Нормативные акты по юридической силе

Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом порядке с целью регулирования наиболее важных с точки зрения государственного и общественного интереса отношений.

Виды законов:

1. Основные. Это Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы. Это законы, регулирующие наиболее важные в стратегическом плане общественные отношения, которые определяют форму государства и всю его политическую систему. Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Федеральный конституционный закон, принятый Федеральным Собранием РФ, не может быть отклонен президентом. Конституция РФ обязывает президента в течение четырнадцати дней подписать его в той редакции, в какой закон был принят Федеральным Собранием (ст. 108 Конституции РФ).

3.Федеральные законы. Призваны регулировать основные сферы деятельности общества и государства. Например, закон о федеральном бюджете; законы, регулирующие финансовую, налоговую и таможенную политику государства; законы, касающиеся экономической, политической, культурной жизни общества, и др. Федеральный закон действует на всей территории страны. Он не должен противоречить Конституции и Федеральному конституционному закону. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы (226 человек).

4. Законы субъектов Российской Федерации. Регулируют социальную, экономическую, культурную, научную и другие сферы общественной жизни в рамках отдельных регионов государства. Эти законы принимаются представительными законодательными органами субъектов Федерации и действуют только на их территории. Поэтому, в отличие от федеральных законов, законы субъектов Федерации обладают относительно высшей юридической силой. Соотношение федеральных законов и законов субъектов Федерации определено в п. 5 ст.76 Конституции РФ.

Подзаконный акт – это один из видов нормативно-правового акта, который создаётся для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов. Подзаконные акты характеризуются двумя признаками:

1) содержат в себе только те нормы, которые уже закреплены в законах. Новые нормы подзаконные акты вводить не могут;

2) обладают меньшей юридической силой, чем закон (если нормы, содержащиеся в подзаконном акте, противоречат нормам закона, то применяется закон).

По степени юридической силы подзаконные акты подразделяются:

1. Нормативные указы Президента. Они не могут отменять или изменять положение закона. Согласно Конституции РФ лишь в условиях чрезвычайного или военного положения президентские нормативные акты могут приостанавливать и корректировать закон.

2. Постановления Правительства. Они принимаются в контексте с указами Президента и призваны регулировать более узкие вопросы государственного управления, социального строительства, образования, здравоохранения, культуры и т.д.

3. Ведомственные нормативные акты. Это нормативно-правовые акты, общеобязательного характера, но сфера их действия ограничена рамками ведомственных отношений.

4. Подзаконные акты органов местного самоуправления. К ним относятся нормативные акты региональных и муниципальных органов представительной законодательной власти (постановления, распоряжения и т.д.).

5. Внутриорганизационные акты. Это такие нормативные акты, которые издаются руководителями различных предприятий, организаций для регламентации своих внутренних вопросов. Их действие распространяется только на членов этих организаций (например, приказ руководителя предприятия).

Юридические факты – это факты реальной действительности, конкретные жизненные обстоятельства, с которыми действующее законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты формулируются в гипотезах правовых норм. Юридические факты подразделяются на события и действия.

События – это юридические факты, происходящие независимо от воли людей (например, наводнения, землетрясения, если они произошли в населенной людьми местности). Если эти же стихийные бедствия произошли в безлюдной местности, они не будут являться юридическими фактами.

События подразделяются на абсолютные (события совершенно не зависящие от воли людей), и относительные (события толчком для которых явились неосторожные действия людей, после чего события принимали необратимый и неуправляемый характер, например, крупные аварии на АЭС).

Действия – это юридические факты, которые совершаются осознанно и по воле человека. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные.

К правомерным действиям относятся: юридические поступки; юридические акты.

Юридические поступки – это правомерные действия, которые независимо от намерений лица влекут наступление юридических последствий (например, опубликование автором своего произведения влечет возникновение права авторства).

Юридические акты – это правомерные действия, совершаемые с целью достижения определенных юридических последствий (т.е., возникновения, изменения или прекращения правоотношений).

Среди юридических актов выделяют административные акты и гражданско-правовые акты.

Административные акты – это действия органов государственного управления и органов местного самоуправления.

Гражданско-правовые акты – это правомерные действия граждан и организаций, направленные на заключение договоров, контрактов, соглашений в сфере имущественных и связанных с ними неимущественных отношений.

К неправомерным действиям относятся: причинение вреда, преступления, нарушение договорных обязательств, приобретение имущества на незаконных основаниях и т.п.

Часто возникновение, изменение или прекращение правоотношений обусловлено несколькими юридическими фактами. Такая совокупность юридических фактов называется юридическим составом.

Таким образом, только при наличии всех предпосылок, а именно: норм права, правоспособности и дееспособности лиц, а также юридических фактов, могут возникать и функционировать правоотношения.

5. СИСТЕМА ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Система права– это структурно-упорядоченное единство действующих в государстве правовых норм, группирующихся во взаимодействующие между собой подразделения (отрасли)

Отрасль права – это относительно самостоятельная совокупность правовых норм в структуре единой системы права, регулирующая качественно однородный вид общественных отношений. Одним из критериев деления системы права на отрасли права является отличие общественных отношений друг от друга по содержанию, конкретным целям и задачам. В свою очередь отрасли права различаются по предмету правового регулирования.

Классификация нормативно-правового акта

Нормативно-правовые акты, определяемые по значимости и юридической силе

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.) Шалютин Б.С. Закон и закон (юр.) // Законность, 2007, № 4, с. 79..

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Теория государства и права. Учебник/Под ред. Матузава Н.И., Малько А.В. М., 2007, с. 326.

Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 10, ст. 1147. развивает конституционные нормы и устанавливает соблюдение принципа верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации. Статья 4 этого Закона обязывает организовать исполнение правовых актов вышестоящего уровня и осуществлять контроль их исполнения, принимать меры по устранению нарушений законодательства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается им самим. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике // Государства и право, 2006, № 6, с. 21.

Конституция России 1993 г. является юридической базой проводимых в стране различных реформ (налоговой, административной, пенсионной, военной и др.), в ходе которых происходит эволюция и самой Конституции. Этот двуединый процесс прямых и обратных связей в сфере конституционной материи особенно отчетливо виден на примере развития российского федерализма. Хабриева Т.Я. Российская конституция и эволюция федеративных отношений // Государства и право, 2004, № 8, с. 5.

В Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право, 2004, № 4, с. 13. В данном случае соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации. Оно определяет только юридическую силу Конституции РФ и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, другим источникам права Российской Федерации и правовым актам ненормативного характера. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Лазарева В.В. М., 2007, с. 221.

Данное соотношение не устанавливает, что основанием издания каждого вида нормативных правовых актов или конкретного акта является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов/Под ред. Иванова С.А. М., 2000, с. 20.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также многих других причин является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве Байтин М. И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ, 2006, № 1, с. 29..

Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо прочего, инициативе пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условиям принятия решения Бачило И. Л. О методологии и юридической технике законотворчества, 2006, № 6, с. 14..

Федеральные конституционные законы — это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Таковы Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Консти-туционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2007, № 7, ст. 829. ; «О референдуме Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ. «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 3921; 2007, № 1 (часть I), ст. 2; «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712; 2007, № 10, ст. 1147.

Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке — для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Нерсесянца В.С. М., 2007, с. 339.

Все остальные законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, Федеральные законы, как Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2007 г. № 335-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2007, № 50, ст. 6248., Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 9 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч.1, ст.1; 2007, № 16, ст. 1824., Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. Федеральный закон «Об альтернативной граж-данской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ (в ред. от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3030; 2006, № 29, ст. 3122. и др. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. При этом датой принятия обыкновенного федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Бабаева В.К. М., 2004, с. 332.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России законодательными (представительными) органами субъектов Федерации а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134) Крусс В.И. Конституционное правопользование и юридическая ответственность. 2007, № 6, с. 13..

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные — высшими органами государственной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов Федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Зорькин В. Да здравствует Конституционная Россия! // Российская юстиция, 2003, №12, с. 4. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон» (ч. 5 ст. 76). В случае же противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6 ст. 76).

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. 80—89). Ермилова Н.П. Право на защиту — очередная декларированная норма Конституции РФ // Юридический мир, 2002, № 7, с. 63.

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации — это акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов Федерации — это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных, округов. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Любашица В.Я., Мордовцева А.Ю., Тимошенко И.В. М., 2002, с. 235.

Итак, нормативно-правовые акты по их юридической силе могут быть разделены на обычные и конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в Основной Закон.

2.3.9 Классификация законодательных актов

Сложность и значимость проблемы классификации законодательных актов обусловлена невозможностью четкого определения понятия «закон» в условиях самодержавия. Поэтому необходимо четко определить сферу действия и юридическую силу отдельных разновидностей законодательных источников и выявить их иерархию.

Классификация законодательных актов законодателем

29 апреля 1720 г. был издан именной указ «О разделении указов на временные и ко всегдашнему наблюдению издаваемые и о напечатании сих последних». В нем говорилось: «Указы все за Нашею подписью разбирать на двое: которые временные в особливую книгу, а которые в постановление какого дела, те припечатывать, а именно: что надлежит до коллегии, то в регламент коллегии, а что к уставу или артикулу и прочим делам, в регламент, а не на время, то оные припечатывать по вся годы к оным книгам». Этот короткий указ содержит важные моменты. Так, подпись царя выступает как непременный атрибут законодательного акта. Кроме того, в этом указе можно усмотреть стремление к постоянной кодификации законодательства, проявлявшееся в прибавлении вновь принимаемых норм к уже существующим законодательным актам обобщающего характера. И наконец, законодатель делит законодательные акты на временные и постоянного действия.

Более сложную классификацию законодательных актов предлагала Екатерина II в «Наказе Комиссии о сочинении проекта нового Уложения». Она выделяла три группы законодательных актов: во-первых, «законы в собственном смысле, т. е. те установления, которые ни в какое время не могут перемениться»; во-вторых, «временные учреждения»; в-третьих, «указы», изданные по частному поводу. Таким образом, Екатерина II разделяла акты верховной власти не только по времени действия (временные и постоянные), но и по масштабу действия (всеобъемлющие и частные).

В XIX в. попытки разделить акты верховной власти на временные и постоянные продолжались. Необходимость такой классификации законодательных актов отмечалась в наказе Александра I Непременному совету, созданному манифестом от 30 марта 1801 г., и в проектах государственных преобразований М. М. Сперанского. Последний предлагал разделить все акты верховной власти на два разряда: на «те постановления, коими вводится какая-либо перемена в отношениях сил государственных или в отношениях частных людей между собою» и которые представляют закон в точном смысле, и на «те, кои, не вводя никакой существенной перемены, учреждают токмо образ исполнения первых» и представляют собой предмет исполнительной власти.

Итак, теоретические рассуждения о классификации актов верховной власти не привели к пониманию критериев определения закона. Но решать задачу отбора законодательных актов среди постановлений верховной власти пришлось при составлении Полного собрания законов Российской империи. Его составители, признав безуспешность предпринимавшихся попыток классификации актов верховной власти, сформулировали следующий принцип их отбора для публикации: «В состав Собрания вмещать по порядку времени все постановления ко всегдашнему исполнению от верховной власти или именем ея от учрежденных ею мест и правительств изданные». Иными словами, составители Полного собрания законов останавливались на сформулированном еще при Петре I принципе отличия постоянных законодательных норм от временных постановлений, но фактически смягчали подчеркивавшийся почти всеми правоведами и историками права принцип, что закон исходит от императора. Составители Полного собрания законов также отмечали: «Судебные решения имеют силу закона единственно в тех случаях, по коим они состоялись; по сему они не должны быть помещаемы в Собрании законов общих». Сформулировав вышеуказанные принципы отбора законодательных актов для Полного собрания законов, его составители допускали следующие исключения: «…есть судебные решения, коих сила распространена в самом их изложении на все случаи, им подобные; есть другие, кои, быв в начале частными, приняты в последствии примером и образцом других решений и таким образом сделались общими; есть решения частные, но в них сделано изъяснение закона общего, установлен точный смысл его и отвергнуты толкования с разумом его несообразныя. Все таковые и сим подобные судебные решения положено вместить в состав Собрания. Подобное сему изъятие положено сделать и в решении дел уголовных. Важнейшия из оных, особенно по преступлениям государственным, признано полезным сохранить в Собрании».

Подобный подход был связан с характером законодательной системы, которая в это время проходила период своего становления. Но отбор законодательных актов диктовался и историческим подходом к законодательству, с которым также связывалась необходимость издания Полного собрания законов: «…история государства без познания законов не может иметь ни ясности, ни достоверности, так как, с другой стороны, законы без истории часто бывают невразумительны». В соответствии с концепцией исторического происхождения права Полное собрание законов должно было использоваться в тех случаях, когда «бывает нужно прежде всего пройти ряд прежних узаконений, сообразить силу их в совокупности, чтоб составить начертание закона, утвержденное не только на настоящем, но и на прежнем разуме законодательства». В соответствии с этой целью, хотя «все частное, все личное, все меры временныя положено исключить из состава Собрания», из этого правила были сделаны исключения, о которых говорится следующее: «…есть распоряжения, по существу своему частные и случайные, но по историческому их достоинству важные. Их положено сохранить в Собрании, как памятники того века, как указание общественных его нравов, как изображение гражданской его жизни».

Нечеткость определения понятия «закон» ведет к нечеткости в отборе законодательных актов при публикации в Полном собрании законов, бывшем основным источником текстов законодательных актов, которым пользовались историки и историки права, начиная со времени его публикации.

Разновидности законодательных актов

Поскольку для рассматриваемого периода, особенно для XVIII в., задача разграничения законов и иных нормативных актов принципиально неразрешима, целесообразно сосредоточить усилия на выяснении юридической роли, характера и масштабов действия отдельных разновидностей законодательных актов. Сразу уточним, что рассмотрение порядка разработки, принятия и публикации законодательных актов различных разновидностей при всей значимости этой проблемы не входит в нашу задачу, поскольку нами изначально декларировалось рассмотрение законодательства по принципу «черного ящика». Отметим лишь, что Б. М. Кочаков считает, будто разновидность законодательного акта зависела именно от порядка его прохождения. Правда, высказывание Б. М. Кочакова относится к рассматриваемым им законодательным актам XIX – начала XX в., когда была выработана законодательная процедура, которая в XVIII в. не отличалась четкостью. Но и применительно к этому периоду встает вопрос о соотношении причины и следствия: разновидность зависела от законодательной процедуры или определенный порядок прохождения законодательного акта обусловливался особенностями его юридической функции, т. е. его разновидностью?

Элементы предлагаемого подхода можно усмотреть, например, в том, что Н. П. Загоскин в «Истории права русского народа…» не дает определения законодательного акта в целом, а пишет следующее: «С начала XVIII столетия развитие русского законодательства совершается посредством издания отдельных законов самого разнообразного вида и содержания – регламентов… учреждений, уставов, положений, наказов, указов, манифестов и т. п.».

В этом высказывании Н. П. Загоскина отсутствует иерархия законодательных актов: они перечисляются в произвольном порядке. Не выстраивают иерархию и другие авторы. Например, М. Ф. Владимирский-Буданов перечисляет разновидности законодательных актов в такой последовательности: уставы, регламенты и учреждения, указы, инструкции, манифесты. Составители Полного собрания законов Российской империи в «Табели о числе уставов, учреждений, наказов, жалованных грамот, указов и трактатов, состоявшихся со времени Уложения, с 29 Января 1649 по 1 Января 1832 года» группируют разновидности законодательных актов следующим образом: 1) уложения, уставы, учреждения и наказы; 2) жалованные грамоты; 3) манифесты и указы; 4) трактаты.

В советской историографии дать иерархическую классификацию законодательных актов XVIII в. попытался О. А. Омельченко. В качестве высшего типа законодательного акта он определяет манифесты, которые издавались только монархом и были обращены ко всем подданным. Следующую по значимости группу составляют именные указы (в том числе и объявленные), которые издавались монархом по существенным вопросам государственного значения и были адресованы конкретным государственным учреждениям или высшим должностным лицам. И третья группа – указы, которые могли издаваться как самим монархом, так и от его имени Сенатом (сенатские указы, указы, объявленные из Сената).

В целом в историографии проблема анализа разновидностей законодательных актов не решена. Во-первых, их (по названиям в Полном собрании законов) было гораздо больше, чем упоминается в историографии. Во-вторых, вопрос об иерархии разновидностей должен решаться на репрезентативном материале путем сопоставления правовых норм, фиксируемых в законодательных актах разных разновидностей.

Выделим наиболее существенные разновидности законодательных актов, сложившиеся в XVIII в.

Манифесты – законодательные акты, провозглашавшие вступление на престол нового императора, сообщавшие о рождениях, браках и кончинах лиц императорской фамилии, а также о наиболее существенных реформах («О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» от 18 февраля 1762 г., «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» от 19 февраля 1861 г.). Манифесты издавались при объявлении войны, заключении мира и при стихийных бедствиях (например, во время эпидемии чумы).

Указы – наиболее многочисленная и разнообразная группа законодательных актов. Указами могли регулироваться почти все сферы государственной и общественной жизни.

Уставы – специальные законодательные акты, регулирующие какую-либо сферу деятельности (Новоторговый устав 1667 г., Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав благочиния 1782 г., Таможенный устав по Европейской торговле 1819 г.) или отрасль материального права (Устав о векселях 1729 г., Устав о банкротах 1800 г.).

Регламенты и учреждения – законодательные акты учредительного характера, определявшие организацию, состав, компетенцию и регулирующие деятельность государственных учреждений (Регламент главного магистрата 1721 г., Генеральный регламент 1720 г., Духовный регламент 1721 г.).

Уставы и регламенты – законодательные акты кодифицирующего характера.

Фактически разновидностей законодательных актов было гораздо больше, и их соотношение постоянно – от правления к правлению – менялось.

Рассмотрим два примера. Сравним по разновидностям соотношение законодательных актов за период правления Петра III и сопоставимый по времени начальный период правления Екатерины II. За краткий период правления Петра III было принято 192 законодательных акта, начиная с манифеста от 25 декабря 1761 г. «О кончине государыни императрицы Елисаветы Петровны и о вступлении на престол государя императора Петра Третьего» и кончая именным, данным Сенату указом от 26 июня 1762 г. «О сборе денег, розданных в заем из банков Санкт-Петербургского и Московского и о недаче заимщикам отсрочки во взносе оных». За сопоставимый период правления Екатерины II с 28 июня 1762 г., с издания манифеста «О вступлении на престол императрицы Екатерины II», по 20 декабря того же года, включая именной, данный Сенату указ «О произведении наследника цесаревича и великого князя Павла Петровича в генерал-адмиралы», было издано 148 законодательных актов. Отметим, что период правления Екатерины II с восшествия на престол по 20 декабря нами рассматривается как сопоставимый с периодом правления Петра III, поскольку следующий законодательный акт датируется 8 января 1763 г. Распределение по разновидностям законодательных актов, принятых в рассматриваемое время, приведено в табл. 1.

Даже беглый взгляд на приведенную таблицу позволяет сделать некоторые любопытные выводы, касающиеся в первую очередь роли отдельных государственных учреждений в то или иное правление. В перечне не раскрыты названия должностей тех лиц, которые объявляли императорские указы, а их сопоставление по различным царствованиям (и даже по разным периодам одного царствования) тоже может дать любопытные результаты.

Свод законов упорядочивал номенклатуру разновидностей законодательных актов. Статья 53 Свода устанавливала следующие их разновидности: уложения, уставы, учреждения, грамоты, положения, наказы (инструкции), манифесты, мнения Государственного совета и высочайше утвержденные доклады. Однако критерии их различения в Своде не сформулированы.

Для того чтобы понять, насколько в Своде законов удалось упорядочить номенклатуру разновидностей законодательных актов, сравним структуру законодательства по разновидностям за первые месяцы правлений императоров XIX в.

За первый месяц правления Александра I, с 12 марта по 11 апреля 1801 г., было принято 52 законодательных акта; за первый месяц правления Николая I, с 12 декабря 1825 г. по 11 января 1826 г., – 43; за первый месяц правления Александра II, с 18 февраля по 17 марта 1855 г., – 98 (с учетом того, что первый месяц правления Александра II был короче, чем у других императоров); за первый месяц правления Александра III, с 1 марта по 31 марта 1881 г., – 62. Распределение законодательных актов по разновидностям отражено в табл. 2.

Таблица 1

Конечно, приведенных данных, как и в первом случае, недостаточно для каких-либо существенных выводов, но они позволяют сделать некоторые наблюдения, требующие дальнейшего объяснения. Сразу же отметим, что структура законодательства первого месяца правления Александра I явно восходит к XVIII в., что отражается в большом количестве манифестов и именных указов, данных государственным учреждениям и должностным лицам (один – московскому военному губернатору графу Салтыкову, один – кабинету, два – Адмиралтейств-коллегии, два – Военной коллегии). Заметна также значительная роль Государственного совета в законотворчестве первого месяца правления Александра III.

Таблица 2

Значительное количество объявленных указов в первый месяц правления Александра II хорошо коррелирует с общим превышением количества законодательных актов, несмотря на несколько меньший промежуток времени, за который учтено законодательство Александра II.

Итак, анализ структуры законодательства по разновидностям фактически выводит нас на проблему неформальной структуры власти и компетенции отдельных учреждений, должностных лиц, а в первой половине XVIII в. и персоналий в сфере государственной власти и управления.

* * *

Увеличение количества законодательных актов, их разновидностей, расширение сферы законодательного регулирования не только обусловливают наиболее заметные свойства корпуса законодательных источников Нового времени, но и порождают множество проблем при их системном исследовании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Классификация нормативно правовых актов по юридической силе

Многие вопросы в повседневной жизни общества требуют тщательного рассмотрения, поэтому создаются дополнительные меры, позволяющие урегулировать возникающие проблемы. К числу подзаконных актов относят те документы, которые издаются главами государств, должностными лицами или соответствующими организациями согласно всем требованиям. Среди представленной категории можно выделить несколько основных видов.

  1. Указы Президента исходят непосредственно от главы правительства и обладают наивысшей степенью влияния.
  2. Постановления Правительства содержат законы, издаваемые Правительством на основе статей Конституции РФ и для осуществления её норм и прав. Они распространяются на территории страны и поддерживаются соответствующими организациями.
  3. Акты министерств и ведомств включают в себя более широкую группу различных законов, приказов, указаний и других официальных документов. Они имеют меньшее политическое влияние и юридическую силу, однако, помогают регулировать жизнь общества во всех направлениях. Они также способствуют поддержанию правопорядка и соответствуют требованиям Конституции.
  4. Акты исполнительных органов субъектов РФ. К данной категории относятся те постановления и указы, которые издаются соответствующими правительственными организациями. По степени влияния и уровню значимости территориального пункта в представленную группу могут входить самые разнообразные законы и документы. В республиках подзаконным актом будет являться указ Президента, на более мелких территориях ведущую роль будут играть постановления глав административных объектов, на мелких подразделениях ведущую роль будут играть инструкции руководства.
  5. Нормативно-правовые акты, издаваемые местными организациями, составляются главами местных административных организаций в письменном виде. Данный документ принимается населением муниципального образования, должностными лицами или организациями, он вступает в силу и имеет юридические последствия. Представленная форма подзаконных актов создана специально для лучшего регулирования деятельности общества.
  6. Локальные нормативно-правовые акты создаются для удобства регулирования деятельности мелких организаций в масштабах страны. Чтобы правильно создать систему управления, необходимо опираться на конкретные условия деятельности. К числу локальных подзаконных документов можно отнести инструкции от управляющих лиц, акты руководящего состава различных предприятий, организаций, учебных заведений.