Назначение послов

Нормативно-правовая база

7 сентября 1999 года N 1180

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ И ПОЛНОМОЧНОМ ПОСЛЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

1. Утвердить прилагаемое Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

7 сентября 1999 года

N 1180

Утверждено

Указом Президента

Российской Федерации

от 7 сентября 1999 г. N 1180

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЧРЕЗВЫЧАЙНОМ И ПОЛНОМОЧНОМ ПОСЛЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ

ВЫПИСКА

I. Общие положения

1. Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве (далее именуется — Посол) является высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания.

Посол представляет Российскую Федерацию в государстве пребывания, обеспечивает дипломатическими средствами проведение внешнеполитического курса Российской Федерации, защиту национальных интересов, суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, прав и интересов ее граждан и российских юридических лиц в государстве пребывания.

2. Посол назначается и отзывается по предложению Министра иностранных дел Российской Федерации Президентом Российской Федерации после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Послом может быть гражданин Российской Федерации, способный по своим профессиональным и личным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности.

3. В своей деятельности Посол руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Положением о Посольстве Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными актами и указаниями Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также Венской конвенцией о дипломатических сношениях и другими применимыми нормами международного права.

4. Посол возглавляет Посольство Российской Федерации в государстве пребывания (далее именуется — Посольство), непосредственно руководит работой Посольства, определяет его структуру в соответствии с нормативными актами МИДа России, распределяет должностные обязанности между сотрудниками Посольства. Посол несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций в соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации, отчитывается перед МИДом России за выполнение указаний и поручений.

5. В случае отсутствия Посла в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах Российской Федерации, назначаемый в установленном порядке из числа старших дипломатических сотрудников Посольства.

6. Посол обеспечивает проведение единой политической линии Российской Федерации в государстве пребывания и с этой целью осуществляет координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов Российской Федерации.

Руководители указанных представительств, делегаций и групп специалистов обязаны согласовывать свою деятельность с Послом как высшим официальным представителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пребывания, оказывать Послу содействие в осуществлении его полномочий, информировать Посла о своей деятельности.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

8. Основными обязанностями Посла являются:

выполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов государственной власти;

информирование в установленном порядке Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений Российской Федерации с государством пребывания, обеспечению интересов Российской Федерации в соответствующем регионе и мире в целом;

обеспечение развития сотрудничества Российской Федерации с государством пребывания в политической, торгово — экономической, научно — технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия государственным органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов Российской Федерации в установлении контактов с государственными органами, общественными объединениями и представителями деловых кругов государства пребывания;

участие в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации с государством пребывания, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров Российской Федерации с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений Российской Федерации с государством пребывания;

ведение работы по защите в государстве пребывания прав и интересов граждан Российской Федерации и российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания, направление в МИД России информации о наиболее важных правовых актах государства пребывания;

участие в подготовке и осуществлении межгосударственных обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов в государство пребывания официальных делегаций, включая официальные делегации Федерального Собрания Российской Федерации, и представителей Российской Федерации;

поддержание контактов с руководителями государства пребывания, органами государственной власти, внешнеполитическим и другими ведомствами, должностными лицами, общественными объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, средствами массовой информации, представителями дипломатического корпуса в государстве пребывания;

осуществление общего руководства деятельностью консульских учреждений Российской Федерации в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками;

обеспечение распространения в государстве пребывания официальной информации по вопросам, касающимся внешнеполитического курса Российской Федерации, ее внутренней политики, социально — экономической, культурной и духовной жизни, всемерное содействие, в том числе и своим личным участием, формированию в государстве пребывания позитивного отношения к Российской Федерации, ее инициативам на международной арене;

защита права собственности Российской Федерации на принадлежащее ей имущество в государстве пребывания, обеспечение его сохранности и рационального использования;

