Оперативное управление

Содержание

1.     
Содержание
оперативного управления основным производством

Тема: Оперативное управление основным производством

1. Содержание оперативного управления основным производством

2. Общие требования к системе ОУ ОП

3. Цели и задачи системы ОУ ОП

4. Функции и состав системы оперативного управления основным производством

5. Текущий контроль и регулирование производства (производственное диспетчирование)

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенном объекте управления.

Содержанием оперативного управления основным производством является:

  • установление места (цеха, участка, рабочего места) и времени (квартала месяца, декады, смены) изготовления изделий, сборочных единиц, деталей;
  • учет фактического хода производственного процесса;
  • определение отклонений от заранее установленного плана;
  • регулирование хода производства, осуществляемого для того, чтобы ликвидировать последствия нежелательных отклонений и обеспечить своевременное выполнение основных задач оперативного управления.

Оперативное управление основным производством осуществляется на основе плана изготовления продукции, разработанного на год (квартал).

Система оперативного управления основным производством (ОУ ОП) представляет собой сложную организационно-плановую систему, включающую:

  • функциональную;
  • элементную;
  • организационную подсистемы.

Функциональное разбиение характеризует круг функций, которые должна выполнять система управления.

Поэлементное разбиение характеризует основные элементы, из которых она состоит.

Организационное разбиение характеризует систему с точки зрения построения системы управления.

В функциональном отношении ОУ ОП характеризуется следующим образом:

  • на уровне управления предприятием ОУ ОП заключается в организации движения предметов в пределах года, квартала, месяца;
  • на уровне управления цехом такое движение осуществляется в пределах квартала, месяца, недели (пятидневки);
  • на уровне управления участком – в пределах месяца, недели, суток, смены и по часам.

В поэлементном отношении в зависимости от уровня ОУ ОП изменяется по:

  • используемому составу и квалификации управленческого персонала;
  • математическому обеспечению задач планирования производства;
  • составу и числу используемых комплексов технических средств;
  • составу календарно-плановых нормативов (КПН);
  • применяемым планово-учетным единицам;
  • составу и содержанию планово-учетной документации;
  • характеру и напряженности информационных потоков.

В организационном отношении система ОУ ОП осуществляет свои функции посредством:

  • планово-диспетчерского отдела (ПДО) на уровне предприятия;
  • планово-диспетчерского бюро (ПДБ) на цеховом уровне;
  • планово-управленческого персонала участка на уровне участка.

2. Общие требования к системе ОУ ОП

Общими требованиями к системе ОУ ОП являются:

· научная обоснованность;

· оптимальность

· точность

· оперативность управляющих решений.

Научная обоснованность системы ОУ ОП предполагает обоснованность:

· выбора элементов системы (планово-учетных единиц, планово-учетного и планового периода);

· выбора и расчета календарно-плановых нормативов (периодичности и размеров партий, длительности производственных циклов и опережений запуска и выпуска партий деталей и сборочных единиц, незавершенного производства и др.);

· построения объемных и оперативно-календарных планов;

· системы контроля и регулирования производства;

· достоверность исходных данных.

Для создания системы ОУ ОП должны широко использоваться системный подход, экономико-математические модели и вычислительная техника.

С научной обоснованностью системы тесно связана оптимальность управляющих решений. Требование оптимальности означает обязательность выбора (из множества возможных) таких экономико-организационных решений, связанных с оперативным управлением, которые обеспечивают минимум или максимум целевой функции при наличии ограничений на ресурсы.

Показателями оптимальности экономико-организационных решений могут быть различные показатели (приведенные затраты, равномерность загрузки подразделений, незавершенное производство, длительность совокупного производственного цикла и др.), однако все они не должны противоречить критерию оптимальности системы в целом. Для выработки оптимальных решений необходимо использование экономико-математических моделей и вычислительной техники, которые позволяют целенаправленно осуществлять выбор наилучших вариантов управляющих решений. Оптимальность решений является важнейшей характеристикой качества управления, которое определяется отклонением принятого решения от оптимального по заданному показателю оптимальности системы ОУ ОП.

