Муниципальное предприятие

Муниципальные предприятия и учреждения

Предприятие – это самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги. Предприятием является имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Оно включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:

  1. земельные участки;
  2. здания, сооружения, автомобильные дороги и железнодорожные пути
  3. оборудование, инвентарь;
  4. сырьё;
  5. продукцию;
  6. права требования;
  7. долги;
  8. исключительные права (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания)
  9. денежные средства на счетах предприятия и в кассе предприятия.

В современных условиях предприятие является основным звеном рыночной экономики. Предприятие в целом или его часть может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок.

Муниципальное предприятие как организационно-правовая форма является унитарным и принадлежит муниципальному образованию. Функции собственника исполняет орган местного самоуправления. Собственник волен направлять функционирование своих предприятий по любому пути в рамках законодательства.

Как учредитель предприятия муниципальное образование имеет право на:

-создание предприятия, его реорганизацию и ликвидацию;

-определение предмета и целей деятельности предприятия;

-назначение руководителя предприятия;

-контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Деятельность предприятий, связанная с социальным обслуживанием, выходит за рамки классического предпринимательства, конкуренции за привлечение капиталов и дополняется, в частности, необходимостью обслуживания населения без расчета на получение максимальной прибыли. Предприятие применяет рыночные механизмы, опыт управления частными предприятиями, что способствует повышению эффективности использования ресурсов муниципального сектора. Но прибыль в этом случае, прежде всего, служит средством достижения более высоких целей.


Учитывая такую специфику, Закон «О государственных и муниципальных предприятиях» №161-ФЗ от 14 ноября 2002 г. регламентирует учреждение муниципального предприятия.

Муниципальному предприятию, создаваемому для реализации товаров и услуг по минимальным ценам, трудно функционировать без дотаций. Фактически все случаи затрагивают функционирование предприятия на бесприбыльной основе, что автоматически привязывает его к бюджетным дотациям и противоречит ГК РФ, квалифицирующему муниципальные предприятия как коммерческие, а коммерцию без прибыли представить сложно. С другой стороны, Законом «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливается обязанность учредителя — муниципального образования принимать меры к предупреждению банкротства муниципального предприятия.
Муниципальные предприятия действуют во всех отраслях городского хозяйства, оказывая услуги, создавая рабочие места, получая доходы для собственного развития и муниципальной казны. Но многие из них дотируются из местных и региональных бюджетов, и говорить о прибыльности муниципальных предприятий в целом не приходится. При этом казенные предприятия мало чем отличаются от учреждений, их можно условно считать коммерческими.

С учетом реальности социально-экономической ситуации случаев создания муниципальных предприятий должно быть больше. Они необходимы для:
-заполнения ниши рынка, т.е. при отсутствии на рынке предприятий какого-либо профиля, слабой активности частного капитала, наличии неудовлетворенного спроса;
-ликвидации монополии на местном рынке какого-либо производителя и товара;
-снятия напряженности на рынке труда; быстрой реализации выгодного проекта.

Эти случаи тем более необходимы для решения чисто социальных задач муниципального образования, поскольку здесь необходимость производства диктуется интересами не только получения прибыли, но и общественной полезности, платежеспособного спроса, социальной справедливости, влияния на окружающую природную среду.

При создании новых муниципальных предприятий невозможно не учитывать присутствия на рынке частных предприятий и последствий их деятельности для местного населения. Ряд видов услуг выгоднее оставить для рыночного предпринимательства. И прежде чем принять решение о создании муниципального предприятия, органы местного самоуправления должны изучить возможности частного сектора. Даже в случае появления на рынке частной монополии в жизненно важных сферах (электро-, водоснабжение и др.) необязательно принуждать ее к реорганизации, можно той же цели достигнуть регулированием цен, поставок.

По уровню правовой и хозяйственной самостоятельности муниципальные предприятия и учреждения делятся на три группы:

-не наделенные ни правовой, ни хозяйственной самостоятельностью; они имеют собственные органы управления, но по существу являются подразделениями местной администрации, их доходы и расходы интегрированы в местный бюджет, функционируют на основе указаний органов местного самоуправления. Муниципалитет функционирует как одно предприятие, координируя действия подразделений;

-имеющие хозяйственную самостоятельность, юридический статус. Они выведены из структуры администрации, но наиболее важные решения по вопросам их деятельности принимает администрация, а в местном бюджете отражаются лишь результаты финансовой деятельности. Выручка, как правило, не покрывает издержек, так как цены устанавливают региональные и местные власти (предприятия транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства). Источниками их финансирования служат средства потребителей услуг, местного бюджета. В крупных городах, промышленных центрах, на густонаселенных территориях эти предприятия могут самостоятельно зарабатывать деньги для улучшения обслуживания населения;

-действующие полностью на коммерческой основе; эти предприятия выводятся из организационной структуры администрации, передаются в доверительное управление менеджерами и реализуют продукцию по рыночным ценам (предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительные, торговли, общественного питания). Могут иметь организационно-правовую форму акционерного или другого хозяйственного общества, учрежденного местным самоуправлением, в котором ему принадлежит контрольный пакет акций.