проведение работы с персоналом Посольства, иных российских государственных учреждений в государстве пребывания в целях обеспечения достойного представления их сотрудниками интересов Российской Федерации в государстве пребывания, уважения ими законов, административных правил, а также традиций и обычаев государства пребывания;

принятие необходимых мер к тому, чтобы в государстве пребывания обеспечивались в соответствии с международным правом и законодательством государства пребывания привилегии и иммунитеты, предоставляемые Посольству, находящимся в государстве пребывания иным представительствам Российской Федерации, их сотрудникам и членам их семей, дипломатическим курьерам и следующей с ними дипломатической почте, а также иным гражданам Российской Федерации, имеющим право на привилегии и иммунитеты;

организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, принятие мер по поддержанию необходимого уровня безопасности Посольства, его сотрудников и членов их семей, организация в установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации и российских граждан в государстве пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями;

обеспечение рационального расходования государственных средств, выделяемых Посольству, соблюдения финансовой дисциплины;

обеспечение необходимых условий для работы персонала Посольства, внесение в установленном порядке предложений по вопросам, связанным с его деятельностью.

Посол выполняет другие функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами международного права, законодательством государства пребывания.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

III. Основные права Посла

9. Посол для выполнения возложенных на него обязанностей имеет право:

вести переговоры и по поручению соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России подписывать международные договоры Российской Федерации с государством пребывания, а также участвовать в международных конференциях и встречах;

вносить в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МИДа России предложения по вопросам двусторонних отношений с государством пребывания и деятельности Посольства;

получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также российских предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно — правовой формы и ведомственной принадлежности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Посольства, передавать в установленном порядке информацию указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям;

приостанавливать исполнение решений и предотвращать действия в государстве пребывания представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, в случае если такие решения и действия не отвечают интересам Российской Федерации. О принятых мерах Посол уведомляет МИД России;

выезжать в случае необходимости и с согласия МИДа России в кратковременные служебные командировки за пределы государства пребывания;

производить в случае необходимости перераспределение утвержденных годовых ассигнований по статьям сметы Посольства в порядке, установленном МИДом России;

вносить в МИД России в установленном порядке предложения о представлении особо отличившихся сотрудников Посольства к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоению почетных званий Российской Федерации, о повышении в ранге и должности дипломатических сотрудников Посольства, о продлении сроков работы за границей дипломатических и административно — технических сотрудников Посольства, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий;

издавать приказы о поощрении административно — технических сотрудников Посольства, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и наложении на них дисциплинарных взысканий, о приеме на работу и увольнении с работы, об отпусках и командировках сотрудников, принятых на месте, а также по другим вопросам деятельности Посольства;

решать по согласованию с МИДом России вопросы о досрочном прекращении в необходимых случаях работы сотрудников Посольства, находящихся в государстве пребывания иных представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, членов их делегаций и групп специалистов, а также сотрудников представительств субъектов Российской Федерации;

решать в соответствии с нормативными актами МИДа России вопросы, связанные с кратковременными выездами в Российскую Федерацию, а также в другие страны сотрудников Посольства и членов их семей, находящихся в государстве пребывания;

пользоваться другими правами в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами международного права, законодательством государства пребывания.

История.

На ранних этапах становления европейской дипломатии, в XVI – XVII веках, когда большинство европейских государств начали обмениваться постоянными дипломатическими представительствами, сформировалось два основных класса дипломатических агентов: полномочные послы, пользующиеся более высокими статусом и привилегиями, и ординарные посланники, известные как резиденты. Право старшинства определялось согласно обычаям, различавшихся от Двора к Двору. Отсутствие общепринятых соглашений о дипломатической иерархии часто приводило к спорам и недоразумениям между представителями соперничающих держав, особенно Священной Римской империи и Французского королевства.

