Орган государственного управления

Органы государственного управления

Понятие органов государственного управления

Понятие органов государственного управления, несмотря на свою значимость, не закреплены в Конституции Российской Федерации. Данное обстоятельство, безусловно, отрицательно сказывается на качестве выполнения государственных функции по управлению страной. Определение «органа государственного управления» закрепляется в некоторых подзаконных актах, имея при этом лишь косвенное отражение.

Определение 1

Органы государственного управления – это одна из разновидностей органов власти государства, отличающихся областью их действия и специфичностью осуществляемых ими функций и задач.

Прежде всего, следует подчеркнуть, что органы управления, являясь видом государственных органов, обладают их основными чертами. Именно поэтому, следует определить, что представляет собой сам государственный орган. Так, он характеризуется в качестве организованного коллектива, который образует отдельную часть аппарата государства, наделенную своей компетенцией.

Основные черты государственных органов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Органы государственного управления 430 руб.
  • Реферат Органы государственного управления 220 руб.
  • Контрольная работа Органы государственного управления 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • являются частью государственного аппарата;
  • выступают в качестве организации, т.е. ячейки некого коллектива;
  • политические организации;
  • выполняют функции и задачи от имени всего государства;
  • имеют государственно-властные полномочия;
  • обладают своей компетенцией, структурой и территориальным масштабом деятельности;
  • несут перед государством ответственность за выполняемую или невыполняемую деятельность;
  • образуются в том порядке, который предусмотрен законом.

Замечание 1

Стоит отметить, что понятия «орган государства» и «орган государственного управления» совпадают, но второе является более широким.

Все общие черты, относящиеся к государственным органам, распространяются и на органы государственного управления, которые, наряду с указанными, имеют также свои специфические особенности.

Признаки органов государственного управления

Как уже было отмечено, органы государственного управления имеют, как и все государственные органы, свою компетенцию, структуру и территорию, на которую они распространяют свою деятельность. Но при этом органы управления имеют свои признаки, обладающие некой спецификой, и отличающие их от других органов государства. Определение таких признаков происходит в зависимости от своеобразия задач, которые стоят перед исполнительной властью, и методов, с помощью которых эти задачи осуществляются. Так, к признакам органов государственно управления относятся следующие:

  • осуществление специфической в содержании и методах деятельности – государственного управления;
  • относятся к исполнительной власти;
  • образуются на основе действующего законодательства;
  • их деятельность строится на четком соответствии закону, а также на исполнении закона с использованием при этом различных юридических средств, имеющих нормотворческий и оперативно-исполнительный (юрисдикционный) характер;
  • органы государственного управления осуществляют свою деятельность в пределах, которые предоставлены им в соответствии с государственно-властными полномочиями, а также в целях обеспечения руководства различными объектами (хозяйственными, административными, политическими, культурными, социальными и т.д.).

Органы государственного управления включают в себя большинство линейных и функциональных подразделений органов исполнительной власти, осуществляющих исполнительные и распорядительные функции в зависимости от предметов ведения и объема компетенции. При этом они не имеют функций, связанных с государственной политикой и нормотворчеством. Существует частичное исключение в случаях, когда территориальные органы государственного управления могут получить часть полномочий федеральных органов исполнительной власти с условием назначения должностного лица.

> Система органов государственного управления в Российской Федерации

Введение

Государство — это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Государственное управление можно определить как целенаправленное организующее воздействие органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства на определенных этапах его исторического развития.

Органы государственного управления — это граждане или коллективы граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями и уполномочены государством для осуществления его задач и функций и действуют в установленном им порядке.

В своей совокупности государственные органы образуют единую систему. В нее входят органы государственного управления РФ и органы государственного управления ее субъектов . Единство системы государственных органов РФ проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках одни органы этой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует организационно-правовая связь.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти . Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Целью данной курсовой работы является:

· дать понятия системе органов государственного управления в Российской Федерации;

· описать функционирование органов государственного управления;

· провести сравнительный анализ законодательной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан.

