Мои права в школе

Конституция РФ о правах ребенка

Статья 17

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 20

  1. Каждый имеет право на жизнь.

Статья 21

  1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
  2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 30

  1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
  2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Статья 31

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 35

  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  4. Право наследования гарантируется.

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 40

  1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
  3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статья 41

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
  2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
  3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.
  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Статья 44

  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

ОБЯЗАННОСТИ и права школьника

В нашей стране каждый, кто пришёл учиться в школу, пользуется определёнными правами и одновременно должен выполнять ряд обязанностей.

Каждый школьник имеет право:

• получить качественное образование;

• обучаться, если необходимо, по ускоренным программам, по индивидуальным учебным планам или дома;

• получать дополнительную помощь со стороны учителя, если возникли трудности в освоении учебного предмета или занятия были пропущены по болезни;

• бесплатно пользоваться школьной библиотекой;

• получать отметки по учебным предметам исключительно в зависимости от своих знаний и умений;

• свободно выражать своё мнение;

Каждый школьник обязан:

• действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;

• строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;

• добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выпол­нять домашние задания;

• в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача или объяснительную записку от родителей;

• выполнять распоряжения и требования директора, администрации, учителей и других работников школы;

• относиться с уважением к работникам школы и другим ученикам.

• записывать домашние задания по всем предметам;

• приносить на занятия все необходимые принадлежности: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши ит. п.;

• выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида строгому деловому стилю;

• заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;

• обнаружив в школе или на пришкольном участке брошенную сумку (пакет, свёрток, коробку) или заметив незнакомого подозрительного человека, немедленно сообщить об этом учителю или другому работнику школы;

• беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;

• принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории

ВЫ ПРИШЛИ В ШКОЛУ

Приходите в школу не позднее чем за 15 минут до начала занятий — ведь вам нужно время, чтобы снять верхнюю одежду,

надеть сменную обувь, сдать вещи в гардероб, привести себя в порядок, пройти в класс, подготовиться к уроку.

Переступив порог школы, вы сразу попадаете в особый мир, где существуют строгие правила поведения.

Они обязательны для соблюдения всеми школьниками во всех помещениях школы и в любой ситуации.

Напомним вам некоторые из этих правил.

• Придя в школу, здоровайтесь со всеми учителями и другими работниками школы, даже если вы их не знаете.

• Обращайтесь к учителям, другим работникам школы, ко всем взрослым на «вы».

• В общении со всеми, кто вас окружает, проявляйте вежливость, тактичность, уважение, скромность.

✏ Наглость, хамство, фамильярность недопустимы!

• В дверях, на лестнице пропускайте вперёд взрослых и младших; мальчики должны пропускать вперёд девочек.

✏ Если вы заметили оставленные без присмотра вещи (сумку, пакет, портфель), ни в коем случае не трогайте их,

а немедленно сообщите о своей находке дежурному учителю или любому работнику школы.

Каждый школьник должен чётко знать: есть вещи, которые делать нельзя.

Запрещается:

• покидать здание школы без разрешения классного руководителя;

• открывать окна, высовываться в окна и форточки, сидеть на подоконниках;

• ругаться, употреблять непристойные слова;

• курить, распивать спиртные напитки, употреблять наркотические вещества;

• приносить в школу опасные предметы, применение которых может нанести вред здоровью окружающих и привести к порче школьного имущества (оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, токсичные вещества и яды).

Ваш внешний облик в школе

От вашего внешнего вида зависит то впечатление, какое вы производите на окружающих. Ведь, как известно, человека «встречают по одёжке».

Очень важно соответствие того, во что вы одеты, тому, куда вы идёте. Поэтому в школе недопустимо выглядеть так, словно вы собрались на прогулку или на пляж.

Как бы хорошо и нарядно вам ни хотелось одеться, помните, что школа — это общественное место, где люди учатся и работают.

И это накладывает довольно серьёзные ограничения на внешний облик учащихся. Подобные ограничения касаются не только одежды и обуви, но и украшений, аксессуаров.

