О религиозных организациях

Основные направления и формы деятельности религиозных организаций в социальной сфере

Филина Нина Владимировна,

аспирантка Омской гуманитарной академии.

Main areas and forms of religious organizations in social

Filina Nina,
graduate student of Omsk Academy of the Humanities.

Автором исследуются основные направления и формы деятельности религиозных организаций в социальной сфере. Анализируются религиозные и нерелигиозные функции церкви, структура религиозного культа. При рассмотрении с практической точки зрения социального служения религиозных организаций автором выделяются приоритетные направления социально-политической деятельности религиозных организаций.

Ключевые слова: социально-политический процесс; функции религии; религиозные и нерелигиозные функции церкви; религиозный культ; социальное служение.

В современных условиях, когда вопросы церкви и религии тесно связаны с мировосприятием современного человека, изучение основных направлений, форм деятельности и роли религиозной организации как неотъемлемой части гражданского общества становится особо актуальным.

В эпоху возрождения религиозности в современной России, социум стоит перед необходимостью переоценки отдельных периодов своего развития в первую очередь связанных с церковно-государственными отношениями. Взаимоотношения религиозных организаций и государства находятся на этапе развития и в последние годы испытывают значительные изменения, поэтому изучение конфессиональной политики государства, а также деятельности религиозных организаций в социальной сфере отвечает современным потребностям гражданского общества.

Место религии в социально-политическом процессе можно определить следующими аспектами:

1) влияние религиозного сознания на социально-политический процесс;

2) церковная деятельность и межконфессиональные отношения в социально-политическом процессе;

3) роль религиозных организаций, общностей, групп в социально-политическом процессе.

Проанализируем социальные позиции, которые может занимать религиозная организация в гражданском обществе.

Религиозное сознание превалирует. Наблюдается общность религиозных и этнических групп. Деятельность религиозных организаций является неотъемлемой частью социальной деятельности государства. Религиозные отношения накладываются на социально-политические процессы. Социально-политические институты объединяют в себе власть светскую и духовную. Происходит ритуализация социальных норм, идей и отношений, групп и институтов.

Светское сознание доминирует. Социально-политические процессы могут происходить под воздействием религии так и без воздействия на них религиозного фактора. Деятельность религиозных организаций является социально направленной. Религиозные группы продолжают претендовать на равенство с этническими группами. Может провозглашаться единство церкви и государства.

Духовное сознание занимает вторичное место. Превалируют системы других ценностей. Деятельность религиозных организаций и их взаимоотношения являются особым видом деятельности. Существенные различия между религиозными и этническими группами. Религиозная и светская власти отделены и принадлежат к разным институтам.

Таким образом, степень влияния религии на социально-политические процессы определяется местом религии в обществе. Роль религии в обществе может быть как доминирующая, так и второстепенная, так как она зависит от складывающихся государственно-конфессиональных отношений и изменяется в связи с проходящими процессами сакрализации и секуляризации.

Процесс сакрализации в каждой среде и культуре имеет свои особенности. Современная Российская Федерация является классическим примером сакрализации. Существенную роль в диффузии религиозности сыграли:

1) подрыв доверия и изменение преобладающих в обществе социальных ориентиров, традиций и идеалов и в особенности – несостоятельность ожиданий и веры в «прекрасное далёко»;

2) происходящая в сознании общества переоценка ценностных ориентиров и новое отношение к религии привели к новой модели взаимоотношений общества, государства и религиозных организаций. Религиозные организации стали неотъемлемой частью мировой и национальной культуры, одной из духовных и нравственных начал гражданского общества;

3) популяризация религиозных организаций, их участие в миссионерской, миротворческой, благотворительной деятельности, активное социальное служение привели к тому, что религиозные организации становятся акторами социально-политического процесса;

4) религия является инструментом в руках политической элиты для достижения ими своих целей. Происходит подмена понятия «религия», она превращается в формальный, политический культ.

Наиболее авторитетные представители религиозных конфессий Омской области обсуждали всплеск религиозных умонастроений в социальной среде, пришли к выводу, что возрастание роли религии в социально-политическом процессе не всегда является пробуждением глубокой веры. У большинства новообращённых ещё не сложились стойкие религиозные убеждения. Для определённой части людей религия является эмоциональной реакцией на: потрясение, социальный кризис.

Таким образом, независимо от социально-политических перемен в стране, в сознании социума и в дальнейшем будет сохраняться устойчивый интерес к религии как достоянию мировой и отечественной культуры.

В настоящее время религиозные организации выполняют социальные функции государства и играют весомую роль в обществе.

Понятие «функция религии» в социологическом словаре означает деятельность и направленность религии на индивидов, общество, политический институт. Иначе говоря: является ли религия социальным институтом? Что дает вера каждому индивиду, человеку? Каким образом она влияет на поддержание морального согласия в обществе? Религия, как неотъемлемый элемент гражданского общества, выполняет несколько взаимосвязанных функций. Все религиозные функции принято делить на две группы. К первой относятся специфические функции, то есть присущие только религиозным организациям. Ко второй группе относят общие функции присущие не только религиозным организациям, но различным социально-политическим институтам. Кратко остановимся на наиболее общих и характерных функциях религии, представленных на рисунке 1. «Социальные функции религии».

