Налоговая политика, что это?

Тест № 8 по обществознанию из модуля «Экокомика8

Тест по экономике 8 (11кл)

Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Налоги

1. Наибольшую часть доходов госбюджета составляют

1) налоговые поступления

2) доходы от внешнеэкономической деятельности

3) плата за землю

4) поступления от приватизации

2. К целям налоговой политики государства относится

1) финансирование общественных организаций

2) судебная защита имущественных интересов коммерческих фирм

3) повышение заработной платы работников частных предприятий

4) социальная поддержка населения

3. Государственный бюджет в России

1) относится только к государственным предприятиям

2) является рекомендацией и не обязателен для исполнения

3) принимается на срок не менее пяти лет

4) имеет статус закона

4. Дефицит государственного бюджета — это

1) снижение внешнего долга государства

2) превышение государственных расходов над доходами

3) сокращение объема денежной массы

4) сокращение налоговых поступлений

5. Запишите слово, пропущенное в таблице. Определите вид налоговой системы (прогрессивная, регрессивная или пропорциональная).

Субъект налога

Доход, тыс. руб.

Ставка налога, %

Вид налоговой системы

А

Б

В

Г

6. Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере:

А) Определите сумму налога для второго субъекта.

Б) Определите величину налоговой ставки для четвертого субъекта (в процентах).

В) Установите, какой вид налоговой системы принят в данном примере: прогрессивная, регрессивная или пропорциональная. Ответ обоснуйте.

Субъект налога

Валовой доход, руб.

Чистый доход, руб.

7. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налоги»? Привлекая знания экономического курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее инфор-

мацию об экономической роли налогов, и одно предложение, раскрывающее регулирующую функцию налогов

8. Раскройте смысл предложенного ниже высказывания, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собствен-

ный жизненный опыт.

«Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую» (Наполеон Бонапарт).

9. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль государства в экономике». ИЛИ по теме «Налоги». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы:

1.- 1 2. – 4 3. – 4 4. – 2 5. – регрессивная

6. — Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответы на первые два вопроса задания:

а) сумма налога для второго субъекта составляет 2000 руб.,

б) величина налоговой ставки для четвертого субъекта составляет 10%;

2) ответ на третий вопрос с обоснованием:

Принята пропорциональная система, так как величина ставки налога не изменяется с ростом дохода

Указания к оцениванию Баллы

Даны ответы на три вопроса и третий ответ с обоснованием – 3 б.

Дан ответ на вопрос и третий ответ с обоснованием — 2 б.

Даны два ответа без третьего и его обоснования. ИЛИ Дан третий ответ и его обоснование -1 б.

Дан ответ на один из двух первых вопросов. ИЛИ Ответ неправильный – 0 б. Максимальный балл 3

7. — Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Налоги — это обязательные безвозмездные платежи в государственный и местные бюджеты, осуществляемые физическими и юридическими лицами в соответствии с законом;

2) одно предложение с информацией о налогах, опирающейся на знания курса, например: Налоги являются главным источником доходов государства, но это не единственная их функция;

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса особенности регулирующей функции налогов, например: С помощью налогов государство способно регулировать экономические явления и создавать благоприятные и конкурентоспособные условия для различных деловых сфер.

Указания к оцениванию Баллы

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложе-

ния, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 3 б.

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы)

предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия – 2 б.

Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ При раскрытии смысла понятия наряду с верными

приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом

раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие)

информацию об одном аспекте понятия – 1 б.

Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный – 0 б.

Максимальный балл 3

8. – Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему) и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) выставляется 0 баллов.

К1 Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа дает представление о его понимании-1 балл

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании – 0 бал.

К2 Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведет к снижению оценки

по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения и выводы – 2 балла.

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия и положения -1 балл

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснен; теоретические положения, выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой – 0 баллов.

К3 Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии), факты личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух примеров из различных источников) – 2 балла.

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведен (-ы) пример (-ы) из источника одного типа – 1 балл.

Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведенные факты не соответствуют обосновываемому тезису – 0 баллов Максимальный балл 5

9. — Один из вариантов плана раскрытия темы «Роль государства в экономике»

1) Экономические функции государства:

а)законодательное регулирование; б) предоставление общественных благ; в) проведение социальной политики; г) обеспечение экономического роста; д) стабилизация экономики.

2) Государственный бюджет:

а) источники доходов госбюджета; б) основные расходы госбюджета; в) источники финансирования дефицита госбюджета.

