Межнациональный конфликт

Альтернативные пути поиска избавления от международных конфликтов — вот ключ к решениям проблемы серьезных угроз и проблем взаимодействий народов различных национальностей.

Все чаще и чаще наш мир становится площадкой для разворачивания международных конфликтов. Население обращается к эксплуатированию различных ресурсов, обычно это вооруженные средства и возможности для фиксации своей власти и доминирования над остальными национальными группами.

В основе местных разногласий лежат войны и вооруженные действия, где гибнет много мирного населения.

Основное понятие

Эксперты в области международных отношений в решении определений конфликтов между населением сошлись в общем определении.

Межнациональные конфликты — это острое противостояние, соперничество и жесткая конкуренция между людьми различных культур и национальностей.

Две стороны в таких ситуациях отстаивают определенную точку зрения, пытаясь добиться собственных прав. Проблему можно решить мирным путем, придя к согласованию обеих сторон, если они равносильны.

Однако чаще всего страдает наиболее уязвимая и слабая сторона, над которой можно взять верх и доминирование в конфликте между народами, уже замешанными в военных действиях.

Часто в этот спор входит так называемая «третья сила», поддерживающая то или иное государство. Война или вооруженные столкновения становятся неизбежными, когда страна-посредник преследует свою цель. Однако военного конфликта и ущемления чьих-либо прав можно избежать, если государство согласно на дипломатические переговоры, способные разрешить спор, избежать кровопролития и прийти к миру.

Причины национальных разногласий

Военные разногласия возникают по разным причинам. Самые распространенные из них:

  1. Социальная неустроенность местного населения или других стран.
  2. Экономические ресурсы и постоянное развитие бизнеса, выходящего за пределы одной страны.
  3. Географическое несогласие об установлении четкой границы между народами.
  4. Политический формат поведения властей.
  5. Языковые и культурные особенности населения. Историческое прошлое в отношениях между странами, где изначально или впоследствии возникали разногласия.
  6. Этнодемографические (численное превосходство одного народа над другим).
  7. Война за природные ресурсы и возможность доминировать одной национальности в ущерб другой.
  8. Психологические, религиозные и межконфессиональные мотивы.

Отношения между обычными людьми выстраиваются так же, как и между народами. Везде можно увидеть слабых и сильных, довольных и недовольных, бедных и богатых, правых и виновных. По этим причинам межнациональные разногласия похожи на те, что являются предпосылками противостояния между народами.

Как гласит история, каждое противостояние населений проходит по следующим фазам:

  1. Возникновение, зарождение спорной ситуации. Это не всегда заметно и осознанно, может иметь скрытый, едва заметный характер.
  2. Подготовительная, предконфликтная стадия, во время которой стороны проверяют свои возможности и силы, информационные материальные ресурсы, ищут партнеров, оценивают альтернативные пути решения проблем, «пишут» сценарий возможных и реальных действий.
  3. Инициализация, то есть поиск ситуации или события для начала противостояния между возникновениями разных интересов.
  4. Ход, развитие.
  5. Кульминационная, кризисная, пиковая фаза, где происходит неизбежный момент столкновения в развитии между государствами. Эта финишная стадия конфликта способствует дальнейшему прогрессированию возможных событий.
  6. Возможное разрешение и предотвращение последствий.
  7. Эффективное преодоление причин и снижение противостояний.
  8. Необходимые договоренности и принятие общего решения для урегулирования.
  9. Кризисная ситуация.
  10. Террор, локальные вооруженные действия.

Межэтнические конфликты: примеры

Рассмотрим различные типы межнациональных конфликтов, что выявляются через характер взаимных претензий:

  1. Госудаственный (правовой): самоопределение, стремление одного народа к свободе и автономности отдельной страны. (Примеры — Ирландия, Абхазия, Южная Осетия). Страны отказываются состоять в составе других государств, вводя понятие автономии.
  2. Этнотерриториальный: поиск и местонахождение географических границ и территориального положения (Пример — Нагорный Карабах).
  3. Этнодемографический: тяга нации к сохранению расовой и национальной идентичности. Наблюдается в многонациональных странах. В России подобный конфликт возник на Кавказе.
  4. Психологический (социальный): невольное препятствование привычному укладу жизни. Может возникать на бытовом уровне между местным населением, вынужденными беженцами и переселенцами. В 21 веке в Европе видимы напряженные межрелигиозные отношения между представителями мусульманской культуры и коренным народом.