Рис. 1. Социальные функции религии.

Предназначение любой религиозной организации заключается в том, чтобы оказывать помощь нуждающимся. Человек верит в то, что бог поможет ему в трудной жизненной ситуации, легко разрешит сложный вопрос, накажет зло, восторжествует справедливость, добро. Когда терпение человека на пределе ему на помощь приходит религия, она помогает ему поверить в себя, обрести потерянную любовь поверить в бога. Утешение дарит ему спокойное существование на земле. Эта функция религиозных организаций называется компенсаторная. Прихожане, которые связывают свою жизнь с церковью, религиозной общиной свято верят в то, что их мерзкие добрые дела найдут место в загробном, потустороннем мире, и они будут бессмертны, а их жизнь будет истинный рай на небесах.

Всё чаще и чаще члены нашего общества нуждаются в том, чтобы кто- то их выслушал, дал совет, поддержал их в любых начинаниях. Всё это они могут найти в храмах. Религиозные служители выслушают нуждающихся, утешат, дадут совет, призовут к терпению. Возможно такую миссию помощи, успокоения может оказать любое государственное учреждение, выполняющее социальные функции, но нельзя забывать о том, что:

1) бог – главная идея религии. Его действия тождественны деятельности людей, он гуманен, всех любит, прощает, берёт на себя грехи.

2) все вероучения любые конфессий провозглашают божественные заповеди. У религиозных организаций разные обычаи, обряды, но бог един.

Существующая терапевтическая функция перекликается по смыслу с компенсаторной. Эта деятельность религии направлена на поддержание в человеке внутреннего спокойствия. Прихожан учат владеть собой в любых жизненных ситуациях, анализировать поступки и принимать верные решения.

Нельзя не отметить ещё одну значимую функцию религии – мировоззренческую. Глубокий смысл мировоззрения кроется в понимании окружающего нас мира, умении человека найти место в этом мире. Однако приоритетное значение в жизни отдаётся богу. Служение и вера не отделимы от человека. Всё, что есть у человека и всё что с ним происходит это воля бога. И если глубоко верующий человек не найдет ответы на волнующие его вопросы, если чудо не произойдет, то такой верующий разочаруется в боге. В такой ситуации человек отходит от веры и может стать атеистом. Вот почему для верующих необходима мировоззренческая деятельность религиозных организаций.

Деятельность религиозных организаций незаменима и в регулировании норм и правил поведения. Верующие должны уметь себя вести не только на службах и церковных праздниках, но и в повседневной жизни. Нормы морали и нравственности религиозные организации по крупицам собирали столетия. Именно религиозные организации первыми занималась просветительской деятельностью среди населения.

Новая ступень в развитии государства и общества привела к нравственному упадку, вызвала волну девиации, изменились ценностные ориентиры современного общества. Несмотря на трудности, религия продолжает выполнять коммуникационную функцию. Религиозная организация пытается установить диалог с верующими во время молитв, выполнения обрядов, ритуалов. Религия объединяет людей не только в стенах храма, но и за его пределами. Общение людей в домашних условиях, общность интересов, организация кружков и клубов даёт положительный результат. Верующие, живущие в разных странах, городах, областях, но единые в своих религиозных убеждениях, легко устанавливают контакты друг с другом. Верующие люди легко договариваются и быстрее устанавливают контакты, в различны областях: медицины, образования, экономики, внешней политики. Передают и хранят культурные традиции народов мира.

Значимой, социальной функцией является легитимизация. Очень важно, чтобы деятельность религиозных организаций осуществлялась в рамках правового поля.

Выполняя объединительную функцию, религия выступает механизмом идейной интеграции людей. Условно интегративную деятельность религиозных организаций можно разделить на две группы. Первая группа объединяет людей по конфессиональной принадлежности (православные, буддисты, мусульмане). Вторая группа связанна с определенной формацией, где религия может являться катализатором существующих социальных отношений.

Несомненно, велик вклад религии в развитии культуры. Религия стояла у истоков письменности, книгопечатания, иконописи, живописи, искусства. Причём не всё в области культуры и искусства религия принимала, отчего-то она отказывалась, не воспринимала. Накапливая ценнейший опыт религиозных, культурных ценностей религиозная организация сохраняет и передает его новому поколению

Изучая основные функции религии, можно выделить функции церкви как неотъемлемой части религии. Важнейшие из них представлены на рисунке 2 «Религиозные и нерелигиозные функции церкви».

Рис. 2. Религиозные и нерелигиозные функции церкви.

Более подробно остановимся на двух специфических функциях, которые определяются природой религии.