3) Бюджетно-налоговая политика государства:

а) цели бюджетно-налоговой политики; б) инструменты бюджетно-налоговой политики;

в) стимулирующая фискальная политика; г) сдерживающая фискальная политика.

Один из вариантов плана раскрытия темы»Налоги» :

1) Понятие налогов.

2) Функции налогов:

а) фискальная функция; б) регулирующая функция; в) контрольная функция.

3) Виды налогов:

а) налоги прямые; б) налоги косвенные.

4) Системы налогообложения:

а) прогрессивная система; б) пропорциональная система; в) регрессивная система.

Указания к оцениванию Баллы

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу

(отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соот-ветствует плану сложного типа (содержит не менее трех пунктов, два их которых детализированы) -3 б.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя не менее трех пунктов, один из которых детализирован в подпунктах. ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах – 2 б.

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отра-

жены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов. ИЛИ В плане наряду с корректными формулировками

имеются ошибочные позиции. Но в целом план позволяет раскрыть содержание темы по существу

(отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана), один-два пункта детализиро-

ваны в подпунктах – 1 б.

План по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один-два пункта – 0 б. Максимальный балл 3

Особенности налоговой политики в Российской Федерации

Формирование налоговой политики России, результатом корой стала радикальная реорганизация налоговой системы страны, велось под знаком принятых без обсуждения следующих постулатов:

Налоговая система ведущих западных стран является образцом эффективности и стимулирующего воздействия на экономическое развитие;

При ее копировании она окажется столь же эффективной и стимулирующей и для российских условий;

Конечным итогом и целью формирования налоговой системы России является принятие Налогового кодекса.

Особенности оценки налоговой политики

Эффективность выбранной налоговой политики заключается в оптимальном сочетании фискальной и социально-экономической функции налогов, и базируется на следующих принципах:

1. Стабильность, понятность и прозрачность налоговой политики, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства.

2. Установление равных условий налогообложения для всех категорий налогоплательщиков и отмены необоснованных льгот по налогообложению.

3. Создание эффективной налоговой системы, которая обеспечит сбалансированность общегосударственных и частных интересов, будет способствовать развитию предпринимательства и наращиванию национального богатства РФ.

4. Обеспечение социальных гарантий и защиты в отношении малообеспеченных слоев населения.

5. Стимулирование переоснащения предприятиями основных фондов и обновления материально-технической базы.

6. Стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.

7. Социальное партнерство, как основа нового механизма налогового администрирования.

В сложившихся условиях актуализируются задачи оценки эффективности действующей налоговой политики государства и отыскания путей ее оптимизации.

Качественный метод оценки эффективности налоговой политики государства заключается в упорядочении и совершенствовании всего налогового законодательства. Необходимо прежде всего отказаться от практики начисления налогов на затраты (в настоящее время именно таким образом изымается налог на добавленную стоимость) и перейти к схеме, предусматривающей уплату налогов по мере поступления средств на счет предприятия. Уже этих двух моментов в действующей системе налогового регулирования достаточно, чтобы разрушить вполне нормальную экономическую структуру. Однако этот подход, направленный на “расшивку” всей системы бухгалтерского учета для изменения самого механизма изъятия налогов, не предполагает методов макроанализа.

В противовес ему количественные методы оценки эффективности налоговой политики государства нацелены на определение максимально рациональных налоговых ставок в рамках действующего налогового механизма. Для оценки налоговой политики государства существует несколько подходов. Самые распространённые из них:

§ оценка общей налоговой нагрузки в различных модификациях (доля налогов в ВВП, теория А. Лаффера, модели полных ставок). Данный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его практическое использование;

§ анализ налогообложения, состоящий из таких методов анализа, как временной и структурный анализ, трендовый анализ, анализ относительных коэффициентов, а также пространственный, факторный, исторический и международный анализ. Однако, здесь оценка налоговой политики производится только для целей государства;

§ анализ системы количественных и качественных показателей, подразумевающий формирование, расчёт и анализ специальной системы показателей. При этом процесс анализа связан с обработкой большого объёма информации.

Оценить эффективность налоговой политики государства можно с разных позиций, а именно с позиции экономического субъекта (источника налогообложения) и государства (получателя налогов).

С точки зрения юридических и физических лиц, оценка эффективности налоговой политики государства не представляет научного интереса, так как здесь действует прямолинейная и примитивная логика: чем больше налоговых изъятий, тем хуже.