Точность управляющих решений можно рассматривать как степень отклонения фактических показателей и параметров, например, объемного и оперативно-календарного планов цеха (участка) от принятых. Чем меньше таких отклонений, тем выше точность, стабильнее, надежнее работа цеха (участка). Точность ОУ ОП зависит от качества исходной информации, степени реализации принятых решений и оперативности (своевременности) изменения системы ОУ ОП под влиянием различных возмущающих воздействий.

Оперативность следует рассматривать как своевременность передачи исходной информации о ходе производства, быструю ее обработку, своевременное принятие необходимых решений и воздействие на ход производства. Запаздывание информации приводит к тому, что она становится менее полезной и нужной, а в некоторых случаях даже вредной, а принимаемые решения – далеко не наилучшими.

3. Цели и задачи системы ОУ ОП

Целью ОУ ОП является обеспечение строгого выполнения заданного плана выпуска продукции по количеству и номенклатуре и в установленные сроки на основе рационального (оптимального) использования производственных ресурсов, а также путем выявления и мобилизации внутрипроизводственных резервов.

Для реализации этой цели необходимо научно обоснованное построение и функционирование системы ОУ ОП, которое должно обеспечить решение следующих задач:

· полное, комплектное и равномерное выполнение производственной программы при соблюдении директивных сроков выпуска продукции;

· полное и наиболее целесообразное (оптимальное) использование средств производства и трудовых ресурсов;

· максимальное ускорение производства и обеспечение максимального использования оборотных средств в стадии производства;

· обеспечение условий, способствующих развитию передовых форм организации труда в производстве;

· автоматизацию выполнения основных планово-учетных, учетных работ и получения необходимой документации.

Решение этих задач в условиях машиностроительного производства связано со значительными трудностями, а именно:

· разнообразная и часто меняющаяся номенклатура изделий, выпускаемых предприятием;

· сложный состав изделий (большое число сборочных единиц и деталей, входящих в изделие, многооперационность деталей);

· различная и нередко большая длительность производственного цикла изготовления изделий;

· большой, разнообразный и дорогостоящий парк оборудования и технологической оснастки;

· разнообразный профессиональный и квалификационный состав работников;

· разнотипный характер производства на большинстве предприятий и объединений.

Преодолевать эти трудности позволяют достижения НТП двух направлений:

· внедрение принципиально новых орудий труда (станков с ЧПУ, роботов-манипуляторов, ГАП), прогрессивных технологических процессов;

· внедрение современных технических средств для обработки, передачи, преобразования и отображения информации, а также автоматизированных систем управления (АСУ).

4. Функции и состав системы оперативного управления основным производством

К функциям системы ОУ ОП относятся:

· руководство как процесс принятия решений;

· планирование как процесс определения линии поведения объекта управления для достижения данной цели;

· учет как процесс контроля, анализа и выявления отклонений от заданной планом линии поведения объекта;

· регулирование как процесс локализации возникающих отклонений и сохранения заданной линии поведения управляемого объекта.

Система ОУ ОП включает:

· объемное планирование;

· оперативно-календарное планирование;

· оперативный учет;

· текущий контроль и регулирование.

В процессе объемного планирования производится распределение годовой производственной программы завода в объемном (трудовом) и натуральном выражении между цехами и участками (на квартал или месяц) в соответствии с выделенными им трудовыми и материальными ресурсами. При решении задач объемного планирования стремятся к обеспечению равномерной загрузки оборудования и рабочих во всех цехах и на участках предприятия. Для решения задач объемного планирования используются методы математического программирования.

Оперативно-календарное планирование – продолжение и развитие объемного планирования. На этом этапе объектом планирования является отдельные изделия, сборочные единицы, детали, деталеоперации. Оно основывается на определенных нормативах, позволяющих осуществить связь календарных планов и согласование работы взаимосвязанных рабочих мест, участков, цехов. Эти нормативы также обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов предприятия. Такие нормативы называют календарно-плановыми. К их числу относятся:

· размеры и ритмы партий деталей, сборочных единиц и изделий;

· длительность производственных циклов, опережения запуска и выпуска партий деталей и сборочных единиц;

· заделы и нормативы незавершенного производства.