В Конституции РФ нет термина государственное управление. Вместо него используется понятие государственная власть, однако эти понятия различны. Государственная власть относится к уровню политических решений и выражает суверенную волю народа. Власть есть способность принимать решения и добиваться проведения их в жизнь.

Действенным инструментом государственной власти является государственный аппарат-система органов государства. Государство осуществляет свою активную роль в жизни общества через государственный аппарат. Реализация политических решений через исполнительно-распорядительную деятельность госаппарата и есть государственное управление.

Государственный аппарат как сложная система государственных органов строится в соответствии с потребностями общества, интересами человека, различных социальных групп населения. Согласованные действия всех входящих в систему государственных органов обеспечиваю единство государственной власти, ее могущества, эффективность в решении многочисленных задач в экономической, социальной, политической, культурной сферах общества, а также в отношениях с зарубежными государствами, в обеспечении и защите суверенных интересов государства.

В рассмотрении органов государственного управления в РФ необходимо исходить из положений Конституции 1993 г., закрепившей организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов РФ. Органами государственной власти РФ являются Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Арбитражный суд РФ и другие суды РФ, а также Федеральные Министерства и ведомства. Органами государственной власти являются главы администраций, возглавляющие систему органов исполнительной власти в субъектах РФ. Действуют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но в то же время сотрудничают с ними.

Государственное управление — тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Соответственно, все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

Можно выделить также систему исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. В последнем случае имеется в виду следующее. Постоянно действующим организационным фактором системы исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции. Остальные звенья такой системы весьма непостоянны и видоизменяемы. Они могут в ряде случаев вообще не существовать, хотя из механизма государственного управления они «не изымаются». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц.

Тем не менее, весь аппарат исполнительной власти нельзя сводить только к исполнительным органам общей компетенции. Этот аппарат многообразен и включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

В Конституции РФ нет термина государственное управление . Вместо него используется понятие государственная власть . Однако мы в данном случае различаем эти понятия. Государственная власть относится к уровню политических решений и выражает суверенную волю народа. Власть есть способность государства принимать политические решения и добиваться проведения их в жизнь. В конечном счете власть – лишь частный случай управления.

Действенным инструментом государственной власти является государственный аппарат – система органов государства. Государство осуществляет свою активную роль в жизни общества через государственный аппарат. Реализация политических — управленческих — решений через исполнительно-распорядительную деятельность госаппарата также есть государственное управление.

Государственный аппарат как сложная система государственных органов отражает потребность общества, интересы человека, различных социальных групп населения, народа в целом. Согласованные действия всех входящих в систему государственных органов обеспечивают единство государственной власти, ее могущество, эффективность в решении многочисленных задач в сферах экономической, социальной, политической, культурной жизни общества, а также в отношениях с зарубежными государствами, в обеспечении и защите суверенных интересов государства.

В рассмотрении органов государственной управления России Федераций необходимо исходить из положений Конституции 1993 г., закрепившей организацию федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органами государственной власти Российской Федерации являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Арбитражный Суд РФ, другие суды РФ, а также федеральные министерства и ведомства. Органами государственной власти являются главы администраций, возглавляющие систему органов исполнительной власти в субъектах Российской федерации. Они могут называться президентом; главой государства; губернатором. Органы государственной власти субъектов Российской Федераций устанавливаются ими самостоятельно, субъекты Российской Федерации имеют законодательные органы и определенные органы судебной власти. Действуют органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но в то же время сотрудничают с ними.

Государственное управление – это тот вид деятельности, который осуществляется всеми видами государственных органов — законодательными, судебными и исполнительными. В рамках данного раздела мы расскажем только об органах государственного управления РФ, осуществляющих исполнительную власть.

Можно также выделить систему (аппарат) исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации. В последнем случае имеется в виду следующее. Постоянно действующим организационным фактором системы исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы весьма непостоянны, видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они как государственные органы могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе бывших министерств государственных концернов или агентств, не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного управления они “не изымаются”. В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов их территориальных звеньев, а также должностных лиц.

