Об охране окружающей

Содержание

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 10 января 2002 года N 7-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 24.06.2008 N 93-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 226-ФЗ, от 28.12.2013 N 406-ФЗ, от 28.12.2013 N 409-ФЗ, от 12.03.2014 N 27-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. 29.07.2018), от 24.11.2014 N 361-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ (ред. 28.11.2015), от 29.06.2015 N 203-ФЗ, от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ, от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 23.06.2016 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 254-ФЗ, от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 03.07.2016 N 358-ФЗ, от 29.07.2017 N 225-ФЗ, от 29.07.2017 N 280-ФЗ, от 29.12.2017 N 463-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ, от 19.07.2018 N 212-ФЗ, от 29.07.2018 N 252-ФЗ, от 27.12.2018 N 538-ФЗ, от 26.07.2019 N 195-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ, от 27.12.2019 N 453-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П) (см. Обзор изменений данного документа) В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
    • Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
    • Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
    • Статья 4.1. Загрязняющие вещества
    • Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
  • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды
    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
    • Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
  • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
    • Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
    • Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
    • Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
  • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
    • Статья 14. Утратила силу
    • Статья 15. Утратила силу
    • Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения
    • Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
    • Статья 18. Экологическое страхование
    • Статья 18.1. Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции
  • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды
    • Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
    • Статья 20. Нормативы качества окружающей среды
    • Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
    • Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
    • Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
    • Статья 23.1. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы
    • Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
    • Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
    • Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды
    • Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
    • Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды
    • Статья 28.1. Наилучшие доступные технологии
    • Статья 29. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды
    • Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
    • Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
    • Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
  • Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза
    • Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
    • Статья 33. Экологическая экспертиза
  • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 34. Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
    • Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
    • Статья 37. Утратила силу
    • Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства
    • Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства
    • Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии
    • Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
    • Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства
    • Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель
    • Статья 43.1. Требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении новых населенных пунктов и их развитии
    • Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
    • Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки
    • Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
    • Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
    • Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
    • Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
    • Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
    • Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды
    • Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества
    • Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы
    • Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного воздействия
    • Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
  • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций
    • Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
  • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной
    • Статья 58. Меры охраны природных объектов
    • Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
    • Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
    • Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов
    • Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
  • Глава IX.1. Лесопарковые зеленые пояса
    • Статья 62.1. Лесопарковый зеленый пояс
    • Статья 62.2. Создание лесопаркового зеленого пояса
    • Статья 62.3. Информация о лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.4. Режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.5. Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации
  • Глава X. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)
    • Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
  • Глава XI. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды
    • Статья 64. Утратила силу
    • Статья 65. Государственный экологический надзор
    • Статья 66. Права должностных лиц органов государственного надзора
    • Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
    • Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
    • Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
    • Статья 68.1. Утратила силу
    • Статья 69. Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 69.1. Государственный учет обращения озоноразрушающих веществ
    • Статья 69.2. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
  • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды
    • Статья 70. Научные исследования в области охраны окружающей среды
  • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
    • Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
    • Статья 72. Утратила силу
    • Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
    • Статья 74. Экологическое просвещение
  • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
    • Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 78.1. Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
    • Статья 79. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
  • Глава XIV.1. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде
    • Статья 80.1. Выявление, оценка и учет объектов накопленного вреда окружающей среде
    • Статья 80.2. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
  • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
    • Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
    • Статья 82. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды
  • Глава XVI. Заключительные положения
    • Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 84. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (7-ФЗ) 2020, 2019

Выбрать редакцию

  • проверено сегодня
  • редакция от 01.01.2020
  • вступил в силу 10.01.2002

Закон об охране окружающей среды в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Сравнить редакции закона

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Даже не пытайтесь искать новее — это последняя редакция Закон проверен сегодня в 11:34:57

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об охране окружающей среды не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Да, понятно Нет, я вам не верю

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет основы правовой государственной политики в области охраны окружающей среды, позволяющие решать социально-экономические задачи, сохранять благоприятную окружающую среду для жизни и деятельности населения Российской Федерации. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения общества и природы в сфере хозяйственной деятельности, воздействующей на природную среду.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет права человека на благоприятную среду, но и устанавливает обязанности каждого гражданина, сохранять природу и природные богатства, которые являются неотъемлемой частью окружающей среды. Федеральный закон устанавливает перечень природоохранных объектов, в том числе почвы, околоземное космическое пространство и озоновый слой. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» обязывает все объекты независимо от формы собственности проводить оценку будущего воздействия на окружающую среду на стадии проектирования и планирования.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает материальную ответственность за негативное воздействие на окружающую среду, связанное с выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, со сбросом в водные объекты, с загрязнением почвы, с размещением отходов производства, с физическим воздействием в виде шума, тепла, электромагнитных волн.

