О мировоззрении

1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.

2. Структура внутреннего мира:

· познание (интеллект) — потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.

· эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)

· чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)

Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем.

Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности

Пути формирования: стихийный, осознанный.

Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое.

Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.

Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.

Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.

4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.

Типы мировоззрения:

Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)

Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.

Менталитет– совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.

Мировосприятие

Смотреть что такое «Мировосприятие» в других словарях:

  • мировосприятие — мировосприятие … Орфографический словарь-справочник

  • мировосприятие — мироощущение, миропонимание, менталитет, восприятие Словарь русских синонимов. мировосприятие сущ., кол во синонимов: 5 • восприятие (20) • … Словарь синонимов

  • МИРОВОСПРИЯТИЕ — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср. (книжн.). То или иное восприятие мира 1, действительности. Детское м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Мировосприятие — ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Мировосприятие — Менталитет (фр. Mentalite) образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов,… … Википедия

  • мировосприятие — мировоспри ятие, я … Русский орфографический словарь

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение … Энциклопедический словарь

  • Мировосприятие — опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений человека … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • мировосприятие — я; ср. Восприятие человеком окружающего мира, действительности; мироощущение … Словарь многих выражений

  • мировосприятие — МИРОВОСПРИЯТИЕ, я, ср То же, что мировоззрение. В этой точке начинается расхождение двух мировосприятий: чувственного и идейного, индивидуалистического с его «сегодня» и социалистического с его «завтра»… (А. Н. Т.) … Толковый словарь русских существительных

Тест по теме «Мировоззрение» в формате ЕГЭ для 10 класса с ответами тест по обществознанию (10 класс) на тему

Тест по теме «Мировоззрение»

1.Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения:

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

А) Уподобление природного мира миру человеческому

Б) интуитивное понимание реальности

В) рациональное осмысление мира

Г) опора на проверенные и подтверждённые истины

Д) единство (нерасчленённость) знаний и верований

1) мифологическое

2) научное

А

Б

В

Г

Д

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения

3. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности.

Б. Мировоззрение представляет собой взгляд на какую-то отдельную сторону мира.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Назовите любые три типа мировоззрения.

1)житейское (обыденно-практическое) 2)мифологическое (религиозное) 3) научное

5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Мировоззрение». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. 3 пункта, два из которых в подпунктах.

1. Понятие мировоззрения.

2. Структура мировоззрения

а) знания б) принципы в) идеалы г) идеи д) духовные ценности е) убеждения

3. Пути формирования мировоззрения: а) стихийный б) осознанный

4. Виды мировоззрения:

а) мифологическое б) религиозное в) научное г) философское

5. Роль мировоззрения в жизни человека.

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение о путях формирования мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее роль мировоззрения в жизни человека.

Ответ: 1)Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и его роль, место в этом мире.

2) мировоззрение может формироваться стихийно или осознанно.

3) Мировоззрение даёт человеку ориентиры и цели в его теоретической и практической деятельности.

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о видах(типах) мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих типов.

1) Мировоззрение- система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности.

2) Различают житейское (обыденное), научное, религиозное мировоззрение.

3) Религиозное мировоззрение опирается на веру человека в существование сверхъестественных сил и возможность общения с ними.

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию о уровнях мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее любую функцию мировоззрения в жизни человека.

1) Мировоззрение- система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности.

2) Различают теоретический и обыденно-практический уровень мировоззрения.

3) Мировоззрение является основой самооценки человека и его оценок событий и процессов окружающей действительности.

7. Это мировоззрение вырастает на базе мифологического и продолжать олицетворять силы природы в виде богов. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт о религиозном мировоззрении?

1) определяет общую направленность личности

2) утверждает первенство духовного начала над естественным бытиём

3) обладает эмоциональной окраской

4) даёт возможность определить истинные ценности жизни и культуры

8. Обобщённая система взглядов человека на мир в целом, на своё собственное место в нём, понимание и оценка смысла своей жизни и деятельности называется:

1) мироощущением 2) миросозерцанием 3) мышлением 4) мировоззрением

9. К признакам научного мировоззрения не относится:

1) прочная обоснованность 2) реальность содержащихся целей и идеалов

3) художественная образность 4) органическая связь с производственной и социальной практической деятельностью

10. Признаком религиозного мировоззрения не является:

1) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

2) возможность проверить истинность убеждений практикой

3) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

4) тесная связь с мировым культурным наследием.

