Неправительственные международные организации

Международные организации. Межправительственные и неправительственные международные организации

Международная организация — это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях, имеющее необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств, и автономную волю, объем которой определяется волей государств-членов*(4:250). Вот еще одно определение, которое содержит все признаки международной организации: Международная организация это объединение государств, в основе которого лежит международный договор, который служит для выполнения поставленных целей, имеет свою систему постоянных органов, обладает международной правосубъектностью и учреждается в соответствии с международным правом *(2:40).

Как субъекты международных отношений международные организации могут вступать в межгосударственные отношения от своего собственного имени, и в то же время, от имени всех государств, входящих в них. Число международных организаций постоянно растет. Если в начале 20 века их было 20 межправительственных и около 200 неправительственных, то в настоящее время их соответственно около 300 и более 2500.

По мнению одних первой международной организацией явился Всемирный почтовый союз (о нем упоминалось выше), он возник в 1875 году и в настоящее время ведет свою работу в Брюсселе, выпускает ежегодники с перечнями всех международных организаций; по мнению других первой международной организацией в ее классическом понимании была Центральная комиссия по судоходству на Рейне, созданная в 1831г.*(4:249).

Таким образом, любая международная организация должна обладать следующими шестью признаками:

Создание в соответствии с международным правом. Т.Е. любая международная организация должна быть создана на правомерной основе, ее учреждение не должно ущемлять признанные интересы отдельного государства и международного сообщества в целом; учредительный документ должен соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права (согласно Венской конвенции о праве договоров 1986г.)*(4:251).

Учреждение на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение субъектов и самой организации, сторонами учредительного акта являются суверенные государства, а также, межправительственные организации (в последние годы). Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.

Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности. Международные организации призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская ассоциация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ), социальной (МОТ) и других областях. Однако существуют и такие организации, которые уполномочены координировать деятельность государств практически во всех областях. (ООН, СНГ и др.). Международные организации фактически становятся посредниками между ООН и членами, однако любая организация не может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений.

Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от других форм международного сотрудничества. Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, исполнительными органами являются советы, администрацию возглавляет исполнительный секретарь.

Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Государства вправе запретить организации предпринимать те или иные действия, организация не может превысить свои полномочия.

Самостоятельные международные права и обязанности организации. Международная организация обладает автономной волей, отличной от воли государств-членов, т.е. международная организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения своих прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами.

Юридическая природа международных организаций заключается в следующем:

Международный договор основа создания и деятельности международной организации:

Основанием функционирования международных организаций служит суверенное волеизъявление государств, учреждающих их, и их членов. Такое волеизъявление воплощается в заключаемом этими государствами международном договоре, который становится одновременно как регулятором прав и обязанностей государств, так и учредительным актом международной организации. Договорная природа учредительных актов международных организаций закреплена Венской конвенцией о праве договоров между государствами и международными организациями 1986г.*(5:20). В уставах международных организаций и соответствующих конвенциях обычно четко выражена мысль об их учредительном характере. Так, в преамбуле Устава ООН провозглашается, что правительства, представленные на конференции в Сан-Франциско, «согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим утверждают международную организацию под названием «Объединенные Нации»…». Учредительные акты служат юридической основой международных организаций, они провозглашают их цели и принципы, и служат критерием правомерности их решений и деятельности. В учредительном акте государства решают вопрос о международной правосубъектности организации.

Помимо учредительного акта существенное значение для определения правового статуса, компетенции и порядка функционирования международной организации имеют международные договоры, затрагивающие различные аспекты деятельности организации, например, те договоры, которые развивают и конкретизируют функции организации и полномочия ее органов.

Учредительные акты и другие международные договоры, служащие правовой основой создания и деятельности международных организаций, характеризуют и такую сторону статуса организации, как осуществление в качестве юридического лица функций субъекта национального права. Как правило, эти вопросы регламентируют специальные международно-правовые акты.

Возникновение и деятельность международных организаций носят координационный характер:

Создание международной организации — проблема международная, которая может быть решена только посредством координирования действий государств. Государства путем согласования своих позиций и интересов, определяют совокупность прав и обязанностей самой организации. Координация действий государств при создании организации осуществляется ими самими.

В процессе же функционирования международной организации координация деятельности государств приобретает иной характер, так как используется при этом специальный, постоянно действующий и приспособленный для рассмотрения и согласованного решения проблем механизм.

Функционирование международной организации сводится не только к отношениям между государствами, но и между организацией и государствами. Эти отношения, в силу того, что государства добровольно пошли на определенные ограничения, согласились подчиняться решениям международной организации, могут иметь субординационную сущность. Специфика таких субординационных отношений заключена в том что, во-первых, в том, что они зависят от координационных отношений, т.е., если координация деятельности государств в рамках международной организации не приводит к определенному результату, то субординационные отношения не возникают. Во-вторых, они возникают в связи с достижением посредством функционирования международной организации определенного результата. Государства соглашаются на подчинение воле организации в силу осознания необходимости считаться с интересами других государств и международного сообщества в целом, ради сохранения такого порядка в международных отношениях, в котором они сами заинтересованы.

