Ответственность сотрудника полиции

Статья 33. Закона о Полиции РФ. Ответственность сотрудника полиции

1. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности несет ответственность за свои действия (бездействие) и за отдаваемые приказы и распоряжения.

2. За противоправные действия (бездействие) сотрудник полиции несет ответственность, установленную федеральным законом.

3. Вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 33 Закона о Полиции

1. Противоправными в значении, которое использовано законодателем в комментируемой статье, действие и (или) бездействие будут лишь в том случае, если имел место не только данный признак правонарушения, но и все обязательные признаки состава правонарушения, а в ряде случаев и состава преступления.

2. Инициатором привлечения сотрудника полиции к ответственности может быть как физическое, так и юридическое лицо.

3. Ответственность — это обязанность претерпеть неблагоприятные последствия за совершение деяния, содержащего состав правонарушения.

4. Согласно ч. 2 комментируемой статьи за совершение преступления ли иного правонарушения сотрудник полиции может быть привлечен к уголовной, дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

5. К уголовной ответственности, в частности, сотрудник полиции может быть привлечен за получение взятки (ст. 290 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), провокацию взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК РФ), нарушение неприкосновенности жилища (ст. 139 УК РФ) и др.

6. На него может быть наложено дисциплинарное взыскание. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации названное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

7. Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел (п. 13.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

8. В соответствии с п. 13.9 указанной Инструкции к сотрудникам полиции, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

9. Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников полиции как сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

10. При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования — показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника полиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается.

11. Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не был подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

12. Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником полиции может быть обжаловано в суд и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подачей такой жалобы не приостанавливается приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.

13. Если в результате незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции, к примеру сотрудника вневедомственной охраны, кому-либо причинен вред в виде повреждения здоровья, такой вред возмещается в порядке ст. 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации.

Действия сотрудников подразделений ППСП при выявлении административных правонарушений

⇐ Предыдущая12345

271. При выявлении признаков административного правонарушения сотрудники подразделений ППСП руководствуются законодательством Российской Федерации, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, приказами МВД России. Они обязаны:

271.1. Немедленно потребовать прекращения противоправного поведения.

271.2. Проверить документы, удостоверяющие личность правонарушителя.

271.3. Зафиксировать выявленные в них сведения.

271.4. Установить и записать данные о свидетелях (если таковые имеются), объяснить свидетелям их права и обязанности в соответствии с действующим законодательством.

271.5. Определить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу:

271.5.1. Наличие события административного правонарушения.

271.5.2. Лицо, совершившее противоправные действия.

271.5.3. Виновность лица в совершении административного правонарушения.

271.5.4. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

271.5.5. Иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

271.6. Составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

272. Последовательность действий сотрудников ППСП определяется исходя из характера совершенного правонарушения, состава наряда и других обстоятельств.

273. Главными задачами нарядов являются:

273.1. Пресечение административного правонарушения и задержание правонарушителя.

273.2. Обеспечение качества и полноты материала по административному правонарушению.

273.3. Документирование противоправного деяния.

274. В целях составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного КоАП РФ, при невозможности составления его на месте выявления административного правонарушения в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ осуществляется доставление физических лиц в служебные помещения ближайшего органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления.

275. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе об административном задержании.

Извлечения из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Статья 19.17. Незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог

1. Незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта) —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

2. Принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство

1. Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

2. Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, —

влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования

1. Нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования —

влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

2. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования —

влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на участников — от пятисот до одной тысячи рублей.

3. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.20. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

1. Распитие пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

2. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах (в том числе указанных в части 1 настоящей статьи), за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до семисот рублей.

3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

4. Действия, указанные в части 3 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Статья 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах —

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 27.2. Доставление

1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) при выявлении (любых) административных правонарушений.

2. Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении (любых) административных правонарушений.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Статья 27.5. Сроки административного задержания

1-3. Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, когда в качестве одной из мер административного наказания предусмотрен административный арест, тогда гражданин может быть подвергнут административному задержанию на срок не более 48 часов.

4. Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 настоящего Кодекса, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц

3. Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.

4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

6. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В Сочи против полицейского возбудили дело за увод от ответственности виновника ДТП

В Сочи возбудили уголовное дело в отношении сотрудника ГИБДД, который увел от ответственности виновника ДТП, сбившего мотоциклиста, сообщили в пресс-службе прокуратуры Краснодарского края.

По данным ведомства, авария произошла в феврале 2019 года в Лазаревском районе. В результате происшествия мотоциклиста госпитализировали в медучреждение.