11. Антропоцентрическое мировоззрение иллюстрируется следующим положением:

1) «Весь земной шар и человек в нём – это момент неуклонного движения к Богцу»

2) «Человек есть совокупность всех общественных отношений»

3) «Человек есть мыслящая вещь»

4) «Человек живёт вещами и существует лишь для космоса физических тел»

10. 2 11. Заполните пропуски в схеме:

Структура …………………….:

1) духовные ценности 2) знания 3) убеждения 4) принципы 5) идеи

12. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.

Это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения».

Список терминов:

1) миропонимание

2) врождённые инстинкты

3) понятийное мышление

4) чувственное постижение

5) представление

6) критерий

Пролегомены к формализованной содержательной логике

Dianomika

Мировоззрение — система взглядов на реальность (мироздание) и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры (Из «Новейшего философского словаря», Минск, 1999 г., И.И.Жбанкова).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — философская категория, в Дианомике, в экзогенном смысле отрицание МИРОЗДАНИЯ, атрибут в сети внутреннего развития категории ПРЕДМЕТ философского ПОЗНАНИЯ, система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы ПОЗНАНИЯ и деятельности.

Для справки: Терминология Дианомической ЛОГИКИ.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ в Дианомике Править

В экзогенном смысле МИРОВОЗЗРЕНИЕ суть результат синергизма СУБЪЕКТИВНОГО МИРА и КУЛЬТУРЫ.

Мы рассматриваем МИРОЗДАНИЕ всегда через призму своего МИРОВОЗЗРЕНИЯ и, тем самым, наша призма искажает полученную картину — сгенерированную логическую модель. Это так. Однако, нас миллиарды и мы качественно движемся в ПРОСТРАНСТВЕ-ВРЕМЕНИ. Следовательно, картина, подчиняясь Общечеловеческой ПРАКТИКЕ, становится со временем всё более точной! Мы находим ошибки в своих построениях, корректируем идеализации, от каких-то точек зрения отказываемся…

Да, понятия суть всего лишь логические модели, но они должны давать ошибки, допустимые для ПРАКТИКИ. Другое дело, что ПРАКТИКА постоянно усложняет и увеличивает требования к нашим моделям…

В эндогенном смысле МИРОВОЗЗРЕНИЕ скорее всего постепенный подъём от интуитивных ощущений и представлений о МИРЕ вокруг себя к научному и философскому постижению МИРОЗДАНИЯ:

МИРООЩУЩЕНИЕ — МИРОВОСПРИЯТИЕ — МИРОСОЗЕРЦАНИЕ — МИРОПРЕДСТАВЛЕНИЕ — МИРОПОНИМАНИЕ — МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Дискуссионным вопросом в этой сети являются места категорий МИРОСОЗЕРЦАНИЕ и МИРОПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Быть может их требуется поменять местами.

При отсутствии явного консенсуса и, учитывая, что для практических целей нам пока такая точность представления закона внутреннего развития категории МИРОВОЗЗРЕНИЕ не требуется, можно ограничиться упрощённым одноуровневым представлением этой сети.

Новые мировоззренческие ориентации вырабатываются на основе осмысления достижений в области фундаментальных НАУК и КУЛЬТУРЫ. Освоение человечеством нового взгляда на МИР происходит неравномерно и болезненно. МИРОВОЗЗРЕНИЕ является в значительной степени отражением ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ. МИРОВОЗЗРЕНИЕ объективно диктуется насущными потребностями человека и зависит от его общего уровня развития и в значительной степени от влияния среды.

Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Взглядов, которые, как правило, навязываются власть предержащими через средства пропаганды в интересах сохранения своей власти. Даже в демократических странах преодоление устоявшихся стереотипов мышления — длительный и мучительный процесс.