Оперативно-календарное планирование осуществляется как на заводском, так и на внутрицеховом этапах.

В задачи заводского оперативно-календарного планирования входит определение количества и времени передачи по планируемым позициям (деталей, сборочных единиц, изделий) из цеха в цех по месяцам или кварталам. Частично эта работа может выполняться на этапе объемного планирования (для крупных сборочных единиц или деталей).

В задачи внутрицехового оперативно-календарного планирования входит:

· определение места и сроков начала и окончания обработки каждой деталеоперации, их групп или детали в целом;

· составление календарного плана-графика работы участков (поточных и автоматических линий) цеха на месяц, декаду, сутки и смену.

Календарный план-график участка может относится к одному их трех основных типов:

· подетально-пооперационному;

· подетальному;

· графику-перечню деталей.

Подетально-пооперационные планы-графики составляются в условиях крупносерийного производства. В серийном производстве такие планы-графики целесообразно составлять при сравнительно небольшой номенклатуре деталей на участке.

В условиях мелкосерийного, а в ряде случаев и серийного типа производства построение подетально-пооперационных календарных планов-графиков бывает нецелесообразно. Большой удельный вес опытно-статистических норм времени, частые нарушения хода производственного процесса, недостаточно высокая производственная дисциплина приводят к столь частым нарушениям плана-графика, что становятся практически невозможными его корректировка и переработка. В этих условиях целесообразно разрабатывать укрупненный план-график. В нем единицей планирования является не отдельная деталеоперация, а деталь (сборочная единица), для которой определяют время запуска партии в обработку и выпуска с участка (цеха), т.е. осуществляется разработка подетального плана-графика.

В условиях единичного, а иногда и мелкосерийного производства при изготовлении мелких и средних по размеру деталей с небольшой длительностью производственного цикла в ряде случаев разрабатывается график-перечень деталей.

Правильность, надежность и эффективность решения задач оперативно-календарного планирования в большей степени зависит от организации учета, контроля и регулирования выполнения оперативных планов и хода производства.

Оперативный учет является важнейшей частью ОУ ОП. Он должен соответствовать ряду требований, обеспечивающих нормальное функционирование основного производства. В число этих требований входят:

· единство показателей планирования и учета;

· достоверность, своевременность, многократность использования полученной информации.

Оперативный учет хода производства на межцеховом уровне сводится к определению и сопоставлению с планом:

· выпуска изделий сборочными цехами;

· выпуска цехами и передачи на склад и в другие цеха деталей, их комплектов, сборочных единиц.

К задачам внутрицехового оперативного учета относятся:

· определение выполнения плана выпуска деталей и сборочных единиц, а также плана изготовления деталеопераций и сборочных единиц участками;

· учет наличия и поступления заготовок, материала, незавершенного производства на участки и в цеха;

· учет брака по деталям и деталеоперациям и использования оборудования на участках;

· определение выполнения сменно-суточных заданий участками и т.п.

Периодичность решения учетных задач зависит от конкретных производственных условий. Они могут решаться ежемесячно, раз в неделю или декаду, ежесуточно. В целях сокращения выходной информации целесообразно вести учет только по отклонениям от заранее установленных планов.

При регулировании хода производства необходимо,

во-первых, свести к минимуму отклонения от плана;

во-вторых, через некоторое время восстановить функционирование производства по плану, ликвидировав последствия сбоев.

Корректирование плана-графика может осуществляться обычными традиционными мерами и может быть автоматизировано. Среди традиционных мер большое место отводится опыту и интуиции мастера (или диспетчера), который используя календарный график и очередность изготовления деталей, путем перестановки рабочих, а иногда изменения режима их работы, выдачи резервной работы и с помощью других аналогичных мероприятий регулирует и, в конечном счете, восстанавливает ход производственного процесса согласно календарному графику.