Прошло немало времени до того, как на состоявшемся в 1815 году Венском конгрессе было достигнуто соглашение о едином делении глав дипломатических представительств на три класса:

  1. Послов – представителей своих Государей; Легатов или Нунций – представителей Святого престола;
  2. Посланников, Министров и иных уполномоченных при Государях; и
  3. Поверенных в делах, уполномоченных при Министрах иностранных дел.

Место главы дипломатического представительства каждого класса зависело от порядка прибытия ко Двору и официального о том извещения, за исключением представителя Ватикана, пользовавшегося особыми привилегиями. В 1818 году на конгрессе в Экс-ла-Шапели Великие державы добавили еще один класс министров-резидентов, занявших положение между классом посланников и классом поверенных в делах.

Классификация.

Исторически послами могли быть только представители монарха, аккредитованные при дворе другого. Однако к концу XIX – начале XX века различие между послами и посланниками постепенно стиралось. В Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года класс министров-резидентов был упразднен, а главы дипломатических представительств разделены на три класса:

  1. класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;
  2. класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;
  3. класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Выражение «другие главы представительств эквивалентного ранга» относилось к Верховным представителям стран Французского содружества и Верховным комиссарам стран Британского Содружества наций.

В настоящее время почти все главы дипломатических представительств являются послами или имеют эквивалентный ранг; посланники в большинстве случаев назначаются их заместителями. Согласно ст. 14, п. 2 Венской конвенции между главами представительств разных классов не должно проводиться никакого различия кроме как в отношении старшинства и этикета.

Поверенного в делах, о котором говорится в ст. 14, п. 1 Венской конвенции, не следует путать с временным поверенным в делах, упоминаемом в ст. 19, п. 1. Последний назначается временно исполняющим обязанности главы дипломатического представительства, если данный пост оказывается вакантным или глава представительства не может выполнять свои функции. Временный поверенный в делах не аккредитован в принимающем государстве и фактически не может быть главой представительства.

На практике назначение и отзыв глав дипломатических представительств также является одним из методов дипломатии, используемых в межгосударственных отношениях. Государство может понизить уровень дипломатических отношений с другим государством, не прибегая к такой радикальной мере как их разрыв или приостановление, назначив временного поверенного вместо посла или отозвав главу своего представительства. Когда принимается подобное решение, другое государство, как правило, поступает симметрично.

Представление главы американской дипломатической миссии Бенджамина Франклина Королю Франции Людовику XVI и Марии-Антуанетте в Версале.

Старшинство.

В настоящее время вопросы старшинства регулируются положениями ст. 16, п. 1 Венской конвенция, в которой говорится, что старшинство глав дипломатических представительств соответствующего класса определяется датой и часом официального вступления в должность. Согласно ст. 13, п. 1 Венской конвенции глава представительства считается вступившим в должность, в зависимости от практики, существующей в государстве прибывания либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения о прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел.

Старшинство представителя Святого Престола в качестве исключения определяется в соответствии с традицией, укоренившейся в соответствующем государстве (ст. 16, п. 3).

Агреман.

Принимающее государство имеет право отказаться от кандидата, выбранного направляющим государством на должность главы своего дипломатического представительства. Причину такого отказа принимающее государство может не раскрывать. Во многих случаях об отказе даже не сообщается — истечение уместного срока (4–8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата. С тем чтобы в случае отказа не компрометировать дипломата, до официального объявления о назначении главы представительства ведутся конфиденциальные консультации. Принятие кандидатуры во время таких консультаций называется агреманом (от фр. agrément – одобрение). Агреман требуется лишь для главы дипломатического представительства; остальным сотрудникам посольства необходимо получить только визу.

Дипломатический корпус.

Все главы дипломатических представительств, аккредитованные в одной столице, образуют дипломатический корпус, возглавляемый Дуайеном (Деканом). Дуайеном является самый старший глава представительства первого класса или, в некоторых католических государствах, папский нунций. Дуайен выступает в качестве посредника между службой государственного протокола и дипломатическим корпусом. В его основные функции входит: выступление от имени дипломатического корпуса с заявлениями, поздравлениями, соболезнованиями; представление дипломатического корпуса на официальных мероприятиях, организованных страной пребывания; и т.д.

