Наполняемость классов

Сколько в классе должно быть учеников?

Население Одинцово постоянно растёт. Очень много многодетных семей. Переполненные школы — одна из главных проблем города.

Но новые учреждения не строятся. Напротив, застройщики максимально откладывают возведение социальных объектов или вообще отказываются от выполнения обязательств по их строительству. Новостройки прикрепляют к старым учреждениям. Зачастую целые микрорайоны на десятки тысяч жителей оказываются прикреплены к учреждениям находящимся почти в 10 км.

Чтобы принять постоянно увеличивающееся количество учеников, школы мобилизуют последние ресурсы и одновременно с этим пытаются выполнить поручение президента и губернатора по ликвидации второй смены.

Ранее в наших публикациях, посвящённых проблеме переполненных школ, мы указывали на ограничение по числу учащихся в класса, установленное в п.10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» в редакции №72 от 25.12.2013. Родители стали обращаться к руководству учреждения и в управление образования Одинцовского района с требованием привести численность детей в соответствие с СанПиН. Но получали отказ. В своих «отписках» чиновники ссылались на то, что такого норматива не существует и ограничения на количества учащихся больше нет.

Так ли это? Давайте разберёмся, правы ли чиновники и о чём они умалчивают, пользуясь нашей правовой безграмотностью.

О чём молчат чиновники?

Напомним, в 2010 году главный санитарный врач России Геннадий ОНИЩЕНКО утвердил очередные «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В соответствии с параграфом 10.1 «наполняемость классов» не должна была превышать 25 человек.

Однако спустя 5 лет, постановлением №81 от 24.11.2015 Геннадий Онищенко внёс изменения в этот СанПиН. Абзац про ограничение в 25 человек получил новую формулировку:

Количество учащихся в классе определяется исходя из расчёта соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдения требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удалённости мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

То есть, теперь для каждого учебного кабинета нужно считать максимальную вместимость. И делать это надо с учётом п.4.9:

Площадь учебных кабинетов принимается без учёта площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:

  • не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий
  • не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

И здесь начинается самое интересное. Если редакция СанПиН 2010 года позволяла в любом учебном классе разместить 25 человек, то теперь картина резко меняется.

В Одинцово большинство школ построены по типовому проекту 65-426/1 «Самолётик». Площадь классных комнат в таком здании составляет 49-53 м². Если разделить эту площадь на 2,5 м2, то получается, что в классе может быть не более 20 детей!

Но и это ещё не всё. Если учитывать требования к расстановке мебели, в том числе удалённость мест для занятий от светонесущей стены, а также требования к естественному и искусственному освещению, то получается и вовсе не более 16 (!) учеников в классе!

В новом учебном году количество учащихся муниципальных школ увеличилось на 4000 человек. По этому показателю Одинцовский район — один из лидеров в Подмосковье. При этом в растущие как на дрожжах новостройки преимущественно заселяются молодые семьи детородного возраста, поэтому фактическая потребность в школах больше нормативной, которая в некоторых микрорайонах Одинцово превышена в 15 раз! Из-за нехватки дополнительная нагрузка ложится на учреждения соседних микрорайонов.

Школ нет, но вы держитесь!

На более чем 11 тыс. жителей ЖК «Одинцовский парк» (9 микрорайон) предусмотрена только одна начальная школа на 380 учеников. Средней школы даже в планах не было и нет. После начальной школы дети «парка» идут в другие городские учреждения, в которых и без них нормативная вместимость превышена в 5 раз!

В микрорайоне №6 на 15 тыс жителей и вовсе нет ни одной школы. Более того, нет даже сроков начала её строительства. Уплотнительную реконструкцию микрорайона ведёт «ЮАССтрой». Но пока компания строит только жилые дома и торговые центры. А это значит, что все дети 6-го микрорайона перегружают школы соседних микрорайонов.

Можно вспомнить и СОШ №17 в «Новой Трёхгорке», в которой 1 сентября 2016 года выстроились сразу девять первых классов, наполняемость которых составила 30 человек. А в Дубковскую школу (посёлок ВНИИССОК) 1 сентября придёт примерно 1950 школьников при проектной вместимости 825 учеников. Первых классов до буквы «З»!