Принцип суверенного равенства членов международных организаций:

Под суверенным равенством следует понимать юридическое равенство. В Декларации 1970г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН*(5:23), говорится, что все государства пользуются суверенным равенством, они имеют одинаковые права и обязанности, независимо от различий экономического и социального, политического или иного характера. Применительно к международным организациям этот принцип закрепляется в учредительных актах.

Указанный принцип означает, что все государства имеют равные права на участие в создании международной организации; каждое государство, если оно не является членом международной организации, имеет право на вступление в нее; все государства-члены имеют одинаковые права на постановку вопросов и их обсуждение в рамках организации; каждое государство-член имеет равное право представлять и защищать свои интересы в органах организации; при вынесении решений каждое государство имеет один голос, существует мало организаций, которые работают по принципу т.н. взвешенного голосования; и, наконец, решение международной организации распространяется на всех членов, если в нем не оговорено иное.

Что же касается особых прав или обязанностей одних государств по сравнению с другими, то здесь речь идет о другом — о различии статуса, который в силу различных причин и обстоятельств является индивидуальным у каждого государства.

Правосубъектность международных организаций.

Правосубъектность — это свойство лица, при наличии которого оно приобретает качества субъекта права.

Международная организация не может рассматриваться как простая сумма государств-членов или даже как их коллективный уполномоченный, выступающий от имени всех. Для того чтобы выполнить свою активную роль, организация должна обладать особой правосубъектностью, отличающейся от простого суммирования правосубъектности ее членов.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, т.е. способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои действия. Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли, позволяющей ей непосредственно участвовать в международных отношениях и успешно осуществлять свои функции. Пределы правосубъектности определены, прежде всего, в учредительном акте.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества.

Признание качества международной личности со стороны субъектов международного права. Сущность данного критерия заключается в том, что государства-члены и соответствующие международные организации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом и т.д. Согласно учредительным актам все межправительственные организации являются юридическими лицами.

Наличие обособленных прав и обязанностей. Т.е., организации обладают такими правами и обязанностями, которые отличны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне.

Участие в международном правотворчестве.

Виды, направление и объем нормотворческих полномочий любой международной организации фиксируются в ее уставе, либо в иных дополняющих документах.

Есть несколько классификаций международных организаций, которые исходят из разных критериев.

По кругу участников, например, организации подразделяются на универсальные (ООН), региональные (члены государства одного региона). По характеру полномочий выделяют организации: межгосударственные (цель — организация международного сотрудничества, к ним относится подавляющее большинство организаций) и надгосударственные (цель — интеграция, примером могут послужить Европейский Союз и создаваемый Союз Беларуси и России). Также можно рассматривать организации как открытые, т.е. любое государство может стать участником, и закрытые, в которых членство можно приобрести только с согласия учредителей.

По характеру членства организации подразделяются на межгосударственные (межправительственные), которые в свою очередь делятся на государства общей и специальной компетенции, и неправительственные, не основанные на международном договоре и объединяющие физических и юридических лиц (Ассоциация международного права); они могут быть и смешанного типа, куда входят и правительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальные члены.

Межгосударственным характерны все признаки международной организации:

членство государств;

наличие учредительного международного договора;

постоянные органы;

уважение суверенитета государств.

Такие организации являются субъектами международного права.

По кругу участников международные межправительственные организации подразделяются на универсальные, региональные и субрегиональные (данная классификация упоминалась более развернуто выше); региональные организации по поддержанию международного мира и безопасности создаются и действуют в соответствии с Уставом ООН, с ее целями и принципами.

По характеру решаемых вопросов выделяют организации общей и специальной компетенции. Деятельность организаций общей компетенции затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. Организации специальной компетенции ограничиваются сотрудничеством в одной специальной области. Международные межправительственные организации, вступившие в соглашения с Организацией Объединенных Наций через ее Экономический и Социальный Совет, именуются специализированными учреждениями ООН (о них речь ниже).

Полномочия и деятельность международных межправительственных организаций, как правило, не могут приобретать наднационального характера.

Главным признаком неправительственных организаций является то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и юридических лиц (например, Ассоциация международного права). В соответствии с резолюцией Экономического и Социального Совета ООН от 27.11.1950г. Международной неправительственной организацией считается «любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения» *(1:204). Союз международных организаций подготовил проект договора, который конкретизирует понятие Международная неправительственная организация, перечисляя ее следующие основные признаки:

отсутствие целей извлечения прибылей;

признание, по крайней мере, одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях;

получение денежных средств более чем из одной страны.

