Основы управления действиями подразделений на пожаре

Основы управления силами и средствами на пожаре

Понятие организации управления силами и средствами на пожаре содержит комплекс мероприятий, направленных на создание и развертывание системы управления и обеспечение эффективного функционирования на различных её этапах.

Управление силами и средствами на пожаре

Учебные вопросы:

1. Управление силами и средствами на пожаре.

2. Должностные лица на пожаре.

Управляет всеми подразделениями руководитель тушения пожара (РТП).

Под управлением подразделениями на пожаре следует понимать процесс целенаправленного воздействия (РТП, оперативного штаба пожаротушения) на личный состав пожарных подразделений и других служб с целью успешного ведения действий, связанных с непосредственным тушением пожара и проведение связанных с ним аварийно-спасательных работ.

В зависимости от обстановки личный состав решает следующие задачи:

  • спасание людей, эвакуация людей (животных);
  • эвакуация или защита имущества;
  • непосредственное введение стволов на тушение;
  • проведение работ по вскрытию и разборки конструкций и др.;
  • удаление дыма;
  • защита соседних зданий и помещений;
  • нахождение в резерве, патрулирование, оцепление.

Объективность оценки обстановки на пожаре и правильность принятия решения зависит от:

  • профессиональной подготовки РТП;
  • качества проведения разведки пожара;
  • способности прогнозировать ход развития пожара.

Если работает несколько караулов, в этом случае управляет подразделениями старший начальник, возглавляющий караул той части, в районе выезда которой возник пожар, или в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне. К управлению на отдельных участках в данном случае старший начальник может привлекать участвующий в тушении пожара начальствующий состав.

Практика показывает, что управление подразделениями более 5 отделений одним РТП будет неэффективным, так как контроль за их действиями, постановка им задач, наряду с решением других вопросов (организация работы тыла, взаимодействие с администрацией, службами города), решение вопросов, связанных с ведением разведки и передачи сообщений становиться невозможным.

На крупных пожарах для эффективности руководства:

  • разбивают пожар на участки тушения пожара (УТП) – назначают начальников участков тушения пожара (НУТП) и ставят им задачи;
  • создают оперативный штаб пожаротушения (ОШ) для управления всеми прибывшими подразделениями на пожар.

Руководство и управление подразделениями осуществляется непосредственно через:

  • руководителя тушения пожара (РТП);
  • начальника оперативного штаба тушения пожара (НШ);
  • начальника тыла (НТ);
  • начальников участков тушения пожара (НУТП).

Вся их деятельность должна строиться на определенных принципах, к которым относятся: оперативность, достоверность, твердость руководства (устойчивость), непрерывность, гибкость руководства, научность и предвидение возможного изменения обстановки, единоначалие.

Оперативность – заключается в решении стоящих вопросов в кратчайшие сроки и на высоком профессиональном уровне.

Достоверность – использование достоверных источников получаемой информации и личный контроль за доведением её до руководителя.

Твердость руководства (устойчивость) – выражается в принятии решения, высокой требовательности к личному составу по полноте и точности выполнения поставленных задач, способности удержать руководство в сложной обстановке, несмотря на возникающие трудности.

Непрерывность руководства – заключается в постоянном влиянии на ход действий по ТП и ПАСР, постоянном контроле над обстановкой, складывающейся на пожаре.

Гибкость руководства – заключается в умении своевременно реагировать на изменение обстановки, в способности своевременно изменить тактику и способы тушения в случае необходимости.

Научность и предвидение – заключается в анализе и возможности предвидения изменения обстановки в ходе ведения действий по ТП и ПАСР (возможность взрыва, обрушение, вскипание, распространение пожара на значительную площадь и т.д.).

Принцип единоначалия – состоит в том, что РТП на основе прав, предоставляемых ему законом, и регламентированных нормативными документами является единоначальником, т.е. человеком, несущим полную ответственность за принятое решение, успешное тушение пожара и ликвидации последствия ЧС.

Именно единоначалие в сложных условиях обеспечивает централизацию и твердость управления подразделениями пожарной охраны.

Должностные лица на пожаре

Руководство тушением пожара

Руководство тушением пожара осуществляется одним лицом – руководителем тушения пожара. Он является прямым начальником для всего личного состава пожарных подразделений, прибывших для тушения пожара

Допуск к самостоятельному руководству тушением пожара решается старшим начальником отдельно для каждого лица начальствующего состава пожарной охраны.

Приказания и команды РТП – закон для всего личного состава, работающего на пожаре.

В случае сосредоточения сил и средств по повышенному номеру вызова, при организации на пожаре 2–3 участков тушения пожара, РТП решает основную задачу по организации управления силами и средствами:

  • порядок руководства работой тыла;
  • необходимость создания участков тушения пожара и их количество;
  • организация оперативного штаба и его целесообразный состав;
  • назначение, если необходимо, из числа опытных командиров ответственных за выполнение отдельных работ на пожаре.

Работа тыла на пожаре

Под тылом понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеющим отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, не зависимо от его размеров и количества работающих сил и средств.

В задачи тыла входят:

  • организация разведки водоисточников;
  • встреча и расстановка на водоисточники пожарных автомобилей;
  • обеспечение бесперебойной подачи ОТВ и работы пожарной техники;
  • обеспечение горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
  • охрана магистральных рукавных линий;
  • защита имущества, оборудования и помещений от воды, проливаемой при тушении пожаров;
  • организация сбора ОТВ после пожара;
  • отогревание замерзших рукавов, стволов и разветвлений;
  • обеспечение при длительной работе личного состава питанием, питьевой водой, сухой спецодеждой, а также организация обогрева личного состава при работе в условиях низких температур;
  • организация восстановления работоспособности пожарной техники и ПИиО.

Участки тушения пожара.

На крупных и сложных пожарах создание УТП обеспечивает более четкое выполнение поставленных задач, контроль за выполнением приказаний РТП, взаимодействие между отдельными подразделениями, своевременное получение информации об обстановке на отдельных участках.

Принципы определения границ УТП:

  • по этажам;
  • по лестничным клеткам;
  • по противопожарным преградам или зонам;
  • по периметру горящего объекта;
  • по видам работ (спасание, тушение, защита и др.).

После локализации пожара НУТП производит:

  • ликвидацию скрытых очагов горения;
  • дополнительные вскрытия и разборку конструкций;
  • эвакуацию находящихся в помещениях материалов и уборку места пожара.
  • Участки тушения пожара упраздняются по указанию РТП.

После ликвидации пожара НУТП:

  • Докладывает РТП, (НШ) о проделанной работе на участке.
  • Уточняет расстановку сил и средств на схеме тушения.
  • Дает оценку подразделениям и командирам, работавшим на участке.

При создании на пожаре 5 и более УТП могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков тушения пожара и возглавляемых начальником сектора.

Оперативный штаб на пожаре

В зависимости от обстановки на пожаре для управления подразделениями РТП может организовать оперативный штаб тушения пожара.

