Почему мировоззрение?

Мировоззрение и его сущность.

Охладитель питьевой воды находится внутри питьевого бака, в емкости для охлаждения воды.

Устройство охладителя питьевой воды:

1. ресивер;

2. компрессор;

3. конденсатор;

4. охладитель;

5. трубопровод;

6. электродвигателя, на вал ротора которого одевается крыльчатка.

Вода в камеру для охлаждения попадает одновременно с заправкой бака водой. Установка охлаждения воды включается: в открытом вагоне – автоматом-выключателем, в купейном вагоне – тумблером.

Перед включением охладителя нужно заправить его кипяченой водой, температурой не более 60ОС, после включения водоохладителя разбор воды разрешается через 3 часа.

Принцип работы: во время охлаждения (вбирая тепло) хладон в испарителе превращается в пары и охлаждая воду стекает в конденсат.

Глава 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

§ 1. Мировоззрение и его сущность.

§ 2. Дофилософские формы мировоззрения.

§ 3. Философское осмысление мира, его основные типы и способы.

§ 4. Предмет и структура философского знания.

§ 5. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

Мировоззрение и его сущность.

Для того, чтобы изучать философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины? Вот круг вопросов, которые рассматриваются в данной главе.

Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно «приспосабливая» его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе «карту-схему» действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение. Мировоззрение — это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде.

Термин «мировоззрение» появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит «взгляд на Вселенную», а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение», пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».

В современной литературе мировоззрениерассматривается как «система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации».

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика состоит в том, что в нем создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения «человек — мир». С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта — онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия. Онтологическое (онтология — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и человека, раскрыть их структурные особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

Практическое или праксеологическое отношение к миру — это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение — отношение человека к миру и своей жизнедеятельности через представление о смысле жизни. Через него преломляется все остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).

Таким образом, в мировоззрении посредством различных форм отражения раскрывается вся совокупность отношений «человек — мир», которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения — духовных. Однако провести четкую грань в отношениях «человек — мир» и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.

По своей природе духовное и практическое – это два неразрывных момента человеческого бытия. С одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности.

Итак, мировоззрение как отражение человеческого бытия в мире является формой общественного самосознания человека и духовно-практическим его освоением. Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим.

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия – это деятельность. В рассмотренных четырех аспектах мировоззрения раскрывается его структура с точки зрения определенных способов человеческой деятельности, типов отношения «человек — мир». Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе мировоззрение принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое. Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Зачастую в философской литературе обыденное мировоззрение называется мироощущением, которое определяется как переживание человеком реальности и своего бытия в ней, а теоретическое – как миропонимание. На этом уровне отражения создается концептуально оформленная модель мировоззрения. В структурном отношении теоретический уровень мировоззрения характеризуется логической стройностью и оформленностью.

Теоретически оформленное мировоззрение содержит в качестве необходимых компонентов развитое самосознание, навыки аналитического мышления, а также момент сомнения. Для него характерно критическое отношение как к содержанию самого мировоззрения, так и к его практической реализации. Данный уровень мировоззренческих представлений становится основой для формирования убеждений. В теоретическом мировоззрении отражается, как правило, не повседневная жизнь человека во всей ее уникальности, подвижности, а то, что присуще определенным социально-историческим пластам и историческим типам культуры.

Различие между социальными субъектами как носителями мировоззрения проявляется в двух его структурных образованиях — индивидуальное и массовое мировоззрение. Индивидуальное мировоззрение отражает специфически неповторимые черты человеческой личности, особенности ее существования. В массовом мировоззрении отображается то, что свойственно жизнедеятельности группы людей. Массовое мировоззрение как бы отсекает все, что отличает мировоззрение одного человека от мировоззрения другого, и оставляет только общие черты. Массовое и индивидуальное мировоззрения находятся в диалектическом единстве. Массовое мировоззрение проявляется через индивидуальное мировоззрение, которое существует только в связи с массовым мировоззрением.

