Обмен налоговой информацией

Содержание

После присоединения России к Международной Конвенции ОЭСР об автоматическом обмене налоговой информацией мировое сообщество вело активные споры по поводу того состоится ли по факту автоматический обмен налоговой информацией с Россией или нет. Главным аргументом в пользу того, что обмена не будет было отсутствии подписанных с Россией двусторонних соглашений об обмене. И вот 21 декабря 2017 г. на официальном портале ОЭСР http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ рядом с «Россией» вместо нулей появились цифры «Россия 56/73», это значит, что ИЗ России налоговая информацией будет в автоматическом режиме отправляться в 56 стран, но самое главное, что В Россию также в автоматическом режиме будут направлены сведения из 73 государств. Кто будет направлять эти сведения? Что будет включаться в перечень обязательной информации для передачи? И что со всем этим делать? Речь об этом пойдет ниже.

Актуально на 22.01.2020 г.: «Россия 67/94».

Какие страны будут передавать информацию в Россию и за какие налоговые периоды

За налоговый период с 01 января по 31 декабря 2017 — Андорра, Австралия, Барбадос, Бразилия, Болгария, Чили, Китай, Коста-Рика, Гибралтар, Индия, остров Мэн, Маврикий, Монсеррат, Науру, Н.Зеландия, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, острова Туркс и Кайкос, Великобритания, Уругвай.
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2018 — Ливан, Малайзия, Пакистан, Швейцария, Лихтенштейн
За налоговые периоды с 01 января по 31 декабря 2019 — ОАЭ, Гонконг, острова Кука, Сент Люсия

Первый обмен налоговой информацией с ФНС РФ произошел 30 сентября 2018 г. за 2017 год.

КОММЕНТАРИЙ:
Если Вы открыли счет (на Вашу компанию или Ваш личный) в банке любой из указанных выше стран, то при определенных условиях сведения о Вас, компании, в которой Вы являетесь «контролирующим лицом», и Вашем счете в автоматическом режиме (а не по запросу, как было ранее) будут выгружены и переданы в налоговые органы страны Вашего налогового резидентства — для налоговых резидентов РФ — в ФНС РФ.

Здесь Вы можете ознакомиться со Standard for automatic exchange of financial information in tax matters, регулирующим основные положения, о которых ресь пойдет ниже.

Какие страны НЕ обмениваются в автоматическом режиме с Россией по состоянию на январь 2020 г.

ВНИМАНИЕ! Обращаю внимание, что для целей валютного законодательства РФ необходимо оринетироваться не на перечень стран с сайта ОЭСР, а на перечень стран, утвережденный Приказом ФНС России от 21.11.2019 N ММВ-7-17/582@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@» , вступивший в силу 05.01.2020. В соответствии с данным указанным приказом с РФ НЕ обменирваются информацией:
К таким странам в том числе относятся:

  • Великобритания (исключена из списка обмена с РФ)
  • США (не присоединились к CRS)
  • Литва (исключена из списка обмена с РФ)
  • Грузия (не присоединилась к CRS)
  • Черногория (не присоединилась к CRS)
  • Сербия (не присоединилась к CRS)
  • Македония (не присоединилась к CRS)
  • Албания (не присоединилась к CRS)
  • Таиланд (не присоединился к CRS)
  • Канада (не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Турция (не подписала с Россией двустороннего соглашения об обмене)
  • Украина (не присоединились к CRS)

ВАЖНО!

В конце марта 2019 г. было проанонсировано, что Великобритания не будет обмениваться с Россией в автоматическом режиме за 2018-й год, т.к. в одностороннем порядке отказалась от автоматического обмена с Россией. Т.е. первый обмен в 2018-ом за 2017 -й, должен был состояться, а вот обмена в 2019-ом за 2018 -й — не будет.

В ФНС данную информацией подтвердили, но напомнили, тем не менее, что с Великобританией продолжает существовать обмен данными по запросу.

Кто является «контролирующим лицом» иностранной компании

Если у Вас есть иностранная компани, то в ФНС РФ будет передана информация только в отношении «Контролирующего лица» (Controlling Person) — лицо прямо или косвенно контролирующее более 25% акций компании либо иное лицо, осуществляющее фактический контроль над компанией, являющегося налоговым резидентом РФ.

Если у Вас есть личный счет в иностранном бынке, то в ФНС РФ в любом случае будет передана информация о счете.

Какие институты/органы/организации будут передавать информацию о контролирующем лице

Обязанность по сбору информации о контролирующем лице и передаче ее в местный налоговый орган лежит на RFI – reporting financial institution), под которыми понимаются банки, брокеры, депозитарии, инвест компании, фонды, управляющие активами, страховые компании (рег.агенты, проф посредники, правоохранительные органы под автоматический обмен и обязанность выгружать известные им сведения НЕ подпадают).