Основные задачи оперативного штаба:

  • встреча, расстановка и распределение по участкам прибывающих на пожар подразделений и постановка перед ними задач в соответствии с решением РТП;
  • организация разведки пожара в ходе его тушения, сбор сведений и извещение РТП об изменениях обстановки в ходе тушения пожара;
  • ведение оперативных документов;
  • организация связи и освещения на пожаре;
  • обеспечение выполнения решений и приказаний РТП;
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта);
  • сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе;
  • создание КПП и постов безопасности ГДЗС;
  • материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений;
  • организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.
  • создание на пожаре резерва сил и средств;
  • организация взаимодействия с другими службами города (населенного пункта, объекта);
  • сбор сведений о причине пожара и причиненном ущербе;
  • создание КПП и постов безопасности ГДЗС;
  • материально-техническое обеспечение работающих на пожаре подразделений;
  • организация питания при длительных пожарах (более 5 часов) и обогреве личного состава при низких температурах.
  • восстановление работоспособности технических средств – выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, пожарно-технического инструмента и оборудования, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения задач по тушению пожара.

После ликвидации УТП НШ принимает доклады от НУТП о работе на УТП. Заполняет окончательные данные о пожаре в оперативные документы, уточняет схему тушения, передает сообщение на СОО ЦУКС (ПСЧ).

ОШ ликвидируется только по указанию РТП.

Виды связи на пожаре

Связь управления устанавливается между РТП и командирами подразделений, между РТП и оперативным штабом, начальником тыла, начальником УТП, а при необходимости с пожарными автомобилями. Для этого используются радиостанции, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, мегафоны, громкоговорящие установки и другие технические средства.

Связь взаимодействия устанавливается между начальниками УТП (подразделений). Она обеспечивает взаимодействие между УТП (подразделениями). Для этого используются радиостанции, полевые телефоны, переговорные устройства и связные. При невозможности использования технических средств связи применяют сигналы управления.

—Связь информации устанавливается между РТП, оперативным штабом и СОО ЦУКС или ПСЧ по радиосвязи, телефонной и сотовой связи. Эта связь должна обеспечивать взаимную передачу информации СОО ЦУКС (ПСЧ) и подразделений, находящихся на пожаре и в пути следования об обстановке в ходе тушения, вызов дополнительных сил и средств, а также передачу требований РТП службам города. По прибытии на пожар связные поступают в распоряжение НШ.

Литература:

Основная

Дополнительная

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.
  2. Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г.)
  3. Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.
  4. Приказ МЧС России № 3 ГДЗС от 09.01.2013 г., Москва. «Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде».
  5. Приказ № 1100-н от 23.12. 2014 г., Москва. «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».
  6. Приказ МЧС России 444 от 16.10.2017 Об утверждении Боевого устава пожарной охраны (БУПО), определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (АСР)
  7. Приказ № 156 от 31.03. 2011 г., Москва. «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны». (утратил силу)
  8. Приказ № 167 от 05.04. 2011 г., Москва. «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны». (утратил силу)
  9. Приказ № 240 от 05.05. 2008 г., Москва. «Об утверждении порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

Тушение пожара представляет собой процесс воздействия сил и средств, а также использование методов и приемов для его ликвидации.

Тушение пожара сводится к активному механическому, физическому или химическому воздействию на зону горения для нарушения ее устойчивости одним из принятых средств.

Устойчивость горения зависит в от температуры в зоне химической реакции, которая определяется условиями теплообмена с окружающей средой.

При тушении пожаров используются следующие приемы:

— изоляция очага горения от воздуха или снижение процентного содержания кислорода путем разбавления воздуха негорючими газами;

— охлаждение очага горения ниже определенных температур (водой, водными растворами солей);

— торможение скорости химической реакции в пламени (ингибирование);

— механический отрыв пламени в результате воздействия на него сильной струи газа или воды;

— создание огневой преграды в зоне реакции, вследствие чего пламя распространяется через узкие каналы с потерей тепловой энергии в стенках каналов.

Характеристика основных огнетушащих веществ

Огнетушащее вещество- это вещество, обладающее физико-химическими свойствами, позволяющими создать условия для прекращения горения. Огнетушащие вещества могут быть в твердом, жидком или газообразном состоянии.

К веществам, ликвидирующим пожар относятся:

1. Вода. Попадая в зону горения, вода нагревается и испаряется, поглощая большое количество теплоты. При испарении воды образуется пар, который затрудняет доступ воздуха к очагу горения.

Вода обладает тремя свойствами огнетушения: охлаждает зону горения или горящие вещества, разбавляет реагирующие вещества в зоне горения и изолирует горючие вещества от зоны горения.

Водой нельзя тушить:

— щелочные металлы, карбид кальция, при взаимодействии с водой выделяются большое количество теплоты, горючие газы;

— установки и оборудование, находящиеся под напряжением в связи с высокой электропроводностью;

— нефтепродукты и другие горючие вещества с плотностью меньше плотности воды, т.к. они всплывают и продолжают гореть на ее поверхности;

— вещества плохо смачивающиеся водой (хлопок, торф).

Вода содержит различные природные соли, что приводит к повышению ее коррозионной способности и электропроводности

Управление боевыми действиями по тушению пожаров и ликвидации ЧС

Управление боевыми действиями на пожаре – целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении боевых действий на месте пожара.

Организационная структура органов управления сложилась в процессе исторического развития пожарной охраны под влиянием изменений состава сил, средств и способов ведения оперативно-тактических действий, численности, организации и структуры подразделений, а также технических средств управления. В ходе этого развития изменялись требования к управлению тушением пожара, расширялся круг задач органов управления, возрастал объем их работы, а это, в свою очередь, вынуждало совершенствовать их организационную структуру, приводить ее в соответствие с новыми требованиями и задачами.

Роль и задачи руководителя тушения пожара (РТП) в управлении тушением пожара

При создании организационной структуры органов управления силами и средствами на пожаре за основу берется принцип единоначалия. Центральной фигурой управления является руководитель тушения пожара (РТП).

Только РТП способен обеспечить централизованное управление и направить усилия подчиненных на успешное тушение пожара. Указания РТП обязательны к исполнению всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожаров. РТП должен отвечать за выполнение основной боевой задачи, за безопасность участников боевых действий по тушению пожаров. Никто не должен вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжение при тушении пожара.

Руководителем тушения пожара является:

  • командир отделения – при работе на пожаре одного отделения;
  • начальник караула – при работе на пожаре караула в составе двух и более отделений одного подразделения пожарной охраны;
  • старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона – при работе на пожаре двух и более караулов (отделений) разных подразделений пожарной охраны;
  • иное старшее должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Старшее оперативное должностное лицо принимает на себя руководство тушения пожара с момента первого указания подразделениям пожарной охраны, о чем делается запись в журнале пункта связи гарнизона (подразделения пожарной охраны) и документах оперативного штаба на месте пожара (при его создании).

Принятие старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны на себя руководства тушением пожара обязательно, если не обеспечивается управление силами и средствами на месте пожара.

РТП при передаче руководства тушением пожара старшему оперативному должностному лицу пожарной охраны должен доложить ему об оперативно-тактической обстановке, сложившейся на месте пожара, а также о проведенных боевых действиях по тушению пожаров.

Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица нештатной службы управления, допущенные в установленном порядке к руководству тушением пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнения ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив руководителем другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем обязательно сообщается диспетчеру и делается запись в соответствующих документах.

