Международные экономические

Роль международных экономических организаций в мировом хозяйстве

Деятельность Всемирного банка, его основные задачи и функции на современном этапе развития

Всемирный банк является одним из крупнейших в мире источников помощи в целях развития, основная цель которого заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам.

1 июля 1944 года в Бреттон — Вудс, штат Нью — Гэмпшир состоялась конференция с участием представителей 45 стран. Главной целью этой конференции была разработка нового финансово-экономического порядка, который на основе международного сотрудничества и вмешательства государства позволил бы добиться устойчивого долгосрочного экономического роста в глобальном масштабе. Шреплер Х.А. Международные организации: Справочник. — М.: Дело, 1995. — С. 129.

Главным инициатором создания новой послевоенной международной валютно-финансовой системы, основанной на главенстве доллара, выступили США, превратившиеся к тому моменту в ведущего держателя золотовалютных средств, а также долговых обязательств союзников.

Результатом работы стало учреждение Группы Всемирного банка.

Банк начал свою деятельность 25 июня 1946 года. Спустя год, 9 мая 1947 года был одобрен первый заем на реконструкцию Франции. Его размер составил 250 млн. долларов, что, учитывая инфляцию, на сегодняшний момент было бы эквивалентно 2,4 млрд. долларов. Таким образом, можно сказать, что первый заем Банка явился одним из крупнейших кредитов, выданных им за все годы функционирования.

Преследуя своей деятельностью на первоначальном этапе цель экономической и политической стабилизации в Европе и содействуя распространению влияния американского капитала, в дальнейшем, Всемирный банк сменил ориентацию своей кредитной политики на развивающиеся, а позднее и на пост — социалистические страны. Задачей, поставленной Банком, стало развитие в них рыночных отношений и, тем самым, ускорение процесса их интеграции в мировую хозяйственную систему.

К концу 50-х гг. Япония и западноевропейские государства окрепли настолько, что смогли отказаться от ассигнований со стороны Всемирного Банка и перейти к частным займам. Об этом красноречиво говорит тот факт, что в период с 1952 по 1960 годы доля этих стран в кредитном портфеле Банка снизилась с 50 до 27%. Таким образом, к началу 60-х гг., в политике Всемирного банка наметились коренные изменения — переориентация на развивающиеся страны.

Первым примером реализации программы содействия развитию стало сотрудничество с Индонезией в 1963 году. За ней последовали Бразилия, Мексика, Перу, Аргентина, Турция. Преобладание в данном списке государств Латинской Америки неслучайно, поскольку именно они отличались на тот момент наиболее быстрыми темпами экономического роста. Более одной трети всех займов Банка в 60-е гг. направлялись на развитие транспорта, сельского хозяйства, инфраструктуры именно в данном регионе. Шреплер Х.А. Международные экономические организации: Справочник. — М.: Международные отношения, 1997. — С. 67.

К 1965 году обязательства по заключенным контрактам Банка превысили сумму в 1 млрд. долларов.

Период с 1968 по 1981 год охарактеризовался для Всемирного банка правлением Роберта Макнамары и важными изменениями произошедшими в кредитной политике под его руководством. Во-первых, многие страны начали испытывать трудности с обслуживанием долга, и перед руководством Всемирного Банка встала дилемма — либо списать часть долгов, либо увеличить объем ссуд. Было принято решение пойти вторым путем, и в результате общий объем заимствований к 1981 году вырос более чем в 10 раз и составил 12 млрд. долларов. При этом акцент в кредитовании Банка сместился от создания основных объектов инфраструктуры и промышленности в сторону более комплексных программ обеспечения промышленного роста, предоставления основных услуг, улучшения распределения доходов. Основными направлениями, по которым произошел рост вложений, явились финансирование на развитие человеческих ресурсов, сельского хозяйства, водоснабжения и санитарных мероприятий, освоение месторождений нефти и газа. Кроме того, изменились сами характеристики финансируемых Банком проектов: больше внимания стало уделяться трудоустройству населения, развитию местных ресурсов и институтов, обучению местных кадров, оценке влияния на окружающую среду.

