Направление логистика

Сколько видов логистики существует

Логистика — это способ организации, управления и контроля в передвижении товаров и информации с выявлением наиболее рациональных методов и путей. Логистика на предприятии позволяет уменьшить расходы компании, выбрать наиболее рациональные пути доставки грузов, методы их хранения и прочие задачи.

Основные логистические задачи

Основная цель логистики — обеспечение наиболее рационального передвижения товаров, доставки их до места назначения с наименьшими растратами. Для достижения основной цели на производстве необходимо выполнение следующих условий:

  • своевременная доставка нужных товаров в определенный срок;

  • установленное количество товаров для доставки;

  • установленное место назначения;

  • минимизация общего уровня затрат на поставку товаров.

Основная задача логистики — при минимальных тратах организовать наиболее рациональную поставку товаров, их хранение и работу складов на предприятии. Задачи можно распределить следующим образом:

  • сбор, хранение и обработка информации о материальном обеспечении логистики;

  • планирование и создание материальных запасов на предприятии;

  • установка и организация промежуточных складов, хранения оптовой продукции;

  • создание системы, которая полностью соответствует требованиям основного заказчика;

  • упаковка продукции по основным требованиям;

  • выбор транспорта для перевозки продукции, договор с перевозчиками;

  • составление плана транспортировки и ее организация;

  • выбор наиболее рационального маршрута.

Основные виды логистики

Можно выделить 5 преобладающих видов логистики:

  • Закупочная — организация наличия на производстве основных необходимых материалов. Различают традиционный (единоразовая поставка товаров) и оперативный (доставка по требованию) способы;

  • Производственная — организация полного цикла производства товаров и сопровождение всех этапов — от поиска источника сырья до выпуска товара. Главная задача такой логистики — высокое качество производимой продукции при минимальной стоимости;

  • Распределительная — распределение рабочих функций и ценностей между продавцами продукции и покупателями оптового типа;

  • Транспортная — организация доставки товаров. Главная цель — наиболее оптимальный и быстрый путь доставки с минимальными затратами на весь процесс;

  • Информационная — контроль за рациональностью распределения информационных потоков.

Основные принципы логистики

В системе преобладают такие такие основные принципы:

  • Системности. Изучение предмета логистики как с внутренней, так и с внешней стороны;

  • рациональности. Выбор наиболее оптимальных путей доставки — максимальная прибыль при минимальных затратах;

  • Интеграции. Все действия по осуществлению логистики должны объединяться для достижения главной цели;

  • Целостности. Свойства общей системы логистики должны совпадать со свойствами ее отдельных частей. Этот принцип отражает возможность системы целиком и полностью выполнять поставленную функцию — без сбоев;

  • Формальности. Определение характеристик качества и количества системы;

  • Иерархии. Переход от низшего уровня к высшему, с полным соблюдением поставленной иерархии.

Современные системы логистики приобретают все более новые и функциональные веяния. Основной задачей каждого из видов логистики является обеспечение рационального движения товаров при минимальном уровне расходов. Грамотный логист — специалист который может составить и сопроводить весь данный процесс до самого конца.

МОДУЛЬ 1. Основные положения логистики

ТЕМА 1.2. Научные основы логистики

1.2.1. Сущность логистики

Функции логистики

Определение сущности логистики

1.2.2. Логистика как самостоятельная область знаний

Предмет и содержание логистики как науки

Основные понятия логистики

1.2.3. Принципы логистики

Вопросы для повторения

1.2.1. Сущность логистики

Функции логистики

Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:

  1. интегрирующая – формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
  2. организующая – обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
  3. управляющая – поддержание параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Интегрирующая функция. При доставке товаров от поставщика к потребителю материальный поток проходит стадии закупки материалов, производства и распределения (сбыта) продукции. Каждая стадия товародвижения характеризуется специфическими особенностями и решает присущие только ей задачи. Однако ни одна из них не может рассматриваться самостоятельно, вне единого процесса товародвижения. Определяющая роль в данном процессе принадлежит сбыту. Именно он обусловливает организационные и экономические особенности производства, объем и номенклатуру закупок материалов, а также отношения этих стадий друг к другу. Вместе с тем каждая из стадий товародвижения, в свою очередь, оказывает воздействие как непосредственно на процесс производства, так и на протекание процесса товародвижения в целом. Например, расширение рынка сбыта приводит к росту объема производства и закупок. Временное прекращение поставок материалов или резкий рост цен на них обусловливает увеличение уровня запасов за счет приобретения материалов в больших количествах и по более низким ценам и т.п.

Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта готовых изделий. Происходит переход от частных, локальных задач подсистем к глобальным целям производственной организации.

