Общеобразовательная школа

Типы и виды образовательных организаций

Система российского образования на современном этапе развития претерпевает существенные изменения.

Принятие нового базового закона об образовании направлено не только на комплексную модернизацию данной сферы правоотношений, но и на расширение возможности граждан по получению образовательных услуг.

Изобилие учебных заведений, равно как и многообразие реализуемых ими образовательных программ, появление новых форм обучения, зачастую ставят потенциального потребителя образовательных услуг перед трудным выбором.

На сегодняшний день, под образовательной организацией законодатель понимает некоммерческую организацию, осуществляющую на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.

Однако не все образовательные организации имеют одинаковый правовой статус.

Прежде всего, образовательные организации создаются в формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Почему именно некоммерческие организации могут заниматься образовательной деятельностью?

Законодательство Российской Федерации определяет, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в том числе, в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Образовательная организация по своей юридической природе призвана осуществлять образовательный процесс, реализуя при этом одну или несколько учебных программ, т.е. она как и предполагается для некоммерческих организаций призвана удовлетворять духовные и иные нематериальные потребности граждан.

Для образовательных организаций наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами некоммерческих организаций являются учреждение и автономная некоммерческая организация.

Кроме того, образовательные организации в зависимости от учредителей подразделяются на государственные, муниципальные или частные.

В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления Минюста России по Тамбовской области внесены сведения о 84-х частных образовательных организациях, из них в форме частных учреждений – 64, автономных некоммерческих организаций — 20.

Следует отметить, что законодательством Российской Федерации об образовании строго регламентирована классификация образовательных организаций по их типам. Прежде всего, все типы образовательных организаций классифицируются на: основные и дополнительные.

К образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, относятся следующие типы:

1)

дошкольная образовательная организация;

2)

общеобразовательная организация;

3)

профессиональная образовательная организация.

Дополнительные образовательные программы вправе реализовывать следующие типы образовательных организаций:

1)

организация дополнительного образования;

2)

организация дополнительного профессионального образования.

Исходя из изложенного, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, которые они реализуют. Таким образом, чтобы определиться с типом конкретной образовательной организации, первоначально необходимо знать какие же виды образовательных программ будут либо уже реализуются в приоритетном порядке в данной организации.

Поскольку указание на тип образовательной организации должно обязательно содержаться в ее наименовании, образовательным организациям следует придерживаться классификации, установленной законодательством Российской Федерации об образовании.

Негосударственный сектор образовательных услуг, первоначально позиционирующийся в качестве альтернативы государственному образованию, все больше и больше завоевывает доверие граждан. Поддержание высокого уровня качества оказываемых в негосударственных образовательных организациях услуг, приводят к признанию негосударственного образования не менее эффективным, нежели образование, предоставляемое государственными и муниципальными учреждениями.

Спектр образовательных услуг, предоставляемых частными образовательными организациями, зарегистрированными на территории Тамбовской области довольно широк: среднее профессиональное (3) и дополнительное профессиональное образование (5), дошкольное образование (2), дополнительное языковое образование (2), обучение водителей (46), религиозное образование (4), подготовка персонала (5), подготовка частных охранников (5) и др.

Следуя нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным законом не позднее 1 января 2016 года.

Кроме того, частным (негосударственным) образовательным учреждениям при приведении уставов в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» необходимо учитывать нормы Гражданского Кодекса Российской Федерации, запрещающие соучредительство.

Таким образом, негосударственным образовательным учреждениям, имеющим несколько учредителей необходимо до 01.01.2016 пройти процедуру реорганизации в форме преобразования в автономную некоммерческую образовательную организацию, одновременно приведя устав созданной организации – правопреемника в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

По всем возникающим вопросам, касающимся государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы частных (негосударственных) образовательных организаций, а также их реорганизации необходимую информацию можно получить в Управлении Минюста России по Тамбовской области по адресу: 392036, г. Тамбов, ул. К. Маркса, д.142, каб. № 4, тел.: (4752) 47-65-79.

Детские учреждения это

Понятие «детские учреждения» есть во множестве нормативных документах СПДС, однако расшифровки этого термина не приводится ни в одном из них. Возможно, в каких-то документах эта расшифровка и встречается, но они мне, увы, не попадались.

По крайней мере, в тех документах, которые напрямую описывают эти самые детские учреждения, такая формулировка отсутствует.

Касалось бы странным – столько отсылок к термину и мало кто знает, что он толком обозначает. Давайте попробуем разобраться вместе.