Опасность и следствие

Каждый военный конфликт, возникающий в одной стране, неизбежно охватывает другие, соседние государства. Он угрожает обществу, свободе и миру: идет нарушение принципов демократии, ущемление прав простого народа. Вооруженный конфликт оставляет после себя гибель мирного населения, уничтожение больших городов вместе с близлежащими населенными пунктами. Следствия межнациональной войны можно увидеть по всему миру. Миллионы людей расстаются с жизнью. Сотни тех, кто становятся калеками и получают сильные травмы. Невозможно ответить на вопрос о том, почему в войне взрослых должны страдать дети, которые вырастают без отцов, остаются физическими и психологическими инвалидами.

Возможные пути решения

Межнациональных конфликтов можно избежать, если начать вести мирные переговоры и использовать язык дипломатии. На начальной стадии возникшие противоречия несложно предотвратить. Для этого люди, стоящие у власти и государственные политики, могут на деле прекратить национальную дискриминацию одного народа над другим и добиться регулировки в постройке межличностных отношений. Самый действенный способ пресечения различных конфликтов кроется в идеологии взаимопонимания и единства. Народ научится жить в согласии и мире, когда сильные будут поддерживать слабых, и отдельный народ станет уважать и ценить различия и ценности другого.

Большинство межэтнических разногласий можно пресечь намного раньше, чем они начнут обретать массовый характер. Правительству нужно вовремя занять правильную позицию, действуя с установленными путями решения, учитывать исторические факты подобных происшествий и советы третьих сторон, желающих помочь в преодолении конфликтной ситуации. Вместо того чтобы усиливать негативное отношение социальных масс одной группы населения к другой, нужно действовать в противоположном направлении, пытаясь восстановить утраченное мирное положение правильными методами. Таким образом, ситуация будет решена без прогрессирования конфликта и возможных негативных последствий в виде гибели мирных жителей.

Межнациональные конфликты понятие и виды (стр. 1 из 2)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Контрольная работа

по дисциплине «Социальная антропология»

на тему: «Межнациональные конфликты».

Выполнила:

Студентка группы ГиМУ 3–3

Стенина Мария

Проверил:

Д.И.Н., профессор Тайсаев К.У.

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…………………………………………………………………2

2. Причины и факторы межнациональных конфликтов…………………3

3. Формы межнациональных конфликтов……………………………….5

4. Пути решений межнациональных конфликтов……………………….6

5. Заключение………………………………………………………………9

6. Список используемой литературы……………………………………11

ВВЕДЕНИЕ

Многонациональная среда — типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому, сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт.

Межнациональный конфликт — это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий. Как правило, межнациональные конфликты могут происходить на двух уровнях межнациональных отношений. Так один из них связан с межличностными и семейно- бытовыми отношениями, в то время как другой реализуется через взаимодействие федеральных конституционно- правовых органов и субъектов Федерации, политических партий и движений.

ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ

КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты как социальное явление есть столкновение интересов разного уровня и содержания, и представляет собой проявление сложных глубинных процессов в отношениях между отдельными этническими общностями, группами людей, протекающих под влиянием множества социально-экономических, политических, исторических, психологических, территориальных, сепаратистских, языково-культурных, религиозных и иных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на межнациональные конфликты:

1. национальный состав региона конфликта (выше его вероятность в смешанных регионах);

2. тип поселения (вероятность выше в большом городе);

3. возраст (крайние полюсы: «старшие-молодые» дают более высокую вероятность конфликта);

4. социальное положение (выше вероятность конфликта при наличии маргиналов);

5. уровень образования (корни конфликта гнездятся в массе невысокого уровня образования, однако, следует помнить, что идеологами его всегда выступают отдельные представители интеллигенции);

6. политические взгляды (конфликты значительно выше у радикалов).