Если в вашей школе существует обязательная школьная форма, то выбор одежды становится намного легче.

Не забывайте об удобной сменной обуви. Это могут быть туфли на невысоком каблуке, кроссовки, полуботинки.

Подошва у сменной обуви должна быть не скользкой и светлой, не оставляющей следов на полу.

Самое главное требование к внешнему облику ученика — опрятность и скромность. Следите, чтобы ваши руки всегда были чистыми, а ногти — подстри­женными. Регулярно меняйте рубашки и носки. Ваши волосы всегда должны быть не только чистыми, но и аккуратно уложенными. Если у вас длинные волосы, они должны быть убраны в причёску так, чтобы не мешать вам и окружающим.

Вы и другие учащиеся

В школе всегда много детей разного возраста — и малышей, и старшеклассников. Постарайтесь ко всем относиться доброжелательно — и к своим одноклассникам, которых вы хорошо знаете, и к незнакомым ребятам из других классов.

Может быть, именно в школе вы найдёте настоящих товарищей, с которыми будете дружить потом всю жизнь.

✏ Будьте вежливы и доброжелательны!

• Со всеми одноклассниками старайтесь поддерживать ровные, приятельские отношения. По возможности не вступайте в открытые конфликты.

• Не толкайте других ребят, не деритесь.

✏ Ни в коем случае не обижайте тех, кто младше и слабее вас!

Не хвастайтесь дорогими вещами.

Дежурство в школе. Обязанности дежурных по классу.

В каждом классе есть график дежурств, обязательный для соблюдения всеми учениками. Если вас назначили дежурным по классу, у вас есть определённые обязанности.

• Дежурные поддерживают чистоту и порядок в классе.

• Дежурные помогают учителю подготовить класс к следующему уроку: по просьбе учителя раздают тетради, вытирают доску, развешивают наглядные учебные пособия (таблицы, схемы, карты, портреты писателей и учёных), ходят в библиотеку и т. п.

При этом не забывайте об осторожности и соблюдайте технику безопасности. Не переносите слишком тяжёлые предметы.

Правила поведения на перемене. Информация для младших школьников

Перемена предназначена для отдыха, посещения столовой, туалета, а также для подготовки к следующему уроку.

Многие учащиеся считают, что на перемене можно делать всё, что хочется: бегать, прыгать, баловаться, кричать, шуметь.

Нередко школьники забывают, что на перемене и ученики, и учителя должны отдохнуть. Кому-то нужно повторить

домашнее задание, чтобы увереннее отвечать на уроке, кто-то хочет спокойно поговорить по телефону, кому-то надо сходить в столовую или библиотеку. Не забывайте, что вы не одни в школе, что вас окружают одноклассники и учителя, относитесь к окружающим с уважением и вниманием.

На перемене постарайтесь хорошо отдохнуть и набраться сил перед следующим уроком.

Во время перемены ведите себя спокойно. Соблюдайте порядок, не кричите и не толкайте друг друга.

Запрещается:

• толкать друг друга;

• употреблять непристойные выражения и жесты;

• бросаться различными предметами;

• драться и применять физическую силу;

• играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;

• бегать по коридорам и лестницам, вблизи оконных проёмов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных

для игр;

• перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах;

• грызть семечки;

• слушать плеер.

Кроме того, спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны.

Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти.

При встрече с учителями, работниками школы, родителями и другими взрослыми приостановитесь и поздоровайтесь.

Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы,

не балуйтесь и не хлопайте дверьми.

Посещая туалет, не задерживайтесь там без надобности; туалет — это не самое подходящее место для разговоров и общения с товарищами.

После посещения туалета не забывайте вымыть руки.

Перемена — это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к другому уроку.

• Наведите чистоту и порядок на вашем рабочем месте: достаньте из портфеля всё необходимое для следующего урока, уберите всё лишнее.

• Не забывайте заботиться о чистоте в школе. Если вы заметили мусор, уберите его.