Тем не менее, весь аппарат исполнительной власти нельзя сводить только к исполнительным органам (федеральным, республиканским, региональным и т.п.) общей компетенции. Этот аппарат многообразен и включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

Президент Российской Федерации. Конституция России 1993 г. (ст. 80-93 гл. 4) определяет статус и функции Президента РФ. Президент – глава государства. Это выделяет президентскую власть в особое положение, как бы возвышает ее над тремя традиционными ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной. В первую очередь Президент является высшим органом исполнительной власти, верховным главнокомандующим, а также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (см. схему № 1).

Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Пост Президента Российской Федерации был учрежден общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции Президент набирается гражданами России на шесть лет на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом России может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд. Предельный возраст для этой должности не предусмотрен.

Право выдвигать кандидатов на пост Президента РФ принадлежит: а) непосредственно избирателям, образующим инициативную группу и количестве не менее 100 человек; б) избирательным объединениям, имеющим общероссийский характер и зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ, избирательным блокам. В поддержку выдвинутого ими кандидата необходимо собрать не менее 1 млн. подписей избирателей. Только после этого кандидат будет зарегистрирован и включен в бюллетень для тайного голосования. Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов участников выборов.

Президент обладает необходимыми юридическими средствами воздействия на каждую из ветвей власти. В частности, на деятельность законодательной власти он имеет возможность воздействовать посредством осуществления права законодательной инициативы, права вето, и права роспуска Государственной Думы. На исполнительную власть Президент может воздействовать посредством назначения (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства, а также назначения и освобождения от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров, путем принятия решения об отставке Правительства, посредством отмены актов Правительства. Что касается судебной власти, то она независима от любых властей, но Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного СудаРФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, принудительно доставлен и суд. Однако неприкосновенность ни означает, что у Президента отсутствует политическая ответственность. Согласно ст. 93 Конституции РФ, Президент может быть отрешен от должности на основании обвинения его в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Досрочное прекращение полномочий возможно также в результате добровольной отставки или по состоянию здоровья.

Систему органов государственного управления возглавляют центральные органы федеральной исполнительной власти. Как правило, это ПравительствоРФ, министерства, государственные комитетыРФ, комитеты РФ, федеральные службы, федеральные агентства, федеральные инспекции. Следует сразу отметить, что сегодня в системе федеральных органов исполнительной власти нет государственных комитетов, федеральных инспекций только федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.

Правительство. Согласно Конституции, исполнительную власть России на уровне Федерации осуществляет Правительство РФ (ст. 110).

Среди органов исполнительной ветви власти Правительство РФ занимает ведущее место. Деятельность Правительства, организация его работы, полномочия и т. д. регулируются Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 г.

Правительство РФ формируется Президентом. Правительство РФ – коллегиальный орган. Оно состоит из председателя, семи его заместителей и 21 федерального министра. Заместители председателя и федеральные министры назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению председателя Правительства.

Член Правительства не может быть депутатом законодательного органа любого уровня, в том числе и членом Совета Федерации; занимать должности в органах государственной власти, местного самоуправления, общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью и т.д.

Правительство разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, осуществляет управлений федеральной собственностью, обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики. Оно отвечает за оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую государственную политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Федеральные органы исполнительной власти. Статус, виды порядок формирования и упразднения этих органов регламентируется специальным федеральным законом «О федеральных органах исполнительной власти».Однако непосредственно структура органов определяется Указами Президента.

Согласно Указу Президента РФ “О структуре федеральных органов исполнительной власти” от 17 мая 2000 года (с изменениями от 11 марта 2003 года) в России насчитывалось 23 федеральных министерства, 8 государственных комитетов, 2 федеральных комиссии, 11 федеральных служб, 7 федеральных агентств, 2 федеральных надзора и 5 иных федеральных органа исполнительной власти. Федеральные органы власти довольно часто реорганизуются президентом. Так в ходе изменений в марте 2003 года были ликвидированы 2 федеральные службы (Федеральная служба налоговой полиции и Федеральная пограничная служба), 1 агентство (Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), создан новый государственный комитет – Госкомитет по контролю за незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ. Многие из федеральных органов власти имеют свои территориальные подразделения во всех или в большинстве субъектов Российской Федерации.