Какими бы причинами ни вызывались межэтнические конфликты, они приводят к массовому нарушению законов и прав граждан. Объективными причинами обострения межэтнической напряженности могут быть:

во-первых, последствия серьёзных деформаций национальной политики, накопившаяся за долгие десятилетия неудовлетворенность, выплеснувшаяся наружу в условиях гласности и демократизации;

во-вторых, результат серьёзного ухудшения экономического положения в стране, которое также порождает недовольство и вражду у различных слоёв населения, причём эти негативные настроения канализируются, прежде всего, в сфере межнациональных отношений;

в-третьих, следствие закостеневшей структуры государственного устройства, ослабления тех основ, на которых создавалась свободная федерация советских народов.

Немаловажны и факторы субъективного порядка.

Межнациональные конфликты по причине и характеру происхождения могут быть:

● социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, не позволяющие большинству граждан удовлетворять необходимые потребности, монополия представителей одного из этносов в какой-либо сфере услуг или отраслей народного хозяйства, и т. д.);

● культурно-языковыми (связанными с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и гарантированных прав национальных меньшинств);

● этнодемографическими (сравнительно быстрое изменение соотношения численности населения, т.е. увеличения доли пришлого, иноэтнического населения в связи с миграцией вынужденных переселенцев, беженцев);

●этнотерриториально-статусными (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов, требование малых народов о расширении или приобретении нового статуса);

● историческими (взаимоотношения в прошлом – войны, былые отношения политики «господство – подчинение», депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, и т. д.);

● межрелигиозными и межконфессиональными (включая различия в уровне современного религиозного населения);

● сепаратистскими (требование создать собственную независимую государственность или же воссоединение с соседним «материнским» или родственным с культурно-исторической точки зрения государством).

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать и любые необдуманные или заведомо провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера, случаи

Конфликты по поводу национальных ценностей, важнейших жизненных установок в сфере межнациональных отношений входят в число наиболее сложно разрешаемых, именно здесь наиболее остро может стоять проблема обеспечения и защиты гражданских, социально-культурных прав индивидов, представителей тех или иных этнических групп.

По мнению А.Г. Здравомыслова, источником конфликта является мера и форма распределения властных полномочий и позиций, имеющихся в иерархии властных и управленческих структур.

ФОРМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Существуют цивилизованные и нецивилизованные формы межнациональных конфликтов:

а) локальные войны (гражданские, сепаратистские);

б) массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, грубыми и многочисленными нарушениями прав и свобод личности;

в) религиозный фундаментализм.

В зависимости от мотивов (причин), особенностей субъективного состава, межнациональные конфликты могут быть представлены следующим образом:

1) национально-территориальные конфликты. Во многих случаях данные конфликты содержат попытки решения проблем «исторической родины» (исконные территории проживания или воссоединения разных этнических общностей);

2) конфликты, связанные со стремлением национальных меньшинств реализовать право на самоопределение;

3) конфликты, источником которых является стремление депортированных народов восстановить свои права;

4) конфликты, основанные на столкновении правящих национальных элит в экономической и политической сферах;

5) конфликты, связанные с дискриминацией какой-либо нации, этноса, нарушением её прав либо прав, свобод и законных интересов её представителей;

6) конфликты, обусловленные принадлежностью (по национальному признаку) к разным религиозным общинам, течениям, т. е. на конфессиональной почве;

7) конфликты, имеющие в своей основе расхождения и столкновения национальных ценностей (правовых, лингвистических, культурных и др.)1.

О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым неофициальным источникам, в период с 1991 по 1999 г. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек.

ПУТИ РЕШЕНИЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Межнациональные конфликты это одни из тех видов конфликтов, для которых невозможно найти стандартного подхода или пути решения, так как для каждого из них существует своя особенность, основа. Мировой опыт показывает, что такие ситуации лучше урегулировать только мирными способами. Так к наиболее известным из них относятся:

1. деконсолидация ( разъединение) сил, участвующих в конфликте, которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта — способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. переговорный процесс — способ, для которого существует особые правила. Для того чтобы добиться в нём успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш — проигрыш» на модель «выигрыш- выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.

