О социальном обеспечении

Дополнительное социальное обеспечение

Сущность дополнительного социального обеспечения

Определение 1

Дополнительное социальное обеспечение в общей системе социальной защиты является одной из форм социального обеспечения граждан, которое они получают за особые заслуги перед Отечеством, а также за собственные выдающиеся достижения и таланты.

К тому же, дополнительное социальное обеспечение назначается гражданам за работу в особых условиях, которые установлены законом, а также за достижения в самых разнообразных областях:

  1. В экономической сфере;
  2. В научно-технической сфере;
  3. В социальной сфере;
  4. В культурной сфере.

Также сюда относятся и иные сферы жизни общества, которые играют важную роль, и в которой активное участие принимают граждане государства. Эти события и достижения способствуют постепенному укреплению региона, его развитию. Также это относится к городам и отдельным учреждениям и организациям. Финансирование производится за счет средств федерального бюджета, а также ряда бюджетов, которые относятся к некоторым субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Каждый гражданин может получить гарантии на то, чтобы быть социально обеспеченным, но дополнительное социальное обеспечение предназначено тем, кто непосредственно отличился в отдельных отраслях и сделал весомый вклад в развитие страны и общества.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Дополнительное социальное обеспечение 400 руб.
  • Реферат Дополнительное социальное обеспечение 250 руб.
  • Контрольная работа Дополнительное социальное обеспечение 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Еще одно направление – это федеральное дополнительное социальное обеспечение граждан. На него имеют право лица, которые обладают выдающимися достижениями или особыми заслугами перед государством; лица, которые когда-либо замещали или на данный момент замещают высокопоставленные государственные должности, а также члены их семей; лица, которые выполняли ранее или на данный момент заняты важной для хозяйственной сферы работой, которая предполагает повышенные физические нагрузки и трудоемкость.

Неоднократно в этой статье мы уже обращались к тому, что на дополнительное социальное обеспечение могут претендовать те, кто имеет особые заслуги перед Российской Федерацией, а также отличается достижениями в различных областях. К таким лицам относятся следующие категории:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои труда и Герои социалистического труда;
  • Граждане, которые награждены различными орденами (Святого апостола Андрея Первозванного или орденом Ленина), причем ордена могут быть различных степеней;
  • Лауреаты различных государственных премий как Советского союза, так и премий Российской Федерации;
  • Чемпионы Олимпийских, Параолимпийских и Сурдоолимпийских игр, которые также обладают особыми правами и заслугами перед государством, поэтому помимо соответствующих выплат и вознаграждений имеют право получить дополнительное социальное обеспечение.

Категории граждан, имеющие право на получение дополнительного социального обеспечения

Безусловно, существует несколько значимых категорий граждан, которые имеют право претендовать на дополнительное социальное обеспечение и получить его со стороны государства. Например, это лица, которые, когда-то выполняли или выполняют на данный момент важную для национальной экономики работу, отличающуюся повышенной трудоемкостью. Например, это члены летних экипажей воздушных судов, граждане, которые работают на ядерных предприятиях и в военной сфере, а также граждане, которые заняты на работах, связанных с созданием и испытанием химического оружия. В связи с осуществлением этой деятельности, они подвергают опасности собственную жизнь и здоровье, поэтому государство предоставляет им дополнительные гарантии и обеспечение, и берет на себя ответственность за обеспечение их семей.

Региональное дополнительное социальное обеспечение – одна из форм, которая распространяется на тех граждан, которые замещали или на данный момент замещают государственные должности в различных субъектах Российской Федерации. Также это гражданские служащие субъектов страны, дети и семьи с детьми, чьи члены имеют особые заслуги перед обществом и Отечеством, а также иные категории граждан, которые заявляют об адресной помощи и предоставляют все необходимы документы для ее получения в дальнейшем.

Дополнительное социальное обеспечение выражено в дополнительных надбавках к пенсионным выплатам, в также в дополнительном материальном обеспечении, льготном обслуживании в медицинских и оздоровительных учреждениях. Также лицам предоставляются финансовые компенсации – курортное и санаторное лечение, возмещение затрат на проезд, проживание, социальные пособия при возникновении трудной жизненной ситуации.

Современное дополнительное социальное обеспечение обладает некоторыми характерными чертами. Во-первых, оно касается более узкого круга лиц, чем обычное социальное обеспечение или социальная поддержка граждан. При этом, оно достаточно специфичное, носит яркие черты корпоративности. В основном, на дополнительное социальное обеспечение рассчитывают граждане, которые имеют особые заслуги, а также занимают государственные или муниципальные должности. Во-вторых, источниками дополнительного социального обеспечения являются такие сферы, как федеральный бюджет и бюджеты, относящиеся к отдельным субъектам Российской Федерации. Сюда же можно отнести местные бюджеты и финансовые накопление учреждений и организаций, средства негосударственных пенсионных фондов. В-третьих, нельзя не отметить, что дополнительное социальное обеспечение обладает нормативные правовые источники: это акты федеральных органов, местных органов, органов местного самоуправления, негосударственных пенсионных фондов. таким образом, для этих целей привлекаются дополнительные средства, которые являются неприкосновенными, если речь идет об обычном социальное обеспечении граждан.

