Негативное воздействие на окружающую среду

Негативное воздействие на окружающую среду

Смотреть что такое «Негативное воздействие на окружающую среду» в других словарях:

  • Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

  • Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;… Источник: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7 ФЗ (ред. от 25.06.2012) Об охране окружающей среды … Официальная терминология

  • НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды(ст.1.Закона) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • негативное воздействие на окружающую среду — Воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. [Защита атмосферного воздуха… … Справочник технического переводчика

  • НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды … Юридическая энциклопедия

  • негативное воздействие на окружающую среду — 3.19 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности. 3.20 Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • РД 19-02-2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух — Терминология РД 19 02 2007: Методические рекомендации по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух: Администраторы платы: федеральный орган исполнительной власти (ФОИВ), за которым … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду — (далее плата) индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на … Официальная терминология

  • — индивидуально возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду — Администрирование платы осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в … Официальная терминология

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Актуально на: 18 февраля 2019 г.

Организации и ИП, которые ведут деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить за это отдельную плату. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения такой платы осуществляет Росприроднадзор (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования) (п. 1 ст. 16.1, п. 1 ст. 16.5 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Постановление Правительства от 30.07.2004 № 400). О расчете платы за негативное воздействие в 2019 году расскажем в нашей консультации.

Как рассчитать плату «за грязь»

Плата за негативное воздействие зависит от его вида. Различают следующие виды вредного воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Для Росприродназдора расчет платы за негативное воздействие производится плательщиками самостоятельно по следующей формуле (п. 1 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

ПНВ = ПБ1 * С1 * К1 + ПБ2 * C2 * К2 +…+ ПБN * СN * КN,

где ПНВ – плата за негативное воздействие по всем загрязняющим веществам;

ПБN – платежная база по N-ому загразняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления;

СN – ставка платы по N-ому загрязняющему веществу;

КN – применяемый коэффициент (коэффициенты) к N-ому виду загрязняющего вещества.

Кроме того, в расчете может участвовать стимулирующий коэффициент, а также дополнительный коэффициент в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами (п. 6,13 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Платежная база для расчета платы – это объем или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов (п. 1 ст. 16.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). База определяется плательщиками самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Ставки платы за негативное воздействие, применяемые в 2016-2018 гг., и коэффициенты установлены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, а также п.п. 5 и 6 ст. 16.3 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ. А ставки на 2019 год определяются путем умножения ставок, установленных на 2018 год, на коэффициент 1,04.

Подробнее о ставках «за грязь» в 2016-2019 году написано в нашей консультации.

Когда внести плату за негативное воздействие

Отчетным периодом по платежам «за грязь» является календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Плату по итогам года необходимо внести не позднее 1 –го марта следующего года (абз. 1 п. 3 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). То есть за 2018 год уплатить ее нужно до 01.03.2019 включительно.

Напомним, что организации и ИП (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства) должны вносить квартальные авансовые платежи за 1-ый, 2-ой и 3-ий кварталы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Размер ежеквартальной платы исчисляется как ¼ прошлогодней платы за негативное воздействие (абз. 2 п. 3 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Как и когда отчитаться за негативное воздействие

Отчетом по плате за негативное воздействие является декларация (п. 5 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ). Ее форма утверждена Приказом Минприроды (Приложение 2 к Приказу Минприроды от 09.01.2017 N 3).

В Росприроднадзор декларация о плате за негативное воздействие должна быть представлена не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом (п. 5 ст. 16.4 Закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие за 2019 год — расчет

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Данные, на которых базируется расчет платы

Ставки, применяемые для расчета за 2019 год

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Порядок платы за негативное воздействие

Признание расходов на НВОС

Итоги

Кто является плательщиком сбора за НВОС

Плательщиками сбора за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) являются организации и индивидуальные предприниматели, которые выбрасывают загрязняющие вещества в воздух через стационарные источники, в водные объекты или занимаются хранением и захоронением (размещением) отходов (п. 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 есть полный перечень видов деятельности и других критериев отнесения объектов к I–IV категориям воздействия на окружающую среду, при которых организация должна платить за НВОС. В частности, к ним относятся добывающие, металлургические, химические, пищевые производства, некоторые сельскохозяйственные компании, полигоны твердых бытовых отходов.

Если предпринимательская деятельность ведется только на объектах IV категории, то плату за негативное воздействие вносить не надо (п. 1 ст. 16.1 закона № 7-ФЗ).

К IV категории относятся объекты, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и окружающую среду, поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть сбросы загрязняющих веществ, образующихся в результате использования воды для бытовых нужд;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество — не более 10 тонн в год;
  • имеются только нестационарные источники выбросов загрязняющих веществ.

Так, использование в предпринимательской деятельности автотранспорта не приводит к необходимости платить за негативное воздействие, поскольку плата вносится только за стационарные объекты, к которым он (автотранспорт) не относится (п. 1 ст. 16 закона № 7-ФЗ).

