Межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления

Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов определены в гл. 16 («Межбюджетные трансферты») БК РФ.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации:

  1. Дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования (направлены на на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ).
  2. Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  3. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета — межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
  4. Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов.
  5. Иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ.

На основании гл. 16 можно выделить следующие межбюджетные трансферты:

  1. из федерального бюджета;
  2. из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  3. из местных бюджетов;
  4. из внебюджетных фондов (в частности, Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
  • субсидий местным бюджетам;
  • субвенций местным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей, для реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов

Межбюджетные трансферты из местных бюджетов предоставляются в форме:

  • дотаций из бюджетов муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
  • субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;
  • субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
  • иных межбюджетных трансфертов.

Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета ФОМС

Межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются в форме:

  • субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами государственной власти бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Более подробно условия предоставления отражены в ст. 130, 136, 142 БК РФ.

Добавлено в закладки: 0

Что такое межбюджетные трансферты? Описание и определение понятия.
Межбюджетные трансферты — это средство межбюджетного контроля, которое заключается в передаче средств в бюджетной системе страны, из одного бюджета в другой.

Межбюджетные трансферты, будучи важной частью бюджетной системы, исполняют такие функции:

  • возмещают бюджетам, которые находятся на нижних уровнях системы, расходы, которые связаны с исполнением задач общенационального значения, когда собственных поступлений в бюджет для их компенсации недостаточно;
  • устраняют горизонтальные диспропорции меж бюджетами, в том числе дают возможность разрешить некоторые социальные проблемы, которые возникают во время экономических спадов, наблюдающихся в регионах;
  • стимулируют к усилению налогового потенциала местные власти.

На практике проведение функций межбюджетных трансфертов можно осложнить рядом проблем. В частности, появляются «торги» меж бюджетами разных уровней при решении вопросов возмещения расходов на общенациональные задачи.

Разрешению подобных трудностей способствует создание стабильных формализованных технологий выделения и получения межбюджетных трансфертов. Среди межбюджетных трансфертов также возможны бюджетные кредиты и дотации.

Трансфе́рт (фр. transfert, от лат. transfero — перемещаю, переношу):

  • Переход населения какой-нибудь территории из одного гражданства в другое ввиду с передачей территории, на которой проживает, одним государством другому. К примеру, взаимный обмен греческих подданных Турции на мусульман-подданных Греции по одному из итоговых документов, которые были подписаны в ходе Лозаннской конференции 1922—1923 гг.
  • Перевод золота или иностранной валюты из одной страны в другую.
  • Перевод нормы из одного кодекса (закона) в другой в процессе кодификации и систематизации законодательства.
  • Передача одним лицом другому лицу права владеть ценными именными бумагами. Изменение прав собственности на бумаги оформляет изменение записей в реестре.
  • Операция, при которой институциональная единица, которая предоставляет актив (нефинансовый или финансовый), товар, услугу другой единице, взамен не получает никаких возмещений (в виде актива, товара, услуги).
  • Социальные выплаты. Финансовая помощь бюджета вышестоящего уровня нижестоящему (межбюджетный трансферт). К примеру, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, регионального — местному.
  • Процесс внутреннего ценообразования внутри организации. К примеру, в банках доходы от кредитов перераспределяют так, чтобы обеспечить прибыль подразделению, которое выдало кредит и подразделениям, которые привлекли депозиты, фондирующие этот кредит.

Рассмотрим, более детально, что значит межбюджетные трансферты.

Всем бюджетам присуще наличие закрепленных доходов. но это вовсе не означает, что их материальный объем всегда в достаточной мере покрывает необходимые затраты.

Поэтому у вышестоящих органов государственной власти возникает необходимость ежегодного утверждения отчислений от своих источников доходов в нижестоящие бюджеты в целях сбалансированности их доходов и расходов.

