Нарушение прав ребенка

Реализация прав ребенка в ДОУ

В дошкольном образовательном учреждении прежде всего реализуется право ребенка на образование, гарантированное государством. С позиции Конвенции право на образование включает в себя следующие аспекты:

  • Возможность посещать образовательное учреждение;
  • Создание условий для образовательной деятельности;
  • Содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе;
  • Отношения между участниками образовательного процесса, основанного на уважении человеческого достоинства.

С целью обеспечения качества образования в дошкольных учреждениях используются программы и педагогические технологии, рекомендованные государственными органами управления образованием, а так же авторские разработки и программы, утвержденные экспертным советом. Все комплексные и парциальные программы, а также предлагаемые авторами педагогические технологии, реализующие поставленные в этих программах задачи, направлены на достижение в ДОУ следующих прав ребенка:

  • Право на охрану здоровья;
  • Право на игру, отдых и развлечения;
  • Право на занятие искусством;
  • Право на сохранение своей индивидуальности;
  • Право свободно выражать свои взгляды;
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Так же в дошкольных учреждениях реализуется право ребенка на защиту и помощь. К основным направлениям работы воспитателя по соблюдению права ребенка на защиту и помощь относятся следующие:

  • своевременное выявление нарушения прав детей и принятие мер по защите детей от жестокого обращения в семье.
  • Профилактика жестокого обращения с детьми:

— трансляция родителям положительного образа ребенка;

— работа по коррекции детско-родительских отношений; — работа по предотвращению нарушения прав ребенка взрослыми.

Таким образом, становится очевидным, что ребенка посещающего дошкольное учреждение можно считать защищенным от физического насилия. Но еще требуется большая работа по повышению правовой, педагогической культуре руководителей и воспитателей для того, чтобы все формы защиты, предусмотренные Конвенцией и нормативно-правовыми документами, были реализованы как в ДОУ, так и в семье.

Конвенция о правах ребёнка

Статья 1. Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. Дети имеют право на защиту от дискриминации. Это означает, что все дети имеют одинаковые права, независимо от цвета кожи, пола, возраста или религии.

Статья 3. Все взрослые всегда должны поступать так, чтобы обеспечить наилучшие интересы детей.

Статья 4. Государство несёт ответственность за соблюдение прав всех детей.

Статья 5 и статья 18. Родители несут основную долю ответственности за воспитание своих детей. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы.

Статья 6. Все дети имеют право на жизнь.

Статья 7 и статья 8. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.

Статья 9. Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.

Статья 10 и статья 22. Всем детям-беженцам должна быть предоставлена защита, гуманитарная помощь и помощь в воссоединении с семьёй. Дети-беженцы имеют право на особую защиту.

Статья 11. Вывозить детей из страны нелегально запрещено.

Статья 12. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание.

Статья 13 и статья 17. Все дети имеют право высказывать своё мнение и получать информацию.

Статья 14 и статья 15. Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.

Статья 16. Все дети имеют право на частную жизнь.

Статья 19. Все дети имеют право на защиту от всех форм насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребенке.

Статья 20. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями.

Статья 21. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу.

Статья 23. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь.

Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить

здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.

Статья 25. Дети, находящиеся в больницах, детских домах и других учреждениях для детей, имеют право на то, чтобы соблюдать наилучшие условия их содержания и лечения. Государство обязано проводить регулярные проверки этих условий.

Статья 26. Дети имеют право на помощь государства, если они в нужде и бедности.

Статья 27. Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.

Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.

Статья 30. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным язык.

Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.

Статья 32. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования.

Статья 33. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств.

Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.

Статья 37. Все дети имеют право не быть подвергнутыми жестоким или болезненным наказаниям.

Статья 38. Все дети имеют право на защиту в военное время. Военная служба или участие в военных действиях не допустимы для детей в возрасте до 18 лет.

Статья 39. Все дети имеют право на помощь в случаях оскорблений, отсутствия заботы или грубого обращения.

Статья 40. Все дети, которые обвиняются в нарушении закона или были признаны виновными в нарушении закона, имеют право на предоставление защиты, а также на гуманное и справедливое отношение к ним.

Статья 41. Все дети имеют право на соблюдение любых других прав, закреплённых в государственных или международных законах, если они в большей степени способствуют обеспечению прав ребёнка, чем Конвенция о правах ребёнка.