Следующим важным изменением стало увеличение внимания уделяемого проблеме бедности. До сих пор считалось, что иностранных инвестиций, направляемых на развитие инфраструктуры в развивающихся странах достаточно для того, чтобы добиться экономического роста и, как следствие, решить социальные проблемы. Такая концепция получила название «теории просачивания». Однако она оказалась несостоятельной, и Банк отказался ее поддерживать. Моисеев А.А. Международные финансовые организации (правовые аспекты деятельности). — М.: Омега-Л, 2006. — С. 110. Взамен был принят более взвешенный подход, сочетающий ускорение экономического роста с непосредственным наступлением на нищету через программы повышения производительности труда и уровня жизни городских и сельских жителей. Для преодоления последствий кризиса был принят специальный план действий, предусматривающий проведение в развивающихся странах ряда мероприятий:

— приватизации государственных предприятий с целью повышения эффективности производства;

— повышения цен на сельскохозяйственную продукцию для стимулирования работы фермерских хозяйств;

— девальвации местных валют, нацеленной на повышение конкурентоспособности экспорта;

— снижения государственных расходов путем отмены субсидий на социальное обслуживание (образование, здравоохранение);

— поощрения свободной торговли через отмену протекционных барьеров.

Параллельно Всемирным банком был сделан упор на применении практики совместного финансирования. Начиная с 1983 года, он стал предоставлять около трети своих средств по этой линии. Практика совместного финансирования дает частным инвесторам ряд преимуществ, а поэтому они активно участвуют в подобного рода сделках. Помимо определенных выгод — Банк сам обеспечивает экспертизу проекта, утверждает его к финансированию и, что самое главное, снимает с инвестора риск неплатежа по кредиту со стороны заемщика. Идя по пути привлечения новых партнеров для совместного кредитования, в разгар долгового кризиса Всемирный банк принял новую программу в данной области: должник оказался обязанным в первую очередь погашать свои обязательства частным ссудодателям и только затем — Банку. Кроме того, в отдельных случаях, Банк брал на себя инициативу предоставить развивающейся стране необходимые валютные средства, если рост процентных ставок на кредитных рынках или иные обстоятельства воспрепятствовали заемщику осуществить конкретный проект. Саркисянц А.Г. Система международных долгов. — М.: «ДеКА», 1999. — С. 116.

На поддержку в рамках «Инициативы по сокращению внешнего долга беднейших стран» могли рассчитывать следующие государства:

— страны с наименьшим доходом на душу населения, являющиеся потенциальными получателями средств MАР;

— страны, ситуация с внешним долгом которых кардинально не улучшается, несмотря на применение традиционных механизмов по управлению задолженностью;

— страны, которые проявляют серьезную приверженность реформам.

Конкретными финансовыми инструментами, используемыми Всемирным Банком для претворения Инициативы в жизнь, являются займы МБРР и гранты MАР. За годы существования Инициативы ее услугами смогли воспользоваться 23 страны. В результате суммарный долг этих стран был сокращен на 75% или 34 млрд. долларов США, а ежегодные выплаты по его обслуживанию снижены на 1,1 млрд. долларов.

На сегодняшний день в Банке работает около 10 тыс. человек, в том числе экономисты, инженеры, специалисты по вопросам образования, а также в таких областях деятельности, как экология, финансовый анализ, антропология, и многие другие. Сотрудники Банка являются гражданами 160 стран, и более 3 тыс. человек работают в постоянных представительствах Банка в государствах-членах.

Сегодня членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, то есть почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) — 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) — 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — 134 государства. В соответствии со Статьями соглашения МБРР, для того чтобы стать членом Банка страна должна сначала вступить в Международный валютный фонд (МВФ). Для того чтобы вступить в МАР, МФК и МАИГ, страна должна быть членом МБРР. httр: // www.wоrldbаnk.оrg

Однако следует сказать о том, что до сих пор существует нечеткое представление о Всемирном банке, с одной стороны и МВФ, с другой. Зачастую это становится причиной недоразумений из-за ряда внешних сходств этих организаций. Всемирный банк и МВФ — юридически самостоятельные организации с различными целями.

Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития.

МВФ, главным образом, следит за функционированием международной валютной системы, валютной политикой и политикой валютных курсов его стран-членов. В то время как Всемирный банк предоставляет займы только бедным странам, МВФ может делать это по отношению к любой из своих стран-членов, которая испытывает нехватку иностранной валюты для покрытия краткосрочных финансовых обязательств кредиторам в других странах.

