Объект стандартизации

Категории стандартов.

Непосредственным результатом работ по стандартизации является нормативный документ-стандарт. В нем обобщаются результаты достижений науки, техники и практического опыта. Стандарты содержат показатели, которые гарантируют повышение качества продукции и экономичности ее производства, а также повышения уровня ее взаимозаменяемости. Стандарт это документ, разработанный, как правило, на основе согласия большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом.

В зависимости от сферы действия различают категории стандартов, а от назначения и содержания разрабатываются виды стандартов.

В России применяются следующие категории стандартов:

  1. Межгосударственные стандарты (ГОСТы);
  2. Государственные стандарты РФ (ГОСТы Р);
  3. Отраслевые стандарты (ОСТы);
  4. Стандарты научно-технических обществ и инженерных обществ (СТО)
  5. Стандарты предприятий (СТП);
  6. Технические условия (ТУ).
  7. Общероссийские классификаторы.

ГОСТ. Межгосударственный стандарт. В странах СНГ применяются стандарты, утвержденные еще в СССР. В 1992 г. представителями государств бывшего СССР было подписано соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации. Были признаны: действующие ГОСТы в качестве системы межгосударственной стандартизации; а эталонная база бывшего СССР как совместное достояние. На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. Таким образом, межгосударственный стандарт – это региональный стандарт, действующий на территории государств, входивших в состав СССР и подписавших это соглашение. Действующие ГОСТы применяются на территории России без переоформления и без изменения их обозначения. Срок действия 5 лет. До 1992 г вся нумерация не изменена.

ГОСТ Р. Государственный стандарт РФ – это наш национальный стандарт, утвержденный Росстандартом .

В ГОСТы и ГОСТы Р включают:

  1. требования к качеству продукции, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
  2. требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  3. методы контроля требований к качеству продукции;
  4. параметрические ряды и типовые конструкции;
  5. основные потребительские свойства продукции. Требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению и утилизации продукции;
  6. положения, обеспечивающие единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции; правила оформления технической документации;

ОСТы (Отраслевые стандарты) разрабатываются при отсутствии ГОСТов на объекты стандартизации или при необходимости установления требований, превышающих предъявляемые ГОСТом Р.

СТО( Стандарты научно-технических обществ и инженерных обществ) разрабатываются для динамичного отражения и распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований.

СТП (Стандарты предприятий) разрабатываются на создаваемую и применяемую на данном предприятии продукцию. СТП не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов и ОСТов. Объектами СТП являются: составные части продукции, технологическая оснастка; технологические процессы; В качестве СТП могут применяться международные, региональные и национальные стандарты других стран. Допускается применение СТП других предприятий по согласованию с его разработчиками.

ТУ (Технические условия) – наиболее распространенный документ по стандартизации товаров народного потребления. Типичными объектами ТУ являются:

— изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов);

— изделия сменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию);

— изделия, осваиваемые промышленностью.

ТУ содержит следующие разделы:

— вводную часть;

— технические требования;

— правила приемки;

— методы контроля;

— транспортирование и хранение;

— указания по эксплуатации;

— гарантии поставщика.

ТУ утверждает предприятие-разработчик документа по согласованию с заказчиком без ограничения срока действия.

Общероссийские классификаторы технико-экономической инфраструктуры — систематизированные своды классификационных группировок, содержащие их условные цифровые коды и наименования. Разрабатываются на продукцию, услуги, производственные процессы и их элементы, имеющие общенародное хозяйственное значение.

В России по состоянию на 1 января 1998 г. действовало более 30 ОКТЭИ в том числе :

— общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКДП 2)

— общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2)

-Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)

— общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК),

Классификаторы предназначены для государственного регулирования состава видов и структуры производимой и потребляемой в России конкретной продукции.