Принципы межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения в государстве базируются на таких основных принципах:

  1. принцип разделения и закрепления доходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  2. принцип распределения и утверждения расходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  3. принцип максимального эффективного выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.

Регулирование межбюджетных отношений существует для того, чтобы обеспечить соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, которые закреплены законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, а также бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий. К межбюджетным отношениям относят прежде всего оказание финансовой помощи, которая называется межбюджетными трансфертами. Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному.

Виды трансфертов

По виду различают трансферты капитальные и текущие.

Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных фондов) или передачу необходимых средств для их приобретения от одной институциональной единицы к другой. Обычно капитальные трансферты являются единовременными и существенными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников этой операции.

Они включают:

  • налоги на капитал;
  • инвестиционные субсидии;
  • разные другие капитальные трансферты.

К текущим трансфертам относятся:

  • текущие налоги на доходы;
  • отчисления на социальное страхование;
  • социальные пособия; штрафы и так далее.

Суть и предназначение межбюджетных трансфертов

Для значительного повышения эффективности и результативности решения текущих задач территориальных бюджетов, важную роль играют межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это бюджетные средства, которые передаются на безвозвратной и безвозмездной основе из одного бюджета в другой бюджет (как правило, из вышестоящего нижестоящему).

Межбюджетные трансферты осуществляются через разные Российские фонды, а именно: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд регионального развития.

В настоящее время все существующие в России межбюджетные трансферты можно условно разделить на следующие группы:

  1. нецелевые (или их еще называют блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  2. целевые трансферты;
  3. компенсационные выплаты.

В соответствии с бюджетным законодательством государства межбюджетные трансферты могут предоставляться в разных формах: дотации, субвенци и другие межбюджетные трансферты.

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены такие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — это особая форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление необходимых средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства государства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Предоставляются дотации при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Дотация – это межбюджетный трансферт, который предоставляется , как правило, из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету только в том в случае, если для сбалансированности нижестоящего бюджета собственных и регулирующих доходов недостаточно. Объем дотации на планируемый период определяется на основании нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.

Под нормативом бюджетной обеспеченности понимается главным образом гарантированный государством в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов.

Субвенция — это средства бюджета, которые переданы бюджету другого уровня бюджетной системы. Субвенция– это говоря более точно межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету (обычно нижестоящему) на осуществление определенных целевых расходов.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируют на основании расходов федерального бюджета, при этом учитываются изменения бюджетного и налогового законодательства в стране.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета Российской Федерации поступают в таких видах:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  • субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

Многообразие типов и видов трансфертов продиктовано их назначением в практике межбюджетного регулирования.

Межбюджетные трансферты подразделяются на следующие виды:

  1. дотация выравнивания;
  2. субвенция;
  3. средства, которые передаются в государственный бюджет и местных бюджетов из других местных бюджетов;
  4. дополнительная дотация.

Межбюджетные трансферты: понятие, формы, условия предоставления

Все типы трансфертов разделяют по критериям назначения на следующие группы:

Дотация выравнивания, которую получают бюджеты областного уровня, городов областного значения и районов, чья доходная способность недостаточна для финансирования направленных государством расходов соответствующего бюджета. Объём дотации выравнивания рассчитывают на основании Порядка, который каждый год утверждается решением Кабинета Министров. Финансы, полученные бюджетами от дотации выравнивания, не имеют целевого назначения, то есть их можно применять соответствующими территориальными органами власти для финансирования делегированных государством расходов в соответствии со спецификой соответствующей территориальной единицы. В отличие от субвенции, которую выделяют на конкретные цели, дотация не имеет целевого характера.

Субвенции – трансферты, предоставляемые для осуществления определенных государством расходов; эти средства нельзя применять не по целевому назначению. Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов считают субвенцией.

