Основные направления

Понятие предприятия, цели и направления деятельности

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.

Предприятие – это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте.

Предприятие обладает следующими признаками:

1) предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, которое обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия;

2) оно отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

3) предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;

4) имеет право быть истцом и ответчиком в суде;

5) должно иметь самостоятельный баланс, законченную систему учета, своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;

6) имеет расчетный и другие счета в банках;

7) должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Предприятие обладает производственно-техническим единством, организационно-административной и финансово-экономической самостоятельностью.

Производственно-техническое единство означает взаимосвязь отдельных стадий производственного процесса, в результате которого исходные материалы превращаются в готовую продукцию. Оно предопределяет единую систему технической документации, общую техническую политику, единую систему машин, наличие общих вспомогательных и обслуживающих подразделений.

Организационно-административная самостоятельность означает, что предприятие имеет единый коллектив, единую администрацию и обладает правом юридического лица.

Финансово-экономическая самостоятельность заключается в том, что предприятие организует свою деятельность на основе самоокупаемости и имеет единую законченную форму учета и отчетности.

Предприятия можно классифицировать по многим признакам. Наиболее существенны следующие факторы классификации предприятий:

¨ цель и характер деятельности,

¨ используемые ресурсы,

¨ отраслевая принадлежность,

¨ местоположение,

¨ размер предприятия,

¨ форма собственности,

¨ организационно-правовая форма.

1. По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.

2. В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

§ использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

§ интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

§ интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия (см. табл.1.1).

Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.

Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления.

Таблица 1.1

Преимущества Недостатки
Использование способностей сотрудников. Лучшее использование машин. Использование преимуществ местоположения предприятия. Повышение мастерства. Рост производительности труда. Увеличение дохода. Монотонная деятельность. Отчужденность и потеря смысла. Заболевания из-за односторонней загрузки. Невысокая гибкость из-за узкой специализации. Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности.

Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективного использования средств производства.

Материалоемкие предприятия имеют высокие объемы затрат ресурсов. Этим предприятиям приходится решать задачу эффективного использования ресурсов и экологических проблемы, связанные с утилизацией отходов производства.

3. В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:

1) промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

2) строительные предприятия;

3) торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

4) банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

5) транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

6) страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;

7) предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, турфирмы, консалтинговые фирмы и другие.

Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

4. Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:

¨ Ориентация на материалы — с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.

¨ Ориентация на трудовые ресурсы — учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.

¨ Ориентация на продажу товаров и налоги — в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.

¨ Ориентация на транспортные средства — выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей).

¨ Ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.

¨ Ориентация на окружающую средуимеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.

¨ Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.

¨ Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.

¨ Ориентация на зарубежных партнеров — в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

5. Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

В России установлены критерии отнесения к малым предприятиям (федеральный закон №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

а) для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных фондов не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать до 100 человек включительно – для малых предприятий, до 15 человек – для микропредприятий;

в) выручка от реализации товаров без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать 60 млн. руб. – для микропредприятий, 400 млн. руб. – для МП.

6. По назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления.

7. По признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства.

8. По специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.

9. По типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.

10. По формам собственности различают частные, государственные и смешанные предприятия.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

функциональное направление деятельности (ФНД)

Смотреть что такое «функциональное направление деятельности (ФНД)» в других словарях:

  • функциональное направление деятельности (ФНД) — МОК разработал общий список функциональных направлений деятельности, основанных на «функциях» Игр, а не на организационной структуре ОКОИ. Функциональные направления деятельности предназначены не для изменения или определения… … Справочник технического переводчика

  • ФНД — Фонд нормативной документации ФНД функциональное направление деятельности ФНД факел низкого давления ср. ФВД … Словарь сокращений и аббревиатур

  • ФНД — функциональное направление деятельности EN FA functional area … … Справочник технического переводчика

  • ФНД «Организация спортивных мероприятий и взаимодействие с Международными федерациями» — ФНД «Организация спортивных мероприятий и взаимодействие с Международными федерациями» Функциональное направление деятельности, ответственное за подготовку и проведение спортивных соревнований в рамках Игр, а также взаимодействие с… … Справочник технического переводчика

Список профессий по направлениям

При выборе профессии стоит учитывать два основных критерия: личностные качества и так называемую профпригодность. Проще говоря, человек должен не только хотеть трудиться в определенной сфере, но также обладать определенным потенциалом для самореализации в ней.

