Особенности конституции

Конституцию Российской Федерации 1993 г. отличают такие черты, как:

1) особый субъект, который устанавливает Конституцию. Таким субъектом является народ. В Конституции 1993 г. наиболее последовательно, по сравнению со всеми предшествующими, отражен рассматриваемый признак. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ РФ, принимаем Конституцию РФ». Причем это первая Конституция, принятая действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства. Через конституции получали легитимность принципиальные изменения всего общественного строя. Такую роль сыграли Конституция РСФСР 1918 г. и Конституция Российской Федерации 1993 г.

Учредительная природа Конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы. Это означает, что для установления положений Конституции не существует никаких правовых, юридических ограничений. Так, законы не могут противоречить Конституции, указы Президента не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а у Конституции нет такого юридического потолка;

3) всеохватывающий объект конституционной регламентации, т. е. общественные отношения, которые она регулирует и закрепляет. Сфера конституционного воздействия затрагивает все области жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную и др.;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения в нее поправок, специфические формы охраны и др.

Конституция Российской Федерации 1993 г. имеет следующие особенности:

1. В ней впервые получил конституционное закрепление принцип верховенства Конституции РФ.

Верховенство Конституции означает также, что с ее принципами должна сообразовываться деятельность всех государственных структур, граждан во всех сферах жизни. В принципе верховенства Конституции отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции.

Характерно, что ст. 15 Конституции РФ не включает конституции республик в число правовых актов России, которые не должны ей противоречить. Такой подход не исключает возможности несоответствия конституций республик Конституции РФ, а лишь отражает иной уровень соотношения этих актов, особую процедуру установления несоответствия и механизм его преодоления.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие и применяется на всей территории России.

Высшая юридическая сила Конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции России и что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Конституция является ядром правовой системы России. Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы текущего законодательства. Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества — устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

4. К юридическим свойствам Конституции относится ее особая охрана. В этом задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент России является гарантом Конституции. Он обязуется соблюдать и защищать Конституцию.

Важную роль в охране Конституции играет Конституционный суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие.

Конституции СССР и РСФСР: исторические условия разработки и принятия, особенности содержания и структуры.

Причинами замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Вторая Конституция РСФСР, принятая 11 мая 1925 года, вслед за Конституцией СССР 1924 года, отразила смягчение политической и экономической обстановки в стране, происшедшее в связи с окончанием гражданской войны и образованием СССР.

Эта Конституция юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР. Конституционно закреплялось федеративное устройство России. Эта Конституция подробно регламентировала устройство советской власти: полномочия Всероссийского Съезда Советов, ВЦИК и СНК, закрепляла систему органов власти автономных социалистических республик, местных органов государственной власти, избирательную процедуру, бюджетные права РСФСР, государственную символику.

Конституция 1925 года существенно смягчила формулировки норм о насилии, подавлении, уничтожении «паразитических» слоев общества, исключила положения о мировой революции и интересах всего человечества. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь была отделена от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. Высшим органом государственной власти СССР объявлялся Всесоюзный съезд рабочих и крестьянских депутатов, образующий Всесоюзный центральный исполнительный комитет (ВЦИК), которым руководил двухпалатный Президиум ВЦИК.

Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. Она сохранила, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата.

Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП (б). Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. . Высшим органом государственной власти Советского союза стал двухпалатный Верховный совет СССР.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Конституция – законодательная база, включающая нотариально-правовые нормы, носящие юридическую силу. Конституция накладывает на индивида социальный статус гражданина, который учреждает базовые основы строения социума и государства. Конституция Российской Федерации – главенствующее распоряжение, которое действует по всей территории России, закрепляющее конституционный строй страны, тип взаимодействия граждан и структуру государственных органов.

Отличия Конституции от других правовых актов:

  • Конституция носит законодательный характер;
  • имеет юридическую силу высшего порядка;
  • стабильность; нормы, обязательные к соблюдению.

Функции Конституции

  1. Политическая – заключается в политическом плюрализме, формирует устройство правительственных органов.
  2. Правовая – основа всей юридической системы, закрепляет правовые положения, которые регламентируют нормы в разных отраслях права.
  3. Гуманистическая – носит характер общечеловеческий ценностей, куда входят права и свобода индивида. Нормы в общепризнанном поведении и международном праве составляют неотделимую часть правовой системы в любом государстве.
  4. Учредительная – формирует правовые институты и представительные органы, которые создают порядок и стабильность в государстве.
  5. Мировоззренческая – создаёт особый тип мышления, основанный на правовой основе.