Таким образом, дополнительное социальное обеспечение предназначено для граждан, которые имеют особые заслуги, поэтому обладают особыми правами на дополнительные преимущества, предоставляемые государством.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Основные этапы становления
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Виды социального обеспечения в России
Виды социального обеспечения — предоставление какого-то блага имущественного (деньги, вещи, услуги) или неимущественного (например, психологическая помощь) характера нуждающемуся гражданину с целью его содержания или для оказания ему помощи в денежной или натуральной форме. Предоставление имущественного или неимущественного блага осуществляется тем категориям физических лиц, которые, по мнению государства, утратили собственный источник средств к существованию, либо они определенными средствами располагают, но не в должном объеме. Отсюда любой вид социального обеспечения обладает качеством государственного иждивения.

Предоставление определенного блага нуждающемуся гражданину преследует цель:

1.оказать человеку (субъекту права социального обеспечения) государственную помощь, так как он находится в трудной жизненной ситуации;
2.обеспечить содержание человека, то есть предоставить ему необходимые и достаточные для естественного существования средства (например, комплекс услуг в домах для престарелых, инвалидов, детских (специализированных) дошкольных учреждениях).

Виды социального обеспечения делятся на две группы:

1.Социально-обеспечительная помощь. Помощь по системе права социального обеспечения оказывается тем категориям нуждающихся, которые, согласно цели этого вида предоставления, 1, имеют определенный источник средств к существованию, но этот источник был ими временно утрачен и должен быть восстановлен в связи с объективной возможностью устранения причины необеспеченности; 2, помощь оказывается в тех случаях, когда нуждающиеся обладают постоянным источником средств к существованию, но его размер очень мал и не в состоянии обеспечить алиментарное существование; 3, помощь может предоставляться и тогда, когда лицо, возможно, не утрачивает постоянный или основной источник средств к существованию, но в силу сложившихся, как правило, непредвиденных, экстраординарных обстоятельств, оказывается в состоянии нуждаемости, например, в результате расстройства здоровья, стихийных бедствий и катастроф и в других случаях.

2.Социально-обеспечительное содержание. Преследует цель предоставить человеку а) необходимые и б) достаточные для жизнесуществования средства. Это значит, что государство обязуется направить в адрес нуждающегося, дать ему то, без чего естественное существование человека как биосоциального организма невозможно. Соц-обесп.содержание предоставляется тем, кто, еще не в состоянии приобрести самостоятельный источник средств к самообеспечению, либо уже не в состоянии самостоятельно себя обеспечить.

Отличие социально-обеспечительной помощи от социально-обеспечительного содержания состоит в том, что она не предоставляется на постоянной основе, а если это и имеет место быть, то соответствующие средства или мероприятия предоставляются или осуществляются наряду, а не вместо утраченного или еще не приобретенного самостоятельного источника средств к существованию. Главное отличие этих видов социального обеспечения состоит в том, что помощь, по общему правилу, имеет: а) временный характер; б) не является основным или ведущим источником средств к существованию.

К социально-обеспечительной помощи относятся: 1) пособия; 2) компенсации; 3) льготы; 4) некоторые виды социальных и медицинских услуг за счёт средств фонда обязательного медицинского страхования; 5) предоставление предметов первой необходимости (одежда обувь, продукты питания) малоимущим гражданам и семьям.

Социально-обеспечительное содержание сводится к двум видам: 1) пенсии; 2) часть социальных услуг, оказываемых стационарными учреждениями социального обслуживания населения. Основанием деления видов социального обеспечения является их форма: денежная: 1) все виды и разновидности пенсий; 2) пособия во всех их разновидностях; и натуральная: 1) содержание граждан пожилого возраста и инвалидов в домах (интернатах, пансионатах) для престарелых и инвалидов; 2) санаторно-курортное лечение, иные виды медицинских услуг; 3) предметы первой необходимости; 4) компенсации, например, в виде предоставления жилья, утраченного в связи со стихийными бедствиями, радиационными катастрофами и т.д.; 5) льготы, в частности, бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, внеочередное бытовое обслуживание и т.д.

Таким образом, законодательство закрепляет лишь шесть видов социального обеспечения: 1) пенсии; 2) пособия; 3) социально-обеспечительные компенсации; 4) льготы; 5) социальные и медицинские услуги; 6) предметы первой необходимости. Каждый из указанных видов, как правило, состоит из определенного числа разновидностей. Причем, если виды социального обеспечения имеют устойчивый, стабильный характер, то их разновидности постоянно изменяются, варьируются в зависимости от конкретных политических, экономических и других условий, в которых находится государство на определенном этапе его исторического существования.