Средства, предоставляемые в бюджет государства и местные бюджеты из других местных бюджетов – это избыточные средства, они, если доход на способность выше расчетного объема расходов, передаются в бюджет государства и местные бюджеты. Говоря иначе, если расчетный объем доходов бюджета местных бюджетов, для которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты, будет превышать расчетный объем расходов соответствующего бюджета, рассчитанный с применением финансовых нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов, для такого бюджета устанавливается объем средств, которые подлежат передаче в государственный бюджет из местных бюджетов.

Дополнительные дотации – средства, предоставляемые на безвозмездной и невозвратной основе в связи с определенными обстоятельствами (такими, например, являются неравномерность размещения сети бюджетных учреждений, увеличение расходов местных бюджетов вследствие принятия правительством необходимых законодательных актов – например, увеличение размера минимальной заработной платы, повышение окладов работникам бюджетных учреждений).

Субсидии – это бюджетные средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Для дотаций, субвенций и субсидий общим фактором является их характер – безвозмездный и безвозвратный. Основной отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является их целевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевые расходы, а субсидии предоставляются только на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется только на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует самой сущности кредита. Бюджетный кредит отличается от дотаций, субвенций и субсидий полной возвратностью и возмездностью . На сегодня бюджетные ссуды полностью заменены бюджетными кредитами.

Финансовая помощь относят к безвозмездным и безвозвратным перечислениям, к тому же, она предоставляется только в форме дотаций и субсидий.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся не только перечисления в виде финансовой помощи (дотаций и субсидий) и субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы, но безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов, а также безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, сюда относя также добровольные пожертвования.

Формирование фонда бюджетных трансфертов может осуществляться как:

  1. частичные отчисления от одного или нескольких налогов, которые поступают в государственный бюджет;
  2. ежегодные ассигнования из бюджета государства;
  3. объем расходов местных организаций.

В целом считается, что стабильной частью бюджетных трансфертов являются именно те, чей источник привязан к доходам государственного бюджета. В тех государствах где экономическая ситуация стабильная бюджетные трансферты, которые имеют природу бюджетных дотаций, финансируются именно из такого источника. Что касается связанных бюджетных трансфертов, то наиболее подходящим для них источником являются расходы бюджета в зависимости от объема местных расходов.

Методы распределения бюджетных трансфертов

Мировая практика выделяет следующие методы распределения бюджетных трансфертов:

  • Пропорционально доходам местного сообщества;
  • Многофакторная формула;
  • Компенсация фактических расходов местных общин;
  • Как часть годового бюджета местных общин.

Чтобы распределить бюджетные дотации часто применяются второй и четвертый методы, для связанных бюджетных трансфертов – первый и третий.

Межбюджетные трансферты — это совокупность отношений, которые возникают в процессе перечисления средств из одного бюджета бюджетной системы государства в другой.
Отношения между разными уровнями государственной власти, также как и характер межбюджетных отношений, обязательно закрепляются в Конституции страны.

Основные функции межбюджетных трансфертов

Межбюджетные трансферты, как часть системы межбюджетных отношений, призваны выполнять такие функции:

  • возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;
  • способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;
  • служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

Ассигнования в системе межбюджетных трансфертов

В федеративных государствах система межбюджетных трансфертов , как правило, включает обусловленные и безусловные ассигнования.

Обусловленные трансферты предполагают, во-первых, наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых, финансовую ответственность и полную отчетность получателей трансфертов. Обычно обусловленные трансферты направлены на финансирование проектов деятельности, которые соответствуют национальным интересам государства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. В качестве примеров обусловленных трансфертов можно привести средства, которые выделяются на дорожное строитель­ство или охрану окружающей среды. Чаще всего обусловленные трансферты выступают в виде субсидий, которые могут принимать самые различные формы и применяться к разным видам нижестоящих бюджетов.

Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджетов-получателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровня жизни малообеспеченного населения или на выполнение государством определенных обязательств перед своими гражданами, которые закреплены в Конституции государства. В Российской Федерации из-за значительного неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребностью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандартов объективно существует потребность в наличии выравнивающих межбюджетных трансфертов.