«Технари» и «гуманитарии» – самое элементарное разделение людей по критерию профпригодности. Соответствующие способности могут быть ярко выраженными, но бывает и так, что человек имеет примерно одинаковую склонность и к техническим, и к гуманитарным наукам. В любом случае, в рамках каждой из этих двух групп профессий существует масса подгрупп, а потому выбор достаточно широк.

Технические

Сфера техники и технологий подходит для людей с выраженными склонностями к точным наукам: математике, химии, физике, информатике. Соответствующие профессии характеризуются высокой динамичностью: это обусловлено постоянно продолжающимся индустриально-техническим развитием. Графики, списки, чертежи и расчеты – вот инструментальная база технических профессий. Чтобы получать удовольствие от такой работы, нужно не только уметь все это делать, но также искренне любить точные науки.

Экономические

Экономика так же, как техника и технология, любит точность и определенность. Однако одной лишь точности в ее мире мало: помимо всего прочего экономические профессии имеют свою специфику, которая заключается в постоянной необходимости прогнозирования, позиционирования и анализа. Предпринимательство как профессия сочетает в себе все перечисленное, потому как рыночные процессы подчиняются законам разных экономических наук, а для успешного ведения бизнеса нужно учитывать абсолютно все факторы данной сферы деятельности.

Творческие

Перечень творческих профессий достаточно широк. В список входят художественные, театральные, эстрадные, танцевальные и другие направления, связанные с искусством. Если вы чувствуете, что вы креативны и талантливы, а творчество и искусство – это те сферы где вы сможете проявить себя, то вам обязательно надо ознакомиться с этим разделом.

Военные професси

Представители военных профессий не «работают», а несут государственную службу. Кроме того, чтобы стать военным, соответствующее образование обычно нужно получать еще со школьного возраста. Военная профессиональная сфера обеспечивает страну людьми, которые могут и умеют принимать ответственные решения, вести грамотную стратегию, а также вносить вклад в ее техническое развитие. Одним словом, на их плечи возложена миссия защиты государства в мирное и военное время.

Профессии, связанные с путешествиями

Работники турагентств, экскурсоводы, бортпроводники, пилоты и прочие – это яркие представители профессий, напрямую связанных с путешествиями. Однако существует список профессий, которые связаны с перелетами и поездками лишь косвенно, а потому те имеют командировочный характер. Геологи, археологи и другие исследователи просто не мыслят своей жизни без путешествий, хотя суть предмета их деятельности заключается вовсе не в изменении дислокации. Это скорее необходимость. Такая же, как, например, у рыбака или матроса. Поэтому среди представителей малоквалифицированных профессий также есть путешественники.

Медицинские

Врачи, медсестры, генетики, вирусологи и другие исследователи в сфере медицинского дела выбрали в свое время профессию медика. Уровень ответственности в данной сфере прямо-таки зашкаливает, а необходимые для работы знания порой находятся на стыке таких наук, как химия, физика, биология и даже инженерия. Список специализаций для медиков не велик. Сегодня медучреждениям постоянно требуются анестезиологи, детские и взрослые реаниматологи, наркологи и психиатры, а также врачи скорой помощи и работники сферы медико-лабораторной диагностики.

Педагогические

С развитием сегмента негосударственного образования уровень востребованности представителей педагогических профессий резко вырос. Кроме того, в последнее время становится очень распространена практика частного репетиторства. Работа няни и занятость в дошкольных учреждениях также требует от кандидата педагогического образования. Современные образовательно-развлекательные и спортивные студии для детей и взрослых предлагают обучение танцам, языкам, а также творческие занятия. Во всех этих сферах востребована профессия педагога.

Юридические

Список юридических профессий традиционно ассоциируются с правосудием, однако в условиях формирующегося (развивающегося) правового государства этим дело отнюдь не заканчивается. К помощи юристов прибегают как государственные, так и коммерческие организации, причем масштабы могут быть самыми различными – от предприятия до мировой арены. Деятельность некоммерческих организаций также подчиняется правовым нормам, потому хорошие юристы без работы не остаются. Многие из них становятся индивидуальными предпринимателями, так как юрисконсульство в наши дни чрезвычайно востребовано – как среди физических, так и среди юридических лиц.