Стандарты различных видов

В зависимости от назначения стандарты подразделяются на следующие виды:

  1. основополагающий стандарт – это нормативный документ, имеющий широкую область распространения или содержащий общие положения. ОС подразделяются на а) основополагающие организационно-методические стандарты, которые устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области, порядок разработки нормативных и, технических документов; б) основополагающие общетехнические стандарты, которые устанавливают научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; требования к построению, изложению, оформлению и содержанию различных видов документации;
  2. стандарты на продукцию . Они подразделяются на: а) стандарт общих технических условий – содержит общие требования к группам однородной продукции. б) стандарт технических условий – содержит общие требования к конкретной продукции (модели, марки). Характеризуется определенными конструктивно-техническими решениями, свойствами и конкретными значениями показателей ее назначения.
  3. стандарты на процессы устанавливают требования к типовым технологическим процессам создания, хранения, транспортировки и ремонта продукции.
  4. стандарты методов испытания регламентируют порядок отбора проб для проведения испытания, приводят описание применяемого оборудования, материалов и реактивов, устанавливают правила подготовки и проведения испытания, а также порядок обработки полученных результатов.

НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

1.Громоздкость, противоречивость и непрозрачность:

Обязательные требования к продукции установлены многочисленными нормативными актами (порядка 60 000). Запутанность, противоречивость и избыточность обязательных требований приводит к существенным непроизводительным издержкам

2. Избыточный охват

Основным способом подтверждения соответствия продукции требованиям является обязательная сертификация, которой в России подлежит от 70 до 80% товарной продукции (ЕС — 4% ). Отсюда несоответствие между финансовыми возможностями государства и масштабом Госконтроля соблюдения требований

3. Низкое качество стандартов

Многие стандарты устарели, не соответствуют современным требованиям науки и технологии и международным стандартам

4. Неэффективность системы контроля

Система обязательной сертификации явно не справляется, ежегодно — 2% отказов в сертификации, при этом более 30% продукции в последующем забраковывается уже в торговле

5. Совмещение функций

Совмещение одним органом (Госстандартом РФ) функций стандартизации (в том числе установления обязательных требований), установления правил сертификации, аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий и контроля за соблюдением

6. Дублирования функций

Органами госконтроля федерального и регионального уровня, дублирования функций органов одного и того же уровня

ПРИНЦИПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1) применения единых правил установления требований к продукции;

2) соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

3) независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

4) единой системы и правил аккредитации;

5) единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

6) единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

7) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

8) недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

9) недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;

10) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

11) недопустимости одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора) за соблюдением

требований технических регламентов.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

«Технический регламент» — «документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ и исполнения требования к объектам технического регулирования. Он является нормативно-правовым документом, имеющим силу закона на территории России. Утверждается Государственной Думой.

Основной целью принятия технических регламентов является установление минимально необходимых требований, обеспечивающих различные виды безопасности продукции и процессов. Содержащиеся в них обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории страны.

Технические регламенты делятся на общие и специальные. Требования общих технических регламентов обязательны для всех видов продукции, процессов производства.

Специальные технические регламенты устанавливают требования к отдельным видам продукции, процессам производства. Они должны содержать исчерпывающий перечень продукции, процессов производства, к которым он применяется. Эти регламенты принимаются только к тем видам продукции., по отношению к которым общие технические регламенты не обеспечивают реализацию безопасности.

Разработка и внедрение стандартов и Технических регламентов

При разработке документов необходимо руководствоваться следующими основными условиями:

Разработка стандартов должна основываться на взаимном стремлении всех заинтересованных стон к достижению общего согласия по управлению многообразия продукции, ее качеству, совместимости и взаимозаменяемости;

  1. . В первую очередь должны разрабатываться стандарты, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
  1. При разработке стандартов необходимо руководствоваться требованиями международных

и региональные стандартов;

  1. При разработке стандартов необходимо использовать современные методы стандартизации (комплексную стандартизацию, опережающую стандартизацию, методы оптимизации параметров объектов стандартизации);
  2. Стандарт должен устанавливать требования к основным свойствам объекта, которые могут быть объективно проверены;
  3. Стандарты должны быть изложены четко и ясно для обеспечения однозначности понимания их требований.

1 этап . Организация разработки стандарта и ТР. Подача заявки с обоснованием в ТК

2 этап . Разработка первой редакции стандарта и (ТР) и ее публичное обсуждение. Сбор и анализ материалов, учитывать требования международных стандартов

3 этап . Разработка стандарта (ТР), представление на экспертизу. На этом этапе выполняется проверка на патентную чистоту. Патентно-чистыми называются стандарты, которые не попадают под действие патентов, действующих в стране. Использование запатентованного решения без соответствующего разрешения является нарушением патентного права и влечет арест продукции и штраф на поставщика. Проводятся также научно-техническая, правовая, патентная, терминологическая, метрологическая экспертизы.