Этапы конституционного развития России:

  1. В 1918 г. вышла в свет Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
  2. С 1924 г. Конституция РСФСР преобразуется в Конституцию СССР, которая действует до 1991 г.
  3. 12 декабря 1993 г. была принята версия Конституции Российской Федерации, путём народного голосования. После принятия Конституции завершается период конституционного развития.

Особенности Конституции РФ

  • Понимается всеми гражданами Российской Федерации.
  • Учредительный характер Конституции проявляется в народе, который представлен суверенитетом и властью в государстве. Учреждение государственного устройства – главная цель учредительной власти.
  • Конституция – власть, распространяющаяся в юридической силе. Она действительна во всех субъектах Российской Федерации и характеризуется прямой направленностью. Все нормативно-правовые законы и поправки не должны никоем образом расходится с Верховенствующим законом.
  • Конституция распространяется на все аспекты общественной деятельности (экономическая, социальная, культурная, юридическая) посредством регулирования взаимоотношений в общественных коммуникациях.
  • Конституция выступает базой для других существующих источников норм. Конституция регулирует виды актов и принимаемых ими органов, т.е. контролирует весь правотворческий процесс.
  • На страже охраны Конституции стоит Президент РФ, который имеет права ограничить действие законов исполнительных органов в случае противоречия актов с Конституцией. На правовой охране Конституции стоит Конституционный Суд Российской Федерации.
  • Регламентирует порядок пересмотра или внесения правок в законы.

Основные задачи Конституции Российской Федерации: становление РФ полным гражданским государством; через международные стандарты сформировать институт прав и свобод человека.

Структура Конституции РФ

А) Преамбула – ценности, обладающие демократическими и гуманистическими характеристиками.

Б) Первый раздел:

  • Конституционны строй;
  • Основные права и свобода гражданина;
  • Устройство федерации;
  • Президент РФ и его особый статус;
  • Принципы деятельности Федерального Собрания;
  • Разделение судебной власти;
  • Органы местного самоуправления;
  • Внесения поправок и пересмотр Конституции.

В) Второй раздел: период функционирования Главенствующего закона на территории РФ и прекращения действия предыдущей версии Конституции РФ. Функционирование основных законов и нормативно-правовых актов, вступающих в силу с момента признания действующей версии Конституции; основания функционирования правительственных и правоохранительных органов.

Конституционный строй – тип государственного устройства, который прописан в Основном законе. РФ представлена политическим образованием гражданского общества, которое носит демократическую направленность и гуманность к гражданам своей страны, главной ценностью государства представлены права и свобода индивида, а их выполнение – главной целью правительственных органов.

Основы конституционного строя России

  • Высшая ценность Российской Федерации – свобода и соблюдение прав граждан своего государства. Конституция регламентирует отношения государства к индивиду. Создание правового государства базируется на данном принципе.
  • Население РФ во всём его многообразии представлено носителем главенствующей власти и суверенитета.
  • Основа государственности РФ строится на полноте суверенитета, куда относится главенство власти, единство представительных органов и целостность.
  • Конституцией РФ закреплено равноправие всех субъектов, занимающих статус граждан РФ.
  • Гражданство – взаимосвязь государства и индивида, где соблюдаются взаимные права.
  • Экономическая свобода – толчок, спровоцировавший развитие торгово-рыночных отношений. Собственность любого типа (частная, государственная, муниципальная) находится под защитой государства.
  • Во время становления демократического государства формируется основа разделения властей.
  • Главенство закона над всеми.
  • Россия позиционирует себя как социальное государство, которое имеет ответственность за удовлетворение социальных потребностей гражданами и формирование условий для свободы и развития человеческой деятельности.
  • В России действует светский режим, который не допускает установление главенствующей или национальной религии.
  • Приоритетность международного права перед государственным правом.
  • Федеративное устройство — равноправие и самоопределение народов Российской Федерации
  • Республиканская форма правления — это выборность и сменяемость главы государства.