Последние изменения в Законе

  • Изменения Закона, вступившие в силу с 1 января 2017
  • Изменения Закона, вступившие в силу с 1 марта 2017
  • Изменения Закона, вступившие в силу с 1 января 2018
  • Глава I. Общие положения

    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство в области охраны окружающей среды
    • Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
    • Статья 4. Объекты охраны окружающей среды
    • Статья 4.1. Загрязняющие вещества
    • Статья 4.2. Категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
  • Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды

    • Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
    • Статья 5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды
    • Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
  • Глава III. Права и обязанности граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды

    • Статья 11. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды
    • Статья 12. Права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды
    • Статья 13. Система государственных мер по обеспечению прав на благоприятную окружающую среду
  • Глава IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды

    • Статья 14. Утратила силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ.
    • Статья 15. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
    • Статья 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 17. Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды
    • Статья 18. Экологическое страхование
    • Статья 18.1. Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции
    • Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.2. Порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.3. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.4. Порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 16.5. Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью её внесения
  • Глава V. Нормирование в области охраны окружающей среды

    • Статья 19. Основы нормирования в области охраны окружающей среды
    • Статья 20. Нормативы качества окружающей среды
    • Статья 21. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду
    • Статья 22. Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов
    • Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
    • Статья 24. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение
    • Статья 25. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду
    • Статья 26. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды
    • Статья 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
    • Статья 28. Иные нормативы в области охраны окружающей среды
    • Статья 29. Нормативные документы, федеральные нормы и правила в области охраны окружающей среды
    • Статья 30. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды
    • Статья 31. Экологическая сертификация хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 28.1. Наилучшие доступные технологии
    • Статья 23.1. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы
    • Статья 31.1. Комплексное экологическое разрешение
    • Статья 31.2. Декларация о воздействии на окружающую среду
  • Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

    • Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду
    • Статья 33. Экологическая экспертиза
  • Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности

    • Статья 34. Общие требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности
    • Статья 35. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории
    • Статья 36. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
    • Статья 37. Утратила силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 453-ФЗ.
    • Статья 38. Требования в области охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства
    • Статья 39. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации, выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства
    • Статья 40. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов энергетики и объектов использования атомной энергии
    • Статья 41. Требования в области охраны окружающей среды при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники
    • Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в сфере сельского хозяйства
    • Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель
    • Статья 44. Требования в области охраны окружающей среды при размещении новых населенных пунктов и их развитии
    • Статья 43.1. Требования в области охраны окружающей среды в сфере водоснабжения и водоотведения
    • Статья 45. Требования в области охраны окружающей среды при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств
    • Статья 46. Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки
    • Статья 47. Требования в области охраны окружающей среды при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов
    • Статья 48. Требования в области охраны окружающей среды при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов
    • Статья 49. Требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
    • Статья 50. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия
    • Статья 51. Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
    • Статья 52. Требования в области охраны окружающей среды при установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, создаваемых в целях охраны окружающей среды
    • Статья 53. Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества
    • Статья 54. Охрана озонового слоя атмосферы
    • Статья 55. Охрана окружающей среды от негативного воздействия
    • Статья 56. Меры воздействия за нарушение природоохранных требований
  • Глава VIII. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций

    • Статья 57. Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций
  • Глава IX. Природные объекты, находящиеся под особой охраной

    • Статья 58. Меры охраны природных объектов
    • Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
    • Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
    • Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов
    • Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв
  • Глава X. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды)

    • Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
    • Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)
  • Глава XI. Государственный экологический надзор. Производственный и общественный контроль в области охраны окружающей среды

    • Статья 64. Утратила силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.
    • Статья 65. Государственный экологический надзор
    • Статья 66. Права должностных лиц органов государственного надзора
    • Статья 67. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль)
    • Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)
    • Статья 68.1. Утратила силу. — Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ.
    • Статья 69. Государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 69.1. Государственный учёт обращения озоноразрушающих веществ
    • Статья 69.2. Постановка на государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализация учётных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятие с государственного учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
    • Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
  • Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды

    • Статья 70. Научные исследования в области охраны окружающей среды
  • Глава XIII. Основы формирования экологической культуры

    • Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
    • Статья 72. Утратила силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ.
    • Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
    • Статья 74. Экологическое просвещение
  • Глава IX.1. Лесопарковые зеленые пояса