В зависимости от видов отражения, каждый из которых проявляется в мировоззрении в особых формах, выделяют основные компоненты мировоззрения. Наиболее важным из них, составляющим основу всякого мировоззрения, является его познавательный компонент — картина мира. Выступая в качестве универсального носителя интегрированного знания о мире, она отражает его в единстве и целостности. Универсальная картина мира является той основой, на которой формируются другие компоненты мировоззрения. Одно из важнейших мест среди них занимает общественныйидеал, представляющий собой мировоззренческую форму целеполагающего отражения действительности, в процессе которого осуществляется духовное реконструирование, преобразование предмета или явления в такие формы, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям человека. Общественный идеал не только выполняет целеполагающую функцию, но и служит высшим критерием ценностного отношения человека к миру и самому себе.

Компонент мировоззрения, в котором предмет выражается не через систему понятий (картина мира) или идеальных представлений и образов (идеал), а через иерархию ценностей, называют аксиологическим (ценностным).

Следующим, нормативно-регулятивным компонентом мировоззрения является совокупность общественных принципов деятельности, определяющих сознательное практическое и теоретическое отношение человека к миру и самому себе.

Наконец, в структуре мировоззрения выделяют и побудительно-мотивационный компонент, который является необходимым связующим звеном между духовным и практическим освоением действительности, ибо до тех пор, пока определенные знания, оценки, цели, принципы деятельности не связаны с соответствующими побуждениями, они не способны оказывать активное влияние на объективную действительность.

Мировоззрение — это не просто миропонимание, но вместе с тем и орудие, и результат миропреобразования.

§ 2. Дофилософские формы мировоззрения.

Формируясь на основе материально-преобразующей деятельности человеческого общества, мировоззрение реализует потребности и цели этой деятельности духовно, выступая как способ «практического духовного освоения мира», означая создание образов не только мира, чуждого человеку, но и мира свободной реализации его жизненных целей, надежд и чаяний, а также способов достижения этого «состояния» мира. «Практически духовное» освоение мира как бы продолжает, а иногда компенсирует, дополняет его «практически-материальное» освоение.

Существует два способа духовного освоения мира: практический и теоретический. Первый представлен в истории человеческой культуры мифологией и религией, второй — философией и наукой.

Выделение названных типов мировоззрения отражает лишь главные этапы или вехи его развития в истории общества. Оно не учитывает множества разнообразных, в том числе переходных исторических форм, в которых реально функционировали мифология, религия и философия, а также того, что это развитие, как и развитие общества, имело не только поступательный, но и противоречивый, зигзагообразный характер.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество форм, выражающих различные этапы становления и развития доклассового общества.

Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более «доступными» влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными средствами их практического освоения.

Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм, суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале.

Не менее важную роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях.

Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм.

Тотемизм был мировоззрением рода. В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме — животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее.

Когда это происходит, на смену мировоззрению рода — тотемизму — приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах, олицетворяющих различные силы и стихии природы.

Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи. Эпоха разложения родового строя порождает представление о душе, о существовании души и тела, в результате чего возникает переходная от мифологии к религии форма — анимизм.

Таким образом, мифология — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно-регулятивная и оценочная функции. Все происходящее в мифах приобретало значение своеобразного образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях. Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Итальянский философ Д. Вико (1668-1744) остроумно назвал мифы первым изданием умственного словаря человечества. Постигая мифы своего народа, человек соотносил свой личный опыт с опытом коллектива. Мифы в условиях своей бесписьменной эпохи были своеобразной «живой памятью», сохранявшей всю совокупность знаний, умений, опыта, накопленных поколениями людей. Утратив свое господствующее положение, мифология продолжала играть особую роль в более поздние периоды в жизни общества, сохранившись в наибольшей степени в сфере художественного освоения действительности. Большое влияние оказали мифологические представления на развитие различных областей культуры — литературу, изобразительное, хореографическое искусство и др. Поэтому без знания мифологии невозможно как следует понимать живопись, поэзию, музыку. Мифология служит также одним из источников изучения истории. Неслучайно она продолжает привлекать к себе внимание ученых во всем мире.

Вторым историческим типом мировоззрения была религия. Религиозное мировоззрение обладало многими общими чертами с предшествующим ему мифологическим мировоззрением, но имело и свои особенности.