Статья 42. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. Все дети имеют право знать о своих правах, и взрослые тоже должны знать о них.

Искусство быть родителем

Ваш малыш ни в чём не виноват перед Вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал Вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил Вам эти проблемы.

Ваш ребёнок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь Вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации.

Ваш ребёнок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

Во многих капризах и шалостях малыша повинны Вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, какой он есть.

Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в Вашем малыше. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится.

Наказывая, подумай: зачем?

Семь правил для всех :

▪ Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…

▪ Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»!

▪ За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу. Наказание – не за счёт любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребёнка заслуженной похвалы и награды.

▪ Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения.

▪ Наказан – прощён. Инцидент исчерпан. Страница перевёрнута, как ни в чём ни бывало. О старых грехах ни слова.

▪ Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребёнком как торжество вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону!

ребёнок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева вашего, а вашего огорчения.

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

  • Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.
  • Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребёнок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда вы его будите.
  • Если у вас есть возможность погулять с ребёнком, не упускайте её. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.
  • Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал?» — лучше задайте нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике?», «Чем занимался?», «Как твои успехи?» и т.п.
  • Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его жизни.
  • Ребёнок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.
  • Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения!

Цены на услуги адвоката по уголовным делам

Как показывает практика, проблема ущемления детских прав и свобод продолжает оставаться одной из наиболее острых не только в нашей стране, а во всем мире. И несмотря на все попытки на законодательном уровне гарантировать детям свободу и соответствующие права, факты ущемления все равно встречаются весьма часто.

Общие положения

Права детей закреплены в нашей стране во многих законодательных нормативах, начиная от Конституции РФ и федеральных законодательных актов, и заканчивая разнообразными кодексами. Но все же более обширно данный вопрос рассматривается в Семейном Кодексе РФ и ФЗ-214 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Кроме того, ключевые права закреплены также и на международном уровне в Конвенции ООН.

На законодательном уровне определено, что все дети, которые не достигли возраста совершеннолетия, обладают определенными правами и свободами, гарантированные им на высшем уровне. И если будет установлено, что имеет место факт ущемления прав и свобод, нарушители будут привлечены к ответственности.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу-консультанту в онлайн чате снизу справа

02

Горячая линия
8 800 350 33 86 (регионы РФ)
(Москва и МО)

03

Заказать обратный звонок (кнопка снизу слева), вам перезвонит юрист через 10 минут

Бесплатная консультация адвоката по уголовным делам
Цены на услуги адвоката по уголовным делам

Обеспечение прав осуществляется в нашей стране в соответствии с положениями ФЗ-214. Тут указано, что все властные структуры, а также должностные лица, родители (опекуны), а также граждане, которые занимаются воспитанием, развитием или образованием ребенка должны оказывать полное содействие в защите интересов несовершеннолетних и препятствовать попыткам ущемления их интересов. Особую роль в обеспечение защиты прав играет такое ведомство, как органы опеки и попечительства. В том случае, если будут выявлены факты ущемления детских свобод, любой человек может позвонить на номера телефонов горячей линии и сообщить о нарушении.

Основные права несовершеннолетних

В ст.11 СК РФ определены основные права, которые не могут быть нарушены без правовых последствий. Среди них можно выделить:

  1. Право жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок обязан проживать с матерью и отцом, и получать от них должное внимание, заботу и опеку. Исключением тут будут составлять те ситуации, когда жизни или здоровью наносится ущерб. В том случае, если по каким-то причинам дитя не может проживать со своими родителями, он будет помещен в специальные детские учреждения, или приемные семьи.
  2. Право на свободное общение с родными. В соответствии с действующими положениями СК РФ, несовершеннолетний имеет полное право поддерживать отношения со всеми родственниками со стороны отца и матери. В том случае, если кто-то будет ограничивать общением с дедушками и бабушками, и прочими близкими родственниками, данное деяние будет признаваться нарушением, и виновного будут ждать определенные меры ответственности. Единственным исключение тут будут ситуации, когда контакт с родственниками негативно сказывается на детях, и может повлечь за собой создание опасных условий здоровья или жизни несовершеннолетнего.
  3. Право на получение имени, фамилии и отчества. Все дети имеют право на идентификацию, то есть получение фамилии, имени и отчества. В том случае, если родители не могут прийти к консенсусу, в спор могут вступить органы опеки и разрешить конфликт в соответствии с полномочиями, возложенными на них по противодействию ущемления прав.
  4. Право на свободу выбора и собственное мнение. Дети могут совершенно спокойно высказывать свои мысли и мнение в письменной или устной форме без опасения. В том случае, если происходит ущемление свободы слова, суд может привлечь виновника к ответственности согласно положениями административного законодательства страны. Как только ребенку исполнится 10 лет, его мнение будет учитываться на официальном уровне, в том числе и судебными инстанциями и государственными учреждениями.
  5. Право на получение необходимых средств для существования. Согласно законам, родители обязаны обеспечивать свое чадо всеми необходимыми ресурсами, которые могут ему потребоваться. Если родители находятся в разводе, их чадо должно получать ежемесячные денежные выплаты от того родителя, который проживает отдельно. В случае, если возникают проблемы с поступлениями по алиментам, суд встанет на сторону несовершеннолетнего, и будет классифицировать данное нарушение как тяжкое правонарушение.
  6. Право на нормальное развитие и получение образования. Как только ребенок достигает необходимого возраста, он должен посещать образовательные заведения. Если происходит ущемление его прав, и родители препятствуют поступлению в школу, они будут привлечены к ответственности.