В марте 2004 года система органов государственного управления была серьезно реформирована. Изменилась структура правительства, в нем остались только министерства, службы и агентства. Министерств стало меньше – всего 16 вместо 23, 33 федеральные службы и 33 агентства. Произошел переход от двухуровневой системы исполнительной власти «президент – премьер» к одноуровневой. 5 министерств, 11 федеральных служб и 3 агентства будет курировать непосредственно Президент РФ; 11 министерств, 22 службы и 30 агентств – премьер-министр. Принципиально важным становится то, что органы исполнительной власти формируются по функциональному принципу. Министерства должны определять государственную политику во вверенных им сферах, а проводить ее в жизнь и контролировать результаты обязаны федеральные службы. Им запрещено оказывать государственные услуги, это – функция федеральных агентств.

Осенью 2007 года была предпринята попытка вернуться к государственным комитетам. В частности, были созданы государственный комитет по рыболовству и государственный комитет по молодежной политике, которые одновременно определяют общую политику, оказывают услуги и ведут надзорную деятельность в своих сферах. Однако в дальнейшем было решено вновь вернуться к трехзвенной системе органов исполнительной власти: министерства, службы, агентства.

Министерства отличаются от других федеральных органов тем, что они создаются главным образом по отраслевому принципу (культура, образование, оборона, здравоохранение и т.д.) и функционируют на основе единоначалия. Это означает, что министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и. полномочий. При министре действует коллегия, которая является совещательным органом. Федеральные министры входят в состав Правительства. Сегодня в России 21 федеральное министерство, где наряду с традиционными министерствами (обороны, иностранных дел, МВД, МЧС, здравоохранения, образования и науки) созданы новые – министерство по развитию Дальнего Востока, открытое правительство.

Такие органы, какфедеральные службы, осуществляют специальные контрольные, разрешительные или надзорные функции в установленных сферах ведения. Федеральные агентства занимается оказанием услуг от имени государства по отношению к различным социальным субъектам – от гражданина до крупных организаций или социально-профессиональных групп.Например, Российское агентство интеллектуальной собственности охраняет интеллектуальную собственность, то есть авторские права ученых, писателей, композиторов, от нарушений со стороны организаций (издательств, театров, филармоний), использующих произведения этих авторов.

Некоторыми федеральными органами исполнительной власти, ведающими вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно руководит сам Президент РФ. Он не только назначает их руководителей, но и утверждает положения об этих органах.

Федеральную службу возглавляет руководитель, агентство возглавляет генеральный директор. Руководители служб и директора агентств не входят в состав Правительства, если руководителю не присваивается статус федерального министра. В настоящее время в РФ насчитывается 34 федеральные службы, из которых 10 подчинены непосредственно Президенту, а остальные 24 – Председателю Правительства. Из 22 федеральных агентств 2 подчинены Президенту, 20 – Председателю Правительства.

К иным органам исполнительной власти относятся Управление делами Президента РФ, Главное управление специальных программ Президента РФ.

Руководители служб, агентств, иных органов не входят в состав Правительства России. Но в то же время они являются вполне самостоятельными и не непосредственно не включены в состав министерств. Таким образом, обеспечивается независимость их деятельности.