    • Статья 62.1. Лесопарковый зеленый пояс
    • Статья 62.2. Создание лесопаркового зеленого пояса
    • Статья 62.3. Информация о лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.4. Режим особой охраны природных объектов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах
    • Статья 62.5. Особенности рубок лесных и иных насаждений в лесопарковых зеленых поясах и порядок их компенсации
  • Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды

    • Статья 75. Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 76. Разрешение споров в области охраны окружающей среды
    • Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде
    • Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причинённого нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 79. Возмещение вреда, причинённого здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 80. Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
    • Статья 78.1. Особенности возмещения вреда окружающей среде при сбросе загрязняющих веществ через централизованные системы водоотведения поселений или городских округов
  • Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

    • Статья 81. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
    • Статья 82. Международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды
  • Глава XVI. Заключительные положения

    • Статья 83. Вступление в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 84. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
  • Глава XIV.1. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде

    • Статья 80.1. Выявление, оценка и учёт объектов накопленного вреда окружающей среде
    • Статья 80.2. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде

Шестой созыв Государственной Думы ушел, громко хлопнув дверью в виде «антитеррористического пакета Яровой». Были и другие нашумевшие инициативы. Какие законы и поправки к уже действующим законам приняли депутаты для защиты окружающей среды? Всемирный фонд дикой природы (WWF России) проанализировал федеральное законодательство и подвел итоги последних пяти лет. Руководитель программы WWF России по экологическому законодательству Екатерина Хмелева рассказала «Филантропу» про 7 самых заметных и спорных инициатив депутатов.

Фото пресс-службы WWF Россия

1. Судьба заповедных территорий в опасности

«Неоднозначные поправки в закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), с одной стороны, учитывают многие из предложений экологов и решают ряд вопросов правового регулирования деятельности и финансирования ООПТ. В то же время закон содержит ряд положений, вызывающих возражения и опасения природоохранников. Прежде всего, это закрепленная возможность преобразования заповедников в национальные парки, то есть значительного понижения статуса их охраны. Для многих заповедников, особенно расположенных в густонаселенных или рекреационно привлекательных районах (таких, как Кавказ или Южный Урал), изменение режима может привести к деградации уникальных природных комплексов. После активных выступлений экологов и обращения российских граждан для исправления этих недостатков в первом чтении принят законопроект № 826412-6, но дальнейшее прохождение законопроекта затормозилось.

Кроме того, в последний день работы Госдумы 6 созыва в Закон об ООПТ была принята поправка, создающая угрозу для всей заповедной системы. Поправки позволят «вырезать» из заповедников участки под предлогом создания т.н. биосферных полигонов. На этих территориях будет возможно размещение рекреационных капитальных сооружений и строительство туристической инфраструктуры. Впервые с 1960-х гг. становится возможным уменьшать площадь заповедников, строить гостиницы и горнолыжные курорты на их территории, прокладывать дороги, а значит уничтожать наиболее ценные экосистемы и природные объекты.

Биосферные полигоны – это специальные территории, которые создавались для апробации методик неистощительного природопользования. В результате изменений, внесенных в 2011 году на этих территориях стало возможным строить капитальные объекты и инфраструктуру для туризма и спорта. Последние поправки разрешают создавать биосферные полигоны внутри заповедников, а не вне их. Это нас очень настораживает».

2. На страже морей

«Закон о защите морей от нефтяного загрязнения был принят по инициативе экологических организаций, в том числе WWF Россия. Экологи собирали подписи за его разработку и принятие в рамках «Часа Земли».

Закон учитывает многие моменты, важные с точки зрения экологов, в частности, расширены обязанности эксплуатирующей организации по предотвращению загрязнения морей нефтью. В новой версии закона устанавливается принцип обязательного полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного в случае разлива нефти, включая и водные биологические ресурсы. При этом указывается, что владелец лицензии также несет ответственность в таких случаях, даже если загрязнение произошло по вине его подрядчика. Закон также предусматривает возможность привлечения добровольцев для ликвидации разливов нефти и их последствий на суше. На законодательном уровне закреплена обязательность наличия планов предупреждения и ликвидации разливов нефти, а также сил и средств для этих целей.

Но, к сожалению, в документ вошли не все пункты, которые нам хотелось бы видеть. Нам не удалось убедить в необходимости создания специального компенсационного фонда для оперативного реагирование на разливы нефти, когда ответственная в нем компания не имеет достаточных сил и средств».