Привилегии и иммунитеты.

Глава дипломатического представительства по существу пользуется теми же привилегиями и иммунитетами, что и любые другие дипломатические агенты (см. дипломатические иммунитеты и привилегии). Однако глава представительства имеет право устанавливать флаг и эмблему представляемого государства на здании своей резиденции и на своих транспортных средствах (ст. 20).

В соответствии со ст. 23, п. 1 глава дипломатического представительства также освобождается от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, за исключением взимаемых за конкретные виды обслуживания. Это более существенное изъятие, чем предоставляемое дипломатическим агентам в целом, которые должны оплачивать сборы и налоги на частное недвижимое имущество, если не владеют им от имени аккредитующего государства для целей представительства (ст. 34, пп. b).

Полномочия.

Глава дипломатического представительства действует в качестве посредника между представляемым и принимающим государствами при осуществлении функций диппредставительства, перечисленных в ст. 3 Венской конвенции. Эти функции, в частности, включают представительство аккредитующего государства в государстве пребывания и ведение переговоров с правительством государства пребывания (ст. 3, п. 1, пп. a и c). В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, главы дипломатических представительств считаются представляющими свое государство без необходимости предъявления полномочий в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы.

Глава дипломатического представительства также имеет право отказаться от неприкосновенности помещения представительства, куда согласно ст. 22 Венской конвенции власти принимающего государства не могут вступать без его согласия. Что касается иммунитета от юрисдикции, которым пользуются дипломатические агенты, то, хотя аккредитующее государство может от него отказаться, но полномочия главы представительства в Конвенции не оговариваются.

Tags:Дипломатическое право

Путин присвоил Марии Захаровой высший дипломатический ранг

По теме:

Путин наградил Василия Небензю и Марию Захарову орденами ПочетаТеперь Собчак пригласила Захарову на дебаты без условийДебаты между Навальным и Захаровой не состоятся. Стороны не договорились о регламентеЗахарова вызвала Навального на онлайн-дебатыМИД России заявил, что в США российских школьников «выставили за дверь» в разгар пандемииСМИ: итальянцам обещают вознаграждение за ролики с благодарностью России за помощьЗахарова рассказала, что ей звонят богатые люди и просят забрать их детей из-за границыЗахарова рассказала, сколько россиян не могут вернуться на родину из-за коронавирусаРостуризм рассказал о каналах экстренной связи для туристов, остающихся за рубежомГлава МИД Сергей Лавров журналисткам из Грузии: «Вы больные, девочки»Матвиенко предложила распространить на дипломатов запрет на иностранное гражданствоГубернатор Ямала Дмитрий Артюхов встретился с врио главы МИД Сергеем ЛавровымЗахарова назвала претензии ВАДА к российскому спорту «борьбой без правил или даже войной»Киев направил Москве ноту протеста из-за гуманитарной помощи Донбассу детским питаниемСША не выдали визы 18 российским дипломатам — участникам сессии Генассамблеи ООННарышкин назвал чушью сообщения о слежке за ФБР с дач российских дипломатовПутин подписал указ о повышении зарплат госслужащимЗам Лаврова Григорий Карасин назначен сенатором от Сахалинской областиУшел из жизни посол России в Египте В МИД РФ назвали иностранные публикации об акции 3 августа «вмешательством в дела РФ»На G20 Япония на карте обозначила Южные Курилы своей территорией. МИД РФ заявил протестМария Захарова назвала, на свой взгляд, виновного в отмене авиарейсов в ГрузиюМария Захарова отреагировала на инцидент с участием Любови Соболь и СимоньянМария Захарова пошутила по поводу отставки Терезы МэйРоссиянин утонул в Финляндии, когда лодка перевернулась на озереМИД заявил, что США не дали визы российским дипломатам, которые ехали на мероприятие ООНМосква в ответ на действия шведского МИД высылает дипломатов королевстваМэй уволила министра обороны, который говорил, что Россия должна «отойти и заткнуться»Захарова: победить фейковые новости невозможно, но ущерб от них можно минимизироватьЛитва отзывает из РФ посла в связи с поступившими угрозами и его «уязвимостью»Захарова назвала число нарушений в первом туре выборов президента Украины «зашкаливающим»Захарова прокомментировала заявление об «активном укреплении» Украиной границы с РФТрамп требует от РФ «убраться из Венесуэлы». Захарова посоветовала ему выполнять обещанияЛавров: признание США израильского суверенитета над Голанами нарушает международное правоШвеция высылает российского дипломата из-за шпионского скандалаЗахарова рассказала о картошке, которую Керри подарил ЛавровуЧубайс сдался в споре о бедности россиян с Захаровой, а она не хочет брать его в пленЗахарова попросила Чубайса объяснить, почему россияне живут бедноМИД: реализация новой стратегии США приведет к началу гонки вооружений в космосеРоссия отказалась обменять задержанного за шпионаж Пола Уилана на БутинуBBC направила жалобу в МИД РФ из-за публикации данных журналистовЗахарова: Британия прямо противодействовала работе российских журналистовМИД РФ допускает, что погибший во львовской тюрьме россиянин мог быть убитСМИ сообщили, что из России выслали шведского дипломатаNew York Times: хакеры взломали переписку дипломатов ЕС и узнали, что они говорят о РоссииРоссия и Эстония договорились о возвращении военных атташеТурчинов резко ответил на заявление Лаврова о готовящейся провокации на границе с КрымомМИД РФ обратится в ОБСЕ из-за переписки корреспондента ВВСЗахарова прокомментировала резолюцию Европарламента по «Северному потоку-2″ОБСЕ приняла документ о безопасности журналистов «благодаря беспрецедентным усилиям РФ»Daily Mirror: британские спецслужбы хотят следить за машинами российских дипломатовЗахарова: на Западе «как минимум знали» о провокации Киева в Керченском проливеЛавров: западные страны признали вину Киева за инцидент в Керченском проливеЗахарова отреагировала на высказывание Климкина о ненужности дипотношений России и УкраиныМИД: милитаризация Азовского моря — «придуманная страшилка, которая высосана из пальца»Захарова написала песню для ЗарыЗахарова считает, что Россия не проиграла информационную войну ЗападуВ МИД не исключают, что Сергей Скрипаль мог не выжить после отравленияРоссия внесла в Генассамблею ООН проект резолюции по информационной безопасностиЗахарова: Bellingcat используется западными спецслужбами для слива информацииМИД рассказал, какое оборудование изъяли у россиян в НидерландахЛавров выступил в Генассамблее ООНЗахарова прокомментировала обвинение России в убийстве брата Ким Чен ЫнаЗахарова отреагировала на информацию о связи Петрова и Боширова со спецслужбамиМария Захарова предстала в образе «МИДсестры» и пообещала «всех вылечить»МИД увидел неувязки в фотографиях подозреваемых по делу СкрипалейМИД: Британия отказалась предоставить отпечатки пальцев подозреваемых по делу СкрипаляОперация завершена: в Аргентине сожгли кокаин, найденный в здании российского посольстваВ МИД назвали «охотой на ведьм» обвинения со стороны Microsoft и пообещали сделать выводыЗахарова: потерянные документы погибших в ЦАР журналистов восстановленыМИД сообщил об отсутствии следов пыток на телах убитых российских журналистов»Целебное» фото Лаврова приложили к российским дорогам, нищете и ГосдумеМИД запустил флэшмоб в поддержку задержанной в США БутинойЗахарова о телеграм-канале МИД: не вижу противоречия решению судаЗахарова прокомментировала отставку Бориса ДжонсонаЗахарова обвинила Великобританию в подкупе ОЗХОРоссия требует освобождения активистки движения «Волонтеры Победы», задержанной в КрымуМИД допускает приостановку авиасообщения между Россией и СШАРоссийские дипломаты подозревают Лондон в махинациях с пробами крови Юлии СкрипальЗахарова: в Восточной Гуте нашли химикаты из Германии и дымовые шашки из СолсбериСМИ: Россия меняет посла в СирииЗахарова: «Требуем от Украины прекратить издевательства над моряками»Дипломаты рассказали Лаврову, как их высылали из западных странЗахарова попросила Лондон объяснить причину отказа в визе племяннице СкрипаляМИД РФ советует США избавиться от иллюзий, что с нами можно разговаривать языком санкцийОНФ: ведомства не раскрывают информацию о расходовании бюджета на госпрограммыКВС рассказал, что британская полиция искала на борту российского самолета в ХитроуМИД: Россия вышлет 60 дипломатов США и закроет генконсульство США в ПетербургеСША отказали российским борцам в выдаче виз для поездки на Кубок мираВыдворенные российские дипломаты начали покидать УкраинуМИД РФ соберет зарубежных дипломатов для обсуждения деталей по делу СкрипаляДело Скрипаля: МИД Чехии вызвал российского посла для беседыЗахарова осудила слова Макаревича о влиянии госпропаганды на россиянОбострение отношений с Великобританией не отразится на предоставлении виз россиянам»Ъ»: Лондон и раньше сокращал количество российских дипломатов. Вопросом занимался ЛавровМИД РФ: ответные меры на действия Великобритании «не заставят себя ждать»Захарова защитила Russia Today: «Ни одно британское СМИ в нашей стране работать не будет»Вдова дипломата Польшикова попросила не связывать его смерть с «кокаиновым делом»Захарова рассказала, откуда в посольстве России 400 кг кокаина