В ЖК «Одинбург» стартовало строительство нового луча на 1000 квартир, тогда как планируемый срок сдачи школы — IV квартал 2019 года. Будет ли она построена в указанный срок — большой вопрос с учётом множества примеров других застройщиков. Сейчас дети «Одинбурга» посещают СОШ №9 во втором микрорайоне Одинцово, куда также привозят школьников из ЖК «Гусарская баллада». Школа переполнена.

Таким образом, ситуация усугубляется всё больше. Единственный выход — строительство новых школ с просторными классами. Однако вместо этого из бюджета района было потрачено 2 млрд руб. на платную школу в Раздорах. На эти деньги в Одинцовском районе можно было построить 2-3 обычные муниципальные школы. Кстати, гимназия имени Е. М. Примакова в Раздорах — одна из немногих, где нормативы неукоснительно соблюдаются. Численность учеников в классе не превышает 20 человек.

Чего не скажешь о школах города Одинцово: на 1 сентября 2017 года в Гимназия №4 — 5 первых классов по 34 ученика, ОЛГ — 5 первых классов по 34 учеников. По факту все городские школы перегружены. Почти во всех учится в два раза больше детей чем их проектная вместимость не говоря о нормативной.

Директора школ нарушают закон

Мы часто слышим про переход образовательных учреждений на «рыночные рельсы»: образовательные услуги и подушевое финансирование. Директора школ у нас теперь называются менеджерами, от которых работодатель требует эффективности. Но почему в их показателях эффективности нет соблюдения требования СанПиН? Почему они формируют классы со значительным превышением нормативных требований? Почему нарушают закон об образовании?

Ответ прост: они покрывают управленческие ошибки своих руководителей, своих работодателей. Зарплату ведь они получают не из наших рук, а от заказчика образовательных услуг. Роль родителей и детей — вторична, мы сырьё в этом бизнес-процессе.

Вторая смена — не нарушение!

Вторая смена не является нарушением СанПиН, если школа не имеет статус «лицея» или «гимназии», в отличие от превышения нормативной численности классов, которое является нарушением в любом случае. Но чиновники не хотят идти на понижение статуса учреждения, ведь это слишком наглядно покажет его ущербность перед соседями. Так власти отчитались о ликвидации второй смены в Лицее №2 и отказались от её введения в ОЛГ, а в результате «резиновая» Гимназия №14 приняла ещё больше учеников.

Страдает качество обучения

Из-за переполненных классов возрастает нагрузка и на учеников и на педагогов. Несмотря на «рыночные рельсы» заработная плата учителя не зависит от количества учеников в классах. В таких условиях школа теряет квалифицированные кадры.

В переполненных классах невозможно использовать современные образовательные методики и индивидуальный подход для раскрытия потенциала учеников.

Большое скопление людей в ограниченных пространствах ухудшает эпидемиологическую ситуацию — болеют и учащиеся, и педагоги, пропуская занятия.

Высокий результат на ЕГЭ, которым хвастают чиновники, это заслуга в первую очередь родителей, а не школы. Невозможно в условиях переполненных классов подготовить учеников к 100-бальному результату. Только дополнительные индивидуальные занятия с репетиторами.

Можно ли изменить ситуацию?

Нет, если и дальше сидеть и ждать, когда чиновники позаботятся о наших детях, а не о детях губернатора.

В нашей стране сложился ручной метод управления. Решают только те проблемы, которые громче заявляют о себе и несут опасность для правящего класса. Яркий пример — активность обманутых дольщиков. Власти, безусловно, не должны вмешиваться в правоотношения между дольщиком и частной компанией. Но дольщики добиваются решения своих проблем планомерными, хорошо подготовленными и информационно раскрученными акциями.

Только активная гражданская позиция родительского и педагогического сообщества и массовые обращение ко всей вертикали власти от директора школы до Президента могут изменить ситуацию с переполненными школами в Одинцово и в Подмосковье в целом.

Пишите! Иначе будут и дальше строить школы в Раздорах для рублёвских элит и решать проблемы обманутых дольщиков бюджетными средствами. Ведь они заявляют на всех уровнях о себе, а вы молчите.