10 мировых конфликтов, за которыми важно наблюдать в 2017 году — Foreign Policy

Из глобального кризиса беженцев, распространения терроризма и гибридных войн наша коллективная неспособность решать конфликты рождает новые угрозы и чрезвычайные ситуации. Даже в мирном обществе политика страха ведет к опасной поляризации и демагогии. Недавно избранные мировые лидеры, такие как Тереза Мэй и Дональд Трамп, приняли испуганную терактами и беженцами Европу, полыхающие войны в Сирии, Йемене, Африке и Ираке, затяжной конфликт на востоке Украины, противостояние Саудовской Аравии и Ирана, агрессивную Россию и общий рост популизма и национализма в мире.

Националистические силы набрали силу и предстоящие выборы во Франции, Германии и Нидерландах будут проверять на прочность будущее европейского проекта. Потенциал развала Европейского Союза является одной из самых больших проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня — факт, который теряется на фоне многих других тревожных событий, конкурирующих за внимание. Миру нужна новая, инклюзивная стратегия безопасности и предотвращения конфликтов.

Подпишитесь на канал DELO.UA

Нравится нам это или нет, глобализация является фактом. Мы все связаны. Война в Сирии вызвала кризис беженцев, на котором выросло голосование за Brexit, чьи глубокие политические и экономические последствия будут видны еще очень долго. Страны, возможно,станут более изолированными и сконцентрированными на внутренней политике, но нет мира и процветания без большего совместного управления мировыми делами.

Этот список из 10 конфликтов для наблюдения в 2017 году не только иллюстрирует некоторые из более широких тенденций, но и исследует способы, чтобы обратить вспять опасную динамику.

1. Сирия и Ирак

После почти шести лет боевых действий, полумиллиона погибших и около 12 миллионов беженцев президент Сирии Башар аль-Асад, вероятно, сохранит власть на данный момент. Но даже с помощью Ирана и России не сможет закончить войну и вернуть себе полный контроль над страной.

Очевидный пример этому — захват Пальмиры силами ИГ всего через девять месяцев после того, как силы «Исламского государства» в результате поддерживаемой Россией военной кампании были отброшены от древнего города. Стратегия Асада по противостоянию группам боевиков сработала на усиление исламистких движений, в первую очередь ИГ и «Джабхат Аль-Нусры». Повстанцы были дополнительно ослаблены недавним поражением в Алеппо. Эвакуация гражданских и противников Асада осуществлялась с большими перебоями, провокациями и проблемами.

Сделка о прекращении огня была достигнута при посредничестве России и Турции в конце декабря. Но поскольку режим продолжал военные наступательные операции в пригороде Дамаска, появились опасения, что перемирие долго не продержится. Несмотря на значительные задачи на будущее, этот новый дипломатический ход открывает наилучшую возможность для снижения уровня насилия в Сирии.

В Ираке борьба против ИГ еще больше подорвала способность властей управлять страной, вызвала огромные разрушения, военизировала молодежь и травмировала иракское общество. Она раздробила курдские и шиитские политические партии на конкурирующие фракции, зависящие от региональных покровителей и конкурирующих за ресурсы Ирака.

Чтобы избежать еще худших сценариев, Багдад и Региональное правительство Курдистана нуждаются в поддержке и давлении , чтобы обуздать военизированные группы.

Хотя «Исламское государство» потеряло часть территорий в Ираке за прошлый год, оно все еще утверждает на оставшихся свой жестокий халифат. Даже если оно потерпит поражение в военном отношении, какая-то другая радикальная группа вполне может вновь возникнуть, если вопросы, лежащие в основе управления, не будут решены. «Исламское государство» само по себе выросло из подобной неудачи в Ираке. Оно распространяет идеологию, которая до сих пор мобилизует молодых людей по всему миру и создает угрозу далеко за пределами Ирака и Сирии, как показали недавние теракты в Стамбуле и Берлине.

Читайте также: Миграционное эхо: почему Европа опять спорит о мигрантах

2. Турция

День нападения на ночной клуб в Стамбуле в Новый год, в результате которого погибли по меньшей мере 39 человек, кажется, является предвестником еще большего насилия в будущем. «Исламское государство» взяло на себя ответственность за нападение, отходя от общей практики группы в Турции, что может стать сигналом к эскалации. Помимо вовлеченности в войны в Сирии и Ираке Турция также сталкивается с курдскими боевиками от РПК (Рабочая Партия Курдистана). Политически поляризованная, в условиях экономического напряжения Турция готова к большему перевороту.