• Если учитель попросит вас помочь подготовить класс к следующему уроку, не отказывайтесь. Будет очень хорошо и вежливо, если вы сами предложите такую помощь учителю (вытереть доску, раздать тетради, расставить стулья, сходить за книгами в библиотеку и т. п.).

• Во время перемены не бегайте по классу. Если учитель хочет проветрить класс и просит вас выйти, сделайте так, как вам говорят. Вам будет намного легче и приятнее заниматься в только что проветренном классе.

• Во время перемены не играйте и не бегайте с острыми предметами: ручками, карандашами, указкой, ножницами. Вы можете случайно поранить себя или одноклассников.

Беседа «Права и обязанности школьника»

Беседа: Права и обязанности учеников

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разделить понятия «права» и «обязанности», показать единства прав и обязанностей; оказать содействие в осознании ребенком себя, как гражданина; способствовать формированию активной жизненной позиции; профилактика правонарушений.

Ход беседы.

1.Организационный момент.

– Скажите, знаете ли вы слова «Права» и «Обязанности»? Как вы их понимаете? (ответы детей)

2.Беседа по теме. Права человека – это то, что может делать любой человек на Земле. Например, он имеет право высказать свое мнение. Право говорить то, что думаешь, называется «свобода слова». У человека есть и много других прав. Причем все права записаны в Конституции – главном законе той или иной страны.

Но не на все имеет право человек. Например, он не имеет право обидеть другого человека, или украсть у него что-либо. И это очень правильно. Представьте что бы было если бы людям разрешили грабить и обманывать и обижать других людей. Как говорят англичане «Свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа».

Права ребенка – это то, что могут делать все дети на свете. Например, вы все имеете право просматривать свои любимые журналы, играть в любимые игры, отдыхать, учиться. Этими правами обладают все дети мира. Права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали ее, согласились защищать права детей. Чтобы права детей не нарушались, существует организация, которая называется Детский фонд ООН. Этой организацией разработана специальная программа защиты детей.

Если бы люди имели только права и не обязаны были что-то выполнять, даже если очень хочется, это было бы не правильно. Вы знаете, что такое обязанности? (ответы детей)

1.Дети должны ходить в школу, не потому, что так хотят взрослые, а потому, сто в школе учатся и узнают очень много интересного и полезного.

2.Помогать папе и маме по хозяйству. Так, как у родителей много обязанностей: они работают, убирают, готовят еду, обеспечивают своих детей. Если вы будете им помогать, то в свободное время они смогут с вами сходить в кино, в зоопарк.

3.Следить за личной гигиеной: мыть руки, чистить зубы, быть опрятными и аккуратными.

4.Выполнять Закон Краснодарского края № 1539-КЗ. Где прописана эта обязанность? (В приоритете закона «О мерах профилактики безнадзорности и беспризорности» )

3.Игра «Имена».

Классный руководитель. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября – это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята Конвенция «О правах ребенка».

Предлагаю сыграть в игру «Имена». (дети садятся в круг). Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.

Учитель называет свое имя, например «Анна — аккуратная». Учитель показывает на ученика, сидящего по правую руку от него и т.д. по цепочке.

Классный руководитель. Ребята, а имеете ли вы право на свои име-на? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

Дети. Наши имена , фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождению

Классный руководитель. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.

4.Закрепление материала.

— Сейчас мы с вами проверим, как вы запомнили свои права и обязанности. Для этого разгадаем кроссворд.

По горизонтали:

1.Я имею право на нем работать, выходить в интернет.

2.Я обязан проявлять это качество к взрослым людям и сверстникам.

3.Я имею право на это после окончания урока или после выполнен-ной работы.

4.Я имею право на это при рождении.

По вертикали:

1.Мне необходим этот урок, чтобы научиться читать.

2.Я обязан проявлять это качество, чтобы добиться положительного результата. Пословица » ……….. и труд все перетрут».

3.Я имею право их посмотреть, если выполню требования родителей и учителей.

4.Я обязан это выполнять после школы.