Иными словами, подпасть под обмен можно в первую очередь открыв счет в банке страны, которая обменивается информацияей с Россией. Если счет открывается на компанию, то большинство банков мира в рамках проведения процедур compliance и KYC попросит клиента заявить бенефициара бизнеса — информация о нем и будет собираться и передаваться при определенных условиях в ФНС РФ.

Какая именно информация будет передаваться и как часто

Формат сообщения для обмена закреплен в Форме электронного отчета (см. выше) и содержит следующие сведения для обмена (clause 2 section 2 MCAA):

  • данные банка, где открыт счет
  • номер счета
  • отчетный период
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания
  • данные о клиенте банка, ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ — код страны, ИНН, наименование, регистрационный адрес
  • данные о контролирующем лице компании (код страны, ИНН, ФИО, дата рождения, адрес проживания)
  • сумма поступлений и сумма списаний средств за отчетный период (БЕЗ расшифровки) и остаток на счете на конец отчетного периода

Перечень является закрытым – сведения, например, об источнике происхождения денежных средств, расшифроки по назначению платежей и контрагентам в него не включены, а следовательно не могут быть получены российской ФНС в автоматическом режиме – только по дополнительному запросу.

Выгрузка и автоматический обмен будут осуществляться 1 раз в календарный год, следующий за отчетным.

В какие страны будет передаваться информация о компании и ее контролирующем лице

Информация будет передавать банком в налоговый орган своего государства, а налоговый орган обязан будет направить:

  • в налоговый орган страны нахождения компании будет передана информация о счете — как для «активных», так и для «пассивных» компаний
  • в налоговый орган страны налогового резидентства контролирующего лица будет передана информация о счете и о контролирующем лице, НО ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ЕСЛИ компания подпадает под статус «пассивная НФО» по критерию вида дохода. «Пассивная НФО» — доля пассивных доходов (дивиденды, проценты, роялти, рента, консалтинг и т.д.) составляет более 50% за отчетный период.

В каких случаях информация о «контролирующем лице» компании НЕ будет подпадать под обмен и передачу

При соблюдении любого из следующих условий:

  • если агрегированный остаток по счету на 31 декабря отчетного года состаыялет менее $250 000 (clause 9 art. 17 CRS). Данное положение распространяется ТОЛЬКО на “Preexisting Entity Accounts” — счета открытые до 01 января 2016 г. (страница 50 CRS, ссылка выше). Дословно следуя формулировке закона, «юрисдикция предоставляет банкам ПРАВО не проводить процедуры due diligence в отношении существующих счетов клиентов с агрегированным балансом менее $250 000 <…> на конец года», то есть по умолчанию данные счета в обмен включаться не будут (возможны исключения, если компании по каким-либо причинам покажутся банкам подозрительными). Данное положение распространяется на ВСЕ, включая «активные» и «пассивные» компании, независимо от вида их деятельности. Главная цель данного послабления – разгрузить банки от работы со счетами, имеющими незначительные суммы
  • если лицо компания является «активной» — получающей более 50% активного дохода, например, занимается торговлей. «Пассивный» доход: дивиденды, проценты, роялти, рентные платежи. При этом, пассивность необходимо будет подтвердить по запросу банка и при заполнении соответствующих анкет

Информация о личном счете физического лица выгружается в автоматический обмен ВНЕ зависимости от суммы и вида доходов по нему.

ПРИМЕР:
Компания в Великобритании контролируется налоговым резидентом России и имеет счет в банке Кипра.
Великобритания, Россия и Кипр присоединились к автоматическому обмене. Кипрский банк перед формированием информации, подлежащей передаче проводит due diligence клиента и выявляет:

  • сумму агрегированного остатка по счету – если счет открыт после 01.01.2016 и сумма остатка по счету свыше $250 000, то сбор информации проводится дольше;
  • налоговое резидентство компании-клиента – Великобритания – страна присоединилась к обмену
  • является ли компания «активной НФО» или «пассивной НФО» (путем анкетирования клиента) — на предмет необходимости передавать информацию о контролирующем лице в налоговый орган страны налогового президентства контролирующего лица
  • налоговое резидентство контролирующего лица компании-клиента – Россия – страна присоединилась к обмену

Помимо прочего, указанный автоматический обмен возможен ТОЛЬКО если между этими странами подписано дополнительное двустороннее соглашение об обмене налоговой информацией (ссылку см.выше).

Таким образом если по примеру выше, если компания путем анкетирования была квалифицирована банком как «пассивная НФО», то данные о контролирующем лице и счете будут переданы в Россию и в Великобританию.