Оформлявший аварию сотрудник ГИБДД воспользовался неудовлетворительным состоянием пострадавшего и принудил его признать получение травм по собственной невнимательности. Помимо этого, полицейский в отсутствие водителя мотоцикла привлек его к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 (Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона), самостоятельно расписавшись в вынесенном постановлении.

В последующем это решение было отменено судом. В отношении сотрудника ГИБДД возбуждено уголовное дело по ст. 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями) и по ст. 292 УК РФ (Служебный подлог).

Административный материал в отношении реального виновника в ДТП в настоящее время рассматривается судом.

Ответственность сотрудника органов внутренних дел

В правовой литературе под юридической ответственностью принято понимать обязанность виновного лица претерпеть неблагоприятные последствия или лишения государственно-властного характера за совершение правонарушения. Органы внутренних дел являются особой социальной организацией, деятельность сотрудников осуществляется в условиях почти постоянного контакта с правонарушениями, поэтому действующее законодательство устанавливает для них условия особой юридической и моральной ответственности.

Федеральный закон о службе в ОВД в ст. 15 указывает виды юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел и их общие основания. Это обусловлено необходимостью определить ряд особенностей, связанных с привлечением сотрудника органов внутренних дел к видам юридической ответственности. Рассматривая вопросы юридической ответственности сотрудников органов внутренних дел, необходимо отличать противоправные деяния, совершенные сотрудниками в прямой связи с реализацией должностных полномочий и в отсутствие такой связи, в качестве «рядового» гражданина. Законодатель разграничивает вид и меры ответственности, в том числе и по этому основанию, и, исходя из их учета, конструирует специальные составы правонарушений и субъектный состав юридической ответственности.

В соответствии с Федеральным законом о службе в ОВД сотрудник органов внутренних дел за совершение правонарушений несет гражданско-правовую, материальную, административную, дисциплинарную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Гражданско-правовая ответственность сотрудника органов внутренних дел заключается в возмещении вреда, причиненного гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника органов внутренних дел при выполнении им служебных обязанностей. Порядок возмещения причиненного вреда осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (гл. 59 ГК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

При этом Федеральный закон о службе в ОВД, основываясь на положениях ст. 1081 ГК РФ, устанавливает, что в случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника, МВД России имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику в размере выплаченного возмещения. В этих целях МВД России может обратиться в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением (ч. 5 ст. 15).

Одним из видов юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел является административная ответственность. Данный вид ответственности наступает за совершение сотрудником органов внутренних дел административного правонарушения — противоправного, виновного действия (бездействия), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем сотрудники органов внутренних дел являются специальными субъектами административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ сотрудники органов внутренних дел за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус. В развитие настоящего положения Федеральный закон о службе в ОВД в ч. 2 ст. 15 определяет, что за совершение административного правонарушения сотрудник органов внутренних дел несет дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, Дисциплинарным уставом ОВД.

При этом следует также учитывать, что в соответствии с КоАП РФ при привлечении сотрудника органов внутренних дел к административной ответственности на общих основаниях к нему не применяются такие административные наказания, как административный арест (ч. 2 ст. 3.9) и обязательные работы (ч. 3 ст. 3.13).

Дисциплинарная ответственность сотрудника органов внутренних дел является самостоятельным видом юридической ответственности и наступает за нарушения служебной дисциплины. Нарушением служебной дисциплины или иначе дисциплинарным проступком в соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона о службе в ОВД признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства РФ, дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

За совершение дисциплинарных проступков, а также в соответствии с ч. 1. ст. 2.5 КоАП РФ за отдельные административные правонарушения на сотрудника органов внутренних дел могут налагаться дисциплинарные взыскания. Система дисциплинарных взысканий и порядок их применения предусмотрены в гл. 7 и иных положениях Федерального закона о службе в ОВД, а также Дисциплинарном уставе ОВД.

Сотрудник органов внутренних дел может быть привлечен к материальной ответственности. В соответствии с ч. 6 ст. 15 Федерального закона о службе в ОВД за ущерб, причиненный МВД России, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством. Аналогичное положение о материальной ответственности сотрудника полиции устанавливает Федеральный закон о полиции в ч. 4 ст. 33.

Привлечение сотрудников органов внутренних дел к материальной ответственности определяется в общем порядке, установленном для работников, и регламентируется гл. 39 ТК РФ. Согласно ТК РФ работник, нанесший прямой действительный ущерб предприятию, организации, учреждению (реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества, затраты на его приобретение или восстановление), обязан его возместить независимо от привлечения его за данный проступок к другим видам ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной) и применения к нему иных мер материального воздействия.