Организующая функция. В процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками устанавливаются и реализуются хозяйственные связи. Объективной основой хозяйственных связей выступает разделение труда по стадиям товародвижения, которое ведет к обособлению отдельных процессов и вызывает потребность налаживания объединяющих различные сферы связей. Решение данной задачи осуществляется посредством организации в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации по всей цепи от производителя к потребителю, обеспечения взаимодействия отдельных стадий и согласования действий всех участников товародвижения.

Управляющая функция. Для того чтобы добиться рационального взаимодействия и согласования всех частей рассматриваемого процесса, необходимо им управлять. Логистическое управление направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыках стадий товародвижения. В широком смысле управляющее воздействие логистики на процесс движения материалов заключается в поддержании параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.

Таким образом, логистика обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование путем установления необходимых хозяйственных связей между отдельными стадиями и участниками логистического процесса и управление движением материальных потоков.

Определение сущности логистики

Главная цель логистики – вовремя и в необходимом количестве доставить произведенную продукцию в нужное место с минимальными издержками. Совокупность логистических функций и целей определяет сущность логистики.

Сущность логистики состоит в интеграции, обеспечении взаимодействия стадий и участников процесса товародвижения, управлении материальным потоком на основе сопровождающей его информации с целью доставки необходимых товаров в нужное место в требуемое время с минимальными издержками.

Процессы, протекающие в логистической системе и характеризующие ее взаимодействие с внешней средой, раскрывают содержание логистики как вида практической деятельности.

1.2.2. Логистика как самостоятельная
область знаний

Предмет и содержание логистики как науки

Логистика изучает сложные динамические производственно-коммерческие комплексы, осуществляющие организационно-экономическую деятельность в области снабжения, основного производства, транспортных и сбытовых операций.

Характерными особенностями таких комплексов являются: рассредоточенность основных средств и коллективов людей на значительной территории; высокая фондоемкость большей части технических средств; мобильность одних и жесткая привязка к определенным географическим регионам других элементов логистической системы; зависимость от результатов работы большого числа смежных подсистем (грузоотправителей, грузополучателей, поставщиков ресурсов и т.д.).

Отмеченные особенности воздействуют на объем и протекание материальных и информационных потоков в логистической системе, а также определяют характер организационных и экономических отношений, возникающих между отдельными звеньями материалопроводящей цепи.

Предметом логистики как науки служат организационно-экономические отношения в сфере товародвижения на этапах закупки, производства и сбыта продукции. Логистика как научная дисциплина исследует общие свойства, законы и закономерности создания логистических систем.

Содержанием логистики как науки является установление причинно-следственных связей и закономерностей, присущих процессу товародвижения, в целях определения и реализации на практике эффективных организационных форм и методов управления материальными и информационными потоками.

Общим методом науки логистики является диалектический метод исследования. Для решения конкретных задач наука использует системный подход, методы исследования операций и теории систем.

Основные понятия логистики

Логистика обладает собственным понятийным аппаратом, который включает присущие ей категории, понятия, термины.

Материальный поток. Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.

Материальный поток – это отнесенная к временному интервалу совокупность товарно-материальных ценностей, рассматриваемых в процессе приложения к ним различных логистических операций.

Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на всем протяжении от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, формирующихся на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, обеспечивающий нормальное функционирование предприятия. Схема движения материальных потоков показана на рис. 1.2.1.

Рис. 1.2.1. Схема движения материальных потоков

Выделяют внешний и внутренний, входящий и выходящий материальные потоки.

Внешний материальный поток – это поток, который протекает во внешней по отношению к данной логистической системе среде.

Внутренний материальный поток – это поток, который протекает во внутренней среде по отношению к данной логистической системе.

Входящий материальный поток – это внешний поток, входящий в данную логистическую систему.

Выходящий материальный поток – это выходящий во внешнюю среду поток из данной логистической системы.

Управление материальными потоками предусматривает определение параметров траектории движения материалов, к числу которых относятся:

  • наименование материальных ресурсов;
  • количество материальных ресурсов;
  • начальная точка (выбор поставщика);
  • конечная точка (выбор потребителя);
  • время (срок выполнения заказа).

Информационный поток – это совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между нею и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций.

Информационный поток соответствует материальному. В реальных логистических системах материальный и информационный потоки могут частично опережать друг друга. Информационный поток может иметь одинаковое направление с материальным (прямое) и противоположное ему (встречное). Опережающий информационный поток в прямом направлении содержит предварительные сообщения о предстоящем прибытии грузов, а во встречном направлении – сведения о заказе. Одновременно с материальным потоком параллельно ему идет информация о количественных и качественных параметрах перемещаемых ресурсов. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может проходить информация о результатах приемки грузов, а также претензии и подтверждения.

Выделяют внешний и внутренний, входной и выходной информационные потоки. Их определения аналогичны определениям материального потока. Информационный поток характеризуется источником возникновения, направлением, периодичностью, объемом, скоростью передачи и т.д. Управление информационным потоком включает в себя изменение направления потока и ограничение его параметров.