Прежде всего, религиозное мировоззрение отличается от мифологического по способу духовного освоения действительности. Мифологические образы и представления были многофункциональны: в них в еще не развитой форме переплеталось познавательное, художественное и оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для возникновения на их основе не только религии, но и различных видов литературы и искусства. Религиозные образы и представления выполняют лишь одну функцию — оценочно-регулятивную.

Неотъемлемой чертой религиозных мифов и представлений является их догматизм. Возникнув, религия сохраняет известный запас представлений на протяжении нескольких веков.

Религиозные образы многозначны: они допускают различные их истолкования, в том числе абсолютно противоположные. Поэтому на основе одной системы религиозных догм складывается всегда множество различных направлений, например в христианстве: католицизм, православие, протестантизм.

Еще одной особенностью религиозных образов и представлений является то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом.

Центральное место в любом религиозном мировоззрении занимает всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в качестве первоначала и первоосновы всего существующего. Причем это уже не генетическое первоначало, как в мифологии, а первоначало — созидающее, творящее, производящее.

Следующая особенность религиозно-мировоззренческого способа освоения действительности — универсализация духовно-волевой связи, представление о которой постепенно вытесняет мифологические представления о всеобщей родственной связи. С точки зрения религиозного мировоззрения все существующее и происходящее в мире зависит от воли и желания бога. Всем в мире правит божественное провидение или устанавливаемый и контролируемый высшим существом моральный закон.

Для религии характерно признание примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Отношение к действительности, определяемое религиозным мировоззрением, существенно отличается от иллюзорно-праксеологического способа действий, связанных с мифологическим мировоззрением. Это пассивное отношение к действительности. Доминирующее положение в религии занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами, молитвы, жертвоприношения и другие действия).

Таким образом, религиозное мировоззрение — это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. Религиозное мировоззрение прошло длительный путь развития, от первобытных до современных (национальных и мировых) форм.

Возникновение религиозного мировоззрения было шагом вперед на пути развития человеческого самосознания. В религии постигалось единство между разными родами и племенами, на основе которых создавались новые общности — народности и нации. Мировые религии, например христианство, поднимались даже до осознания общности и провозглашения равенства перед Богом всех людей. В то же время каждая из них подчеркивала особое положение своих последователей.

Историческое значение религии состояло в том, что она и в рабовладельческом, и в феодальном обществах содействовала становлению и укреплению новых общественных отношений и формированию сильных централизованных государств. Между тем в истории случались религиозные войны.

Нельзя однозначно оценить и культурное значение религии. С одной стороны, она, несомненно, способствовала распространению образования и культуры. В храмах накапливались и сохранялись разнообразные знания. Именно с религией связаны выдающиеся достижения в архитектуре, живописи, музыке и хоровом искусстве. При храмах создавались первые учебные заведения, например братские школы на Украине и Белоруссии. Большое познавательное и воспитательное значение имело и имеет чтение священных книг. В то же время мы знаем о массовом уничтожении христианами памятников языческой культуры, об инквизиции, которая уничтожила сотни тысяч людей.

В наше время религия продолжает оставаться одним из наиболее распространенных мировоззрений, которое занимает значительное место в жизни любого общества. И мифология, и религия возникли из практического отношения человека к миру и были направлены на преодоление чуждости, враждебности внешнего мира. Хотя в них и наметились основные мировоззренческие проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание человеком всей сложности его социального бытия.

Мировоззрение — это то, каким образом мы воспринимаем реальность и понимаем её.

Это наши принципы, установки, идеи об окружающих нас вещах: обществе, природе, человечестве.

Мировоззрение человека можно сравнить с очками. Кто-то смотрит на мир через призму своего жизненного опыта, кто-то — через призму религии.

Другие подвергают сомнению саму возможность познать окружающий мир.

Термин был использован впервые в начале 18 века в работах немецких философов.

Синонимы — идеология, система взглядов, жизненное кредо.

Какова структура мировоззрения?

Структура мировоззрения — это то, из чего мировоззрение состоит; то, что его формирует.

Так, мировоззрение формируется из:

  • ваших знаний;
  • идей;
  • принципов (то есть вашей точки зрения);
  • убеждений (непоколебимости по какому-либо вопросу);
  • идеалов (ваших целей);
  • духовно-нравственных ценностей (того, что не имеет денежной ценности. Это то, что вы считаете чрезвычайно важным исходя из вашей нравственности);
  • жизненных установок.