В настоящее время межбюджетные трансферты являются важнейшей составляющей поддержки отдельных регионов Российской Федерации из федерального бюджета государства.

Межбюджетные трансферты в России – проблемы и пути решения

Потребность в трансфертах в условиях современной России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая значительную дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительными различиями в уров­нях бюджетного потенциала регионов.

К сожалению существующий механизм бюджетного выравнивания в Российской Федерации сложен, нестабилен и непрозрачен. Он не обеспечивает своей главной цели — выравнивания бюджетных фондов регионов. Очень много проблем в системе межбюджетных отношений так и остаются нерешенными, а разделение доходов и межбюджетные трансферты используются как расчетные инструменты для сведения баланса субнациональных бюджетов.

По мнению многих специалистов, для перехода к новой, более эффективной системе межбюджетных отношений необходимо разделение ответственности за осуществление расхо­дов.

Для этого нужно учесть ряд принципов:

Во-первых, государственные услуги, положительный эффект которых проявляется в местном масштабе, должны обеспечиваться властями на местном уровне.

Во-вторых, услуги, которые оказываются на благо нескольких территориальных образований, должны предоставляться на уровне области (или субъекта Федерации).

В-третьих, услуги, положительный эффект которых проявляется в масштабах всей страны, должны пре­доставляться только федеральными властями.

Такие принципы нужно иметь в виду, когда рассматриваются вопросы оказания централизованной помощи отдельным регионам государства. Тщательный анализ позволит также определить наиболее целесообразную и эффективную форму помощи (будет это дотация, субсидия или субвенция).

Среди межбюджетных трансфертов важным компонентом является фонд финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого фонда осуществляется на основе норматива финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, которые обеспечивают минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.

Право получить трансферт из фонда финансовой поддержки регионов предоставляется тем субъектам государства, налоговые доходы которых не достигают минимального уровня, который установлен (так называемый дотационный регион).

Рассматривая проблемы распределения межбюджетных трансфертов, стоит помнить о том, что не существует идеальной модели распределения централизованных бюджетных средств, так как справедливого дележа не может быть в принципе. Из-за несовершенства системы всегда будет ущемление интересов каких-то субъектов распределительных отношений.

Мы коротко рассмотрели межбюджетные трансферты их суть и предназначение, виды и функции.

Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты представляют собой один из методов распределения средств между бюджетами, наряду с методом процентных отчислений.

Важность межбюджетных трансфертов в России обусловлена значительной концентрацией бюджетных доходов на федеральном уровне, а также неравномерностью экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований.

В соответствии со ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты – это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В настоящее время межбюджетные трансферты характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью их предоставления.

Основы правового регулирования межбюджетных трансфертов определяются в гл. 16 БК РФ.

Основными формами межбюджетных трансфертов являются дотации, субсидии и субвенции.

Дотация представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый па безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования.

Субсидия представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях софинансирования исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции публично-правового образования, которому предоставляется субсидия.

Дотации и субсидии являются финансовой помощью соответствующему бюджету. При этом дотации представляют собой средства, предоставляемые без указания цели их использования, а субсидии предоставляются на определенные цели.

Субвенция представляет собой межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении публично-правовым образованием, получающим субвенцию, полномочий публично-правового образования, предоставляющего субвенцию.

Фактически субвенции используются для компенсации дополнительных расходов, которые возникают у публичноправовых образований в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной системы на другой.

Бюджетный кодекс РФ закрепляет формы межбюджетных трансфертов, которые могут передаваться с того или иного уровня бюджетной системы (ст. 129, 135, 142 БК РФ), а также определяет условия предоставления межбюджетных трансфертов. Общим условием является соблюдение получающими субъектами бюджетного и налогового законодательства. Остальные условия зависят от размера получаемых трансфертов и заключаются в определенных ограничениях для получающего субъекта самостоятельности при исполнении его бюджета (ст. 130, 136 БК РФ). Несоблюдение условий предоставления межбюджстных трансфертов влечет приостановление или сокращение их предоставления (в основном это касается дотаций и субсидий).