Средний уровень ЗНАНИЙ и общей КУЛЬТУРЫ основной массы людей на Земле отстаёт от уровня передовых стран почти на столетие. Сегодня, в начале ХХI века, человечество в целом всё ещё разделяет классические представления РАЦИОНАЛИЗМА и ДЕТЕРМЕНИЗМА, как они понимались в конце ХIХ века.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей и в конечном счёте в значительной степени определяет их. Мировоззренческая палитра ХХI века крайне разнообразна и не унифицирована. Даже если рассматривать мировоззрение исключительно представителей фундаментальной науки и технической интеллигенции, то даже в этой среде взгляды чрезвычайно различаются. Научный РЕАЛИЗМ не является господствующей парадигмой даже в этой среде. В качестве примера можно указать на так называемый Математический ПЛАТОНИЗМ и его оттенки.

Диалектический МАТЕРИАЛИЗМ в силу собственного догматизма и того, что он насаждался в основном безальтернативно, не смог стать общепринятой системой взглядов даже в странах бывшего соцлагеря. Тем не менее, по мнению автора, система базовых философских идей, заложенная в эту парадигму основателями марксизма, не потеряла своего потенциала и сегодня и способна к развитию. Необходимо только избавить её от пут тоталитарной идеологии и очистить от наносного, исторически преходящего.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ.

Мнения Править

Ниже приведены МНЕНИЯ по данной проблеме из философских справочников и энциклопедий. Для чего? Для создания видимости объективности автора статьи? Нет.

Автор статьи стремится к тому, чтобы читатель:
— минимизировал своё время для знакомства с альтернативными мнениями;
— «Имел мужество пользоваться собственным умом.» (Иммануил Кант).

Из «Новейшего философского словаря», Минск, 1999 г., И.И.Жбанкова. Править

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, себе самому и формирующая его личностные структуры.
М. возникает как сложный результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью — природой и обществом. М. определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. М. — относительно автономная и устойчивая система внутренних детерминант жизнедеятельности человека.

Социально-философский подход к проблеме М. обнаруживает его несводимость к теоретической, осознанной форме. М. предстает в виде целостной, многоуровневой, сложно организованной системы социальных установок, обладающей фундаментальными для жизнедеятельности личности функциями. В системе М. слиты воедино мысли и чувства, побуждение (воление) и действие, сознательное и бессознательное, слово и дело, объективное и субъективное. Идеи и идеалы лишь завершают, рационализируют, интегрируют М., придают ему осознанный характер.
Индивидуальная жизнедеятельность, социальная практика и окружение человека выступают предпосылками возникновения устойчивых и целесообразных форм его социального поведения задолго до того, как исторически и индивидуально осознаются и приобретают теоретическую форму (а иногда так и не осознаются при жизни данного поколения) объективные закономерности его общественного существования.

Истории известны различные виды М.:
магическое,
мифологическое,
религиозное,
философское,
научное,
а также различные смешанные их типы.