Образец обращения о приведении численности класса к требованиям СанПиН

Помогите распространить эту статью как можно шире. Поделитесь ей со своими друзьями и знакомыми. Киньте ссылку в родительские группы. Не только в одинцовские, эта проблема общая. Только вместе мы сможем переломить ситуацию!

<Письмо> Минобрнауки России от 16.03.2018 N 08-581
«О направлении методических рекомендаций»
(вместе с «Методическими рекомендациями о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях, в целях реализации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере образования», утв. Минобрнауки России 20.03.2018 N ТС-39/08вн)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО

от 16 марта 2018 г. N 08-581

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет для использования в работе методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях, в целях реализации полномочий субъектов Российской Федерации в сфере образования.

Директор Департамента

А.Е.ПЕТРОВ

Приложение

Утверждаю

Заместитель Министра образования

и науки Российской Федерации

Т.Ю.СИНЮГИНА

20 марта 2018 г. N ТС-39/08вн

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПРИМЕНЕНИИ НОРМАТИВОВ И НОРМ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

НАСЕЛЕНИЯ, ВЫРАЖЕННЫХ В НАТУРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ, В ЦЕЛЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения.

1.1. Настоящие методические рекомендации о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения, выраженных в натуральных показателях (далее — рекомендации) разработаны во исполнение пункта 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р, в связи с тем, что нормативы и нормы ресурсной обеспеченности населения, выраженные в натуральных показателях (далее — нормативы и нормы ресурсной обеспеченности населения), утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г., N 29, ст. 3504), признаны утратившими силу.

1.2. Рекомендации предусматривают реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по вопросу применения нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере образования и позволяют предопределить объемы своих расходов на соблюдение соответствующих норм без дополнительного правового регулирования на федеральном уровне.

2. Нормативное правовое регулирование вопросов применения нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере образования.

2.1. Акты, которыми были установлены показатели, указанные в примечании к пунктам 1, 2 и 4 раздела «Нормы и нормативы питания, обмундирования, мягкого инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях», к пунктам 1 — 6 раздела «Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях» и к пунктам 1 — 6 раздела «Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений» социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р (далее — социальные нормативы), признаны утратившими силу в связи с принятием Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон о детях-сиротах), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также упорядочением правовых актов в области образования.

2.2. Указанные вопросы регламентируются иными нормативными правовыми актами. Например, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 (зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., регистрационный N 19993), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2013 г., регистрационный N 30067). При этом указанные нормативы распространяются на все образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

2.3. Согласно части 6 статьи 6 Федерального закона о детях-сиротах нормы обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, утверждаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы и нормативы питания, обмундирования, мягкого

инвентаря и оборудования в образовательных учреждениях

в сфере опеки и попечительства

В сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних необходимо руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2017 г. N 1066, от 18 сентября 2017 г. N N 1116, 1117 г., регулирующие вопросы утверждения норм и порядка обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, норм и порядка обеспечения выпускников организаций, о порядке обеспечения проездом и учебной литературой (далее — постановления).

Постановления ранее разработаны Министерством и приняты Правительством Российской Федерации в целях реализации Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 359-ФЗ).

Нормы потребления продуктов питания по типам учреждений

и контингентам обслуживаемого в них населения

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 утверждены нормы обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета.

Рекомендуемые суточные наборы продуктов для организации питания для детей в дошкольных образовательных организациях включены в санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», а для обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования в СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Для воспитанников образовательных учреждений разработаны среднесуточные наборы продуктов и ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах, определены основные критерии организации питания, в том числе касающиеся набора и качества блюд, предлагаемых для питания обучающихся, временных промежутков приема пищи, а также установлены определенные функциональные условия деятельности пищеблоков в образовательных учреждениях.

Рекомендуемые среднесуточные наборы пищевых продуктов для организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах определены методическими рекомендациями МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах. Методические рекомендации», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Методическими рекомендациями Роспотребнадзора утверждены: рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7 — 11 и 11 — 18 лет (от 24.08.2007 N 0100/8604-07-34), рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах (24.08.2007 N 0100/8606-07-34), примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7 — 11 и 11 — 18 лет в государственных образовательных учреждениях (24.08.2007 N 0100/8605-07-34).