Международные торговые организации

Существует целый ряд международных организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере международной торговли. Международные торговые организации важно знать каждому коммерсанту. Они пригодятся для регулирования внешнеэкономических сделок и решения возникших проблем во время импорта и экспорта.

Международные торгово-экономические организации

Как правило, международные организации делятся на две категории: межправительственные организации (МПО) и неправительственные организации (НПО), которые могут являться ассоциациями или федерациями, представляющими деловые, отраслевые, профессиональные, потребительские и иные интересы. Некоторые из наиболее значимых организаций перечислены ниже:
1. Межправительственные организации (МПО):
1) Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Вена. ЮНСИТРАЛ является органом ООН по содействию развитию международного частного права. ЮНСИТРАЛ преимущественно разрабатывает документы, предназначенные для того, чтобы стать частью международного или национального права, такие как международные договоры, конвенции и типовые или единообразные законы. Так, например, ЮНСИТРАЛ одобрила Международную Конвенцию о независимых гарантиях и Типовой Закон об электронном обмене данными. Возможно, главным вкладом ЮНСИТРАЛ в международную торговлю стала Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, разработка которой была завершена в 1980 г. и которая вступила в силу в 1988 г. Регламент международного коммерческого арбитража ЮНСИТРАЛ является альтернативой другим арбитражным или судебным системам.
2) Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Рим. Эта международная организация была создана ещё под эгидой Лиги Наций и продолжила свое независимое существование после создания ООН. В последние годы УНИДРУА занимается активным исследованием международного частного права, связанного с договорами лизинга, франчайзинга, инспектирования и агентскими договорами, в целях разработки международных правовых конвенций в областях, где это может быть востребовано. Веб-сайт УНИДРУА: www.unidroit.org.
3) Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС), Брюссель. Прежде известная как Совет по таможенному сотрудничеству, ВТО/СТС является компетентной международной межправительственной организацией по таможенным вопросам. Её членами являются национальные таможенные органы, которые сотрудничают друг с другом в целях повышения эффективности таможенных процедур. Информацию о Всемирной таможенной организации можно найти на сайте www.wcoomd.org.

  • Таможенная очистка в международной торговле

4) Центр ЮНКТАД/ВТО по международной торговле (ЦМТ), Женева. Является центральным агентством существующей в рамках ООН системы по содействию экспорту из развивающихся стран. ЦМТ реализует широкий спектр обучающих программ для экспортёров и импортёров, а также для преподавателей местных торговых палат. ЦМТ также публикует многочисленные руководства по экспорту с акцентом на конкретных сферах торговли, таких как упаковка, маркетинг или продвижение товаров. Веб-сайт ЦМТ www.intracen.org.

2. Неправительственные организации (НПО):
1) Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Монреаль и Женева. Как отраслевая организация мировых авиакомпаний, ИАТА играет важную роль в упрощении и стандартизации авиатранспортных документов, таких как авиатранспортные накладные. Больше информации на сайте www.iata.org.
2) Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), Цюрих. Международная организация, занимающаяся разработкой стандартов и повышением качества международных экспедиторских услуг. Определенные документы ФИАТА, такие как коносамент ФИАТА, стали важными отправными точками в международной торговле. Руководство ФИАТА по таможенной очистке товаров стало важным справочным документом для профессионалов транспортной сферы. Более подробная информация находится на сайте www.fiata.com.
3) Международный морской комитет (ММК) (CMI – Comité Maritime International), Брюссель. Организация, созданная в 1897 г. для содействия унификации морского и торгового права, морских обычаев, обыкновений и практики. В период между 1910 и 1971 гг. в результате деятельности ММК на свет появилось 18 «Брюссельских» конвенций и протоколов по морскому праву, включая ключевые инструменты международного регулирования коносаментов, известные как Гаагские и Гааго-Висбийские правила. Сайт ММК www.comitemaritime.org.

  • Что такое коносамент: виды, формы, функции

4) Международный союз автомобильного транспорта (IRU), Женева. Являясь международной федерацией, представляющей интересы автомобильных операторов, IRU преимущественно управляет таможенной системой TIR, позволяющей грузовикам, опечатанным таможенными органами, пересекать национальные границы без прохождения всех таможенных формальностей. Веб-сайт организации: www.iru.org.