Вопрос 10. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года

  • •Вопрос1 Конституционное право как отрасль права.
  • •Вопрос 2 Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения
  • •3. Субъектами конституционно-правовых отношений являются:
  • •Вопрос4 Система конституционного права рф
  • •1. Критерий систематизации в российском конституционном праве
  • •2. Элементы системы российского конституционного права
  • •Вопрос 5. Основы учения о конституции
  • •1. Общее понятие конституции и ее форма
  • •2. Классификация конституций
  • •Вопрос 6 . Основные функции конституции
  • •1. Общее понятие функций конституции
  • •2. Содержание функций конституции
  • •Вопрос 7 . Основные черты конституции
  • •Вопрос 8. Юридические свойства конституции
  • •1. Общее понятие юридических свойств конституции и их классификация
  • •2. Содержание юридических свойств конституции
  • •3. Особый порядок принятия и изменения
  • •Вопрос 9. Основные вехи конституционно-правового развития России и ссср в XX в.
  • •Вопрос 10. Особенности принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
  • •Вопрос 11. Конституционный статус Президента рф
  • •1. Функции Президента Российской Федерации
  • •2. Общие полномочия Президента рф
  • •3. Иные вопросы статуса Президента рф
  • •Вопрос 12. Специальные полномочия Президента рф
  • •1. Понятие специальных полномочий
  • •2. Полномочия, относящиеся к специальным
  • •Вопрос 13. Порядок избрания Президента рф
  • •1. Общие условия выборов Президента. Выдвижение кандидатов
  • •2. Организация, проведение и финансирование выборов
  • •3. Определение результатов голосования. Вступление Президента в должность
  • •Вопрос 14. Прекращение обязанностей Президента. Процедура импичмента
  • •1. Общие основания прекращения обязанностей Президента рф
  • •2. Отрешение Президента рф от должности -импичмент
  • •Вопрос 15. Место Федерального Собрания -парламента в системе органов государственной власти
  • •1. Парламент как один из органов государственной власти, принципы его деятельности и функции
  • •2. Главные отличия Федерального Собрания парламента рф от Съездов народных депутатов и Верховных Советов ссср и рсфср
  • •Вопрос№16. Двухпалатная структура парламента рф
  • •1. Мировая практика разделения парламента на две палаты
  • •2. Основные черты двухпалатной структуры
  • •1. Особенности выборов депутатов Государственной Думы
  • •2. Особенности формирования Совета Федерации
  • •1. Общее понятие компетенции парламента, виды компетенции
  • •2. Специальная компетенция Совета Федерации
  • •3. Специальная компетенция Государственной Думы
  • •4. Наиболее важные вопросы общей компетенции Федерального Собрания
  • •Вопрос№19 Организация работы палат Федерального Собрания
  • •1. Общие принципы работы палат парламента
  • •2. Руководящие органы Государственной Думы фсрф
  • •3. Органы и должностные лица Совета Федерации
  • •1. Общее понятие и стадии законодательного
  • •2. Субъекты права законодательной инициативы -?• Особенности законодательного процесса 4- Виды законов, особенности процедуры их принятия
  • •1. Закрепление Конституцией рф за Президентом права распускать Государственную Думу в определенных случаях
  • •2. Ограничение права Президента рф
  • •2. Председатель Правительства рф
  • •Вопрос23. Осуществление полномочий Правительством рф
  • •1. Специальные полномочия Правительства рф
  • •2. Акты Правительства рф
  • •1. Общее понятие федеральных органов исполнительной власти, их виды, нормативна база
  • •2. Функции федеральных органов исполнительной власти и их руководители
  • •2. Основными функциями федеральных органов исполнительной власти являются:
  • •1. В области финансов, экономики и управления государственной собственностью
  • •2. В области обороны, безопасности, правоохранительной сфере
  • •3. В области социальной политики и культуры
  • •1. Общее понятие прав и свобод человека ц их конституционное закрепление