Все права детей закреплены на высшем законодательном уровне, и лица, которые в силу тех или иных обстоятельств сталкиваются с несовершеннолетними, обязан следить, чтобы они ни в коем случае не нарушались. Если в школе будет установлено, что учащийся подвергается физическому или моральному насилию, учителя обязаны незамедлительно сообщить о выявленных фактах в органы опеки.

Административная ответственность при ущемлении детских интересов

Если установлены факты ущемления детских свобод в семье, ответственные могут быть привлечены к определенным мерам, вплоть до лишения родительских прав. Однако подобное решение будет принято лишь в том случае, если будут установлены конкретные факты, что родители (опекуны) не осуществляют свои обязанности в должной мере.

В том случае, если взрослые люди игнорируют потребности несовершеннолетнего или ущемляют его интересы, в их отношении может быть применено административное судопроизводство, которое устанавливает наказание в виде штрафных санкций в размере от 100 до 500 рублей.

Если же имеет место укрытие ребенка против его воли от родственников, штраф будет более значительным, и составит от 2 до 3 тыс. рублей. При повторном нарушении в отношении виновного будут применены несколько другие меры, в частности денежный штраф в размере от 4 до 5 тыс. рублей и тюремный арест на 5 суток.

Уголовная ответственность за нарушение прав ребенка

Положения уголовного законодательства применяются в тех ситуациях, когда имеет место быть жесткое обращение с несовершеннолетними, или же создаются условия повышенной опасности для здоровья или жизни детей. В такой ситуации наказание будет весьма суровым, в частности, злоумышленника ожидает штраф в 100 тыс. рублей, исправительные работы на 2 годы или обязательные работы на 480 часов.

Те родители, которые вовлекают несовершеннолетних в бродяжничество или попрошайничество будут арестованы на срок до 6 месяцев. Если же по вине взрослых, дети оказались вовлечены в преступную деятельность, то статья 150 УК РФ определяет наказание для злоумышленников в виде тюремного заключения на 6 лет.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация — разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Полезная информация по уголовным делам

  • Привлечение к уголовной ответственности за клевету
  • Статья за клевету в интернете
  • Ложный донос об изнасиловании
  • Защита против клеветы
  • Обвинение в клевете
  • Обвинение в краже без доказательств
  • Подать в суд за оскорбление личности
  • Жалоба на оскорбление личности
  • Штраф за клевету
  • Ответственность за клевету на должностное лицо
  • Насильственные действия — статья 132 УК РФ
  • Если начальник орет и унижает: куда жаловаться?
  • Оскорбление несовершеннолетнего ребенка: статья
  • Сосед угрожает расправой: что делать
  • Ответственность за нарушение тайны переписки
  • Иск за клевету
  • Наказание за публичное оскорбление личности
  • Имеет ли право учитель оскорблять ученика
  • Ущемление прав несовершеннолетних детей
  • Покушение на изнасилование
  • Шантаж в интернете — статья УК РФ 163
  • Обвинение в изнасиловании
  • Ответственность за невыплату заработной платы
  • Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни
  • Что делать, если угрожают по телефону
  • Наказание за заведомо ложные показания
  • Образец заявления об угрозе жизни
  • Оскорбление сотрудника полиции при исполнении

Контрольная работа по теме «Семья», обществознание 5 класс

Контрольная работа по теме «семья и семейные отношения» 5 класс

Разработал: учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ Гармония, г. Можайска,

Павлов Николай Николаевич

Можайск 2015

Контрольная работа по теме «семья и семейные отношения» 5 класс

1. Дайте определение понятиям:

Семья –это ________________________________________________________________

Поколение – это______________________________________________________________

Семейное хозяйство -это _____________________________________________________ _

2. Вставьте пропущенные слова

3. Определите тип семьи.