При оценке налоговой политики с точки зрения государства возможны два аспекта анализа: оценка эффективности налоговой политики, влияющей на производственную активность экономической системы и на наполненность доходной части государственного бюджета. Как правило, эти две оценки вступают в противоречие, и налоговая политика, эффективная с точки зрения второго критерия, может быть совершенно неэффективной с точки зрения первого. Кроме того, даже в рамках каждого из этих критериев налоговая политика может иметь неоднозначный результат, т. е. в развитии исследуемых процессов имеются точки перегиба.

В качестве примера метода оценки эффективности налоговой политики государства рассмотрим основные аспекты метода, используемого ФНС РФ, а именно «Методика анализа системы количественных и качественных показателей, подразумевающий формирование, расчёт и анализ специальной системы показателей».

Показатели могут быть разделены с известной долей условности на две группы.

Первую группу составляют показатели, характеризующие «внутреннее» строение самой налоговой системы.

Вторую — показатели влияния налогов на социально-экономические процессы, налоговую нагрузку (таблица).

Таблица — Методические особенности расчета налоговых показателей

Цель, для которой рассчитываются показатели Расчет
Оценка выполнения бюджета Оценка выполнения бюджета
Оценка влияния изменений в налоговом законодательстве на величину налоговых платежей Оценка влияния изменений в налоговом законодательстве на величину налоговых платежей
Отслеживание хода реализации налоговых преобразований для нужд ведения системы национальных счетов Учет системы показателей, отражающих сумму налоговых платежей, относящихся только к деятельности отчетного периода (начисленных или уплаченных, не включая штрафы, пени, доначисления по результатам проверок)

К важнейшим показателям эффективности налоговой политики государства безусловно относятся общий налоговый режим и налоговое бремя. Если налоговая система следует классическим принципам своего построения (равенство, нейтральность, простота, удобство и др.), то тем самым она способствует созданию благоприятных условий для производства. Важно и то, на что расходуются собираемые налоги: структура бюджетных расходов (и не в меньшей мере, чем их объем) накладывает отпечаток на реальное налоговое бремя и несомненно должна учитываться при разработке налоговой политики.

Методика оценки тяжести налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации разработана Департаментом налоговой политики Минфина РФ.

Налоговое бремя — в широком смысле — общая сумма уплачиваемых налогов.

Налоговое бремя — в узком смысле — уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.

Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на принцип налогообложения получаемых благ и на принцип платежеспособности.

Выбор социально-экономических показателей для анализа обусловливается его целями и неизбежно будет варьироваться в зависимости от уровня, масштабов и перспектив стоящих задач. С макроэкономической точки зрения наиболее значимым для оценки эффективности налоговой политики представляется исследование связи предложенных опорных налоговых показателей с основными характеристиками развития производства и социальной сферы.

Среди производственных показателей можно указать (помимо уже задействованных при расчетах налогового бремени) на динамику и структуру основного капитала и инвестиций, на прибыль и ее использование, региональные и отраслевые пропорции и т.д.

Из показателей социального развития — все главные характеристики уровня жизни: доходы, заработная плата, потребление, сбережения и др.

Принципы государственной налоговой политики

На сегодняшний день у специалистов сформировались различные взгляды на принципы налоговой политики. Некоторые авторы отождествляют принципы налогообложения с принципами построения налоговой системы, другие — принципы построения налоговой системы с принципами налоговой политики, третьи выделяют принципы налоговой политики, не отождествляя их с принципами ни налогообложения, ни построения налоговой системы.

На наш взгляд, последний подход является наиболее правильным, так как хотя у понятий налогообложения, налоговой системы и налоговой политики общая основа, но принципиально разное содержание.

Принципы налогообложения — это некоторые основополагающие аксиомы, на которых должно строиться налогообложение как таковое. Они должны давать четкие ответы на важнейшие вопросы налогообложения: кто должен платить налоги, с чего должен взиматься налог, в каком виде и из какого источника он должен уплачиваться, зачем нужно уплачивать налог.

Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и ученых- экономистов с момента возникновения налогов. Особый интерес они стали вызывать в период возникновения финансовой науки. Уже в период меркантилизма в работах Ж. Бодена, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Т. Мена, Дж. Локка, У. Петти мы видим попытки сформулировать некоторые фундаментальные постулаты, на которых должно основываться налогообложение.

Однако до середины XVIII в. эти попытки совершались с переменным успехом. Впервые сформулировали принципы в более широком плане физиократы, и в частности французский экономист В. Мирабо, который полагал, что всякое налогообложение должно отвечать следующим принципам1:

  • • должно быть основано на самом источнике доходов;
  • • должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;
  • • не должно быть слишком обременено издержками взимания.

