Направления внешней и внутренней политики

Внутренняя политика

Конституционные полномочия Президента по определению основных направлений внутренней политики государства вытекают из статуса Президента как главы государства, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Правовые рамки этой прерогативы Президента обусловлены тем, что основные направления государственной политики должны соответствовать Конституции и федеральным законам.

При этом по Конституции Президент определяет не весь комплекс ближайших, среднесрочных и долгосрочных целей и задач в сфере внутренней политики, но лишь её основные направления. Реализуют их как непосредственно Президент, так и федеральные органы государственной власти в рамках своей компетенции. Вопрос о степени директивности положений внутренней политики, определяемых главой государства, неразрывно связан с принципом разделения и самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Императивность действий Президента в проведении внутренней политики наиболее полно проявляется в его взаимоотношениях с Правительством. Президент наделён полномочиями по определению состава и порядка деятельности Правительства. Будучи главой государства, Верховным Главнокомандующим и председателем Совета Безопасности, Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, давать соответствующие поручения Правительству и федеральным органам исполнительной власти, ведающим вопросами обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Более сложна и многопланова взаимосвязь основных положений внутренней политики, определяемых Президентом, применительно к Федеральному Собранию. Как и Правительство, парламент играет активную роль в определении основных направлений внутренней политики: он принимает федеральные законы, постановления палат, заявления, декларации. Принципиальные позиции главы государства по вопросам внутренней политики государства находят своё выражение в заключениях на проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также в письмах об отклонении федеральных законов. Президент может отклонить принятый палатами Федерального Собрания федеральный закон. Для преодоления «вето» Президента палатам необходимо проголосовать за закон ещё раз, но квалифицированным большинством.

В рамках имеющихся в его распоряжении конституционно-правовых полномочий Президент определяет основные направления внутренней политики также через нормотворческую и организационно-распорядительную деятельность — путём издания указов и распоряжений. Позицию главы государства по основным положениям государственной политики определяет базовый документ — Послание Президента Федеральному Собранию. Необходимость ежегодного обращения Президента к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, об основных направлениях государственной политики предусмотрена Конституцией.

Начиная с 1994 года Президент ежегодно выступает перед членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы с изложением своей оценки ситуации в различных сферах общественной жизни, формулирует своё видение основных направлений политики государства. Обозначенные в Послании приоритеты — важные ориентиры для Федерального Собрания и Правительства. Заявленные главой государства позиции по вопросам внутренней политики учитываются как парламентом, так и Правительством при составлении планов законопроектных работ, определении позиций депутатов по законопроектам. Сформулированные в Послании Президента оценки и приоритеты оказывают серьёзное влияние на формирование общественного мнения по ключевым направлениям внутренней политики. По сложившейся практике основные направления внутренней политики Президент формулирует не только в указах и посланиях, но и в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

Для содействия Президенту в реализации его конституционных полномочий по определению внутренней политики при главе государства создан Государственный совет – постоянно действующий консультативный орган.

Внешние и внутренние функции государства

По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции государства реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с другими государствами и международными организациями Экологическая и экономическая функции, а также функция охраны прав и свобод человека являются как внутренними, так и внешними. Экология является одной из глобальных проблем современности и, напр., бороться с глобальным потеплением климата исключительно в рамках внутренней политики невозможно. Экономика в современных условиях глобализации и международного разделения труда также имеет международный характер. В области защиты прав и свобод человека широко осуществляется международное сотрудничество.

Внутренние функции государства:

  1. экономическая функция (т. е. обеспечение благоприятных условий экономического развития);
  2. социальная функция (т. е. обеспечение благосостояния всех социальных групп, в частности здравоохранение, образование, социальное обеспечение, охрана труда, сюда же можно отнести развитие культуры, хотя многие ученые выделяют культурно-воспитательную функцию в качестве самостоятельной);
  3. экологическая функция (т. е. обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы);
  4. функция охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина;
  5. функция обеспечения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  6. некоторые ученые выделяют также финансовую функцию (т. е. налогообложение), эта функция не является самоцелью, она направлена на создание условий для осуществления государством всех прочих своих как внутренних, так и внешних функций.

