростом налоговой базы налоговая ставка снижается. Если рассматривать не предельные налоговые ставки, приведенные в законодательных актах, а экономические, то в современных условиях среди налогов можно найти много носящих регрессивный характер, например, практически все косвенные (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Замечание 2

Налогообложение регрессивным методом в косвенных налогах касается не налогоплательщиков (юридических и физических лиц), а потребителей товаров – население. Чем ниже уровень дохода человека, тем большая доля косвенных налогов приходится на его доход.

Опровержение популярных заблуждений относительно прогрессивной системы налогообложения

Я с целью получение информации об одобрении или неодобрении моих инициатив по введению в России прогрессивного налогообложения задал всем полуфиналистам конкурса «ЛидерыРоссииПолитика» через их личные кабинеты следующий вопрос:

Как вы относитесь к идее внедрить в России прогрессивное налогообложение (ставка налога возрастает по мере роста дохода)?

Всего задал вопрос: 543 чел. (всем участникам конкурса «ЛидерыРоссияПолитика» прошедшим в полуфинал).

Ответили: 268 чел. Или 49,4 процентов.

ЗА-184 чел. Или 68,7 % от всех ответивших;

Против – 49 чел. или 18,3%;

Не смогли однозначно высказаться – 35 чел. Или 13%.

В данном блоге хочу подробно на тех опасениях, которые высказали участники опроса по поводу введения прогрессивной системы налогообложения в РФ.

Попробую развеять данные заблуждения в данном блоге:

1) В случае введения прогрессивных налогов, налогоплательщики уйдут «в тень» и повысится доля теневой экономики (ранее уже была прогрессивная ставка, но именно с целью вывода доходов «из тени» в 2001г. ввели единую ставку 13%).

Во – первых, сразу надо оговориться, что прогрессивное налогообложение – это не только прогрессивные ставки НДФЛ. Считаю необходимым в корне перенастроить налоговую систему РФ и сделать большинство прямых налогов прогрессивными с одновременной отменой (или значительным снижением) части налогов.

Во – вторых, уровень цифровизации экономики и налоговых органов явно не сопоставим с тем, что было в 90 — е годы, поэтому сейчас существуют инструменты, которые могут позволить «обелить экономику» (при наличие политической воли), даже при ведении прогрессивных налогов.

В — третьих, ошибочно считать, что причиной «обеления экономики России» стало введения пропорциональной ставки НДФЛ. Одновременно с введением плоской шкалы налогообложения был осуществлен ряд других фискальных мер, которые в решающей степени способствовали существенному приросту поступлений НДФЛ. В частности, с 2001 г. была прекращена практика освобождения от уплаты НДФЛ ряда категорий личного состава силовых структур, вследствие чего число плательщиков данного налога единовременно увеличилось более чем на 700 тыс. человек. Одновременно, начиная с 2001 г., была введена регрессивная шкала ставок единого социального налога, что, безусловно, способствовало выводу из тени определенной части «конвертной» заработной платы. Кроме того, позитивное влияние на рост налоговой базы по НДФЛ оказало существенное, с 35 до 24% снижение ставки налога на прибыль организаций. Росту заработной платы в экономике и соответственно поступлению подоходного налога в этот период способствовал также экономический рост, вызванный резким повышением мировых цен на энергоресурсы. Как только действие этих особых факторов прекратилось, темпы роста доходов по НДФЛ снизились, и прирост поступлений данного налога стал ниже по сравнению с приростом доходов по отдельным налогам.

В-четвертых, даже несмотря на плоскую шкалу НДФЛ, сейчас в экономике большая доля теневых доходов, следовательно введение плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц никак не повлияла на сокрытие доходов физических лиц от налогообложения и не смогла разрушить практику выдачи «конвертной» зарплаты. Довод о том, что пропорциональное налогообложение — «панацея» от недобросовестных налогоплательщиков, ошибочен.