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленных па преобразование материального и (или) информационного потока. К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести складирование, транспортировку, упаковку и др. Логистические операции с информационным потоком включают действия по сбору, обработке и передаче соответствующей информации.

Выделяют внешние и внутренние логистические операции. К внешним логистическим операциям относят все действия в области снабжения и сбыта готовой продукции, а к внутренним – операции по управлению материальным потоком в производстве. Кроме того, логистические операции могут быть односторонними или двусторонними, связанными с переходом права собственности на товар с одного юридического лица на другое.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы. Каждая из функций логистики представляет собой однородную (с точки зрения цели) совокупность действий.

К основным логистическим функциям относят планирование материального обеспечения производства, управление ходом выполнения производственных заказов, управление запасами, управление распределением продукции. К логистическим функциям могут быть также отнесены прогнозирование, контроль, регулирование.

Логистическая цепь. Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистические системы, связанные так называемой логистической цепью.

Логистическая цепь – это линейно упорядоченное множество физических и (или) юридических лиц, осуществляющих логистические операции по проведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления. Основными звеньями логистической цепи являются:

  • поставщики материалов;
  • склады;
  • транспорт;
  • распределительные центры;
  • производители товаров;
  • потребители продукции.

Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Различают макро- и микрологистические системы.

Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенные в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой инфраструктуру экономики региона, страны или групп стран.

На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем:

  1. с прямыми связями – доведение материального потока до потребителей осуществляется без участия посредников, на основе прямых хозяйственных связей;
  2. эшелонированные – в таких системах материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит по крайней мере через одного посредника;
  3. гибкие – в этом случае доведение материального потока до потребителя осуществляется как по прямым связям, так и с участием посредников. Например, снабжение запасными частями: отгрузка деталей редкого спроса обычно производится с центрального склада непосредственно в адрес получателя, а отгрузка стандартных деталей – со склада посредника.

Микрологистические системы представляют собой структурные составляющие макрологистических систем, класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой (производственные и торговые предприятия, территориально-производственные комплексы).

1.2.3. Принципы логистики

Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.

  1. Принцип системности предполагает формирование интегрированной системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении на практике единого технологического процесса выполнения производственных заказов на стадиях закупки, производства и сбыта продукции.
  2. Принцип обратной связи предусматривает, что цели и задачи логистической системы определяются требованиями рынка продуктов и услуг. Исходя из ожидаемых заказов, необходимого качества и сроков поставок устанавливаются масштабы и ассортимент производимой продукции, формируются заказы на материалы. В свою очередь, в соответствии с принятой стратегией закупок определяется величина текущего и необходимого запаса и т.д. Реализация принципа обратной связи требует выделения в составе логистической системы соответствующего блока, который бы осуществлял сбор и обработку информации об эффективности действий управляющей системы и требованиях товарного рынка.
  3. Принцип оптимальности заключается в достижении такой согласованности стадий процесса товародвижения и действий участников, при которой обеспечивается наибольшая эффективность функционирования предприятия как производственно-сбытовой системы.
  4. Принцип гибкости предполагает высокую степень приспосабливаемости логистической системы к условиям ее функционирования и специфическим запросам потребителей. Реализация принципа гибкости требует проведения работ по прогнозированию тенденций изменения состояния внешней экономической среды и выработки адекватных им действий.
  5. Надежность поставок как принцип логистики предполагает создание таких организационно-экономических условий, которые обеспечивали бы бесперебойное снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами и безусловное выполнение графика поставок готовой продукции. Принцип надежности поставок предполагает необходимость синхронизации всех стадий товародвижения, координации действий по управлению поставками и перевозками, создания производственных и резервных запасов.
  6. Принцип компьютеризации заключается в том, что все логистические функции и процесс товародвижения в целом должны выполняться с максимальной степенью автоматизации. Автоматическая система призвана осуществлять контроль за передвижением материалов и накапливать информацию о наличии полуфабрикатов, выпуске готовой продукции, состоянии производственных запасов, объеме поставок, степени выполнения заказов и др. Наибольший эффект «уплотнения времени» и гарантию высококачественного обслуживания потребителей дают информационно-управленческие системы, осуществляющие контроль и регулирование товародвижения с момента закупки материала до поступления готового продукта заказчику.

Вопросы для повторения

  1. Характеристика функций логистики.
  2. Главная цель логистики.
  3. Сущность логистики.
  4. Определение материального потока.
  5. Понятие информационного потока в логистике.
  6. Виды логистических операций и функций.
  7. Определение логистической цепи.
  8. Понятие и виды логистических систем.
  9. Принципы логистики и направления их реализации.