Работа с людьми

Профессии, связанные с работой с людьми, либо несут в себе определенное социальное благо, либо находятся на стыке двух (и более) сфер деятельности, преследуя несколько иные цели. Так, если сравнивать, например, профессию педагога и менеджера по персоналу, то первый трудится исключительно с людьми и ради людей (в целом), а второй преследует корпоративные интересы. Поэтому работа с людьми – это очень общее понятие, которое, однако, во всех случаях требует от работника проявления высокоморальных человеческих качеств.

Безопасность

Список профессий, связанных с безопасностью, может быть как техническим, так и социально-гуманитарным, а может находиться на стыке этих двух сфер. Кроме того, в данной области существует разделение на силовое обеспечение безопасности и информационное. Безопасность в сфере ITи инженерная охрана особенно актуальна на уровне предприятия, а пожарная и военная безопасность – это уже, как правило, вопросы государственной службы.

Аграрные и животноводческие

Представителями данных профессий решается две основные задачи: защита экологии и снабжение человечества дарами растительно-животного мира. Можно заметить, что в некоторых моментах эти две цели являются противоположно направленными. В этом и заключается сложность данных профессий: важно не только грамотно производить и распределять эти ресурсы, но также руководствоваться любовью человека к природе при принятии соответствующих решений. Основные профессии данных направлений могут быть связаны не только с аграрным и животноводческим делом, то также с такими науками, как география и экология.

Транспортные профессии

Транспорт играет важнейшую роль в народном хозяйстве страны. На него, в свою очередь, оказывает большое влияние технический прогресс. Растет не только масштаб транспортных перевозок, но и уровень комфортабельности, технической оснащенности маршрутных линий и т.д. Люди, управляющие транспортом и обслуживающие его, востребованы всегда, однако выбор транспортной профессии сопряжен со значительным уровнем ответственности. Динамичность данной сферы также требует от работников постоянного повышения квалификации. Работники дорожных служб, водители, диспетчеры, машинисты и прочие – все эти люди являются представителями транспортных профессий.

Лингвистические

Если вы раздумываете связать свою жизнь с изучением языков, а также их использованием, то изучите данный раздел. Подробное описание профессий журналиста, лингвиста, писателя и многих других.

Участие в деятельности — основа взаимодействия личности с социальной средой

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

«Социальная психология. Краткий очерк»
Под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина.
М., Политиздат, 1975 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями
Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: социальная среда воздействует на личность, формирует ее; личность, действуя в социальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ей определенное социальное качество, детерминируемое в конечном итоге уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Формирование личности, по меткому определению М. И. Калинина, через обучение, самообразование, выливающиеся в самые различные формы, «идет параллельно течению жизни». Социальная среда, в которой осуществляется «течение жизни», оказывает самое глубокое влияние на этот сложный процесс.
Деятельность и поведение
Марксистская социальная психология рассматривает явление психической жизни личности и групп в неразрывной связи с их деятельностью. Деятельностный подход к изучению сознания людей является методологическим принципом марксистской социальной психологии.
Вопрос о деятельности имеет важное мировоззренческое значение. Именно по этой причине выяснению сути человеческой деятельности К. Маркс и Ф. Энгельс уделили внимание в своей работе «Немецкая идеология». Они писали: «Предпосылки, с которых мы начинаем,— не произвольны, они — не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это — действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью». Только из этих предпосылок может исходить любая общественная наука, в том числе и социальная психология.
Принцип деятельности в анализе социально-психологических явлений, закономерностей и процессов состоит в том, что человек, группы людей рассматриваются как активные субъекты, преобразующие природное и социальное окружение. Деятельность сама по себе при этом подходе рассматривается как «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие».
В самом широком смысле деятельность есть целенаправленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не существует. Деятельность всегда связана с активностью субъекта, направленной на объект. Субъектом деятельности во всех случаях является человек или группа людей, в то время как объект деятельности может быть и человеком, и животным, и неодушевленной вещью.