Одна из самых внятных формулировок гласит: «Детские учреждения это общее название лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, предназначенных для обслуживания детей в возрасте до 14 лет включительно; находятся в ведении органов здравоохранения, просвещения и других ведомств, предприятий и организаций».

Медицинская энциклопедия.1991—1996гг.
Большая Российская Энциклопедия.1994 г.
Советская энциклопедия.1982—1984гг.

Соответственно, начальная школа и часть средней, если опираться на логику, является детским учреждением. С 14 уже подростки, им сейчас паспорта выдают, а до 14 лет – дети. Вроде всё логично. Но это лирика и на эту формулировку при проектировании опираться нельзя. А больше не на что.

Почему это меня напрягает? Да потому что подобная неразбериха доводит ситуацию до абсурда. Вот, например, отрывок из текста СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования»:

7.1.22 «…. При этом удаление ванн открытого бассейна от красных линий должно быть не менее 15 м; от территорий больниц, детских школьных и дошкольных учреждений, а также жилых домов и автостоянок — не менее 100 м.»

Что такое детское школьное учреждение не знает ни яндекс, ни гугл, ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ни соседствующий рядом СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования».

Вы думаете, что это единичный случай? Неа. Вот, к примеру, отрывок из СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003.»

5.7 «…. Относительную влажность внутреннего воздуха для определения точки росы следует принимать: для помещений жилых зданий, больничных учреждений, диспансеров, амбулаторно-поликлинических учреждений, родильных домов, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, общеобразовательных детских школ, детских садов, яслей, яслей-садов (комбинатов) и детских домов – 55 %;»

Опять какая-то непонятная детская школа. И я думаю, если хорошенько копнуть, то таких невнятных формулировок можно понаскрести еще уйму.

Что ты такое, детская школа? Согласно Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2018), дошкольные учреждения и школы это в принципе разные классы по функциональной пожарной опасности.

Да и само ФЗ №123 тоже какое-то мутноватое. Вот класс Ф 4.1 «здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций;». Детей с какого возраста? Да какая разница, говорит нам ФЗ №123. А между тем, в центры дополнительного образования, детей берут аж с годовалого возраста.

Вот, например, в соответствии с «Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. № 1204» существует такой тип образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях — с более раннего возраста, как «начальная школа — детский сад». Какой у него класс ФПО, интересно. Впрочем, это уже неважно, ибо в ФЗ №273 про этот тип учреждения ничего не сказано.

Можно, конечно, утешаться тем, что под детским школьным учреждением и образовательной детской школой понимаются, например, детские школы искусств, но это все-таки школы, класс Ф4.1, тогда как детские школьные учреждения упоминаются в своде правил для проектирования дошкольных учреждений, а общеобразовательные детские школы в СП50.13130 стоят рядом с детскими садами, причем просто школ в этой формулировке нет.

Все существующие типы образовательных организаций в РФ указаны в статье 23 ФЗ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
  • профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;
  • образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

То есть, если по простому, то это сверху вниз — садик, школа, путяга (техникум) и наконец ВУЗ или ВТУЗ.

Этот список является исчерпывающим, и в нем нет никаких детских школ. Школа это школа, а дошкольная образовательная организация осуществляет образовательную деятельность исключительно по образовательным программам ДОшкольного образования.

Еще больше хаоса вносят нормотворцы, которые пишут нам нормы по пожарной безопасности. Благодаря им мы уже давно закладываем кабель с индексом LTx в школах, опираясь вот на эту чудесное требование ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности», таблица 2: «кабель БЛА-БЛА-БЛА …для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в зданиях детских дошкольных и образовательных учреждений, специализированных домах престарелых и инвалидов, больницах, в спальных корпусах образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений».

Абсурдность ситуации в том, что некоторым индивидуумам во фразе «в зданиях детских дошкольных и образовательных учреждений» мерещатся школы, несмотря на то что это требование фактически распространяется на класс ФПО «Ф1.1 — здания дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирные), больницы, спальные корпуса образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций».

Физический смысл в том, что это требования для зданий, где невозможно моментально мобилизовать народ для эвакуации в силу его физической или интеллектуальной беспомощности. Школа к таким не относится, поэтому и имеет класс Ф 4.1 по Ф3 №123.

И даже соседний пункт, гласящий то же самое «кабель БЛА-БЛА-БЛА ……для прокладки, с учетом объема горючей нагрузки кабелей, в системах противопожарной защиты, а также в других системах, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара, в зданиях детских дошкольных образовательных учреждений, специализированных домах престарелых и инвалидов, больницах, спальных корпусах образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений» их не смущает.