Членами международной неправительственной организации могут быть как национальные общественные организации, так и отдельные лица, а также города и научные учреждения; как члены такой организации не могут рассматриваться всякого рода тайные общества, закрытые клубы.

При создании международной неправительственной организации принимается ее устав, который по своей правовой природе не может иметь статуса международного договора. Такие организации не являются субъектами международного права, они субъекты национального права. В некоторых государствах принимаются специальные законы, определяющие правовое положение международных неправительственных организаций в стране пребывания (как в Бельгии)*(14:205). В других странах эти вопросы регламентируются общими законами о правовом положении национальных неправительственных организаций.

Значительная часть международных неправительственных организаций поддерживает тесные связи с международными межправительственными организациями. При ЭКОСОС и ряде специализированных учреждений ООН неправительственные организации могут иметь консультативный статус. В соответствии с принятым ЭКОСОС документом, содержащим правовую регламентацию консультативных отношений, — «Мероприятиями по консультации с неправительственными организациями» установлены две категории консультативного статуса: категория 1 (общий консультативный статус) и категория 2 (специальный консультативный статус), кроме того, есть перечень организаций, поддерживающих отношения с ЭКОСОС, но не имеющего консультативного статуса (т.н. «Список»). К категории 1 консультативного статуса относятся те международные неправительственные организации, которые связаны с большинством видов деятельности ЭКОСОС, могущие вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН… Консультативный статус категории 2 предоставляется тем международным неправительственным организациям, которые имеют специальную компетенцию лишь в отдельных областях деятельности ЭКОСОС.

Консультативный статус международным неправительственным организациям могут предоставлять и 6 других специализированных учреждений ООН: ЮНЕСКО, МОТ, ВОЗ, ФАО, ИКАО, ИМО.

Такие известные международные неправительственные организации, как Всемирный Совет Мира, ВФП, МДФЖ, ВФДМ, МАЮД и др., играют существенную роль в развитии сотрудничества народов.

В качестве примеров международных организаций можно привести:

региональные организации, такие как ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское экономические сообщество (ЕЭС, Общий рынок), Карибское Сообщество, Лига Арабских государств (ЛАГ), Организация Исламская Конференция (ОИК) и т.д.;

организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и так далее, например, Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ), Международная Торговая Палата (МТП), Международный Банк Экономического Сотрудничества (МЭС), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);

организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Международный Союз Электросвязи, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т.д.;

политико-экономические организации: Организация Африканского Единства (ОАЕ);

профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Ассоциация Политических Наук (МАПН), Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);

демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ), Всемирная Федерация Демократической Молодежи (ВФДМ);

организации в области культуры и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по Вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);

военные организации: Организация Североатлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);

профсоюзные организации: Международная Конференция Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);

различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Организация Солидарности Народов Стран Азии и Африки (ОСНАА), Международный Институт Мира в Вене;

религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианское Движение в Защиту Мира или Христианская Мирная Конференция (ХМК);

Международный Красный Крест (МКК) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;

экологические организации: Гринпис и др.

Следует вкратце остановиться на некоторых международных организациях.

Европейское сообщество

Договор ЕС подписан в Маастрихте (Нидерланды) в 1992г., он вступил в силу 1 ноября 1993г. *(4:271). ЕС состоит из Европейских сообществ, а последние состоят из Европейского сообщества по атомной энергии (ЕВРАТОМ), Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) и Европейского Экономического сообщества (ЕЭС).

Целями ЕС являются образование тесного союза народов Европы; содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутреннего рынка, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и создания единой валюты (что уже выполнено); утверждение собственной идентичности в международной сфере, особенно путем проведения совместной внешней политики и политики в области безопасности, а в перспективе — совместной оборонной политики (создаются вооруженные силы ЕС); сохранение и преумножение общего достояния.

ЕС в своей деятельности руководствуется следующими принципами: уважение национальной идентичности государств-членов с демократическими системами правления; уважение прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека 1959г. и общими принципами права Европейского сообщества, сообразуясь с конституционными нормами государств-членов.

Для достижения целей деятельность Организации включает:

отмену таможенных пошлин и количественных ограничений на импорт и экспорт товаров в торговле между государствами-членами, а также других мер, имеющих такой же характер;

общую торговую политику;

внутренний рынок, характеризующийся отменой препятствий свободному передвижению товаров, лиц, услуг, капиталов между государствами-членами;

меры, касающиеся въезда и передвижения лиц на внутреннем рынке;

общую политику в сферах сельского хозяйства, рыболовства, транспорта, защиты окружающей среды, развития трансъевропейских коммуникационных сетей, содействия развитию, в области энергетики, социальной защиты и туризма;

установление общей системы предотвращения нарушений на внутреннем рынке;

сближение национальных законодательств;

политику в социальной сфере, включая деятельность Европейского социального фонда;

экономическое и социальное сплочение;

повышение конкурентоспособности промышленности Сообщества, содействие исследованиям и технологическому развитию;

вклад в достижение высокого уровня здравоохранения; вклад в образование, профессиональное обучение и расцвет культуры в государствах-членах; вклад в усиление защиты потребителя.