Такие предприятия имеют юридический статус, свободу действий, работают на массового потребителя, в том числе за пределами местного рынка; это переходная форма к частному предприятию.

Муниципальное образование всегда может перевести предприятие на самоокупаемость в сочетании с предоставлением дотации потребителям (адресная поддержка). По мере коммерциализации, повышения доли платных услуг устраняется граница, с одной стороны, между муниципальными предприятиями и учреждениями, а с другой — между муниципальными и частными предприятиями.
Несмотря на свободу действий в отношении своего предприятия муниципальное образование обязано соблюдать законодательство, которым гарантируются определенные права как предприятию, так и его руководителям.

Муниципальные предприятия функционируют, как правило, на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения предоставляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника, любым движимым имуществом, в том числе деньгами, по своему усмотрению, в том числе сдачей в аренду, залогом, меной, продажей, передачей в доверительное управление. Право владения и пользования по своему усмотрению распространяется на недвижимое имущество (без права распоряжения). Распоряжение недвижимым имуществом возможно с согласия собственника. Реально эти полномочия единолично осуществляются руководителем предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде.

В соответствии с ГК РФ вмешательство собственника вне установленного круга полномочий в деятельность предприятий, которым имущество было передано в хозяйственное ведение, считается неправомерным. Собственник может изъять лишь неиспользуемое по назначению имущество и распорядиться им по усмотрению.

Муниципальное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам предприятия за исключением последствий банкротства, вызванного вмешательством местного самоуправления. В этом случае возникает субсидиарная ответственность по его обязательствам. Такую же ответственность муниципальное образование несет при недостаточности имущества своего казенного предприятия.

С согласия собственника муниципальное предприятие может быть участником коммерческих и некоммерческих организаций, распоряжаться принадлежащими ему акциями, долями в хозяйственных обществах или товариществах.
В соответствии с ГК РФ органом управления в муниципальных предприятиях является директор, т.е. коллегиальные органы управления исключаются. Руководитель предприятия управляет финансовыми потоками, в том числе самостоятельно принимает решения об использовании прибыли.

Для муниципального предприятия определяются следующие показатели экономической эффективности деятельности (плановые и отчетные): выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей); чистая прибыль; прибыль, подлежащая перечислению в местный бюджет; дивиденды, подлежащие перечислению в местный бюджет; чистые активы.

Законодательство не устанавливает обязательного независимого аудита для унитарных предприятий, создания на предприятии каких-либо контрольных органов.
Отсутствие у муниципального образования необходимых контрольных функций приводит к нарушениям предприятиями финансовой дисциплины: денежные потоки муниципальных предприятий переводятся в другие фирмы для сокрытия прибыли; заключаются сделки для удовлетворения личных интересов руководителей. Скрывается объективная информация о деятельности предприятий, что не позволяет предотвращать противоправные действия.

В ряде случаев полномочия собственника не дают возможности не только требовать от руководителя предприятия достижения определенных качественных показателей деятельности, но и определять эти показатели. Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.
Управление в муниципальных предприятиях уже не отвечает современным требованиям. В частности, наряду с руководителем нужен коллегиальный орган управления, полномочия которого были бы аналогичны полномочиям наблюдательного совета (совета ди-ректоров) акционерного общества (с учетом специфики унитарного предприятия).

По данным Росстата, в 2013 г. в Едином государственном регистре учтено 3,935 млн организаций и предприятий, в том числе 239 тыс. муниципальных и 157 тыс. государственных; строительных предприятий — 113 тыс., из них муниципальных — 972, государственных — 2700. Количество коммерческих компаний, внесенных в госреестр как вновь созданных, в 2013 г. составило 411,9 тыс., что на 3,3% больше, чем в 2012 году (398,6тыс.), количество компаний, прекративших свою деятельность уменьшилось на 18,4% — до 421,0 тыс. против 515,9 тыс. в 2012 году.

За годы реформ их активы, полученные в наследство от СССР, во многих случаях распроданы, износились физически и морально.
Правительство РФ предполагает дальнейшее сокращение числа муниципальных предприятий с использованием двух путей их ликвидации:

-отчуждения непрофильных активов в соответствии с законом о приватизации;

-продажа обязательна за любую цену, т.е. если аукцион не состоится, то объект выставляется на повторные торги без объявления начальной цены;

-преобразования в муниципальные учреждения с правом ведения хозяйственной деятельности для зарабатывания денег сверх устанавливаемой сметой суммы.

Все это потребует изменений в законе о государственных (муниципальных) предприятиях или его отмены.

Муниципальный сектор превращается в совокупность самоуправляемых территориальных единиц с функциями регулирования деятельности хозяйствующих субъектов и финансовыми ресурсами для реализации социальной политики государства. Статус предприятий разных форм собственности все больше выравнивается. Их объединяет принадлежность к определенной территории, национальному или местному рынку, а не к министерству (ведомству). Для местного самоуправления все предприятия на территории муниципального образования равноценны и различаются лишь режимом налогообложения: какие налоги, в какой бюджет, кто платит.