РТП, осуществляя управление силами и средствами, несет полную ответственность за исход тушения пожара. В своей практической работе он опирается на оперативный штаб и другие органы управления (начальников участков тушения пожара, старших на позициях, ответственных на участках действий на пожаре). Они помогают ему организовывать ОТД и управляют подразделениями в ходе тушения пожара.

РТП принимает решения, ставит задачи подчиненным, организует взаимодействие и дает указания по организации управления и обеспечения ОТД на пожаре. Умение и способность принимать обоснованные решения в короткие сроки – основной показатель оперативно-технической зрелости РТП. Здесь должно проявляться его умение выбрать наиболее подходящую модель деятельности (рис.1).

Рис.1. Структурная схема деятельности РТП

При прибытии подразделения пожарной охраны к месту пожара, РТП проводятся следующие мероприятия:

  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о прибытии к месту пожара;
  • проводится оценка обстановки на месте пожара по внешним признакам (объект пожара, место и размеры пожара по информации на момент прибытия, возможные пути распространения пожара, наличие людей в горящем здании, противопожарные характеристики объекта пожара);
  • проводится оценка информации, полученной от руководителя и должностных лиц организаций, осуществляющих встречу подразделения пожарной охраны, очевидцев и других лиц на месте пожара;
  • уточняются сведения о завершении эвакуации людей из горящего здания, а также о возможных местах нахождения оставшихся в здании людей, в том числе об их состоянии;
  • сообщается диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны) информация о подтверждении (снижении, повышении) установленного при высылке подразделения пожарной охраны ранга (номера) пожара, достаточности сил и средств на месте пожара, о необходимости вызова на место пожара дополнительных подразделений и служб жизнеобеспечения;
  • проводится разведка источников наружного противопожарного водоснабжения.

При управлении силами и средствами на месте пожара РТП осуществляется деятельность по руководству проведением боевых действий по тушению пожаров.

Управление силами и средствами на месте пожара предусматривает:

  • оценку обстановки и создание по решению РТП временно формируемого нештатного органа управления боевыми действиями по тушению пожаров на месте пожара;
  • установление компетенции должностных лиц оперативного штаба на месте пожара;
  • планирование проведения боевых действий по тушению пожаров, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений пожарной охраны, принятие решений по организации проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • постановку задач участникам боевых действий по тушению пожаров, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки при пожаре;
  • своевременное реагирование на изменение оперативной обстановки на месте пожара;
  • применение сил и средств подразделений пожарной охраны для проведения боевых действий по тушению пожаров, а также ведение документации оперативного штаба на месте пожара (рекомендуемые образцы приведены в приложениях;
  • мероприятия, направленные на обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров.

С полным основанием можно сказать, что успех в тушении приносит воля, соединенная с профессиональным мастерством, чувством высокой личной ответственности РТП за успешное тушение пожара, проявлением творчества, разумного риска. Разумный риск – показатель зрелости РТП, умение его в критический момент трезво оценить обстановку, выбрать из всех возможных вариантов тот, который принесет наибольший успех. Исключительное значение в работе РТП имеет плановость, основанная на рациональном учете времени и возможностей подчиненных органов управления, сил и средств.

Практика показывает, что каким бы подготовленным и тактически грамотным ни был РТП, он один не в состоянии руководить подчиненными на крупных и сложных пожарах. В этих условиях особенно проявляется необходимость умелого использования в работе подчиненных органов управления. Только совместными усилиями можно в сжатые сроки всесторонне оценить обстановку, изыскать наилучшие пути использования имеющихся сил и средств и, тем самым, обеспечить успешное тушение пожара.

Оперативный штаб и его роль в управлении тушением пожара

Оперативный штаб – это основной орган управления силами на крупных и сложных пожарах.

Главная задача штаба – реализация решений, принимаемых РТП.

Оперативный штаб на месте пожара в обязательном порядке создается в следующих случаях:

  • привлечение для проведения боевых действий по тушению пожаров сил и средств подразделений пожарной охраны по повышенному номеру (рангу) пожара (№ 2 и выше);
  • организация на месте пожара трех и более БУ;
  • необходимость согласования с администрацией организаций проведенияьбоевых действий по тушению пожаров.

Работой оперативного штаба на месте пожара должен руководить начальник, одновременно являющийся заместителем РТП.

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП включается руководящий состав органов управления и подразделений пожарной охраны, который может состоять из следующих нештатных должностей оперативного штаба на месте пожара:

  • заместитель начальника оперативного штаба;
  • начальник тыла;
  • начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;
  • ответственный за охрану труда (ОТ);
  • должностные лица оперативной группы (ОГ).

В состав оперативного штаба на месте пожара по решению РТП могут включаться представители администрации организаций и служб жизнеобеспечения.

Работа оперативного штаба на месте пожара осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

Основными задачами оперативного штаба на месте пожара являются:

  • сбор, обработка и анализ данных об обстановке на месте пожара, передача необходимой информации РТП и диспетчеру гарнизона (подразделения пожарной охраны);
  • определение потребности в силах и средствах подразделений пожарной охраны, подготовка предложений для РТП;
  • обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
  • организация подготовки и обеспечение проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • ведение документации;
  • составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений пожарной охраны на различных этапах проведения боевых действий;
  • создание при пожаре резерва сил и средств подразделений пожарной охраны;
  • обеспечение работы ГДЗС и связи при пожаре;
  • обеспечение мероприятий по охране труда участников боевых действий по тушению пожаров при пожаре;
  • реализация мер по поддержанию боеготовности сил и средств подразделений пожарной охраны, участвующих в проведении боевых действий по тушению пожаров;
  • организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций, а также с вышестоящими органами управления.

Оперативный штаб располагается в месте, определенном РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается: красным флагом с надписью «ШТАБ» – днем, и красным фонарем или другим световым указателем красного цвета – ночью. Оперативный штаб, в соответствии с рекомендациями плана пожаротушения и с учетом складывающейся обстановки, через средства связи или связных отдает распоряжения подразделениям о путях подъезда к объекту, месте установки автомобилей на водоисточник и направлениях прокладки магистральных рукавных линий, а также о том, в распоряжение какого участка на пожаре поступают подразделения. Во всех случаях штаб ведет учет прибывающих сил и средств, фиксирует время прибытия, тип пожарного автомобиля и количество расчета на нем, а также участок на пожаре, где должно выполнять задачи это подразделение.

Для удобства работы по учету сил и средств на планшете штабного стола имеются специальные формы, которые работники оперативного штаба заполняют, а затем анализируют. Если подразделения получили распоряжение оперативного штаба по радио, командиры докладывают в штаб по радиостанции о выполнении задачи. Если пожарные подразделения не устанавливаются сразу на водоисточники, в этом случае командиры подразделений обязаны прибыть в штаб и доложить о своем прибытии.

Одна из основных задач оперативного штаба – поддержание постоянной готовности сил и средств и органов управления к выполнению поставленных задач. Для ее решения штаб должен иметь четкие и проверенные данные об обстановке на пожаре, состоянии сил и средств. Такие данные оперативный штаб получает путем личного наблюдения за действиями подразделений пожарной охраны на пожаре, общением сотрудников оперативного штаба с командирами подразделений, получением докладов об обстановке на участках, из данных разведки.