Субъект деятельности, а также объект деятельности, представленный людьми, могут воплощаться в личности, в малой группе, в большой организованной группе, в классе, в народных массах и социально-этнических общностях (племени, народности, нации). Рассматривая категорию деятельности, необходимо определить связанные, но не совпадающие с ней понятия — «действие» и «поступок».
Действием называют относительно законченный элемент деятельности, направленный на выполнение одной ограниченной текущей задачи. Действия — это те кирпичи, из которых складывается здание деятельности. Любое действие, в свою очередь, раскладывается на ограниченные элементы, связанные между собой в пространстве и времени. Следует, однако, иметь в виду, что термин «действие» может иметь и другие значения.
Таким образом, деятельность состоит из действий, под которыми понимаются некоторые совокупности процессов познания и исполнения, направленных на достижение ближайшей осознанной цели.
В процессе деятельности люди совершают различные действия. В зависимости от конкретной цели принято различать следующие виды действий:
— двигательные действия, совершаемые с целью удержать или переместить какой-либо внешний объект или свое тело в пространстве;
— гностические действия, совершаемые с целью получения знания о факте действительности и удержания этого знания в сознании; гностические действия подразделяются на перцептивные, мнемические, логические. С помощью перцептивных действий воспринимаются факты действительности; мнемические и логические действия, иногда объединяемые под названием интеллектуальных, составляют сущность мыслительной деятельности. Совокупным итогом предыдущих и необходимым компонентом последующих гностических действий является опыт, посредством которого обеспечивается связь системы знания с познаваемым объектом;
— социально-коммуникативные действия, направленные на установление, поддержание или прекращение взаимоотношений между людьми или взаимодействия между ними. В пределах социально-коммуникативных действий различают собственно коммуникативные действия, совершаемые с целью получения или передачи сообщений, установления и поддержания контактов и т. д.; организующие действия, направленные на побуждение других к действиям или к оценке их действия; обслуживающие действия, направленные на удовлетворение потребностей других людей. Некоторая часть социально-коммуникативных действий, выражающих субъективное состояние человека или его отношение к другим людям, к принятым ими нормам или к их целям и ценностям, составляет поступки, совокупность которых образует поведение.
Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в действия по отношению к социально значимым объектам. Оно представляет собой внешне наблюдаемую систему действий (поступков) людей, в которой реализуются внутренние побуждения человека. Категория поведения по своему объему уже категории деятельности. Деятельность может носить как реально-преобразовательный, так и идеально-преобразовательный характер, а потому быть недоступна внешнему наблюдению. Если деятельность — это самая общая категория, характеризующая активную сущность человека, то категория поведения относится лишь к той сфере жизнедеятельности человека, которая находит свое выражение в непосредственно наблюдаемых и фиксируемых социально-коммуникативных действиях.
Выделяются два вида поведения: вербальное (словесное) и реальное. Вербальное поведение есть система высказываний, мнений, суждений, доказательств и т. п., которые могут быть зафиксированы как явные признаки внутренних психических состояний. Реальное поведение представляет собой систему практических действий (поступков).
Всякая деятельность предполагает определенный социально-психологический процесс, обусловливающий механизм любого вида деятельности: производственно-экономической, политической, научной, художественной, идеологической. Проникнуть в сущность этих социально-психологических процессов помогает изучение деятельности (и поведения), и, таким образом, категория «деятельность» является одним из основных, фундаментальных понятий социальной психологии вместе с понятиями «социальная среда», «группа», «личность».
Что достигается участием в деятельности
Практическая деятельность есть прежде всего трудовая деятельность. В «Капитале» К. Маркс писал: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Участвуя в деятельности, человек осуществляет кооперацию с другими людьми. Поэтому процесс труда, совершающийся между человеком и природой, есть одновременно и процесс обмена результатами труда и приобретенным опытом с другими людьми. Как следствие для существования личности возникает необходимость постоянного взаимодействия не только с природой, но и с социальной средой. Это взаимодействие осуществляется, с одной стороны, как потребление и познание социальной среды и, с другой, как изменение этой среды. Для того чтобы взаимодействие осуществлялось, необходимо участие в деятельности, посредством которой человек «опосредствует, регулирует и контролирует» свое взаимодействие со средой. Через участие в деятельности прослеживаются механизмы взаимосвязи людей между собой и каждой отдельной личности с социальной средой.
Связи человека с социальной средой возникают благодаря действию, являющемуся движением органов человека, энергия которых направлена вовне. Совокупность действий человека составляет его активность, направленную в конечном итоге на функционирование, сохранение или изменение общественных отношений. Таким образом, человек вступает в связь с миром или через свою активность, или через активность других людей, или же через действия предметов и явлений, энергия которых воспринимается органами чувств человека.
Связь человека с другими людьми через участие в деятельности имеет определенную направленность. Направленность этой связи составляет отношение. Отношение — это направленность активности конкретного человека на установление и поддержание связи с другими людьми. При этом связи могут иметь самый различный характер — познавательный или практический, экономический или политический и т. д.— в зависимости от области и целей деятельности.
Активность человека может быть направлена или на социальную среду (приспособление ее к субъекту), или на самого себя (приспособление субъекта или изменение его состояния относительно среды). Так, существуют две основные, взаимосвязанные и взаимоперекрывающиеся формы проявления активности: деятельность — преобразование человеком среды и отдельных ее элементов и поведение — изменение состояния человека относительно среды и регуляция своих поступков. При этом нужно иметь в виду, что это подразделение имеет относительный характер и что всякая деятельность всегда включает поведение, а всякое поведение всегда в той или иной степени деятельно.
Участие в деятельности и поведение имеют место, как уже знаем, в социальной среде. В процессе деятельности и поведения у человека возникают межличностные отношения, которые строятся в соответствии с принятыми обществом и данной средой нормами. Сопоставляя поведение индивидов и групп с принятыми нормами, его квалифицируют как «нормальное» или «отклоняющееся». В обыденной жизни при соотнесении поступков людей с ценностями определенной общности принято говорить о принципиальном или беспринципном, благородном или «безобразном» поведении. Оценивая поведение других по отношению к себе самим или к своей группе, люди могут считать его дружеским, безразличным, враждебным, агрессивным.
В области политической жизни мы встречаемся с понятиями «политического» и «аполитичного», «партийного» и «непартийного» поведения. Значительная часть деятельности соперничающих политических партий в современных капиталистических странах направлена на то, чтобы добиться изменения политического поведения определенных групп людей — в избирательных кампаниях, например. В своей идеологической и организационной деятельности коммунистические партии стремятся создать условия, в которых поведение их членов максимально соответствовало бы программным и уставным положениям. Деятельность социалистического государства и его институтов также направлена на то, чтобы влиять на поведение людей так, чтобы оно совпадало с интересами народа, было гражданственным и не было антиобщественным.
Приведенные примеры показывают, какое важное практическое значение имеет исследование поведения и его внутренних закономерностей. Эти же примеры иллюстрируют значимость поведения для участия в деятельности. Вполне очевидно, что антиобщественное или аполитичное поведение отнюдь не способствует активному участию человека или группы в совместной с другими деятельности, направленной на достижение провозглашенных обществом целей и в рамках принятых в этом обществе норм морали. Поэтому оно подвергается осуждению. Стяжательство, взяточничество, тунеядство, клевета, анонимки, пьянство и т. д. в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду КПСС названы антиподами коммунистической морали.