Внешние функции государства:

  1. оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности);
  2. обеспечение мира и международной безопасности (основным инструментом в этом остается ООН и ее Совет Безопасности);
  3. функция международного сотрудничества по самым разным вопросам.

Кроме того, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.

Внутренняя политика

Внутренняя политика представляет собой совокупность направлений деятельности государства в экономической, социальной, научной, образовательной, демографической, правоохранительной, военной и других важнейших сферах общественной жизни. Ключевое значение имеет деятельность государства, направленная на обеспечение условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, его целостности, жизнеспособности и стабильности.

Для реализации целей внутренней политики государство использует широкий спектр средств: государственный бюджет, налоги, систему социального обеспечения, финансирование науки, образования, здравоохранения, судебные и правоохранительные органы.

Политика государства в различных сферах общественной жизни отнюдь не ограничивается общегосударственным уровнем центральных властей, осуществляющих свою деятельность с помощью бюджетно-финансовых и иных рычагов. В действительности масштабы и роль государства, пронизывающего все уровни жизнедеятельности страны, значительно шире. Как выше говорилось, управление в государстве осуществляется на грех уровнях: общегосударственном, региональном и местном. Соответственно, политика также осуществляется на каждом из этих трех уровней.

Нельзя упускать из виду и тот факт, что области, края, республики и иные регионы в Российской Федерации, штаты в США, Индии, Мексике, земли в ФРГ и субъекты других федеративных государств имеют свои собственные интересы и могут преследовать свои собственные цели, не всегда совпадающие с общегосударственными интересами и целями. По вопросам, имеющим жизненно важное значение для населения данного региона или муниципалитета, субъекты федерации вправе принимать политические решения, реализация которых при определенных условиях может негативно отразиться на политике центральных властей, направленной на достижение единых общегосударственных стандартов уровня жизни, социального обеспечения, систем образования, здравоохранения, трудовых отношений, ценообразования и т.д.

Выделяются различные направления внутренней политики государства. Говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, в области занятости, трудовых отношений, образования, здравоохранения, охраны правопорядка и т.д.

К примеру, именно государству принадлежит главная роль в обеспечении гарантий свободы предпринимательской деятельности, защите прав собственника и прав потребителей и т.д. Особенно незаменима роль государства как гаранта поддержания конкурентной среды, где определяющее значение имеет антимонопольное или антитрестовское законодательство. Государство играет незаменимую роль в валютной и финансовой сфере, обеспечивая гарантии надежности национальной валюты и стабильности денежной системы.

Ключевое место в политике государства занимают составление, принятие и распределение государственного бюджета по соответствующим статьям, определяющим куда пойдут и как будут израсходованы обозначенные в нем средства. Особенно актуальна роль государства в управлении экономическими процессами в периоды спадов и кризисов, когда на первый план выходят проблемы мобилизации всех ресурсов для восстановления экономики.

С учетом всего сказанного можно утверждать, что современная рыночная экономика не может существовать и эффективно функционировать без взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Обоснованность этого тезиса станет особенно очевидной, если учесть, что для нормального и эффективного функционирования рыночной экономики требуются благоприятная социальная, организационная, нормативно-правовая среда, политическая стабильность, поддерживаемые силой и авторитетом государства.

Одним из важнейших инструментов обеспечения этих условий является социальная политика, представляющая собой комплекс мер, предпринимаемых и реализуемых государством для обеспечения благосостояния широких слоев населения, предотвращения диспропорций в доходах различных групп, уменьшения и смягчения последствий социального неравенства, обеспечения сносными условиями жизни неимущих и малоимущих, стариков и инвалидов и т.д.

Важность данного направления государственной политики станет очевидной, если учесть, что социальная инфраструктура играет ключевую роль в определении магистральных направлений развития как самого общества, так и в обеспечении общих условий функционирования и развития экономики. В условиях неразрывной взаимосвязи социальной и экономической сфер социальная политика призвана решать принципиально важные экономические задачи. Дело в том, что социальная политика выполняет функцию стабилизатора общества, предотвращая и преодолевая нестабильности в обществе, что имеет решающее значение для жизнеспособности и эффективного функционирования национальной экономики.