4 этап . Подготовка к утверждению и регистрация. Тех. регламент утверждается Госдумой, стандарт- Росстандартом.

5 этап . Издание и введение в действие

Внедрение стандарта и Тех.регламента

Стандарт считается внедренным на предприятии, если установленные им нормы, требования и правила отражены в действующей технологической документации, а выпускаемая продукция полностью соответствует требованиям стандарта. Стандарт обычно действует 5 лет. Через 5 лет его пересматривают: либо оставляют без изменения, либо вносят ряд изменений, либо отменяют.

ТУ утверждается изготовителем по согласованию с потребителем, без ограничения срока действия. Они подлежат учету и регистрации по месту нахождения предприятия в центрах стандартизации и метрологии (ЦСМ). Регистрация необходима для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и качестве продукции.

Госнадзор за соблюдением стандарта.

Государственный надзор – деятельность, специально уполномоченных органов, по контролю за соблюдением предприятиями требований стандарта. Главными задачами госнадзора являются предупреждение и устранение нарушений стандартов. Госнадзор осуществляется в следующих формах:

— испытание продукции,

— экспертиза документации,

За нарушение требований стандартов и выпуск некачественной продукции следует наказание в соответствии с законодательством.

Объекты и субъекты стандартизации

Размещено на http://www.allbest.ru/

Объекты и субъекты стандартизации. Функции Госстандарта

Стандартизация — деятельность направленная на разработку утверждения и установления нормативных требований и правил обеспечивающих право потребителю в приобретении товаров надлежащего качества за приемлемую цену.

Объекты стандартизации:

-конкретная продукция, нормы, правила, требования, методы, термины, имеющие перспективы многократного применения в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, а также иные объекты стандартизации, устанавливаемые министерствами.

Показатели стандартов- характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью единиц измерения и понятий; показатели стандартов, устанавливаются на основе согласованных решений, которые вырабатываются в процессе проведения работ по стандартизации.

Объектами Государственной стандартизации являются:

1 .Общетехнические и организационно- методические правила и нормы;

2.Общие требования, показатели, нормы качества продукции;

З.Научно- технические термины, определения и обозначения;

4.Единицы физических величин;

5Методы и средства измерений;

6.Системы конструкторных и технологических процессов;

7.Важнейшие виды продукции;

8.Нормы и средства техники безопасности, охраны труда и охраны окружающей Среды.

К объектам ОСТ относится продукция, имеющая внутриотраслевое применение и не охваченное ГОСТом:

-материалы, сырье, полуфабрикаты, применяемые и перерабатываемые в отрасли, их нормы качества и методы испытаний, методы определения сроков выполнения технологических операций, виды изделий серийного и многосерийного производства;

-товары народного потребления;

-технологические процессы нормы, которые используются внутри данной страны;

-термины, обозначения.

К объектам РСТ относятся продукция предприятий и объединений министерств и ведомств других республик, если они не охвачены государственной или отраслевой стандартизацией;

-сырье, материалы, топливо, ископаемые внутри республики;

-отдельные виды изделий массового и серийного производства продукции, которые не являются объектом ГОСТ и ОСТ;

-отдельные товары народного потребления, национальные изделия.

Объектами СТП, в частности, могут быть:

-правила внутреннего распорядка работы;

-перечень технологических операций и приемов, составляющих законченный технологический процесс производства данного вида продукции и соответственно комплекс необходимых материально-технических средств;

-методы оценки качества труда, хранения, транспортировки продукции.

Если на те или иные объекты стандарты предприятия имеются соответствующие ГОСТ, ОСТ или РСТ по СТП разрабатываются в их развитии применительно к местным условиям хозяйства; предприятия.

Субъекты стандартизации- органы стандартизации и их службы. Службы в отраслях народного хозяйства в республиках СНГ, в организациях, предприятиях и лабораториях.

Государственный надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований стандартов, других актов законодательства по стандартизации осуществляют УзГосстандарт, Госкомархитектстрой, Госкомприрода, Минздрав и их территориальные органы, а также иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.