Определенную направленность в деятельности человека, уровень этой направленности, степень его участия в совместной с другими деятельности детерминируют многие факторы. Некоторые из них оказываются заданными объективным характером общественно-экономической формации: уровень направленности, например, определяется общественной значимостью целей, которые могут быть и малозначительными, и такими, что субъект деятельности руководствуется в своих действиях и поступках высокими принципиальными или теоретическими убеждениями. Применительно к советскому обществу проблема направленности определена Программой КПСС: «В поведении каждого человека, в деятельности каждого коллектива и каждой организации коммунистические идеи должны органически сочетаться с коммунистическими делами».
Содержание направленности деятельности и поведения, под которой понимаются социально обусловленные отношения личности и группы к действительности, также оказывает далеко идущее влияние на участие человека в общественно полезном труде. Это может быть самоотверженная работа или, наоборот, иждивенчество, бесцельное времяпрепровождение. «Если говорить о высшей, коммунистической направленности, то ее содержание составят такие отношения личности, как активное участие в общественно-политической и идеологической жизни общества, творческое отношение к труду, деятельное участие в жизни коллектива, высокий уровень сознательности, твердые нравственные принципы и высокая требовательность к себе и окружающим».
Структура деятельности и психическое отражение
Итак, марксистская социальная психология, опирающаяся на диалектико-материалистическое понимание общественной жизни, принимает за отправной пункт практическую совместную деятельность людей, их участие в этой деятельности. В число факторов, определяющих собой участие человека и группы в совместной осознанной деятельности, необходимо входят и некоторые объективные ее признаки. Будучи психически отраженными, эти признаки влияют на становление личности, занятой в деятельности, на сплочение группы, для которой эта деятельность служит средством достижения определенной цели. Характер сплоченности, например, оказывается различным в зависимости от целей деятельности. Достаточно сопоставить характер отношений в группах, чья деятельность противоположна: сплоченность сложившегося трудового коллектива и круговую поруку воровской шайки.
Известно, что человеческая деятельность всегда предметна. Предметность — один из важнейших признаков деятельности. В ходе истории непрерывно расширяется сфера предметов, вовлекаемых в человеческую деятельность. Одновременно с участием в деятельности развиваются и человеческие потребности. Как следствие деятельность усложняется, обусловливая собой дальнейшее развитие и совершенствование психических функций. Деятельность человека — это всегда разрешение проблем, которые ставит перед ним жизнь, причем проблема может быть определена как разрыв между требующейся человеку ситуацией и его реальной жизненной ситуацией.
Участие человека в деятельности может выливаться в освоение природных или социальных сил или же сводиться к систематизации фактов действительности для обнаружения различных видов связей между ними. По этому признаку деятельность различают как практическую (предметно-чувственную) и духовную (познавательную, оценочную, нормативную). Эти две формы различаются также по природе своего продукта. В практической деятельности ее продуктом являются изменения в материальном мире; духовная деятельность дает идеальный по своей природе продукт — идеи и образы. Противоположение этих двух форм деятельности не устраняет их единства и взаимопроникновения. Практика (и прежде всего материальное производство) выступает как основная, ведущая форма деятельности, на основе которой вырастают и развиваются все другие виды деятельности.
Развитие общества связано с усложнением, дифференциацией и интеграцией совместной деятельности. На разных этапах общественного развития выделились и ныне существуют как относительно самостоятельные такие ее виды, как производственно-экономическая, идеологическая, политическая, военная и т. д. Более детально рассматривая конкретное содержание деятельности, круг предметов, на которые она направлена, и ее специфические цели, можно выявить еще более конкретные виды деятельности. Так, в рамках идеологической деятельности принято различать теоретическую, пропагандистскую и агитационную деятельность.
Путем соотнесения конкретного содержания деятельности с основным методом достижения целей выявляются ее дополнительные признаки. В политической деятельности, например, революционную деятельность отличают от реформистской, для которой типичны боязнь всякой ломки и потрясений, желание избежать остроконфликтных ситуаций, стремление к компромиссу, спасающему от необходимости принимать ответственные решения.