Социальная политика охватывает весьма широкий круг вопросов, касающихся почти всех сфер общественной жизни и подавляющее большинство граждан данного государства. Главная ее задача — обеспечение справедливого распределения доходов. При этом речь идет не только об имущих или неимущих, богатых или бедных, но и о разграничении населения на различные категории по половому или поколенческому признаку, расовой принадлежности, наличию или отсутствию работы, образованию и т.д.

Военная политика — это часть общей политики государства, служащая обеспечению национальной безопасности страны от внешних и внутренних угроз, защиты и реализации национальных интересов, территориальной целостности и суверенитета и т.д. Главная цель военной политики — разработка и осуществление мер по укреплению обороноспособности страны, прежде всего путем сохранения на должном уровне, а при необходимости наращивания вооруженных сил. В этом отношении военная политика имеет как внутри-, так и внешнеполитический аспекты. Здесь, как ни в одной сфере, наблюдаются теснейшая взаимосвязь и единство внутренней и внешней политики государства.

Самостоятельным объектом государственной политики являются межнациональные отношения, имеющие особо важное значение в многонациональных государствах. Как известно, в современном мире большинство стран являются многонациональными, что в условиях, когда этнонаци- ональный фактор вышел на передний план и стал катализатором многих противоречий и даже вооруженных конфликтов, приобретает все большее значение. Проблемы этнонациональных, культурных, языковых меньшинств в последние десятилетия становятся все более серьезными и в тех странах, которые, во всяком случае в теории, считаются государствами одной нации, например Франция, Германия, Великобритания и др. Политика государства в этом направлении призвана обеспечить правовое, социальное, культурное, политическое регулирование межнациональных отношений. Важно учесть, что на государство ложится особая ответственность за защиту и обеспечение интересов прав и свобод не только отдельно взятого человека или гражданина, но также этнонациональных, конфессиональных, культурных и иных меньшинств. Правовое государство называется правовым именно потому, что оно гарантирует равные права всем гражданам государства, независимо от их социального статуса, расы, национальности, вероисповедания. От неукоснительного соблюдения этого «золотого» правила во многом зависят сами перспективы многонациональных государств.

Важной составной частью внутренней политики является политика, направленная на охрану и оздоровление окружающей среды, или экологическая политика, которая имеет своей целью рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие био- и социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность и экологическую безопасность человека. Значимость экологической политики постоянно возрастает, что большей частью объясняется постоянным и неуклонным расширением ареала человеческой деятельности, включая глубины океанов и космическое пространство.

Политику нельзя считать раз и навсегда данной и неизменной реальностью, не подлежащую каким бы то ни было трансформациям. Политика — феномен исторический, подверженный изменениям в зависимости от общественно-исторических, социально-экономических, политических, геополитических и иных условий существования определенного государства. Этот тезис очевиден, поскольку с течением времени одни проблемы устаревают и утрачивают свое значение и, наоборот, другие выходят на передний план и приобретают приоритетное значение, соответственно, меняются содержание, характер и направления внутренней политики государства.

В современных условиях политика теснейшим образом связана с той или иной степенью вмешательства государства в общественно-политические, социально-экономические и иные процессы. Так, в XX в. имел место широкий спектр политических курсов: от существенного ограничения вмешательства государства в социальную и экономическую сферы в демократических странах до полного огосударствления экономики в тоталитарных государствах.

В самих демократических странах характер, направления и масштабы такого вмешательства в значительной степени зависят от исторических, социокультурных, политико-культурных и множества иных факторов. Например, на протяжении 1990-х гг. в силу сложившихся условий главная задача, стоящая перед Российским государством, состояла в том, чтобы вывести экономику страны из глубокого системного кризиса, снизить рост инфляции, реализовать программу приватизации государственного имущества. С решением этих проблем в первые годы нынешнего столетия на первый план выдвинулись проблемы обеспечения стабильного экономического роста, сокращения разрыва в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения, сокращения числа бедных в стране и т.д.