С получением задачи оперативный штаб выполняет значительную часть работы по планированию ОТД, обеспечивает доведение задач до исполнителей. Выполняя работы по планированию и организации тушения, готовит данные и расчеты, необходимые РТП для обоснования принимаемых решений, планирует и осуществляет основные мероприятия по всестороннему обеспечению ОТД; организует связь с подчиненными взаимодействующими службами и вышестоящим руководством; уточняет все вопросы, связанные с оснащением, размещением и перемещением оперативного штаба в ходе тушения пожара. Одновременно сотрудники оперативного штаба организуют контроль над работой подчиненных на участках и позициях, над работой тыла на пожаре.

Успешное выполнение должностными лицами оперативного штаба своих задач зависит от их профессиональной подготовленности, опыта, деловой сработанности с РТП и должностными лицами других органов управления. В той же мере сотрудникам оперативного штаба должны быть присущи дисциплинированность, исполнительность, способность проявлять самостоятельность и творчество, высокая принципиальность, способность руководствоваться в своих действиях профессиональными интересами, требовательность к себе, правильное понимание критики и самокритики.

Исключительно велика роль начальника оперативного штаба, являющегося, по сути, заместителем РТП. Он доводит решение РТП и его указания до всех должностных лиц на пожаре, привлекает их к совместной разработке мер по организации и обеспечению деятельности на пожаре. В свою очередь, они докладывают начальнику оперативного штаба все основные данные о положении и состоянии подчиненных, согласовывают с ним свои планы по их использованию при тушении пожара. Только при условии самой тесной и согласованной работы, а также деловых взаимоотношений между всеми должностными лицами на пожаре создаются нормальные условия для функционирования системы управления.

Начальник штаба (НШ) обязан руководить работой штаба, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных задачами штаба.

Под тылом на пожаре понимается все то, что находится за линией разветвлений или наружным периметром стен горящего объекта и имеет отношение к тушению пожара. Тыл существует на каждом пожаре, независимо от его размеров и количества привлеченных сил и средств. Организацию и работу тыла на пожаре обеспечивает начальник тыла (НТ), он носит на рукаве белую повязку с черными буквами «НТ».

Начальник КПП ГДЗС возглавляет контрольно-пропускной пункт ГДЗС, создаваемый для организации ГДЗС на месте пожара при работе трех и более звеньев ГДЗС, и несет персональную ответственность за его работу. Начальник КПП ГДЗС на пожаре непосредственно подчиняется начальнику штаба, а при организации КПП ГДЗС на БУ (СПР) – начальнику БУ (СПР).

Боевой участок тушения на пожаре — это часть территории на месте пожара, на которой сосредоточены силы и средства, объединенные поставленной задачей и единым руководством. При создании на пожаре пяти и более боевых участков тушения могут быть организованы сектора проведения работ (СПР), объединяющие несколько боевых участков. Действия на каждом БУ возглавляет его начальник БУ, в секторе — начальник СПР. При создании СПР начальники БУ подчиняются начальнику СПР. Все они назначаются РТП.

В состав ОТ территориального гарнизона включаются должностные лица территориального органа МЧС России – органа, уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъекту Российской Федерации, представители центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России и другие лица в зависимости от характера пожара.

Ответственный за охрану труда должен контролировать соблюдение требований охраны труда на месте пожара участниками боевых действий по тушению пожаров, давать рекомендации РТП по безопасному проведению боевых действий по тушению пожаров.

В состав ОГ местного гарнизона включается сотрудник государственного пожарного надзора или представитель подразделения пожарной охраны.

Должностные лица ОГ на пожаре подчиняются начальнику оперативного штаба на месте пожара, а в случае, если оперативный штаб на пожаре не создается, — РТП.

Основными задачами ОГ являются:

  • обеспечение функционирования оперативного штаба рабочей группы комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности при тушении крупного пожара;
  • представление в ЦУКС отчетных и информационных документов;
  • организация связи (в том числе видеоконференц-связи) с места пожара;
  • организация работы с представителями средств массовой информации.

Решение о выдвижении ОГ на место пожара принимается начальником гарнизона или диспетчером гарнизона.

Тема 9. Управление силами и средствами на пожаре

Управление силами и средствами на пожаре — целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при тушении пожаров и проведении связанных с ними АСР.

Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

— оценку обстановки и создание по решению руководителя тушением пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на пожаре (далее — оперативный штаб пожаротушения);

— установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;

— планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;

— постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;

— осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;

— проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (прошедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара).

Руководитель тушения пожара на принципах единоначалия управляет личным составом подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР, а также привлеченными к тушению пожара и проведению АСР силами и средствами.

Указания РТП обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия РТП или отменяет его распоряжения при тушении пожара и проведении АСР.

Однако принцип единоначалия не означает, что РТП может игнорировать мнение подчиненных ему командиров, он должен сочетать высокую требовательность и принципиальность с доверием и уважением к подчиненным, постоянной заботой о них, опираться на опыт, инициативу и творчество личного состава подразделений. Принцип единоначалия находится в неразрывной связи с централизацией управления.

Руководителем тушения пожара является (РТП):

— при работе одного караула – начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула;

— при работе нескольких караулов разных подразделений – старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона пожарной охраны, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей РТП, принимает решение о покидании им места пожара, назначив РТП другое оперативное должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру гарнизона пожарной охраны и делается запись в соответствующих документах оперативного штаба пожаротушения.

РТП в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:

— о создании оперативного штаба пожаротушения;

— об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредотачиваются силы и средства подразделений, объединенные поставленной задачей и единым руководством, и создании на них участков тушения пожара и секторов тушения пожара.

Постановку задачи перед исполнителями РТП осуществляет путем отдачи кратких, четких и ясных приказаний и распоряжений в форме приказа на выполнение действий. Приказ РТП является законом для его подчиненных и подлежит беспрекословному выполнению.

В случае внезапного изменения обстановки и невозможности своевременного получения распоряжения от РТП, командир, возглавляющий подразделение, должен действовать самостоятельно, проявляя творческую инициативу с последующим докладом РТП о своем решении.

Отсутствие приказания РТП не может служить оправданием бездействия того или иного командира на своем участке.

В процессе управления силами и средствами на пожаре РТП должен организовать взаимодействие между подразделениями (отделениями, караулами, частями), т.е. согласование боевых действий по их месту и времени.

Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:

— привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;

— организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;

— необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.

Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП.

В состав оперативного штаба пожаротушения по решению РТП входят:

— заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения;

— помощники начальника оперативного штаба пожаротушения;

— начальник тыла;

— начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС;

— ответственный за ОТ;

— представители администрации организации;

— другие лица по усмотрению РТП.

Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

— сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и диспетчеру;

— определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;

— обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

— организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;

— ведение документации;

— составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР;

— создание на пожаре резерва сил и средств подразделений;

— обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;

— обеспечение мероприятий по ОТ и ТБ личного состава подразделений на пожаре;

— реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;

— организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).

Оперативный штаб пожаротушения располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

— днем — красным флагом с надписью «ШТАБ»;

— ночью — красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

РТП, начальник оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник участка тушения пожара, начальник сектора тушения пожара и связной имеют нарукавные повязки.

Участки (секторы) тушения пожара

Участки тушения пожара (УТП) создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения или видам действий по тушению пожара и проведению АСР.

Количество УТП на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальников УТП и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.