В соответствии со своими взглядами на землю как главный источник богатства физиократы полагали, что облагаться должен чистый доход собственников земли. По их мнению, этот налог должен быть единственным, поскольку в конечном счете «все остальные налоги перелагаются на чистый доход от земли». Этот единый и прямой налог должен определяться на основании кадастра и соизмеряться с производительностью земли.

Заметная роль в решении проблемы принципов налогообложения принадлежит А. Смиту, который первым четко смог их сформулировать. При этом его заслуга отнюдь не в приоритетности их открытия, ведь многое из того, о чем он писал, до него высказывалось другими учеными, о которых говорилось выше. Его заслуга состоит в обобщении и осмыслении всего предыдущего опыта, в яркости и точности формулировок фундаментальных принципов, глубину которых отмечали все последующие ученые XIX и XX вв. Разработанные им принципы легли в основу современного налогообложения и построения налоговых систем.

При разработке принципов налогообложения Смит исходил из индивидуалистических теорий государства, считая налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства, и потому приоритетными полагал интересы налогоплательщиков. Не случайно его принципы были названы впоследствии «Великая хартия вольностей налогоплательщика» или «Декларация прав налогоплательщика». Авторитет Смита как крупнейшего экономиста XVIII в. придавал этим принципам особую значимость .

Сформулированные Смитом четыре фундаментальных принципа не устарели до настоящего времени.

  • 1. Принцип всеобщности и справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно доходам, получаемым под защитой государства.
  • 2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, срок и способ уплаты налога заранее были точно известны плательщику, а также всем другим лицам.
  • 3. Принцип удобности, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы предоставлять наибольшие удобства для плательщика.
  • 4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы сбора налогов.

Сформулированные в конце XVIII в. принципы налогообложения заложили основы современной финансовой и налоговой политики государств. Вместе с тем, несмотря на большой авторитет Смита, чтобы сформулированные им принципы стали аксиомами, потребовалось более 100 лет до их внедрения в финансовую практику государств. Только во второй половине XIX в., когда государство настолько окрепло, а финансовая наука окончательно сформировалась, принципы обложения могли быть реализованы при создании налоговых систем.

Понятие налоговой системы как самостоятельного объекта исследования было выделено финансовой наукой достаточно поздно, лишь в конце XIX — начале XX в. Обобщение практики налогообложения и создание общей теории налогов позволило сформулировать понятие налоговой системы и поставить задачу формирования (синтеза) налоговой системы, удовлетворяющей определенным принципам и требованиям.

Русский экономист И. X. Озеров в своем труде «Основы финансовой науки» дал следующее определение налоговой системы: «Взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием всех социально-политических, экономических и финансовых факторов, носит название налоговой системы. Каждая страна, каждая эпоха имеет свою налоговую систему. При этом налоговая система это не простая сумма налогов, но такая комбинация, которая построена, по возможности, по указанию высших принципов податного обложения для покрытия государственных расходов».

Для решения задачи синтеза налоговой системы необходимо обосновать оптимальную структуру составляющих ее элементов, сформировать их системные взаимодействия, выбрать и сформулировать сами критерии оптимальности налоговой системы. Все это требует иных подходов к формированию принципов построения налоговой системы, отличных от принципов налогообложения.

Принципы построения налоговой системы должны представлять собой основополагающие положения и правила, которые позволяют обосновать структуру оптимальной налоговой системы, выбор необходимых ее элементов и обеспечение их системного взаимодействия.

В конце XIX в. немецкий экономист А. Вагнер сформулировал свои принципы налогообложения, которые фактически являются принципами построения налоговой системы. При разработке своей системы принципов он руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план вынес финансовые потребности государства, необходимые для обеспечения коллективных потребностей общества. Он создал систему принципов, которая учитывала интересы и государства, и налогоплательщика с приоритетом первого. Эта система состоит из девяти положений, сгруппированных в четыре группы принципов.

  • 1. Финансовые принципы налогообложения он ставит на первое место. Это:
    • • достаточность обложения;
    • • эластичность (подвижность) обложения.
  • 2. Народно-хозяйственные принципы образуют вторую группу:
    • • надлежащий выбор источника обложения;
    • • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.
  • 3. Этические принципы составляют третью группу:
    • • всеобщность обложения;
    • • равномерность обложения.
  • 4. Административно-технические принципы (или правила) образуют четвертую группу:
    • • определенность налогообложения;
    • • удобство уплаты налога;
    • • максимальное уменьшение издержек взимания.