В то же время в разных сферах требуются разные формы и средства реализации политики. Например, в духовной сфере эффективность политики нельзя и невозможно оценивать по показателям прибыльности и конкурентоспособности продукции, как это принято в сфере экономики. Здесь основополагающее значение имеют критерии обеспечения духовного здоровья общества, без которой невозможна и рыночная экономика, придерживающаяся принципа добросовестной конкуренции.

Очевидно, что разные политические силы по-разному могут относиться к государственному вмешательству. К примеру, сторонники монетаризма и экономического либерализма, придерживаясь так называемой концепции минимального государства, считают, что роль правительства в регулировании деятельности субъектов экономической деятельности должна быть сведена к минимуму. По их мнению, наилучшим инструментом регулирования этой деятельности является «невидимая рука рынка». Соответственно, монетаристы и либералы выступают за политику сокращения государственных расходов в экономической, социальной, образовательной, научной и иных сферах.

Для сторонников кейнсианства, наоборот, азбучной истиной является необходимость активной политики государства в важнейших сферах общественной жизни. На этом основании они поддерживают политику правительства, направленную на поддержание покупательной способности населения в качестве инструмента экономического роста, создание рабочих мест, реализацию широкомасштабных государственных социальных программ и т.д.

Что касается приверженцев тоталитаризма, то большинство из них за тотальное огосударствление экономики, ее полное подчинение государству.

В целом можно сказать, что внутренняя политика государства играет решающую роль в создании и защите социальной и экономической инфраструктуры, защите всех институтов гражданского общества и обеспечении надлежащих условий их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Внутренняя экономическая политика

Зарождение экономической политики

Экономическая политика, как деятельность, изучает все экономические отношения внутри страны и за ее пределами. В виду этого можно считать, что первые экономические отношения послужили началом зарождения экономической политики, точнее были ее предпосылками.

Так, самые древнейшие документы, в которых есть свидетельства экономических взаимодействий между людьми, считается период Древнего Вавилона.

Уже в период нашей эры, буквально с 430 года появляются серьезные писания «О доходах» или «Экономика», что является стартом экономической политики.

Самые первые шаги экономической политики были зафиксированы в конце 19 века.

Именно становление экономической политики в России можно считать с начала Советской власти, до этого экономическая политика существовала, но не в такой мере и объеме.

Рыночные отношения на Руси зародились достаточно давно, но только с переходом на массовое производство в условиях индустриализации экономическая политика набрала силу.

Определение 1

На сегодняшний день экономическая политика – это неотъемлемый элемент политики государства, который способствует развитию экономических отношений в стране на микро и макро уровнях.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Внутренняя экономическая политика 470 руб.
  • Реферат Внутренняя экономическая политика 270 руб.
  • Контрольная работа Внутренняя экономическая политика 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Также надо отметить, что именно эта политика более не уйдет с пьедестала и будет существовать в рамках политики страны еще долгое время.

Экономическая политика и ее особенности

На сегодняшний день экономическая политика современного государства имеет ряд особенностей:

  • Регулирование капиталовложений в обществе. Это необходимо для грамотного распределения ресурсов внутри отраслей или отдельной отрасли. Особенно это касается тех направлений хозяйствования, где образуется дефицит финансовый или товарный.
  • Регулирование сбыта на рынке товаров и услуг. В рамках этой деятельности экономисты отслеживают нужду в определенном товаре (ресурсе) или, наоборот, переизбыток.
  • Экономическая политика активно регулирует рынок труда, обеспечивая занятость населению. А также решает вопросы и проблемы, связанные с безработицей в стране, устраняет проблемы с бедностью.
  • Развитие научных направлений, это дает возможность в целом развиваться и занимать лидирующие позиции на рынке государству. Быть в рамках конкурентоспособного рынка.

Внутренняя экономическая политика

Государство ведет экономическую политику на всех фронтах: на внешнем и внутреннем. Внутренняя экономическая политика также важна как и внешняя, она способствует развитию торговых, экономических, денежных отношений внутри государства, стабилизируя их и развивая.

Основное назначение внутренней экономической политики – это формирование мощной и надежной державы.