Объектом государственного надзора является продукция, в том числе сертифицированная, хранения, транспортирования, использования, ремонта и утилизации), субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Субъекты хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного надзора. Государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов осуществляется:

-главными государственными инспекторами Республики Узбекистан по надзору за стандартами;

-главными государственными инспекторами областей, городов по надзору за стандартами;

-государственными инспекторами по надзору за стандартами.

Впервые обязательность стандартов было обусловлено постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 9.07.1940г №1211 Несоблюдение стандартов преследуется по закону. За нарушение требований стандартов и технических условий конкретные виновники несут дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность.

Материальная ответственность наступает в случае нанесения реального имущественного ущерба предприятию, организации или государству. За ущерб, причиненный предприятию при исполнении трудовых обязанностей, виновные в этом рабочие и служащие несут материальную ответственность в размере действительного ущерба, но не свыше одной трети своей месячной тарифной ставки (оклада).

Уголовную ответственность за изготовление бракованной продукции несут должностные лица. Этот вид ответственности распространяется на работников складов, баз снабжения, магазинов.

Функции Госстандарта:

* координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

* взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;

* направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

* подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

* устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

* принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;

* осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

* руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

* осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

* представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии, и в межгосударственном совете СНГ;

* сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

* руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

* осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

* участвует в работах по международной региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации

* устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;

* при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

Результаты измерения

Обработка результатов измерений статистическими методами применяется на практике для решения следующих задач:

· определение погрешности средств измерений;

· определение соответствия параметров технологического процесса заданной точности изделия;

· установление технологического допуска при обработке;

· определение точностных характеристик установочных и выборочных партий деталей, с целью контроля и управления качеством продукции;

· установление рассеяния показателей качества однотипных изделий и др.

Результаты измерений получаются путём соответствующей обработки результатов наблюдений, показаний полученных с помощью средств измерений. стандартизация нормативный имущественный ущерб

При этом вводятся следующие понятия:

· результат наблюдения — значение величины отсчёта показаний средства измерений, полученное при отдельном измерении;

· результат измерения — значение величины, полученное после обработки результатов наблюдений.

При изготовлении партии деталей неизбежно происходит рассеяние их геометрических и физико-механических параметров. Поэтому результаты измерения параметров каждой отдельной детали являются случайными величинами. Тоже самое происходит при многократном измерении одной детали с помощью конкретного средства измерений.

При изготовлении и проведении измерений возникают систематические и случайные погрешности.

Систематическими называют погрешности, постоянные по величине и знаку или изменяющиеся по определенному закону в зависимости от действия определённых заранее предсказуемых причин.

Систематические погрешности возникают, например, из-за: неточной настройки оборудования, погрешностей измерительного прибора, отклонения рабочей температуры от нормальной (в т.ч. субъективных действий оператора), силовых деформаций, и др.

Систематические погрешности измерения могут быть полностью или частично устранены, например, при помощи поправочной таблицы к неправильно градуированной шкале прибора или путем определения средней арифметической величины из нескольких отсчетов в противолежащих положениях, например, при измерении шага и половины угла профиля резьбы, коррекции неправильных действий оператора (влияние на температуру дыхания или прикосновения, превышение усилий).

Случайными называют переменные по величине и знаку погрешности, которые возникают при изготовлении или измерении и принимают то или иное числовое значение в зависимости от ряда случайно действующих причин.

Характерным признаком случайных погрешностей является вариация значений, принимаемых ими в повторных опытах.

Эти погрешности вызываются множеством изменяющихся случайным образом факторов таких, как: неточности элементов средства измерения, припуск на обработку, механические свойства материала, сила резания, измерительная сила, различная точность установки деталей на измерительную позицию и другие, причем в общем случае ни один из этих факторов не является доминирующим.

Погрешности изготовления и измерения являются случайными величинами. Примеры случайных величин: размеры деталей при обработке, зазоры в подвижных соединениях, результаты повторных измерений одной и той же величины и т.п.

Случайные погрешности трудно устранить, поэтому их влияние учитывают при назначении допуска на размер или на какой либо другой параметр.