Муниципальные предприятия не оказывают сколько-нибудь существенного влияния на местную казну: бюджеты наполняют налоговые доходы и дотации.
При равных рыночных условиях ни одна форма собственности не имеет преимуществ, принадлежность хозяйствующих субъектов какому-либо собственнику не имеет сколько-нибудь существенного значения. Цена и качество услуг становятся исчерпывающими критериями получения социального заказа.

Теоретически возможно представить обслуживание даже без наличия у местного самоуправления имущества или предприятий. Оно и сейчас обеспечивается за счет привлеченных из других бюджетов средств, а не доходами от производственно-финансовой деятельности. Если поступлений средств из других бюджетов становится достаточно для выполнения социальных функций, то муниципальное образование может ограничиваться ролью заказчика на производство социальных товаров и услуг предприятиями и учреждениями любых других форм собственности и хозяйствования, т. е. посредника между населением и поставщиками товаров и услуг. Для этого требуется внесение изменений и дополнений в нормативно-правовые акты, в частности о порядке оплаты из бюджета услуг, оказываемых частными предприятиями, создание равных условий для конкуренции при наличии бюджетной поддержки муниципальных предприятий.

Но зачем распродавать муниципальные предприятия, искусственно подгонять унификацию форм хозяйствования, если процесс сближения идет объективно; укрепит ли это экономическую базу муниципальных образований?

Те, кто осуществлял приватизацию, полагают, что всякая частная предпринимательская структура добивается лучшего соотношения цены и качества, чем муниципальное предприятие, а частных фирм, желающих вкладывать деньги в малопривлекательную сферу, будет достаточно; муниципальные образования получат и единовременный доход, и ежегодные налоговые платежи .

Однако после нескольких приватизационных кампаний социальное обслуживание не стало дешевле и лучше. Приватизация меняет форму собственности, замещает общественное частным и не увеличивает численность субъектов рынка, не усиливает конкуренцию. Что касается эффективности производства, то от формы собственности она ни теоретически, ни практически не зависит. Выбор в пользу частных фирм для предложения услуг населению возможен лишь при явном их преимуществе по цене и качеству и при гарантированном поступлении налоговых платежей в местные бюджеты, а не по месту другого юридического адреса.

Распродажа может сократить неотчуждаемый минимум имущества, необходимый местному самоуправлению для выполнения полномочий, привести к утрате муниципальными образованиями статуса хозяйствующих субъектов, что противоречит основополагающим актам о местном самоуправлении. Европейская хартия местного само-управления и Конституция РФ обязывают муниципалитеты для обеспечения автономии иметь собственные источники средств, чтобы выполнять функции социально-экономического развития. А в условиях рыночного хозяйствования для органов местного самоуправления это означает возможность и необходимость иметь в распоряжении коммерческие предприятия, сочетать обязательные полномочия с добровольными. Ведь частное предприятие не может гарантировать сохранение профиля обслуживания при изменении конъюнктуры. Оно всегда ориентируется на максимально высокие цены услуги, тем более в условиях монопольного положения.

Не менее важен и такой аспект последствий ликвидации муниципальных предприятий: они несут социальную нагрузку и сдерживают рост тарифов на жилищно-коммунальные и другие услуги, при необходимости получая дотации из местного бюджета.

Но муниципальное предприятие на праве хозяйственного ведения всегда может быть переведено на полный хозяйственный расчет с отключением от остатков бюджетного финансирования. Если же отменить регулирование платежей за услуги населению, т.е. допустить их предоставление по ценам, включающим хотя бы среднюю прибыль, то это будет доступно любому муниципальному предприятию, и оно ничем не будет отличаться от частного по силе мотивации. При этом дотации переадресуются непосредственно потребителям услуг.

У местной власти тоже есть интерес к доходному бизнесу, в том числе к выходящему за рамки его территории. Муниципальные предприятия могут освоить любой сегмент рынка. Муниципальные образования участвуют в строительстве крупных объектов общественной значимости, торговых портов, спортивных сооружений и т.д.
Сейчас бизнес не проявляет особого интереса к оставшимся муниципальным объектам. Но ситуация изменится по мере усиления конкуренции за прибыльные вложения в других отраслях, укрепления реальной власти на местах, способной гарантировать долго- срочность правил и вложений, перевода муниципального сектора на рыночные условия, прежде всего жилищно-коммунального хозяйства, путем сокращения расходных полномочий местного самоуправления и доведения платы за коммунальные услуги до рыноч- но-конкурентного уровня. Тогда в случае приватизации объектов в крупных городах доходы от оказания услуг переместятся мимо государственной и муниципальной казны в частные руки, обострив проблему защиты социально уязвимых слоев населения.
В России существуют огромные возможности для развития бизнеса, ориентированного на удовлетворение местных потребностей, без ликвидации муниципальных предприятий. В этом весьма заинтересованы органы местного самоуправления; проявляя инициативу в этом направлении, они могут получать дополнительные доходы и меньше зависеть от бюджетов других уровней.

