Обязанность судебного пристава исполнителя

Что должен знать должник об исполнительном производстве ?

Как показывает многочисленная практика по исполнительным делам, не мало должников узнают о возбуждении исполнительных производств в отношении них судебными приставами-исполнителями не своевременно, как установлено статьей 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а через месяц, иногда несколько месяцев, бывает через годы с даты возбуждения исполнительного производства. В связи с чем у должников из-за этого могут возникнуть разные проблемы.

В этой юридической статье пойдет речь о том, что должен знать должник об исполнительном производстве, чтобы при необходимости защитить свои права и интересы, которые не редко нарушаются судебными приставами-исполнителями в рамках исполнительного производства.

Возбуждение исполнительного производства

Возбуждение исполнительного производства судебным приставом-исполнителем (далее – судебным приставом) на основании исполнительного документа подробно регулируется статьями 30, 33 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ № 229-ФЗ), которые очень важно знать не только взыскателю, но и должнику по исполнительному производству (далее – ИП).

Исходя из положений статей 30, 24 ФЗ № 229-ФЗ судебный пристав обязан копию постановления о возбуждении ИП не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, выслать в адрес должника по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В ч.1 статьи 24 ФЗ № 229-ФЗ перечислены многие способы извещения о возбуждении ИП, но при рассмотрении административного иска должника при обжаловании действий (бездействий) судебного пристава важным доказательством является высылка судебным приставом копии постановления о возбуждении ИП именно по почте ценным письмом с уведомлением о вручении. Более подробно об этом с примерами из судебной практики можно будет ознакомиться

Что зависит от того, узнал должник о возбуждении в отношении него судебным приставом ИП своевременно, не своевременно или вообще не знал?

Во-первых, от этого зависит возможность должника в течение 5 дней со дня получения им постановления о возбуждении ИП добровольно оплатить полностью или частично долг, указанный в исполнительном документе. А от этого зависит размер исполнительского сбора, который судебный пристав может взыскать с должника на основании статьи 12 ФЗ № 229-ФЗ (размер исполнительского сбора 7% от суммы долга). Как должнику избежать взыскание исполнительского сбора или уменьшить его, смотрите

Во-вторых, от этого зависит возможность для должника своевременно отменить судебный приказ, вынесенный мировым судьей. Как это правильно можно сделать должнику, смотрите

В-третьих, от этого также зависит возможность для должника своевременно приостановить исполнительное производство путем обращения с заявлением в суд о предоставлении рассрочки исполнения решения суда на основании статьи 203 ГПК РФ. Как это сделать, смотрите

В-четвертых, от этого зависит возможность для должника признать незаконным постановление судебного пристава о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации на основании статьи 67 ФЗ № 229-ФЗ. Как это можно сделать должнику, подробней

В-пятых, от этого может зависеть отмена судом на основании административного иска должника постановление судебного пристава об аресте имущества должника, если должник не знал о возбуждении судебным приставом в отношении него ИП. О некоторых способах защиты должника при аресте его имущества судебным приставом смотрите

Что важно должнику сделать, когда он узнает о возбуждении судебным приставом в отношении него ИП?

Во-первых, не нужно звонить по телефону судебному приставу и вести с ним бесполезный разговор по поводу возбужденного ИП.

Во-вторых, должнику по ИП лучше сразу обратиться к юристу или к адвокату, которые имеют юридическую практику по делам, связанным с исполнительными производствами, за юридической консультацией.

В-третьих, должнику следует и самому ознакомиться в первую очередь со статьями 12, 14, 21, 22, 30, 31, 50, 64.1 ФЗ № 229-ФЗ.

В-четвертых, далее должнику нужно подготовить в 2-х экземплярах Заявление в адрес судебного пристава с ссылкой на статью 50 ФЗ № 229-ФЗ о предоставлении ему для ознакомления, для снятия фотокопий материалы ИП и заверенную копию исполнительного документа судебным приставом. Первый экземпляр заявления нужно передать через канцелярию подразделения ФССП обязательно под роспись с указанием входящего номера на втором экземпляре этого заявления.

Чего может добиться должник в этом случае?

Во-первых, судебный пристав поймет, что должник знаком с положениями ФЗ № 229-ФЗ, и не будет его «дурачить» и вводить в заблуждение, как не редко это делают судебные приставы, когда уверены в том, что должник или взыскатель по ИП не знает даже положений статьи 50 ФЗ № 229-ФЗ.

Во-вторых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа без заявления взыскателя. В этом случае на основании статей 14, 31, 121, 122, 123 ФЗ № 229-ФЗ можно будет отменить постановление судебного пристава о возбуждении ИП.

В-третьих, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, предъявленного взыскателем не по месту совершения исполнительных действий, или исполнительный документ не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 ФЗ № 229-ФЗ. В этом случае тоже можно добиться отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

В-четвертых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, срок предъявления которого согласно статьям 21, 22 ФЗ № 229-ФЗ уже истек и не восстановлен судом на основании статьи 432 ГПК РФ. ИП в этом случае тоже можно будет отменить.

В-пятых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, который был ранее предъявлен взыскателем к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 ФЗ № 229-ФЗ. Это является основанием для отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

В-шестых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, который был ранее предъявлен взыскателем к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ. Это тоже является основанием для отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

В-седьмых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, который был предъявлен взыскателем к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 ФЗ № 229-ФЗ. В этом случае можно отменить постановление судебного пристава о возбуждении ИП.

В-восьмых, при ознакомлении с материалами ИП может быть установлено, что судебный пристав возбудил ИП на основании исполнительного документа, выданного на основании судебного акта, не вступившего в законную силу. Это тоже является основанием для отмены постановления судебного пристава о возбуждении ИП.

При этом должнику нужно знать, что в перечисленных восьми случаях судебный пристав не имеет права сам отменить свое постановление о возбуждении ИП.

Это может сделать на основании обоснованной жалобы должника только старший судебный пристав на основании части 5 статьи 14 и части 1 статьи 123 ФЗ № 229-ФЗ.

(Об этом смотрите также разъяснение Пленума Верховного Суда РФ в пункте 10 Постановления № 50 от 17.11.2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Окончание исполнительного производства

Часто взыскатели и должник по ИП путают окончание ИП с прекращением ИП, которые регулируются совершенно разными статьями ФЗ № 229-ФЗ и имеют разные основания для окончания ИП и для прекращения ИП судебным приставом.

Окончание ИП регулируется статьей 47 ФЗ № 229-ФЗ, в некоторых случаях с ссылкой на статью 46 ФЗ № 229-ФЗ.

Какие могут быть основания для вынесения судебным приставом постановления об окончании ИП?

ИП оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

  • фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
  • фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
  • возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 ФЗ № 229-ФЗ;
  • возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
  • направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
  • признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему.

Разберем более подробно эти случаи, при наличии которых судебный пристав обязан окончить ИП.

Во-первых, если должник оплатил полностью долг по ИП, то это не означает, что судебный пристав сразу вынесет постановление об окончании ИП и снимет все ограничения в отношении должника, в т.ч. снимет арест с его счета в банке или с имущества должника. Судебный пристав может и не знать, что должник по ИП погасил весь долг по ИП. А поэтому должнику придется в этом случае потрудиться в своих интересах.

Должник может оформить в 2-х экземплярах на основании статей 50, 47 ФЗ № 229-ФЗ заявление на имя конкретного судебного пристава-исполнителя об окончании ИП и о снятии всех ограничений, введенных в отношении него судебным приставом, и первый экземпляр заявления с письменными доказательствами о погашении им долга передать в канцелярию подразделения ФССП под роспись на втором экземпляре заявления с указанием входящего №. Далее смотрите статью 47 ФЗ № 229-ФЗ, что обязан будет сделать судебный пристав после получения от должника такого заявления.

Во-вторых, если кто-то из солидарных должников оплатил полностью долг по ИП, то остальные солидарные должники также вправе требовать от судебного пристава на основании статей 59, 47 ФЗ № 229-ФЗ окончание ИП, возбужденных в отношении них судебным приставом.

В-третьих, Законодатели немного усложнили основания, указанные в п.3 части 1 статьи 47, для окончания ИП с ссылкой на статью 46 ФЗ № 229-ФЗ. Все пункты в статье 46 ФЗ № 229-ФЗ можно было бы указать в статье 47 этого Закона. Статья 47 была бы больше, зато не было бы того, что указано в статье 46 ФЗ № 229-ФЗ, и было бы понятней положения статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ для многих, которые не редко пишут в своих вопросах, что судебный пристав окончил ИП на основании п.п.2, 3 статьи 46 ФЩ № 229-ФЗ, что не верно. Судебный пристав окончить ИП может на основании пунктов статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ, а на основании пунктов 46 ФЗ № 229-ФЗ он возвращает взыскателям исполнительные документы.

Должникам, как и взыскателям нужно знать и помнить, что если судебный пристав окончил ИП на основании п.3 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ и возвратил взыскателю исполнительный документ на основании п.4 части 1 статьи 46 ФЗ № 229-ФЗ, то взыскатель вправе снова предъявить этот исполнительный документ ко взысканию через 6 месяцев (см. ниже выписку п.4 части 1 статьи 46 ФЗ № 229-ФЗ).

4) если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными;

Должник в этом случае может спокойно жить 6 месяцев?

Да, это так, если только взыскатель понятий не имеет о положениях ФЗ № 229-ФЗ и не обращается своевременно за консультацией к юристу или к адвокату, которые имеют большой опыт по исполнительным делам.

В-четвертых, если судебный пристав окончил ИП на основании п.8 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ (в связи с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом), то в этом случае подлинный исполнительный документ хранится в материалах оконченного ИП, а не возвращается взыскателю.

Если судебный пристав окончил ИП на основании положений статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ, то он обязан:

  • выслать в адрес взыскателя и должника копию постановления об окончании ИП;
  • выслать взыскателю подлинный исполнительный документ, если ИП окончено на основании п.3 части 1 статьи 47 ФЗ № 229-ФЗ;
  • снять с должника все ограничения (арест счета, арест имущества, временное ограничение для должника выезд из Российской Федерации и т.д.), вынесенные судебным приставом в рамках ИП;
  • убрать с сайта ФССП России сведения о должнике (это отдельный вопрос и не простой, так как регулируется не ФЗ № 229-ФЗ).
  • не нарушать права и интересы сторон исполнительного производства.

Арест счета должника

Арест на счет должника в любом банке судебный пристав вправе наложить путем вынесения постановления с соблюдением положений статей 30, 68, 70, 99, 101 ФЗ № 229-ФЗ, которое он высылает в банк.

Если на арестованный судебным приставом счет должника ежемесячно поступает заработная плата, пенсия или доходы, перечисленные в статье 101 ФЗ № 229-ФЗ, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то банк или другая кредитная организация обязаны соблюдать при этом положения статей 99, 101 ФЗ № 229-ФЗ.

До недавнего времени с этими вопросами у многих должников часто были разные проблемы.

С 1 июня 2020 года начали действовать в статьях ФЗ № 229-ФЗ важные дополнения, внесенные Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Это касается в первую очередь прав должников по исполнительным производствам с учетом положений статей 99, 101 Федерального закона № 229-ФЗ. Поэтому должникам (и не только им) не помешает самим ознакомиться со статьями 69, 70, 81, 98, 101 Федерального закона № 229-ФЗ в новой редакции с учетом положений Федерального закона № 12-ФЗ от 21.02.2019 года.

Особенно важными для должников по ИП являются дополненные новые части 5.1, 5.2 в статью 70 ФЗ № 229-ФЗ, которые действуют с 1 июня 2020 года (см. ниже выписку из статьи 70 ФЗ № 229-ФЗ).

5.1. Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.
(часть 5.1 введена Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ)
5.2. Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах. (часть 5.2 введена Федеральным законом от 21.02.2019 N 12-ФЗ)

Но это не означает, что теперь у должников по ИП не будет проблем с применением банками положений статей 70, 99, 101 ФЗ № 229-ФЗ, если судебный пристав-исполнитель арестует счет должника, на который ему ежемесячно перечисляют заработную плату или иные доходы, в том числе доходы, перечисленные в статье 101 ФЗ № 229-ФЗ.

Какие бы не были хорошие и справедливые Законы, они сами «работать» не будут, их нужно знать и уметь пользоваться ими на практике. Поэтому, если судебный пристав-исполнитель наложил арест на любой счет должника, а тем более на тот счет, на который ему перечисляют заработную плату, пенсию и другие доходы, должнику нужно сразу обращаться с заявлением или жалобой к судебному приставу и в банк, в котором находится арестованный счет, с приложением доказательств, что на арестованный счет он получает заработную плату или другие доходы. После этого будет больше гарантий для должника, что деньги, которые незаконно будут списаны с его счета именно банком, можно будет вернуть или взыскать с банка.

Что конкретно делать должнику, если его счет арестован судебным приставом в рамках ИП, более подробно можно ознакомиться

В этой юридической статье я попытался разъяснить с ссылками на положения Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» только часть тех основных вопросов, с которыми приходится сталкиваться постоянно многим сторонам исполнительного производства (взыскателям и должникам). Если стороны исполнительного производства реально будут знать хотя бы основные положения этого Закона, то у них меньше будет проблем по исполнительным производствам, в том числе в отношениях с судебными приставами, которые будут осознавать, что любое их действие или бездействия будут своевременно и грамотно обжалованы взыскателем или должником с учетом положений Федерального закона № 229-ФЗ.

Помимо проблем, которые возникают у должников по исполнительным производствам, когда их права и интересы нарушают судебные приставы, не редко на практике бывают случаи, когда у них возникают проблемы от грамотных взыскателей, особенно от коллекторов, которые используют нужные положения ФЗ № 229-ФЗ и, минуя судебных приставов, с учетом положений статей 8, 9, 70 ФЗ № 229-ФЗ сами начинают взыскивать долги с должников на основании исполнительных документов. Решать такие проблемы у должников даже опытным юристам и адвокатам, которые годами этими исполнительными вопросами занимаются, бывает очень сложно. Это отдельный вопрос, который можно будет раскрыть и разъяснить с примерами из судебной практики в отдельной юридической статье.

Юрист Зотов В.И.

г.Петрозаводск

Судебные приставы: функции, задачи, обязанности

Судебные приставы. Кто это? Какие у них задачи? Что входит в круг обязанностей судебных приставов?

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России) — федеральный орган государственной власти, функциями которого являются обеспечение установленного порядка деятельности судов, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, а также должностных лиц. Кроме того, данный государственный орган реализует правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В Российской Федерации судебные приставы являются федеральными государственными гражданскими служащими Российской Федерации.

Федеральная служба судебных приставов России подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.

Основными задачами данного органа государственной власти являются:

  1. Обеспечение установленного порядка деятельности судов всех уровней, а также мировых судей;
  2. Организация принудительного исполнения вступивших в законную силу и не исполняемых в добровольном порядке судебных актов, судебных актов, подлежащих немедленному исполнению, а также актов других органов и должностных лиц;
  3. Исполнение уголовно-процессуального законодательства по делам, отнесённым к подследственности Федеральной службы судебных приставов;
  4. Управление территориальными органами ФССП России.

Судебные приставы подразделяются на:

  • судебных приставов-исполнителей;
  • судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В чем заключается разница между двумя этими должностями?

Судебный пристав-исполнитель — должностной лицо, в чьи обязанности входит непосредственно принудительное исполнение судебных актов, актов других органов.

Основной обязанностью является исполнение решений, постановлений, заключающееся во взыскании денежных сумм. Взыскание подразумевает под собой наложение ареста на денежные средства, как на наличные, так и находящиеся на счетах должника, также и арест имущества, с последующей его реализацией и погашением задолженности. Кроме того, для скорейшего исполнения находящихся в производстве исполнительных документов, судебный пристав наделен дополнительными полномочиями, а именно: возможностью установления запрета выезда за пределы Российской Федерации, запрета на выдачу загранпаспорта, запрета на отчуждение имущества (движимого или недвижимого), запрета на отчуждение плодов интеллектуальной деятельности.

Чаще всего жалобы на судебных приставов подаются именно на действия (бездействие) сих доблестных представителей службы. Возможны случаи, когда пристав-исполнитель слишком рьяно относятся к исполнению своих должностных обязанностей и в результате оставляют должника в буквальном смысле без средств к существованию и последнего имущества. Однако, чаще возможен противоположный вариант, когда в рамках возбужденного исполнительного производства исполнительные действия не производятся.

Какие действия в данном случае необходимо предпринять должнику и взыскателю для защиты своих прав в рамках возбужденного исполнительного производства? Прежде всего нужно знать, что Федеральная служба судебных приставов, как и любой другой орган государственной власти, в своей деятельности руководствуется законами и подзаконными актами. Основными нормативными актами являются:

  • Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Первый из них определяет сроки, условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, регламентирует размер удержаний из заработной платы и иных доходов должника, также содержит виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание. Вторым законом регламентированы права и обязанности судебных приставов.

Пристав по ОУПДС — встречается в основном на входе в органы судебной власти (суды), требуя от вас предъявить паспорт (сумку, коробку, барсетку и т.д.). При осуществлении исполнительных действий выступают в качестве силовой поддержки пристава-исполнителя, а также в качестве бесплатной рабочей силы для погрузки, выгрузки, подъёма и переноса изъятого у должников имущества.

При осуществлении своих служебных обязанностей судебными приставами исполнителями обязательно ношение форменной одежды и нагрудного служебного знака судебнoго пристава, что отличает их от всевозможных коллекторов, представляющихся зачастую именно приставами.

Нагрудный служебный знак представляет сoбой фигурный щит, с наложенными на него рифлёными лучами с лентами, круглым медальoном с двуглавым oрлoм, лентой с серией и номером, а также надписью «ФССП России». Каждый нагрудный знак имеет свою серию и нoмер. Данный знак должен размещаться на левой стороне груди форменной одежды или гражданского костюма судебного пристава.

Так что, при наличии элементарных познаний в области исполнительного производства, вы можете обезопасить себя от большинства проблем, возникающих в ходе исполнения судебных и иных актов.

Потапов Павел Евгеньевич, юрист-эксперт ЭПОД юридической компании ООО «Волжский гарант»

Редактор: Игорь Решетов

Что входит в обязанности судебного пристава-исполнителя?

Судебный пристав – это должностное лицо, проходящее государственную гражданскую службу, которое исполняет судебные решения или же создает условия для обеспечения законности отправления правосудия. Указанная деятельность под силу не каждому, даже высококвалифицированному специалисту.

Дело в том, что от государственного служащего требуется также выдержка и профессиональная подготовка при работе с многочисленной информацией. Ведь указанная профессия автоматически означает отсутствие нормированного рабочего времени и максимальную загруженность делами и служебными командировками.

Права и обязанности судебных приставов

Поскольку работа судебных приставов разносторонняя и многообразна, количество обязательств и полномочий также сложно пересчитать «по пальцам». Однако можно выделить основные и дополнительные.

К основным обязанностям и правам относятся:

  • Подготовка, ведение и завершение исполнительных производств;
  • Направление почтовой и электронной корреспонденции в порядке взаимодействия с гражданами и организациями;
  • Подготовка и направление межведомственных запросов для полного и правильного исполнения судебного решения;
  • Возможность проведения мероприятий в пределах частной собственности (дом, земельный участок, автомобиль), направленных на выявление и изъятие имущества в часть погашения задолженности;
  • Наложение многочисленных арестов для списания денежных средств, находящихся на счетах в банках.

В число дополнительных профессиональных функций включают:

  1. Направление повесток и осуществление принудительного привода;
  2. Проведение рейдов совместно с другими государственными структурами (Администрация, Государственная автоинспекция, Прокуратура);
  3. Исполнение внутренних поручений.

Указанный список сложно назвать «полным», ведь каждое исполнительное производство по своей юридической (и жизненной) сути индивидуально. Соответственно все действия могут быть не совсем похожими, хотя их суть будет трактоваться в одном контексте.

Основы деятельности

Управление Федеральной службы судебных приставов имеет в качестве своей основной деятельности два направления:

  • Исполнение судебных актов (в том числе административных и уголовных штрафов);
  • Обеспечение порядка проведения процедуры судопроизводства.

Первые типы специалистов находятся в здании территориальных отделов и управлений, а также выезжают на осмотры и другие исполнительские действия. Их рабочий день настроен на ежедневное направление запросов, получение на них ответов, получение и направление исполнительных листов для дальнейшего взыскания.

Второй же тип все свое рабочее время проводит в здании суда, проверяя посетителей на предмет опасных устройств, которые могут угрожать другим лицам, проверяя процесс судопроизводства в залах судебных заседаний для предотвращения оскорблений и иных незаконных действий.

Специалисты по взысканию задолженностей

Принципы разделения служебных обязанностей строятся по следующим основаниям:

  1. Работа с физическими лицами;
  2. Проверка юридических лиц;
  3. Исполнение решений в отношении муниципальных структур и должностных лиц;
  4. Алиментные обязательства.

Наиболее актуальными являются первый и последний пункт, которые по своему характеру очень разнообразны и требуют максимального контроля и розыскных мероприятий.

Приставы-исполнители по работе с алиментными выплатами

В современном мире брачно-семейные отношения строятся по принципу материальной зависимости, и практически полным отсутствием духовного начала. В связи с этим большей частью исполнительных документов становятся требования о взыскании алиментных платежей в пользу несовершеннолетнего.

Их количество возрастает с каждым годом и тому пример огромные долги, которые матери не могут получить для осуществления нормальной жизнедеятельности. При этом количество специалистов, ведущих подобные дела, не так много. В связи с этим правильного и полного исполнения в установленные сроки добиться просто невозможно.

Ежедневно специалистами – приставами совершаются следующие мероприятия:

  1. Получение исполнительных листов;
  2. Возбуждение производства по делу;
  3. Сбор информации по должнику, его опрос и предоставление сроков для добровольной уплаты возникшей задолженности;
  4. Направление документов работодателям;
  5. Наложение ареста на счета на счета в банке и имущество, принадлежащее ответчику.

Как правило, все действия повторяются ежедневно, с новыми гражданами, фамилиями и жизненными ситуациями. Не каждый способен выдерживать подобный темп жизни, поскольку именно от него зависят судьбы многих людей.

Должностные обязанности

Помимо взыскания денежных средств и алиментных платежей, судебные приставы также осуществляют принудительное исполнение решений по следующим делам:

  • Установление порядка общения с ребенком;
  • Избрание места проживания несовершеннолетнего с одним из родителей;
  • Выселения граждан, в том числе предварительно снятых с регистрационного учета по решению федерального судьи;
  • Проведение работ по демонтажу конструкций и сооружений.

Подобные меры требуют наиболее глобальных усилий, ведь рабочие моменты совершаются непосредственно с гражданами, которые по праву имеют свои взгляды и понятия.

Приставов, работающих в судах по организации установленного порядка

Отдельного обсуждения требуют специалисты, проводящие все свое рабочее время в пределах здания суда: начиная от Конституционного и заканчивая мировым судьей какого-нибудь небольшого, по территориальному принципу, участка.

Их главными обязанностями являются:

  • Обеспечение безопасности – для этого они при входе осматривают и проверяют всех посетителей на предмет наличия у последних взрывоопасных, колющих режущих орудий;
  • Предотвращение применения насилия к сотрудникам суда или сторонам по делу (как гражданских, так и уголовных);
  • Оказание содействия в передачи документов на судебном заседании или по поручению судьи;
  • Доставление граждан, уклоняющихся от повесток – путем принудительного привода.

То есть, в отличие от первого типа специалистов, сотрудники по обеспечению порядка больше заботятся о непосредственной безопасности граждан. По этой причине у них иначе определяется размер заработной платы, льготы и иные условия работы.

Старшего судебного пристава

В каждом территориальном отделе имеется старший специалист, который наделяется полномочиями по управлению штатным коллективом и обеспечению прохождения последними государственной службы. В связи с этим ему поручаются следующие обязанности:

  1. Координация деятельности отдела;
  2. Вопросы кадровой политики (помимо приема на работу и увольнения);
  3. Ответы на жалобы и обращения;
  4. Проведение учебных и семинарских занятий;
  5. Осуществление надзора по некоторым спорным исполнительным производствам.

При этом наравне с большим объемом обязанностей и повышенным окладом, к старшему судебному приставу прибавляется и объем ответственности, которая на него возложена Управлением.

Руководителей управления

Каждый регион нашей страны имеет Управление Федеральной службы судебных приставов. Он выполняет распорядительные и надзорные функции, а именно:

  1. Кадровая политика (проведение набора претендентов, обучение, проведение конкурсов), включая последующее увольнение;
  2. Бухгалтерия и привязанные к ней выплаты;
  3. Проведение проверок (внутренних по региону с последующей передачей в «головное» управление).

То есть непосредственно вопросы по исполнительным производствам они не решают, однако могут предоставлять методические рекомендации.

Основные принципы государственной гражданской службы

В соответствии с ФЗ об исполнительном производстве, основными принципами, которыми должен руководствоваться судебный пристав-исполнитель являются:

  • Честность;
  • Открытость;
  • Законность;
  • Соблюдение сроков.

Только соблюдая все правила, и не злоупотребляя своими полномочиями, судебный пристав может считаться профессионалом в сфере исполнения наказания. Ведь каждое исполненное решение суда – это большой шаг в решении гражданских и административных спорах.

Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 12 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 97-ФЗ

См. предыдущую редакцию

2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;

при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;

при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;

совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».