Первый принцип справедливости у А. Смита носит этический характер и по содержанию соответствует пятому и шестому принципам Вагнера. Три других принципа Смита можно отнести к организации и администрированию налогообложения, т.е. они соответствуют принципам четвертой группы Вагнера.

Принципиальное отличие подхода Вагнера состоит в том, что первые два принципа финансово-политического характера — достаточности и подвижности — он ставит во главу всех принципов, даже выше справедливости. В этом проявляется его принципиально иной взгляд на роль государства. Вагнер, являясь сторонником активного вмешательства в экономику, исходит из того, что общественно-хозяйственная система настолько необходима людям, что «доставление средств для нее», их достаточность должны быть поставлены на первое место. При этом принцип справедливости не отвергается, но проводится в жизнь в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы.

Второй финансовый принцип — подвижность (эластичность) — предполагает использование налога или системы налогов, которые обладают способностью адаптироваться к государственным нуждам, т.е. позволяет оперативно увеличивать или уменьшать налоговые доходы и соответственно налоговое бремя. Примером эластичного налога является современный подоходный налог, использующий прогрессивную шкалу налогообложения. В качестве неэластичного налога можно назвать соляной налог, увеличение которого в России в XVIII в. привело к серьезным экономическим и социальным последствиям.

Формулируя третий принцип налогообложения — надлежащий выбор источника обложения, — Вагнер, в отличие от Смита, развивая идеи справедливости, полагал, что источником обложения должен быть не только доход, но и капитал. Дискуссия вокруг этого положения ведется до сих пор еще со времен Смита.

Так, русский экономист начала XIX в. Н. И. Тургенев, развивая идеи Смита, считал, что «налог должен быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались»1. Вагнер в понимании этого принципа исходил, с одной стороны, из необходимости наименьшего стеснения народного хозяйства, а с другой — из обеспечения лучшей реализации социально-политических целей налога путем обложения капитала, в первую очередь наследуемого.

Четвертым принципом о правильной комбинации налогов Вагнер дал определение налоговой системы как совокупности налогов, которая, удовлетворяя определенным этическим принципам (всеобщности и равномерности) и принципам управления (определенности, удобства, экономии), позволяет системе выполнять главные финансовые принципы — достаточности и эластичности, т.е. обеспечивать поступление в казну средств как при нормальных, так и при чрезвычайных обстоятельствах.

В дальнейшем разработанные в XVIII—XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики принципы построения системы налогообложения были сформированы в определенную систему.

Современные принципы построения системы налогообложения могут быть объединены в три группы :

  • 1) экономические;
  • 2) организационные;
  • 3) юридические.

В группу экономических входят принципы:

  • • равенства и справедливости, что предполагает равное и справедливое распределение налогового бремени;
  • • эффективности, который состоит фактически из двух самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
    • — налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений, или, но крайней мере, это влияние должно быть минимальным,
    • — максимальная эффективность каждого конкретного налога выражается в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата;
  • • соразмерности налогов, который можно сформулировать также как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и государства. При установлении налога должны учитываться экономические последствия для бюджета и их воздействие на хозяйственную деятельность налогоплательщиков;
  • • множественности налогов, который включает ряд аспектов. Прежде всего, налоговая система должна быть основана на совокупности разных налогов и объектов обложения, которая бы отвечала требованиям оптимального перераспределения налогов по плательщикам. Другим не менее важным аспектом является недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при определенных экономических и политических обстоятельствах это может привести к краху всей финансовой системы. Множественность налогов позволяет государству проводить гибкую налоговую политику. Из принципа множественности следует эффект взаимодополняемости налогов. Практическое применение принципа множественности должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов. Эволюция взглядов на эту проблему более подробно будет рассмотрена ниже;
  • • всеобщности, что предполагает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги. Вместе с тем он предполагает, что законодательство может исключать из налогообложения отдельные категории налогоплательщиков.

В группу организационных принципов налогообложения входят следующие принципы1:

  • • универсальности, который предполагает, с одной стороны, одинаковые требования к налогоплательщикам независимо от формы собственности, субъекта обложения, отраслевой принадлежности. С другой стороны, должен быть обеспечен одинаковый подход к начислению налога, независимо от источника или места получения дохода или объекта обложения;
  • • единства налоговой системы, что означает недопустимость установления налогов, нарушающих единство экономического пространства и налоговой системы страны;
  • • эффективности, что означает требование минимальных издержек при осуществлении налогового администрирования;
  • • одновременности, когда один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный период;
  • • разделения налогов по уровням власти, что предполагает обязательное законодательное распределение налогов по уровням органов власти, как в части установления самих налогов, так и их элементов.