Основы логистики

Логистика – наука о планировании, организации и контроле материальных, финансовых и информационных потоков.

Финансовые потоки: потоки денежных средств в отечественной и зарубежной валюте, в наличной или безналичной форме. В бухучёте потоки денежных средств называются оборотами. На счетах бухгалтерского учёта учитываются денежные и материальные и иные ценности в натуральном и денежном выражении. Измеряются: тыс.руб/сут, млн.руб./мес.

Информационные потоки: потоки документов, текстов, информации в электронном и ином виде. Измеряются% количеством документов в день, печатных знаков в минуту, бит/сек. Наименьшая единица информации это 1 бит (ноль или единица), наименьшая единица информационного потока это 1 бод (1 бит в 1 сек).

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Еще в период Римской империи существовали служители, носившие титул «логисты» или «логистики», которые занимались распределением продуктов питания.

В первом тысячелетии нашей эры в военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. По мнению ряда ученых логистика выросла в науку благодаря военному делу. Неудача англичан в войне за независимость в Северной Америке в XVIII веке во многом связана с логистическими просчетами.

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века Джомини, который дал определение логистики как «практическое искусство маневра войсками». Утверждалось, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации, строительство дорог и т.д. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. Тогда же логистика применяется и в военной науке в России.

Активно применяться логистика начала в период II-й мировой войны для материально-технического снабжения американской армии на европейском театре военных действий. Постепенно логистика начала переходить из военной сферы в сферу хозяйственной практики.

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от первоначального источника до конечного потребителя.

Выделяют два принципиальных направления в определении логистики: функциональный подход и более широкий подход. Функциональный подход– управление всеми физическими операциями, которые необходимо выполнить в процессе доставки товара от поставщика к потребителю. Более широкий подход – включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке, гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

В современных условиях выделяют несколько функциональных областей логистики: закупочную, производственную, сбытовую. Выделяют также транспортную и информационную логистику, являющиеся составными частями каждой из трех функциональных областей логистики.

Как наука логистика решает следующие задачи:

· Прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;

· Определение необходимой мощности производства и транспорта;

· Разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;

· Разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;

· Построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;

· Разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции.

В примерной логистической цепи, т.е. цепи, по которой проходят материальный и информационный потоки от первоначального источника до конечного потребителя, выделяют следующие звенья:

1. Источник сырья;

2. Хранение в сфере снабжения;

3. Хранение сырья, полуфабрикатов на производстве;

4. Производство;

5. Хранение готовой продукции на производстве;

6. Хранение в сфере сбыта;

7. Потребитель

1-3 – закупочная логистика

3 – производственная логистика

4-7 – сбытовая логистика

Каждое звено включает свои элементы, что образует материальную основу логистики: транспортные средства, складское хозяйство, средства связи и управления.

Качественный состав потока по мере продвижения по цепи меняется. На первом большом участке (до переработки на производстве) движется продукция производственно-технического назначения, на втором – готовая продукция.

Выделение материального потока в качестве основного объекта управления упрощает видение экономических процессов, однако вследствие абстрагирования от ряда факторов позволяет проектировать сквозные логистические цепи, существенно сокращая при этом размерность задач моделирования.

Цель логистики – считается достигнутой, если выполнены следующие 7 правил логистики:

1. Продукт – нужный продукт;

2. Качество – необходимого качества;

3. Стоимость – с требуемым уровнем затрат;

4. Потребитель – нужному потребителю;

5. Количество – в необходимом количестве;

6. Время – должен быть доставлен в нужное время;

7. Место – в нужное место;

Макрологистика – решение вопросов, связанных с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов, выбором вида транспорта, организацией рациональных направлений транспортного потока, пунктов поставки сырья, выбором схемы доставки товаров. На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником самостоятельно. Задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается, как не применяется и само понятие «сквозной материальный поток». Таким образом, показатели этого потока, такие, как себестоимость, надежность поступления, качество и т.д. на выходе цепи складываются случайным образом. При логистическом подходе объектом управления является сквозной материальный поток, при этом обособленность предприятий преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Продвижение потока по всей цепи начинает осуществляться предсказуемо и с минимальными затратами.

Микрологистика – локальные вопросы в рамках отдельных элементов и звеньев логистики, чаще всего – различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача управления сквозным материальным потоком внутри предприятия не ставится. При логистическом же подходе на предприятии выделяется и получает значительные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся предсказуемыми.

В целом принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками; в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

Факторы развития логистики:

1. Переход от рынка продавца к рынку покупателей, усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным и количественным характеристикам процесса распределения. До 60-х годов в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Основной потенциал повышения конкурентоспособности создавался за счет совершенствования производства. Однако к началу 60-х этот резерв был практически исчерпан. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в производство. Конкурентоспособность применяющих логистику субъектов стала обеспечиваться за счет: резкого снижения себестоимости товара; повышения надежности и качества поставок.