Генезис системы М. обусловлен возрастными особенностями личности. М. возникает в раннем возрасте в сфере субъективно неосознанных, наивных, стихийных практических социальных отношений индивида. В нем в нераздельном сплаве слиты ощущения, чувства, желания, потребности, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления. На основе обобщения первичного социального опыта под влиянием воспитания и практического обучения формируется специфическая внутренняя схема, структура поведения, особая его программная матрица.
Устойчивые и сохраняющиеся в системе М. планы, схемы, программы социального поведения личности по отношению к ее сознанию оказываются первичным, практически объективно обусловленным мировоззренческим уровнем.
Элементами его выступают способности, навыки, сноровка, умения, практические способы организации деятельности во времени и т.д. В подростковом и юношеском возрасте система М. дополняется уровнем рационального мышления, т.е. системой идеалов, целей и ценностей. Формируется сфера рефлексии, интроспекции, самосознания личности, где систематизируется, оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориентация. Элементами этого уровня выступают потребности, мотивы, интересы, идеалы, принципы, цели и убеждения личности.
Завершающим уровнем системы М. выступает совокупность субъективно осмысленных «результатов» собственной деятельности, что воплощается в личностной оценке наличного и желаемого статуса взрослой личности. Таким образом, субъективно усвоенные программы социальной деятельности, рационально, вербально выраженные ее принципы и, наконец, субъективно представленные и оцененные результаты социальной деятельности индивида (или группы) образуют макроструктуру системы М.
М. — фундаментальное социальное качество индивида, его формирование каждый раз, с каждым новым поколением воссоздается снова и снова как задача исторически непреходящая. Для взрослого психически нормального человека система М. выступает внутренним законом его жизни, утвердившимся в результате сложного процесса познания окружающей действительности, самопознания и самооценки.
По отношении к самой личности М. выступает первичным субъективным феноменом, внутренне обусловливающим ее поведение. М. превращает это поведение в относительно автономный, ответственный акт. Формируясь первоначально как некое следствие предшествовавших социальных связей и практического опыта индивида, М. затем превращается во внутреннюю причину, детерминирующую всю совокупность последующего его социального поведения в виде соответствующие идеалов и норм.
Генезис М., а затем и его сознательное формирование представляет собой прежде всего сложную практическую и когнитивную самодеятельность субъекта. На разных этапах преобладающее значение могут получать либо внешние воздействия и влияния, либо внутренняя активная позиция субъекта. Поэтому весь процесс может подвергаться значительным внешним целенаправленным общественным воздействиям.
Так, существенными средствами манипулирования формированием принципов социального поведения личности оказываются специфические материальные и духовные условия жизни; ограниченные возможности культурного развития; препарированная, неполная и неадекватная социальная информация и т.д. Тем самым индивид намеренно лишается возможности свободного и осознанного выбора собственной социальной ориентации.
Система М. личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности. Но в исторических условиях тоталитарного общества активно и агрессивно насаждаемые идеи способны формировать внешне однородную мировоззренческую ориентацию значительных масс людей, насильно подчиняя их индивидуальность той или иной излюбленной социальной идее (как результат — фанатизм: религиозный, националистический, коммунистический).
Социальной основой и целью прогрессивного демократического развития общества выступает свободный самодеятельный человек, самостоятельно формирующий свой внутренний субъективный мир и принципы жизнедеятельности, сознательно выбирающий условия своего социального существования. Система М. как социальное «ядро» личности обусловливает ее целостность, ответственность, рациональную и адекватную ориентацию в обществе.

Из “Философия: Энциклопедический словарь”/Под ред. А.А.Ивина. — М.: Гардарики, 2004 г. Править

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации. М. является не суммой всех взглядов и представлений об окружающем мире, а их предельным обобщением. Понятию М. близки понятия «общая картина мира», «мировосприятие», «мироощущение», «миросозерцание», «миропонимание».

Общественное М. меняется от эпохи к эпохе и складывается под воздействием культуры эпохи как целого, а не в результате воздействия тех или иных сторон социальной жизни и тем более не под воздействием популярных в конкретную эпоху идей. Существенной составляющей М. как отражения мира (прежде всего мира культуры) и ценностного отношения к нему является стиль мышления исторической эпохи, задающий общие принципы теоретического освоения мира и определяющий горизонт мышления эпохи.
Важную роль в формировании М. играет философия. «Мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному и включает в себя не только знания о Космосе, но также и оценки, переживаемые субординации ценностей, формы жизни» (Г. Мейер).
Согласно М. Шелеру, М. — «управляющий всей культурой или одной личностью вид селекции и членения, в котором оно (мировоззрение) фактически вбирает чистую сущность физических, психических и идеальных вещей, независимо оттого, как совершается их осознание и даже происходит ли это осознание вообще». «Чистая сущность» всего того, что окружает человека, и тем более того, как он должен действовать в будущем, является во многом результатом филос. мышления, пытающегося объединить в единое целое разные формы познания мира начиная с результатов конкретных наук и кончая анализом традиций, духа эпохи и стиля ее мышления.
Вместе с тем опрометчиво было бы утверждать, как это делал марксизм-ленинизм, что какая- то конкретная филос. система (напр., марксистско-ленинская философия — диалектический и исторический материализм) способна составить ядро М. общества. М. определяется культурой в ее целостности, а не одной идеологией, ядром которой в коммунистическом обществе действительно был марксизм-ленинизм.

Из “Философского энциклопедического словаря” — М.: Сов. Энциклопедия, 1983 г., А.Г.Спиркин. Править

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей era действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами осн. жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

М.— это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии, В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром обществ. и индивидуального сознания. Выработка М.— существ. показатель зрелости не только личности, но и определ. социальной группы, общественного класса и его партии.
По своей сущности М.— обществ.-политич. феномен, возникший с появлением человеч. общества. М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально- политич., филос., религ., нравств., эстетич., науч.-теоретич. ориентацию человека.
Существуют три осн. типа М.—
житейское (обыденное),
философское и
религиозное.
Все эти типы М. выявляют нек-рое единство, охватывая определ. круг вопросов, напр. как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеч. общество.
Гносеологич. структура М. образуется в результате обобщения естеств.-науч., социально- историч., технич. и филос. знаний.

Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существуют тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия.

Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естеств. наук образует естеств.-науч. картину мира (см. Научная картина мира), а общественных — социально-историч. картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания. Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познават. способностей.
Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание.
Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определ. регулятивно-творч. роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью содержит в себе мировоззренч. начало.
Понятие М. соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию: М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., к-рая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

М. может выступить на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредств. условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиц. представлений о мире.
Религ. М. даёт фантастич. картину мира и связано с признанием сверхъестеств. мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия).
Филос. М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определ. мерой логич. доказательности.

М.— это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определ. целей, из обобщения к-рых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу.
Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 118).
М. имеет огромный практич. жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к др. людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через к-рую воспринимается и переживается всё окружающее.
Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определ. идеалов.

В классово антагонистич. обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс (напр., в капиталистич. обществе — рабочий класс, буржуазия, мелкая буржуазия) имеет своё специфич. М. В таком обществе происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, к-рые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа произ-ва. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией историч. развития, с данными науки и обществ. практики или нет, его М. по своему содержанию, обществ. значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным.
Феодально-религ. М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Бурж. М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, к-рые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобурж. анархически-бунтарскими идеями.

В противоположность бурж. М. коммунистич. М., обобщая достижения науки и обществ. практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революц. движения. Ядро коммунистич. М. составляет марксистско-ленинская философия — диалектич. и историч. материализм. Марксистско-ленинское М.— мощное орудие революц. преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В совр. мире идёт острая борьба двух противоположных М.— коммунистического и буржуазного, в ходе к-рой растёт влияние марксизма- ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно науч. положений.
В социалистич. обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистич. М. составляет сердцевину всей идейно-воспитат. работы партии. Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практич. воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политич. явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистич. отношения к труду, коммунистич. нравственности, подлинного гуманизма, патриотизма и интернационализма.
Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976;
Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Ермолов А. Я., Роль философии в формировании M., M., 1964;
Черноволенко В. Ф., М. и науч. познание, К., 1970;
Основы маркси-стско-ленинской философии, М., 1980;
Дpыгин В.И., Науч. М., его предмет и функции, Саратов, 1981;
Философия и мировоз-зренч. проблемы совр. науки, М., 1981.

См. также Править

  • Мировоззрение — Словари и энциклопедии на Академике

  • Мировоззрение — Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 263-264.

  • И.Т. Фролов. Мировоззрение (в курсе «Введение в философию» в МФТИ).

Примечание Править

Литература Править

  • Э.В. Ильенков. Диалектика и мировоззрение.
  • Сергей Ежов. О ленинском «Принципе конкретности ИСТИНЫ».
  • Сергей Ежов. О фундаментальной ОШИБКЕ марксистской теории пролетарской революции.

  • Сергей Ежов. Поппер Карл Раймунд и диалектика

  • Сергей Ежов. ДИАНОМИКА. Металогические пролегомены к формализованной содержательной логике.
  • Сергей Ежов. ДИАНОМИКА. ПРОПЕДЕВТИКА в формализованную содержательную логику.

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………….3

Глава 1 Мировоззрение ………………………………………………………………………………5

Глава 2Исторические типы мировоззрения…………………………………………………..

2.1Обыденное мировоззрение ………………………………………………….7

2.2 Мифологическое мировоззрение ……………………………………….……8

2.3 Религиозное мировоззрение ………………………………………………..12

2.4 Философское мировоззрение ……………………………………………..15

Заключение ………………………………………………………………………………………………20

Список использованной литературы ………………………………………………………….21

Интернет ресурсы ………………………………………………………….….21

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной контрольной работы «Мировоззрение и его исторические типы», поможет нам понять, как всё появилось, откуда начинаются истоки всего, что сейчас есть на земле: человек, наука, искусство, экономика, политика и т.д. Первоистоком всего на земле является МИРОВОЗЗРЕНИЕ.