Суть остальных принципов соответствует содержанию, вложенному в них А. Смитом и А. Вагнером.

К группе юридических относятся следующие принципы :

  • • законодательной формы установления налогов, о которой впервые заговорили физиократы. Сегодня это обязательная норма, которая, к сожалению, не всегда выполняется. Типичным примером может служить установление транспортного и специального налогов в 1993 г. в России, а также введение множества местных налогов, не предусмотренных действовавшим в то время законодательством;
  • • равенства и справедливости, что означает обеспечение справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков перед законом;
  • • приоритетности налогового законодательства, что на практике означает верховенство законодательства но налогам и сборам только в вопросах установления налогов над другими ветвями законодательства.

Содержание, как всей системы приоритетных принципов, так и каждого из них не является общепризнанным в мировой теории и практике налогообложения. Вместе с тем приведенные принципы представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговых систем с учетом конкретных экономических и социально-политических условий развития общества.

Принципы налоговой политики хотя и базируются на фундаментальных принципах налогообложения и построения налоговых систем, однако имеют свое самостоятельное значение. По своему содержанию они представляют собой основополагающие идеи, правила, положения, которые применяются в процессе формирования важнейших характеристик налоговой политики, выбора ее целей, способов и инструментов их достижения.

Как видим, по своему содержанию принципы налогообложения, построения налоговой системы и налоговой политики принципиально различаются, образуя некую иерархию целей. Очевидно, что при формировании принципов налоговой политики необходимо учитывать принципы налогообложения и построения налоговой системы.

Кроме того, перечисленные системы принципов не тождественны и по причине их различной юридической фиксации. Принципы построения налоговой системы должны иметь законодательное оформление, тогда как принципы налоговой политики могут устанавливаться подзаконными актами. Они могут быть закреплены в любом долгосрочном документе. Наиболее целесообразно, по нашему мнению, их закрепление в Доктрине (стратегии) налоговой политики которой, к сожалению, в России не существует. Ежегодно, с 2007 г. Правительство РФ утверждает Основные направления налоговой политики на очередной и два последующих года, которые скорее относятся к вопросу тактики налоговой политики.

В последние годы были предприняты попытки сформулировать принципы налоговой политики. Так, например, А. В. Аронов и В. А. Кашин сформулировали 12 оптимальных принципов, названных правилами «здоровой» налоговой политики.

Правило 1. Распределение основной массы налогового бремени должно основываться на принципах социальной справедливости.

Правило 2. Весь процесс налогообложения должен быть экономически эффективным, т.е. затраты государства и налогоплательщиков в связи с выполнением последними своих налоговых обязательств должны быть минимальными.

Правило 3. Приоритетной целью налоговой политики должно являться обеспечение необходимых условий для экономического развития и инвестиций в национальную экономику.

Правило 4. Налоговая система не должна препятствовать законному праву каждого гражданина самостоятельно, своими силами и законными средствами обеспечивать достойное проживание себя и своей семьи.

Правило 5. В основе государственной налоговой политики должна быть заложена защита законных интересов нации в целом и каждого гражданина в частности.

Правило 6. Следует устанавливать основные налоговые режимы таким образом, чтобы за нарушение режима самосохранения или воспроизведения окружающей природной среды была установлена соразмерная ответственность.

Правило 7. Государство должно воздерживаться от использования налоговой системы для вмешательства в хозяйственную и частную жизнь граждан.

Правило 8. Государство должно надлежащим образом информировать не только о всех законах, устанавливающих налоги, но и о всех готовящихся изменениях в налоговом законодательстве.

Правило 9. России следует придерживаться принципа налоговой педи- скриминации в отношении граждан и предприятий других стран, но только в тех случаях, когда применение этого принципа не противоречит защите ее национальных интересов.

Правило 10. Следует строго соблюдать запрет на двойное налогообложение, как внутри страны, так и на международном пространстве.

Правило 11. Государству запрещается использовать свою эмиссионную политику как средство скрытого повышения налогового бремени.

Правило 12. Налогоплательщикам должно быть дано право учитывать при взыскании с них обязательных налоговых платежей имеющиеся встречные обязательства государства (его органов).

На рис. 1.4 приведена система принципов современной налоговой политики, несколько отличающихся от приведенных выше1.