В системе органов исполнительной власти важная роль принадлежит также главам администраций краев, областей, иных субъектов РФ. Они обладают большими полномочиями по управлению и распоряжению собственностью субъекта РФ, разработке бюджета, реализации программ развития экономики, культуры, социальной политики, обеспечению законности, охраны прав граждан, борьбе с преступностью и др. В конце 2004 года изменился порядок формирования руководителей субъектов Российской Федерации: они стали избираться законодательными органами субъектов РФ по представлению Президента РФ. Такой порядок сохранялся до 2012 года. Сейчас вновь высшие должностные лица субъектов РФ избираются населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Является специфическим видом правительственной деятельности. Она имеет свои особенности, которые позволяют отличить ее от прочих проявлений власти (например, судебной, исполнительной или законодательной), а также от другой различных и прочих формирований (коммерческих структур, трудовых коллективов и прочих). Структура государственного управления считается разновидностью С ее деятельностью традиционно связывают образование особой юридической отрасли — административного права.

Термином «система государственного управления» достаточно широко пользуются многие авторы зарубежной и отечественной научной литературы. Кроме того, это определение присутствует и в законодательстве разных стран. В России этот термин употреблялся более семидесяти лет, существовали конституционные основания для обособления этого вида правительственной деятельности. В Конституции РФ в 1993-м году это определение было заменено сочетанием «исполнительная власть». Основной Закон страны провозгласил принцип, в соответствии с которым власть разделена на три ветви. Таким образом, выделяют судебную, законодательную и исполнительную ветвь.

В связи с этим, особый интерес для многих авторов представляет соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Каждая деятельность включает в себя решение, исполнение (реализацию) и контроль над исполнением. Система государственного управления в России до восьмидесятых годов была разделена на правительственные и судебные органы. При этом каждая ветвь в той или другой степени выполняла правительственные задачи. Так, цели государственного управления, которые выполняли органы правительственной власти, состояли в решении особенно важных вопросов, касающихся политической и общественной жизни страны. Эта осуществляла принятие законов, их исполнение. Судебные же органы исполняли законоохранительные функции.

Существуют определенные признаки, которые характеризуют роль и место, которое занимает система государственного управления в рамках Так, определено, что эта деятельность обладает исполнительно-распорядительным характером. Основным направлением считается проведение и законов в жизнь. Эта цель реализуется при помощи необходимых юридических полномочий (распорядительства).

Необходимо отметить, что государственное управление считается прерогативой специальных субъектов. Оно осуществляется в ходе непосредственного и повседневного руководства социально-культурным, хозяйственным, а также административным и политическим строительством. Непосредственность связана с тем, что именно в организационном подчинении (ведении) органов госуправления включено основное количество объектов собственности. Таким образом, выражалось качество правительства как владельца основных производственных средств.

Вместе с этим государственное управление считается деятельностью подзаконной. Оно осуществляется во исполнение и на основании закона, являясь при этом вторичным относительно законодательной деятельности.

К этим признакам нужно добавить и некоторые специфические характеристики. Так, например, в их числе иерархичность (субординационность, вертикальность) системы госуправления, право на реализацию властных юридических полномочий во внесудебном (административном) порядке. Кроме того, имеет место и предусмотренная действующим законом возможность осуществлять административное правотворчество.

Понятие и основы признаки органов государственного управления

К органом государственного управления относятся органы (аппараты), которые создаются для осуществления исполнительной и распорядительной деятельности. Они — составные части государственного аппарата и основные субъекты административного права.

Органам государственного управления присущи основные черты, свойственные всем органам государственного аппарата:

  • — наличие в их распоряжении полномочий государственно-властного характера (издание от имени государства юридически обязательных актов, обеспечение их реализации путем применения мер воспитания, убеждения и поощрения, осуществление наблюдения за исполнением требований юридических актов, защиты этих актов от нарушений путем применения в необходимых случаях мер принуждения);
  • — они имеют свою организационную структуру, т.е. систему построения их внутреннего или рабочего аппарата, определяемую задачами органа, территориальным масштабом деятельности и, наконец, компетенцией, с помощью которой определяются их полномочия.

Органы управления обладают и специфическими признаками, отличающими их от иных видов государственных органов, которые определяются своеобразием стоящих перед ними задач и методов их осуществления, особым характером их государственной деятельности .