Идеологическая функция. Особенность религиозного сознания побуждает необходимость в идеологической функции у любой религиозной организации. Поскольку религиозное выражение не может основываться на логике, рациональных доказательствах, поэтому религиозные догматы, идей, представления нуждаются в вере, и сознание верующего человека нуждается в систематическом воспроизведении этой веры. В связи с этим появляется потребность постоянного дублирования богослужения, обрядов, молитв способствующим восприятию и оживлению веры. Служителям культа необходимо регулярно доказывать верующим истину, пользу, потребность в вере. Как правило, с этой целью деятельность всех религиозных организаций основана на: культовых ритуалах, массовых проповедях, собраниях, беседах и т.д. Культовая работа на наш взгляд может являться одним из направлений идеологической функции направленной на воспитание у каждого единоверца религиозных убеждений.

Не менее важным направлением религии является миссионерская деятельность. Наиболее часто миссионерская функция встречается в мировых религиях, которые стремятся расширить географию своего влияния и подобно сетевому маркетингу распространяют свою веру, охватывая все уголки не только Омской области, но и Российской Федерации.

Сама по себе миссионерская функция не оказывает вреда, однако в последние годы по заверению министра культуры Омской области наблюдается своеобразный всплеск паломников, как на территорию Российской Федерации, так и в Омскую область, причём эти всплески носят политический характер. По оперативным данным в период выборов, массовых волнений фиксируется увеличение приездов иностранцев с миссионерской целью. Что заставляет представителей религиозных организаций иностранных государств приезжать в города Российской Федерации остается только догадываться. Но этот факт неоспорим религия оказывает влияние и на политический процесс. Религиозные организации способны оказывать влияние на мнение прихожан. Учитывая размах и количество прихожан в отдельные религиозные организации, причём нетрадиционные, остаётся только молиться, чтобы у лидеров этих религиозных организаций не было искажённых целей. Несмотря на контроль и систему отчётов со стороны органов государственной власти, к которым относятся прокуратура, суды, полиция, министерство юстиции, министерство культуры и т.д. ни одна из вышеперечисленных организаций не знает реальной картины. Есть только официальная статистика, но точное количество приходов, количество прихожан, род их деятельности остается загадкой, домыслом.

Функциональный подход на наш взгляд наиболее подходящий для изучения религии как социального феномена. Однако функциональный подход не лишён недостатков и ограничений, которые необходимо учитывать:

· функции религиозных организаций неодинаковы они зависят от потребностей государства, общества, индивида;

· в функционалистических теориях религия выполняет объединительную роль между обществом и государством, основываясь на моральные ценности, духовные нормы, религиозные каноны;

· религия в определённых ситуациях может служить фактором дезинтеграции в социально-политических процессах.

Российская практика показывает, что религиозные организации могут выполнять как традиционные присущие религиозным организациям функции, так и нетрадиционные, то есть не присущие религиозным организациям функции, например, в области экономики, политики, здравоохранения. Возрастающая роль религиозных организаций в обществе в государстве приводят к перекладыванию на религиозные организации основных функций государства. Чаще к ним относят те, которые вызывают трудности со стороны органов государственной власти обязанных работать строго по регламенту. В связи с этим религиозные организации широко охватывают общественную жизнь. Оказываются более мобильны и влиятельны. Религиозные организации оказывают воздействие на социум, индивида и это влияние, деятельность религиозных организаций может нести как позитивные, так и негативные последствия. Обобщённый результат деятельности религиозной организации принято называть социальной ролью религии.

Социальная роль религии – это результат деятельности религиозной организации в определенный исторический период. Свои функции религиозные организации реализуют по средствам активного взаимодействия субъекта с объектом в результате, которого достигаются поставленные цели или реализуются религиозные функции. В связи с этим всю деятельность религиозных организаций можно разделить на две группы практическую и духовную.

Практическая религиозная деятельность включает в себя производственную, социально-политическую, медицинскую, воспитательно-педагогическую, управленческую деятельность.

Духовная религиозная деятельность включает в себя познавательную, прогностическую, ценностно-ориентированную деятельность.

Религиозная деятельность подразделяется на культовую и некультовую.

Значимым видом деятельности религиозной организации является культ – система особых действий, в которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественному.

Выделяют следующие разновидности культа:

· богослужение;

· обряды;

· религиозные праздники;

· паломничества;

· религиозные пляски;

· распространение религиозной литературы;

· просмотр кино видео фильмов.

Структуру религиозного культа можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Структура религиозного культа.

Содержание религиозного культа

Объекты религиозного культа

Субъекты религиозного культа

религиозные представления, идеи, догмы, заповеди, законы

сверхъестественные силы и реальные предметы, которые, по мнению верующих, наделены сверхъестественными свойствами. Дух, бог, демон

религиозная группа, община, верующий индивид,

священнослужитель

Структура религиозного культа

Элементы религиозного культа

Средства религиозного культа

Результат религиозного культа

поклоны, коленопоклонения, падение ниц, преклонение головы, обрядовые действия, проповедь, молитва, богослужение, заклинание, воспевание

храм, молитвенный дом, религиозное искусство, религиозные предметы

удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В сознании верующих с помощью культовых действий воспроизводятся религиозные образы, символы, мифы, эмоции.