Три функции мировоззрения

Мировоззрение — неотъемлемая часть жизни человека, так как оно направляет человека.

Основываясь на своём мировоззрении, человек принимает решения и действует.

  1. Познавательная функция (или гносеологическая). Мировоззрение не только формируется из наших знаний, но и даёт нам знания.
  2. Ценностно-ориентационная функция (аксиологическая). Эта функция отвечает за формирование у человека жизненных ценностей.
  3. Практическая функция. Мировоззрение влияет на действия человека.

Мировоззрение — это основа для образа мышления человека, его действий и поступков.

Основные элементы мировоззрения

Мировоззрение человека можно поделить на элементы:

  • Мироощущение: это наши эмоции и чувства. То, как мы ощущаем мир.
  • Мировосприятие: это картина мира, которая сформировалась у человека. То, как он к нему относится.
  • Миропонимание: основано на полученных знаниях и опыте. То, как человек смотрит на мир, его взгляды.
  • Мироотношение: это мироощущение + миропонимание = наше отношение к миру и система наших взглядов на какие-либо вопросы.
  • Менталитет: это мировоззрение, но не одного человека, а группы людей: нации или этнической группе людей.

Каковы типы (формы) мировоззрения?

В зависимости от того, с чем мы сталкивается в жизни, наше мировоззрение может принимать следующие формы.

  1. Мифологическое мировоззрение. Человек воспринимает мир как какое-то мифологическое существо. Он верит в легенды и сказания о богах. А информацию о том, как устроен мир, человек черпает из мифов и легенд.
  2. Теологическое (или религиозное) мировоззрение. Его основа — это вера в Бога. Человек строго следует религиозным нормам и воспринимает мир через них).
  3. Философское мировоззрение. Оно строится на объединении его духовных ценностей с жизненным опытом.
  4. Научное мировоззрение основывается на научных результатах и достижениях. Человек ощущает и воспринимает мир только через научный опыт.
  5. Обыденное мировоззрение. Это знания и опыт, которые человек получил из своей жизни, то есть его житейский опыт.

Мировоззрение и его уровни

Выделяют два уровня мировоззрения: рационально-теоретический и жизненно-практический.

Рационально-теоретический уровень

Это такой уровень, на котором наш разум изучил полученные знания, проанализировал их и пришёл к определенным умозаключениям.

На этом уровне мировоззрение человека — это система его понятий и умозаключений.

Жизненно-практический уровень

На этом уровне наше мировоззрение основано только на опыте, на тех убеждениях, к которым мы пришли, потому что прожили их.

Например, жизненный опыт может подсказывать, что если человек игнорирует хамство, то у него не портится настроение. Поэтому его установкой в жизни может быть вежливость к окружающим.

А что насчёт видов мировоззрения?

И напоследок, по видам мировоззрение разделяют на:

  • Догматизм. Наше мировоззрение строится на уже существующих догмах, то есть правилах и теориях. Например, в религиозном мировоззрении мы берём догмы из религии и следуем им. Они направляют наши решения и действия.
  • Разумный критицизм. В этом случае мы понимаем, что мировоззрение может изменяться. Подвергаем действительность разумному сомнению.
  • Скептицизм. Это тип нашего мышления, когда мы сомневаемся в самой возможности познания мира или в тот, что мы правильно понимаем. Это постоянное обдумывание и размышление.

Читайте подробнее про Догмы.

1. Понятие мировоззрения.

2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы.

3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

1. Для того чтобы изучать философию необходимо, прежде всего, понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она вообще необходима людям, какова ее роль в функционировании общества? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то, как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины?

Известный немецкий философ Г.В.Ф. Гегель как-то заметил, что человек рождается дважды. Первое рождение связано с фактом начала его биологического существования, второе является духовным становлением, когда человек обретает свое видение мира в попытке ответить на вопросы о происхождении мира, его становлении, границах, существовании Бога и смысле человеческой жизни. Подобные вопросы принято называть мировоззренческими. Их особенность состоит в том, что любой человек, даже не склонный к общим размышлениям все равно ставит и отвечает на них. Другой вопрос, – каким образом он отвечает. Характер ответов на мировоззренческие вопросы формирует определенную матрицу понимания окружающей реальности.