  • Как называются семьи, в которых живут мать, отец и, ребенок?

  • Как называется семья, в которой по каким-то причинам отсутствует один из родителей?

  • Как называются семьи, в которых живут мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка.

4. Выберете в каких документах закреплены права ребенка.

а. Семейный кодекс б. Гражданский кодекс

в. Всеобщая декларация прав человека г. Конвенция о правах ребенка

5. Какие права ребенка нарушены в данном отрывке:

Лиса: «Буратино, ты куда идешь, да еще и с азбукой?»,

Буратино: «Учиться»,

Лиса: «Да разве деревянных берут? Я бы на твоем месте даже не ходила бы в школу, все равно не возьмут».

6. Какие права ребенка нарушены в данном отрывке:

Мачеха: «Скоро бал, золушка, ты должна сшить нам 3 платья за 2 дня «,

Золушка: «Так быстро я не сумею»,

Мачеха: «Сумеешь, те не будешь никуда ходить, сидеть, не вставая и шить нам платья»

7. Какие права ребенка нарушены в данном отрывке:

Лебеди: «Ох, какой ты безобразный, неуклюжий, уходи отсюда»,

Утенок: «Ну что же я поделаю раз я такой?»,

Лебеди: «Вот станешь красивым или таким как все, тогда и приходи».

8. Какие права ребенка нарушены в данном отрывке:

Гусыня: «Уходи отсюда гусь, не умеешь ты нас защищать, по твоей вине вчера чуть не погиб гусенок»,

Гусь: «Я не виноват, я не видел этого коршуна, идите ко мне мои гусятки»,

Гусыня: «нет уж не ходите к нему мои гусятки»,

Гусь: «почему»,

Гусыня: «Не хочу, чтобы они с тобой виделись»

9. Перечислите ресурсы семьи.

10.Что такое семейные ценности? Семейные традиции? Выделите сходства и различия?

11. Прочитайте текст:

У многих народов с древних времен и до наших дней существуют семейные традиции. Раньше в русских крестьянских семьях дети и женщины начинали трапезу только после того, как еду отведал глава семьи. Или, например вопрос о замужестве дочери родители решали без её согласия.

? На основе текста ответьте на вопрос. Как вы думаете, важны ли семейные традиции? Аргументируйте свой ответ.

? Приведите 2-3 примера семейных традиций.

12.Распределите домашние обязанности между членами семьи:

Мама

А

Посещение родительского собрания

Папа

Б

Работа на даче или приусадебном участке

Дети

В

Покупка молока в магазине

Г

Починка водопроводного крана

Д

Стирка белья

Ключи к заданиям.

1.Семья- это обязательная часть любого общества, любого государства, которая объединяет людей по кровному или близкому родству, ведущие общее хозяйство, проживающие в одном доме или квартире.

Поколение- люди примерно одного возраста, живущие в одно время.

Семейное хозяйство- это общий быт, который ведут семьи, включая экономические, трудовые и материальные ресурсы.

2. Родственниками, хозяйство

3. Двухпоколенные, неполные, трехпоколенные

5. а, г

6. Право на всеобщее образование, не зависимо от индивидуальных особенностей.

7. Право на отдых, посильный труд

8. Право общаться и видеться с обоими родителями

9.Трудовые, экономические, материальные

10. Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Семейные ценности- совокупность представлений , влияющие на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Детство – это важный этап в жизни каждого, период становления моральных, духовных и других личностных качеств. В то же время, малолетние и несовершеннолетние граждане – одна из наиболее уязвимых категорий населения. Поэтому закон уделяет так много внимания определению понятий, признакам ущемления прав детей, а также их гарантированию. Что же является нарушением, и где искать защиту при несоблюдении детских прав?