При больших отклонениях от календарного плана, когда исчерпаны все возможности его восстановления, может быть осуществлен полный пересчет календарного графика.

Для сокращения объема работ, связанных с регулированием производства, определяется оптимальная частота пересчетов календарных графиков. Для корректировки планов-графиков обычно применяются методы обычно применяются методы, используемые при их построении. Специальные алгоритмы корректировки плана-графика могут применять только в условиях массового и крупносерийного производства.

5. Текущий контроль и регулирование производства (производственное диспетчирование)

Диспетчирование является составной частью оперативного управления. Оно включает:

· непрерывный учет фактического хода работ по выполнению установленного плана производства и сменно-суточных заданий;

· принятие оперативным мер по предупреждению и устранению отклонений от плана и перебоев в ходе производства;

· выявление и анализ причин отклонений от установленных плановых заданий и календарных графиков производства и принятия оперативных мер по ликвидации этих причин;

· координацию текущей работы взаимосвязанных звеньев производства;

· организационное руководство оперативной подготовкой всего необходимого для выполнения сменно-суточных заданий и календарных графиков производства.

Диспетчирование есть непрерывный централизованный контроль и оперативное регулирование хода производства в целях обеспечения равномерного и комплектного выполнения плана выпуска продукции.

Для эффективного выполнения этих задач необходимо, чтобы диспетчирование базировалось на обоснованно составленных производственных программах и календарных планах-графиках и осуществлялось на основе точной и своевременной информации.

Содержание и методы оперативного контроля и регулирования во многом зависят от типа производства.

В серийном производстве объектами диспетчерского контроля являются

· сроки запуска и выпуска партий деталей и сборочных единиц;

· состояние складских заделов деталей и сборочных единиц;

· степень комплектной обеспеченности сборочных работ.

Контроль осуществляется в соответствии с установленными планами-графиками межцеховых подач или комплектования изделий деталями и сборочными единицами с учетом норм опережения.

В массовом производстве объектами диспетчерского контроля является

· соблюдение установленных ритмов работы поточных и автоматических линий;

· соблюдение норм заделов на всех стадиях производственного процесса.

Контроль осуществляется применительно к суточным и часовым графикам.

В единичном и мелкосерийном производстве объектами диспетчерского контроля являются сроки выполнения работ по отдельным заказам. Диспетчерский контроль осуществляется применительно к разработанным цикловым или сетевым планам-графикам выполнения заказов.

Важнейшим условием бесперебойного выполнения производственных заданий является своевременная и комплектная техническая подготовка производства изделий. Поэтому диспетчерское руководство производством должно осуществлять текущую увязку работы подразделений технической подготовки производства, а также руководить комплектованием технологического оснащения и необходимых материалов.

При любом типе производства неизменными объектами диспетчерского контроля остаются выпуск заводом товарной продукции и обеспечение производства всем необходимым.

Но все же регулирование хода производства не должно осуществляться по отклонениям, как это происходит обычно. Регулирование по отклонениям не является эффективным, т.к. ему не свойственен профилактический характер. Более эффективным является направление, которое сводится к созданию производственных условий, обеспечивающих выполнение плана-графика в течение определенного, достаточно длительного периода времени.

Поддержание ритмичного хода производства обеспечивается предупреждением, а в случае обнаружения быстрым устранением отклонений в ходе производства, что в значительной мере зависит от выбранного шага регулирования. На различных машиностроительных предприятиях устанавливается разный шаг регулирования. Шаг регулирования включает время ожидания, получения и обработки информации, время анализа полученных результатов и принятия решений. Одним из путей повышения эффективности регулирования является максимально возможное сокращение первых составляющих шага регулирования, что может быть достигнуто автоматизацией процессов сбора, обработки и выдачи информации, т.е. внедрением АСУП.