Принято считать, что сам термин «мировоззрение» был введен в научный оборот во второй половине XVIII в. Его происхождение восходит к немецкому слову Weltanschauung, что в буквальном переводе означало «взгляд на Вселенную». Естественно, что развитие представлений о мировоззрении началось задолго до употребления указанного термина. Древнейшими эквивалентами мировоззрения были понятия «мудрость», «высшее знание».

Природа мировоззренческих вопросов коренится в целостности и единстве окружающего человека мира, его взаимосвязанности, с которой человеку необходимо каким-то образом соотнести свою жизнь, свои представления в условиях конечности своего существования. Человек смертен и эта мысль, постоянно присутствует во всех аспектах его жизни. При этом, осознание своей смертности происходит на фоне «вечности» природы, ее цикличности. Это означает, что возникает потребность увидеть себя, свою жизнь в рамках чего-то более целостного, единого, вечного и абсолютного. Стремление целостно охватить свою жизнь диктует необходимость целостного осмысления окружающего мира.

В современной литературе мировоззрениерассматривается как система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. Иными словами мировоззрение есть способ целостного освоения человеком окружающего мира и самого себя через осознание своего места в окружающем мире.

2.Чтобы понять какое-либо явление – необходимо помимо всего прочего понять его структуру и характер взаимосвязей образующих его элементов. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность, принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению профессора А.А. Радугина, традиционно выделяют четыре основных компонента:

— Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.

— Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают бóльшими запретительными свойствами.

— Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.

— Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. Традиционно в отечественной и зарубежной философской традиции принято выделять жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Оба они играют важную роль в жизни человека и взаимосвязаны в рамках единого целостного мировоззрения. Их различие состоит в глубине знаний, критичности и обоснованности суждений, структурированности. Основу мировоззрения каждого человека составляет жизненно-практический уровень, в который входят повседневные знания, ценности, нормы и установки. На данном уровне закладываются ведущие основы человеческой личности. Вместе с тем, данный уровень может и не предполагать наличия осознанности целей и задач деятельности человека. Определенной заменой рациональности выступают традиции и обычаи, жизненный мир человека – мнения родственников и друзей, социальные стереотипы.

Теоретический уровень мировоззрения обычно надстраивается над жизненно-практическим, хотя и продолжает испытывать его влияние на протяжении всей жизни. Он формируется в процессе образования или соприкосновения с рациональной культурной традицией. Теоретический уровень мировоззрения отличается систематичностью, и наличием иерархии. Принципиально важно, что целостность мировоззрения возможна и в рамках жизненно-практического уровня, однако, в сравнении с теоретическим мировоззрением ее объем будет намного меньшим.

Формы мировоззрения.Поскольку человек не есть отдельно стоящий индивид, но всегда зависимый от социального окружения, его мировоззрение может выступать в различных формах. Наиболее распространенным является выделение в мировоззрении индивидуального, группового и общественного. Индивидуальное мировоззрение представляет собой нормы, ценности, идеалы, знания и представления, присущие каждому человеку отдельно и вытекающие из особенностей его характера, способностей и жизненного опыта. Групповая форма мировоззрения представляет собой также знания, интересы, нормы и ценности, но сформированные у индивида в процессе взаимодействия с членами родственной ему социальной группы (семья, трудовой коллектив, социальная страта). Общественное в мировоззрении представляет собой более обширную форму мировоззрения, сформированную под воздействием на индивида макросоциальных групп (нация, народ, этнос). К общественным формам мировоззрения также может быть отнесено и гражданское сознание. Важно отметить, что сами по себе (как самостоятельные сущности) групповые и общественные формы мировоззрения не существуют. Они возникают в процессе деятельности индивидов и коммуникации между ними.

3. Несмотря на то, что в историческом процессе изменяются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. Сразу необходимо оговориться, что последовательность рассмотрения указанных исторических типов мировоззрения не представляет собой их эволюции. Первоначально мировоззрение существовало в форме мифов, затем они получают свое развитие в философских учениях, и затем формируется религиозное мировоззрения. Предельно важно, что ни один из упомянутых типов мировоззрения не исчезает в процессе развития общества, трансформируясь в современные формы.

Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает в эпоху становления человеческого общества. Это мировоззрение было свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовым формам общества, хотя и сегодня некоторые исследователи полагают, что мифология и мифотворчество продолжают существовать (А.Ф. Лосев). Сам термин мифология происходит от древнегреческого термина mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение. Архаическая мифология посвящена выявлению самых общих вопросов происхождения, развития и описанию гибели Вселенной. Мифы о происхождении космоса традиционно называются космогоническими, а о его грядущей гибели – эсхатологическими. В мифах, по сути, были собраны разнообразные начатки знаний, верований первобытного человека, хотя изложенная в них информация во многом смешана с фантастическим образами или элементами воображения. Характерными особенностями мифологии как исторического типа мировоззрения являлись синкретизм (целостность, нерасчлененность различных элементов знания, ценностей, воображения), антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на природу и Вселенную), генетизм (стремление к поиску «первопредка» природных или общественных явлений). Надо сказать, что и в современное время мифологическое мировоззрение сохраняется, правда не в традиционных, архаических формах, а в виде различных социальных мифологий – научных, политических, этнических, культурных. В качестве, примера, можно вспомнить о мифологической вере современного человечества в торжество науки и техники или мифологизированный характер нацизма или коммунизма. Реклама, которая окружает современного человека повсюду, также формирует особый мир мифообразов.

Религиозное мировоззрение— это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю, и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. В отличие от мифологии, которая представляла собой преимущественно знание, существующее в той или иной оценочной форме, религия, сохраняя многие космологические и эсхатологические элементы, выполняет, прежде всего, оценочно-регулятивную функцию. Имущественное расслоение, появление семьи, частной собственности и государства требовало прочной системы ценностей и норм, регулирующей повседневную жизнь челна общества. Социальное неравенство способствовало формированию идеи удвоения мира. Другими следствиями удвоения мира на потусторонний и посюсторонний явилось появление феномена чуда, как явления потустороннего мира. Также развивается мысль о культе и священнослужителях как единственных посредниках во взаимоотношении между мирами. Религии монотеистичны, то есть предполагают наличие одного Бога, но не как общего «первопредка», а как иного существа, творящего Вселенную и человека.

Философское мировоззрение появляется в процессе выделения умственного труда и формирования интеллектуальных кружков в высоких культурах Древности. Появлению философии способствовало также накопление знаний и кризис мифологического мировоззрения, неспособного соответствовать новым реалиям социально-экономической и культурной жизни. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (philio – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил в V в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философское мировоззрение направлено на уже известные мировоззренческие вопросы, однако. Ее отличие от религии и мифологии состоит в способе решения указанных проблем. Отличительными чертами философии являются ее критичность (стремление использовать рациональную аргументацию и критическое сомнение в процессе познания мира), универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).

Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях. Это в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?

Рекомендуемая литература к лекции

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010.

2. Грядовой, Д.И. Основы философских знаний: учебник для вузов / Д.И. Грядовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007.

3. Философия: учебник для ВУЗов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

4. Философия: энциклопедический словарь / под ред. д. филос.н., профессора А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.

5. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1990.

6. Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

7. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1990.

8. Лосева, И.Н. Миф, религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. – 1992. — №7.

9. Радугин, А.А. Философия. — М.: Центр, 2004.

10. Фрезер, Дж. Золотая ветвь. — М.: Политиздат, 1989.

11. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Каждый человек обладает определённой системой взглядов и мнений, благодаря этой основе он понимает, как вести себя в различных ситуациях и каким образом «строить» жизнь. Поэтому сегодня мы затронем такую тему как мировоззрение и его виды, основные типы, чтобы научиться устойчивости и уверенности, как в себе, так и в своей позиции.

Метафора

Чтобы немного упростить понимание, хочу провести аналогию с очками для зрения.