Замечание 1

Внутренняя экономическая политика существует во благо своей страны и своего народа. Данная политика должна быть достаточно простой и понятной для всех жителей, то есть обеспечиваться прозрачность принимаемых решений и система управления.

Основными принципами внутренней политики являются:

  • Страна в любом случае отстаивает интересы своих граждан, а также сохраняет и оберегает достоинство каждого гражданина;
  • Гарантии, которые дает Конституция страны, подразумевает следующее: право на свободу одного гражданина не должно нарушать гарантий других граждан на свободу и безопасность;
  • Любой гражданин может участвовать в системе управления страной, как лично, так и через посредников в системе правительства;
  • У всех граждан страны единое право и ответственность перед законом;
  • Государство определяет равенство граждан между собой, пренебрегая такими параметрами как: национальность, пол, религия и т.д.

Вся внутренняя экономическая политика должна выстаиваться на основании правил нравственности, справедливости и права.

Данная политика в основе своей содержит хорошие правила и порядке, но есть ряд проблем, которые мешают реализовывать политику надлежащим способом в нашей стране.

Таким образом, внутренняя экономическая политика есть элемент политики государства в целом, которая призвана формировать надежную и мощную державу на основании различных экономических отношений в обществе.

Политика — это… Что такое политика. Политическая сфера жизни общества

Политика есть искусство возможного.
Отто фон Бисмарк

Политика — это деятельность, связанная с вопросами власти, государственного управления и международных отношений.

Термин политика происходит от древнегреческого слова полис (πόλις) — так в античности назывались независимые города-государства. Политика — это искусство управления государством, объяснял греческий философ Аристотель, предложивший это понятие.

Изучением политики занимается наука политология.

Перикл в народном собрании в древних Афинах.

Политическая сфера жизни общества — это все социальные институты и отношения, связанные с вопросами политической власти. Базовый институт политической сферы — институт власти.

Политическая сфера тесно связана с другими сферами жизни общества. Например, параметры государственного бюджета или меры государства по борьбе с инфляцией значительно влияют на экономическую жизнь. Меры по борьбе с безработицей, политика в области здравоохранения — на социальную сферу. Политика в области искусства — на сферу культуры.

Политическая система общества — это совокупность государственных и политических институтов, политических отношений, политических и правовых норм.

Государство — один из главных, но единственный субъект политической жизни. Помимо него, в политике могут активно участвовать политические партии, общественные движения, международные организации и так далее.

Что такое политические партии и какие они бывают. Политические партии России

Функции политики

Основные задачи политики: регулирование отношений в обществе; постановка целей и мобилизация сил на их выполнение; политическая социализация — втягивание индивидов в политическую жизнь.
Функции политики можно описать и более подробно:

  1. Реализация общественных интересов, значимых с точки зрения власти.

  2. Постановка целей развития общества, определение задач и способов их достижения, мобилизация сил на их реализацию.

  3. Регулирование и упорядочение общественных отношений, условий труда и производства.

  4. Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов.

  5. Смягчение противоречий в обществе, разрешение конфликтов.

  6. Поддержание политической коммуникации между социальными группами, посредничество в контактах власти и гражданского общества.

  7. Гарантия политических прав и свобод граждан, соблюдение принципов социального равенства и справедливости.

Заседание Госдумы РФ. Фото: Reuters

Виды политики

  • В узком смысле политикой называют конкретное направление политической деятельности: экономическая политика, социальная политика, культурная политика, политика в области здравоохранения, военная политика и т.п.

  • По субъектам политика может делиться на политику мирового сообщества, политику государства, партии, организации etc.

  • По содержанию и характеру политику субъективно делят на прогрессивную (направленную на развитие, движение вперед) и реакционную (направленную на сдерживание перемен, возвращение к прошлому).

Внутренняя и внешняя политика

По направленности политику принято делить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя политика касается отношений в пределах страны — ее экономики и социальной сферы, культуры, внутренней безопасности и т.п.

Внешняя политика касается отношений с другими государствами, международными организациями, мировым сообществом.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и президент России Владимир Путин. Фото: ReutersЧитайте также: Что такое политическая идеология. Кто такие либералы и консерваторы, правые и левые