Рис. 1.4. Принципы формирования государственной налоговой политики

  • 1 См.: Налоговая политика: теория и практика. С. 25—28.
  • 1. Принцип научной обоснованности. Современная налоговая политика должна быть научно обоснована и выверена, т.е. исходить из достоверных, подтвержденных логически и эмпирически сведений, которые позволяют адекватно описывать общественные процессы и прогнозировать их развитие. Ее формированием обязательно должны заниматься профессионалы из разных предметных областей (экономисты, юристы, социологи, философы). Неотъемлемым элементом научной обоснованности должна быть ее тщательная научная экспертиза. Слишком велико значение налоговой политики для государства, общества и экономики, чтобы допустить ее формирование волюнтаристским образом. Политики не должны использовать ее как разменную монету, и ее цели и основные средства их достижения должны быть результатом тщательного научного поиска, а не результатом воплощения провозглашенных в запале предвыборных баталий популистских обещаний.
  • 2. Принцип определенности. Налоговая политика в силу своей значимости не может являться простой совокупностью программных установок руководителей страны. Она должна быть определена программными документами стратегического (концептуального) характера и регулярными содержательными документами тактического, нормативного правового характера и иметь обязательную силу для органов исполнительной власти.
  • 3. Принцип оценки и учета ожидаемых эффектов. Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться на основе прогнозирования всех возможных эффектов (результатов), обоснования как можно более точной их количественной оценки. Необходимо учитывать не только целевые положительные, но и ожидаемые отрицательные эффекты, всегда присутствующие при любой налоговой новации. Количественная их оценка необходима, чтобы выбор целей и средств подтверждался экономически — сумма положительных эффектов должна быть во много раз больше суммы отрицательных эффектов.
  • 4. Принцип учета и согласования различных интересов. Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться не только на основе оценки и учета эффектов. Такой выбор должен сопровождаться также обязательным учетом интересов различных видов бюджетов и разных категорий налогоплательщиков. Различные интересы необходимо согласовывать, поскольку разные эффекты имеют различных адресатов: чьи-то интересы будут реализованы, а чьи-то будут ущемлены при внедрении того или иного налогового инструмента.
  • 5. Принцип единства стратегии и тактики. Формирование налоговой политики должно предусматривать выработку концепции (доктрины) и разработку ее стратегии. А реализация налоговой политики должна предусматривать разработку тактики. Причем она не должна противоречить стратегии, а вместе они не должны противоречить концепции налоговой политики.
  • 6. Принцип гибкости. Налоговая политика должна быть достаточно гибкой и оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации не только в регионе, стране, но и в мире. В общем смысле налоговая политика должна следовать строго в фарватере социально-экономических изменений, но в ряде случаев она должна даже предвосхищать и опережать ожидаемые изменения. Сформированная налоговая политика — это не догма, а руководство к действию, ее непрерывному совершенствованию и объективной коррекции. При этом доктрина и стратегия должны демонстрировать наибольшую стабильность, а вариативность должна обеспечиваться за счет изменения тактики налоговой политики.
  • 7. Принцип гласности. Как формируемая налоговая политика, т.е. программные документы стратегического (концептуального) характера, так и реализуемая налоговая политика, т.е. регулярные содержательные документы тактического характера, должны быть доступны для широкого использования и обсуждения. Эти документы не должны иметь никаких «грифов секретности», поскольку касаются каждого гражданина, т.е всех нас. Государство обязано заблаговременно информировать налогоплательщиков о готовящихся изменениях, чтобы последние успели адаптировать свою деятельность к новым налоговым условиям. Но этим гласность не ограничивается. В идеале должна быть предусмотрена и регламентирована сама процедура общественного обсуждения. Налогоплательщики должны иметь возможность выразить свое отношение к готовящимся налоговым изменениям, тем более что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют это легко реализовать.
  • 8. Принцип политической ответственности. Согласно этому принципу государство постоянно должно обращаться к гражданам за принципиальной оценкой того, в том ли направлении реализуется налоговая политика, на те ли нужды расходуются средства налогоплательщиков. То есть налоговая политика должна адекватно реагировать на предпочтения общественного выбора, не позволяя использовать инструменты налогообложения для превратной реализации групповых (в том числе корпоративных) интересов. Политическая ответственность должна реализовываться также через персональную идентификацию вводимых налоговых изменений, чтобы напротив каждой законодательной поправки была обозначена фамилия ее инициатора, а налогоплательщики бы точно знали — кому адресовать ее успехи или промахи. Кроме того, политическая ответственность должна заключаться в том, чтобы ограничивать способность государства получать какие-либо преимущества от быстрого принятия налоговых изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков, и держать налогоплательщиков в неведении о готовящихся изменениях.