Действительно, фразу «в зданиях детских дошкольных и образовательных учреждений» действительно можно толковать, как только фантазия позволяет, ибо есть:

  • детское учреждение (общее название)
  • детское образовательное учреждение (определения нет, но встречается часто)
  • дошкольное образовательное учреждение
  • образовательное учреждение.
  • детское дошкольное образовательное учреждение (видимо, сам факт отсутствия в принципе взрослых дошкольных образовательных учреждений как-то не пришел в голову авторам ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»)

И хотя школа не является по закону детским учреждением, кабель с индексом LTx в школе все же предусматривать надо. Но это и неплохо. Дети – цветы жизни, наше будущее. Всем хорошо, одному заказчику грустно, ведь он будет переплачивать за кабель только лишь из-за непроставленной запятой в тексте закона.

Ну ладно, детские школы в СП 50.13330.2012 перекочевали еще со СНиП 23-02-2003 и СНиП II-3-79. Но вот детские школьные учреждения в Своде Правил 2016 года – это уже перебор, как мне кажется.

ПОПУЛЯРНОЕ В БЛОГЕ

  • Проектирование 1

ООШ

Смотреть что такое «ООШ» в других словарях:

  • ООШ — объединённый оперативный штаб Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. ООШ обогрев одежды штурмана Словарь: Словарь сокращений и… … Словарь сокращений и аббревиатур

  • Коноваловская ООШ — МОУ «Основная общеобразовательная школа, г.Мариинский Посад» Основана: 1883 Учеников: 230 Адрес: 429572, Россия, Чувашская республика, Мариинский Посад, ул.Ломоносова, д.9 Телефон: Work(8 3542): 2 18 44 Эл. почта: konovalovo@yandex.ru Сайт … Википедия

  • Украинско-Российский институт — (УРИ) … Википедия

  • Список учебных заведений Мелитополя — Содержание 1 Высшее образование 2 Среднее специальное образование … Википедия

  • Районы Бердянска — Содержание 1 Микрорайон «Военный городок» 1.1 Население и жилой фонд … Википедия

  • Список школ России, небезопасных в пожарном отношении — По итогам проверки к учебному году МЧС России составило список школ, в которых грубо нарушаются правила пожарной безопасности. Приводим этот список, собранный на основе данных от 20 августа 2010 года. Дальневосточный региональный центр МЧС России … Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Основная общеобразовательная школа Мариинского Посада — МБОУ «Основная общеобразовательная школа, г.Мариинский Посад» Основана 1883 Учеников 230 Адрес 429572, Россия, Чувашская республика, Мариинский Посад, ул.Ломоносова, д.9 Телефон Work(8 3542): 2 18 44 … Википедия

  • Кораблинский район — Герб [[Файл … Википедия

  • Список общеобразовательных учреждений Кирова — Список общеобразовательных учреждений (школ), расположенных в городе Кирове в пределах муниципального образования. Наименование Кратко Прежние названия Основано Расположение Лицеи Лицей № 21 Лицей №21 Школа №21 пл. Конева Вятский технический… … Википедия

  • Учебные заведения Новомосковска — Основная статья: Новомосковск (Тульская область) Содержание 1 Высшее образование 2 Среднее профессиональное образование … Википедия

Основные виды учебных заведений в России
6511

Раньше на вопрос «Куда поступаешь?» было два ответа (если не углубляться в конкретные наименования). После восьми лет обучения шли в ПТУ, после десяти – в институт. Сейчас на каждом уровне образования есть несколько вариантов учебных заведений. Попробуем разобраться, чем они отличаются друг от друга.

Законодательная база

Типам образовательных организация посвящена статья 23 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Из нее мы видим, что в нашей стране существуют такие ОО:

  1. Дошкольные. Проще говоря, это детские сады. Их тоже существует несколько видов, но на них мы в этот раз подробно останавливаться не будем
  2. Общеобразовательные. Имеются в виду школы и подобные им заведения – о них тоже в этот раз не говорим.
  3. Профессиональные. Здесь обучают по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения.
  4. Высшего образования. Здесь дают высшее образование и занимаются наукой.
  5. Дополнительного образования. Это всевозможные курсы и кружки, которые могут посещать как дети, так и взрослые.
  6. Дополнительного профессионального образования. Здесь обучают по дополнительным профессиональным программам, то есть проводят курсы повышения квалификации и профпереподготовки.