В — пятых, разговоры о неприемлемости для нашей страны прекрасно работающей во всем мире прогрессивной шкалы обложения налогов – заблуждение: богатых людей в России немного, и поэтому их легко контролировать (при наличии политической воли).

2) Прогрессивные налоги труднее администрировать и, следовательно, возрастут издержки.

Во — первых, уровень цифровизация экономики и налоговых органов сегодня позволяет администрировать любые сложные налоги. В настоящее время, когда ФНС России активно наращивает свои информационно-вычислительные возможности, запуская все новые технологичные проекты, контроль и обработка совокупного годового дохода и совокупной стоимости активов не потребуют больших затрат и многочисленного персонала.

Во – вторых, необходимо перестроить систему налогового администрирования в стране: большая часть сил налоговых органов должна быть направлена исключительно на крупные активы и доходы (работа по принципу Парето 20/80). Не нужно тратить силы тысяч инспекторов на администрировании «копеечных налогов» с охватом всего населения, а достаточно сосредоточить максимум усилий на ограниченном количестве налогоплательщиков, где «есть деньги и риски занижения налогов». Соответственно, расходы на администрирование могут даже уменьшиться.

В – третьих, для большинства населения, имеющего один источник дохода, необходимость подачи налоговых деклараций, даже в случае введения прогрессивного налогообложения, не возникнет. Для остальных налогоплательщиков их составление не будет представлять больших трудностей. Более того, введение в практику налогообложения налоговых деклараций имеет и позитивные моменты. В первую очередь оно будет способствовать повышению налоговой культуры населения. Так, многие граждане начнут понимать сколько прямых налогов уплачиваются ими государству ежегодно и что у них есть моральное право что-то требовать за это у государства. Это будет дисциплинировать и ускорит формирование в нашей стране гражданского общества. В условиях же удержания налога налоговыми агентами, абсолютное большинство населения не задумывается над этим, часто даже не зная размера уплаченного налога.

3) Российская экономика еще не готова, в случае введения прогрессивного налогообложения поступления в бюджеты всех уровней снизятся.

Ошибочная позиция. Для успешного внедрения прогрессивного налогообложения в России нужен комплексный подход.

Во — первых, надо не только вести прогрессивные ставки, но и в корне перенастроить налоговую, судебную и политическую систему страны. В этом случае, поступления в бюджет должны увеличиться.

Во — вторых, одновременно с ведением прогрессивных налогов необходимо отменить (или значительно снизить) часть налогов на малый и средний бизнес, и на те отрасли экономики, которые нужно развивать;

В-третьих, при нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода, а малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление. Следовательно, снижение налоговой нагрузки на бедных и средний класс одновременно увеличит потребление товаров (услуг, работ), а следовательно поступления НДС в бюджет и налогов на прибыль (налог на прибыль, УСН).

4) Введение прогрессивного налогообложения снизит конкурентоспособность российской экономики и будет способствовать оттоку капитала и лучших специалистов за рубеж.

Прежде всего, давайте ответим на следующий вопрос: «Хотим ли мы рыночную экономику, как сырьевой придаток мирового рынка с высоким уровнем неравенства в обществе, или мы хотим построить действительно эффективное социальное государство, как закреплено в Конституции?»

Наша экономика, несмотря на пропорциональные налоги, и так сейчас не конкурентоспособна. Основная часть иностранных инвестиций, поступающих в РФ, – это либо спекулятивные инвестиции (от которых только вред экономики), либо инвестиции, сформированные в России, но структурированные через иностранные юрисдикции и направленные назад в РФ уже под видом «иностранных». Востребованные за рубежом специалисты и так уезжают из страны, а «элита» старается иметь «двойное гражданство» и отправляет детей на ПМЖ в западные страны (уточнение: в которых везде присутствует прогрессивное налогообложение с высокими предельными ставками).