Предприниматели используют государственные ресурсы (землю, леса, водные источники, дороги, электроэнергию и т.д.); плата за них возможна в разных формах, не только в виде налоговых платежей, и никогда не станет окончательной, так как потребности общества постоянно меняются. Если бизнес успешен, то выигрывает и муниципальная казна.

При наличии местного самоуправления муниципальный и частный сектор нуждаются друг в друге. Частный сектор становится элементом, субъектом муниципального хозяйства, экономическим ресурсом, а не конкурентом, и должен поддерживаться местным самоуправлением, если он действует в интересах населения.

Каждое муниципальное образование предпочитает опираться на собственные ресурсы, службы, чтобы было с кого спрашивать за результаты работы. Государственная власть может не принимать мер по укреплению экономической базы местного самоуправления, но, видимо, не может отказать ему в праве решать эту задачу самостоятельно.
Привлечение частных фирм к обслуживанию населения в мировой практике распространено и считается заурядным явлением. Частные фирмы привлекаются в традиционно контролируемые органами местной власти сферы городского хозяйства на основе передачи муниципального имущества в аренду или доверительное управление, приватизации предприятий. Например, в США в 20 крупнейших городах на частный сектор приходится 50% общего объема услуг населению, 80% культурных и спортивных заведений, в здравоохранении уровень приватизации достиг 50%. Частные фирмы обслуживают исправительные учреждения, занимаются охраной, текущим ремонтом и освещением улиц, организуют зоны отдыха и развлечений. Обычным явлением стало превращение государственных шоссейных дорог в частные платные магистрали. Приватизируют муниципальное имущество, которое еще пригодно для эксплуатации, не требует больших затрат на ремонт.

Одна из организационных форм реализации местным самоуправлением социальных функций — муниципальное учреждение Это некоммерческие организации, на них не распространяется требование рыночной доходности, они финансируются за счет местных и региональных бюджетов, платных услуг населению по смете исходя из предполагаемых затрат на содержание. Их продукция — коллективные блага (здоровье граждан, доступность образования, общественная безопасность и т.д.).

Муниципальные учреждения создаются для достижения социальных, благотворительных культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Создание муниципального учреждения осуществляется по решению органа местного самоуправления в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. Учредительными документами муниципального учреждения являются решение уполномоченного органа местного самоуправления и утвержденный им устав.
Муниципальные учреждения проходят государственную регистрацию в качестве юридических лиц. Основанием для регистрации являются устав муниципального образования и решение о создании юридического лица.

Основанием для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Создавая муниципальные учреждения, органы местного самоуправления закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное или частичное финансирование.

Источниками формирования имущества муниципального учреждения в денежной и иных формах служат:

регулярные и единовременные поступления из местного бюджета;

добровольные имущественные взносы и пожертвования;

выручка от реализации товаров, работ, услуг;

дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

доходы, получаемые от собственности муниципального учреждения;

другие, не запрещенные законом поступления.

Органы местного самоуправления могут оказывать муниципальным учреждениям экономическую поддержку в разной форме, в том числе путем предоставления:

льгот по уплате налогов, сборов и платежей муниципальным учреждениям, созданным в образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта;

иных льгот, в том числе полного или частичного освобождения от платы за пользование муниципальным имуществом;

льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим муниципальным учреждениям материальную поддержку.

Рыночная среда постепенно принуждает учреждения (школы, больницы и т.д.) совершенствовать формы работы. С одной стороны, недостаток бюджетного финансирования заставляет их повышатьроль платных услуг, с другой — учреждения мало заинтересованы в рациональном использовании средств, ограничены в самостоятельности распоряжения ими. Поэтому сметное финансирование все больше заменяется финансированием муниципального заказа.

Муниципальное унитарное предприятие (МУП)

Муниципальное унитарное предприятие (МУП) — это коммерческая организация, владеющая собственностью, но не имеющая права распорядиться ей на свое усмотрение. Такой запрет относится также к извлеченной им прибыли. Фактически всем обладает государство, выделившее изначальный капитал, а организация только пользуется предоставленным имуществом.

Муниципальные унитарные предприятия могут действовать как на федеральном уровне, так и на уровне региона – однако чаще всего такого рода предприятия создаются именно местным самоуправлением муниципальных образований.

Учредительным документом такого юридического лица является устав. Кроме общей информации, он предоставляет сведения о целях деятельности организации и размере уставного фонда.

На основании чего действует муниципальное унитарное предприятие

Деятельность муниципальных унитарных предприятий регулируется рядом нормативных актов, из которых важнейшими являются следующие:

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Закон №161-ФЗ;

  • Закон № 44 ФЗ. Он касается такого вида деятельности МУП, как закупка им товаров или заказ услуг для муниципальных нужд.

  • Закон № 223-ФЗ.

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона.

Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.

Расшифровка аббревиатуры «МУП»

Аббревиатура МУП расшифровывается как «муниципальное унитарное предприятие».

Каждое приведенное слово в термине «МУП» имеет существенное значение:

  • «Муниципальное». Это слово означает, что предприятие создано на уровне местного самоуправления для обеспечения муниципальных потребностей в какой-либо продукции, товаров или, для выполнения определенного вида работ или оказании каких-нибудь услуг. В том случае, если инициатором создания выступает государство, создаются государственные унитарные предприятия.

  • «Унитарное». Это слово указывает на то, что имущество такого предприятия является целостным и не делится на акции, паи или на иные доли. При этом даже работники предприятия не могут владеть частью имущества МУП.

  • «Предприятие». Это слово на указывает то, что организация является обособленным субъектом экономической деятельности, который является юридическим лицом, и выступает в отношениях с органами власти или с контрагентами от своего имени и имеет имущество в управлении.

Имущество муниципальных унитарных предприятий

Отметим, что МУП не является собственником имущества. Это означает, что всё, чем пользуются муниципальные унитарные предприятия, находится в собственности соответствующего муниципального образования, несмотря на то, что муниципальные унитарные предприятия являются коммерческими организациями.

Муниципальное унитарное предприятие с юридической точки зрения

При создании таких учреждений муниципалитет обеспечивает его имуществом, которое является собственностью государства на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Любое название, которое присваивается этому юридическому лицу, обязательно должно указывать, кому принадлежит имущество. Этот хозяйствующий субъект за свои обязательства отвечает принадлежащем ему имуществом, не будучи ответственным перед обязательствами собственника имущества.

Собственник обладает правом назначения на должность руководителя предприятия.

Муниципальное унитарное предприятие имеет размер уставного фонда не менее 100 тыс. рублей.

Причины создания муниципальных унитарных предприятий

Такие хозяйствующие субъекты создаются по следующим причинам:

  • выполнять деятельность по решению социально значимых задач, выставляя на продажу определенный вид товаров и услуг по самым низким ценам и делая товарную интервенцию по товарам первой необходимости;

  • иметь в пользовании имущество, которое нельзя приватизировать;

  • обеспечивать конкретные виды деятельности, подлежащие дотированию, и осуществлять убыточное производство.

Цель и задачи муниципального унитарного предприятия

Органы местного самоуправления своим решением образуют унитарные предприятия, осуществляющие свою деятельность на праве хозяйственного ведения. Их создают с определенной целью – выполнять конкретные работы, оказывать разнообразные услуги и производить определенную продукцию.

Такое унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Характерные черты муниципальных унитарных предприятий

Деятельность организации в форме муниципального унитарного предприятия характеризуется следующим образом:

  • образование этого юридического лица происходит в том случае, когда собственник выделяет конкретную долю имущества, а не путем объединения какой-либо собственности нескольких лиц;

  • юридическое лицо обладает имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и делить его нельзя;

  • управление осуществляется единолично. То есть управляются такие учреждения одним человеком – директором. Назначает его на эту должность собственник или имеющий на это соответствующие полномочия специальный орган;

  • членство не предусмотрено.

Способы использования имущества

Местная власть закрепляет за МУПом какие-то материальные активы – но они продолжают принадлежать самому муниципалитету.

Именно поэтому МУПы делятся на два типа в зависимости от того, на основании какого права они пользуются этим имуществом:

  • на праве хозяйственного ведения;

  • на оперативном управлении.

Муниципальные унитарные предприятия при хозяйственном ведении самостоятельно пользуются принадлежащим имуществом, продукцией, которую выпускают и полученными доходами, с некоторыми ограничениями.

В законе это четко прописано.

Если используется оперативный способ распоряжения имуществом, то для распоряжения этим имуществом, продукцией, которая выпускается, и получаемой прибылью, необходимо согласие собственника.

При этом собственник имущества выполняет следующие задачи:

  • решает вопрос о необходимости создания хозяйствующего субъекта;

  • определяет, какой деятельностью оно будет заниматься;

  • занимается вопросами его реорганизации и ликвидации;

  • контролирует сохранность имущества.

Распоряжение имуществом

МУПы не вправе продавать, сдавать в аренду или иным образом распоряжаться имуществом без согласия местных властей. Также муниципальные унитарные предприятия не могут создавать дочерние общества.

Однако муниципальные унитарные предприятия имеют право вкладывать часть денежных средств в капиталы коммерческих товариществ или обществ, если такие действия допускаются Уставом предприятия и разрешены местным законодательством.

Кроме этого, муниципальные унитарные предприятия в определённых случаях могут распоряжаться доходами, которые были получены от собственной хозяйственной деятельности. Например, из таких доходов осуществляется оплата труда руководителей организации и работников предприятия.

Достоинства и недостатки

Эти хозяйствующие субъекты имеют положительные стороны. Их создают для решения актуальных вопросов. В сравнении с прочими коммерческими организациями они являются более устойчивыми, потому что их деятельность осуществляется в таких областях, в которых отсутствует конкуренция из-за отсутствия интереса со стороны частных предпринимателей. Тем более эти субъекты имеют государственную поддержку, что спасает их от разорения.

Такие предприятия своевременно выплачивают заработную плату, что является их главным положительным качеством.