  • Большинство людей приобретает очки, сделанные на заказ, и, несмотря на разнообразие моделей, часть из которых уникальна, между ними всё равно присутствует что-то общее, что позволяет нам понять, какой предмет перед нами. Как и отметить совсем неповторимую дизайнерскую идею.
  • У одного бренда товары будут иметь хотя бы одну схожую черту, по которой его легко будет определить.
  • Чтобы стать обладателем очков, необходимо учесть целый ряд факторов: финансовое положение, предпочитаемый стиль одежды, социальная среда, в которой находится человек, модные тенденции сезона, предпочтения и прочее.

Функции, или для чего оно нам?

  1. Поведенческая функция. А это значит, что система ценностей и взглядов имеет непосредственное влияние на наши действия и определяет поведение в конкретных ситуациях. К примеру, личность с определёнными религиозными убеждениями никогда не убьёт даже комара, не говоря о том, что не применит насилие даже в опасной ситуации, чтобы себя защитить.
  2. Познавательная. Знаете выражение: «Нельзя штаны один раз навсегда постирать»? Вот так и со взглядами на окружающую действительность. В процессе жизни мы непрестанно узнаём что-то новое, приобретаем опыт, знания и испытываем разные чувства, и в зависимости от этого корректируется образ мыслей, хотя есть убеждения, которые неизменны, даже если приносят вред «владельцу».
  3. Прогностическая. Опять-таки, благодаря полученному опыту и знаниям мы порой в состоянии предугадать ближайшее будущее. Это позволяет нам планировать деятельность, жизнь, а также избегать неприятных ситуаций. К примеру, родители, боясь нежелательных последствий дружбы ребёнка с девиантными одногодками из неблагополучной семьи, которые, к примеру, употребляют наркотики и алкоголь, всячески препятствуют его общению с ними ведь. Какими бы прекрасными и добрыми людьми эти дети не были, существует риск, что и их сын разделит их взгляды на зависимость.
  4. Ценностная. В силу того, что мы постоянно находимся в поисках ответов на вопросы: «Что такое любовь?», «Что такое плохо или хорошо?», «Зачем я живу?» и прочее, у нас формируется определённая система ценностей, опираясь на которую, мы строим отношения, карьеру, и вообще, жизнь. С помощью расставленных приоритетов нам проще делать выборы, принимать решения и действовать. Они придают нам уверенности в своём мнении, поступках, а также являются маркером для собственной самооценки. Ведь, если я совершил что-то, что, по моему мнению, является благородным поступком, я посчитаю, что я отзывчивый и добрый человек, от чего испытаю удовлетворение.

Типы

С развитием общества, меняются и типы мировоззрения, одни теряют актуальность, другие совсем изживают себя, а третьи являются единственными ориентирами у большинства населения. Итак, давайте рассмотрим, какие системы взглядов различают:

Ему характерно отожествление природы с живым разумным существом, вера в то, что какие-либо события связаны с действиями мифических существ, видимых и не видимых, но живущих среди людей. Отсутствует разделение между субъективным и объективным. Отчего знания и представления о мире и окружающей действительности, совсем ограничены или неверны.

Несмотря на вышесказанное, в нашем современном мире ещё есть место для мифической системы взглядов, какой бы порой абсурдной она не казалась. Именно это позволяет сохранять связь со своими предками и передавать полученные знания следующим поколениям.

Ну, например, когда чёрная кошка переходит вам дорогу, что вы делаете? Большинство людей до сих пор хватается за пуговицу, или ждёт, пока кто-то другой не пройдёт этой «несчастливой» тропой.

Религиозное

Этот тип более развитый, чем предыдущий, по крайней мере, у него более осмысленный подход, соответствующий моральным и этическим нормам. Имеет огромное влияние на человека, по сути, являясь самым сильным и действенным среди остальных видов. Основан на вере в сверхъестественные силы, которые справедливо распоряжаются судьбами людей.

Поэтому и имеет огромное влияние на человека, контролируя и управляя им. Верующая личность живёт в определённых жёстких рамках, она обязана следовать правилам, иначе разгневает высшие силы, и они накажут либо её, либо её близких людей. Зато в случае послушания и правильных поступков её ждёт поощрение.

Например, женщина не красится, всё внимание отдаёт уборке, детям и молитве, не испытывает радости и удовольствия, зато после смерти в отличие от женщин, идущих за своим интересом попадёт в обещанный рай.