Ответственность за неуведомление о личном счете в иностранном банке

Автоматический обмен — едитсвенный самый действиейнный способ узнать информцию об иностранном счете или иностранной компании. Если налоговым органам станет известно о Вашем личном счете в иностранном банке, о котором Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об открытии счета
  • штраф за ненаправление отчетов о движении денежных средств
  • штраф в случае наличия незаконных валютных операций 75-100% от суммы незаконной валютной операции (срок давности привлечения к ответственности — 2 года)
  • в случае наличия на счете незадекларированного дохода:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы неуплаченного налога и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход на зарубежном счете ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)

Более детально с разбором каждого правонарушения Вы можете ознакомиться в наших статьях:

  • Уведомление об открытии счета в иностранным банке
  • Валютные операции по личному счету физического лица в иностранном банке. Перечень разрешенных и запрещенных валютных операций

Ответственность за неуведомление о контролируемой иностранной компании (КИК)

Если налоговым органам станет известно о принадлежащей Вам КИК, о которой Вы не уведомляли ФНС, то Вам грозит:

  • штраф за неуведомление об участии в иностранной организации — 50 000 руб. за каждую компанию (начисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ФНС)
  • штраф за ненаправление уведомлений о КИК — 100 000 руб. (ежегодно, начиная с 20 марта 2017 г. — дата, когда владельцы КИК должны были направить соответствующее уведомление в отношении прибыли КИК за 2015 год). Штраф начисляется независимо от того, самостоятельно ли подано уведомление или после соответствующего предписания ФНС.
  • в случае наличия у контролирующего лица дохода от прибыли КИК, который контролирующее лицо должно было учесть при определении своей базы по НДФЛ с учетом порогов прибыли КИК за 2015 — 50 млн. руб., за 2016 — 30 млн. руб., с 2017 — более 10 млн. руб., при превышении которых у контролирующего лица появялется такая обязанность:
    • доначисление НДФЛ и пеней
    • штраф за несвоевременную подачу 3-НДФЛ (5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% от суммы налога к уплате и не менее 1 000 руб.)
    • штраф за неуплату налога (20% от суммы налога — этот штраф МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, в случае если САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАДЕКЛАРИРОВАТЬ доход ДО того, как ФНС узнает о нем через автоматический обмен)
    • уголовная ответственность по ст.ст.198,199 УК РФ в случае уклонения от улпаты налогов в крупном размере

Более детально с разбором каждого из указанных правонарушений Вы можете ознакомиться в наших статьях:

  • Подготовка и подача уведомлений о КИК
  • КИК. Деоффшоризация

Автоматический обмен информацией: Что такое AEOI – ответы на основные вопросы

Автоматический обмен информацией или Automatic Exchange of Information (AEOI) – новая реальность современного мира. О нём долго спорили, он потребовал несколько лет на внедрение, но теперь он является данностью. При этом остаётся много вопросов, отсутствие ответов на которые, пугает предпринимателей и держателей иностранных счетов.

В этом материале мы ответим на самые популярные вопросы об автоматической обмене налоговой информацией (или финансовой информацией). Мы выясним, что же это такое, кто обменивается информацией, как это влияет на налоговые сборы и многое другое.

Что такое Автоматический обмен налоговой информацией и для чего он нужен?

Что же такое AEOI или автоматический обмен информацией? Это международная система договорённостей и технических решений, которая позволяет конкретной стране получить информацию о финансовых активах налоговых резидентов за пределами своей территории.

Основная задача автоматического обмена – сбор информации для борьбы с налоговым уклонением. Наглядный пример: предположим, гражданин Германии открыл счет в Швейцарии и не задекларировал его. Он не указал доходы по нему в декларации. Налоговая служба Германии сравнит данные в декларации с отчётами коллег из Швейцарии (и других стран) и доначислит налоги с соответствующими пени.

По факту сегодня в мире действует две системы автоматического обмена подобной информацией. Первой стала FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) – американский закон, который требует у иностранных финансовых учреждений отчитываться о вкладах граждан и налоговых резидентов США в IRS (налоговую службу США). В случае отказа передать информацию об американском гражданине, банку или иному финансовому учреждению грозят санкции.

Вторая система называется CRS (Common Reporting Standard) или Единый стандарт отчётности. Создателем является Организация Экономического Развития и Сотрудничества (ОЭСР), которая ведёт проект в рамках борьбы с размытием налоговой базы.

ОЭСР одобряет налоговую реформу Аргентины

FATCA собирает информацию только в пользу США, а CRS работает на основе Многостороннего и двусторонних соглашений между более, чем сотней стран. При CRS государства обмениваются данными друг с другом на добровольной основе. В некоторых случаях государство имеет право отказаться от получения информации от другой стороны, но при этом продолжать отправлять данные от себя.