Участие в соответствующем виде деятельности, принадлежность к социальным группам, осуществляющим такие виды деятельности, и сопутствующее им поведение дают четко различаемые социальные типы личности, характеризуемые вполне определенными психологическими характеристиками,— типы революционера и реформиста, соглашателя. Сопоставление деятельности с нравственными, юридическими и другими принципами дает некоторые дополнительные характеристики: законную деятельность противопоставляют преступной, патриотическую — предательской и т. п. Как правило, участие в деятельности определенного типа подготавливается предыдущим развитием личности, а сама личность раскрывается именно в условиях целенаправленной деятельности. Этот момент обнаруживается наиболее отчетливо в кризисных ситуациях.
Незаметные учителя, агрономы и сельские кузнецы проявляли отвагу и героизм, принимая участие в партизанском движении в годы Великой Отечественной войны на оккупированной врагом советской территории. Но в этих же условиях выявились — сколь ни малочисленны были они — и предатели, перебежчики, паникеры. В силу различных мотивов они включились в предательское сотрудничество с врагом.
Проблема опредмечивания и распредмечивания
Участие в деятельности, степень активности в значительной мере определяются целью деятельности. Вместе с тем цель деятельности, идеальное представление ее результата существуют лишь в голове индивида. Каково оно, это представление, зависит от личностных особенностей данного индивида, от его способностей, памяти, воображения, мышления и т. д., от тех качеств, которыми он и характеризуется как личность. Однако об этих качествах никто не знает и не может ничего сказать до тех пор, пока индивид не проявит эти свои способности, не реализует каким-либо образом свои внутренние, идеальные качества. Важная сторона содержания любой индивидуальной деятельности — это опредмечивание целей и представлений субъекта. В трудовой деятельности индивид при помощи средств труда производит заранее намеченные изменения предмета труда. «Процесс угасает в продукте». Идеальные представления субъектов труда, скрытые прежде в их головах, посредством деятельности возникают на поверхности как объекты, как мир вещей, созданных человеком. «…История промышленности,— писал К. Маркс,— и возникшее предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией…»
Опредмечивание определенных целей, принципов и идей составляет сущность и политической деятельности индивида. В результате такого опредмечивания и наступают изменения в общественной жизни, в устройстве общества.
Итак, благодаря деятельности людей в результате опредмечивания ими своих идеальных представлений окружающий человека чувственный (физический и социальный) мир выступает как «исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколений… «
Описание процесса опредмечивания, однако, не отвечает на вопрос о том, откуда же возникают, как образуются те «сущностные силы» человека, которые опредмечиваются в процессе его деятельности. Для понимания этой стороны деятельности нужно раскрыть смысл понятия «распредмечивание».
Перед каждым вступающим в жизнь индивидом простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Включаясь в процесс деятельности, индивид научается мысленно проникать за чувственную оболочку этих предметов, постигает их человеческий смысл, социальные функции, усваивает сложившиеся в ходе исторической деятельности трудовые, производственные навыки, содержание норм права, морали, быта, правила грамматики и законы красоты. Сущностные силы индивида, таким образом, являются результатом усвоения им (в процессе распредмечивания) результатов исторического развития предшествующих поколений. «Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде «субстанции» и в виде «сущности человека», чтб они обожествляли и с чем боролись…». Процесс распредмечивания, таким образом, выступает как процесс формирования и развития обществом человеческих качеств.
Из сказанного следует также, что человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить», как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне. Ему нельзя навязать сумму определенных качеств. Необходимо, включив его в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной, совместной с другими деятельности он сформируется в то, чем сделает его эта общественная в своей сущности, коллективная деятельность (труд и т. д.). Только так человеческие качества станут частью сущности индивида, а их конкретная совокупность — индивидуальностью.
Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность. Вместе с тем индивид — это носитель общечеловеческих качеств, сущности человека как родового существа. Очень образно выразил эту мысль А. И. Герцен: «Каждый человек опирается на страшное генеалогическое дерево, которого корни чуть ли не идут до Адамова рая; за нами, как за прибрежной волной, чувствуется напор целого океана — всемирной истории; мысль всех веков на сию минуту в нашем мозгу…».
Громадная заслуга К. Маркса состоит в том, что он первым показал роль чувственной деятельности, практики в накоплении этого океана человеческой мысли, опосредованность развития мысли материальной деятельностью и участием человека в этой деятельности. Рассматривая процесс деятельности как единство опредмечивания и распредмечивания, Маркс сформулировал важный тезис о единстве человека и общества: «…как само общество производит человека как человека, так он производит общество». Механизмом этого является реальное взаимодействие реальных индивидов, происходящее в определенных социально-исторических условиях. Раскрытие механизмов связи индивидуального и социального в процессе деятельности, выявление закономерностей их функционирования составляют одну из важнейших проблем социальной психологии.
Деятельность человека, являясь способом существования общества, одновременно выступает и как решающее условие взаимодействия социальной среды и личности. А это означает, что взаимодействие людей в обществе — в том числе и духовное — не может быть понято вне деятельности человека.

Продолжение книги …

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Читать статью >>

Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся…
Прочитать полностью >>

Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений…
Прочитать полностью >>

Если приснился плохой сон…


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро…
Прочитать полностью >>

.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает…
Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что …
Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные…
Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда…
Читать статью >>