Внекультовая религиозная деятельность включает в себя два аспекта: теоретический и эмпирический. Теоретическую область некультовой деятельности составляют: выработка религиозных концепций, положений; труды богословов; научные изыскания, направленные на государственно-конфессиональные взаимодействия.

К эмпирической области некультовой деятельности, как правило, относят деятельность религиозных организаций, паломничество, религиозное образование, распространение вероучения непосредственно или через СМИ, культурно-просветительская деятельность, распространение предметов религиозного назначения, благотворительная деятельность.

В настоящее время роль религиозных организаций в жизни общества и индивида резко возросло. Сфера деятельности религиозных организаций существенным образом расширяется. Совсем недавно отдельные направления деятельности религиозных организаций были запрещены законом, а сегодня являются значимыми и востребованными. Так, например введение в систему образования предмета «Основы православной культуры и светской этики», разработка и реализация программ направленных на борьбу с наркоманией, алкоголизмом, возросла потребность общества и в социальном служении. Каковы же основные направления и формы социального служения религиозных организаций в наши дни на примере Омской области? Изучив официальные сайты религиозных организаций Омской области, их отчёты, уставы, деятельность религиозные организаций можно представить в виде таблицы 2.

Таблица 2.

Основные направления и формы социального служения религиозных организаций в Омской области.

Основные направления социального служения религиозных организаций города Омска

Основные формы социального служения Религиозного учреждения Омского отделения благотворительной католической организации «Каритас»

Основные формы социального служения Русской православной церкви

Основные формы социального служения Церкви христиан веры Евангельской Омской области

Сотрудничество с местными органами власти и общественными институтами

фестиваль древнерусской культуры;

творческие вечера;

открытие центра по изучению государственно-конфессиональных отношений;

фестиваль казачьей культуры; фестиваль «Преображение»;

Евангелие добрых дел «Спасенный для служения»;

акции по уборке снега, участие в субботниках;

Кормление

выдача продуктов питания;

социальная столовая;

Обеды для бедных «народная столовая»;

социальная столовая;

выездные пункты горячего питания;

Деятельность в медицинской сфере

социальное отделение в ГБ №9;

патронатная служба;

праздничные мероприятия, посвященные дню пожилого человека в ГБ №7;

Церковь и пенсионеры

выдача одежды;

консультирование по социальным проблемам;

клуб пенсионеров «Святых Ихакима и Анны»;

акция «Оптика»;

фольклорно-этнографическая студия «Сретение»;

Приюты

социально-медицинская служба для бездомных;

неделя милосердия;

дом ночного пребывания;

реабилитационный центр наркозависимых;

весенняя конференция для заключенных «Дорога домой»; миссия «Северное сияние»;

Религиозное образование и работа с молодежью

центр развития семьи «Мой малыш»;

детский центр «Страна радости»;

школа юных органистов;

центр образования с гостиничным комплексом;

конференции «День православной книги»;

«Дело крещения Руси не завершено»; «Россия и язычество: мифы и реальность»;

Семинары «Духовные и культурно-исторические традиции зимних православных праздников»; «Молодежное служение»;

олимпиада по «Основам православной культуры»;

православный лагерь «Преображение»;

круглый стол «Актуальные проблемы церковно-общественных отношений»;

диспут о гражданских браках;

рождественские чтения;

православный подростковый лагерь «Стрела»;

молодежные встречи по воскресеньям;

летняя молодежная школа «Вера и дело»;

детское служение;

молодежное служение;

молодежные встречи «Будь счастлив»;

Работа со средствами массовой информации, издательская деятельность

авторская программа «Вера и слово»;

в эфире ГТРК «Омск» программа «Благовест»;

ежемесячный выпуск журнала «Покаяние»

Социальная помощь нуждающимся семьям, инвалидам

социальная акция «Корова»;

швейный отдел;

акция «Дари тепло»;

акция «Оптика»;

митрополичья Рождественская елка;

конкурс «Рождественских рисунков»;

домашние группы;

женское служение;

Анализируя деятельность религиозных организаций Омской области можно сделать вывод, что социальное служение религиозных организаций находится на стадии становления. Многие религиозные организации в основном православного прихода ограничиваются совершением религиозных обрядов, таинств. Отдельные религиозные организации и вовсе заняты строительством, ремонтом или сбором денежных средств на эти цели. Отдельные религиозные организации (мусульмане, иудеи, армянские общины, буддийские, евангельские, баптисты, католики) уделяют особое внимание тем проблемам, решение которых плохо или совсем не удаётся государству. Отдельные прихожане оказались не готовы помогать и разделять страдания других. Наблюдается изолированность верующих и духовенства в приходах. У священнослужителей наблюдается отсутствие желание помощь, сделать доброе дело. Очень часто можно слышать ответ церковь должна зарабатывать, должна, на что-то существовать.