Законодательная база

Для начала определимся, что означает понятие «ребенок». Закон дает следующую формулировку: лицо в возрасте до 18 лет. Рассмотрим, какими правами наделяются вышеуказанные лица, и как избежать нарушения свобод. Права несовершеннолетних регламентированы законодательством. В числе нормативных актов:

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция РФ.
  3. Семейный кодекс.

Основной перечень прав, закрепленных законом:

  1. Семейное воспитание.
  2. Материальное обеспечение.
  3. Фамилия, имя, отчество (личные данные) и их изменение.
  4. Свобода мнения.
  5. Обеспечение защиты законных интересов.
  6. Возможность общаться с мамой, папой и другими родственниками.

Семейное воспитание

Мать и отец должны обеспечить ребенку возможность семейного воспитания, заботы и защиты. Собственные родители и круг родственников – идеальные условия для его проживания. Исключение составляет ситуация, когда мать/отец нарушают права малолетнего.

Политика государства направлена на сохранение и поддержку кровных семей. Если мама и папа не могут/не хотят дать несовершеннолетнему воспитание, обучение и совместное проживание – эту возможность обеспечат специализированные органы.

Если родители умерли/лишены прав в отношении малолетнего, его передадут под ответственность органов опеки. После этого специалисты должны принять все необходимые меры, чтобы он не был передан в организацию для детей-сирот. Первоочередно рассматривается возможность усыновления. При отсутствии кандидатов, ребенку ищут опекуна/приемного родителя. В случае если граждане, желающие принять его в семью, не подобраны, несовершеннолетний передается в учреждение для детей-сирот. Но даже после этого, до его восемнадцатилетия будут приниматься все меры для его семейного устройства.

Материальное обеспечение

Мама и папа должны обеспечивать своих детей всем необходимым для нормального развития. Это обязательство распространяется на других близких родственников.

Возраст гражданина не влияет на его право быть собственником любого имущества, не запрещенного законом. Единственным ограничением является невозможность распоряжаться своим достоянием, кроме мелких личных доходов.

С момента рождения ребенок может получать в дар и наследовать. Неуплата родителями средств на содержание сына/дочери (алиментов) также является нарушением его имущественных прав.

Личные данные

Одним из основных неимущественных прав несовершеннолетних является возможность иметь фамилию, имя, отчество, реализовывать свои права, основываясь на личных данных и менять их при желании.

Мама и папа должны зарегистрировать младенца в течение 30 дней после рождения. Обращаясь в отдел ЗАГС, они уже обязаны определиться, какие данные получит несовершеннолетний:

  1. Имя присваивается по соглашению матери и отца либо по решению единственного родителя.
  2. Отчество образовывается по имени папы.
  3. Варианты присвоения фамилии:
    • когда у родителей одна фамилия или мать/отец одинокие, то младенец получает такую же;
    • если у мамы и папы разные, то ребенку можно присвоить любую, по их соглашению;
    • фамилии родителей можно объединить, через дефис.

Изменение данных возможно до 14летия ребенка при согласии мамы и папы. По достижению указанного возраста, несовершеннолетний может сам обратиться за сменой Ф.И.О.

Свобода мнения

Выражение собственного мнения малолетним допустимо с любого возраста, однако после 10 лет его учет обязателен при принятии решений в вопросах, непосредственно касающихся личности ребенка.

Мнение лица, не достигшего совершеннолетия, может быть заслушано судом в присутствии законного представителя, педагога и специалиста опеки. Вердикт не обязательно будет основан на рассуждениях ребенка.

Обеспечение защиты законных интересов

Несовершеннолетний не может самостоятельно обеспечить защиту своих гражданских, жилищных и иных прав, поэтому данная обязанность возлагается на родителей/лиц, их заменяющих – прокуратуру, районный отдел опеки, суд.

Отдельно нужно рассмотреть ситуацию, когда опасность для ребенка исходит от близких ему людей (родителей, усыновителей, опекунов/попечителей, приемной семьи). В этом случае, несовершеннолетнего должны защитить специализированные органы.

Важно! Любой гражданин или должностное лицо, узнавшее о фактах нарушения прав малолетнего, обязаны сообщить об этом в государственные органы, осуществляющие надзор в сфере детства.

Возможность общаться с мамой, папой и другими родственниками

Общение с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, тетями, дядями и другой родней имеет большое значение для формирования личности несовершеннолетнего. Раздельное проживание матери и отца вследствие развода или других обстоятельств, личные неприязненные отношения между родственниками не могут влиять на права ребенка.