Пресс-атташе

Пресс-атташе – лицо организации и её голос. Он озвучивает официальную позицию руководства и отвечает на вопросы журналистов, часто каверзные и даже провокационные.

Средняя заработная плата: 45000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 44% Оплачиваемость 67% Конкуренция 71% Входной барьер 40% Перспективы 57%

Пресс-атташе – это специалист дипломатического ведомства, другой государственной или бизнес-структуры, который отвечает за связи с прессой и формирование имиджа своего работодателя.

История профессии

Изначально название профессии относилось только к сфере дипломатии. Так и сегодня в посольствах называется младшая дипломатическая должность, на которой сотрудник ведает вопросами информационной политики. Название профессии происходит от французского слова «attaché» (прикреплять), т.е. работник прикреплен посольству.

В последние годы так все чаще называют сотрудников, работающих с общественностью и СМИ, в политических партиях, спортивных клубах, бизнес компаниях. Нередко такие специалисты нанимаются частными лицами, в основном представителями шоу-бизнеса и политиками.

Описание и характеристика профессии

В работе любой публичной организации, в том числе и дипломатического ведомства, возникает необходимость донести определенную информацию до целевой аудитории. Сделать это можно разными способами:

  • собрать пресс-конференцию или брифинг;
  • организовать публичное выступление руководителя;
  • опубликовать нужные сведения на официальном веб-сайте;
  • организовать рассылку писем по электронной почте.

В процессе общения со СМИ у журналистов возникают вопросы, связанных, например, с политикой государства. Пресс атташе обязан так выстроить общение, чтобы максимально полно объяснить действия руководства страны и создать ему положительный имидж.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Чтобы стать пресс-атташе, надо учиться по профилям, связанным с дипломатической или коммуникационной деятельностью: «Реклама и связи с общественностью», «Журналистика», «PR в государственных и бизнес структурах», «Международные отношения». Существуют также специальные программы по связям с общественностью в других вузах.

Ведущие учебные заведения этого направления:

  • Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России;
  • Российский университет дружбы народов;
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;
  • Санкт-Петербургский государственный университет.