ОО из третьего пункта мы привычно именуем ссузами, из четвертого – вузами.

Также рекомендуем: Уровни образования в России

Виды ссузов

Начнем со средних специальных учебных заведений. Хотя в упомянутом Федеральном законе такого понятия нет, и все они отнесены к уровню СПО. Все же мы будем использовать и старые, и новые термины. Ведь некоторые уровни образования по-прежнему именуются по старинке.

В каких заведениях можно получить начальное профессиональное образование

Такого понятия тоже с 2013 года не существует. В статье 108 Федерального закона №273-ФЗ указано, что НПО приравнено среднему профессиональному по программам подготовки квалифицированных рабочих.

Ранее его получали в профессионально-технических училищах (ПТУ). Сейчас все они преобразованы в учебные заведения следующих форм:

  • профессиональные училища;
  • профессиональные лицеи.

Они дают возможность за короткий срок (2 года 10 месяцев при очной форме) получить рабочую специальность. Обычно выпускники становятся поварами и кондитерами, мастерами-отделочниками, автомеханиками.

И тех, и других учебных заведений осталось очень мало. Примеры:

  • ПУ при Астраханском государственном архитектурно-строительном университете;
  • ПУ №15 в Курске;
  • ПЛ №25 в Красноярске;
  • Сальский казачий кадетский ПЛ.

Большая часть советских ПТУ, доживших до 2013 года, была преобразована в техникумы.

Чем они отличаются

Лицей по статусу несколько выше училища, так как предполагает углубленное изучение отдельных дисциплин. Кроме того, в лицеях чаще готовят по профессиям, не предполагающим физического труда, – например, парикмахер или секретарь.

В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование

СПО предполагает подготовку специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.

Здесь есть два вида учебных заведений:

  • техникум;
  • колледж.

Учиться в них нужно уже дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.

В техникумах можно рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.

Также считается, что учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже – к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.

Есть ли исключения

В общем виде иерархия ссузов выглядит так:

Колледж

Техникум

Профессиональный лицей

Профессиональное училище

Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие образовательные организации, именуемые училищами:

  1. Музыкальное училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это низкоквалифицированным трудом не назовешь.
  2. Медицинское училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по специальности 34.02.01 Сестринское дело .
  3. Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз, выпускники которого становятся офицерами.
  4. Нахимовское военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это образовательная организация основного общего и среднего общего образования. Проще говоря, учатся там школьники.

Можем ли мы отнести их к заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.

Так что иногда название может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.

В каких заведениях можно получить высшее профессиональное образование

В статье 9 ныне утратившего силу Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были перечислены основные виды высших учебных заведений. И хотя действующий Федеральный закон №273-ФЗ такого перечня не содержит, виды вузов остались теми же:

  • федеральный университет;
  • национальный исследовательский университет;
  • университет;
  • академия;
  • институт.

Вид вуза напрямую связан с его статусом. Меняется статус – меняется и название. Так, например, Московская финансово-юридическая академия перешла на следующую ступеньку и стала университетом.

Но здесь интересный ход сделан в отношении аббревиатуры. Она за годы существования вуза стала брендом, и, чтобы ее сохранить, знаменитые буквы включили в официальное название. Учебное заведение теперь называется «Московский финансово-юридический университет МФЮА». Соответственно, МГЮУ его никто не называет.

Стоит упомянуть и специальные названия, например, «Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского» или «Высшая школа народных искусств». Вид вуза обычно указывают в скобках после основного наименования ОО.

Начнем с последних трех видов из вышеприведенного списка. Такое деление – наиболее общее, и по нему проще проследить основные отличия.

Университет Академия Институт
Самостоятельность Только самостоятельная ОО Только самостоятельная ОО Самостоятельная ОО или часть вуза
Направления подготовки кадров Для разных отраслей (не менее 7) Для нескольких отраслей одного направления Для одной отрасли
Научные исследования Функции научного центра Обязательно Необязательно
Соотношение аспирантов и студентов 4 / 100 2 / 100 Нет требований
Аспиранты, защитившиеся в первый год после выпуска +25% +25%
Среднегодовой объем финансирования От 10 млн рублей 5-10 млн рублей До 5 млн рублей
Количество педагогов с учеными степенями Не менее 60% Не менее 55% Нет требований
Наличие факультета профессиональной переподготовки Обязательно Обязательно Необязательно

Получается, что среди высших учебных заведений нет такой четкой иерархии, как среди средних профессиональных. Нельзя сказать, что институт дает менее глубокую подготовку, чем университет. Разница – в том, какие условия то или иное учебное заведение может предложить студентам:

  • широту выбора профессий;
  • возможность заниматься наукой;
  • комфортное материально-техническое обеспечение (оно зависит от объема финансирования).