Исходя из всего сказанного выше напрашивается следующий вывод. Обоснованным следует считать наличие различных групп принципов применительно к налогообложению, построению налоговой системы и главное — формированию налоговой политики. Эти принципы хотя и нуждаются еще в тщательном теоретическом обосновании и эмпирической проверке, но должны стать в перспективе предметом нормативного закрепления.

Можно спорить с авторами о полноте и содержании этих принципов, однако необходимо признать правильность и крайнюю необходимость их формирования и юридического закрепления в соответствующих нормативных правовых актах.

Сущность, цели, задачи налоговой политики

Один из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов — налоговая политика, которая представляет собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования. Ее содержание и цели зависят от объективных и субъективных факторов, политического строя, задач, стоящих перед государством. В силу этих причин представляется задачей первостепенной важности сформирование концепции налоговой политики с позиции экономической детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Отношения собственности на средства производства и предметы потреблении, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, становятся причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности каждого отдельного хозяйствующего субъекта и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога — смена формы собственности или переход права собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.

Сложившиеся в государстве налоговые отношения отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами самого государства, создании благоприятных условий для увеличения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения.

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования — отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, оптимальном сочетании функций налогов, их влиянии на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе.

Центральный вопрос налоговой политики — необходимость научного обоснования предела налоговых изъятий, т.е. величины размера ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения имеет два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика, второй — с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. речь идет о том, какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.

В силу различий организаций по фондоемкости, материалоемкости, трудоемкости, рентабельности продукции величина показателей налогового бремени различна.

Цели налоговой политики:

  • фискальная — основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
  • экономическая — целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
  • социальная — сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;
  • стимулирующая — активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
  • экологическая — охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
  • контрольная — для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
  • международная — введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики — государство.

Объект налоговой политики — налогообложение.

Налоговая политика многогранна и включает в себя:

  • выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;
  • определение основных направлений и принципов налогообложения;
  • разработку мер, направленных на достижение поставленных конкретных целей в области социально-экономического развития общества, увеличения доходной части бюджета и т.д.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач налоговая политика подразделяется на налоговую стратегию и налоговую тактику.

  • Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.
  • Налоговая тактика предусматривает решение задач конкретного периода путем своевременного изменения налоговой системы.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:

  • построение стабильной налоговой системы;
  • облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
  • сокращение налоговых льгот;
  • развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

Существует три типа налоговой политики:

  • политика максимальных налогов;
  • политика разумных налогов;
  • политика высоких налогов с высоким уровнем социальных гарантий.

При первом типе государство устанавливает высокие ставки налогов, сокращает налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такую политику государство проводит в определенные моменты развития. Подобная политика осуществлялась в России в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативный последствиям, суть которых состояла в следующем.

Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. В экономике страны назревал кризис, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое уклонение от налогообложения, приведшее к тому, что по большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся доходов. Практика уклонения от уплаты налогов фактически ставила под сомнение целесообразность функционирования российской налоговой системы. Каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий па учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй платил меньше, чем положено по закону, и только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался с государством по своим обязательствам.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая теневая экономика, уровень производства в которой, по разным оценкам, достигал от 25 (по официальным данным) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы, как правило, не шли на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики посредством более активного использования рыночных механизмов, и том числе налогов.

При втором типе государство не только учитывает фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет, следовательно, к свертыванию социальных программ. Цель такой политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное увеличение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Подобная политика проводится в период, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Эти методы налоговой политики были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. XX в. и получили название «рейгономика».

Третий тип налоговой политики представляет собой нечто среднее между вторым и первым. Его суть заключается в установлении высокого уровня налогообложения и разработке значительного числа государственных программ.

Практическое проведение налоговой политики осуществляется с помощью налогового механизма.

Налоговая политика государства

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Определение 1

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая политика государства 470 руб.
  • Реферат Налоговая политика государства 250 руб.
  • Контрольная работа Налоговая политика государства 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Замечание 1

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

В современных условиях выделяются следующие методы налоговой политики:

  1. Контроль за соотношением прямого и косвенного налогообложения
  2. Контроль за соотношением федеральных, региональных и местных налогов
  3. Контроль налогового бремени по отраслям, грамотный перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие
  4. Контроль соотношения прогрессивных и пропорциональных налоговых ставок
  5. Регулирование масштабов предоставления льгот по уплате налогов и их направленности
  6. Регулирование состава налогов и их элементов