Именно CRS чаще всего называют автоматическим обменом налоговой, финансовой или банковской информацией. Именно он беспокоит в основном наших читателей. Однако стоит помнить: если у вас есть американский паспорт, то вы обязаны отчитываться перед IRS и платить налоги в Штатах независимо от того, где и сколько времени живёте.

Дальше мы в основном будем говорить про CRS.

Автоматический обмен банковской информацией необходимо завершать до конца сентября каждого года. Первый обмен между странами-участницами состоялся в сентябре 2017 года за 2016 год. В 2018 году состоится второй обмен, к которому подключаться новые страны. Они передадут информацию за 2017 год.

Деофшоризация бесполезна? Международные корпорации стали платить меньше налогов, чем 10 лет назад

Какая информация передаётся в рамках автоматического обмена?

Финансовые учреждения всегда собирают информацию о своих клиентах. В рамках автоматического обмена они обязуются собирать и передавать совершенно конкретные данные.

У клиента попросят предоставить ФИО, адрес проживания, указать страну налогового резидентства, налоговый номер (ИНН), номер счета, данные об остатках и движении средств по счету. Если речь идёт о компании (обмен работает для физических и юридических лиц), то необходимо знать регистрационные данные бизнеса, идентификационный номер, данные бенефициаров (истинных выгодоприобретателей компании).

Как работает автоматический обмен информацией? Кто участвует в обмене?

Система автоматического обмена достаточно проста: банк обслуживает клиента и собирает о нём информацию. После этого готовит пакет данных об иностранных резидентах и отправляет в ответственную налоговую службу. Там данные сортируются по странам, с которыми заключено двустороннее соглашение, после чего отправляются массивом.

Заметим, что несмотря на то, что Многостороннюю конвенцию о взаимопомощи подписало более 100 стран, не каждая страна обменивается с каждой. Во-первых, автоматический обмен на данный момент активировали лишь 79 стран. Во-вторых, даже в этом случае можно выбирать с кем сотрудничать, а с кем нет. Полный список стран, активировавших обмен – на сайте ОЭСР.

Некоторые из них отправляют данные во все 79 государств, а принимают лишь из части, например, Великобритания (получает из 63 стран, а отправляет в 79).

В течение 2018 года планируется подключение ещё нескольких стран к обмену. В идеале, все страны мира подключаться к системе CRS. Есть противники двустороннего обмена и будет очень интересно посмотреть, как мир попробует уговорить США передавать информацию из секретных компаний Делавэра и Вайоминга. Штаты получают данные о своих гражданах при помощи FATCA и не спешат делиться данными об иностранных инвесторах на своей территории.

Благодаря работе автоматического обмена финансовой информацией, власти разных стран уже собрали дополнительных налогов на миллиарды долларов. Можно быть уверенными, чтобы процесс расширение сети обмена информацией продолжат.

Кто отчитываться в рамках автоматического обмена финансовой информацией?

Выполнять требования об отчётности в рамках CRS необходимо финансовым учреждениям (financial institution – FI). Под это определение попадают банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, дилеры, брокеры и т.п.

Они обязаны проверять клиентов и их средства на легальность в рамках антиотмывочного законодательства, а также передавать данные о вкладчиках налоговой службе в рамках CRS и FATCA. В случае опасений относительно клиента, банку проще отказать ему в обслуживании, чтобы не лишиться банковской лицензии.

Почему иностранные банки намного чаще говорят “да”, если Вы открываете и подбираете банковский счет за границей с профессионалом?

Именно поэтому подготовка к открытию банковского счета – крайне важный этап. Ошибки в документах, недостаточная весомость доказательств легальности происхождения средств и многое другое послужит причиной отказать клиенту открыть счет. Поэтому мы предлагаем вам бесплатную консультацию по подбору банковского счета: мы подскажем банк, в котором риск отказа именно для вас будет ниже. Плюс мы готовы помочь непосредственно с открытием счета. Подробнее – на консультации: info@offshore-pro.info.

Придётся ли платить больше налогов?

В связи с тем, что налоговые службы узнают об иностранных финансовых активах резидентов, возникает закономерный вопрос: а не придётся ли платить больше налогов? Только в том случае, если лицо уклонялось от налогов.

Основная цель системы – убедиться, что налоговые резиденты платят налоги в полное мере. Если лицо декларирует иностранные активы и уплачивает необходимые по закону налоги, то претензий к нему не будет.

Однако, если лицо открыло секретный счет в далёком оффшоре, который теперь обменивается данными со страной налогового резидентства лица, то ему грозят и налоги, и штрафы. За особо крупное уклонение от налогов в некоторых странах грозит в том числе уголовное преследование и тюрьма.

Россия обменивается информацией в автоматическом режиме?