3. Жесткие меры против браконьеров

«Очень важен был закон об ужесточении ответственности за незаконную охоту. То чего не было: транспортировку и хранение особо ценных животных, частей туш. Это важно, потому что ответственность и прежде существовала, но только теперь такой поступок влечет реальное лишение свободы. Увеличены также размеры штрафов. Важно что пробел связанный с ответственностью за хранение, транспортировку, продажу особо ценных видов редких животных заполнен. В прошлом зачастую браконьеры попадались, когда они везли шкуры или хранили их. Это позволяло им уходить от ответственности, поскольку уголовной нормы за хранение и перевозку не было. Сейчас ответственность применяется за незаконную добычу, транспортировку, продажу тигров, белых медведей, соколов и кречетов, других видов, включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ . Есть уже судебные дела с реальными приговорами. Не всегда речь идет о лишении свободы, тем не менее закон ужесточен. Поправка в Уголовный кодекс (150-ФЗ от 2.07.2013), ужесточающая ответственность за незаконную добычу и оборот, включая хранение, перевозку и продажу, диких животных, «в том числе амурских тигров, леопардов и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных».

Теперь, независимо от стоимости и объема, контрабандист, пойманный с частями тигра или другого особо ценного животного, будет нести уголовное наказание. На сегодняшний день уже есть ряд случаев успешного применения этого закона.

4. Полезные инновации

«Закон о наилучших доступных технологиях (НДТ) (№219-ФЗ от 21.07.2014) предусматривает поэтапный переход производств (в первую очередь, наиболее опасных для окружающей среды) на использование НДТ – подход, принятый во всех развитых странах. С 2021 года объекты, отнесенные к первой категории, т.е. оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду, должны использовать новейшие технологии, обеспечивающие минимальные выбросы в воздух, воду и оставляющие минимум отходов. Важным положением закона является возвращение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) для объектов, особо опасных для окружающей среды, с 2018 года. Сама процедура ГЭЭ требует дальнейшего совершенствования, и WWF надеется, что к 2018 году эта проблема будет решена».

5. Раздельная утилизация отходов

«Внесены изменения в закон об отходах (458-ФЗ от 29.12.2014), которые содержат меры по внедрению «расширенной ответственности производителя». Так, производителям товаров в упаковке будет предоставлено право выбора: наладить систему приема и переработки бутылок, коробок, пластика, алюминиевых банок и других фракций или уплатить утилизационный сбор (экологический взнос). Кроме того, предлагается внести изменения в Жилищный кодекс, которые позволят жильцам выбирать между вывозом смешанного мусора и раздельным сбором, причем последний, по некоторым оценкам, будет выгоднее для жителей. Однако, в основном раздельный сбор мусора пока остается лишь на бумаге, и централизованная система до сих пор отсутствует».

6. Против лесорубов-браконьеров

«Дополнения в Лесной Кодекс (415-ФЗ от 28.12.2013) были разработаны с целью борьбы с незаконными рубками. На основе этих изменений впервые в России создана электронная и общедоступная система централизованного учета заготовленной древесины, установлен порядок ее транспортировки и учета сделок. К сожалению, в текущем виде система способна выявлять лишь часть от общего объема незаконных рубок. Нужно обеспечить разделение заготовленной древесины на деловую и дровяную, что позволит избежать махинаций, в частности, при рубках ухода и санитарных рубках. Кроме того, необходимо дальше развивать информатизацию лесного планирования и хозяйства, шире применять системы дистанционного мониторинга легальности лесопользования, такие, как система «Кедр», и укреплять наземную лесную охрану. Это особо актуально, так как нынешнее кадровое обеспечение наземной лесной охраны и ее техническая оснащенность слишком далеки от необходимого уровня».

7. Против варварского промысла рыбы

«Закон о запрете дрифтерного промысла (№208-ФЗ от 29.06.2015) вводит запрет на добычу тихоокеанских лососей дрифтерными (плавучими) сетями в исключительной экономической зоне РФ. Экологи и рыбаки, ведущие береговой промысел на Камчатке, на протяжении многих лет добивались этого изменения. Такой вид рыболовства сопровождался серьезными экологическими нарушениями – гибелью морских птиц и млекопитающих, а такж выбросом за борт менее ценных рыб, и был недаром назван «стенами смерти». Запрет дрифтерного лова (с 2016 года) позволит ежегодно избегать гибели в сетях около 200 тысяч морских птиц, в том числе редких и исчезающих видов (например, белоспинного альбатроса), и около 3 тыс. морских млекопитающих».