2. Разработка теории систем и теории компромиссов. Суть ТС – проблема товародвижения рассматривается как комплексная, удовлетворительный результат не может быть достигнут при акценте только на одну из сторон проблемы. Важнейшее требование теории заключается в обязательном анализе всех составляющих системы товародвижения, их внутренних и внешних взаимосвязей. Суть ТК – достижение эффекта, устраивающего систему в целом. Применительно к товародвижению выбираются решения, оказывающие позитивное воздействие на сокращение общих затрат или повышение суммарной прибыли даже в ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы.

3. Энергетический кризис 70-х.

4. Технический прогресс в средствах связи и коммуникации (Интернет, спутники, штрих коды, автоматизация производства)

Уровни развития логистики:

1. Компании работают на основе выполнения сменно-суточных заданий. Логистика охватывает организацию хранения готовой продукции, ее транспортировку. Эффективность логистики оценивается величиной доли затрат на транспортировку и другие операции по распределению в общей сумме выручки от продажи.

2. Управление материальным потоком от последнего пункта производственных линий до конечного потребителя. Транспорт и склад, прежде связанные только операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и по единой согласованной технологии. Система действует по принципу непосредственного реагирования на ежедневные колебания спроса и сбои в процессе распределения. Контроль системы логистики распространяется на: обслуживание заказчика, обработку заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы системы логистики. Эффективность логистики оценивается исходя из сопоставления данных сметы и реальных затрат.

3. Контролируются логистические операции от закупки сырья до обслуживания конечного потребителя. Дополнительные функции: доставка сырья на предприятие, прогнозирование сбыта, производственное планирование, закупка сырья, управление запасами сырья. Деятельность службы логистики осуществляется на основании годового плана. Эффективность оценивается не путем сравнения затрат прошлого года или сметы расходов, а путем сравнения со стандартом качества обслуживания. При этом целью является повышение производительности всей системы, а не сокращение затрат на отдельных участках.

4. Интеграция процессов планирования и контроля операций логистики с операциями маркетинга, сбыта, производства и финансов. Управление системой осуществляется на основе долговременного (более года) планирования. Эффективность оценивается с учетом требований международных стандартов. Компании осуществляют деятельность на глобальном уровне.

Переход от уровня к уровню происходит как постепенно, так и скачкообразно: слияние предприятий, новый режим управления, политические инициативы. Существует тенденция к передаче функций контроля за распределением от производственных компаний к специализированным. Большинство из существующих специализированных компаний логистики образовалось путем отпочкования отделов логистики крупных компаний, другая часть возникла путем реорганизации некоторых транспортных компаний, взявших на себя такие функции, как упаковка, сборка, маркировка, сортировка, хранение, управление запасами, стратегическое планирование распределения продукции.

Сравнительная характеристика объекта и предмета исследований в области маркетинга и в области логистики.

Маркетинг Логистика
Объект исследования Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг Материальные потоки, циркулирующие на этих рынках
Предмет исследования Оптимизация рыночного поведения по реализации товаров или услуг Оптимизация процессов управления материальными потоками
Методы исследования Методы исследования конъюнктуры, спроса и предложения по конкретным товарам и услугам Системный подход к созданию материалопроводящих цепей, а также общеизвестные методы, которые применяются при планировании и управлении производственными и экономическими системами
Итоговые результаты Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании: что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды Проекты систем, отвечающие целям логистики (8-правил логистики)

Классификация логистики

Логистика включает в круг своих интересов значительную часть экономической практики. Она универсальна. Сложно представить вид деятельности, исключающий движение и взаимодействие материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков.

В целях упорядочения логистических знаний и областей их применения в экономике логистика подвергается классификации (рис. 2.3).

В соответствии со структурой экономики логистика имеет два приложения: сфера материального производства и сфера услуг. В рамках каждого направления она классифицируется по отраслевому принципу, например, в составе логистики сферы материального производства выделяются: логистика промышленности (с дальнейшим подразделением по отраслям промышленности), логистика строительства, логистика сельского хозяйства и т.д.; в составе логистики сферы услуг деление выполняется с учетом характера услуг – услуги производственного характера (торговая логистика, или логистика торгового обслуживания, транспортная логистика, или

Рис. 2.3. Классификация логистики

логистика транспортно-экспедиционного обслуживания, логистика складирования и т.д.) и социальные услуги (логистика медицинского обслуживания, логистика гостиничного обслуживания и т.д.). В специальной литературе логистика сферы материального производства именуется логистикой производства, логистика сферы услуг – логистикой сервиса. Их главное отличие заключается в том, что основным структурным элементом интегрированного потока логистики производства является материальный поток, а логистики сервиса – сервисный поток.