Целями общей внешней политики и политики безопасности являются защита общих ценностей, основных интересов и независимости ЕС, укрепление безопасности Союза и входящих в него государств, мира и международной безопасности, содействие развитию демократии, соблюдению прав и свобод человека.

Все государства-члены ЕС обязуются поддерживать внешнюю политику Организации, координировать свои действия в международных конференциях, воздерживаться от любых действий, которые могли бы ослабить ЕС, сотрудничать в области правосудия и т.д.

Основными органами ЕС являются Европейский парламент, Комиссия, Совет, Суд, Палата аудиторов, Европейский совет. Членами ЕС являются государств. Штаб-квартира Организации расположена в Брюсселе.

Организация Североатлантического договора (НАТО).

Это военно-политический союз 19 государств Европы и Северной Америки. Он был создан на основе Североатлантического договора, подписанного 1 апреля 1949г. в Вашингтоне*(9:5). Согласно ст.5 Североатлантического договора вооруженное нападение против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран.

Руководящие органы НАТО — Североатлантический Совет и Комитет военного планирования. Решения Совета и Комитета носят характер обязательств правительств государств-участников и не нуждаются в одобрении их парламентами. К руководящим органам примыкает группа ядерного планирования, созданная в 1967г.*(9:5), которая занимается согласование позиций стран по вопросам, связанным с ядерным оружием.

Организацию работы руководящих органов осуществляет генеральный секретарь НАТО, возглавляющий Международный секретариат. Штаб-квартира руководящих органов находится в Брюсселе (до 1967г. — в Париже).

В целом, гражданская и военная структуры НАТО выглядят так:

Национальное руководство

Постоянное представительство

(Послы при НАТО)

Военные представители при НАТО

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ

Международный Секретариат Международный

военный штаб

После окончания «Холодной войны», следуя решениям, принятым главами государств и правительств стран НАТО в Лондоне (июль 1990г.), Риме (ноябрь 1991г.), Брюсселе (январь 1994г.), Североатлантический альянс несколько адаптировал свою стратегию к новым условиям. Декларируется, что основное внимание уделяется укреплению политической роли союза и тому вкладу, который он может внести в обеспечение европейской безопасности и стабильности.

Однако в настоящее время НАТО скорее является источником политической нестабильности и угрозы миру в Европе и во всем мире. Это показали события в Югославии в конце марта 1999г. Альянс все более грубо лоббирует политику США на Европейском континенте, так на юбилейном саммите НАТО в апреле 1999г., посвященном 50-летию образования этой организации, принята новая стратегическая концепция НАТО. В ней провозглашается «право» альянса на проведение военных операций за пределами территории стран-членов НАТО, причем, в случае необходимости — без мандата ООН, ее Совета Безопасности. Такая концепция объясняется тем, что права человека и нормы демократии более значимы, чем государственный суверенитет.

В настоящее время все больше европейских политических деятелей приходят к выводу о неправомочности данной организации, в Европейских странах звучат вопросы, смысл которых заключается в том, что нужно ли европейцам участие в такой организации, если ЕС находится на пути к созданию собственных вооруженных сил…

Совет Европы.

Основан еще в мае 1949г. Целью этой организации является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу. СЕ занимается рассмотрением вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений и проведением совместных действий в экономической, социальной культурной, научной правовой и административной областях…

Деятельность Совета Европы сконцентрирована на следующих проблемах: правовое обеспечение прав человека; содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности; поиск совместных решений социальных проблем; развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы.

Руководящими органами СЕ являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Совещания отраслевых министров и Секретариат. Штаб-квартира находится в г. Страсбурге. Комитет министров состоит из Министров иностранных дел государств-членов и является высшим органом Совета Европы. Он принимает решения по поводу программы работы Организации и собирается 2 раза в год. Решения Комитета могут представляться правительствам в виде рекомендаций или в форме конвенциональных соглашений, которые после их ратификации становятся частью национального права. Консультативная ассамблея состоит из депутатов и из заместителей. Количество представителей от каждой страны зависит от численности ее населения. В ассамблее имеется пять фракций: демократы, реформаторы, европейские демократы, Европейская народная партия, либералы и социалисты.

Согласно ст.4 Устава СЕ и Венской декларации от 9 октября 1993г. *(4:277) государство, желающее вступить в Совет, должно выполнить следующие условия: 1 — соответствие своих институтов и правового устройства основным принципам демократии, а также соблюдению прав человека; 2 — избрание народных представителей путем свободных, равных и всеобщих выборов. Членами СЕ являются 41 государство.

И последнее: Содружество Независимых Государств.

В конце 1991г. прекратил свое существование Советский Союз. В международном сообществе появилось новое образование — Содружество Независимых Государств (СНГ).

Учредителями СНГ стали 11 государств — бывших республик СССР: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. В 1993г. членом содружества стала и Грузия.

Учредительными актами являются три документа: Соглашение о его создании от 8 декабря 1991г., Протокол и Декларация от 21 декабря 1991г. Устав СНГ был принят 22 января 1993г. Его подписали представители семи государств. Устав является правовой базой СНГ и направлен на усиление центростремительных тенденций в Содружестве, на его консолидацию.

Относительно юридической природы СНГ мнения юристов расходятся. Одни полагают, что это скорее конфедерация. Другие считают, что СНГ — это региональная международная организация и, скорее, они правы. Третьи думают, что СНГ это и конфедерация, и международная организация. Четвертые вообще рассматривают СНГ как аморфное образование.

Международные организации как самостоятельные субъекты права (международного права) существуют, около 130 лет, однако прообразы международных организаций известны с глубокой древности. Создаются они с целью международного сотрудничества в той или иной сфере. В настоящее время существует отдельная отрасль научных знаний о международных организациях — право международных организаций, это отрасль международного публичного права, принципы и нормы которого регламентируют порядок создания и деятельности международных организаций, их взаимоотношения с другими субъектами этого права.

Согласно Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1296 (ХГУ) от 23 мая 1968 г. международная неправительственная организация (МНПО) — это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Согласно резолюции Экономического и социального совета (ЭКОСОС) 1996/31 от 25 июля 1996 г. МНПО являетсялюбая не­правительственная организация, учрежденная не на основе меж-правительственного договора и не преследующая своей целью из­лечение коммерческой прибыли. По мнению К. Кольяра (Франция), «организации, иногда сокращенно именуемые НПО, являют­ся по своей природе частными организациями, они объединяют ча­стных лиц, иногда даже государственных деятелей и общественные организации, но не государства».

Основными признаками МНПО являются:

а) отсутствие целей извлечения прибыли;

б) призна­ние, по крайней мере, одним государством или наличие консуль­тативного статуса при международных межправительственных ор­ганизациях;

в) получение денежных средств более чем из одной страны;

г) осуществление деятельности, по крайней мере, в двух государствах;

д) создание на основе учредительного акта. В МНПО не могут входить в качестве членов субъекты междуна­родного права.

МНПО возникли в начале XIX в. В настоящее время их насчи­тывается более 8 тыс. Краткие сведения об этих организациях (как и о любой другой организации) можно почерпнуть в книге «Yearbook of International Organizations», издаваемой в Брюсселе Международной ассоциацией. Первыми МНПО в социально-по­литической области были в основном профессиональные, просве­тительские, религиозные, пацифистские.

МНПО играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. Более того, в ряде областей они явля­ются лидерами. В частности, Международный институт по гума­нитарному праву(создан в 1970 г.) проводит большую работу по применению норм и принципов международного гуманитарного права. Институт регулярно созывает семинары по изучению офи­церами законов и обычаев войны и норм, направленных на защи­ту беженцев.

Ассоциация международного права (создана в 1873 г.) коор­динирует исследования по актуальным проблемам международно­го публичного и международного частного права. Организация уделяет внимание исследованиям в области коллизионного права и права договоров.

Международная ассоциация по уголовному праву (создана в 1924 г.) разрабатывает принципы и руководства по применению конвенций по международному уголовному праву. Она разработа­ла рекомендации по модернизации национального законодатель­ства и развитию науки международного уголовного права, созыва­ет конференции и семинары в этой области.

Международный комитет Красного Креста (МККК), принци­пами деятельности которого являются гуманность, беспристраст­ность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность, внес огромный вклад в разработку принципов и норм международного гуманитарного права.

При его активном участии разработаны:

Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1906 г.,

Гаагская кон­венция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г.,

два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г.

Среди многочислен­ных и трудных задач, отнесенных гуманитарными конвенциями к компетенции МККК, следует особо отметить право посещать все места, где содержатся военнопленные или интернированные гражданские лица, а также организацию Центрального справочно­го агентства по делам военнопленных для сбора информации о них. Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 г., гласит: «Беспристрастная гуманитарная органи­зация, такая, как Международный комитет Красного Креста, мо­жет предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфлик­те». Являясь нейтральным посредником в случае вооруженных конфликтов или беспорядков, МККК направляет свои усилия на обеспечение защиты жертвам международных и гражданских войн (см. главу XXII).

Многие МНПО активно сотрудничают с межправительствен­ными организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативно­го статуса МНПО. Получение такого статуса не только означает признание полезной деятельности МНПО, но и в то же время отражает рост международного авторитета и влияния международ­ных неправительственных организаций на развитие современных международных отношений.

Согласно ст. 71 Устава ООН ЭКОСОС уполномочивается проводить надлежащие мероприятия для консультации с неправи­тельственными организациями, заинтересованными в вопросах, входящих в его компетенцию. Такие мероприятия могут быть со­гласованы с международными организациями, а в случае надобно­сти — с национальными организациями после консультации с за­интересованными членами ООН.

Отношения ООН с МНПО регламентируются резолюцией ЭКОСОС «Мероприятия по консультации с неправительственны­ми организациями», принятой в 1946 г. (в дальнейшем неодно­кратно пересматривались).

Консультативный статус при Совете предоставлен более 1500 МНПО. Они подразделяются на три категории:

к категории I от­носятся организации, связанные с большинством аспектов дея­тельности Совета;

к категории II относятся организации, обла­дающие особым опытом в конкретных областях;

к категории III относится обширный список организаций, оказывающих содейст­вие Совету, его вспомогательным органам и другим органам ООН по мере необходимости.

Резолюция ЭКОСОС 1996/31 от 25 июля 1996 г. устанавливает следующий основной принцип предоставления МНПО консульта­тивного статуса: консультативные отношения устанавливаются в соответствии с Уставом ООН с целью достижения справедливо­го, сбалансированного и подлинного вовлечения неправительст­венных организаций в ее работу. В этой резолюции изложена про­цедура приостановления действия консультативного статуса и ли­шения его. МНПО, которым предоставлен консультативный статус, могут направлять своих наблюдателей на открытие заседа­ния ЭКОСОС и его вспомогательных органов, а также представ­лять письменные заявления, касающиеся работы Совета. Они мо­гут также консультироваться с Секретариатом ООН по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Специализированные учреждения ООН имеют свои правила предоставления консультативного статуса.

Например, Международная морская организация (ИМО) пре­доставляет консультативный статус тем МНПО, которые могут внести существенный вклад в работу ИМО. Кроме того, цели и функции этих организаций полностью гармонируют с функция­ми и принципами ИМО (Правила, касающиеся взаимоотношений с МНПО 1961 г.).

Любая МНПО, желающая сотрудничать с ВОЗ (в том числе путем предоставления консультативного статуса), должна соответ­ствовать следующим критериям:

а) МНПО занимается вопроса­ми, входящими в компетенцию ВОЗ;

б) цели и принципы МНПО не противоречат целям и принципам Устава ВОЗ;

в) МНПО при­знана в качестве постоянной организации;

г) МНПО имеет руко­водящий орган и уполномочена выступать от имени своих членов;

д) МНПО формально является международной по своей структу­ре и сфере деятельности;

е) она должна иметь своих членов, ко­торые вправе голосовать по вопросам, касающимся политики и деятельности такой организации (Правила, касающиеся взаимо­отношений с МНПО 1948 г.).

Международной неправительственной организацией, с кото­рой ЮНЕСКО может поддерживать отношения, считается любая международная организация с целями и функциями, неправитель­ственными по своему характеру, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и отвечающая следующим ус­ловиям:

а) заниматься вопросами, входящими в компетенцию ЮНЕСКО, быть в состоянии и желать оказывать действенную по­мощь в осуществлении задач организации в соответствии с прин­ципами, содержащимися в Уставе ЮНЕСКО;

б) объединять зна­чительное число групп или отдельных лиц, заинтересованных в одном или нескольких видах деятельности, входящих в ведение ЮНЕСКО, и иметь постоянных членов в достаточно большом числе различных стран, с тем чтобы такая организация могла по мере своих возможностей выступать в качестве действительного представителя различных культурных районов мира; в) в случае когда дело идет об организации регионального характера с геогра­фической или культурной точки зрения, она должна иметь доста­точно большое число членов, чтобы быть в состоянии выступать в качестве действительного представителя всего данного района; г) иметь постоянный руководящий орган, созданный на между­народной основе, должным образом уполномоченных представи­телей и располагать рабочим аппаратом и процедурой, позволяю­щими ей поддерживать регулярную связь со своими членами в различных странах.

Отношения между ЮНЕСКО и МНПО могут быть отнесены к трем категориям:

категория А (консультативная и сотрудничаю­щая);

категория В (информационная и консультативная) и

кате­гория С (взаимная информация).

МНПО, отнесенные к этим ка­тегориям, имеют строго определенные права и обязанности (см. Директивы, касающиеся отношений ЮНЕСКО с МНПО1960 г.).