Нумерация УТП начинается, как правило, от решающе направления на пожаре, а начальником УТП назначаются лица среднего и старшего начальствующего состава.

Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения УТП, они могут бы распределены по:

— территории объекта пожара;

— этажам здания;

— лестничным клеткам;

— противопожарным преградам или зонам;

— видам работ на пожаре (тушение, защита, спасание, борьба с дымом и т.п.)

РТП должен строго определить ориентиры для УТП, его границы, средств взаимодействия с соседними УТП по всей территории объекта.

Если пожар в многоэтажных зданиях, РТП организует УТП по этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, границами БУ в этих случаях служат перекрытия задания.

При пожарах в здании УТП можно создавать и по секциям, ограниченным лестничными клетками.

В производственных зданиях наиболее целесообразно создавать УТП по противопожарным преградам или зонам.

На пожарах в резервуарных парках УТП создают по видам работ: охлаждение горящих и соседних резервуаров; проведение пенной атаки, создание обвалования, слив или перекачка ЛВЖ и ГЖ. На любом пожаре, где создается угроза людям, создаются УТП по спасанию и эвакуации людей.

УТП организуются таким образом, чтобы начальник УТП мог попасть на позиции ствольщиков.

Размеры УТП зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств. Каждый УТП должен иметь несколько подступов к зоне горения через оконные и дверные проемы, вскрытые отверстия в перегородках, покрытиях, стенах и т.д.

РТП управляет УТП через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).

При создании на пожаре трех и более УТП по решению РТП организуются сектора тушения пожара (СТП), объединяющие несколько УТП. Основные действия на УТП возглавляет начальник УТП, в СТП — начальник СТП. Начальников УТП и СТП назначает РТП.

Руководитель тушения пожара (РТП):

— обеспечивает управление действиями подразделений на пожаре непосредственно или через оперативный штаб пожаротушения;

— устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия подразделений по тушению пожара и проведению АСР, порядок и особенности указанных действий;

— проводит разведку пожара, определяет его номер (ранг), привлекает силы и средства подразделений в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

— принимает решения о спасании людей и имущества при пожаре, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

— определяет решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

— производит расстановку прибывающих сил и средств подразделений с учетом выбранного решающего направления, обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

— принимает решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб гарнизона пожарной охраны;

— организовывает связь на пожаре, докладывает диспетчеру об изменениях оперативной обстановки и принятых решениях;

— сообщает диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

— докладывает старшему должностному лицу гарнизона пожарной охраны об обстановке на пожаре и принятых решениях;

— обеспечивает выполнение правил ОТ и ТБ личным составом подразделений, участвующим в тушении пожара и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожара и проведению АСР сил, доводит до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

— обеспечивает взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми к тушению пожара и проведению АСР;

— принимает решение о принятии мер по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки в очаге пожара и на объекте пожара для установления причины пожара;

— принимает меры по охране мест тушения пожара и ведения АСР до времени их окончания;

— составляет акт о пожаре;

— выполняет обязанности, возлагаемые на оперативный штаб пожаротушения, если указанный штаб на пожаре не создается;

— предусматривает при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешного тушения возможного другого пожара.

РТП имеет право:

— отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий, органов власти и гражданам в пределах границ территории, на которой ведутся действия по тушению пожара и проведению АСР;

— назначать оперативных должностных лиц на пожаре;

— освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;

— получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от администрации организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;

— принимать решения по созданию оперативного штаба пожаротушения, УТП (СТП);

— принимать решения по привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара и проведение АСР, а также по изменению мест их расстановки;

— определять порядок убытия с места пожара подразделений, а также привлеченных сил и средств.

Начальник оперативного штабапожаротушения (НШ) подчиняется непосредственно РТП. В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица оперативного штаба пожаротушения. НШ, по согласованию с РТП, назначает своего заместителя и помощников, распределяя между ними обязанности по решению задач в соответствии с требованиями Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны (приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г.) и делегируя им часть своих полномочий.

НШ руководит работой оперативного штаба пожаротушения, обеспечивая выполнение предусмотренных задач, в том числе:

— готовит и своевременно доводит до РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара и проведения АСР, информации диспетчера и других сведений, предложения по организации тушения пожара и проведении АСР, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;

— организовывает доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара и проведения АСР, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение регламентных документов оперативного штаба пожаротушения;

— организовывает расстановку сил и средств подразделений;

— докладывает РТП и сообщает диспетчеру оперативную информацию об обстановке на пожаре;

— организовывает взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.

НШ имеет право:

— отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организации (объекта), на территории которых осуществляются действия по тушению пожара и проведения АСР, а также другим должностным лицам, прибывшим на место пожара;

— отдавать от лица РТП указания участникам тушения пожара и проведения АСР, с последующим обязательным докладом о них РТП;

— требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций (объектов), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;

— отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки на пожаре, требующих принятия безотлагательных решений).

Начальник тыла (НТ) подчиняется непосредственно НШ. В распоряжение НТ поступают силы и средства подразделений, не выведенные на позиции, а также резерв огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования. Для обеспечения успешной работы тыла на крупных пожарах, по решению РТП, назначаются помощники НТ.

НТ организовывает работу тыла на пожаре, в том числе:

— проводит разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;

— сосредоточивает резерв сил и средств, необходимый для тушения пожара и проведения АСР;

— обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ, в том числе организовывает доставку к месту пожара специальных огнетушащих веществ и материалов;

— принимает меры к обеспечению личного состава подразделений защитной одеждой и средствами защиты;

— организовывает своевременное обеспечение пожарной, аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, ГСМ и другими эксплуатационными материалами;

— контролирует исполнение работ по защите рукавных линий;

— принимает меры по восстановлению, в случае выхода из строя, работоспособности пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования;

— обеспечивает ведение соответствующей документации.

НТ имеет право:

— отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, задействованным в работе тыла;

— требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, организации (объекта), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний оперативного штаба пожаротушения и собственных указаний;

— давать предложения РТП и оперативному штабу пожаротушения о необходимости создания резерва сил и средств для тушения пожара и проведения АСР;

— отдавать с согласия РТП (НШ) указания диспетчеру о доставке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Начальник УТП (СТП) непосредственно подчиняется РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем УТП (СТП) и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику УТП (СТП) подчинены назначенные ему РТП участники тушения пожара и проведения АСР.

Начальник УТП (СТП):

— проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;

— обеспечивает спасание людей и эвакуацию имущества на УТП (СТП) и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории УТП (СТП);

— проводит расстановку сил и средств подразделений;

— обеспечивает подачу огнетушащих веществ на позиции;

— организовывает связь;

— запрашивает, в случае ухудшения обстановки на УТП (СТП), дополнительные силы и средства подразделений для решения поставленных задач;

— организовывает на УТП (СТП) работу звеньев ГДЗС;

— обеспечивает выполнение правил ОТ, доводит до участников тушения пожара и проведения АСР информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;

— принимает меры к сохранению обнаруженных на УТП (СТП) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;

— докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.

Начальник УТП (СТП) имеет право:

— отдавать, в пределах своей компетенции, обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР;

— отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных решений);

— получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от РТП, оперативного штаба пожаротушения, администрации организации (объекта) и служб жизнеобеспечения;

— определять процедуру убытия с УТП (СТП) подразделений, привлеченных сил и средств.