По масштабам действия логистика подразделяется на мега-, макро-, мезо- и микрологистику.

Мегалогистика получает становление в масштабах мировой экономики в связи с развитием процессов глобализации, поэтому именуется также глобальной логистикой. Она обеспечивает управление логистическими потоками в объединениях стран. В настоящее время глобальная логистика признается реально действующей в двух международных экономических объединениях: Европейский союз (ЕС) и США – Канада – Мексика. При этом принципиальное значение для ее дальнейшего развития имеет тот факт, что в рамках ЕС достигнута более глубокая интеграция с созданием единого внутреннего рынка – это упрощенные и отмененные таможенные формальности, ускоренное внедрение общеевропейских стандартов, провозглашенная равноправность компаний стран-участниц при получении государственных контрактов в каждой стране союза и т.д.

Новые аспекты развития глобальная логистика обнаруживает в связи с тем, что субъектами мировой экономики предстают международные, мульти- и транснациональные компании (ТНК).

Пример

Компания United Parcel Service (UPS) – крупнейший экспресс- перевозчик США – покупает своего конкурента – нидерландскую TNT Express – за 6,85 млрд долл. (5,2 млрд евро). Эта сделка позволит UPS занять треть рынка доставки в Европе.

(Для справки: TNT Express – самая маленькая из четырех ведущих мировых компаний по доставке посылок, a UPS – лидер этого рынка. TNT Express создана в мае 2011 г. путем выделения из состава TNT. Сейчас компания переживает трудный период – с мая ее акции подешевели на треть.)

UPS рассчитывает с помощью поглощения расширить свой бизнес в Европе и Азии, а также добиться ежегодной экономии примерно 500 млн евро за счет синергии. Рыночная капитализация сейчас составляет около 7,25 млрд долл., выручка корпорации от доставки посылок в 2011 г. достигла 12,25 млрд долл. Доход TNT Express в 2011 г. составил 7,25 млрд евро, причем две трети этой суммы пришлось на операции в Европе.

В последнее время антимонопольные органы подозрительно относятся к крупным международным слияниям, но UPS уверена в благополучном завершении сделки. Однако в случае ее расторжения UPS заплатит неустойку в размере 3% суммы сделки, a TNT Express, если предпочтет более выгодное предложение, выплатит UPS неустойку в размере 1% суммы сделки.

Макрологистика управляет логистическими потоками в масштабах экономики отдельной страны – национальной экономики. Она получает развитие относительно межотраслевых комплексов, таких как топливно-энергетический, агропромышленный, лесопромышленный, а также базовых для экономики страны отраслевых комплексов, какими являются, например, машиностроительный, металлообрабатывающий, и может охватывать производственные предприятия, организации логистической инфраструктуры (торгово-закупочные, транспортные и др.) одной отрасли или разных ведомств, расположенных в различных регионах.

В последнее время в составе макрологистики выделяется региональная логистика. При этом регион рассматривается как обособленная часть национальной экономики, конкретно как квазигосударство или квазирынок.

Мезологистика интерпретируется как логистика среднего звена экономики, имея в виду, что средним звеном являются различного рода хозяйственные объединения, например, вертикально, горизонтально интегрированные компании, компании со смешанной интеграцией, в целом отвечающие понятию корпорации.

Корпоративные формы организации предпринимательства в современной экономике характеризуются усложнением материальных, финансовых, информационных потоков, существующих внутри корпорации и выходящих за ее пределы, введением нескольких уровней управления (иерархичностью построения), а также сложной, интегрированной структурой: корпорации часто существуют в виде образования, состоящего из некоторого числа компаний (например, холдинг, финансово-промышленная группа). Мезологистика, получающая развитие в рамках корпорации, – корпоративная логистика, решает задачи обеспечения текущей хозяйственной деятельности, т.е. предстает средством достижения оперативной эффективности бизнеса; с другой стороны, учитывая интенсивность и сложность товарно-материальных потоков и рыночных трансакций, она служит формированию стратегических конкурентных преимуществ.

Помимо корпоративной логистики, в составе мезологистики обнаруживает свое присутствие региональная логистика, однако, в отличие от макрологистики, регион в данном случае рассматривается как квазикорпорация.

Микрологистика действует в масштабах основного экономического звена – предприятия, строится с позиции достижения стратегических целей и оптимизации основных оперативных процессов, обеспечивает решение задач, относящихся к функциональным сферам деятельности предприятия. В сущности своей микрологистика – это классический вариант предпринимательской логистики, хотя согласно приведенному комментарию классификации логистики по масштабам действия к предпринимательской логистике должна быть отнесена также корпоративная логистика.