В декабре 2017 года Россия активировала автоматический обмен налоговой информацией. В Россию информация поступит от 73 государств, а отправится в 56. До конца года в связи с расширением списка стран, активировавших автоматический налоговый обмен, может вырасти и число подписантов для России.

В связи с геополитической ситуацией, существует небольшой шанс, что данные об иностранных вкладах россиян попридержат, однако он крошечный. Скорее всего данные свободно потекут из одной страны в другую.

Поэтому можно быть уверенными, что соглашение об автоматическом обмене информацией будет работать в полную силу.

Приватность личных данных в рамках международного автоматического обмена информацией

Согласно разработанному ОЭСР фреймворку, личные и налоговые данные при обмене информацией охраняются очень хорошо. Требование Стандарта таково, что безопасность обеспечиваться, как техническими, так и юридическими средствами.

Однако в некоторых странах сохранность личных данных вызывает опасения. Это касается и России. К примеру, Швейцария сообщала, что откажется от обмена с Россией, если её информация будет использована не по назначению (не только в налоговых вопросах, но шире).

Эксперты отмечают, что несмотря ни на что, сохранность личных данных в России не является приоритетом. Базы данных с личной информацией вполне реально купить на рынках и тем более в ДаркНет. Попадёт ли информация с налоговой тайной в общий доступ – вопрос пока открытый, но не все готовы подвергать себя, семью и состояние такому риску.

Как избежать автоматического обмена данными?

Возникает и такой вопрос: как избежать обмена данными? Здесь существует несколько подходов.

  1. Перевести активы в ту страну, которая не передаёт информацию в государство вашего налогового резидентства. К сожалению, мера это временная: спустя несколько лет все или практически все государства присоединяться к автоматическому обмену, а те, что не присоединятся, будут в статусе изгоя и сотрудничать с ними будет крайне тяжело (разве что США останутся в независимом режиме).
  2. Закрыть иностранные счета и избавиться от зарубежных подотчётных активов. Далеко не все иностранные активы требуется декларировать, однако финансовые, такие как счета в банке, слишком удобны, чтобы от них отказываться. Тем более, необходима диверсификация рисков, поэтому отказ от зарубежных активов – недальновидный шаг.
  3. Сменить налоговое резидентство. Это не избавит вас от отчётности, но снизит риски раскрытия личной информации перед журналистами, рейдерами и жадными чиновниками вне налоговой службы. К тому же в некоторых юрисдикций налоговое резидентство подразумевает сниженные или даже нулевые налоги на иностранные доходы и не только. Мы крайне рекомендуем изучить этот вариант тем, кому не нравится положение дел в России и тем, кто хочет оптимизировать свою жизнь и бизнес: info@offshore-pro.info

Независимо от выбранного варианта, помните: без проблем окажутся только те активы, которые имеют легальное происхождение и полную документацию, подтверждающую легальность средств на их приобретения. Неважно, останетесь вы налоговым резидентом России или переберётесь в Андорру, выгоднее всего владеть законными активами, чтобы не сталкиваться с лишними проблемами при работе с налоговиками.

Возникли вопросы? Пишите на info@offshore-pro.info.

Международный обмен налоговой информацией по запросу

Обмен информацией по запросу (Exchange of Information on Request, EOIR) – это классический и широко применяемый способ получения одним государством необходимых ему сведений о налогоплательщике от компетентных органов другого государства. Его не следует путать с получившим широкую известность автоматическим обменом (Automatic Exchange of Information, AEOI), который имеет отдельное регулирование и осуществляется на совершенно иных принципах.

Обмен осуществляется по индивидуальному запросу (то есть по запросу, касающемуся конкретного лица, компании, группы компаний или сделки/операции) со стороны компетентного (обычно – налогового) органа одной страны в адрес аналогичного органа другой.

Данные, полученные в порядке международного обмена по запросу, активно используются налоговыми органами при проведении налоговых проверок и в последующем для обоснования своей позиции в суде. В частности, такие данные могут иметь доказательственное значение при оценке обоснованности получения налоговой выгоды, оценке функциональной роли иностранных компаний в схемах выплаты доходов, установления для целей налогообложения конечных бенефициаров иностранных структур и фактических получателей дохода и т.д.

Главной особенностью обмена по запросу является возможность обмена практически любой налогово-значимой информацией (единственным ограничителем может быть противоречие национальным законам и публичному порядку запрашиваемого государства). Этим обмен по запросу отличается, например, от автоматического обмена по стандарту CRS, в рамках которого в электронном формате передается строго ограниченный Стандартом перечень данных об иностранных финансовых счетах (и только о них).

Обмен по запросу, являясь разновидностью международной правовой помощи, как правило, может осуществляться только при наличии между государствами соответствующего международного договора. Случаи обмена информацией во внедоговорном порядке (на основе принципа взаимности) носят исключительный характер.