Несмотря на то, что БК РФ определяет особенности предоставления межбюджетных трансфертов в отношении каждого уровня бюджетной системы, могут быть выделены определенные общие черты, характерные для всех межбюджетных трансфертов.

1. Дотации по общему правилу предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета. В этом случае они составляют фонд финансовой поддержки нижестоящего публично-правового образования.

Российская Федерация предоставляет дотации субъектам РФ. Субъекты РФ предоставляют дотации как муниципальным районам (городским округам), так и городским и сельским поселениям. Муниципальные районы предоставляют дотации городским и сельским поселениям.

Общий размер дотаций и нормативы их распределения между бюджетами на федеральном уровне определяется методикой, утвержденной Правительством РФ. Субъекты РФ принимают свои законы о межбюджетных отношениях в субъекте Федерации. Муниципальные районы также принимают нормативные акты представительных органов, регулирующие межбюджетные отношения.

Конкретный размер дотаций определяется в законе (решении) о бюджете.

Особенностью дотаций, предоставляемых субъектами РФ муниципальным образованиям, является возможность их замены на дополнительные отчисления от налога на доходы физических лиц.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность выделения некоторых особых видов дотаций. Применительно к федеральному бюджету предусмотрена возможность выделения дотаций, отражающих отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% объема дотаций па выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ (п. 7 ст. 131 БК РФ).

Субъекты РФ могут предоставлять дотации, не связанные с выравниванием бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета (ст. 139.1 БК РФ).

2. Субсидии выделяются в целях софинансирования расходов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ выделяет субсидии, передаваемые в бюджеты нижестоящих публично-правовых образований, и субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований.

Совокупность субсидий, передаваемых в бюджеты нижестоящих образований, составляет соответствующий фонд софинансирования расходов. Такие субсидии предоставляются из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ, а также из региональных бюджетов в бюджеты муниципальных районов (городских округов) и в бюджеты городских и сельских поселений.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора получателей субсидий и их распределения между ними устанавливаются нормативными актами законодательных (представительных) и исполнительных органов.

Конкретное распределение субсидий устанавливается законами (решением) о бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов.

Субсидии, передаваемые в бюджеты вышестоящих публично-правовых образований, могут предусматриваться в составе региональных и местных бюджетов.

Субсидии федеральному бюджету из регионального бюджета предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Цели и условия предоставления и расходования таких субсидий устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ (ст. 138.1 БК РФ).

Применительно к муниципальным образованиям предусмотрено два вида субсидий в региональные бюджеты:

  • а) законом субъекта РФ может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта РФ субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов превышали уровень, установленный законом субъекта РФ. Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта РФ уровня в расчете на одного жителя;
  • б) поселения перечисляют в бюджет муниципального района межбюджетные субсидии на решение вопросов местного значения межмуниципального характера. Цели, порядок (методика) расчета, перечисления и использования таких субсидий устанавливаются уставом муниципального района и (или) муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района. Размер субсидий утверждается решением представительного органа муниципального района и решениями представительных органов поселений о местных бюджетах по единой методике, установленной для всех поселений данного муниципального района.
  • 3. Субвенции выделяются соответствующим бюджетам в целях компенсации дополнительных расходов, возникших в связи с делегированием полномочий с одного уровня бюджетной систем на другой.

Совокупность субвенций образует соответствующий фонд компенсаций.

Субвенции предоставляются из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из региональных бюджетов местным бюджетам.

Субвенции бюджетам субъектов РФ распределяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Правительством РФ.

Субвенции местным бюджетам распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта РФ.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность предоставления иных межбюджетных трансфертов (ст. 132.1, 139.1, 142.4, 142.5 БК РФ). Основания их предоставления определяются в нормативных актах законодательных (представительных) и исполнительных органов па основании положений БК РФ.