Микрологистика по признаку сферы развития предпринимательской деятельности подлежит дальнейшей, более глубокой классификации. При этом обретают значение действующие формы специализации в экономике в разрезе двух предпринимательских секторов – реальный сектор и финансовый сектор, имея в виду, что в целом специализация складывается на основе общего, частного и единичного разделения труда.

В рамках реального сектора действует отраслевая специализация, которая существует в двух вариантах: предметная и технологическая. Предметная специализация ориентирует бизнес на производство товаров различного назначения, технологическая – на выполнение работ, в том числе оказание услуг. В связи с этим можно заключить, что предпринимательская логистика реального сектора национальной экономики получает развитие в соответствии с действующей классификацией отраслей и ее состав идентичен отраслевому составу экономики.

В рамках финансового сектора логистика имеет гораздо меньшее применение. Как наука логистика финансов находится в состоянии поиска своих возможностей, и в настоящее время не вполне очевидно, что этот поиск окажется результативным. Тем не менее отдельные попытки ученых обозначить некоторые направления логистики финансового сектора, например, банковская логистика, страховая логистика, науке известны.

Логистика классифицируется в зависимости от функциональных сфер, выполняемых функций, которые соотносятся со стадиями воспроизводственного цикла товара (услуги) – это функциональная логистика. В частности, микрологистика производственного предприятия подразделяется на логистику материально-технического снабжения, внутрипроизводственную логистику и сбытовую логистику.

Логистика материально-технического снабжения – это прикладное направление развития теории логистики и сфера практической деятельности, сосредоточенная на управлении входными материальными потоками. В экономической литературе нередко в качестве синонима термина «логистика снабжения» используют термин «закупочная логистика». В действительности же «логистика снабжения» и «закупочная логистика» хотя и взаимосвязанные, но не идентичные понятия, поскольку различается смысловое значение базовых понятий «закупка» и «снабжение». Так, термин «закупка» обозначает процесс покупки, включающий в себя анализ рынка поставщиков, выбор поставщика, согласование с ним цены, который в конечном итоге завершается сделкой купли-продажи. «Снабжение» имеет более емкое значение. Термин может предусматривать разные способы приобретения (купля-продажа, поставка, аренда, лизинг, совместная деятельность или совместное использование ресурсов) и связанные с ними дополнительные условия; например, особые условия поставки, обязательный способ транспортировки, тип грузопереработки.

Внутрипроизводственная логистика оперирует потоками, циркулирующими в процессе производства. Ее целью является оптимизация потоков внутри предприятий.

Ранее внутрипроизводственная логистика имела дело с хозяйствующими субъектами, характеризовавшимися территориальной компактностью. В настоящее время в связи с появлением более сложных форм организации предпринимательства, какими являются корпорации, можно говорить о внутрикорпоративной производственной логистике. Однако следует иметь в виду, что такая логистика обретает свою специфику, обусловленную ее принадлежностью к мезологистике, и рассматривает движение внутренних потоков между участниками интегрированной структуры.

Сбытовая логистика обеспечивает сбыт произведенной продукции. Она охватывает маркетинг, распределение, транспортировку, складирование и другие процессы.

Все потоки в логистике – материальные, финансовые, информационные, сервисные – подлежат управлению посредством ресурсной логистики и совместно – посредством интегрированной логистики.

В зависимости от вида ресурса в составе ресурсной логистики разграничиваются материальная логистика и логистика нематериальных ресурсов.

Объектом управления материальной логистики являются потоки материальных ресурсов (сырья, материалов, готовой продукции, вторичных материальных ресурсов и т.д.), а также материальные запасы. Материальная логистика проявляет свое сквозное действие на всех этапах существования конкретного материального потока – от приобретения исходных материальных ресурсов у поставщиков через использование их в производстве до реализации готовой продукции конечным потребителям, включая пребывание в запасах. В этом смысле материальная логистика предстает составной частью логистики снабжения, внутрипроизводственной логистики и сбытовой логистики. При этом инфраструктурную поддержку ей оказывают: транспортная логистика, обеспечивающая физическое перемещение материальных ресурсов, и логистика складирования, обеспечивающая их хранение.

Транспортная логистика занимается выбором наиболее выгодного варианта транспортировки с точки зрения времени и стоимости маршрута, видов транспорта и их сочетаний, транспортных средств. Как правило, транспортировке сопутствуют дополнительные услуги, например погрузочно- разгрузочные работы, страхование, экспедиционное сопровождение, охрана груза, что также входит в функциональную сферу транспортной логистики.

Логистика складирования занимается размещением на хранение, собственно хранением, выдачей материальных ресурсов потребителям в соответствии с их заказами, пополнением запасов. Логистика складирования, в свою очередь, включает в себя: складскую логистику, связанную с проектированием, формированием, функционированием и оптимизацией складского хозяйства, и логистику запасов, курирующую образование и расходование материальных запасов.