ВАЖНО! Обязанность по внесению платы не зависит от налогового режима, применяемого организаций или ИП, которые являются плательщиками сбора за негативное воздействие, а также от того, на собственных или арендованных объектах осуществляется деятельность, которая приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Плательщики сбора должны подать заявку в Росприроднадзор по каждому загрязняющему объекту и получить свидетельство о постановке на учет с указанием загрязняющей категории от I до IV.

ВАЖНО! Если в процессе деятельности образуются только отходы производства и потребления и нет других негативных воздействий, то заявка на постановку на учет по НВОС не подается (письма Росприроднадзора от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591, от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354). Поскольку при осуществлении торговой деятельности и оказании услуг, функционировании офисов, школ, детских садов, административных зданий, поликлиник, больниц и т. п., как правило, образуются только отходы производства и потребления, можно сделать вывод, что вставать на учет у них в качестве плательщика НВОС нет необходимости.

Плату за негативное воздействие на окружающую среду не надо путать с экологическим сбором. Это разные платежи. Прочитать об отличиях можно .

Данные, на которых базируется расчет платы

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (или платы за ее загрязнение) зависит от многих факторов:

  • характера источника загрязнения;
  • вида загрязняющего вещества (или класса его опасности);
  • объемов фактических выбросов;
  • факта отсутствия средств измерения объема выбросов;
  • наличия превышения над установленными нормативами загрязнения;
  • факта нахождения загрязняемого объекта или территории под особой охраной;
  • имевших место расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия.

По первым 2 показателям определяется величина используемой в расчете ставки. Умножением ее на объем фактических выбросов (если он не выходит за предельно допустимый) определяется сумма платы за загрязнение. К величине ставки применяются коэффициенты:

  • повышающие, если речь идет об отсутствии средств измерения объемов выбросов, превышении допустимых нормативов загрязнения или нахождении объекта (территории) под особой охраной;
  • понижающие, зависящие от класса опасности размещаемых отходов, способа их возникновения и размещения.

Максимальный повышающий коэффициент (120) может возникнуть в ситуации отсутствия средств для измерения объемов. Превышение нормативов приводит к применению коэффициентов, равных 5 (если превышение происходит в период осуществления планового снижения сбросов) или 25. Для объекта (территории), находящегося под особой охраной, действует коэффициент 2.

Конкретный размер понижающего коэффициента может определяться совокупностью влияющих на него факторов и находиться в пределах от 0 до 0,67.

Наличие расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия позволяет снизить величину начисленной платы.

Также на размер сумм, подлежащих оплате по итогам года, влияет факт перечисления в течение года авансов по платежам за загрязнение.

Ставки, применяемые для расчета за 2019 год

Ставки, с использованием которых осуществляется расчет платы за загрязнение, установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 (с изменениями от 29.06.2018). В нем приведены ставки на 2016-2018 год. А в 2019 году применяются ставки 2018 года с коэффициентом 1,04 (постановление Правительства от 29.06.2018 № 758).

В зависимости от вида загрязняющего объекта они делятся на 3 группы, относящиеся к объектам:

  • стационарным, производящим выбросы в атмосферу;
  • осуществляющим сбросы в водные объекты;
  • дающим отходы производства и потребления.

Для первых 2 групп конкретные значения ставок указаны по отношению к каждому из наименований загрязняющего вещества. По отходам величина ставки привязана к определенному классу опасности.

В целях стимулирования юрлиц и ИП к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за НВОС к ставкам такой платы применяются коэффициенты, указанные в пп. 5 (с 2020 года) и 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ.

Форма отчетности и сроки ее сдачи

Вся процедура расчета платы за загрязнение отражается в декларации, оформляемой 1 раз за год, по его завершении. За 2019 год этот отчет составляется по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (приложение № 2) и использовавшейся для отчетности за 2018 год.

Бланк декларации доступен для просмотра и скачивания в материале «Готова декларация по негативному воздействию на ОС».

Декларация состоит:

  • из титульного листа, отражающего сведения об отчитывающемся лице;
  • раздела, в котором итоговые расчетные величины платежей, сформированные по разделам, сводятся в единую сумму, которая последовательно корректируется до значений, подлежащих оплате или возврату плательщику, за счет учета в ней расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы;
  • трех разделов, выделяемых по основным видам источников загрязнения, в которых, собственно, и осуществляется сам расчет платежей по каждому из источников.

Таблицы разделов, предназначенных для расчета, предусматривают отражение в них всех необходимых для вычисления суммы платы данных:

  • допустимого и фактического объемов с выделением сумм превышения;
  • ставки;
  • применяемых коэффициентов;
  • составных частей расчетной суммы платы и ее итоговой величины.

Каждый из разделов, выделяемых в зависимости от вида источника загрязнения, заполняется только в случае наличия у отчитывающегося лица данных для этого.