Организация здорового питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях осуществляется в соответствии с совместным приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. N 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений».

Минздравом России принят приказ от 19 августа 2016 г. N 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания».

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

дошкольного образования

1. По пункту «Норматив числа мест в дошкольных образовательных организациях раздела «Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях» следует применять санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564) (далее — СанПиН), а также Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 (далее — Приказ N 1014). Пунктом 1.9 СанПиН установлено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) — не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.

Пунктом 1.11 установлено рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;

для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет — 12 детей;

для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;

для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;

для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;

для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;

для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет — 8 детей;

для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;

для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;

для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

Пунктом 1.12 СанПиН установлено, что в дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет — не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) старше 3 лет:

не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

В настоящее время в Приказ N 1014 вносятся соответствующие изменения.

Указанные нормативы распространяются на все образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования.

Терминологию следует привести в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. По пункту «Нормативы удельных показателей общей площади основных видов дошкольных учреждений для городского строительства» раздела «Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений» необходимо руководствоваться Сводом правил СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89″, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1034/пр.

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

общего образования

1. По пункту «Наполняемость классов» раздела «Нормативы наполняемости классов и групп в образовательных учреждениях» следует обратить внимание, что на основании постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10) внесены изменения. Согласно принятым изменениям из СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендательная норма, устанавливающая предельную наполняемость классов общеобразовательных организаций в 25 человек, исключена.

Согласно пункту 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 189 (далее — СанПиН 2.4.2.2821-10), количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.

В соответствии с пунктом 10.16 СанПиН 2.4.2.2821-10 в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.

В настоящее время Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России ведется работа по внесению изменений в приказы Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» и «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (далее — Порядки 1014 и 1015) в том числе в части определения предельной наполняемости отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и при получении ими образования совместно с другими обучающимися для внесения соответствующих изменений в Порядки 1014 и 1015.

2. По пункту «Нормативы удельных показателей общей площади зданий общеобразовательных учреждений» необходимо руководствоваться пунктами раздела III СанПиН 2.4.2.2821-10 «Требования к территории общеобразовательных организаций».

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций на территории необходимо предусмотреть зону отдыха для организации подвижных игр и отдыха обучающихся, посещающих группы продленного дня, а также для реализации образовательных программ, предусматривающих проведение мероприятий на свежем воздухе.

Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных организаций рекомендуется учебные помещения для начальных классов выделять в отдельный блок (здание), группировать в учебные секции (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).

В учебных секциях (блоках) для обучающихся 1 — 4 классов размещают: учебные помещения с рекреациями, игровые комнаты для групп продленного дня (из расчета не менее 2,5 м2 на одного обучающегося), туалеты.

В учебной секции для обучающихся первых классов, посещающих группы продленного дня, рекомендуется предусматривать спальные помещения площадью из расчета не менее 4,0 м2 на одного ребенка.

Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета (в редакции изменений N 3, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 г. N 81):

не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;

не менее 3,5 м2 на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

При проектировании и строительстве общеобразовательных организаций высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать кратность воздухообмена (в редакции изменений N 2, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. N 72).

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

среднего образования

1. По вопросу установления норм и нормативов питания, обмундирования, мягкого инвентаря и оборудования в профессиональных образовательных организациях необходимо руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2017 г. N 1117 «Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, — детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием»;

2. По вопросу наполняемости учебных групп в профессиональных образовательных организациях необходимо использовать приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. N 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Определение социальных норм и нормативов

для образовательных организаций, реализующих программы

высшего образования

1. По пункту «Нормы обеспечения общежитий постельными принадлежностями» раздела «Социальная защита населения» нужно руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2011 г. N 23 «Об утверждении СП 2.1.2.2844-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений».

2. Нормативы общей площади зданий педагогических университетов и институтов до 2010 года до утраты силы были прописаны в государственных образовательных стандартах (п. 6 раздела Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений). Для действующих федеральных государственных стандартов по направлениям подготовки по УГСН 44.00.00. «Образование и педагогические науки» данные нормативы исключены.