Появление того или иного числового значения случайной величины в результате измерений рассматривается как случайное событие. То же самое происходит при проведении, каких либо испытаний продукции, например, для установления его показателей качества.

Отношение числа n случаев появления случайной величины или события A к числу N всех произведенных испытаний, при которых это событие могло появиться, называют частостью, или относительной частотой W (А) = n/N.

При достаточно большом числе испытаний N обнаруживается устойчивость значения указанного отношения для большинства случайных событий. Величина W (A) для события А будет колебаться около некоторого постоянного числа, равного единице. Это число, всегда меньшее единицы, называют вероятностью Р (А)появления события А, т. е. Р (А) является мерой объективной возможности появления события А.

Сыр полутвердый Голландский

Купил сыр полутвердый голландский изготовленный по ГОСТ 52972-2008.

Изготовитель ООО Сыроваренный «Сармич» Россия.

После вскрытия упаковки, был обнаружен дефект, кислый вкус. Данный дефект мог произойти из-за низкой температуры хранилища, недостаточной выдержки, переработки перезрелого молока, избытка закваски. Данная проблема была решена тем, что я отнес данный товар в магазин в котором был приобретен сыр, после чего мне вернули полную стоимость товара. Сделал вывод что данный сыр не соответствует органолептическим показателям по ГОСТ 52972-2008. В данном нормативном документе вкус сыра голландского должен быть выраженный сырный, с наличием остроты и легкой кисловатости.

Список используемой литературы

1. Крылова Г.Д. «Основы стандартизации, сертификации метрологии» учебник для вузов. М.: Юнити — Дана 1999

3. Кузнецов В.А., Ялунини Г.В. Основы метрологии. Учебное пособие. — М.: Издательство стандартов, 1995.

4. Малинский В.Д. Основы сертификации. Учебное пособие — МГИЭМ, М.: 2001 — 370 с.

5. ГОСТ 52972-2008. Национальный стандарт Российской Федерации Сыры полутвердые.

Размещено на Allbest.ru

Стандартизация и её цели

СТАНДАРТИЗАЦИЯ – это деятельность, направленная на разработку и
установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для
выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на
приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право
на безопасность и комфортность труда.
ЦЕЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ – достижение оптимальной степени
упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного
использования установленных положений, требований, норм для решения
реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
ОСНОВНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ должны быть повышение степени соответствия продукта
(услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических
барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому
прогрессу и сотрудничеству в различных областях.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие,
касающиеся обеспечения соответствия.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ вытекают прежде всего из содержания понятия.
Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с
выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К
ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:
безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей
среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество
продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-
технического прогресса; единство измерений; экономия всех видов ресурсов;
безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью
возникновения различных катастроф (природного или техногенного характера) и
чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационная готовность
страны. Это определено Законом РФ «О стандартизации», принятым в 1993г.
КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ относятся к определенной
области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, к тому или иному
виду продукции, предприятию и т.д.
Следовательно, ПРЕДМЕТОМ СТАНДАРТИЗАЦИИ как науки являются
варианты повторяющихся ситуаций (или информация о них). Именно с ними
оперирует стандартизация. Предмет стандартизации как науки не следует путать
с понятием «объект стандартизации» как отрасли практической деятельности.
Понятие «объект стандартизации» является основным для практических работ
по стандартизации, так как отвечает на вопрос, чем должна заниматься
стандартизация.
ОБЪЕКТАМИ СТАНДАРТИЗАЦИИ являются конкретная продукция,
нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.д., имеющие
перспективу многократного применения в науке, технике, промышленном и
сельскохозяйственном производстве, строительстве, на транспорте, в культуре,
здравоохранении и международной торговле.
Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо отдельных
составляющих (характеристик). Применительно, например, к мебели,
конструктивные характеристики и требования безопасности могут быть
изложены в двух стандартах. Для более четкого понимания деятельности в
области стандартизации следует разделить нормы и нормативные документы на
две группы:
— на повторяющиеся объекты нормотворчества;
— на неповторяющиеся объекты нормотворчества.
Последние под действия стандартизации не попадают (годовой план
предприятия, приказ военачальника, указ президента и т.д.)
Повторяющиеся объекты нормотворчества также подразделяются на две
группы:
— традиционно относящиеся к стандартизации или тяготеющие к ней;
— традиционно не относящиеся к стандартизации, имеющие свои особые
механизмы оптимизации и принятия решений, оформления нормативного
документа (с особыми названиями) и его управления. Это очень большая группа
норм и нормативных документов, намного превышающая возможное число
действующих стандартов в государстве, многие из которых обладают большей
силой, чем стандарты, и оказывают большее влияние на судьбы людей. Это
государственные законы, юридические кодексы, военные уставы, планы,
приказы, распоряжения, медицинские рецептуры и т.д.
В связи с этим определим понятие области стандартизации.
ОБЛАСТЬЮ СТАНДАРТИЗАЦИИ называют совокупность
взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение
является областью стандартизации, а объектами стандартизации в
машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей,
безопасность и экологичность машин и т.д.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень
стандартизации различается в зависимости от того, участники какого
географического, экономического, политического региона мира принимают
стандарт. Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих
органов любой страны, то это МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – это деятельность, открытая
только для соответствующих органов государств одного географического или
экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация
осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих
региональных или международных организациях.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ – стандартизация в одном
конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может
осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом, в том или
ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне
ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик и заводов) и
учреждений.
Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной
единице (провинции, крае и т.д.), принято называть АДМИНИСТРАТИВНО-
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИЕЙ.