Конфликт между государством и РПК продолжает ухудшаться после провала прекращения огня в июле 2015 года. С тех пор противостояние вступило в одну из самых смертоносных глав в своей истории за три десятилетия; по крайней мере 2500 боевиков, силовиков и гражданских лиц были убиты с обеих сторон. Столкновения и операции по обеспечению безопасности вытеснили более 350000 мирных жителей с их территорий и взяли в осаду несколько городских районов с курдским большинством на юго-востоке страны.

На теракты правительство реагирует, в очередной раз сажая в тюрьму представителей курдского движения, блокируя решающий канал для политического урегулирования, который должен включать в себя защиту основных прав для курдов в Турции. Правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана продолжает свое наступление на политическую оппозицию и инакомыслие и настаивает на конституционных изменениях, чтобы создать в стране президентскую систему. Такое предложение будет вынесено на референдум в начале весны. В результате попытки переворота в июле прошлого года правительство начало массовое применение суровых мер: было уволено и арестовано более 100000 чиновников.

В ноябре Эрдоган ответил сердито на критику из Брюсселя, угрожая разорвать сделку, по которой Анкара согласилась предотвратить поток сирийских беженцев от продвижения в Европу. Более 2,7 миллиона сирийских беженцев в настоящее время зарегистрированы в Турции, их интеграция создает значительные проблемы как для государства, так и для принимающих общин.

Читайте также Падение лиры: турецкие проблемы или предвестник глобального кризиса

3. Йемен

Война в Йемене создала еще одну гуманитарную катастрофу, разрушая страну, которая уже и так была самой бедной в арабском мире. Проблема с миллионами людей на грани голода, необходимость всеобъемлющего прекращения огня и политического урегулирования становятся все более актуальными. Йеменцы понесли огромные потери от воздушной бомбардировки, ракетных обстрелов и экономических блокад. По данным ООН, около 4000 гражданских лиц были убиты, большинство — от рук Саудовской Аравии во главе коалиционных авиаударов. Все стороны в конфликте обвиняются в совершении военных преступлений, в том числе хаотических нападениях на гражданские районы.

Обе стороны оказываются запертыми в цикле эскалаций и провокаций, чтобы сорвать мирные переговоры под эгидой ООН. В ноябре поддерживаемое Саудовской Аравией йеменское правительство во главе с президентом Абедом Раббо Мансуром Хади отклонило предложенный план ООН. В том же месяце движение «Хути» и его союзники, в основном силы под руководством бывшего президента Али Абдаллы Салеха, сформировали новое правительство. Несмотря на трудности, все еще представляется возможным убедить стороны принять дорожную карту в качестве основы для компромисса, который положит конец войне.

Многое зависит от расчетов Саудовской Аравии и готовности Соединенных Штатов и Великобритании поощрить Эр-Рияд в полной мере поддерживать политический компромисс. Неспособность поставить этот процесс на рельсы несет в себе риски для всех участников. Так, несколько воинственных джихадистских групп, в том числе «Аль—Каида на Аравийском полуострове» и «Исламское государство», процветают в регионе во время хаоса в Йемене.

4. Большой Сахель и бассейн озера Чад

Конфликты в Большом Сахеле и бассейне озера Чад стали причиной массовых страданий людей, в том числе заставили 4,2 миллиона человек бежать из своих домов. Джихадисты, вооруженные группы и преступные сети бьются за власть по всему обедневшему региону, где границы являются открытыми, а правительства имеют ограниченную власть.

В 2016 году джихадисты Центрального Сахеля начали смертоносные нападения в западной части Нигера, Буркина—Фасо и Кот—д’Ивуаре, что подчеркивает уязвимость региона. «Аль-Каида в исламском Магрибе» и «Аль-Мурабитун» остаются активными в то время, как появляются новые группы, которые присягают на верность ИГ. Мали является наиболее опасной миротворческой миссией ООН: 70 сотрудников уже погибли от «злонамеренных действий» с 2013 года.