Поэтому одновременно с ведением прогрессивного налогообложение, необходимо проведение реформ, направленных на повышение институциональной привлекательности Российской юрисдикции путем развития эффективной судебной и политической системы, а также преобразованию страны в социальное государство (де-факто). Также предлагаю введение налога на операции с иностранной валютой (налог Тобина), дальнейшее совершенствование инструментов и увеличение налоговой нагрузки на «вывоз капитала» из страны. Поскольку большая часть нашей экономики это рентоорентированные предприятия, то уйти из России и вывести производство «за рубеж» просто «невозможно». Более того, с учетом введённых в отношении России санкций, мы точно не рискуем потерять «потенциальные западные» прямые инвестиции.

Нам важно не повторить ошибки либеральных реформаторов 90 — х, которые думали, что массовая приватизация и полная либерализация экономики России будет способствовать росту «инклюзивных политических институтов», развитию экономики и защите права собственности в России по западному типу. Между тем, «легкость» перемещения капитала породило только бегство «нового капитала» в уже сформированные эффективные юрисдикции с хорошей защитой права собственности (например, Великобританию), а не запросу на формирование действительно «эффективной политической и экономической системы в России».

5) Прогрессивная система налогообложения несправедлива: богатые даже при пропорциональной системе в абсолютных цифрах платят больше.

При применении пропорциональной шкалы с большей суммы дохода уплачивается большая сумма налога. На этом основании некоторыми юристами делается вывод, что данная шкала налогообложения более справедлива, чем прогрессивная, поскольку при применении последней сумма уплаченного налога еще более увеличится, что, по мнению сторонников пропорциональности, вряд ли можно назвать справедливым.

Первоочередно хотелось бы обратить внимание на следующее:

1) пропорциональные, а не прогрессивные ставки налогов, нарушают принципы, установленные еще Адамом Смитом — равномерное установление налогов между гражданами соразмерно их доходам. Дело в том, что с ростом доходов уменьшается необходимость затрат, а следовательно, возрастает доля дискреционного дохода, то есть дохода, который не обременен расходами. И не сложно заметить, что при пропорциональном налогообложении совокупного дохода менее состоятельный плательщик несет более тяжелое налоговое бремя чем более состоятельный, поскольку доля его свободного дохода меньше, а доля налога выплачиваемого за счет этого свободного налога выше. При нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода. А малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление;

2) богатыми люди становятся исключительно в силу того, что они живут в обществе, а не одиночками на необитаемом острове. Богатство – производное общественной экономики. Поэтому каждый должен отдать обществу пропорционально тому, сколько получает от него. Все справедливо: богатые больше получают от капиталистической системы, поэтому должны больше отдавать;

3) справедливой может считаться только такая налоговая система, при которой после уплаты налогов достигается сокращение неравенства в экономическом положении плательщиков, пропорциональная ставка налогов эту задачу выполнить не в состоянии. Установление прогрессивной шкалы сократило бы разрыв между бедными и богатыми. А сохранение плоской шкалы будет усиливать и дальше разрыв между бедными и богатыми, что в свою очередь будет повышать социальную нестабильность в обществе;

4) наиболее обеспеченная часть населения в более значительной степени, чем остальные жители страны, заинтересована в сохранении социальной и политической стабильности в обществе, укреплении органов правопорядка, поддержке государством предпринимательской деятельности. Обеспеченный материально налогоплательщик, как правило, обладает большей собственностью, чем менее обеспеченный. Поэтому он в большей степени нуждается в защите частной собственности, обеспечении целостности и неприкосновенности имущества и поэтому должен вносить в пользу государства и большую долю своих доходов, что может быть достигнуто только при введении прогрессивного налогообложения;

5) посредством обложения прогрессивными индивидуальным подоходным и имущественными налогами обеспечивается более справедливое совокупное налогообложение населения. Так, за счет оставшихся после уплаты индивидуального подоходного налога и имущественных налогов средств каждый человек, и богатый, и бедный, для поддержания жизни должен приобретать необходимые потребительские товары и услуги, уплачивая косвенные налоги (НДС, акцизы), которые заложены в цену товара или услуги в виде надбавки к ней, и покупатель, формально не являясь налогоплательщиком, уплачивает их фактически. По данным налогам установлены пропорциональные ставки обложения. Для «богатых» граждан они фактически являются регрессивными, поскольку доля данных налогов в сумме доходов покупателя будет тем меньше, чем больше сумма его дохода. Благодаря этому происходит достаточно большое сглаживание прогрессий в индивидуальном подоходном налоге и имущественных налогах, поскольку сумма уплачиваемых косвенных налогов практически во всех развитых странах или равна, или превосходит сумму индивидуального подоходного налога и имущественных налогов.

6) Прогрессивное налогообложение уничтожит мотивацию к предпринимательству и стремление зарабатывать больше.

Во всех экономически развитых странах введена прогрессивная шкала: выше доход, больше имеешь богатства — выше налоги. И как мы видим в этих странах число предпринимателей больше, а предпринимательский дух там намного более развит, чем в тех странах, где действует пропорциональные налоговые ставки. Но согласен, что при установлении прогрессивной шкалы ставок в российской налоговой системе весьма важно продумать и экономически обосновать ставки налогов применительно к налоговоым базам. В противном случае все преимущества прогрессивной шкалы налогообложения могут превратиться в ее недостатки.

Предлагаю введения той прогрессивной шкалы налогообложения, чтобы снизились реальные доходы исключительно богатых граждан, направляемых в условиях пропорционального налогообложения не на потребление, а на сбережение и вывоз на счета в зарубежных банках. Таким образом, при условии введения продуманной шкалы налоговых ставок сокращения покупательной способности населения не произойдет, а наоборот увеличится. Следовательно увеличение совокупного спроса подстегнет и к росту «предложения» со стороны бизнеса, и созданию новых рабочих мест, и экономическому росту в стране в целом. Задача нынешнего этапа развития экономики состоит в том, чтобы повысить уровень налогообложения больших доходов и капиталов, исключив повышенное налогообложение заработной платы большей части населения, но установив достаточно высокую ставку налогов относительно других видов доходов, и в первую очередь доходов от капитала и от различного рода рент. Важно чтобы базой обложения был установлен именно совокупный годовой доход (включающий все виды доходов) и совокупная стоимость активов (стоимость всех активов (за минусом долгов), которые принадлежат каждому конкретному собственнику (физическому либо юридическому лицу)).

СПОСОБЫ И МЕТОДЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Способы взимания налогов. Существует три способа уплаты налога. Налоги могут взиматься следующими способами:

• кадастровый; )

• «у источника»; ‘

• по декларации. ‘

Кадастровый способ уплаты налогов. Кадастровый (от слова «кадастр» — таблица, справочник) способ подразумевает разбивку объектов налогообложения на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. При этом методе считается, что признаки, по которым классифицируются объекты, могут являться показателями доходности объекта или служить показателем уровня доходов владельца. В кадастре устанавливаются признаки, по признакам назначаются разряды обложения, объекты разносятся по этим разрядам. Такой метод характеризуется тем, что величина уплачиваемого налога не зависит от реальной доходности объекта, а момент уплаты налога не привязан к моменту получения дохода. Примером такого налога может служить транспортный налог. Он взимается по установленной ставке исходя из мощности транспортного средства независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Использование кадастров, т. е. реестров, содержащих-классификацию типичных объектов (земли, месторождений, домов) по их внешним признакам, приводит к тому, что доходность объекта устанавливается весьма неточно. Для оценки доходов, которые можно получить, например, от использования земли, необходимо иметь кадастровые карты по регионам, отражающие ее плодородие, местоположение (в РФ составление таких кадастров находится на начальном этапе).