Всемирная торговая организация (ВТО) как основа для мировой торговли

После Второй мировой войны в международном сообществе возник твердый консенсус в отношении необходимости создания международной торговой организации для осуществления контроля за постепенной либерализацией торговли на международных рынках. Якобы «временное» ГАТТ очень эффективно функционировало в период с 1947 по 1995 гг. в качестве координатора многосторонней торговой системы. В результате появления ГАТТ тарифы, которые в промышленных странах в среднем составляли 40% в конце 40-х годов, к началу 90-х годов снизились до 5%. Мировой экспорт вырос с 61 миллиарда долларов США в 1950 г. до 4 090 млрд.
долларов США в 1994 г. По результатам Уругвайского раунда в 1994 г. в качестве правопреемника ГАТТ была создана ВТО. Уругвайский раунд, который проводился с 1986 по 1993 гг., являлся самым сложным и всесторонним раундом по либерализации торговли из всех когда-либо проводившихся.
ВТО пришла на смену ГАТТ, но характер её значительно отличается от характера ГАТТ. Тогда как ГАТТ преимущественно представляло собой свод правил, администрируемых временным органом, ВТО является постоянно действующей организацией, имеющей свой собственный секретариат. Если сфера применения ГАТТ ограничивалась только торговлей товарами, ВТО, кроме этого, охватывает торговлю услугами и коммерческими аспектами прав интеллектуальной собственности.
Большое практическое значение имеет тот факт, что разрешение споров в рамках механизма ВТО осуществляется намного быстрее и более технологично, чем в рамках системы ГАТТ, и, таким образом, торговые барьеры могут быть преодолены намного быстрее и эффективнее.
Устоявшиеся принципы, воплощённые в изначальном ГАТТ, не исчезли с появлением ВТО, скорее, они просто были поглощены новой структурой. Таким образом, изначальное ГАТТ (с 1947 г.) продолжает существовать как так называемое «ГАТТ 1994», т.е. изменённая и обновлённая версия ГАТТ 1947 года, являющаяся неотъемлемой частью соглашения об учреждении ВТО. В ноябре 2001 г. в столице Катара Дохе ВТО инициировала девятый раунд многосторонних торговых переговоров под названием «Дохийская повестка развития», проводящихся под эгидой ГАТТ/ВТО в целях дальнейшей либерализации мировой торговли и усиления интеграции развивающихся стран во всемирную торговую систему. Сайт ВТО: www.wto.org.

  • Всемирная торговая организация ВТО: принципы, мифы и проблемы

Международная торговая палата (ICC) как поставщик стандартов для международной торговли

Международная торговая палата (ICC) — Всемирная организация бизнеса со штаб-квартирой в Париже – играет ключевую роль в международной торговле. Хотя ICC осуществляет различные виды деятельности, основной интерес для экспортёров и импортёров представляет роль ICC в качестве разработчика международных торговых, правовых и банковских стандартов. Так, ICC разработала нормы, регулирующие международную практику для документарных аккредитивов, – UCP. С точки зрения юридической практики, Международный арбитражный суд ICC, вероятно, является самым авторитетным в мире негосударственным арбитражем для разрешения частных коммерческих споров. Разработанные ICC правила «Инкотермс», включая стандартные торговые термины, такие как FOB и CIF, определяют правовое содержание ценовых котировок в международных сделках.
Цели. ICC служит международному бизнесу путём содействия торговле и инвестициям и открытию рынков для товаров и услуг, а также свободному движению капитала. Она защищает систему частного предпринимательства и поощряет саморегулирование бизнеса. Основанная в 1919 году, ICC является неправительственной организацией, членами которой являются тысячи компаний и бизнес-ассоциаций из более чем 143 стран и всех секторов экономики. Примерно 90 национальных комитетов ICC во всем мире информируют свои правительства о взглядах международного сообщества ICC и, с другой стороны, привлекают внимание международной штаб-квартиры в Париже к проблемам национального бизнеса.
Членство и доходы. ICC частично финансируется за счет доходов от взносов компаний-участниц и бизнес-ассоциаций в национальные комитеты ICC. Другая существенная часть доходов ICC формируется за счет административных сборов Международного арбитражного суда ICC. Дополнительный доход ICC получает от продажи регламентов и кодексов, разрабатываемых ICC, а также других книг (публикаций ICC) и семинаров.
Консультативный статус. Начиная с 1946 года ICC имеет консультативный статус в Организации Объединенных Наций (ООН), где она излагает согласованные позиции представителей международного бизнес-сообщества, включая промышленные и развивающиеся страны. Она также поддерживает тесные рабочие связи с Всемирной торговой организацией (ВТО), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейской Комиссией и другими межправительственными и неправительственными органами. Постоянный представитель ICC в ООН в Нью-Йорке наблюдает за развитием событий, влияющих на бизнес, в рамках ООН и её специализированных агентств. ICC обеспечивает доведение проблем бизнеса до внимания межправительственных организаций в форме программных заявлений, которые делает международная штаб-квартира в Париже, а через представителей национальных комитетов ICC — до сведения национальных правительств во всем мире.