На количестве «остепененных» преподавателей заострять внимание не стоит. С одной стороны, отсутствие защищенной диссертации может компенсироваться богатым практическим опытом. С другой стороны, закончить аспирантуру и получить степень никогда не поздно. Поэтому концентрация ученых в вузе – показатель непостоянный.

Какие бывают университеты

Вернемся к списку видов вузов. Наряду с обычными университетами мы видим там федеральные и национальные исследовательские. Они оказываются на ступеньку выше относительно рассмотренных нами вузов.

Само понятие «федеральный университет» возникло в РФ в 2008 году с выходом Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. №716 . Создали их с целью модернизации образования и подготовки кадров для инновационной экономики. Всего в стране существует 10 ФУ:

  • Сибирский;
  • Южный;
  • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина;
  • Дальневосточный;
  • Казанский (Приволжский);
  • Северо-Восточный имени М. К. Аммосова;
  • Балтийский имени Иммануила Канта;
  • Северный (Арктический) имени М. В. Ломоносова;
  • Северо-Кавказский;
  • Крымский имени В. И. Вернадского.

Все они создавались указами главы государства. Работа каждого из них тесно связана с социально-экономической ситуацией соответствующего федерального округа.

И если статус ФУ – пожизненный, то национальным исследовательским университет может стать, только выиграв конкурс. Его проводят Правительство и Минобрнауки. Цель конкурса – выявить вузы, которые заняты важнейшими научными исследованиями. Перечень показателей, которым должен соответствовать НИУ, приведен в Приказе Минобрнауки России от 22.09.2015 №1038 .

Категория НИУ присваивается на 10 лет, но ее вуз может потерять в любое время, если реализация научно-исследовательских программ не даст ожидаемого эффекта.

Таких вузов в России сейчас 25: Десять из них сосредоточены в Москве, по три – в Санкт-Петербурге и Новосибирске, по два – в Перми и Томске, по одному – в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове и Челябинске.

Особенные российские вузы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет занимают особые места в структуре отечественного образования. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 10.11.2009 г. №259-ФЗ .

Главные отличие МГУ и СПбГУ от всех прочих вузов России:

  1. Для них не являются обязательными федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Статья 4 упомянутого ФЗ разрешает им внедрять программы по собственным образовательным стандартам.
  2. Они вправе проводить свои вступительные испытания.
  3. Они самостоятельно утверждают формы дипломов, которые приравниваются к документам о квалификации государственного образца.
  4. Диссертационные советы этих вузов не зависят от ВАК. Присужденные ими ученые степени не нуждаются в утверждении.

К тому же МГУ и СПбГУ могут выполнять государственные заказы по определенным видам деятельности.

Ссуз как подразделение вуза

Нередко высшие учебные заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для крупных образовательных организаций.

Чаще всего на базе вузов создаются колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое к университетскому.

При такой насыщенной структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.

В каких заведениях можно получить дополнительное профессиональное образование

Для реализации этих программ главное – иметь соответствующую лицензию. А получить ее могут как специально созданные для таких целей организации ДПО, так и ссузы или вузы.

Первые нечасто получают аккредитацию, а, значит, выдают дипломы установленного образца. У вторых больше возможностей для выдачи документов государственного образца. Соответственно, отличаются и цены.

Куда поступать?

Резюмируя вышесказанное, дадим несколько советов для тех, кто выбирает подходящее учебное заведение. Ответьте для себя на вопрос: что вам нужно в ближайшей перспективе?

Также рекомендуем: Зачем поступать в магистратуру

Что нужно Куда поступать
Рабочая профессия, быстро и без особых сложностей Профессиональное училище
Рабочая профессия, быстро, с углубленным изучением отдельных дисциплин Профессиональный лицей
Квалификация по программе базового уровня Техникум
Квалификация по программе углубленного уровня с перспективой поступления в вуз Колледж
Обычное высшее образование Университет, академия или институт (в зависимости от наличия интересующего вас направления обучения и условий)
Инновационное высшее образование с уклоном в экономические потребности своего региона Федеральный университет
Высшее образование с возможностью серьезно заниматься наукой Национальный исследовательский университет

Но даже если вы ошибетесь с выбором – ничего страшного. Всегда можно продолжить обучение в другом месте. Тем более непрерывное образование у нас в почете.