  • •2. Международно-правовой базис прав и свобод человека
  • •3. Механизм правовой защиты прав и свобод
  • •4. Ограничение прав и свобод человека
  • •1. Классификация прав и свобод в науке конституционного права
  • •2. Новая концепция прав и свобод человека и гражданина в России
  • •3. Принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации
  • •1. Общее понятие права на жизнь. Проблема смертной казни
  • •2. Право на достоинство. Запрет пыток
  • •3. Право на свободу и личную неприкосновенность
  • •4. Неприкосновенность частной жизни
  • •1. Общее понятие жилища и режим его неприкосновенности
  • •2. Свобода передвижения и выбора места жительства
  • •1. Право на самостоятельное определение национальной принадлежности
  • •2. Конституционное решение в России проблемы языков
  • •3. Общее понятие и содержание свободы мысли и слова
  • •4. Свобода совести и вероисповедания
  • •Вопрос№31. Права человека в области образования и культуры
  • •1. Общее понятие прав в области образования и культуры
  • •2. Содержание прав в области образования и культуры
  • •1. Общее понятие и перечень политических прав граждан рф
  • •2. Содержание политических прав
  • •33. Основные экономические права человека и гражданина в Российской Федерации
  • •1. Общее понятие экономических прав человека и гражданина в рф
  • •2. Содержание экономических прав
  • •1. Общая характеристика основных трудовых прав человека и гражданина в рф
  • •2. Содержание трудовых прав
  • •Вопрос№35. Основные социальные права человека и гражданина в Российской Федерации
  • •1. Общее понятие и перечень социальных прав человека в рф
  • •2. Содержание социальных прав
  • •1. Общее понятие прав человека в области правосудия
  • •2. Содержание прав в области правосудия
  • •1. Общее понятие гарантий прав и свобод человека в рф и их перечень
  • •2. Содержание основных гарантий прав и свобод человека
  • •Вопрос 38. Основные обязанности человека и гражданина в рф
  • •1. Общее понятие основных обязанностей человека и гражданина в рф
  • •2. Содержание основных обязанностей
  • •2. К основным (конституционным) обязанностям человека и гражданина в рф относятся:
  • •Вопрос 39. Общее понятие и основные принципы гражданства Российской Федерации
  • •1. Общее понятие гражданства рф и его нормативно-правовое регулирование в ссср и рсфср (рф)
  • •2. Основными принципами гражданства рф являются:
  • •Вопрос 40. Приобретение гражданства Российской Федерации
  • •1. Общая характеристика оснований приобретения гражданства рф
  • •2. Основания приобретения гражданства рф
  • •Вопрос 41. Прекращение гражданства рф и органы, решающие вопросы гражданства рф
  • •1. Основания прекращения гражданства рф
  • •2. Органы, решающие вопросы гражданства, и их полномочия
  • •1. Основаниями прекращения гражданства рф являются:
  • •Вопрос 42. Референдум (плебисцит) как форма непосредственной демократии.
  • •1. Общее понятие референдума
  • •2. Отличие референдума от плебисцита и практика их проведения в зарубежных странах
  • •Вопрос 43. Референдум Российской Федерации
  • •1. Практика проведения референдумов в ссср и России и их нормативно-правовая основа
  • •2. Общие принципы проведения референдума рф
  • •3. Вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум рф
  • •3. На референдум рф запрещается выносить вопросы:
  • •1. Инициатива проведения референдума рф и процедура его назначения
  • •2. Органы, осуществляющие подготовку и проведение референдума, агитация
  • •3. Определение результатов голосования и юридическая сила решения, принятого на референдуме
  • •2. Подготовку и проведение референдума осуществляют:
  • •Вопрос 45. Общественные объединения:
  • •1. Общее понятие общественного объединения
  • •2. Организационно-правовые формы общественных объединений
  • •Вопрос 46. Религиозные объединения в рф
  • •3. Местная религиозная организация создается:
  • •Вопрос 47. Уполномоченный по правам человека в рф
  • •1. Цели учреждения должности Уполномоченного по правам человека
  • •2. Назначение на должность Уполномоченного по правам человека и освобождение от нее
  • •3. Компетенция Уполномоченного по правам человека и организация его деятельности
  • •3. Основной вид деятельности Уполномоченного по правам человека в рф —
  • •Вопрос 48. Администрация Президента рф
  • •1. Общая характеристика и функции Администрации Президента рф
  • •2. Штат и структура Администрации Президента рф
  • •Вопрос 49. Совет безопасности Российской Федерации
  • •1. Статус и задачи Совета безопасности рф
  • •2. Структура и организация работы Совета безопасности рф
  • •Вопрос 50. Акты Президента рф. Их значение и юридическая сила
  • •1. Виды актов Президента и их юридическая сила
  • •2. Подготовка и издание актов Президента рф
  • •Вопрос 51. Комитеты и комиссии Государственной Думы
  • •1. Общая характеристика комитетов и комиссий Государственной Думы
  • •2. Перечень комитетов и комиссий
  • •Вопрос 52. Комитеты и комиссии Совета Федерации
  • •1. Общая характеристика комитетов и комиссий Совета Федерации
  • •2. Перечень комитетов и комиссий Совета Федерации
  • •Вопрос 53. Органы исполнительной и законодательной власти субъектов рф
  • •1. Виды органов исполнительной власти субъектов рф
  • •2. Взаимоотношения между главой и правительством (администрацией) субъекта рф
  • •3. Органы законодательной власти субъектов рф
  • •Вопрос 54, Основные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации
  • •1. Конституционные основы местного самоуправления в рф
  • •2. Формы осуществления местного самоуправления
  • •Вопрос 55. Предмет ведения, финансовая основа и гарантии деятельности местного самоуправления
  • •1. Круг вопросов местного значения
  • •2.Финансово-экономическая основа местного самоуправления
  • •Вопрос 56. Основы судебной системы рф
  • •1. Общее понятие судебной системы рф
  • •2. Суды, образующие судебную систему рф
  • •3. Понятие судебной инстанции
  • •Вопрос57. Конституционный Суд рф. Назначение и компетенция
  • •Вопрос 58. Судьи, структура и организация работы Конституционного Суда рф
  • •1. Судьи Конституционного Суда рф
  • •2. Организация работы Конституционного Суда рф
  • •Вопрос 59. Демократические принципы правосудия в рф
  • •1. Общее понятие демократических принципов правосудия
  • •2. Содержание демократических принципов правосудия
  • •Вопрос 60. Статус судей в рф
  • •3. Судьи Верховного Суда рф, Высшего арбитражного суда рф и Конституционного Суда рф назначаются на должность:
  • •Вопрос 61. Верховный Суд рф
  • •3. Председатель и заместители Председателя организуют работу Верховного Суда рф и осуществляют общее руководство его деятельностью.
  • •Вопрос62. Арбитражные суды в рф
  • •1. Общее назначение и задачи арбитражных судов рф
  • •2. Система арбитражных судов
  • •Вопрос63. Высший арбитражный суд рф
  • •Вопрос64. Прокуратура рф
  • •1. Общее понятие и основные направления деятельности Прокуратуры рф
  • •2. Принципы организации и деятельности прокуратуры рф
  • •3. Система органов прокуратуры
  • •3. Систему прокуратуры рф составляют:
  • •Вопрос 55. Общая характеристика федеративного устройства России
  • •1. Основные признаки России как федерации
  • •2. Состав Российской Федерации
  • •2. Российская Федерация состоит из 89 субъектов Федерации шести видов:
  • •Вопрос66. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • •Основными вопросами государственного строительства являются:
  • •Вопрос 67. Основы конституционного строя рф
  • •1. Общее понятие основ конституционного строя
  • •2. Содержание положений основ , конституционного строя
  • •3. Связанность норм Конституции основами конституционного строя. Стабильность основ конституционного строя
  • •Вопрос 68. Официальные государственные символы Российской Федерации
  • •1. Государственный флаг рф
  • •2. Государственный герб рф