  • Приказ Минфина РФ от 12.11.2007 № 105н «Об утверждении Порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федеральною бюджета в случае несоблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий их предоставления».
  • Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».
  • См.: Приказ Минфина РФ от 31.10.2007 № 97н «Об Общих требованиях к порядку взыскания межбюджетных субсидий из местных бюджетов».

Безвозмездные и безвозвратные поступления. Межбюджетные трансферты.

К безвозмездным поступлениям относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы (межбюджетные субсидии);
  • субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств учитывается в доходах бюджета, являющегося их получателем.

Безвозмездные перечисления в доходы бюджетов могут зачисляться от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам, под которыми понимаются операции по передаче средств между бюджетами, связанные с:

  1. изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве;
  2. передачей полномочий по финансированию расходов;
  3. передачей доходов, полученных после утверждения закона о бюджете и не учтенных в нем.

Для формирования бюджетов важное значение имеет определение момента зачисления доходов в бюджет и в бюджет государственного внебюджетного фонда. Доходы от федеральных и региональных и местных налогов и сборов, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов РФ и муниципальными актами между бюджетами, а также бюджетами внебюджетных фондов.

Органы казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета – согласно представленному им поручению (уведомлению). Органы казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения ЦБ РФ выписки со своих счетов осуществляют перечисление доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Согласно ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты — это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ. Данное понятие законодательно закреплено в целях упорядочения регулирования перечислений между бюджетами разных уровней. Необходимо отметить, что с 1 января 2008 г. новой формой межбюджетных трансфертов стали перечисления бюджетам государственных внебюджетных фондов. Одновременно из числа межбюджетных трансфертов исключены бюджетные кредиты, но их правовое регулирование по-прежнему осуществляется гл. 16 БК РФ.

1) дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе.

2) субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровне бюджетной системы РФ или ЮЛ на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

3) субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ/ЮЛ на условиях долевого финансирования целевых расходов.

4) иные формы, включая кредиты – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ЮЛ/ другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

В целях внедрения принципов прозрачности региональных и муниципальных финансов внесены изменения в БК РФ по предоставлению межбюджетных трансфертов для дотационных и высокодотационных SРФ, МО, в зависимости от доли межбюджетных трансфертов:

— SРФ, МО, в которых доля межбюджетных трансфертов в собственных доходах превышает 20% — применяются дополнительные ограничения по установлению расходных обязательств и объемам расходов на оплату труда государственным и муниципальным служащим ОГВ и ОМСу

— для высокодотационных с долей межбюджетных трансфертов превышающей 60 % (для SРФ) – 60 % (для МО) кроме вышеуказанных ограничений вводится требование по заключению с вышестоящим финансовым органом соглашения о повышении эффективности бюджетных средств и ежегодном проведении проверки годовой отчетности об исполнении их бюджета вышестоящими контрольными органами.

Другие условия (Статья 130 БК)

1. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах.

2. При несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством РФ Министерство финансов РФ вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) соответствующим бюджетам субъектов РФ до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

3. Операции с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субвенций и межбюджетных субсидий в рамках исполнения бюджетов субъектов РФ, осуществляются в порядке, установленном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и (или) принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

4. Бюджетам субъектов РФ могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами.

27.Финансы государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

Финансы государственных предприятий являются основным звеном общей финансовой системы РФ. Они представляют собой совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, систему их образования, распределения и использования.

К финансам государственного предприятия относятся: прибыль; кредиты банков; займы у других предприятий и населения; доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; доходы по ценным бумагам; прочие доходы.

В материальном выражении все финансы государственных предприятий формируются из выручки и распределяются от прибыли по фондам: фонд основных средств; фонд оборотных средств; фонд накопления; фонд потребления; резервный фонд.