Это на наш взгляд можно объяснить погоней не за качеством работы, а за количеством открытых приходов. От психологического климата и отношения к прихожанам со стороны служителей религиозных организаций, от основных положений вероучения и форм работы зависит, востребованной ли окажется религиозная организация и будет ли потребность в её функционировании или она останется лишь частью истории. Важно чтобы социальное служение реализовывалось через действенные формы, а не ограничивалось конференциями, лекциями, круглыми столами, конференциями.

Социальное служение религиозных организаций это потребность общества, индивида, государства. Следовательно, органы государственной власти должны способствовать расширению и развитию этого явления. Социальная деятельность религиозных организаций нуждается в поддержке и помощи со стороны органов власти.

Анализируя представленную таблицу можно убедиться, что социальное служение Русской православной церкви имеет под собой богатую историю. Однако перенять опыт социального служения православных храмов будет затруднительно, так как во многих приходах социальная работа не ведётся. Создавать видимость Русской православной церкви удаётся благодаря особой роли в истории России и снисходительным отношением со стороны органов государственной власти. Сказанное можно подтвердить и договорными отношениями с исполнительными органами власти Омской области, которые были достигнуты только с Русской православной церковью. В настоящее время на правительственном уровне Омской области обсуждается проект договора с митрополией Русской православной церкви.

Социальное служение католических религиозных организаций Омской области напоминает профессиональную социальную работу в сравнении с Русской православной церковью. Католическая церковь за время своего существования приобрела значимый опыт социального служения. Католики применяют в своей религиозной деятельности различные формы и технологии направленные на оказание материальной и психологической помощи нуждающимся. В представленных отчётах католические религиозные организации очень подробно освещают социальную работу, которая проводится ежедневно.

Социального служения Церкви христиан веры Евангельской Омской области выстраивается на миссии, направленной на спасение душ от наркотиков, алкоголя. Евангельские общины плодотворно работают с социально неблагополучными семьями, с лицами, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Верой к богу они возвращают потерянную молодежь в общество. Что, несомненно, является важным и значимым в современном социально-политическом процессе.

Таким образом, активное участие религиозных организаций в социально-политическом процессе задают новый угол государственно-конфессиональных взаимодействий направленных на объединение социальной работы государственных учреждений и социального служения. Подобная интеграция внесёт новые формы действенной, оперативной востребованной помощи для малоимущих социально незащищенных категорий населения. Даёт возможность для взаимообогащения, учёта, изучения, передачи накопленного опыта в социальной сфере.

Сегодня религиозная организация стала значимым институтом гражданского общества, приобрела большой опыт социального служения. Теперь место религиозной организации в государстве будет зависеть от единоличного, фактического места религии в общественно-политическом процессе, и осмысления дальнейшего вектора развития в области социального служения. Религиозной организации необходимо понять, в чём заключена обязанность, и каковы в настоящее время её цель и задачи.

Литература

1. Бовченюк О. «Нравственность. Духовность. Личность» // Омская правда. -2010. №95. – С.3

2. Васильева С. Простые истины согласия // Омский вестник. – 2009.№110. – с.16

3. Новейший словарь иностранных слов и выражений. — Мн.: Современный литератор, 2007. – 976 с.

5. Социология религии: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология» / В.И. Веремчук. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 254 с.

6. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 480 с.

7. Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М: Новое литературное обозрение, 2004. — 648 с.

Тема №6

Положение церкви и церковное право XV-XVII вв.

1. Церковная реформа.

2. Церковная организация.

3. Церковный суд.

4. Церковное право.

Церковная реформа

В XV в. наступает период самостоятельного существования Русской православной церкви. С падением Восточной Римской империи и освобождением от Золотой Орды русский правитель именуется самодержцем. Этот термин означал, что он самостоятелен, ни от кого на земле не зависит и «сам себя держит». У самодержавного монарха нет никаких земных ограничений, кроме духовно-нравственных. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства.

В конце XVв. в Московском государстве возникли две богословские школы — стяжатели (Иосиф Волоцкий и его ученики) и нестяжатели (Нил Сорский и его ученики).

Стяжатели представляли себе Церковь как политически активный институт, который имеет право влиять на власть. Они выступали за вмешательство государства в церковные дела. Они считали необходимым привлекать в монашество аристократию, имеющую политический опыт и связи в высших кругах и способную обеспечить влияние Церкви на светскую власть. Волоцкий предлагал схему чистого византизма — тесного сплетения Церкви и государства.

Нестяжатели проповедовали аскезу, материальную нищету монашества. Они подчеркивали, что царство Церкви не от мира сего, поэтому нечего и незачем ей вмешиваться в государственные дела. По сути, это была идея отделения Церкви от государства.

В результате противостояния победу одержали стяжатели.

С 1589г. (1593г.) в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания Церкви на политическую власть.

Взаимоотношения государства и церкви в XVI-XVII вв. были сложными, неоднократно пересматривались и подвергались правовой регламентации.