Правила, которых следует придерживаться при внесении сведений в декларацию, детально изложены в тексте приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3, в примечаниях к форме утвержденного им бланка. В них же можно найти значения необходимых коэффициентов и способы проверки правильности внесения данных для каждого из разделов. Кроме того, процедура расчета для каждого вида загрязняющего объекта подробно описана в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Срок сдачи декларации установлен п. 5 ст. 16.4 закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Крайняя его дата определена как 10 марта года, наступающего после отчетного. В 2020 году это рабочий день, поэтому никаких вопросов со сроком сдачи декларации за 2019 год не возникнет. А вот если этот день приходится на выходной, нужно учитывать, что возможности переноса срока закон № 7-ФЗ не устанавливает. Поэтому сдавать декларацию нужно накануне. Например, так было в 2019 году. 10 марта было воскресеньем, а пятница накануне нерабочим праздничным днем (8 марта). Поэтому отчитаться за 2018 год следовало не позднее четверга 07.03.2019.

Ошибки, допущенные в сданной декларации и выявленные самим плательщиком, могут быть исправлены им путем подачи откорректированного отчета. Но сделать это без последствий можно только до истечения срока, установленного для сдачи исходной декларации. Поэтому не следует откладывать представление отчетности на последние дни.

ВАЖНО! С 07.09.2019 определен порядок зачета или возврата переплаты по НВОС, а также бланки необходимых для этого документов. До указанной даты с этим были проблемы.

Порядок платы за негативное воздействие

По итогам расчетов, приведенных в разделе декларации, отражающем корректировку расчетных величин платы, осуществляется оплата суммы по итогам года. То есть ее величина определяется как общая сумма платы за год за вычетом расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на уплаченные авансы. Сделать такую оплату надо до 1 марта года, наступающего после отчетного (п. 3 ст. 16.4 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Исходя из общей суммы произведенной в 2019 году оплаты за негативное воздействие, могут определяться величины авансовых платежей на 2020 год. Сумма каждого из них может быть равна ¼ части от общей величины платы за негативное воздействие, фактически внесенной за 2019 год.

Но это только один из способов платить авансы. С 2020 года их также можно определять:

  • в размере 1/4 суммы платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах нормативов, временно разрешенных выбросов (сбросов) или лимитов на размещение отходов производства и потребления;
  • умножением платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением предусмотренных законом коэффициентов.

Уплачивают авансовые платежи 3 раза в год, по завершении каждого из первых трех кварталов года, не позднее 20-го числа месяца, наступающего после очередного квартала.

ВАЖНО! Субъекты малого предпринимательства авансовые платежи не платят (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Плата за негативное воздействие окружающей среды осуществляется по следующим КБК:

Название платежа

КБК в 2019-2020 годах

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за исключением образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01010 01 6000 120

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

048 1 12 01030 01 6000 120

Плата за размещение отходов производства

048 1 12 01041 01 6000 120

Плата за размещение твердых коммунальных отходов

048 1 12 01042 01 6000 120

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

048 1 12 01070 01 6000 120

За нарушение сроков оплаты за негативное воздействие предусмотрен административный штраф. Для организаций он варьируется в размерах от 50 000 до 100 000 руб., а для должностных лиц — от 3000 до 6000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ).

Признание расходов на НВОС

В бухучете

Плата за НВОС, согласно п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н), включается в состав издержек по обычным видам деятельности и отображается по дебету счетов учета расходов (20, 23, 25, 26, 44).

Плата за НВОС не является налоговым платежом, поэтому для отражения в учете счет 68 «Расчеты с бюджетом» не используется. Возникновение и погашение обязательств по «негативному воздействию» фиксируется по счету 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами».

В налоговом учете

Плата за НВОС в пределах нормативов относится к материальным расходам (подп. 7 п.1 ст. 254 НК РФ).

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду сверх этих размеров в расходах не учитываются (п. 4 ст. 270 НК РФ).

В письме от 07.06.2018 № 03-03-06/1/39148 Минфин РФ отмечает, что Налоговым кодексом не установлен срок для признания материальных расходов в виде платы за НВОС. Предприятиям и ИП, находящимся на общей системе налогообложения, чиновники рекомендуют признавать расходы в виде платы за НВОС на последнее число налогового периода, за который она производится. Квартальные платежи чиновники также рекомендуют признавать в расходах на последнее число отчетного периода, за который они вносятся (письма Минфина РФ от 15.08.2016 № 03-03-06/1/47690, от 08.08.2016 № 03-03-06/1/46432).

Для организаций и ИП на упрощенной системе налогообложения с объектом «доходы минус расходы» плата за НВОС (в пределах нормативов) может быть учтена в составе материальных доходов (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Расходы в виде платы за НВОС признаются в момент списания с расчетного счета (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Итоги

Процедура расчета годового размера платы за загрязнение по итогам 2019 года осталась такой же, как и в 2018 году. Сам расчет делается в специально отведенных для этого разделах декларации (она тоже сохранила свою форму с отчета за 2018 год), выделяемых в зависимости от вида загрязняющего объекта. Начисленная по этим разделам плата затем корректируется на величину расходов на мероприятия по снижению негативного воздействия и на суммы уплаченных в течение года авансов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.