Ограничение матери (к примеру) на общение с отцом является прямым нарушением права несовершеннолетнего. Но если такой контакт несет вред моральному развитию ребенка (отец учит ребенка воровству, бродяжничеству), то запрет на такие встречи будет возложен судом.

Примеры нарушения прав ребенка

Тема насилия в отношении несовершеннолетних до последнего времени не выходила на общественное рассмотрение. Борьба с жестоким обращением с детьми стала обсуждаться на государственном уровне сравнительно недавно.

Агрессорами могут являться другие дети, посторонние граждане, педагоги и даже собственные родители. Чтобы понять, какие права ребенка нарушаются, необходимо определиться, какому жестокому обращению он подвергается. Выделяют следующие виды насилия:

  1. Эмоциональное.
  2. Физическое.
  3. Сексуальное.
  4. Пренебрежение нуждами.

Эмоциональное насилие

Зачастую мамы и папы не придают значения опасности выражения негативных эмоций на ребенка и последствиям таких поступков. Родители позволяют себе повышать голос на несовершеннолетнего, унижать и даже оскорблять его. Ситуация, в которой мать или отец реагируют криком на любое действие детей, распространена во многих семьях.

Отдельно стоит выделить игнорирование. Мама и папа могут отказываться разговаривать с малолетним в наказание за реальный или надуманный проступок. Ситуация, когда ребенок лишен эмоционального контакта с самыми близкими людьми, может серьезно его травмировать и оставить отпечаток на его личности на всю жизнь.

Одним из видов эмоционального насилия является бездействие родителей при нарушении прав детей. Такие ситуации формируют чувство незащищенности у несовершеннолетнего.

Невозможность выразить собственное мнение отрицательно сказывается на характере ребенка. Такие лица растут инфантильными и неспособными к принятию серьезных решений.

Физическое насилие

Малолетний может подвергаться физическому насилию со стороны посторонних граждан и близких людей. Телесные наказания несовершеннолетних также распространены в современных семьях, как и 100 лет назад. Законные представители, которые должны защищать детей, часто считают побои одним из методов воспитания. Причем такая информация обычно остается за закрытыми дверями. Выявление случаев телесных наказаний в семье происходит либо случайно, либо при серьезных травмах.

Факты физического насилия над несовершеннолетними со стороны посторонних граждан чаще бывают выявлены специализированными органами и завершаются наказанием виновного. На побои в семье, как правило, реагирует школа, детский сад и другие учреждения.

Сексуальное насилие

До 90% фактов полового насилия над детьми происходят в семье. В качестве агрессоров выступают отцы, отчимы, другие родственники и близкие друзья родителей, педагоги. Причем именно такие ситуации могут длиться на протяжении длительного промежутка времени, возможно, до нескольких лет, редко выявляются и сложны к доказыванию.

Существуют исследования, доказывающие прямую связь между ухудшающейся экономической ситуацией в стране и учащением случаев сексуального насилия над несовершеннолетними. Нехватка денежных средств для реализации желаний взрослых, повышает уровень употребления алкоголя, следствием чего является увеличение числа подобных фактов.

Пренебрежение нуждами

Отдельным видом насилия в отношении несовершеннолетних является пренебрежение основными нуждами ребенка. Среди них – потребности в еде, сезонной одежде по размеру, обуви, спальном месте, лечении.

Подобное жестокое обращение возможно только со стороны близких людей, например, законных представителей детей и других лиц, на которых возложена обязанность по материальному обеспечению малолетнего.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Нарушение прав ребенка несет за собой следующие виды ответственности:

  • административная;
  • уголовная.

Ненадлежащее воспитание, вовлечение в распитие алкогольных напитков, препятствие общению с родственниками и множество других правонарушений повлекут за собой административную ответственность. В качестве наказания может применяться штраф или предупреждение.

Преступления, совершенные против несовершеннолетних, такие как: вовлечение в противоправную деятельность, подмена, разглашение тайны усыновления повлекут уголовное преследование и наказание, в том числе – лишение свободы.

Пример: отказ отца от материального обеспечения малолетних детей приведет к созданию задолженности. В зависимости от увеличения суммы невыплаченных алиментов, ответственность будет меняться. Злостный должник подвергается уголовному преследованию.

Пути защиты детских прав

Лучший вариант защиты – профилактика. Необходимо принять меры к раннему выявлению проблемы до того, как вред нанесен.