В правление Михаила Федоровича (а фактически — патриарха Филарета) противоречий между Церковью и государством не было. В новой системе власти церковь заняла важное место. Сложилась система органов церковного управления — епископаты, епархии, приходы.

Противоречия церкви и государства возникли при Алексее Михайловиче. В начале 50-х гг. XVII в. он приблизил к себе архимандрита Никона. В 1652г. Никон стал патриархом и получил право титуловаться «великим государем» по примеру царского деда — патриарха Филарета. Царь поддержал церковную реформу Никона, направленную на сохранение и приумножение авторитета Церкви, унификацию обрядов и установление единообразия церковной службы.

В 1654г. Никон провел реформы по укреплению церковной системы, он осуществил сверку церковных книг с греческими оригиналами и внес в них исправления. Против церковной реформы 1654г. выступили идеологи старообрядчества. Они считали правильными только русские тексты и традиции. (Спор вёлся и о том, как следует креститься — двумя или тремя пальцами, как совершать крестный ход — по солнцу или против солнца, каким образом следует писать богослужебные книги, ускоренный порядок литургии, многоголосие и т.д.) Эта группировка называлась раскольниками, возглавлялась протопопом Аввакумом. На сторону старых обрядов стали многие горожане, крестьяне, стрельцы, которые связывали ухудшение своего положения с церковной реформой. Политическим центром их движения стал Соловецкий монастырь. Одним из главных обвинений Аввакума в адрес официальной Церкви стало её вмешательство в политические и государственные дела, стремление к участию в светской власти. Аввакум надеялся, что царь поддержит старообрядцев, т.к. они не отвергали идею «законной монархии». Царь их не поддержал, и они стали подвергаться преследованиям. Тысячи крестьян и жителей посада, увлеченные проповедями раскольников-учителей, бежали на Север, в Заволжье, где в глухих местах основывали раскольничьи поселения. Самым сильным проявлением сопротивления стало Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Только в 1971г. собор Московского патриархата снял анафему со старообрядцев. Даже на сегодняшний день общая численность старообрядцев составляет более 3 млн. человек, большинство из которых (свыше 2 млн. человек) живут в России.

Но Алексей Михайлович разошелся во взглядах и с Никоном. Церкви считала первичной духовную власть по сравнению со светской. Царь не смирился с властолюбием, высокомерием и крутым нравом патриарха. На Церковном соборе 1666-67г. Никона лишили патриаршего сана и сослали в монастырь (Ферапонтову пустынь). Собор оставил в силе все его нововведения. А его преемники на этом посту уже не претендовали на превосходство над царской властью.

Со второй половины XVII в. государственная власть все более стремится поставить церковь под свой контроль. Эта тенденция проявилась уже в Соборном Уложении 1649г., когда в состав светской кодификации (Уложения) впервые были включены преступления против религии, церкви и нравственности, ранее находившиеся в юрисдикции церкви и регламентировавшиеся в рамках церковного права. Учреждался Монастырский приказ, сугубо государственное учреждение разбиравшее взаимные иски духовных и светских лиц, гражданско-правовые споры, сторонами в которых выступали монастыри, монастырские люди и приходский притч.

В 1675г. Монастырский приказ был упразднен, но вмешательство государства в церковные дела продолжалось: отменялись имущественные привилегии церковных учреждений и духовенства, государственные повинности распространялись на церковные владения.

Соборное Уложение 1649г. запретило покупку, заклад, дарение, завещание вотчин в пользу Церкви. Запрещалось церковным учреждениям принимать вотчины на «вечный помин» и при постриге землевладельцев в монахи (ст. 42 гл. XVII Соборного Уложения).

Драматические последствия для отношений Церкви и государства имели решения Собора 1666—1667 гг., основанные на послании восточных патриархов, известном как «Правила касательно власти царской и власти церковной». «Правила» давали право царю смещать патриарха, утверждали божественный характер царской власти, ее приоритет над властью церковной. Присутствовавшие на Соборе греческие архиереи и монахи приняли участие в суде над патриархом Никоном и подвергли критике идею «Москвы — третьего Рима». Собор, обсуждая обрядовые вопросы, осудил старообрядчество, как ересь. В самой церковной обрядности обнаружили много «варварских» пережитков и извращений чисто византийского догмата, которые необходимо было устранить.

Церковная организация

Высший церковный орган — Освященный Со6ор в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора.

Духовенство являлось особым сословием, которое обладало привилегиями и льготами: оно освобождалось от податей, телесных наказаний, повинностей и др.

Церкви принадлежали большие земли. С этой собственностью было связано большое число людей — управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. Церковь там решала дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Система органов церковного управления включала: епископаты, епархии, приходы и монастыри. В ходе реформы по централизации церковного управления (1620-1626гг.) были учреждены Патриаршие приказы: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный. В 1649г. был учрежден Монастырский приказ.