Способ уплаты налога -«у источника»-. Такой способ уплаты налога предполагает, что обязанность по исчислению налога, его удержанию из начисленного дохода и перечисление в соответствующий бюджет лежит на лице, выплачивающем доход. Поэтому уплата налога производится до получения дохода. Налогоплательщик сам не рассчитывает сумму налога, он получает доход за вычетом налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т. е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Способ уплаты налогов по декларации. Налоговая декларация представляет собой документ в виде письменного заявления от налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах. В налоговой декларации указываются источники полученных доходов, налоговые льготы и исчисленная сумма налога, а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль организаций.

В практике налогообложения иногда применяются смешанные способы уплаты налогов. Например, по месту работы доходы физического лица облагаются налогом у источника их получения, но в конце года гражданин должен подать декларацию по совокупному годовому доходу, полученному из всех I источников.

Методы налогообложенияпредставляют собой установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Существует четыре метода налогообложения:

• равный;

• пропорциональный;

• прогрессивный;

• регрессивный.

Метод равного налогообложения При методе равного налогообложения все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога, эта сумма не зависит от имеющегося в их собственности имущества или от величины полученного ими дохода. Налоговая ставка совпадает с налоговым окладом. Такой метод налогообложения используется достаточно редко, так как не учитывает платежеспособности налогоплательщика и считается несправедливым, примером применения метода равного налогообложения могут быть некоторые местные налоги и сборы, например сбор за уборку территорий и т. д.

Пропорциональный метод налогообложения. Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода, т. е. предусмотрена единая ставка для доходов любой величины. Налоговая ставка при этом может быть как в долевой, так и в твердой форме.

Величина ставки налога одинакова для всех налогоплательщиков, но уплачиваемый налоговый оклад будет различным. Сумма исчисленного и уплаченного налога будет зависеть от размера объекта налогообложения (имущества, дохода). Чем больше размер объекта налогообложения, тем большая сумма налога подлежит уплате. Примером использования пропорционального метода налогообложения в Российской Федерации может служить налог на доходы физических лиц (НДФЛ), ставка НДФЛ — 13%. Метод пропорционального налогообложения считается более справедливым, чем метод равного налогообложения, но и в этом случае налоговое бремя по мере роста дохода плательщика ослабляется. Налоговое бремя применительно к конкретному налогоплательщику показывает долю его совокупного дохода, изымаемого в бюджет. В настоящее время большинство налогов построено по пропорциональному методу налогообложения.

Метод прогрессивного налогообложения. Прогрессивный налог — это такой налог, в котором с увеличением объекта налогообложения растет ставка налога. Налог возрастает быстрее, чем прирастает доход. Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Величина ставки зависит от размера объекта налогообложения (дохода или имущества). Например, чем больше доход, тем выше ставка налога и тем больше сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Существует три вида прогрессии:

• простая поразрядная;

• относительная поразрядная;

• сложная.

Простая поразрядная прогрессия. При таком методе доходы налогоплательщика делятся на классы. Для каждого класса указывается минимальная и максимальная величина дохода и своя твердая сумма налогового оклада. Например, при доходе от 0 до 100 руб. ставка налога 10 руб., от 100 до 200 руб. — 15 руб. и т. д., в этом случае, если ваш доход составил 102 руб., вы должны будете внести в бюджет 15 руб.

Относительная поразрядная прогрессия. Облагаемая налогом база делится на разряды. Для каждого разряда определяется своя ставка налога. Но ставка налога применяется к базе. Например, при доходе от в до 100 руб. ставка налога 1%, от 100 до 200 руб. — 2,5% и т.д. В этом случае, если ваш доход составил 102 руб., вы должны будете внести в бюджет 2 руб. 55 коп.

Сложная прогрессия. Считается, что метод прогрессивного налогообложения на основе сложной прогрессии считается самым справедливым. При сложной прогрессии возросшая налоговая ставка применяется только к той части базы, которая превышает предыдущий разряд.

Метод регрессивного налогообложения. Суть метода регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога. Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход. Например, таким налогом в Российской Федерации является единый социальным налог (ЕСН).