Саморегулирование бизнеса. ICC также разрабатывает добровольные для исполнения бизнес-кодексы, в которых устанавливаются этические стандарты. Разработанная ICC «Бизнес-Хартия по устойчивому развитию» содержит 16 принципов, регулирующих каждый аспект деятельности компании в отношении защиты окружающей среды, начиная с разработки продукта и заканчивая консультациями клиентов. Кодексы ICC о рекламной и маркетинговой деятельности регулируют этические нормы поведения, касающиеся прямого маркетинга, рекламы, продвижения товара, маркетинговых исследований, рекламной и спонсорской деятельности, связанной с охраной окружающей среды. В 1977 г. ICC впервые выпустила правила, направленные на борьбу с коррупцией, взяточничеством и противоречащей этическим нормам деловой практикой в международной торговле. Эти правила обновлялись в 1999 и 2005 гг.
Комиссии и рабочие группы ICC. Форумы для выработки международных бизнес-правил – Специализированные Комиссии ICC проводят встречи на регулярной основе для изучения вопросов, влияющих на международный бизнес. Они охватывают широкий спектр направлений, в том числе банковскую деятельность, конкуренцию, охрану окружающей среды и энергетику, сектор финансовых услуг и страхования, интеллектуальную собственность, маркетинг, транспорт, налогообложение, а также торговую и инвестиционную политику. Такие комиссии по сути своей, являются международными комитетами ведущих экспертов по бизнесу, в рядах которых коммерсанты, юристы, перевозчики, банкиры и другие профессионалы. В случае принятия какой-либо комиссией решения о реализации того или иного проекта для выполнения этой задачи она создаёт подкомитет, известный как рабочая группа.
Бóльшая часть ключевых документов ICC создаётся такими комиссиями и рабочими группами. Например, регулярный пересмотр «Инкотермс» или UCP изначально осуществляется небольшой рабочей группой, действующей в качестве редакционной группы. Проекты новой редакции затем направляются экспертам из различных соответствующих комиссий, а на международном уровне распространяются через национальные комитеты ICC; полученные комментарии обрабатываются снова в рабочей группе. Окончательные проекты документов, будучи одобренными рабочей группой и комиссией, передаются для утверждения в Исполнительный совет ICC. Несмотря на то что такие широкомасштабные международные консультации, предусмотренные обычной процедурой ICC, занимают много времени, они обеспечивают высокую авторитетность официальных продуктов ICC как выражающих согласованную точку зрения международного бизнес-сообщества.
Служба ICC по борьбе с экономическими преступлениями. Это «зонтичная» организация для трех подразделений ICC, которые занимаются различными аспектами преступлений, затрагивающих бизнес:
— Международное морское бюро, которое занимается расследованием всех видов морских преступлений, включая мошенничество, кражи груза и пиратство;
— Бюро финансовых расследований, которое оказывает коммерческим банкам, сектору финансовых услуг и инвесторам широкий спектр услуг по противодействию финансовому мошенничеству и отмыванию денег;
— Бюро по борьбе с контрафактной продукцией, которое помогает компаниям предотвращать подделку их продуктов.
Служба публикаций ICC предлагает профессионалам и предпринимателям, занимающимся международной торговлей, более 80 публикаций. Этот список пополняется каждый год новыми руководствами, сборниками правил, типовыми контрактами и справочниками. Публикации ICC могут быть заказаны напрямую в Службе публикаций ICC в Париже, в национальных комитетах ICC или на веб-сайте www.iccbooks.com.

  • Таможенный транзит: упрощенная схема прохождения от ICC