Объекты стандартизации

Определение 1

Согласно ГОСТ Р 1.12-99, ГОСТ 1.1-2002 объектом стандартизации является продукция, услуги и процессы которые подвергаются и подлежат стандартизации, в том числе и те, которые в той или иной степени относятся к любому сырью, производству, оборудованию и их совместимости. Таким образом, стандартизация может коснуться не только объекта в целом, но и его составляющих.

Классификация объектов стандартизации

Рисунок 1. Классификация объектов стандартизации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Основные объекты стандартизации разделяются на две группы: материальные и нематериальные. К материальным объектам относится продукция, услуги и процессы, к нематериальным объектам относится информация.

  1. Продукция. Средства производства и товары потребления:

    • сырье и топливо;
    • материалы и продукты;
    • готовые изделия;
    • прочие аспекты: термины и обозначения; размеры и параметры; технические требования и методы контроля.
  1. Услуги. Взаимодействие потребителя и исполнителя:

    • производственные — для организаций;
    • бытовые — для населения;
    • прочие аспекты: термины; технические требования; методы оценки; классификация предприятий и требований к персоналу

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Объекты стандартизации 470 руб.
  • Реферат Объекты стандартизации 220 руб.
  • Контрольная работа Объекты стандартизации 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Процессы. Смена стадий развития и совокупность действий для получения того или иного результата, а именно:

    • проектирование новых видов продукции, услуг и их производство;
    • строительство, эксплуатации зданий и сооружений;
    • хранение и транспортировка изделий, готовой продукции;
    • реализация той или иной продукции и при необходимости ее утилизация, в том числе переработка;
    • прочие аспекты: происходящие на отдельных стадиях жизненного цикла; менеджмент; измерения и их контроль; обеспечение безопасности и охрана труда.
  2. Информация:

    • нормативно-правовая,
    • производственная,
    • управленческая и др.

Замечание 2

Объекты стандартизации также подразделяют на три вида: государственные, отраслевые и организационные.

Государственные объекты стандартизации:

  • организация проведения работ по стандартизации, классификация и кодирование информации;
  • элементы народно-хозяйственных комплексов;
  • программы такие как: научно-технические и социально-экономические;
  • достижения в области науки и техники, обеспечивает повышение конкурентоспособности;
  • продукция, производимая в РФ удовлетворяющая потребности населения.

Отраслевые объекты стандартизации:

  • оборудование;
  • готовая продукция ограниченного применения;
  • специфические инструменты и детали, сырье и топливо в той или иной отрасли;
  • технологические нормы и процессы, в том числе методы, которые относятся к внутреннему применению в отрасли.

Организационные объекты стандартизации:

  • нормы и правила, управление ими и качеством продукции в той или иной области;
  • детали, которые являются частями изготавливаемой продукции;
  • технологические нормы, требования, оснастка и инструмент, а также типовые технологические процессы.