В мировой практике обмен налоговой информацией по запросу осуществляется на основании как двусторонних, так и многосторонних международных договоров.

Двусторонними договорами в данной сфере служат:

  • соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН), содержащие среди прочего положения о обмене информацией, либо
  • специализированные соглашения об обмене налоговой информацией (Tax Information Exchange Agreements, TIEA). Полный перечень заключенных TIEA можно найти по .

Крупнейшим по числу участвующих стран многосторонним договором является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 г. (в редакции Протокола от 27 мая 2010 г.) (далее – «Конвенция»). По состоянию на апрель 2019 года данная Конвенция в обновленной редакции вступила в силу для 113 стран и территорий, включая Россию (см. полный перечень участников Конвенции по данным портала ОЭСР).

Также существуют региональные многосторонние инструменты, предусматривающие обмен информацией по запросу. На уровне Европейского Союза таковым служит Директива Совета ЕС 2011/16/EU от 15 февраля 2011 г. «Об административном сотрудничестве в области налогообложения».

Обмен налоговой информацией по запросу в России

В настоящее время международный обмен налоговой информацией по запросу между Россией и другими странами может осуществляться на основании:

  • Соглашений РФ об избежании двойного налогообложения (имеются с 83 странами; объём и условия обмена могут различаться), либо
  • Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (вступила в силу для России с 1 июля 2015 года).

Кроме того, Постановление Правительства РФ от 14.08.2014 № 805 предполагает возможность заключения отдельных двусторонних соглашений об обмене налоговой информацией. Заключение таких соглашений планировалось в первую очередь с классическими офшорными зонами, которые не имеют СИДН с Россией (например, Британские Виргинские острова, Гернси, Джерси, Кайманы и др.). Однако, до настоящего времени ни одного такого соглашения заключено не было.

Обмен на основании соглашений об избежании двойного налогообложения

Поскольку двусторонние СИДН имеют своей целью не только устранение двойного налогообложения, но и предотвращение уклонения от уплаты налогов, они практически всегда содержат и положения об обмене информацией.

При заключении (или обновлении) своих СИДН в части, посвященной обмену информацией, договаривающиеся страны обычно принимают за основу статью 26 («Обмен информацией») Модельной конвенции в отношении налогов на доходы и капитал, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (далее – «Модельная конвенция»). Действующая редакция Модельной конвенции и комментариев к ней была опубликована в ноябре 2017 года.

Общим правилом, характерным для большинства СИДН, является обязанность договаривающихся государств обмениваться информацией, которая может считаться относящейся (англ. foreseeably relevant) к выполнению положений данного СИДН или к администрированию в сфере налогообложения и применению внутреннего законодательства, касающихся налогов любого вида и содержания, установленных от имени договаривающихся государств, их политических подразделений или местных органов власти (пункт 1 статьи 26 Модельной конвенции).

Иными словами, речь идёт об обмене практически любой информацией, так или иначе касающейся налогов (будь то прямых или косвенных, общегосударственных или местных и т.п.) и правоприменения в налоговой сфере. То есть, сфера действия статьи СИДН об обмене информацией намного шире сферы действия самого СИДН. При этом СИДН в своей основной части (посвященной непосредственно избежанию двойного налогообложения) может охватывать лишь ограниченный круг налогов договаривающихся стран, однако на объём обязательств по обмену информацией это не влияет.

Пункт 2 статьи 26 Модельной конвенции предусматривает случаи, когда государство вправе отказать в передаче запрашиваемой информации. Так, государство не обязано:

  • проводить мероприятия, противоречащие его законодательству и административной практике;
  • предоставлять информацию, которую нельзя получить в рамках закона;
  • предоставлять информацию, раскрывающую торговую, предпринимательскую, промышленную, коммерческую или профессиональную тайну или торговый процесс, или информацию, раскрытие которой противоречило бы публичному порядку (ordre public).

Данные оговорки представляют собой серьёзный правовой «фильтр» для передачи наиболее чувствительной для налогоплательщика информации властям запрашивающей страны.

Однако, последние редакции статьи 26 упомянутой Модельной конвенции (а соответственно и СИДН, заключаемых или обновляемых на её основании в последние годы), содержат модернизированные пункты 4 и 5, обязывающие государства обмениваться практически любыми типами информации, включая банковскую. Самый важный из них (пункт 5) заключается в следующем.

Запрашиваемое государство не вправе отказать в предоставлении информации только потому, что такая информация находится в распоряжении банка, другой финансовой организации, номинального держателя, агента или доверительного управляющего либо содержит сведения об имущественных интересах применительно к какому-либо лицу. Термин «агент», согласно пункту 19.12 Комментария ОЭСР к статье 26 Модельной конвенции, толкуется широко и охватывает любых провайдеров корпоративного сервиса, включая регистрационных агентов и юристов.