Учебные вопросы: 1. Организация управления действиями на пожаре; 2. Руководитель тушения пожара (РТП), его права и обязанности; 3. Требования, предъявляемые к РТП; 4. Оперативный штаб тушения пожара, как орган РТП по управлению подразделениями; 5. Место штаба на пожаре, документы и оборудование; 6. Обязанности начальника оперативного штаба; 7. Тыл на пожаре; 8. Действия начальника тыла при встрече и расстановке сил и средств, в ходе тушения пожара и после его ликвидации. Документы тыла; 9. Участки тушения пожара, организация их работы; 10. Права и обязанности начальника участка тушения пожара. Учебный вопрос №1. «Организация управления действиями на пожаре»

Литература: 1. Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

III. Управление силами и средствами на пожаре 3.1. Управление силами и средствами на пожаре предусматривает:

оценку обстановки и создание по решению руководителя тушением пожара временно сформированной нештатной структуры управления действиями на пожаре (далее — оперативный штаб пожаротушения);
установление компетенции должностных лиц оперативного штаба пожаротушения и их персональной ответственности за выполнение поставленных задач;
планирование действий по тушению пожара и проведению АСР, в том числе определение необходимых сил и средств подразделений, принятие решений по организации тушения пожара и проведения АСР;
постановку задач участникам тушения пожара и проведения АСР, обеспечение контроля и реагирования на изменение обстановки на пожаре;
осуществление учета изменения обстановки на пожаре, применение сил и средств подразделений для его тушения и проведения АСР, а также регистрацию необходимой информации;
проведение мероприятий, направленных на обеспечение эффективности тушения пожара и проведения АСР.

3.2. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (прошедшим соответствующее обучение и допущенным в установленном порядке к руководству тушением пожара).

Руководитель тушения пожара на принципах единоначалия управляет личным составом подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР, а также привлеченными к тушению пожара и проведению АСР силами и средствами.

3.3. Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на участке местности, на которой осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР.

Никто не вмешивается в действия руководителя тушения пожара или отменяет его распоряжения при тушении пожара и проведении АСР.

Учебный вопрос №2. «Руководитель тушения пожара (РТП), его права и обязанности»

Литература: 1. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России утвержденные Главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом «28» июня 2007 года
2. Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Руководитель тушения пожара – старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. 3.5. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

3.6. Старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, являющееся руководителем тушения пожара, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), а также при обстоятельствах, делающих невозможным исполнение им обязанностей руководителя тушения пожара, принимает решение о покидании им места пожара, назначив руководителем тушения пожара другое оперативное должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается диспетчеру гарнизона пожарной охраны и делается запись в соответствующих документах оперативного штаба пожаротушения.

3.7. Руководитель тушения пожара в зависимости от обстановки на пожаре принимает решения:
о создании оперативного штаба пожаротушения; об определении частей территории на месте пожара, на которых сосредотачиваются силы и средства подразделений, объединенные поставленной задачей и единым руководством, и создании на них участков тушения пожара и секторов тушения пожара.

3.15. Руководитель тушения пожара (далее — РТП):

обеспечивает управление действиями подразделений на пожаре непосредственно или через оперативный штаб пожаротушения;
устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия подразделений по тушению пожара и проведению АСР, порядок и особенности указанных действий;
проводит разведку пожара, определяет его номер (ранг), привлекает силы и средства подразделений в количестве, достаточном для ликвидации пожара;
принимает решения о спасании людей и имущества при пожаре, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;
определяет решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;
производит расстановку прибывающих сил и средств подразделений с учетом выбранного решающего направления, обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ;
принимает решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб гарнизона пожарной охраны;
организовывает связь на пожаре, докладывает диспетчеру об изменениях оперативной обстановки и принятых решениях;
сообщает диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;
докладывает старшему должностному лицу гарнизона пожарной охраны об обстановке на пожаре и принятых решениях;
обеспечивает выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом подразделений, участвующим в тушении пожара и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожара и проведению АСР сил, доводит до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;
обеспечивает взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми к тушению пожара и проведению АСР;
принимает решение о принятии мер по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки в очаге пожара и на объекте пожара для установления причины пожара;
принимает меры по охране мест тушения пожара и ведения АСР до времени их окончания;
составляет акт о пожаре;
выполняет обязанности, возлагаемые настоящим Порядком на оперативный штаб пожаротушения, если указанный штаб на пожаре не создается;
предусматривает при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешного тушения возможного другого пожара.

3.16. РТП имеет право:

отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий, органов власти и гражданам в пределах границ территории, на которой ведутся действия по тушению пожара и проведению АСР;
назначать оперативных должностных лиц на пожаре;
освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;
получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от администрации организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;
принимать решения по созданию оперативного штаба пожаротушения, УТП (СТП);
принимать решения по привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара и проведение АСР, а также по изменению мест их расстановки;
определять порядок убытия с места пожара подразделений, а также привлеченных сил и средств.

Учебный вопрос №3. «Требования, предъявляемые к РТП»

Литература: 1. Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
2. Методические рекомендации по проведению оценки профессиональной подготовленности оперативных должностных лиц ФПС ГПС по направлению деятельности «Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» утвержденные Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору генерал-лейтенантом внутренней службы Б.А. Борзовым 28.05.2015 г.

3.4. Руководителем тушения пожара является: при работе одного караула — начальник караула или старший подразделения, прибывший на пожар во главе караула; при работе нескольких караулов разных подразделений — старшее должностное лицо местного (территориального) гарнизона пожарной охраны, определяемое в соответствии с приложением к расписанию выезда, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководителями тушения пожара являются должностные лица по должности: — командир отделения; — помощник начальника караула; — начальник караула; — заместитель начальника пожарной части; — начальник пожарной части; должностные лица отрядов ФПС, пожарно-спасательных гарнизонов; — должностные лица службы пожаротушения; — должностные лица главных управлений МЧС по субъекту; — должностные лица РЦ; и т.д. Все указанные лица должны иметь специальное среднее или высшее образование. Затем, должны быть аттестованы комиссией по направлению деятельности «организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ». Лица не имеющие специальное среднее или высшее образование должны пройти индивидуальную подготовку в подразделении, первоначальную курсовую подготовку, получить допуск к самостоятельному исполнению служебных обязанностей. Учебный вопрос №4. «Оперативный штаб тушения пожара, как орган РТП по управлению подразделениями» Согласно статьи 3.7. РТП принимает решение о создании оперативного штаба пожаротушения. 3.8. Оперативный штаб пожаротушения является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается в обязательном порядке при:

привлечении на тушение пожара и проведение АСР сил и средств подразделений по повышенному номеру (рангу) пожара;
организации на месте пожара трех и более участков тушения пожара;
необходимости детального согласования с администрацией организации действий по тушению пожара и проведению АСР.

3.9. Работой оперативного штаба пожаротушения руководит его начальник, который одновременно является заместителем руководителя тушения пожара.

В состав оперативного штаба пожаротушения по решению руководителя тушения пожара входят:

заместитель начальника оперативного штаба пожаротушения,
помощники начальника оперативного штаба пожаротушения,
начальник тыла,
начальник контрольно-пропускного пункта ГДЗС,
ответственный за охрану труда,
представители администрации организации и другие лица по усмотрению руководителя тушения пожара.