Но существуют и недостатки муниципальных унитарных предприятий. С точки зрения экономики они малоэффективны. Заработная плата годами может оставаться на одном уровне, это способствует снижению производительности и интереса работников осуществлять свою трудовую деятельность. Кроме этого, на этих объектах имущество используют в личных целях для получения своей выгоды, присутствует воровство, высока степень бюрократии.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (ст. 113 ГК РФ в ред. ФЗ от 05.05.2014 № 99-ФЗ).

В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) унитарные предприятия.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований.и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения в зависимости от собственника имущества создаются в форме федерального государственногоунитарного предприятия (ФГУП), государственного унитарного предприятия субъекта РФ, муниципального унитарного предприятия. Унитарные предприятия на праве оперативного управления создаются в форме федерального казенного предприятия, казенного предприятия субъекта РФ, муниципального казенного предприятия.

Существование предприятий, не являющихся собственниками своего имущества, для нормального товарного оборота при рыночной экономике — нонсенс. Не случайно их нет в законодательстве ни одной страны с развитой рыночной экономикой. Там государственные и муниципальные предприятия обычно существуют в форме АО или ООО с участием (полным или иным) государства или муниципального образования — учредителя.

ГУП и МУП отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Они не отвечают по обязательствам собственника (учредителя), их имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.

ГУП И МУП не вправе без согласия собственника распоряжаются переданным ему недвижимым имуществом (продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом). Движимым имуществом ГУП И МУП вправе распоряжаться самостоятельно в установленных законом и собственником пределах и лишь в целях осуществления деятельности, которая определена уставом предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 3 ст. 18 ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»(далее — Закон № 161-ФЗ)).

Федеральные и муниципальные казенные предприятия могут распоряжаться и движимым, и недвижимым имуществом только с согласия собственника.

Плоды, продукты и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении ГУП (МУП), а также имущество, приобретенное ими по договору или иным основаниям, является собственностью государства (муниципального образования) и поступают в хозяйственное ведение ГУП (МУП).

Собственник имущества унитарного предприятия, образованного на праве хозяйственного ведения, не вправе изъять у ГУП (МУП) имущество. Собственник может только учредить ГУП (МУП) и ликвидировать его, но в последнем случае он в первую очередь должен рассчитаться с кредиторами ГУП (МУП). Оставшееся имущество переходит к собственнику.

Если банкротство ГУП (МУП) вызвано действием (бездействием) собственника имущества (учредителя), то на него в случае недостаточности имущества ГУП (МУП) может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

В отличие от других коммерческих организаций, имеющих общую правоспособность, у ГУП и МУП специальная правоспособность, строго соответствующая их уставным целям.

Унитарное предприятия не вправе создавать в качестве ЮЛ другое (дочернее) унитарное предприятие, передав ему часть своего имущества в качестве вклада в уставный фонд. Унитарное предприятие может создавать обособленные подразделения — филиалы и представительства по согласованию с собственником его имущества.

Унитарное предприятие создается от имени публично-правового образования решением уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Учредителем унитарного предприятия может выступать РФ (решение об учреждении федерального государственного предприятия принимает Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), субъект РФ (решение об учреждении ГУП принимает губернатор или уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ) или муниципальное образование (решение об учреждении МУП принимает глава или уполномоченный орган местного самоуправления).

Поскольку унитарные предприятия — коммерческие организации, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также на покрытие собственных нужд и развитие. Однако главной целью деятельности ГУП и МУП чаще всего является не извлечение прибыли, а решение социальных задач, удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

ГУП или МУП может быть создано в случае необходимости:

использования государственного и муниципального имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ;

осуществления деятельности в целях решения социальных задач, организации проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для ГУП;

производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной, и некоторых др. (см. п. 4 ст. 8 ФЗ о ГУП и МУП).

Унитарное казенное предприятие может быть создано в случае:

если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд;

необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности РФ, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов РФ;

необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;

необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность РФ;

необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;

необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Имущество унитарного предприятия формируется за счет:

имущества, закрепленного за унитарным предприятием собственником этого имущества;

доходов унитарного предприятия от его деятельности;

иных законных источников.

Размер уставного фонда ГУП должен составлять не менее чем 500 тысяч рублей, а МУП – не менее 100 тысяч рублей.

Уставный фонд должен быть полностью сформирован в течение трех месяцев с момента государственной регистрации. Стоимость имущества, передаваемого собственником в качестве вклада в уставный фонд унитарного предприятия, определяется по рыночной цене в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В унитарном предприятии, у которого имущество находится на праве оперативного управления (унитарное казенное предприятие), уставный фонд не формируется.

Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Фирменное наименование казенного предприятия, кроме того, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным.

Собственник имущества унитарного предприятия, являясь его учредителем, во многом определяет деятельность и осуществляет контроль за деятельностью ГУП и МУП.Собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:

принимает решение о создании;

определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, дает согласие на его участие в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения;

формирует уставный фонд ГУП и МУП;

принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор;

согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение других сделок;

осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;

дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;

утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;

дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;

дает согласие на участие унитарного предприятия в других ЮЛ;

принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;

имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством РФ.