Епархиивозглавлялись епископами. В их полномочия входили: назначение поповских старост; утверждение священников, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение с разрешения государя архимандритов и игуменов; отправление святительского суда. В каждой епархии находилось несколько приходов и монастырей. Приходы возглавлялись священниками, часть которых назначалась государственными чиновниками (наместником, дворецким, дьяком), а часть избиралась приходом (населением) и утверждалась епископом. Во главе монастырей стояли архимандриты и игумены, управлявшие вместе с соборными старцами по общему монастырскому уставу и уставу основателя монастыря.

Поповские старосты назначались епископом по городам епархии и подлежали контролю со стороны архимандритов и игуменов. В компетенцию поповских старост входило: наблюдать за церковным порядком и благочестием, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников и причта.

Церковный суд

Судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем.

В конце XV в. место духовных судей начинают занимать чиновники — архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Мелкие дела рассматривали десятинники.

Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.

Все дела, рассматриваемые духовными судами, делились на церковные и светские.

В церковным делам относились «греховные» дела, которые рассматривались епископом с архимандритами и игуменами без участия митрополичьих бояр, т.е. светских чиновников. Суд вершился на основании Номоканона, церковных правил. Светским судам прямо запрещалось вторгаться в эту сферу, что подтверждали Судебники и Стоглав (сборник постановлений церковного Собора 1551г.), за исключением наиболее тяжких уголовных правонарушений.

К светским делам относились гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные с семейным правом. Суд вершили святительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением.

Деятельность наместнического духовного суда также контролировалась поповскими старостами, пятидесятниками, градскими старостами, целовальниками и земскими дьяками, т.е. представителями местного самоуправления.

С 1589г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха. В XVII в. разбором церковных дел занимались Патриарший двор, Тиунская изба или Приказ церковных дел.

Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625г. монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделился Монастырский приказ, который рассматривал гражданские дела всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская дума.

Церковное право

Источники церковного праваЦерковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве. В XII-XIV вв. акты государственной власти, которыми регламентировалось положение Церкви, носили форму уставных и жалованных грамот, княжеских уставов. Акты эти носили удельный, местный, но не общероссийский характер.

В уставных и жалованных грамотах устанавливались виды и размеры отчислений в пользу церкви («десятина»), перечень судебных пошлин, поступающих церкви, церковная юрисдикция, перечислялись передаваемые церкви земельные угодья. В княжеских уставах содержались те же пожалования, но сделанные не в пользу отдельных церквей, а целых епархий, границы которых совпадали с границами княжеств. В XIII-XV вв. в судебной и административной практике княжеских и церковных судов широко использовались такие своды как Кормчая книга и Мерило праведное.

Мерило праведное содержало нормы имущественного, залогового, наследственного и другого права. Оно состояло из Прохирона, Эклоги и Закона судным людям (византийских источников).

Кормчая книга (также состоявшая из византийских источников, соборных и синодальных постановлений) проделала долгую и сложную эволюцию в качестве свода законов. Над созданием Сводной Кормчей работали Максим Грек, Иосиф Волоцкий и другие авторитеты, в свет книга вышла в 1653г. при патриархе Никоне. Сводная Кормчая стала основным источником как церковного, так и гражданского права в период от Ивана III до Петра I. (Последний раз Кормчая была издана в 1839г. и включенная в нее «Книга правил» заменила собой часть норм Кормчей).

Судебники XV и XVI вв. разграничили юрисдикцию церкви и государства, государственная власть признала неподсудность духовенства и церковных людей светскому суду (кроме тяжких уголовных преступлений). Иски светских людей к духовным (и наоборот) рассматривали смешанные суды, иски к духовным властям и архирейским наместникам рассматривал сам государь.

Перечислите и (кратко) охарактеризуйте основные виды религиозных организаций?

Ответ:

Религиозная организация – организация, которая создается для того, чтобы люди могли вместе исповедоваться, распространять и популяризировать религиозные ценности, догмы, учения, принципы и так далее.

В РФ религиозная организация – добровольное объединение людей, которое обязательно имеет вероисповедание, там совершаются богослужения, обучаются основам религии и получают соответствующее религиозное воспитание.

Итак, религиозные организации бывают следующих видов:

• Церковь

• Секта

• Религиозная община

• Тайное сообщество

• Деноминация

• Культ

Объяснение:

Разберем:

1. Церковь — это вид религиозной организации, основной функцией которой является сохранение и передача информации основанной на христианской учении. Деятельность в ней осуществляют священнослужители. Система их взаимодействия с верующими состоит из сложной структуры с иерархичным устройством. Церковь строго контролирует поведение людей, а также координирует их действия, касательно религии. Как правило, эта религиозная организация имеет очень много последователей.