Философия это только один из типов мировоззрения.

Целью написания данной работы является раскрытие основных исторических типов мировоззрения. Основными задачами, стоящими перед автором при написании работы являются:

· дать понять сущность мировоззрения;

· раскрыть типы мировоззрения.

Объектом данной работы является понятие мировоззрения и его основных типов.

При написании работы были использованы такие методы научного познания как — логический, научный, источниковедческий, хронологический, сравнительный.

При работе над контрольной работой автор получил знания о сущности мировоззрения, узнал основания и условия возникновения мировоззрения и его исторических типов. Автор приобрёл способность самостоятельно работать с источниками литературы, выделять главное и делать выводы, приобрёл навык в конспектировании.

Данная контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения.

Во введении автор рассмотрел актуальность темы, цели, задачи, освещённость темы в литературе, определил объект и предмет исследования, рассмотрел учебную значимость написания данной контрольной работы и структуру работы.

В основной части раскрыта сущность понятия » мировоззрение», раскрыты типы мировоззрения их возникновение и значимость в эволюции человечества.

В заключении сделаны выводы по работе в целом.

В списке использованной литературы и интернет ресурсов автор указал перечень источников литературы, которые послужили теоретической и методологической основой для написания данной контрольной работы.

Объём данной контрольной работы — 22 страницы.

Глава.1 Мировоззрение

Мы живём уже в 21 веке и видим, как возросла динамика социальной жизни, удивляя нас глобальным переменами во всех структурах политики, культуры, экономики. Люди потеряли веру в лучшую жизнь: устранение нищеты, голода, преступности. С каждым годом преступность всё возрастает, становится всё больше нищих. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому будет отведено достойное место, перешла в нереальность, в разряд утопий и фантазий. Неопределённость поставила человека перед выбором, заставив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире с людьми. В этой ситуации и раскрываются проблемы мировоззрения.
На любой стадии человек (общество) имеет вполне определенное мировоззрение, т.е. систему знаний, идей на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Кроме того мировоззрение включает в себя основные жизненные позиции людей, их убеждение идеалы. Под мировоззрением следует понимать не все знания человека о мире, а лишь знания фундаментальные — предельно общие.

— Как устроен мир?

— Каково место человека в мире?

— Что такое сознание?

— Что есть истина?

— Что такое философия?

— В чём счастье человека?

Это мировоззренчиские вопросы и основные проблемы.

Мировоззрение — это часть сознания человека, представление о мире и месте в нём человека. Мировоззрение более или менее целостная система оценок и взглядов людей на: окружающий мир; цель и смысл жизни; средства достижения жизненных целей; суть человеческих отношений.

Существует три формы Мировоззрения:

1. Мироощущение: — эмоционально-психологическая сторона, на уровне настроений, чувств.

2. Мировосприятие: — формирование познавательных образов мира с использованием наглядных представлений.

3. Миропонимание: — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения, бывает: жизненно-повседневное и теоретическое.

Существует три исторических типа мировоззрения — это мифологическое, религиозное, обыденное, философское, но об этом мы поговорим более подробно в следующей главе.

Глава 2 Исторические типы мировоззрения

Обыденное мировоззрение

Мировоззрение людей существовало всегда, и это проявлялось и в мифологии, и в религии и философии, и науке. Обыденное мировоззрение — это простейший вид мировоззрения. Формируется за счет наблюдения над природой, трудовой деятельности, участие в жизни коллективов и общества, под влиянием условий быта, форм досуга, существующей материальной и духовной культуры. Каждый имеет свое обыденное мировоззрение, которое отличается в разной степени глубины, полноты от влияния иных видов мировоззрения. По этой причине обыденные мировоззрения разных людей могут быть даже противоположными по своему содержанию и поэтому несовместимыми. По этому признаку можно делить людей на верующих и неверующих, эгоистов и альтруистов, людей доброй и людей злой воли. Обыденное мировоззрение имеет много недостатков. Важнейшие из них – неполнота, несистемность, непроверенность многих знаний входящих в состав обыденного мировоззрения. Обыденное мировоззрение является основой формирования более сложных видов мировоззрения.

Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного (неупорядоченного) смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.

На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф – т.е. творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания. Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.