Это означает, что для стран, модернизировавших статьи своих СИДН об обмене информацией в соответствии с последними редакциями Модельной конвенции, такие обстоятельства, как банковская тайна или тайна фидуциарных (например, трастовых) услуг больше не являются самодостаточным основанием, исключающим международный обмен налоговой информацией (и практика последних лет это подтверждает).

Формулировка «только потому» (англ. solely because) означает, что у запрашиваемого государства остаётся основание для отказа в обмене, но только если причина отказа не связана с тем, что носитель информации имеет статус банка, финансового учреждения, агента, фидуциария или номинального лица (пункт 19.14 Комментария ОЭСР к статье 26 Модельной конвенции).

В настоящее время имеется 83 СИДН, заключенных Российской Федерацией, и содержащих положения об обмене налоговой информацией. При этом ряд из них уже включают модернизированные оговорки, дающие «зелёный свет» передаче по запросу банковской информации и информации, которой располагают номинальные лица и доверительные управляющие. Среди таких стран-партнеров по СИДН с Россией – Армения, Бельгия, Германия, Гонконг, Италия, Китай, Кипр, Люксембург, Мальта, Сингапур, Чехия, Швейцария, Эквадор, Япония. В дальнейшем этот перечень будет расширяться.

Обмен на основании Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам

Статья 4 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам предусматривает, что стороны обмениваются любой информацией, которая предположительно является важной для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется Конвенция (то есть – любых, поскольку в статье 2 Конвенции перечислены практически все существующие в мировой практике налоги).

По запросу запрашивающего государства, запрашиваемое государство предоставляет любую информацию, упомянутую в статье 4, относительно отдельных лиц или операций.

При недостаточности такой информации для удовлетворения запроса, запрашиваемое государство обязано принимать все необходимые меры для ее получения.

Поскольку участниками Конвенции (в редакции Протокола 2010 г.) наряду с Россией являются более 100 государств и территорий, Конвенция на сегодняшний день выступает единственным международно-правовым основанием для обмена налоговой информацией между Россией и странами, с которыми у России отсутствуют СИДН и вообще какие-либо двусторонние договоренности об обмене (в первую очередь – с классическими офшорами).

Например, с 1 июля 2015 года (дата вступления в силу Конвенции для России) обмен по запросу формально стал возможен между Россией и Британскими Виргинскими и Каймановыми островами; с 1 октября 2015 года – возможен обмен с Сейшелами; c 1 декабря 2016 года – с государством Сент-Китс и Невис; с 1 июля 2017 года – с Панамой; с 1 августа 2018 года – с Багамами и т.д.

Обмен информации, как и иные формы административной помощи в рамках Конвенции, осуществляется с учётом оговорок, содержащихся в инструментах ратификации, депонированных странами-участниками.

Оговорки, сделанные Россией при ратификации Конвенции, содержатся в Федеральном законе от 4 ноября 2014 г. № 325-ФЗ. Применительно к обмену информацией по запросу, значимы следующие оговорки:

  • РФ оставляет за собой право не оказывать какой-либо помощи (в том числе, не обмениваться информацией по запросу) в отношении региональных и местных налогов;
  • в связи с деяниями, преследуемыми в запрашивающем государстве в уголовно-правовом порядке, РФ оставляет за собой право оказывать административную помощь (включая обмен информацией по запросу) которая относится к налоговым периодам в пределах трёх лет, предшествующих году вступления в силу Конвенции для России (т.е. 2015 году). Другими словами, эта оговорка ограничивает ретроспективное применение Конвенции Россией по налоговым делам, связанным с уголовно наказуемыми деяниями, тремя годами.

По данным портала ОЭСР, по итогам первого этапа экспертной оценки (предполагающего анализ соответствия законодательной и регуляторной базы государства международным стандартам в области обмена информацией по запросу), Россия отнесена к юрисдикциям, которые «в существенной степени отвечают» (англ. largely compliant) указанным стандартам.

Какие страны реально обмениваются информацией с РФ по запросу?

Наличие действующих международных договоров не всегда является гарантией того, что обмен информацией между Россией и конкретной страной осуществляется на практике.

Ситуация в этой сфере постоянно изменяется, но «общую картину» можно оценить, исходя из Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией (утвержден Приказом ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/786@; регулярно пересматривается).

Данный перечень формируется в зависимости от наличия реальной практики обмена с РФ, а не только юридических обязательств. Например, многие страны и территории, включенные в перечень (напр., Андорра, Багамы, Гибралтар, Панама, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия и др.), являются, как и Россия, участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, но в реальности обмена по запросу с Россией не осуществляют.