В гибких автоматизированных производствах (ГАП) повышаются требование оперативности к регулированию. Важно, чтобы управляющие сигналы, обеспечивающие реализацию постоянных или переменных целей, вырабатывались в реальном масштабе времени и использовались в процессе функционирования производственной системы. Особое внимание должно уделяться прогнозированию возможных постоев в производственном процессе и заблаговременному принятию мер по их предупреждению и ликвидации. В ГАП возможны организационно-технические простои, связанные с надежностью оборудования, и организационно-дисциплинарные, обусловленные дисциплиной труда и его организацией. Компенсация простоев должна быть обеспечена созданием действенной системы оперативного регулирования, что возможно только при правильном определении возможных сбойных точек в ходе производства.

Эффективность работ по организации и руководству ходом производства во многом определяется оснащением техническими средствами, которые должны обеспечивать сбор и обработку информации по оперативному учету, контролю и регулированию хода производства и передачу ее с помощью средств связи в соответствующие подразделения предприятия.

К техническим средствам оснащения диспетчерской службы относятся:

· устройства передачи на расстояние речи (средства связи), графических изображений и текста;

· устройства дистанционного наблюдения;

· устройства административно-производственной сигнализации;

· устройства дистанционного автоматического учета и контроля.

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления в ГК РФ

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности. В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем. Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав — имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий. Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет. Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

1. Субъекты

Государственные или муниципальные унитарные предприятия

Казенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения

2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?

Да

Нет (исключение — казенные предприятия)

3. Распоряжение движимым имуществом

Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)

Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества

4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении

Не ограничено

Ограничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Также вам будет полезна статья КонсультантПлюс, посвященная отличиям этих двух видов прав. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете получить его бесплатно.

***

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров. С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными. Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Право оперативного управления

Оперативное управление — ограниченное вещное право.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Так, согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются данным имуществом с согласия его собственника.

Таким образом, право оперативного управления это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом (в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества).

Субъекты права оперативного управления

По действующему законодательству субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Учреждения: могут создаваться субъектами любой формы собственности (государственной, муниципальной, частной).

Объекты права оперативного управления

К объектам права оперативного управления относятся:

1) сами предприятия, рассматриваемые как имущественные комплексы. Также к объектам права оперативного управления относятся входящее в состав этих имущественных комплексов имущество, необходимое для осуществления деятельности предприятий (например, здания, сооружения, оборудование, инвентарь и т.д.);

2) денежные средства.

Содержание права оперативного управления

1) Собственник определяет в учредительных документах цель деятельности создаваемого казенного предприятия, учреждения, предназначение передаваемого ему имущества. Кроме этого собственник дает указания по управлению закрепленным за ними имуществом и единолично решает вопрос о распределении доходов казенного предприятия.

2) Собственник не имеет права изымать имущество, закрепленное за казенным предприятием, учреждением. При этом собственник может изъять излишнее, неиспользуемое, используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению;

3) Ограничения права субъекта оперативного управления распоряжаться закрепленным за ним имуществом:

а) Казенное предприятие может самостоятельно решать только вопросы реализации произведенной продукции (работ, услуг) при условии. Во всех остальных случаях отчуждение, распоряжение закрепленным за казенным предприятием имуществом возможно только при наличии согласия собственника этого имущества;

б) Учреждение вообще не вправе отчуждать, иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, поступивших учреждению по смете.

Денежные средства, которые учреждение получило от собственника в рамках финансирования, учреждение вправе расходовать только в соответствии со сметой, утвержденной собственником;

4) Казенное предприятие, учреждение несут самостоятельную ответственность по своим обязательствам. При этом казенное предприятие отвечает по своим долгам всем своим имуществом, а учреждение отвечает по своим долгам только в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств;

5) Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия в случае нехватки имущества у казенного предприятия. Субсидиарная ответственность собственника по долгам учреждения наступает в случае нехватки денежных средств у учреждения, необходимых для погашения задолженности.