Виды стандартов на объекты стандартизации

Определение 2

Согласно ГОСТ 1.0-92, ГОСТ 1.1-2002 разрабатываются виды стандартов в зависимости от специфики объекта стандартизации и установленных к нему требований.

Основополагающие стандарты служат для разработки других стандартов и иных нормативных/технических документов, а также устанавливают общие положения, требования, нормы и правила, которые обеспечивают единство и взаимосвязь тех или иных областей науки, техники и процессах производства;

Стандарты на продукцию, устанавливают требования, удовлетворяющие прочие аспекты группы, для обеспечения соответствия своему назначению; помимо вышеуказанного, данные соответствия могут включать в себя классификацию, требования по безопасности и экологичности, маркировке и упаковке, транспортировке и хранению, в том числе порядка приемки и методов контроля;

Стандарты на услуги, устанавливают соответствующие требования, которые будут удовлетворять аспекты группы, обеспечивающие соответствие своему назначению;

Стандарты на процессы, требования, удовлетворяющие процесс, в последствии обеспечивающие соответствие процесса с его использованием и назначением;

Стандарты на термины и определения, а именно содержащие необходимые признаки и понятия;

Стандарты на методы контроля (в том числе испытаний и анализа), это способы и методика их выполнения в процессе производства продукции, контроля качества и подтверждения соответствия;

Стандарты на совместимость, требования касающиеся совместимости объектов той или иной группы.

Работы по объектам стандартизации производят, как правило, в четыре этапа:

  • отбор объектов стандартизации
  • моделирование объекта стандартизации
  • оптимизация модели
  • стандартизация модели

Пример 1

Наглядный пример по порядку вышеуказанного плана:

  1. В организации имеется и используется набор актов, приказов и записок. В таком случае, объектом стандартизации становится повторяющийся объект.
  2. Как правило, стандартизация будет применена не к самому документу, а к его содержанию, то есть приведет к моделированию реального объекта (реквизиты, форма, требования к его применению и хранению).
  3. Для достижения стандартизации содержания документа, необходимо его унифицировать – различными общепринятыми методами, в том числе методами стандартизации. В итоге получаем – оптимальную модель стандартизируемого объекта.
  4. Разработка ранее унифицированной модели приводит к стандартизации модели.

Назовите субъекты и объекты национального стандарта

Г) косвенное избирательное право. 2. Избиратель выбирает лишь членов коллегии выборщиков, которые, в свою очередь, избирателей или каких-либо иных лиц. Многоступенчатые выборы: А) активное избирательное право; Б) пассивное избирательное право; В) равное избирательное право; Г) косвенное избирательное право. 3. Второй и последующий тур голосования, которые применяются при выборах президента по необходимости: А) повторные выборы; Б) очередные выборы; В) внеочередные выборы; Г) частичные (дополнительные) выборы. 4. Выборы, которые проводятся в отдельном избирательном округе по причине досрочного выбытия депутата: А) повторные выборы; Б) очередные выборы; В) внеочередные выборы; Г) частичные (дополнительные) выборы. 5. Система выборов, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, т.е. более половины общего их числа: А) мажоритарная система относительного большинства; Б) мажоритарная система абсолютного большинства; В) пропорциональная избирательная система; Г) смешанная избирательная система. 6. Порядок определения результатов голосования, при котором распределение депутатских мест между партиями, выставившими своих кандидатов, производится пропорционально полученному ими количеству голосов: А) мажоритарная система относительного большинства; Б) мажоритарная система абсолютного большинства; В) пропорциональная избирательная система; Г) смешанная избирательная система. 7. Система представительства принятая в современной РФ, при выборах в ГД: А) мажоритарная система относительного большинства; Б) мажоритарная система абсолютного большинства; В) пропорциональная избирательная система; Г) смешанная избирательная система. 8. Положение закона, ограничивающее избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессии или духовного сана: А) возрастной; Б) ценз оседлости; В) образовательный ценз; Г) служебный ценз. 9. Установленный Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту выборов: А) возрастной; Б) ценз оседлости; В) образовательный ценз; Г) служебный ценз. 10. Требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении 18 лет: А) возрастной; Б) ценз оседлости; В) образовательный ценз; Г) служебный ценз.