2. Секта. Этот вид религиозной организации формируется из отделившихся от церкви служителей и религиозных последователей. Их вера основывается на искаженной трактовке священных писаний и общепринятых норм религиозного устройства. Секта имеет характерные признаки: количество верующих существенно меньше, если сравнивать с церковью, обособленность и неприятие других религиозных формирований, число участников добровольно, но строго контролируется, отгораживание от жизни в миру, убеждение в собственной исключительно три и превосходство секты, заявление об избранности самим Богом. В секте обычно все члены имеют равное положения, не делясь на священнослужители и верующих.

3. Харизматический культ — это нечто подобное секте, скорее даже одна из её разновидностей. Их основные характерные признаки совпадают. Данной религиозной организации свойственно формирование из последователей какой-то определённой личности. Эта личность провозглашает себя обладателем сверхъестественных религиозных качеств и добивается признания их наличия у себя среди последователей. Иными словами, некий обладатель харизмы и последователи, верящие наличию этой харизмы. Часто такой лидер культа считается Богом, либо подобным мистический существом, либо же оппонентом Бога – Сатаной.

4. Деноминация — это вид религиозной организации, характерные черты которой сочетают церковные и сектантские признаки. С одной стороны, эта организация имеет сложную структуру иерархии и централизованности, не изолируется от других организаций, основана на традиционных принципах христианской веры, как церковь. С другой стороны, здесь присутствует строгий контроль членства, добровольное вступление, ярко выражена претензия на исключительную особенность и избранности Богом, как в секте.

5. Религиозная община – определенное сообщество людей, которые исповедуют определенную религию и живут на одной территории.

6. Тайное общество – сообщество, которое соблюдает тайные, скрытые ритуалы от тех, кто в данном обществе не состоит.

Религиозная организация

Организационно-правовые формы юридических лиц:
Коммерческие корпоративные организации:
ООО, АО, производственный кооператив, КТ, ПТ, ХП.
Некоммерческие корпоративные организации:
общественная организация, ассоциация (союз), потребительский кооператив, ТСН, казачье общество, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Некоммерческие унитарные организации:
АНО, фонд, учреждение, религиозная организация.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ религиозная организация является одним из видов некоммерческих унитарных организаций.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также Гражданским кодексом Российской Федерации. Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

Религиозные организации как некоммерческие юридические лица

Религиозные организации как некоммерческие юридические лица

Начальник отдела по делам некоммерческих

организаций Управления Минюста России

по Калужской области Гордеева Т.В.

Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – закон о свободе совести). Особенности правового положения, создания, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, управления религиозными организациями рассмотрим в данной статье.

Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 123.26 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) закрепляет основные положения о религиозных организациях. Такой организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Религиозная организация действует в соответствии со своим уставом и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с законом о свободе совести, уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

В силу статьи 123.27 Гражданского кодекса местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации, а также иные сведения, предусмотренные законом о свободе совести.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.

На принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном законом о свободе совести.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.

Учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

В соответствии со статьей 213 Гражданского кодекса религиозные организации являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Правовое положение религиозных организаций определяется законом о свободе совести. Этим законом регламентирован порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов.

Религиозное объединение обладает следующими признаками:

— вероисповедание;

— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей;

Запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Правоспособность религиозной организации как юридического лица возникает в момент ее создания и прекращается в момент внесения записи о ее исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Религиозная организация как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего доступа.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации — со ссылкой на конкретные статьи законов;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) неправомочен.

В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации.

Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации.

Религиозные организации имеют право:
1) основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);
2) проводить богослужения, совершать другие религиозные обряды и церемонии в культовых помещениях, зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества; на кладбищах и в крематориях; жилых помещениях.

3) проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

В учреждениях, исполняющих наказания, проведение религиозных обрядов, церемоний и личных встреч осуществляется с соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Религиозные обряды и церемонии могут проводиться также в зданиях, строениях религиозного назначения, расположенных на территориях образовательных организаций, а также в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.

Религиозные организации пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения.

Литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

Религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации имеют право создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие организации, а также учреждать средства массовой информации.

Религиозные организации пользуются исключительным правом создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций и получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Религиозные организации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях, для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целей иностранных граждан.

Религиозные организации имеют исключительное право приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью в данных организациях в соответствии с федеральным законодательством.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Передача в собственность религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Передача в установленном порядке в пользование религиозным организациям культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Согласно статье 23 закона о свободе совести религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

Религиозные организации в соответствии со своими уставами заключают трудовые договоры с работниками.

Условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником.

На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде.

Работники религиозных организаций, а также священнослужители подлежат социальному обеспечению, социальному страхованию и пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Религиозные организации вправе устанавливать в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в том числе в части религиозного образования.

Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 закона о свободе совести.

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

В соответствии со статьей 26 закона о свободе совести нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – Уголовный кодекс) устанавливает ответственность за:

— публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих;

— публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

— незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Статьей 239 Уголовного кодекса предусмотрена уголовная ответственность за создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью или руководство таким объединением.

Статья 136 Уголовного кодекса установила уголовную ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Статьей 5.26. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

Данная норма устанавливает ответственность за:

— воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него;

— умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение.