Омбудсмен

Содержание

Кто такой омбудсмен и какие функции он выполняет?

Последнее обновление — 6 апреля 2015 года

Президент России Владимир Путин подписал поправки в Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Согласно изменениям, омбудсмен может оказывать гражданам РФ организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своей компетенции, а также создать в качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по правам человека, включив в его состав по одному представителю от каждого федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в регионах.

Документом также установлены дополнительные требования к занимающим эту должность. В частности, омбудсмен не может иметь иностранное гражданство либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

АиФ.ru рассказывает, чем занимается омбудсмен в России и что входит в его полномочия.

Омбудсмен — это должностное лицо, уполномоченное конституцией или специальным законом контролировать деятельность правительственных учреждений, министерств и ведомств. В отличие от других чиновников, омбудсмен осуществляет контроль и ведёт расследование с точки зрения не только законности, но и справедливости.

Омбудсмен может избираться или назначаться различными способами. В подавляющем большинстве стран любой гражданин вправе обратиться к омбудсмену, который, обнаружив злоупотребление, обращается к соответствующему органу или должностному лицу и предлагает его устранить. В случае отказа он может обратиться в органы правосудия или в парламент.

Омбудсмен действует не только по жалобам граждан, но и по собственной инициативе. В РФ омбудсмена также называют Уполномоченным по правам человека.

Институт омбудсмена в России

Новость по теме Путин одобрил кандидатуру Памфиловой на пост омбудсмена Впервые должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации нормативно установлена в статье 103 Конституции РФ. В 1994 году Государственная Дума назначила на эту должность Сергея Ковалева. 22 марта 1998 года по 13 февраля 2004 года эту должность занимал Олег Миронов, с 13 февраля 2004 года— Владимир Лукин, с 18 марта 2014 года — Элла Памфилова.

Правовой статус омбудсмена России закреплён в Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Согласно документу, омбудсмен выступает в качестве беспристрастного посредника между пострадавшим гражданином и должностными лицами. Уполномоченный защищает права и законные интересы граждан.

Деятельность омбудсмена не ограничивается рассмотрением жалоб и заявлений граждан. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан, либо в случаях защиты интересов лиц, не способных самостоятельно отстоять свои права, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры.

Основные задачи уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются:

— восстановление нарушенных прав;
— совершенствование законодательства Российской Федерации относительно прав человека и и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
— развитие международного сотрудничества в области прав человека;
— правовое просвещение граждан.

Какие полномочия у омбудсмена в России?

Уполномоченный по правам человека в соответствии с федеральным законодательством обладает следующими полномочиями:

— обеспечивает защиту прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
— в случае массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный выступает с докладом на очередном заседании Государственной Думы о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний;
— обращается в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействиями) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
— обращается с ходатайством о возбуждении административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица;
— обращается с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда или постановления суда либо постановления судьи;
— обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан в конкретном деле.

Омбудсмен не вправе принимать решения, отнесённые к компетенции других государственных органов автономного округа, органов местного самоуправления и должностных лиц.

Кто может обратиться к омбудсмену?

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с принятыми решениями.

Когда и где возникла должность омбудсмена?

Должность омбудсмена впервые возникла в Швеции в XVI веке. Назначенный на эту должность человек контролировал судебных чиновников. Компетенции омбудсмена значительно расширили после разгрома шведов под Полтавой. Король Швеции Карл XII на протяжении нескольких лет находился в Турции, за время его отсутствия система управления в государстве пришла в упадок. Для наведения порядка среди чиновников и судей он учредил пост Королевского омбудсмена юстиции, в обязанности которого входил надзор за деятельностью правительственных чиновников. Омбудсмен получил звание Канцлера юстиции и широкие полномочия по контролю органов правосудия и королевской администрации. А в 1809 году в Швеции ввели институт Омбудсмена юстиции, который был уже отделён от канцлера юстиции, подчинённого королю. Существенным отличием Парламентского омбудсмена от Канцлера юстиции являлось то, что Канцлер защищал интересы короля, а Парламентский омбудсмен — интересы простых людей.

Возможно вам будет интересно: Кто такой супервайзер и его обязанности →

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации


Должность занимает
Татьяна Николаевна Москалькова
с 22 апреля 2016 года

Кандидатура предлагается

Президентом Российской Федерации

Назначается

Государственной думой

Срок полномочий

5 лет

Должность появилась

1994 год

Должность восстановлена

1998 год

Первый в должности

Сергей Адамович Ковалёв

Сайт

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации 1993 г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана, хотя официальные названия должности в разных странах различные.

В 2015—2016 годах была проведена реформа, в результате которой существующие в России региональные Уполномоченные по правам человека были фактически подчинены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Таким образом образовалась «вертикаль» государственных правозащитников.

История

22 ноября 1991 года Верховный совет РСФСР принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина, статья 40 которой предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, причем указывалось, что он «назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР». Последовавший вскоре распад СССР привел к тому, что эту должность так и не ввели.

Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации была введена Конституцией России 1993 года. Однако становление этого правозащитного института происходило в 1990-е годы с большим трудом. Первым Уполномоченным стал С. А. Ковалев, назначенный на эту должность Государственной думой 17 января 1994 года. Он одновременно возглавлял Комиссию по правам человека при президенте России, созданную указом президента России от 1 ноября 1993 года. Эта комиссия была наделена полномочиями по рассмотрению обращений жалоб на нарушение их прав на расследование этих фактов. В момент его назначения не было федерального конституционного закона, регулирующего деятельность омбудсмена. Поэтому деятельность Уполномоченного регламентировалась указом президента Российской Федерации от 4 августа 1994 года, который обязывал должностных лиц предоставлять омбудсмену информацию, необходимую для его деятельности, а также устанавливал, что до принятия соответствующего конституционного закона Уполномоченный должен осуществлять полномочия, предоставленные ему как председателю Комиссии по правам человека при президенте Российской Федерации.

Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева. После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Лишь 20 мая 1998 года новым Уполномоченным был избран О. О. Миронов из фракции КПРФ, получивший 340 голосов депутатов. Его преемники (В. П. Лукин, Э. А. Памфилова и Т. Н. Москалькова) становились Уполномоченными по представлению президента России В. В. Путина.

Цели деятельности

Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ Уполномоченный способствует:

  • восстановлению нарушенных прав,
  • совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права,
  • развитию международного сотрудничества в области прав человека,
  • правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Требования к кандидатуре

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся Гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

Порядок рассмотрения жалоб

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает двухступенчатую систему рассмотрения жалоб, поступающих Уполномоченному:

  • В течение 10 суток после регистрации жалобу рассматривает работник аппарата Уполномоченного. Он проверяет соблюдение формальных критериев жалобы — не пропущен ли срок обращения к Уполномоченному, правильно ли оформлена жалоба;
  • После того, как жалоба признана приемлемой ее должен рассматривать лично Уполномоченный. Однако на практике подавляющее большинство жалоб, принятых к рассмотрению, по существу рассматривают и дают ответы сотрудники аппарата Уполномоченного. Согласно докладу Уполномоченного за 2016 год лично Уполномоченный рассмотрела только 2858 обращений из поступивших 42549.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека вправе:

  1. обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;
  2. обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  3. обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
  4. изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Рабочий аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

У федерального Уполномоченного есть свой рабочий аппарат, численность которого (по состоянию на 2016 год) — 200 человек. Все они имеют высшее образования, 65 % сотрудников аппарата имеют юридическое образование. Сотрудники аппарата не имеют полномочий, которые предоставлены Уполномоченному. По доверенности Уполномоченного сотрудники его аппарата имеют право участвовать в судебных заседаниях, парламентских слушаниях, а также проверках, проводимых совместно с другими государственными органами. Ни один сотрудник аппарата Уполномоченного не вправе (даже при наличии доверенности) запрашивать у государственных органов какую-либо информацию, знакомиться с материалами уголовных, гражданских и административных дел, участвовать в судебных заседаниях. Структурно в 2017 году аппарат Уполномоченного состоял из восьми управлений. Однако именно Аппарат рассматривает по существу большинство жалоб, поступающих Уполномоченному. В 2015 году из 28,6 тыс. поступивших к Уполномоченному обращений «самостоятельно» Уполномоченный Э. Памфилова рассмотрела лишь около 1,5 тыс. обращений. Уполномоченный также передает на рассмотрение в аппарат жалобы, которые ему передают лично. В июле 2017 года сотрудница аппарата Уполномоченного Л. М. Морозова, которой передали жалобу на необоснованное осуждение Данила Безбородова, сообщила его отцу, что «порвала» бы его сыну задний проход (она высказалась грубее). При этом сотрудница отметила, что в прошлом работала следователем.

Эффективность института Уполномоченного

Единых критериев эффективности Уполномоченного в российском законодательстве нет. Однако в докладах омбудсменов публикуют сведения о работе с жалобами граждан. При этом важнейшим показателем эффективности является доля жалоб, по которым Уполномоченному удалось восстановить права заявителя. Кроме того, значение имеет право подачи Уполномоченным жалобы в Конституционный суд в интересах заявителя. Это право дает (в случае удовлетворения жалобы) возможность признать неконституционными законов, примененных в деле заявителя, что позволяет осуществить пересмотр своих дел тем лицам, в деле которых признанный неконституционным закон применялся (даже, если они не обращались к Уполномоченному).

Работа с жалобами на нарушение прав человека

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб). Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалование и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению.

  • В 2012 году омбудсмену удалось добиться полного восстановления прав заявителя по 7,7 % дел.
  • В 2013 году полного восстановления прав заявителей удалось достичь по 5,8 % дел.
  • В 2014 году сменился Уполномоченный по правам человека. Согласно докладу за 2014 год Уполномоченным были «приняты меры для восстановления нарушенных прав» по 78,1 % жалоб (25303 жалобам из поступивших всего за 2014 год омбудсмену 32382 жалоб). Таким образом за год эффективность повысилась более, чем в 13 раз. Что имеется в виду под «мерами для восстановлению» сказать трудно, так как в докладе за 2014 год не указана доля дел, по которым удалось добиться полного восстановления прав заявителей. В докладе за 2014 год, в отличие от доклада за 2013 год, также не указано какое количество жалоб было признано неприемлемыми и по какому количеству жалоб было направлено разъяснение. Скорее всего в данном случае имеет место явная приписка. Уполномоченный по правам человека в Ростовской области в интервью сообщил в 2016 году, что ему удается добиться положительного решения только по 12 % обращений. Он рассказал, что ему омбудсмен из Якутии сообщила своему коллеге из Ростовской области, что ей удается добиться принятия положительного решения по 80 % обращений. Ростовский Уполномоченный (в прошлом прокурор Ростовской области) в 2016 году заметил, что столь высокой эффективности у омбудсмена быть не может и что до 80 % можно дотянуть, если записать в эффективность жалобы, по которым права заявителя не были восстановлены, но заявителю даны разъяснения и рекомендации;
  • В 2016 году вновь изменилась методика подсчета эффективности работы Уполномоченного по обращениям. Согласно докладу Уполномоченного Т. Н. Москальковой в 2016 году к омбудсмену поступило 42 549 обращений, по 89,1 % которых «приняты все все входящие в компетенцию Уполномоченного возможные меры реагирования». При этом в докладе не поясняется какие конкретно «меры реагирования» приняли. Также в докладе за 2016 год не указана доля обращений, которые были признаны неприемлемыми и доля жалоб, по которым было отказано.

Уполномоченный и Конституционный суд

С 1999 года по 2014 годы по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 45 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году. Для сравнения — всего за 1999—2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений. Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова, такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин, успел подать в 2014 году до своей отставки. Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд. В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России. В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году. Заключение Уполномоченного для Конституционного суда может противоречить интересам заявителя. Например, в январе 2017 года в заседании Конституционного суда Российской Федерации была зачитана просьба Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москальковой о сохранении статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за неоднократное нарушение порядка проведения митингов. Москалькова просила сохранить «с учетом запроса общества». Это выступление адвокат заявителя И. И. Дадина (единственного осужденного по данной статье) назвал «ножом в спину правам человека». В итоге Конституционный суд Российской Федерации статью 212.1 Уголовного кодекса сохранил, но ограничил ее применение, после чего осужденный Дадин был освобожден и полностью оправдан.

Уполномоченный и Верховный суд России

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам. Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже — за 2015 год она направила туда 49 обращений. В 2016 году от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в Верховный суд Российской Федерации поступило 92 обращение.

Уполномоченный и суды общей юрисдикции

Право Уполномоченного обращаться в суды общей юрисдикции на любой стадии рассмотрения дела было введено лишь в середине 2010-х годов. Этим правом Уполномоченный в 2016 году пользовалась редко — ее представители за 2016 год приняли участие в 42 заседаниях:

  • 31 заседание по гражданским делам;
  • 5 заседаний в связи с административным исковым заявлением;
  • 6 заседаний в порядке надзора.

Часы приёма

  • По рабочим дням с 10:00 до 17:00.

Задержания в приёмной Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

22 июня 2018 года в приемную Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации пришел активист Андрей Киселев, который устроил у входа в нее одиночный пикет в поддержку арестованных фигурантов дела «Новое величие». Сотрудник аппарата Уполномоченного пригласил Киселева в офис в специальную комнату для написания заявления на имя омбудсмена. Активист вошел туда с двумя журналистами. Сотрудник дал Киселеву бумагу и вызвал полицию. Полицейский забрал Киселева прямо из офиса Уполномоченного и в присутствии журналистов доставил его в отделение полиции. Там на Киселева был составлен протокол по статье 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за проведение несанкционированного одиночного пикета в период Чемпионата мира по футболу.

Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации

  1. Сергей Адамович Ковалёв (17 января 1994 года — 10 марта 1995 года),
  2. Олег Орестович Миронов (22 мая 1998 года — 2003 год,
  3. Владимир Петрович Лукин (13 февраля 2004 года — 18 марта 2014 года),
  4. Элла Александровна Памфилова (18 марта 2014 года — 25 марта 2016 года).
  5. Татьяна Николаевна Москалькова (с 22 апреля 2016 года).

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (региональные омбудсмены)

Должность регионального омбудсмена как отдельного государственного правозащитного органа появилась благодаря Совету Федерации. 17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства. Совет Федерации отклонил этот документ, предложив заменить это право на право региональных властей создавать у себя должности уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации, финансировать их за счет средств региональных бюджетов. После согласования Государственная дума одобрила новый проект закона, который вступил в силу в 1997 году. Статья 5 этого закона разрешила региональным властям вводить у себя должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Впрочем, еще до появления этого закона были приняты законы об региональном Уполномоченные в Башкирии и Свердловской области. Первый Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации появился в 1996 году в Башкирии. Таким образом, институт регионального омбудсмена в России как независимая инстанция от федерального Уполномоченного был создан Советом Федерации.

Хронология назначения в 1996—2000 годах первых региональных Уполномоченных по правам человека была следующей (в скобках указан первый Уполномоченный в регионе, назначенный или избранный на данную должность в этом году):

Из этих данных видно, что вплоть до 2001 года региональный омбудсмен оставался редкой должностью — подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не спешило вводить у себя этот пост. С 2001 года началось массовое введение в российских регионах должностей омбудсменов. Таким образом, до 2016 года Уполномоченные появились во всех регионах России, кроме Тувы и Чукотского автономного округа (в это регионе омбудсмен появился в 2016 году).

Хотя должность регионального Уполномоченного предполагает периодическое переизбрание, в некоторых российских регионах омбудсмены занимают свои посты по 3 — 4 срока. Старейшим омбудсменом (по сроку пребывания) является Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова, которая находится в этой должности с 2001 года. Другим примером является Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области Н. А. Волков, который находится в этой должности с 27 июня 2001 года.

В 2015—2016 годах была выстроена в России своего рода «вертикаль» Уполномоченных по правам человека с федеральным омбудсменом во главе. В 2015 году федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» была внесена статья 36.2, которая создала Совет уполномоченных по правам человека в России, в который включены по одному региональному омбудсмену от каждого федерального округа. С 2016 года региональные омбудсмены при назначении проходят согласование с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, который беседует с ними, а также изучает их резюме. Всего в 2016 году федеральный Уполномоченный согласовал кандидатуры омбудсменов в 24 субъектах Российской Федерации. Региональные омбудсмены часто обращаются к федеральному Уполномоченному, но, как правило, не для содействия в защите прав граждан. Например, из более, чем 1200 обращений региональных Уполномоченных к федеральному омбудсмену, поступивших в 2016 году, только 287 содержали просьбы о содействии в защите прав граждан. Наблюдается и обратный процесс — направление федеральным Уполномоченным и сотрудниками его аппарата обращений региональным коллегам. Подавляющее большинство этих обращений не касаются защиты прав граждан-заявителей. Например, из 900 обращений, направленных в 2016 году Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и работниками его аппарата региональным омбудсменам только 84 обращения содержали просьбу об оказании содействия по обращениям граждан.

Примечания

  1. Василенко А. В., Черных В. М. На страже прав человека // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. — 2014. — № 2. — С. 25.
  2. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  3. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  4. Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. № 4-1 (56). — С. 84.
  5. Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. № 4-1 (56). — С. 84.
  6. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35.
  7. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  8. Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. № 4-1 (56). — С. 84.
  9. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  10. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 33.
  12. Татьяна Москалькова ставит важный вопрос о нехватке работников в аппаратах омбудсманов
  13. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 219.
  14. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 219.
  15. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 219.
  16. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 218—219.
  17. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 26, 33.
  18. 1 2 Правозащитница: подчиненная Москальковой захотела порвать задний проход фигуранту дела Чудновец
  19. 1 2 3 http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/appeals/doclad2013.pdf
  20. 1 2 http://ombudsmanrf.org/www/upload/files/docs/appeals/doklad2014.pdf
  21. Единство областных омбудсменов Ростова-на-Дону…
  22. Единство областных омбудсменов Ростова-на-Дону…
  23. Единство областных омбудсменов Ростова-на-Дону…
  24. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 28, 33.
  25. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 33.
  26. Решения Конституционного Суда Российской Федерации. www.ksrf.ru. Проверено 30 ноября 2015.
  27. 1 2 Решения Конституционного Суда Российской Федерации
  28. Сведения о поступивших в Конституционный Суд Российской Федерации обращениях (делах)
  29. Об обращениях Уполномоченного в Конституционный Суд в 2015 году. ombudsmanrf.org. Проверено 22 апреля 2016.
  30. Сведения о поступивших в Конституционный суд Российской Федерации обращениях (делах)
  31. 1 2 3 Чьи интересы отстаивает омбудсмен?
  32. Подсчет проведен по сайту Верховного суда: Справочная информация по жалобам Архивировано 30 марта 2016 года.
  33. Доклад Уполномоченного по правам человека в РФ за 2015 год. — М., 2016. — С. 183—183. Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/content/doclad2015 (недоступная ссылка)
  34. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 200.
  35. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 201.
  36. 1 2 3 4 5 6 Полиция задерживает гражданского активиста в приемной Федерального омбудсмена России за одиночный пикет
  37. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35 — 36.
  38. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 18 марта 2014 года № 3939-6 ГД «О назначении Памфиловой Эллы Александровны на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации» Архивировано 19 марта 2014 года.
  39. Госдума досрочно прекратила полномочия Эллы Памфиловой на посту уполномоченного по правам человека — Первый канал
  40. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35.
  41. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35.
  42. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35.
  43. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. — 2013. — № 5. — С. 35.
  44. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  45. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  46. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  47. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 137.
  48. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 138.
  49. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. — 2016. — № 4 (29). — С. 139.
  50. Вертикаль омбудсменов России получит новое развитие
  51. Клуб бывших, но всё ещё нужных
  52. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 207.
  53. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 208.
  54. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год. С. 209.

Ссылки

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации на карте

  • Яндекс.Карты — Россия, 107084, город Москва, Центральный административный округ, улица Мясницкая, дом 47
  • Карты Google — Россия, 107084, город Москва, Центральный административный округ, улица Мясницкая, дом 47

Другие официальные ссылки

  • официальный веб-сайт российского Уполномоченного
    • старая версия официального веб-сайта российского Уполномоченного
  • официальная страница российского Уполномоченного в социальной сети «Facebook»
  • страница пресс-службы Уполномоченного в социальной сети «Facebook»
  • Официальная страница российского Уполномоченного в социальной сети «В Контакте»
  • Российский Уполномоченный в сервисе микроблогинга «Twitter»
  • канал российского Уполномоченного в сервисе видеохостинга «YouTube»

Глава 9: Защитник прав человека

Статья 157. Функции и полномочия Защитника прав человека

1. Защитник прав человека является независимым должностным лицом, которое следит за соблюдением прав и свобод человека государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, а в случаях, установленных законом о Защитнике прав человека, — также организациями, содействует восстановлению нарушенных прав и свобод, совершенствованию нормативных правовых актов, касающихся прав и свобод.
2. Защитник прав человека представляет в Национальное cобрание ежегодное сообщение о своей деятельности, состоянии защиты прав и свобод человека. Сообщение может содержать предложения относительно законодательных мер или мер иного характера.
3. Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны в установленном законом порядке предоставлять Защитнику прав человека необходимые документы, сведения и разъяснения, а также оказывать содействие его работе.
4. Иные полномочия Защитника прав человека устанавливаются законом о Защитнике прав человека.

Статья 158. Выборы Защитника прав человека

1. Защитника прав человека по предложению компетентной постоянной комиссии Национального собрания избирает Национальное собрание не менее чем тремя пятыми голосов от общего числа депутатов сроком на шесть лет.
2. На должность Защитника прав человека может быть избрано любое лицо, имеющее высшее образование, соответствующее требованиям, предъявляемым к депутатам, пользующееся высоким авторитетом в обществе.

Статья 159. Гарантии деятельности Защитника прав человека

1. На Защитника прав человека распространяется право на неприкосновенность, установленное в отношении депутата. Национальное собрание решает вопрос о даче согласия на возбуждение уголовного преследования в отношении Защитника прав человека или на лишение его свободы не менее чем тремя пятыми голосов от общего числа депутатов.
2. На Защитника прав человека распространяется требование несовместимости, установленное в отношении депутата.
3. Защитник прав человека в период осуществления своих полномочий не может являться членом партии или заниматься политической деятельностью каким-либо иным образом. Он должен проявлять политическую сдержанность в публичных выступлениях.
4. Государство обеспечивает надлежащее финансирование деятельности Защитника прав человека.
5. Полномочия Защитника прав человека прекращаются в случаях истечения срока его полномочий, утраты им гражданства Республики Арцах или приобретения гражданства другого государства, вступления в законную силу вынесенного в его отношении обвинительного приговора, вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим, его смерти, отставки.
6. Другие гарантии деятельности Защитника прав человека устанавливаются законом о Защитнике прав человека.