Если материальный поток в своем движении пересекает границу государства, то возникает потребность в дополнительных услугах, связанных с осуществлением таможенных формальностей, а именно таможенным декларированием, таможенным контролем, соответствующие действия составляют функциональную сферу таможенной логистики. Таможенная логистика – это инфраструктурное обеспечение материальной логистики в части управления материальным потоком при его трансформации во внешнеэкономический поток.

Материальная логистика применима в управлении потоками всех материальных ресурсов, включая первичные, т.е. вновь добытые, созданные, а также вторичные, образовавшиеся в процессе производства. Потоки вторичных материальных ресурсов являются объектами реверсивной логистики.

Реверсивная логистика обеспечивает экологически и экономически эффективное повторное использование отходов производства, а также упаковки, тары, неиспользуемых запасов. Особенность ее заключается в том, что движение ресурсов чаще всего происходит в направлении, обратном потоку первичных материальных ресурсов, поэтому потоки вторичных материальных ресурсов именуются возвратными потоками.

Объектом управления логистики нематериальных ресурсов являются потоки ресурсов, не имеющих материальной субстанции: финансовые, информационные, сервисные. В соответствии с этим выделяют финансовую, информационную и сервисную логистику.

Финансовая логистика реализует роль финансового потока как сопровождающего материальные потоки, конкретно – входной поток материальных ресурсов и выходной поток готовой продукции, а также потоки отходов производства. Она обеспечивает выполнение расчетов в товарно-денежных операциях, и потому управляемые ею потоки финансовых ресурсов встречно-направлены движению материальных потоков. В отношении потока незавершенного производства финансовая логистика проявляет скрытое действие, поскольку лишь отражает накопление затрат в производстве.

Информационная логистика осуществляет обеспечивающую функцию по отношению к материальной и финансовой логистике. Она передает информацию, сопровождающую движение материальных и финансовых ресурсов, при этом оперирует как встречно-направленными потоками, например заявки на поставку, так и однонаправленными потоками, например грузосопроводительные документы.

Аналогичную функцию информационная логистика выполняет относительно сервисной логистики, например, подготавливая поставку «товара с подкреплением». При этом сама сервисная логистика служит сопровождением материальной логистики и синхронизируется с ней в режиме оказания производственных услуг, включая до- и послепродажное обслуживание. Связность сервисного потока с материальным потоком дает основание к тому, чтобы именовать производственные услуги услугами материальными, хотя с физической точки зрения они таковыми не являются.

Между отдельными классификационными видами логистики устанавливается определенное соответствие. Например, взаимно-однозначное соответствие обнаруживается между материальной логистикой в составе ресурсной классификации, с одной стороны, а также транспортной логистикой и логистикой складирования в составе классификации логистики сервиса, – с другой, поскольку и транспортная, и складская услуги могут быть выполнены только относительно материальных объектов.

Наряду с этим следует устанавливать различия между созвучными по названию классификационными видами логистики. Например, требуется проводить грань между логистикой финансов и финансовой логистикой в ресурсной классификации, руководствуясь тем, что логистика финансов соотносится с финансовым сектором экономики, а финансовая логистика – с реальным.

Применение логистики в осуществлении комплексных целевых мероприятий дало основание для развития проектной логистики.

Проектная логистика получает применение в управлении проектами различного масштаба (собственно проект, мегапроект как целевая комплексная программа, система как часть хозяйственного механизма), отраслевой принадлежности (проекты разработки месторождений полезных ископаемых в добывающих отраслях промышленности, проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения предприятий и пр.), функциональной роли (инновационный, образовательный, маркетинговый проект и т.д.), ситуационной привязки (чрезвычайный проект, проект реинжиниринга, антикризисный проект и пр.). При этом в интересах дальнейшего освоения логистики в экономической практике имеет смысл выделить и должным образом позиционировать логистические проекты, т.е. проекты с целевой направленностью на внедрение логистики и постановку логистического менеджмента, полагая, что им место – среди проектов с функциональной ролью.

В приведенной на рис. 2.3 классификации проектная логистика не показана, поскольку она представляет собой различные варианты сочетания классификационных видов логистики в зависимости от содержательной специфики проекта, стадийности выполнения работ, состава исполнителей и многих других факторов. Например, проект строительства объекта жилой недвижимости: по содержанию – это инвестиционно-строительный проект, который реализуется в последовательности стадий, включая предынвестиционную и инвестиционную, силами многих организаций, включая заказчика, проектировщика, застройщика, подрядчиков, субподрядчиков и др. Логистика, применяемая в управлении таким проектом, по масштабу действия должна быть отнесена к мезологистике в сочетании микрологистических форм, в которой представлены все функциональные и ресурсные составляющие, задействованы транспортная логистика и логистика складирования, в меру необходимости активизирована реверсивная логистика.