3.10. Основными задачами оперативного штаба пожаротушения являются:

сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации руководителю тушения пожара и диспетчеру;
определение потребности в силах и средствах подразделений, подготовка соответствующих предложений для руководителя тушения пожара;
обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;
организация подготовки и обеспечение ведения действий по тушению пожара и проведению АСР;
ведение документации, рекомендуемые образцы которой указаны в приложениях N 3, 4 и 5;
составление планов-схем расстановки сил и средств подразделений на различных этапах тушения пожара и проведения АСР;
создание на пожаре резерва сил и средств подразделений;
обеспечение работы ГДЗС и связи на пожаре;
обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава подразделений на пожаре;
реализация мер по поддержанию готовности сил и средств подразделений, участвующих в тушении пожара и проведении АСР;
организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения населенных пунктов и организаций (объектов).

Учебный вопрос №5. «Место штаба на пожаре, документы и оборудование» Литература:

Техника пожарная. Пожарный штабной автомобиль. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 311-2002
Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

3.11. Оперативный штаб пожаротушения располагается в месте, определяемом руководителем тушения пожара, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

днем — красным флагом с надписью «ШТАБ»;
ночью — красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

3.12. Руководитель тушения пожара, начальник оперативного штаба пожаротушения, начальник тыла, начальник участка тушения пожара, начальник сектора тушения пожара и связной имеют нарукавные повязки, рекомендуемый образец которых указан в приложении N 6. Перечень оборудования, аппаратуры и инструмента, размещаемых на АШ

№ п/п Наименование Тип Количество в зависимости от варианта комплектации
1 2 3
1 Коротковолновая радиостанция «Ангара» или аналогичная по диапазону 1
2 КВ-радиостанция мобильная в комплекте 1 1
3 УКВ-радиостанция мобильная (возимая) в комплекте 1 1 1
4 Радиотелефон сотовой системы связи 1 1
5 Портативный терминал для системы спутниковойсвязи 1
6 Аппарат телефонный полевой 2 4 6
7 Аппарат телефонный АТС с кнопочным набором и памятью 1 1 2
8 Катушка с кабелем П-274 М (L = 500 м) 1 2 3
9 Катушка с телефонным кабелем (L = 300 м) 1 2 3
10 Коммутатор оперативной связи 1 1 1
11 Дыхательный аппарат на сжатом воздухе 4 5 6
12 Разветвительные коробки с подставками КР1, КР2 1 2 3
13 Подставка для выносных прожекторов 1 2 2
14 Подставка для выносных громкоговорителей 1 2 2
15 Усилитель УНЧ (200 — 300 Вт) 1 1 1
16 Акустические системы (уличные) 1 2 2
17 Электромегафон 1 2 2
18 Компьютер в комплекте с принтером
19 Радиомодем 1
20 Фонарь пожарный носимый 3 4 5
21 Аккумуляторная батарея 1 1 1
22 Фара противотуманная 1 2 2
23 Фара-искатель 1 2 2
24 Лампа настольная автомобильная 4 5 6
25 Радиоприемник автомобильный в комплекте с антенной 1 1 1
26 Система громкоговорящая сигнальная 1 1 1
27 Автомобильные электронные часы 1 1 1
28 Выносной (внешний) источник питания N = 2 кВт 1 1
29 Катушка с кабелем КПГ 3´1,5 L = 50 м 1 2 2
30 Прожектор переносной N = 1500 Вт 1 2 2
31 Вентилятор автомобильный 1 2 2
32 Комплект диэлектрический (ковер, перчатки, боты, ножницы для резки электропроводов) 1 1 2
33 Шкаф-сейф металлический Настольный 1 2 2
34 Канистра Алюминиевая на 20 л 1 1 1
35 Огнетушитель ОУ-2 1 2 2
36 Огнетушитель ОУ-5 1 1 1
37 Знак аварийной остановки 1 1 1
38 Топор пожарный 1 1 1
39 Лопата 1 1 1
40 Аптечка медицинская Для оснащения транспортных средств 1 1 1
41 Вращающийся стул 4 5 6
42 Ящик для хранения документации на штабном столе 1 1 1
43 Флагшток с фонарем выносного стола 1 1 1
44 Выносной штабной стол с арматурой 1 1 1
45 Кабель выносного стола 1 1 1
46 Колодки противооткатные 2 2 2
47 Магнитофон и блок сопряжения с каналами связи 1 1 1
48 Инвертор (преобразователь) 1 1

Как мы уже знаем из статьи 3.10. Приказа №156, ведение документации, рекомендуемые образцы которой указаны в приложениях N 3, 4 и 5, входит в основные задачи оперативного штаба пожаротушения.
Учебный вопрос №6. «Обязанности начальника оперативного штаба» 3.17. Начальник оперативного штаба пожаротушения (далее — НШ) подчиняется непосредственно РТП. В непосредственном подчинении НШ находятся должностные лица оперативного штаба пожаротушения. НШ по согласованию с РТП назначает своего заместителя и помощников, распределяя между ними обязанности по решению задач в соответствии с требованиями настоящего Порядка и делегируя им часть своих полномочий. 3.18. НШ руководит работой оперативного штаба пожаротушения, обеспечивая выполнение задач, предусмотренных пунктом 3.10 настоящего Порядка, в том числе:

готовит и своевременно доводит до РТП на основе данных разведки, докладов участников тушения пожара и проведения АСР, информации диспетчера и других сведений предложения по организации тушения пожара и проведения АСР, потребности в огнетушащих веществах, созданию резерва сил и средств;
организовывает доведение указаний РТП до соответствующих участников тушения пожара и проведения АСР, обеспечивает их регистрацию и контроль исполнения, ведение регламентных документов оперативного штаба пожаротушения;
организовывает расстановку сил и средств подразделений;
докладывает РТП и сообщает диспетчеру оперативную информацию об обстановке на пожаре;
организовывает взаимодействие с судебно-экспертными учреждениями.

3.19. НШ имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, должностным лицам служб жизнеобеспечения населения, организации (объекта), на территории которых осуществляются действия по тушению пожара и проведению АСР, а также другим должностным лицам, прибывшим на место пожара;
отдавать от лица РТП указания участникам тушения пожара и проведения АСР с последующим обязательным докладом о них РТП;
требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населения, организаций (объектов), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний РТП и собственных указаний;
отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятность обрушения конструкций, взрыва и других изменений обстановки на пожаре, требующих принятия безотлагательных решений).

Учебный вопрос №7. «Тыл на пожаре»

Литература: 1. Теребнев В. В., Грачев В. А. Пожарная тактика : учебник / В. В. Теребнев, В. А. Грачев. — М. Академия ГПС МЧС России, 2015. — 547 с.