Собственник имущества казенного предприятия в дополнение к указанным выше правомочиям имеет право:

изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Согласно ст. 21 Закона № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия не вправе:

заниматься предпринимательской деятельностью, быть учредителем (участником) ЮЛ;

занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности);

быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя;

быть руководителем другого унитарного предприятия;

принимать участие в забастовках.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и средней заработной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместителей руководителя и главного бухгалтера) ГУП и МУП устанавливается учредителем в кратности от 1 до 8.

В соответствии с ст. 349.5 ТК РФ информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров ГУП и МУП размещается в Интернете на официальных сайтах указанных предприятий.

Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.

Для усиления контроля собственников за имуществом ГУП и МУП без согласия собственника ГУП и МУП не вправе (ст. 18 Закона №161-ФЗ):

продавать принадлежащее им на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада уставный (складочный) капитал хозяйстве обществ или товариществ, иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника;

совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, с получением банковских гарантий, с иными обременениями, с уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества;

являясь арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, сдавать такой земельный участок в субаренду, перенаем, отдавать арендные права в залог, вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал других ЮЛ;

совершать крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает МРОТ. Режим крупных сделок распространяется на любые сделки, отвечающие этим критериям, даже если сделки совершены в процессе обычной хозяйственной деятельности. В силу ничтожности крупная сделка, совершенная унитарным предприятием без согласия собственника, не может быть одобрена им после ее совершения (в отличии от АО и ООО).

Кроме того, собственник вправе предусмотреть в уставе иные виды сделок, требующие его согласия.

Нарушение ограничений в совершении сделок унитарным предприятием влечет их недействительность.

Ничтожными признаются совершенные без согласия собственника следующие сделки:

связанные с приобретением и реализацией долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ, а также акций АО;

связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями;

связанные с уступкой требований и переводом долга;

договоры простого товарищества;

крупные сделки, совершенные без согласия собственника;

сделки, связанные с привлечением заемных средств, если не соблюдены форма и порядок привлечения;

сделки по распоряжению недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника.

Оспоримыми признаются сделки:

совершенные без согласия собственника имущества унитарного предприятия, если необходимость согласия предусмотрена уставом предприятия;

в которых имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, совершенные без согласия собственника имущества предприятия.

Любое унитарное предприятие является коммерческой организацией и не финансируется в какой-либо мере из бюджета РФ, ее субъекта или муниципального образования. Даже если источником финансирования деятельности унитарного предприятия выступают бюджетные средства, статус такого финансирования может быть определен как исполнение государственного (муниципального) заказа в рамках осуществления унитарным предприятием предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1 и ч. 2.1 ст. 15 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиямиЗакона о контрактной системе.

Согласно Закона № 321-ФЗ определил, что ГУП и МУП обязаны:

создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями ст. 38 Закона № 44-ФЗ;

осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ;

зарегистрироваться в ЕИС (единой информационной системе)в сфере закупок.

Для государственной регистрации унитарного предприятия в регистрирующий орган представляются следующие документы:

заявление о государственной регистрации унитарного предприятия;

решение уполномоченного государственного органа РФ, органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия;

устав унитарного предприятия;

сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним учредителем на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

документ об уплате государственной пошлины за регистрацию (если заявитель — руководитель унитарного предприятия).

Если заявителем при государственной регистрации унитарного предприятия является лицо, действующее на основании приказа или иного акта государственной власти или местного самоуправления, государственная пошлина за регистрацию не взимается (ст. 333.35 НК РФ). Если же заявитель является руководителем унитарного предприятия, то государственную пошлину за регистрацию платит это предприятие.

Закон № 82-ФЗ, позволяющий ЮЛ не иметь печать не коснулся ГУП и МУП, которые по-прежнему должны иметь и использовать печать.

Чистая прибыль ГУП и МУП распределяется между предприятием и соответствующим бюджетом.Возможны различные варианты использования чистой прибыли ГУП и МУП: централизация всей прибыли, оставление прибыли в распоряжении предприятий, централизация части прибыли.

Как указано в п. 2 ст. 17 Закона №161-ФЗ, государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, — для ФГУП , уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ — для ГУП субъектов РФ или органами местного самоуправления — для МУП.

Часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли ФГУП, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, производимых за счет чистой прибыли, но не менее 25% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства РФ.

Перечисляемая в соответствующий бюджет чистая прибыль не является полученными дивидендами и не подлежит налогообложению в соответствии со ст. 275 НК РФ.

В ГУП и МУП, как правило, общая система бухгалтерского учета.ГУП и МУП могут применять УСН при условии соблюдения требований гл. 26.2 НК РФ. Однако, на ГУП и МУП не распространяются положения, что УСН не могут применять ЮЛ, в которых доля других ЮЛ в УК более 25 %, так как учредителями ГУП и МУП не могут быть признаны ЮЛ, уставный фонд ГУП и МУП не распределяется по долям (Письмо Минфина России от 07.12.2015 № 03-11-06/2/71123).ГУП и МУП могут быть плательщикамиЕНВД.

В случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой отчетности) такой аудит является обязательным. В соответствии с ч. 4 ст. 5 ФЗ об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ при отборе аудитора в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ГУП размещение заказа возможно только путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в соответствии со ст. ст. 48 — 55 Закона № 44-ФЗ.

Тема. Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики

Понятие, функции и виды предприятия

Организационно-правовые формы предприятий

Основные и оборотные фонды (средства) предприятия

Ценообразование на предприятии. Функции и виды цен

Издержки производства и прибыль предприятия

1. Понятие, функции и виды предприятия

Основным звеном национальной экономики, в котором осуществляется непосредственный процесс производства, является предприятие (фирма). Понятие «предприятие» и «фирма» близки, но не тождественны. Предприятие чаще всего воспринимается как производственно-технический комплекс по производству товаров и услуг. Фирма– это организационно-экономическая, предпринимательская форма коллективной деятельности.

В России, как в законодательстве, так и в экономичес­кой практике понятие «предприятие» используется в ши­роком смысле с включением в него характеристик, прису­щих «фирме».

Таким образом, предприятие – самостоятельная хозяйственная едини­ца, обладающая правом юридического лица, использующая имеющиеся ресурсы для производства продукции, с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Функции предприятия

Производственно-техническая – производство товаров и предоставление услуг

Экономическая – осуществление хозяйствования в пределах одного предприятия (управление, организация, распределение и т.д.), что в совокупности с другими предприятиями образует хозяйственный комплекс страны

Социальная – обеспечение работников различными видами социальной помощи, уплата налогов в различные социальные государственные фонды, благотворительная деятельность

Внешнеэкономическая – участие в международном разделении труда, совместное производство с иностранными партнерами и научно-техническое сотрудничество

Виды предприятий

Предприятия классифицируются по ряду признаков:

1. По формам собственности различают частные, госу­дарственные, муниципальные, смешанные.

2. По сфере деятельности – производственные и непроизводственные.

3. По отраслевому признаку:

— промышленные;

— сельскохозяйственные;

— предприятия транспорта, связи, строительства.

4. По размерам:

— крупные (более 500 человек);

— средние (от 200 до 500 человек);

— малые (до 200 человек).

5. По цели деятельности – коммерческие и некоммерческие.

6. По количеству видов производимой продукции:

— специализированные, то есть выпускающие ограниченное число товаров;

— многопрофильные, производящие разные товары.

7. По организационно-правовым формам:

— хозяйственные общества;

— хозяйственные товарищества;

— производственные кооперативы;

— государственные унитарные предприятия;

— муниципальные унитарные предприятия;

Организационно-правовые формы предприятий

Под организационно-правовой формой предприятия (организации, учреждения) понимается признаваемая законодательством форма хозяйствующего субъекта, фиксирующая способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности.

К хозяйствующим субъектам, согласно действующему законодательству, относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества)

Полным признается товарищество, участники (полные товарищи) которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Участников полного товарищества не может быть менее двух. Вкладом в складочный капитал могут быть деньги, ценные бумаги, а также имущественные права, имеющие денежную цену. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Субсидиарная ответственность означает дополнительную ответственность всех «товарищей» пропорционально размеру их вклада.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков только в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или с дополнительной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.

Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредительным документом АО является его устав. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Число учредителей закрытого АО не может превышать 50 лиц.

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

— Федеральное государственное унитарное предприятие – ФГУП

— Государственное унитарное предприятие – ГУП (субъекта федерации)

— Муниципальное унитарное предприятие – МУП (муниципального образования)

Особую группу составляют некоммерческие предприятия (организации).

Некоммерческая организация — организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, политических, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. К таким организациям относятся фонды (напр., Пенсионный фонд), благотворительные и религиозные организации, потребительские кооперативы, государственные и муниципальные автономные, бюджетные и казенные учреждения (напр., ВУЗы), национальный парк, природный парк, государственный природный заповедник и др.

Организационно-правовые формы в мировой практике:

· единоличное владение;

· партнерство;

· корпорация.

Фирмы единоличного владения принадлежат обычно одному лицу (или семье), владелец отвечает по своим обязатель­ствам всем своим имуществом, включая личное..

Партнерство возникает в случае объединения ресурсов и предпринимательских способностей двух и более лиц. Поскольку здесь объединяются ресурсы нескольких лиц — владельцев фир­мы, то каждый из них имеет право на соответствующую часть об­щей прибыли и обязанность принятия на себя определенной доли ответственности по убыткам в случае их возникновения. Общая же ответственность партнеров по обязательствам является неограниченной.

Корпорация — форма организации бизнеса, базирующаяся на ограниченной ответственности. Владельцы такой фирмы получа­ют доход и несут ответственность по обязательствам корпорации только в пределах вложенных средств и пропорционально их раз­меру. Ответственность, таким образом, не распространяется на личное имущество владельцев корпораций. Собственность кор­порации разделена на части между владельцами в виде акций и паев.