Основные черты, особенности, функции Конституции РФ

Конституция — единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, принимаемый народом или от имени народа, учреждающий основные принципы устройства общества и государства, правовой статус человека, принадлежность и механизм осуществления власти.

Черты:

1.Особый субъект правотворчества — конституция принимается народом или от имени народа. Конституции различных государств принимаются непосредственно народом на референдуме, учредительным органом (собранием) или парламентом от имени народа (Конст-ной практике известны также октроированные, «дарованные сверху» конституции).

2.Учредительный (основополагающий, первичный) характер конституционных положений. Конституция устанавливает основные принципы общественного и государственного устройства, правовой статус человека и гражданина, принадлежность власти и механизм её осуществления.

3.Всеохватывающий характер Конст-ной регламентации. Действие конституции распространяется на все сферы жизни общества, конституционные нормы затрагивают все общественные отношения.

4.Особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, изменения и пересмотра, особая охрана.

Конституция РФ по своей сущности является Конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального народа РФ, она направлена на учреждение основ общества и государства, утверждает общедемократические принципы, признаёт человека, его права и свободы.

Функции Конституции раскрывают ее социальное назначение в обществе и одновременно характеризующие основные направления ее воздействия на общественные отношения. Иначе говоря, под функциями Конституции понимают ее государственно-общественное предназначение и способы его реализации. Чаще всего в юридической литературе выделяют три основные функции:

1.Юридическая функция — Конституция рассматривается в качестве основного источника права, главным регулятором важнейших общественных отношений. В данном случае речь, прежде всего, идет об отношениях между гос-вом и личностью, а также между высшими органами власти. Являясь ядром всей правовой системы Конституция занимает особое положение среди норм действующего права, имеет характер прямого действия, составляет нормативную основу законодательства страны. Иначе говоря, Конституция есть основа всего правопорядка в государстве.

2. Политическая функция — Как политический документ Конституция представляет собой результат социально-политического согласия, своего рода общественный договор в котором согласованы политические интересы, представленные различными социальными группами и общественно-политическими объединениями страны. Конституция определяет устройство государства, регулирует отношения между субъектами политической системы общества, которые должны функционировать в рамках Конституции и законов Респ-ки. Отражая расстановку политических сил в обществе, она юридически закрепляет баланс их интересов, создавая прочные гарантии политической стабильности общества. В связи с тем, что в Конституции закреплен принцип политического многообразия социально-политическая жизнь казахстанского общества развивается на основе плюрализма политических идеологий и мнений

3.Идеологическая функция — Конституция как наиболее авторитетный закон страны обращается к таким общепризнанным ценностям как права человека, неприкосновенность собственности, разделение власти, которые находят свое подтверждение в текущем законодательстве, в судебной практике, в деятельности правоохранительных органов страны.

Особенности Конституции РФ

Принимается народом (или от его имени)

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ

Имеет учредительный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

Обладает высшей юридической властью

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Основному закону

Имеет всеохватывающий характер

Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений

Является основой для всех иных источников права

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

Отличает особый порядок охраны

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конст-ном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конст-ый Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции

Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок

Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос-ой Думы.

Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Гос-ой Думы, то созывается Конст-ное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конст-ым Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей.

Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального Конст-ного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Гос-ой Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Гос-ой Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования.

Тема.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций

писаная

неписаная

существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции)

существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)

реальная

фиктивная

адекватно отражает реальное конституционное строение

не соответствует фактическим условиям, является декларативной

народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.)

октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Функции конституции

Наименование
функции

Ее сущность

Политическая

Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие

Правовая

Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства

Гуманистическая

Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права

Учредительная

Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти

Мировоззренческая

Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

Смена политического режима в государстве

Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства

Образование
нового государства

=> Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерации — это основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

Этапы

Год принятия

Основной закон российского государства

Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)

Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)

Конституция РСФСР

Конституция РСФСР

Конституция РСФСР

1989—1993

Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.

Конституция Российской Федерации (РФ)

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

Особенности,
обусловливающие
центральное место
Конституции РФ
в правовой системе

Их подтверждение

Принимается народом (или от его имени)

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ

Имеет учредительный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

Обладает высшей юридической властью

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону

Имеет всеохватывающий характер

Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений

Является основой для всех иных источников права

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

Отличает особый порядок охраны

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции

Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок

Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей.

Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3/4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2/3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Преамбула

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел


главы

Название главы

Конституционные статьи

Предмет регулирования

Основы конституционного строя

1—16

Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии

Права и свободы человека и гражданина

17—64

Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина

Федеративное устройство

65—79

Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации

Президент Российской Федерации

80—93

Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности

Федеральное Собрание

94—109

Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса

Правительство Российской Федерации

110—117

Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству

Судебная власть

118—129

Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ

Местное самоуправление

130—133

Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

134—137

Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

Второй раздел

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Основные задачи Конституции РФ

Преобразование России в демократическое правовое государство

Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами

Основы конституционного строя России.

Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

Признаками конституционного строя являются:

  • верховенство права;
  • широкие права и свободы человека, их гарантированность;
  • участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
  • разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

  • особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
  • неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.

Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

  • демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
  • нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
  • российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
  • патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.

Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

  1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
  2. суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
  3. государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
  4. федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  5. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
  6. Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  7. установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
  8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
  9. Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).