Почему купола церквей золотые?

novikovski

Существует такая редкая и ответственная профессия — золотник. На примере Собора Рождества Пресвятой Богородицы в Солотчинском женском монастыре, что в славной Рязанской области я вам покажу, как и из чего сделаны современные купола церквей, но не простые купола, а золотые.
В последнее время, покрытие куполов золотом стало характерной и отличительной чертой для российской православной церкви. Золотые купола на Руси всегда были символом вечности, покоя, постоянства и небесной славы, величия религии. И сотни церковных построек с величественными золотыми куполами украшают славянские города. Древний обычай украшать храмы и церкви золотыми куполами пришел к нам из далекой Византийской империи, где золотом и ярким декором подчеркивалась архитектура храмов.
Православные храмы обычно имеют круглый по форме купол. По одной из версий, в России стали делать купола вытянутой формы, чтобы снег скатывался с кровли, и не образовывался на куполе лед. Кроме того, чтобы лучше сохранять тепло, потребовалось утепленное подкупольное пространство. Куполная тенденция в архитектуре храмов и церквей на Руси наблюдалась при строительстве первых церквей и храмов, эта традиция остается актуальной и до сих пор. Красивый могущественный купол возвышается над храмом, как символ преодоления и одухотворения мертвой материи.
Но самое сложное и кропотливое в купольной постройке — декорирование самих куполов, а покрытие куполов золотом — крайне ответственная и трудоемкая работа. Еще пару веков назад труд мастеров золотильщиков считался — одним из самых опасных, сопряженных с высоким уровнем риска и требующий определенных скалолазных навыков строительной работы и работы с вредными химическими элементами. В то время облицовка купола проводилась старинным методом огневого золочения — бралась ртуть, в ней растворялось золото, и затем над горящими углями устанавливался медный лист, на который способом тщательной растирки наносилась золотая амальгама. Опасность работы заключалась в том, что выделяющая вредные испарения ртуть постепенно убивала мастеров. Например, во время золочения куполов Исаакиевского собора, на которые ушло 100 кг золота, погибло 60 мастеров золотильщиков.
Конечно технологии, подобные огневому золочению куполов, давно остались в прошлом. Современные методы безопасные и гораздо более совершенные. Натуральная позолота, в связи с высокой стоимостью и недолговечностью материала, в наши дни используется все реже. Зато все более популярными становятся кровельные материалы из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана. Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту. Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы изначально был деревянный, перестроен в начале XVI — XVII веков. Храм пятиглавый, с востока примыкает трехчастная апсида, с запада — двухэтажная пристройка 1691 года (вверху — ризница и библиотека, внизу — трапезная). В советское время частично был разрушен и восстановлен в начале XXI века.

В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1570 — 1580 годах монастырь считался одним из главнейших монастырей Руси. Он вошел в число самых крупных и значимых обителей России. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного, после чего деревянную постройку собора решено было перестроить.

Пятиглавый Собор Рождества Пресвятой Богородицы располагается на территории Солотчинского действующего женского монастыря. Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь является крупнейшим на Рязанской земле памятником архитектуры нарышкинского барокко, расположен монастырь в курортном районе Солотча на берегу старицы Оки в Советском округе города Рязани.

Новые золотые купола из нитрид-титанового покрытия. Золотник — профессия золотых мастеров

Не смотря на то, что современные технологии не стоят на месте и материалы стали качественнее и современнее, без высоких стропил на храм для установки декора золотых куполов — не добраться

Высокие стропила

Отходы золотых куполов — из нержавеющей стали с покрытием из нитрида титана

Золотые отходы куполов

Тем не менее, изготовление золотых пластин из нитрид-титана происходит на месте

Панель из нитрид-титана — материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту. Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей.

Воз из таких квадратных панелей и крепится декор купола

Вот как выглядят золотые панели из титана

Такой материал в точности имитирует цвет золота и вплоть до 100 лет сохраняет свою первоначальную красоту

Нитрид-титановое покрытие куполов стойко выдерживает атмосферные осадки и не подвержено воздействию кислот и щелочей

Отдельно панелями декорируется и основание креста

Такие купола видно за версту

На ярком солнце купола переливаются золотом

Солотчинский монастырь и Собор Рождества Пресвятой Богородицы с новыми золотыми куполами

Золотые купола Собора Рождества Пресвятой Богородицы

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Золотые купола — как они есть

Фрагмент вохода в храм Рождества Пресвятой Богородицы

Теперь монашки возрадуются вместе с прихожанами новым золотым куполам храма Рождества Пресвятой Богородицы, что на исторической для России Солотчинской земле
Такие дела
Максим Новиковский/Canon
Все предоставленные фотографии являются собственностью автора.
При использовании любых материалов ссылка на этот сайт обязательна — http://novikovski.livejournal.com/
Добавить в друзья и подписаться на мой журнал можно тут:
Мой фейсбук / Мой в контакте / Мой инстаграм / Мой твиттер / Мой блогер / Мой гугл / Мой фотографер / Мой Расфокус / Мой ЮТУБ
Tags: canon, canon 16-35, canon 17-40, canon 70-200, canon camera, google, rambler, yandex, архитектура, гугл, женский монастырь, мещера, монастырь, монастырь рождества богородицы женский, путешествие, рамблер, рязанская область, рязань, собор пресвятой богородицы, соборы, солотча, фото, фотограф, фотография, фоторепортаж, храмы и соборы, церкви, церковь спаса преображения, яндекс

«ЗолочёНый» или «золочёННый», как правильно пишется?