Правовой режим финансов предприятий зависит от того, к какой форме собственности относится предприятие. Специфика финансов государственного предприятия заключается в их распорядительном характере внутри предприятия и возвратном характере части денежных средств государству.

Финансовые отношения государственного предприятия строятся на отношениях между:

  • государственными предприятиями и бюджетом (государственным или территориальным) по поводу уплаты платежей в бюджет и получения средств из бюджета;
  • государственными предприятиями и государственными внебюджетными фондами;
  • государством в лице соответствующих комитетов по управлению имуществом и руководителей государственного предприятия по поводу распределения прибыли, возникающих споров по имуществу;
  • отдельными предприятиями и государственными предприятиями в связи с уплатой экономических санкций, долевым участием в хозяйственной деятельности, получением и возвратом займов, оплатой произведенной и реализованной продукции;
  • отраслевыми учреждениями и министерствами по поводу отчислений и получения средств из отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов;
  • государственными предприятиями и банком при получении, погашении займов, уплате процентов по кредиту и возврате основной суммы долга, а также другие отношения.

Все имущество государственного предприятия, а также прибыль и иные финансовые ресурсы, полученные от его использования, являются государственной собственностью.

Законодательство не устанавливает режим распределения прибыли, поэтому государственное предприятие самостоятельно определяет, какие финансовые фонды выделять, в каких размерах отчислять в них прибыль. Расходы, не вошедшие в состав затрат по производству и реализации продукции, должны осуществляться из остающейся прибыли госпредприятия.

Финансы предприятий — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием де нежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования на производственное и социальное развитие. К денежным дохо дам и накоплениям относятся: выручка от реализации продукции, работ, услуг; валовой и чистый доходы предприятия, составной частью которого является прибыль предприятия (см. таблицу).

Специфика финансов предприятия заключается в их распределительном характере, ибо основная часть финансовых отношений предприятия возникает в результате распределения выручки от реализации продукции, работ, услуг, валового и чистого дохода предприятия. Так, в результате распределения выручки, а затем валового и чистого дохода (не включая прибыль) на предприятии возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, других налогов и неналоговых доходов; финансовые отношения с государственными внебюджетными фондами по уплате страховых взносов; финансовые отношения по поводу отчислений средств в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды.

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

В результате распределения прибыли как составной части чистого дохода предприятия возникают: финансовые отношения с бюджетом по уплате налога на прибыль; финансовые отношения по поводу формирования целевых фондов внутрихозяйственного назначения, в том числе фонда развития производства, фонда социального развития и материального поощрения, уставного фонда и т.д.

К числу финансовых следует отнести и некоторые отношения, возникающие в ходе использования денежных накоплений государственных и муниципальных предприятий. Эти отношения также в своей сущности являются распределительными. Среди них: отношения по уплате в бюджет платежей за превышение предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; отношения по уплате в бюджет штрафов за нарушения налогового законодательства и др.

Центральное место в системе финансовых отношений предприятия отводится отношениям по формированию и использованию внутрихозяйственных фондов. Это обусловлено тем, что только последние позволяют предприятию в полной мере вести процесс расширенного воспроизводства, удовлетворять свои разнообразные потребности, а в конечном итоге — создавать новую стоимость и распределять ее. Собственно, вся финансовая деятельность предприятия, которая представляет собой организуемый руководителем предприятия процесс формирования, распределения и использования денежных доходов и накоплений предприятия, направлена на формирование и использование целевых внутрихозяйственных фондов.

С учетом отмеченного, в материальном выражении финансы предприятий представляют собой совокупность денежных фондов, т.е. финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся: фонд основных средств, который представляет собой денежное выражение основных фондов предприятия; фонд оборотных средств, который представляет собой денежное выражение стоимости производственных запасов предприятия, готовой продукции на складе, финансовые активы и т.д.; фонд накопления, фонд потребления, валютный, резервный фонды и др.