Задачи и цели органа управления: чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа управления указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач. Функции отражают материальное содержание деятельности органа. Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и другие. Полный и точный перечень функций органа государственного управления в правовых актах, закрепляющих компетенции органа, имеет первостепенное значение для правильной организации управления.

Закрепляемые правовыми актами прав и обязанности определяют границы полномочий органа государственного управления в осуществлении каждой из его функций; планирование по конкретным показателям и в установленные сроки, финансирование из определенных источников и в определенном объеме, меры поощрения по видам и определенных размерах, меры дисциплинарной и административной ответственности по видам и также в определенных размерах.

Формы и методы работы органа государственного управления определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов государственного управления являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов, разработка мер по их обеспечению; инструктирование; инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др. Органы управления призваны осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность государства, которая состоит в практическом исполнении законов и подзаконных актов в процессе непосредственного управления. Они проводят в жизнь требования этих актов, организуют их исполнение подведомственными объектами, решают разнообразные вопросы, возникающие в повседневной практике претворения в жизнь требований законов, указов, а также актов шейного самоуправления.

В этом смысле органы управления являются исполнительным аппаратом, подконтрольным и подотчетным органам государственной власти. орган государственный управление

И, наконец, для рассматриваемых органов управления характерно непосредственное подчинение им соответствующих отраслей хозяйства и культуры, предприятий, объединений, организаций и учреждений. Они призваны повседневно руководить их работой. По отношению к этим объектам управления органы управления являются исполнительно-распорядительными.

Понятие органа государственного управления, по мнению проф. А.П. Коренева, может быть определено как структурно оформленное самостоятельное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества в сферах хозяйственного, социально-культурного, административно-политического строительства и в межотраслевых сферах государственной деятельности.

Для органов государственного управления характерна подчиненность нижестоящих органов управления вышестоящим. При этом они могут действовать в рамках двойной подчиненности, т.е. вертикальной и горизонтальной. Однако там, где необходимо централизованное управление (например, оборонное), двойное подчинение отсутствует.

В юридической литературе допускается отнесение к органам государственного управления предприятий и учреждений. Однако, основной задачей учреждений, предприятий является не внешнее властное руководство, не управление, а внутреннее осуществление непосредственного процесса производства (внутри своих коллективов) материальных благ, предоставления тех или иных услуг. Таким образом, государственные учреждения и промышленные предприятия не являются органами государственного управления потому, что не обладают внешними государственно-властными полномочиями.

Итак, орган государственного управления — это звено государственного аппарата, функционально осуществляющее на основе и во исполнение законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность.

Правовое положение органов государственного управления регулируется: Конституцией Республики Казахстан, законами, указами регулирующими те или иные сферы деятельности, подзаконные акты. Например, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона, «О Правительстве РК» от 18.12. 95 г., Закон Республики Казахстан «О местных представительных и исполнительных органах РК» от 10.12.93 г., Положения о Министерствах и др.

Конкретное правовое положение органов государственного управления выражается в следующем:

  • а) действуют на основании и во исполнение закона, при этом не только исполняют его веления, но и часто самостоятельно устанавливают подзаконные общеобязательные правела поведения (правовые нормы);
  • б) основные органы государственного управления образуются непосредственно органами государственной власти, все они подотчетны и подконтрольны своей деятельности органам государственной власти;
  • в) органы государственного управления могут совершать действия, которые либо прямо указаны в законе, либо необходимы для выполнения закона. Законом устанавливаются объем компетенции, основные задачи, формы деятельности многих органов управления;
  • г) действуя в пределах своей компетенции, орган государственного управления обладает необходимой оперативной самостоятельностью. Кроме того, правовое положение органов государственного управления характеризуется следующим образом;
  • д) деятельность их носит подзаконный характер и осуществляется на основе и во исполнение закона, в соответствии со своим назначением эти органы обязаны активно проводить в жизнь требования законов, действовать в строгом соответствии с законом;
  • е) ведущие звенья системы этих органов образуются органами государственной власти, которым они подотчетны и подконтрольны, они представляют собой исполнительный аппарат, работают под руководством последних, ответственны перед ними, подотчетны и подконтрольны им, получают от них полномочия. Ведущие звенья органов государственного управления — Правительство Республики Казахстан, центральные органы отраслевого и межотраслевого управления, администрации и их отделы и управления и иные, непосредственно образуются органами государственной власти. Другая часть органов государственного управления создается в распорядительном порядке полномочными вышестоящими органами управления;
  • ж) для осуществления исполнительно — распорядительной деятельности органы управления от имени государства наделяются юридическими властными полномочиями. Это выражается в праве:
    • — издавать от имени государства обязательные акты;
    • -обеспечивать реализацию данных актов путем проведения организационных мероприятий, применения мер воспитания, убеждения и поощрения;
    • — осуществлять от имени государства надзор за исполнением правовых актов;
    • — охранять эти акты от нарушений путем применения в необходимых случаях мер государственного принуждения;
  • з) каждый орган государственного управления имеет свою компетенцию, устанавливаемую различными правовыми актами полномочных органов РК, компетенция — точно определенный объем прав и обязанностей, которыми наделяется данный орган для выполнения возложенных на него задач и функций;
  • и) органы государственного управления, за исключением Правительства, поднадзорны органам прокуратуры, эти органы государственного управления обязаны рассматривать касающиеся их акты прокурорского надзора (протесты, представления и др.) и принимать по ним меры в соответствии с законодательством. В равной степени это положение действует и в отношении судебных органов;
  • к) органы государственного управления руководят деятельностью предприятий, учреждений и организаций. С учетом этого определяются их права, обязанность и ответственность, место и роль, взаимоотношения в системе государственного аппарата. Каждый нижестоящий орган управления подчиняется соответствующему вышестоящему органу.

Реформы политической системы и экономики требуют того, чтобы аппарат управления стал действительно исполнительным и подконтрольным представительным органом, освободился от тех гипертрофированных властных полномочий, которые он присвоил в прежние годы.

Другие звенья государственного механизма — органы прокурорского надзора, правосудия и другие — также находятся в определенных связях и соотношении с государственными управлениями.

Деятельность аппарата государственного управления и каждого в отдельности исполнительно-распорядительного органа должна строиться на основе познания и правильного использования объективных законов общественного развития. Только в этом случае она может быть полноценной и приносящей пользу обществу и государству.

Высший государственный совет. Коллективный орган управления Россией

После своей победы на выборах президент России Владимир Путин, как известно, встретился с бывшими соперниками. Поговорили «за жизнь» и в первую очередь о дальнейших политических процессах в стране, о том, что теперь нужно консолидировать усилия для того, чтобы страна действительно начала активно развиваться.