Момент возникновения права оперативного управления имуществом

При этом право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственник принял решение о закреплении за учреждением, возникает у последнего с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и другими правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Так, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Отметим, что право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Момент прекращения права оперативного управления имуществом

Право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Так, собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

При этом имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Переход права собственности на имущественный комплекс или на учреждение

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Плоды, продукция и доходы

Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.

Что такое оперативное управление?

Право собственности — не единственный вариант владения, который предусматрвиает российское законодательство. Наряду с классическим «абсолютным» владением, существуют и другие правовые инструменты. Один из них — оперативное управление. Оно не слишком известно, так что многие не знают особенностей такого управления. Задача профессионального юриста — разъяснить и помочь в регулировании ограниченных вещных прав.

Нет времени читать статью?

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно:
оформи заявку и система подберет подходящие компании! По этой услуге подключено 82 компаний Начать подбор в несколько кликов >

Законодательное регулирование оперативного управления

Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:

  • участники — предприятия и учреждения;
  • использование и владение благами осуществляется в координации с целями деятельности организации и назначением имущества;
  • распоряжение — только с согласия собственника имущества.

Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.

Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.

Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.

Где применяется оперативное управление?

В юридической практике сложилось устойчивое мнение, что оперативное управление — это пережиток советского времени. В основе данной точки зрения лежат следующие доводы:

  • оперативное право доступно только двум участникам: казенным предприятиям и учреждениям;
  • ограниченность полномочий;
  • необходимость согласовывать интересы с собственником.

Частные предприятия без государственной поддержки не получат данной привилегии. Само оперативное управление подразумевает подчиненность в отношениях — могучий собственник контролирует действия своей подотчетной организации.

На практике основным собственником является Российская Федерация, которая передает имущество на управление следующим субъектам:

  • школам и вузам;
  • больницам:
  • библиотекам;
  • заводам;
  • сельскохозяйственным предприятиям.

Список можно продолжать. Перечень учреждений и возможных казенных предприятий огромен: он включает академии, научно-исследовательские центры, авиастроительные компании и фермы. Оперативное управление — это государственный инструмент по созданию подчиненных организаций.

Оперативное управление: есть ли смысл?

Многие специалисты отмечают, что управление — это «недособственность», которая является пережитком прошлого. Советский Союз был построен на множестве государственных предприятий, которые целиком находились под управлением государства. В настоящий момент необходимости в такой схеме нет.

Между тем, оперативное управление продолжает использоваться в государственных учреждениях и казенных предприятиях. Чтобы отточить регулировку деятельности организации и не столкнуться с проблемами владения и распоряжения имуществом, заручитесь поддержкой профессионального юриста.

Оперативное управление (право)

Оперативное управление — ограниченное вещное право. Характерно только для гражданского права постсоветских стран.

Правовую форму закрепления имущества за государственными организациями теоретически разработал и обосновал академик А.В. Венедиктов в начале 1930-х годов. Предусматривалось, что государство, сохраняя за собой право собственности, передает имущество государственной организации в оперативное управление. Это право дает организации возможность владеть, пользоваться и в известной мере распоряжаться этим имуществом от своего имени. Право оперативного управления впервые получило законодательное закрепление в Основах гражданского законодательства СССР 1961 г.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению. Казённое предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе: изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закреплённое им за казённым предприятием или учреждением либо приобретённое казённым предприятием или учреждением за счёт средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казённого предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Литература

Примечания

  1. С.П. ГРИШАЕВ.СООТНОШЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ С ПРАВОМ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

См. также

Хозяйственное ведение

Гражданское право

Гражданское правоотношение | Физическое лицо | Юридическое лицо
Объекты гражданских прав | Имущество | Вещи | Работы и услуги | Информация | Личные неимущественные права
Вещное право | Право собственности | Хозяйственное ведение | Оперативное управление | Сервитут | Общая собственность
Обязательственное право | Обязательство | Договор | Гражданско-правовая ответственность | Наследование
Интеллектуальное право | Авторское право | Патентное право | Право на базы данных