Организация Объединенных Наций (1945) призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в политической, экономической и социальной областях. Главная цель ООН – сохранение мира во всем мире, предупреждение и урегулирование конфликтов. В настоящее время ее членами являются 185 государств.

Межправительственные организации появлялись как следствие индустриальной революции, породившей потребность в функциональном сотрудничестве государств в области промышленности, техники и коммуникаций, такие, как Постоянная комиссия по судоходству по Рейну (1815), Международная Санитарная Конвенция (1853), Международный Телеграфный Союз (1865), Международное Бюро Мер и Весов (1875), Международная Организация Уголовной Полиции — Интерпол (1923), Международный Валютный Фонд – МВФ (1945), Международный Банк Реконструкции и Развития – МБРР (1945), Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ (1948), Всемирная торговая организация – ВТО (1995) — ранее ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле (1947-1995), Международное агентство по атомной энергии – МАГАТЭ (1957), Международная Организация Труда — МОТ(1919), Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО (1945) и др.

ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (1994)- в настоящее время объединяет 52 страны Западной, Центральной и Восточной Европы, США и Канаду, продукт преобразования СБСЕ на основе Парижской Хартии для новой Европы и Хельсинкского СБСЕ. Цели – отвечать новым реалиям, складывающимся на континенте и в мире после окончания холодной войны, задачам укрепления демократии и защиты прав человека, служить механизмом урегулирования конфликтов между государствами-членами, способствовать укреплению европейской безопасности.

НАТО – Организация Североатлантического договора (1949) – военно-политическая организация, созданная по инициативе США на основании Атлантического пакта, подписанного 12 государствами – США, Канадой, Бельгией, Великобританией, Данией, Исландией, Италией, Люксембургом, Норвегией, Нидерландами, Португалией и Францией. С 1952 г. – Греция и Турция, с 1955 г – ФРГ, с 1982 г. – Испания, с 1997 г. – Венгрия, Польша и Чехия, с 1999 г. – Румыния и Словения. Главная цель — обеспечение коллективной безопасности стран Запада и противостояние военной угрозе со стороны СССР. Лондонская декларация об обновленном Альянсе (1990) закрепила три основных приоритета натовской политики безопасности – диалог, сотрудничество и потенциал коллективной обороны. В 1999 г. на пятидесятом саммите стран-участниц НАТО закреплена концепция «гуманитарной интервенции», заявлено о намерении дальнейшего расширения НАТО на восток путем направления приглашений новым странам, желающим вступить в Альянс, а также намерение вооруженных сил НАТО осуществлять операции кризисного реагирования за пределами действия Североатлантического договора и без санкции СБ ООН.

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития (1961, Париж), преемница ОЕЭС (Организации европейского экономического сотрудничества (1948)). Цель – развитие экономически бедных стран и стимулирование международной торговли, развитие мировой экономики, поддержание экономического роста и финансовой стабильности. На май 2007 года в ее составе было 30 государств.

СЕ – Совет Европы (1949). Страны основатели: Бельгия, Великобритания, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швеция. Сейчас – 41 государство. Россия вступила в СЕ 28 февраля 1996 г. Цель – способствовать развития и практическому воплощению идеалов демократии и политического плюрализма.

ЕС – Европейский Союз (1951) — берет свое начало от учреждения ЕОУС (Европейского Объединения Угля и Стали (1951)) Парижским договором между Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Францией и ФРГ. В дальнейшем, двумя Римскими договорами 1957 г. учреждены ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, Общий Рынок) с общим таможенным пространством, и Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом, 1957). С 1972 по 1986 присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия. С 1995 – Австрия, Финляндия и Швеция. В 1994 г. между ЕС и Россией было подписано Соглашение о Партнерстве и Сотрудничестве.

Лондонский клуб — международное объединение 600 частных коммерческих банков — сформирован в конце 70-х гг. ХХ века для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность. Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой госгарантий или страхования. В Банковский консультативный комитет Лондонского клуба (БКК) входят: Германия, Италия, США, Великобритания, Япония, Франция, Австрия.

Всемирный экономический форум в Давосе — основан в 1971 г., представляет уникальное место для встреч, неофициальных дипломатических переговоров и заключения торговых сделок. Главные заседания всегда проходили в январе и всегда в Давосе. Главная тема Давосского форума 2007 г. – энергетическая безопасность, связанная, в том числе, и с российским сырьем, поставляемым по трубопроводам как в ближнее, так и в дальнее зарубежье, в 2009 г. – координации политики разных стран в условиях мирового финансового кризиса, равного по силе которому не было с 30-х гг. ХХ века, а также построению посткризисного мира.