Одним из ньюсмейкеров (уже после) встречи стал Владимир Жириновский, занявший в итоге третье место с результатом примерно 5,6% голосов. Выйдя после беседы с президентом к журналистам, экс-кандидат от ЛДПР сообщил, что он довёл до сведения Владимира Путина мнение по поводу будущей системы управления государством.
По словам Жириновского, форма управления страной может быть изменена с «индивидуальной» на «коллегиальную» («коллективную»). Лидер ЛДПР считает, что таким коллегиальным органом управления мог бы стать Государственный совет (Высший государственный совет России – ВГСР), который бы не просто определял внешнюю и внутреннюю политику РФ, но и занимался «внутри себя» избранием на определённый срок президента. При этом у президента, избранного внутри ВСГР, уровень полномочий был бы ниже, чем у президента нынешнего, и одновременно выросли бы полномочия парламента. Тут нужно отметить, что речь не о том Госсовете, который в России уже действует.
Жириновский отметил, что «тогда и выборы президента в России были бы не нужны», имея в виду вариант со всенародным голосованием.
Мнения по оценке заявления Жириновского, как водится, разделились. Одна группа граждан восприняла слова Жириновского об усилении роли парламента и одновременном сужении объёмов полномочий президента либо как чистой воды популизм, либо как противоестественное для такой огромной страны, как Россия, предложение. Другая группа россиян увидела в инициативе Жириновского разумное зерно, полагая, что ставка не должна делаться в стране на одного единственного человека по той простой причине, что это в определённом плане рискованно.
Проблема в том, что в истории страны были периоды и абсолютной власти одного человека (династическая монархия), и коллегиального формата управления страной (Политбюро ЦК КПСС). При этом эффективность государственного управления чаще всего зависела от конкретного человека. Как известно, случалось так, что и при де-юре абсолютной монархии монархом рулили, как хотели, «коллегиалисты». А бывало и так, что коллегиальный орган являл собой нечто псевдоколлегиальное и аморфное, и тогда один человек подминал под себя и сам этот орган и его инициативы. Потому вопрос, что называется, открытый и активно обсуждаемый.
А пока тема коллегиальности или строгой индивидуальности во власти обсуждается, есть и сопутствующие вопросы. Так, например, вопрос о гипотетическом составе Высшего государственного совета. Если ВСГР (в порядке предположения) может быть создан, то по какому принципу он будет формироваться: только умные, только красивые или умные и красивые? На самом деле, ирония тут лишняя… Ведь в тех странах, где свой формат коллективного управления (хотя бы на бумаге) существует, действует развитая партийная система. Да что там партийная… Чаще всего – однопартийная.
Как пример – Китайская народная республика, где Всекитайской собрание народных представителей и прочие коллегиальные органы – плоть от плоти Компартии КНР. Тут можно возразить, отметив, что ВСНП Китая «только» на 72,2% состоит из членов КПК. 830 человек в ВСНП членами Компартии страны не являются, а входят в так называемый Патриотический единый фронт китайского народа. Однако этот самый единый фронт контролируется именно КПК – рабочим отделом единого фронта ЦК Компартии Китая. В общем, решения принимаются де-факто в лоне одной партии, которая и определяет вектор направления. Вон, на днях за бессрочное нахождение у власти председателя проголосовали, сменив конституционный пункт – и все, без малого полтора миллиарда, рады, все довольны. Может, и несогласные имеются, но в Китае их активность сведена до кухонных посиделок, а потому китайская «Болотная» не предвидится. Откуда ей взяться, особенно перед 20-й годовщиной событий на Тяньаньмэнь…
Можно, конечно, долго спорить на тему того, а чем наша нынешняя многопартийная система отличается от китайской однопартийной с наличием во всём согласных оппозиционных парламентских фракций, но всё же… Может, действительно, и ничем особым не отличается… Как, кстати, и система американская, где крупнейших партии, вроде как, две, но две этих партии, несмотря на медийную войну друг с другом, напоминают две половинки одного целого (хотя почему «напоминают» — так, в принципе, и есть). А потому партийная рулёжка в США выглядит не намного отличающейся от формата китайского ВСНП.
Итак, у нас своё «всё же»… Есть единоголосица в парламенте, но вот с лоббированием интересов в отношении отдельно взятых представителей элит эта единоголосица прекращается, особенно когда дело доходит до реализации намеченных планов и принятых законов. Принять — приняли, а исполнять… Одним – обязательно, другим – не с руки, ибо особая каста.

Потому можно вводить хоть Высший Госсовет, хоть вспоминать о «тандеме» (кто-то помнит ещё?..), хоть монархию реставрировать, только вряд ли что-то принципиально будет меняться, если не ответить на вопрос: к какой цели государство конкретно стремится? Эта цель должна быть прозрачной и понятной, как должен быть внятным и список ответственных за то, если вдруг эта цель так и будет продолжать оставаться только на бумаге. Именно ответственность и нужно для начала развить в масштабах всего чиновничьего аппарата. А уж насколько это сложно, и говорить не приходится. Кто же возьмёт ответственность, когда всегда есть возможность переобуться в воздухе и назвать себя «политически преследуемой жертвой режима»…