Однако если ситуация произошла, нужно минимизировать последствия и исключить повторное причинение вреда. Ущемление прав ребенка должны предотвратить:

  1. Родители, усыновители, опекуны/попечители.
  2. Органы опеки.
  3. Прокуратура.
  4. Суд.

Законные представители

Закон возлагает обязанность по защите на самых близких людей. Если просмотреть перечень детских прав, становиться понятно, что их соблюдение первоочередно возложено на родителей. Еду, одежду, образование, контроль над поведением должны предоставить мама и папа (или лица, их заменяющие).

Органы опеки

Если несовершеннолетний лишен матери и отца, или нарушение прав исходит от близких ребенка, забота о нем возлагается на социальные органы. Специалисты опеки должны принять все возможные меры для того, чтобы он был передан на попечение в семью. В период подбора кандидатов защита прав возлагается на них.

При поиске лиц, готовых взять детей на воспитание, приоритет отдается родственникам. Это необходимо с целью сохранения кровных связей. В противном случае подбор кандидатов ведется среди посторонних граждан. Передача несовершеннолетних в государственные организации является крайней мерой. Однако и после этого обязанность по семейному устройству каждого воспитанника учреждения возлагается на орган опеки до совершеннолетия ребенка.

Кроме того, орган опеки входит в состав социальных институтов по первичному выявлению жестокого обращения. Если имеет место нарушение прав ребенка в семье – его необходимо оградить от агрессоров.

Прокуратура и суд

Надзорная функция за действиями органов опеки возложена на прокуратуру. При злоупотреблении полномочиями специалистами социальных органов или других фактах нарушения детских прав, прокурор должен применить меры воздействия или обратиться в суд за восстановлением законных интересов несовершеннолетнего.

Рассмотрев судебную практику, можно сделать вывод, что 20% всех исков о защите прав детей инициируются прокуратурой.

Окончательно оградить несовершеннолетнего от жестокого обращения может только суд. При наличии соответствующего решения, родители лишаются/ограничиваются в правах, а лица, причинившие вред ребенку, получают наказание.

Защита прав ребенка, которые нарушаются школой

Значительную часть своего времени ребенок проводит в школе. На образовательную организацию в целом и на педагогов в частности возлагаются обязанности по обучению и защите прав несовершеннолетних. Однако зачастую возникают ситуации, когда ребенка необходимо спасать от тех, кто должен о нем заботиться. Образно все случаи можно разделить:

  • образовательные;
  • не относящиеся к процессу обучения.

Несмотря на то, что школа является организацией, которая обязана предоставить детям знания, возникают ситуации, когда ребенка ограничивают в этом праве. Например, удаляют с урока за проступок, отказывают в выбранной форме обучения или по рекомендованному образовательному маршруту, препятствуют переводу в другую школу и так далее.

Одним из обсуждаемых в последнее время вопросов является финансирование родителями бесплатных образовательных учреждений. При этом педагоги могли не допускать к занятиям детей, мама и папа которых не сдали деньги.

Важно! В ситуации, когда ребенку отказывают в доступе к урокам, необходимо письменно обращаться на имя директора организации, в министерство образования, прокуратуру.

Человеческий фактор имеет огромное значение и в сфере образования. Личные неприязненные отношения, публичные оскорбления, критика, шантаж и другие меры, унижающие достоинство ученика, до сих пор можно встретить в школах.

Примеры из жизни

Учитель химии Валентина Федоровна не допускала к уроку девочек-подростков с накрашенными или длинными ногтями. Ребенку выдавался ацетон для немедленного удаления лака и ножницы. Данная процедура проводилась перед всем классом и занятия не начинались до тех пор, пока процесс не был закончен. В этом случае нарушались как права конкретного ребенка, так и других учеников.

Учитель математики Наталья Николаевна наказывала детей за шумное поведение в течение уроков ударом линейки по рукам. Это яркий пример физического насилия над несовершеннолетним от посторонних лиц.

Необходимо поставить точку в вопросе: является ли наказание нарушением прав ребенка? Да, несомненно. Причем не имеет значения, в каком виде оно будет выражено: побои, ограничение в еде, отказ от предоставления образовательных услуг. В каждом случае ребенку нужна помощь. Найти самостоятельно решение возникших проблем он не в силах. Только ответственное родительство, надлежащее исполнение обязанностей педагогами и другими должностными лицами способно минимизировать ущерб, нанесенный такими действиями.