Мали может столкнуться с серьезным кризисом в этом году, так как наблюдается распространение вооруженных групп на центральное Мали. Региональные державы должны использовать предстоящий саммит Африканского союза в январе, чтобы возобновить мирный процесс. Алжир является важным залогом стабильности в регионе, играет ключевую роль в качестве главного посредника сделки.

В бассейне озера Чад силы безопасности Нигерии, Нигера, Камеруна и Чада усилили борьбу с мятежниками «Боко Харам». В конце декабря нигерийский президент объявил про «окончательное подавление террористов Boko Haram в их последнем анклаве» в лесу Самбиса. Но пока группа не была побеждена полностью и еще способна наносить удары.

«Боко Харам» и другие повстанцы, а также отсутствие эффективной помощи оказавшимся в зоне конфликтов угрожают создать бесконечный цикл насилия и отчаяния. Государства должны также вкладывать средства в экономическое развитие и укрепление местного управления, чтобы закрыть возможности для радикальных групп.

5. Демократическая Республика Конго

Демократическая Республика Конго получила хорошие новости незадолго до полуночи в канун Нового года, когда католические епископы объявили, что была достигнута сделка для разрешения политического кризиса в стране. Президент Джозеф Кабила еще не подписал соглашение, которое требует от него уйти в отставку после того как пройдут выборы, и имеет время до конца 2017. Несмотря на высокий уровень недоверия между сторонами, сделка при посредничестве конголезской католической церкви остается лучшим шансом на пути к миру. Главной задачей в настоящее время является подготовка к выборам и мирной передаче власти в короткие сроки.

Африканские и западные державы должны координировать усилия, чтобы оттянуть Конго от края пропасти и предотвратить дальнейшее развитие региональной нестабильности.

МООНСДРК, крупнейшая миротворческая миссия ООН, не имеет потенциала для решения таких проблем, и было бы более эффективным создать миссию с узким мандатом, отходя от институционального строительства и добрых услуг к контролю за соблюдением прав человека.

В сентябре прошлого года по крайней мере 53 человека были убиты в основном силами безопасности, когда демонстрации против правления Кабилы даже после истечения его мандата вылились в насилие, которое, вероятно, продолжится, если выборы снова будут отложены. Основная оппозиционная коалиция, Rassemblement, будет готова использовать мощь улицы, чтобы попытаться заставить Кабилу уйти. Политическая напряженность в Киншасе также способствует росту насилия по всей стране, в том числе и на конфликтном востоке ДР Конго.

6. Южный Судан

После трех лет гражданской войны самая молодая страна в мире по-прежнему терзаема многочисленными конфликтами. Они привели к 1,8 миллиона внутренне перемещенных лиц, а более 1,2 миллиона вынуждены были покинуть страну. Приходили сообщения об осущетвлении массовых зверств и отсутствии прогресса на пути реализации мирного соглашения 2015 года. В декабре президент Сальва Киир призвал к возобновлению прекращения огня и национальному диалогу в целях содействия миру и примирению.

На международном уровне мирное соглашение было сорвано в июле 2016 года, когда боевые действия вспыхнули в столице Джубе между правительственными силами и бывшими повстанцами. Лидер оппозиции и бывший вице-президент Риек Мачар, который только недавно вернулся в Джубу в соответствии с условиями сделки, покинули страну. Киир с тех пор укрепил свои позиции в столице и регионе в целом, что создает возможность для продвижения переговоров с вооруженной оппозицией.

Ситуация в сфере безопасности в Джубе улучшилась в последние месяцы, хотя борьба и этническое насилие продолжаются в других местах. Международные дипломатические усилия направлены на развертывание защитного регионального контингента численностью в 4000 солдат. Существующая миротворческая миссия ООН в Южном Судане, МООНЮС, нуждается в срочной реформе — что стало особенно ясно после ее неспособности защитить гражданское население во время вспышки насилия в июле прошлого года в Джубе.

7. Афганистан

Война и политическая нестабильность в Афганистане представляют собой серьезную угрозу для международного мира и безопасности более чем через 15 лет после того, как возглавляемые США коалиционные силы оттеснили талибов от власти в рамках более широкой кампании по победе над «Аль-Каидой». Сегодня талибы укрепляют свои позиции, сеть «Хаккани» несет ответственность за нападения в крупных городах, а «Исламское государство» провело серию нападений на мусульман-шиитов, разжигая сектантское насилие.