Международный Красный Крест (МКК) – частная организация, создание которой связано с битвой между австрийскими и франко-итальянскими восками при Сольферино 24 июня 1859 г.22 августа 1864 г. 12 европейских правительств заключили «Первую Женевскую конвенцию», гарантирующую неприкосновенность медицинского персонала и оборудования и возводящую в принцип сбор и уход за военными ранеными и больными. МКК – нейтральная неправительственная организация, цели которой связны с проведением в жизнь международного гуманитарного права.

Парижский клуб — международная организация, объединяющая государства-кредиторы. Создана в 1955 г. с целью реструктуризации государственного долга Аргентины. Функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Ныне в его состав в качестве полноправных членов входят 19 государств. Россия оформила свое членство в Парижском клубе в 1997 г. и с тех пор на регулярной основе участвует в его работе. При этом Российская Федерация является одновременно и кредитором, и клиентом клуба.

Большая восьмерка — международный клуб, объединяющий правительства наиболее индустриально развитых демократий мира («Группа семи» или Большой семёрки (G7)) и России. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Россия, Канада, Италия) с участием Европейской Комиссии, в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам. Эта организация была создана в 1974 г., а Россия присоединилась в 1997-1998 гг.

Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.

Термин «большая семёрка» возник в русской публицистике из ошибочной расшифровки английского сокращения G7 как «Great Seven» («большая семёрка»), хотя на самом деле оно расшифровывается как «Group of Seven» («группа семи»).

Римский клуб — международная общественная организация. Основан в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет около 100 ученых, общественных деятелей, бизнесменов из многих стран, в том числе России. Поощряет исследовательские проекты и публикует доклады Римского клуба, среди которых — «Пределы роста» (экстраполяция тенденций мирового развития); «Человечество у поворотного пункта» (стратегия выживания и «органический рост»); «Пересмотр международного порядка» (формы международного сотрудничества, обеспечивающие стабильный прогресс); «За пределами века расточительства» (использование и распределение энергетических, сырьевых и пищевых ресурсов); «Цели для человечества» (общие цели, обеспечивающие выживаемость); «Нет пределов обучению» (адаптация к НТР); «Третий мир»: три четверти мира» (развитие на основе самообеспечения); «Диалог о богатстве и благосостоянии» (эколого-экономические концепции); «На радость и горе: микроэлектроника и общество» (влияние информационных систем и технологий) и др.

Немалое влияние на существо и направленность изменений в характере международных взаимодействий оказывают такие специфические неправительственные организации, как транснациональные корпорации (ТНК). Речь идет о предприятиях, учреждениях и организациях, целью которых (в отличие от НПО, охарактеризованных выше) является получение прибыли, и которые действуют через свои филиалы одновременно в нескольких государствах, в то время как центр управления и решений той или иной ТНК находится в одном из них.

Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми государствами, но нередко и перед средними и даже великими державами. ТНК усиливают экономическую взаимозависимость и единство мира в хозяйственном отношении, способствуют созданию предпосылок становления единой глобальной культуры как планетарного явления. И это вызывает критику ТНК со стороны различных идейно-теоретических течений. Результатом подобной критики явились попытки международного сообщества ввести некоторые ограничения для деятельности ТНК, подчинив ее определенным правилам, некоему «кодексу поведения», но эти усилия, предпринятые ОЭСР и ООН, не увенчались успехом. В современном мире насчитывается не менее 7 тыс. ТНК, имеющих около 26 тыс. филиалов в различных странах на всех континентах.

Международная неправительственная организация — International non-governmental organization

Международная неправительственная организация ( МНПО ) является одним из видов неправительственной организации (НПО), то есть международный характер и имеет форпосты по всему миру для решения конкретных проблем во многих странах.

Оба термина, НПО и МНПО, следует отличать от межправительственных организаций (МПО), которая описывает такие группы, как ООН или Международной организации труда . ИНГО может быть основан частной филантропией, такие как Карнеги, Рокфеллер, Гейтс, Затор и фонды Форда , или в качестве дополнения к существующим международным организациям, таким как католической или лютеранской. Всплеск в основании развития МНПО произошло во время Второй мировой войны , некоторые из которых позже стали бы крупные МНПО развития как SOS Детские деревни , Oxfam , Catholic Relief Services , CARE International и World Relief Лютеранской .

Международные неправительственные организации могут быть дополнительно определены их основной целью. Некоторые МНПО работоспособны, а это означает, что их главная цель состоит в том, чтобы содействовать развитию общинных организаций в каждой стране с помощью различных проектов и операций. Некоторые МНПО являются пропаганда на основе, а это означает, что их главная цель состоит в том, чтобы влиять на формирование политики правительств различных стран в отношении определенных вопросов или содействовать осведомленности определенного вопроса. Многие крупные МНПО имеют компоненты как оперативных проектов и правозащитных инициатив, работающих вместе в рамках отдельных стран.