Тыл на пожаре – участок (территория), на котором сосредоточены силы и средства, обеспечивающие действия по тушению пожара. Учебный вопрос №8. «Действия начальника тыла при встрече и расстановке сил и средств, в ходе тушения пожара и после его ликвидации. Документы тыла» Начальник тыла и его помощники встречают отделения на мобильных средствах пожаротушения (МСП), организуют бесперебойную подачу огнетушащих веществ, создают резерв МСП, пожарного оборудования, огнетушащих веществ, топлива, смазочных материалов, ведут учет и защиту рукавных линий, обеспечивают их сохранность. На затяжных пожарах организуют питание и отдых личного состава. 3.20. Начальник тыла (далее — НТ) подчиняется непосредственно НШ. В распоряжение НТ поступают силы и средства подразделений, не выведенные на позиции, а также резерв огнетушащих веществ, пожарного инструмента и оборудования. Для обеспечения успешной работы тыла на крупных пожарах, по решению РТП, назначаются помощники НТ.

3.21. НТ организовывает работу тыла на пожаре, в том числе:

проводит разведку водоисточников, выбор насосно-рукавных систем, встречу и расстановку на водоисточники пожарной техники;
сосредоточивает резерв сил и средств, необходимый для тушения пожара и проведения АСР;
обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ, в том числе организовывает доставку к месту пожара специальных огнетушащих веществ и материалов;
принимает меры к обеспечению личного состава подразделений защитной одеждой и средствами защиты;
организовывает своевременное обеспечение пожарной, аварийно-спасательной техники, а также техники, приспособленной для целей тушения пожаров и проведения АСР, горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами;
контролирует исполнение работ по защите рукавных линий;
принимает меры по восстановлению в случае выхода из строя, работоспособности пожарной техники, пожарного инструмента и оборудования;
обеспечивает ведение соответствующей документации.

3.22. НТ имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР, задействованным в работе тыла;
требовать от участников тушения пожара и проведения АСР и должностных лиц служб жизнеобеспечения населенного пункта, организации (объекта), а также других должностных лиц, прибывших на место пожара, исполнения своих обязанностей, а также указаний оперативного штаба пожаротушения и собственных указаний;
давать предложения РТП и оперативному штабу пожаротушения о необходимости создания резерва сил и средств для тушения пожара и проведения АСР;
отдавать с согласия РТП (НШ) указания диспетчеру о доставке к месту пожара необходимых материально-технических ресурсов.

Учебный вопрос №9. «Участки тушения пожара, организация их работы»

Литература: 1. Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

3.13. Участки тушения пожара (далее — УТП) создаются в соответствии с решением руководителя тушения пожара по месту ведения или видам действий по тушению пожара и проведению АСР. 3.14. При создании на пожаре трех и более УТП по решению руководителя тушения пожара организуются секторы тушения пожара (далее — СТП), объединяющие несколько УТП. Основные действия на УТП возглавляет начальник УТП, в СТП — начальник СТП. Начальники УТП и СТП назначаются руководителем тушения пожара. 12.4. Участки тушения пожара Участок тушения работ на пожаре — это участок, на котором сосредоточены силы и средства, объединенные конкретной задачей и единым руководством. Управление действиями на участке тушения пожара осуществляет начальник участка тушения пожара, он выполняет часть общего решения, принятого РТП.
Обязанности начальника участка тушения пожара определены портативными и организационно-распорядительными документами. Начальник участка тушения пожара подчиняется РТП и несет ответственность за выполнение поставленных задач и безопасность личного состава на вверенном участке. Он ведет непрерывную разведку и докладывает РТП об обстановке, обеспечивает взаимодействие между подразделениями, принимает решение по перестановке сил и средств с последующим докладом РТП.
Количество участков на пожаре и объем задач каждому из них, количество приданных сил и средств определяет РТП. Назначать начальников участков тушения пожара и осуществлять контроль за выполнением решения РТП может начальник оперативного штаба с последующим докладом РТП о принятом решении.
Начальниками участков тушения пожара назначаются лица среднего и старшего начальствующего состава.
Обстановка на пожаре, а также оперативно-тактическая особенность объекта определяют принципы размещения участков, в зависимости от выполнения задач РТП они могут быть распределены по:
РТП должен строго определить ориентиры для участка тушения пожара, его границы, средства взаимодействия с соседними участком тушения пожара по всей территории объекта.
Если пожар произошел в многоэтажном здании, РТП организует участки по этажам: на этаже пожара, выше и ниже расположенных этажах, границами участка тушения пожара в этих случаях служат перекрытия здания (рис. 12.4).
При пожарах в здании участки тушения пожара можно создавать и по секциям, ограниченным лестничными клетками (рис. 12.4). В производственных зданиях наиболее целесообразно создавать участки тушения пожара по противопожарным преградам или зонам (рис. 12.4).
На пожарах в резервуарных парках участки тушения пожара создают по видам работ: охлаждение горящих и соседних резервуаров; проведение пенной атаки, создание обвалования, слив или перекачка ЛВЖ и ГЖ. На любом пожаре, где создается угроза людям, создаются участки по спасанию и эвакуации людей.
Участки работ организуются таким образом, чтобы начальник участка мог руководить работающими на позициях ствольщиками.
Размеры участка тушения зависят от особенностей объекта, возможностей маневра сил и средств. Каждый участок тушения должен иметь несколько подступов к зоне горения через оконные и дверные проемы, вскрытые отверстия в перегородках, покрытиях, стенах и т. д.
РТП управляет участками непосредственно через связных или с помощью средств связи (телефон или радиостанция).
На крупных пожарах могут быть созданы секторы, объединяющие несколько участков тушения пожара. Учебный вопрос №10. «Права и обязанности начальника участка тушения пожара»

Литература: 1. Приказ МЧС РФ от 31 марта 2011 г. N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

3.23. Начальник УТП (СТП) непосредственно подчиняется РТП, обеспечивает выполнение поставленных задач на соответствующем УТП (СТП) и постоянно находится на его территории, покидая ее только с разрешения РТП. Начальнику УТП (СТП) подчинены назначенные ему РТП участники тушения пожара и проведения АСР. 3.24. Начальник УТП (СТП):

проводит разведку пожара, сообщает о ее результатах РТП;
обеспечивает спасание людей и эвакуацию имущества на УТП (СТП) и выполнение иных решений РТП, в том числе по ограничению прав должностных лиц и граждан на территории УТП (СТП);
проводит расстановку сил и средств подразделений;
обеспечивает подачу огнетушащих веществ на позиции;
организовывает связь;
запрашивает в случае ухудшения обстановки на УТП (СТП) дополнительные силы и средства подразделений для решения поставленных задач;
организовывает на УТП (СТП) работу звеньев ГДЗС;
обеспечивает выполнение правил охраны труда, доводит до участников тушения пожара и проведения АСР информацию о возникновении угрозы для их жизни и здоровья;
принимает меры к сохранению обнаруженных на УТП (СТП) возможных вещественных доказательств и имущества, имеющих отношение к пожару;
докладывает РТП информацию о выполнении поставленных задач, предполагаемой причине пожара и лицах, причастных к его возникновению.

3.25. Начальник УТП (СТП) имеет право:

отдавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания участникам тушения пожара и проведения АСР;
отменять или приостанавливать исполнение ранее отданных указаний при возникновении явной угрозы для жизни и здоровья людей, в том числе участников тушения пожара и проведения АСР (вероятное обрушение конструкций, взрыв и другие изменения обстановки на пожаре, требующие принятия безотлагательных решений);
получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от РТП, оперативного штаба пожаротушения, администрации организации (объекта) и служб жизнеобеспечения;
определять порядок убытия с УТП (СТП) подразделений, привлеченных сил и средств.