Для поступления на нужные специальности требуется предоставить результаты ЕГЭ по русскому языку, литературе, иностранному языку, обществознанию и истории (в зависимости от вуза). Также иногда необходимо пройти профессиональное или творческое испытание.

Профессиональные обязанности

В обязанности пресс-атташе входят:

  • сбор и анализ информации, важной для организации;
  • текущее общение с представителями СМИ;
  • консультирование и планирование выступлений руководства перед прессой;
  • подготовка коммуникационных мероприятий;
  • составление списка приглашенных СМИ;
  • написание речей, статей и комментариев для прессы;
  • подготовка материалов и пресс-релизов для сайта;
  • подача актуальной информации в выгодном свете.

Если пресс-атташе не входит в штат компании или ведомства, он может работать в рекламном или PR-агентстве, вести несколько клиентов одновременно или наниматься под разовые акции.

Кому подходит

Эта работа подходит людям, которые уверенно чувствуют себя на публике и любят общаться. От работника требуются такие качества:

  • организованность и системность;
  • умение красиво говорить и четко формулировать мысли;
  • находчивость и быстрая реакция;
  • аналитический склад ума;
  • привлекательная внешность.

Сотрудник по работе со СМИ должен быть прекрасно профессионально подготовлен и широко эрудирован, знать иностранные языки и подход к разным целевым аудиториям.

Заработная плата

В среднем зарплата пресс-атташе в России составляет около 50-60 тысяч рублей. В крупных компаниях, футбольных клубах и зарубежных посольствах она может быть от 100 тысяч рублей и выше.

Как построить карьеру

Карьерный рост таких специалистов полностью зависит от результативности и успешности их работы. Такие люди всегда на виду, и лучших из них приглашают на выгодные должности.

Перспективы профессии

Работа пресс-атташе является на сегодня очень востребованной. Если претендент на эту должность обладает нужными профессиональными качествами, то он обязательно найдет себе место.

Марии Захаровой присвоен ранг чрезвычайного и полномочного посла РФ

МОСКВА, 8 июня. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин своим указом присвоил высший дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла директору Департамента информации и печати МИД России Марии Захаровой. Документ размещен на официальном сайте правовой информации.

С 2017 года Захарова имела дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посланника I класса.

Мария Захарова работает в качестве официального представителя МИД с 10 августа 2015 года. Она стала первой женщиной на этом посту.

Биография Захаровой

Захарова родилась 24 декабря 1975 года. Окончила факультет международной информации (ныне — факультет международной журналистики) Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России (МГИМО) по специальностям «востоковедение» и «журналистика». Имеет степень кандидата исторических наук — в 2003 году в Российском университете дружбы народов защитила диссертацию по теме «Трансформация осмысления символики празднования традиционного Нового года в современном Китае. Последняя четверть XX в.».

За время карьеры в МИД России Захарова работала в редакции журнала «Дипломатический вестник», в Департаменте информации и печати, в постоянном представительстве РФ при Организации объединенных наций в Нью-Йорке.

Захарова входит в состав Совета по внешней и оборонной политике РФ.

Захарова участвует в общественной деятельности, является активным пользователем социальных сетей, занимается благотворительностью. Принимает участие в культурной жизни страны. В частности, выступила соавтором нескольких песен для популярных исполнителей.

Присвоение новых рангов дипломатам

Кроме того, указом президента высший дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посла был присвоен директору генерального секретариата МИД РФ Сергею Бутину, послу по особым поручениям российского дипведомства Сергею Губареву, а также послам РФ в Монголии Искандеру Азизову, на Кубе Андрею Гуськову, в Йемене Владимиру Дедушкину, в Бангладеш Александру Игнатову, в ОАЭ Сергею Кузнецову и в Шри-Ланке Юрию Материю. Ряд дипломатов получили ранги чрезвычайного и полномочного посланника I и II класса.