Материальная ответственность работника может наступить в случаях:

  • 1) порчи или уничтожения имущества работодателя (зданий, сооружений, оборудования, материалов и комплектующих изделий, транспортных средств и т. п.) по небрежности или невнимательности работника;
  • 2) недополучения денежных сумм из-за небрежности работника;
  • 3) утраты документов (если это наносит прямой действительный ущерб);
  • 4) обесценивания документов в результате неправильного оформления и утери в связи с этим их юридической силы;
  • 5) уплаты работодателем штрафа по вине работника.

Данный вид ответственности может быть применен к работнику при наличии одновременно четырех условий: прямого действительного ущерба, противоправности поведения работника, его вины в причинении ущерба, причинной связи между противоправным поведением сотрудника (действиями или бездействием) и наступившим ущербом. Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Работодатель вправе (с учетом конкретных обстоятельств) полностью или частично отказаться от взыскания ущерба с виновного работника.

Материальная ответственность выражается в двух формах: ограниченной (неполной) и полной. Ограниченная материальная ответственность предусматривает возмещение сотрудников органов внутренних дел ущерба в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241). Полная материальная ответственность сотрудника органов внутренних дел состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере (ст. 242).

Согласно ст. 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

  • 1) при возложении на сотрудника материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный при исполнении трудовых обязанностей;
  • 2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
  • 3) умышленного причинения ущерба;
  • 4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • 5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
  • 6) причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом;
  • 7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных законодательством;
  • 8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел наступает за совершение преступления — виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного УК РФ под угрозой наказания. Преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, можно разделить на две группы: должностные и общеуголовные. При этом общеуголовные преступления, совершенные сотрудниками органов внутренних дел, могут быть разделены на преступления, связанные с исполнением должностных обязанностей (совершенные на службе, в отношении других сотрудников, с использованием формы) и не связанные с таковыми (вне службы, без использования полномочий сотрудника, формы, удостоверения).

Все общественно опасные деяния, за совершение которых сотрудники органов внутренних дел могут быть привлечены к уголовной ответственности, можно классифицировать по объекту преступных посягательств:

  • 1) общественно опасные деяния сотрудников органов внутренних дел, посягающие на конституционные права и свободы граждан (ст. 136—139 УК РФ);
  • 2) общественно опасные деяния против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. 285—293 УК РФ);
  • 3) преступления против правосудия (ст. 294—304, 310—312, 315,316).
  • См.: Гончаров И. В. Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1. С. 14.
  • См.: Гончаров И. В. Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации. С. 14—15.
  • См.: Гончаров И. В. Юридическая ответственность сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации. С. 18.
  • См.: Шаганян А. М. Особенности уголовной ответственности сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и инымиправонарушениями. С. 296.

Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих материальную ответственность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

1. (часть 4 статьи 33 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции») За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальному органу, подразделению полиции либо организации, входящей в систему указанного федерального органа, сотрудник полиции несет материальную ответственность в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2. (часть 6 статьи 15 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»)

За ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению, сотрудник органов внутренних дел несет материальную ответственность в порядке и случаях, которые установлены трудовым законодательством.

3. (ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации. Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю)

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

4. (ст. 239 Трудового кодекса Российской Федерации. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника)

Материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

5. (ст. 240 Трудового кодекса Российской Федерации. Право работодателя на отказ от взыскания ущерба с работника)

Работодатель имеет право с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника. Собственник имущества организации может ограничить указанное право работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации.

6. (ст. 241 Трудового кодекса Российской Федерации. Пределы материальной ответственности работника)

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

7. (ст. 242 Трудового кодекса Российской Федерации. Полная материальная ответственность работника)

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного правонарушения.

8. (Статья 243 Трудового кодекса Российской Федерации. Случаи полной материальной ответственности)

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

9. (Статья 246 Трудового кодекса Российской Федерации. Определение размера причиненного ущерба)

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.

Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.

10. (Статья 247 Трудового кодекса Российской Федерации. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения)

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В случае необходимости при проведении проверки работодатель может провести инвентаризацию. На основании Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49, проведение инвентаризации обязательно:

— при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел),

— при установлении фактов хищений или злоупотреблений, порчи ценностей,

— в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями,

— при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством.

11. (Статья 248 Трудового кодекса Российской Федерации. Порядок взыскания ущерба)

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.