Число вооруженных столкновений в прошлом году достигло самого высокого уровня с начала записи инцидентов в 2007 году, с большим количеством жертв среди гражданского населения . Дальнейшее ослабление афганских сил безопасности оставит джихадистам большие неуправляемых пространства. Они могут быть использованы региональными и транснациональными группами боевиков.

Отношения Афганистана с Пакистаном давно напряжены из- за поддержки Исламабадом талибов и других групп боевиков. Напряженность возросла осенью прошлого года, когда тысячи афганских беженцев в Пакистане были вынуждены бежать на фоне роста насилия, задержаний и преследования. Афганский кризис беженцев усугублялся планом ЕС депортировать 80000 просителей убежища обратно в Афганистан — политический ответ на чрезвычайную гуманитарную ситуацию. Все это на фоне экономического кризиса оказывает сильное давление на опасно ослабевшее государство.

8. Мьянма

Новое гражданское правительство во главе с лауреатом Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи пообещало мир и национальное примирение в качестве своих главных приоритетов. Тем не менее, недавние вспышки насилия поставили под угрозу усилия остановки почти 70-летнего вооруженного конфликта. В ноябре «Северный альянс» из четырех вооруженных групп осуществил беспрецедентные совместные атаки в ключевой торговой зоне на границе с Китаем, что вызвало военную эскалацию.

Кроме того, Мьянму раздирают противостояния на этнической и религиозной почве. Особенно хорошо известны атаки на мусульманское меньшинство рохингья. После антимусульманского нападения в регионе Ракхайн осенью прошлого года на военных и полицейских у границы с Бангладеш силы безопасности нанесли ответный удар. Силовики делали небольшое различие между боевиками и гражданскими лицами. Были сообщения о внесудебных казнях, поджогах и насилии.

К середине декабря, по подсчетам ООН, около 27000 рохингья бежали в Бангладеш. Более дюжины нобелевских лауреатов опубликовали открытое письмо, критикуя Аун Сан Су Чжи за ее неспособность высказываться о злоупотреблениях.

9. Украина

После почти трех лет войны и примерно 10 000 смертей военное вмешательство России определяет все аспекты политической жизни в Украине. Разделенная конфликтом и парализованная коррупцией Украина движется к еще большей неопределенности. Восхищение Трампа Владимиром Путиным пугает Киев, как и слухи о том, что Соединенные Штаты могут принять решение отказаться от санкций против России. Осуществление минских мирных соглашений от февраля 2015 года находится в тупике. Россия, которая начала войну в 2014 году, эффективно вовлечена в осуществление двух своих целей в Украине: создание постоянных пророссийских политических образований на востоке Украины, а также нормализации аннексии Крыма.

Читайте также Что ждет Украину и мир в ближайшее время: отчет Stratfor

10. Мексика

Высокий уровень напряженности между Соединенными Штатами и Мексикой может показаться неизбежным после кампании Трампа и его обещаний построить пограничные стены, депортировать миллионы нелегальных иммигрантов и прекратить действие соглашения о свободной торговле . Кроме того, он лихо характеризует мексиканских иммигрантов как торговцев наркотиками, преступников и насильников и опирается на поддержку со стороны белых националистических группировок. Чтобы в будущем избежать конфронтации, президент Мексики Пенья Ньето пригласил Трампа посетить страну в сентябре — шаг, который изначально имел неприятные последствия: мексиканская общественность уже давно недовольна высоким уровнем преступности, коррупции и слабой экономикой.

Пенья Ньето знает — Мексика не может позволить себе сделать врага из могущественного соседа. Мексиканские политические и бизнес-элиты, как сообщается, попытаются убедить Трампа и его советников изменить заявленные позиции по иммиграции и свободной торговле.

Беженцы и мигранты из Мексики и Центральной Америки бегут от высокого уровня насилия в сочетании с хронической нищетой. В 2016 году в регионе были убиты около 34 000 человек, больше чем в Афганистане за тот же период.

Не пропустите самые важные новости и интересную аналитику. Подпишитесь на Delo.ua в Telegram