Более того, в перечень иногда попадают даже те страны, с которыми Россией заключены СИДН (так было с Южной Кореей в 2016 году и Бразилией в 2016-2017 гг.; в настоящее время обе страны из перечня исключены, очевидно, после устранения препятствий для обмена).

Таким образом, если государство не включено в вышеназванный перечень ФНС (а также имеет действующее СИДН с Россией), достаточно высока вероятность того, что обмен налоговой информацией по запросу с данным государством реально работает.

Практика предоставления информации иностранными налоговыми органами в Россию

На сегодняшний день получение российскими налоговыми органами информации от иностранных коллег уже является реальной и регулярной практикой. Приведем несколько примеров предоставления российским налоговым органам данных из-за рубежа, оказавших влияние на результаты налоговых проверок и впоследствии на судебные решения. Во всех перечисленных случаях решения были приняты в пользу налогового органа.

Дополнительно отметим, что СИДН относят информацию, полученную в ответ на запрос, к тайной и подлежащей сообщению только налоговым органам и судам, и уже последние вправе раскрывать эту информацию в ходе открытого судебного заседания или при принятии судебных решений. Поэтому, информация, получаемая от иностранных налоговых органов, отражается в судебных решениях лишь фрагментарно, в части, необходимой для обоснования выводов суда.

  • В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2016 г. (заявитель – ПАО «Северсталь») из анализа информации, предоставленной финансовыми органами Республики Кипр, судом установлены такие обстоятельства, как схема процентного владения вовлеченными кипрскими компаниями, содержание их уставов, отчеты советов директоров этих компаний о полученных из России дивидендах и их последующей выплате в пользу акционеров – компаний Британских Виргинских островов, данные финансовой отчетности кипрских компаний и др. Эти данные имели ключевое значение при доказывании технической роли кипрских компаний и транзитного характера выплат дивидендов в контексте «фактического права на доход» как условия правомерного применения СИДН Россия-Кипр.
  • В Постановлении 13-го арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2015 г. (заявитель – ЗАО «АВТОТОР») указывается, что в рамках СИДН государственными органами Нидерландов была предоставлена информация о руководителе и о конечном бенефициаре связанной нидерландской компании в проверяемый период. В схеме выплаты дивидендов был установлен российский конечный бенефициар, обладающий фактическим правом на определение экономической судьбы дохода нидерландской компании.
  • В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11 июня 2015 г. (заявитель – ООО «Орифлэйм Косметикс») отмечается, что, по информации налоговых органов Нидерландов и Люксембурга, суммы денежных средств, выводимые из-под юрисдикции РФ, «в дальнейшем также не подвергались налогообложению иных налоговых юрисдикций». Движение лицензионных платежей, практиковавшееся между аффилированными компаниями, было оценено как недопустимый инструмент налоговой оптимизации.
  • В Решении Арбитражного суда г. Москвы от 6 марта 2019 г. (заявитель – ООО «Группа ОНЭКСИМ») упоминается, что налоговыми органами Кипра были предоставлены сведения о численности сотрудников иностранных компаний, приобретавших у Общества консультационные и юридические услуги. Факт отсутствия в них сотрудников помимо директоров способствовал выводу о «формальной регистрации иностранных компаний на территории Кипра и Британских Виргинских островов, тогда как вся деятельность ведется на территории РФ». Суд, с учетом прочих обстоятельств, согласился с выводом ИФНС о том, что фактически местом управления иностранных организаций для целей НДС является территория РФ.

Итак, в рамках существующих на сегодняшний день договорных механизмов (преимущественно – в рамках двусторонних СИДН) российские налоговые органы, при определённых условиях, имеют возможность получать от иностранных государств по своему запросу различные сведения о российских налогоплательщиках, в том числе:

  • об их участии или бенефициарном интересе в иностранных корпоративных структурах;
  • об отношениях номинального руководства, номинального и бенефициарного владения, существенного влияния или контроля;
  • о принятых в компании процедурах управления и принятия решений;
  • о договорных связях, структуре активов, движении дивидендов и иных выплат;
  • о содержании учредительных и иных корпоративных документов;
  • о финансовой отчетности;
  • о налогообложении спорных доходов в иностранных юрисдикциях или о его отсутствии;
  • о банковских счетах и финансовых операциях;
  • о недвижимом имуществе и др.

На практике, помимо наличия формально-юридических обязательств по обмену информацией, на его эффективность могут влиять и такие факторы, как:

  • степень заинтересованности государства в получении/передаче информации относительно конкретного лица или компании;
  • качество взаимодействия между налоговыми ведомствами конкретных стран;
  • уровень правовой и лингвистической проработки международных запросов;
  • временное ухудшение политических отношений между странами-партнерами по обмену и т.п.

Теги: обмен информацией, законодательство РФ