В выбо­ре напи­са­ния слов «золо­чё­ный» или «золо­чён­ный» важ­ное зна­че­ние име­ет при­над­леж­ность их к опре­де­лен­ной части речи, кото­рую выяс­ним в кон­тек­сте.

Слова «золо­чён­ный» и «золо­че­ный» суще­ству­ют в рус­ском язы­ке как само­сто­я­тель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. По зву­ча­нию они очень похо­жи, но раз­нят­ся напи­са­ни­ем в суф­фик­се. Чтобы выбрать пра­виль­ный вари­ант напи­са­ния, с одной или дву­мя бук­ва­ми «н», сле­ду­ет опре­де­лить часть речи, к кото­рой при­над­ле­жит ана­ли­зи­ру­е­мое сло­во в опре­де­лён­ной рече­вой ситу­а­ции.

Золочёный — отглагольное прилагательное

От гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «золо­тить» (что делать?) обра­зу­ем при­ла­га­тель­ное «золо­чё­ный».

Золочёный купол мест­ной церк­ви виден изда­ле­ка.

Прилагательное обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопрос: какой?

Обратим вни­ма­ние, что у него нет при­став­ки, нет зави­си­мых слов. Такие отгла­голь­ные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют­ся от гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -ить, с помо­щью суф­фик­са -ен-, напри­мер:

  • вялить — вяленое мясо;
  • варить — вареный кар­то­фель;
  • сушить — сушеный абри­кос;
  • кра­сить — крашеный пол;

Все эти сло­ва явля­ют­ся при­ла­га­тель­ны­ми и пишут­ся с одной бук­вой «н» в суф­фик­се.

Правописание причастия «золочённый»

От того же гла­го­ла «золо­тить» обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са -енн- стра­да­тель­ное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни «золо­чён­ный», кото­рое обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию.

Золоченные масте­ром серь­ги были необыч­ной фор­мы.

Как его отли­чить от отгла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го «золо­чё­ный»?

Как видим, эти сло­ва отли­ча­ют­ся сво­им напи­са­ни­ем. У при­ча­стия «золо­чён­ный», име­ю­ще­го пол­ную фор­му, в суф­фик­се пишет­ся -нн-. Чтобы выбрать пра­виль­ное напи­са­ние при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой «н» или при­ча­стия с дву­мя бук­ва­ми «н» в суф­фик­се, обра­тим вни­ма­ние на кон­текст, на ту рече­вую ситу­а­цию, кото­рая под­ска­жет выбор нуж­но­го сло­ва.

У при­ча­стия, как пра­ви­ло, име­ют­ся зави­си­мые сло­ва.

Отглагольное при­ла­га­тель­ное не может управ­лять зави­си­мы­ми сло­ва­ми.

Дополнительный мате­ри­ал Более подроб­но узна­ем, какое отли­чие отгла­голь­но­го при­ла­га­тель­но­го от при­ча­стия. Вывод Отглагольное при­ла­га­тель­ное «золо­чёный» пишет­ся с одной бук­вой «н». Страдательное при­ча­стие про­шед­ше­го вре­ме­ни «золо­чённый» в пол­ной фор­ме име­ет суф­фикс -енн-.

Что означают купола православных церквей

С ранних времен христианская религия была наполнена особыми знаками — они воплотились в архитектуре храмов. Какой смысл вкладывают верующие в форму, цвет и количество куполов православной церкви — разбираемся вместе с порталом «Культура.РФ».

Цвет: от золотого до черного

Храм Христа Спасителя в Москве. Фотография: pravoslavie.ru

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы. Фотография: vladimirtravel.ru

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Фотография: goldrussian.ru

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому. По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Софийский собор в Вологде. Фотография: atorus.ru

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородом и Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Собор Спасо-Преображенского монастыря в Муроме. Фотография: murom.info

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева. Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Собор Василия Блаженного в Москве. Фотография: tournavigator.net

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве. Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока. Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.

Форма: не только луковицы

Елоховский собор в Москве. Фотография: gurumustsee.ru

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Успенский собор во Владимире. Фотография: bankgorodov.ru

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе. Фотография: turbina.ru

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Церковь Вознесения в Коломенском. Фотография: mgomz.com

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском. Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Количество: от одного до тридцати трех

Церковь Покрова на Нерли. Фотография: byvali.ru

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Фотография: mosday.ru

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Фотография: novreg.ru

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Успенский собор во Владимире. Фотография: uskrd.ru

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Вознесенский храм в Новочеркасске. Фотография: подольск90.рф

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей. Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые. К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Благовещенский собор в Москве. Фотография: tourprom.ru

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский собор Московского Кремля.

Николо-Перервинский монастырь. Фотография: triumphserzia.ru

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Покровская церковь в усадьбе Богословка. Фотография: droogie.ru

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Фотография: radiovera.ru

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

Церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле. Фотография: lookmytrips.com

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Архитектурная символика православных храмов: купола

Лидия Утёмова