Бытовое

Его ещё называют обыденным, а всё потому, что формируется с детства, постепенно, в житейских условиях. Изначально взрослые знакомят малыша с такими понятиями, как солнце, вода, огонь, животные и прочее. Подрастая, он начинает понемногу понимать устройство мира, у него появляются определённые ожидания и представления.

Родители передают свой опыт, знакомят с традициями и формами построения отношений. Со временем, получая доступ к СМИ, литературе и кинематографу такой ребёнок закрепляет полученную от взрослых информацию и получает новую, следуя своим интересам.

В связи с этим он осознаёт, что из себя представляет, и какими характеристиками наделён, развиваясь, ищет смысл своего существования и дело, которое удаётся лучше всего.

Философское

Чем больше личность посвящает времени саморазвитию, тем чаще возникает потребность анализировать, теоретизировать и подвергать категоризации. Я имею в виду, что, опираясь на материальную и духовную составляющие мира, она пытается обнаружить истину, придав смысл каждому нюансу и событию, происходящему в её жизни.

Научное

Основные показатели этого типа: рациональность, конкретика, логика, реалистичность, точность, объективность и практичность. Современному человеку важно опираться на проверенные факты, а не домыслы, и фантазии.

Способность отойти от субъективизма и умение аргументировать свою точку зрения с помощью логических умозаключений и доводов – являются признаками прогрессивного индивида, который может повлиять на развитие человечества.

Историческое

Это идеалы, присущие различным эпохам. Ценности, стремления, обстоятельства, потребности, нормы, желания, условия и прочее. Именно время откладывает основной отпечаток на формирование личности, условия, в которых она рождена.

К примеру, в Средневековье совсем не актуально было бороться за свободу мысли и право на самовыражение, ведь все, кто отличался от массы, мгновенно обвинялись в ереси и подвергались казни. Особенно жестоко инквизиторы расправлялись с теми, кто желал получать точные знания, изучая науку, которая, в Античности, наоборот, ценилась.

Художественное

Свойственно людям, которые воспринимают окружающую действительность как чудо, и пытаются придать смысл даже мелочам, обнаруживая в них скрытую для большинства глаз красоту и великолепие. Они умеют поистине восхищаться простыми вещами, на которые обычный человек и не обратит внимания.

Благодаря людям с творческим уклоном и восприятием нас окружают уникальные творения, способные доставить эстетическое удовольствие.

Гуманистическое

Строится на принципах человечности. Приверженцы гуманизма считают, что каждая личность помимо того, что совершенна, так ещё и обладает способностью к саморазвитию и внутренним изменениям к лучшему. Жизнь, данная нам – высшая ценность, и никто в мире не имеет права её прерывать.

Рекомендации для развития

Важность мировоззрения

Думаю, для вас не будет секретом информация о том, что человек достигает успеха не только благодаря благоприятным событиям и упорному труду. Основное значение имеет его образ мыслей. Слышали истории о людях, которые выигрывали миллион, но через короткий промежуток времени вновь становились нищими?

А о том, как миллиардеры теряли всё, залезая в бесчисленные долги, но при этом буквально через год снова были на вершине?

Правильные вопросы

Важно не то, сколько вы имеете в данный момент, а то, как вы этим распорядитесь.

Поэтому выберите время, и задайте себе вопросы:

  • Где я? Вроде бы странный вопрос, вызывающий недоумение, но, прежде, чем куда-то идти, следует оглянуться и внимательно осмотреться. Правда, ведь? Иначе есть риск попасть не туда, куда хотелось бы, или, выбрав совсем небезопасную дорогу, так и не добраться никуда, получив только травмы и увечья. Тут пригодятся созданные и накопленные представления и знания, они будут служить ориентиром.
  • Кто я? Сущность человека имеет такие формы проявления: дух, тело и разум. Какие задачи развития вы перед собой ставите? Как думаете, что в вас преобладает больше и какими характеристиками наделена каждая составляющая? И, конечно же, в чём состоит смысл жизни, предназначение?
  • Как я взаимодействую с окружающей действительностью? Как я строю отношения, как я конкурирую, или добиваюсь своего? Каким образом проявляю интерес, любовь и прочие чувства? Что я предъявляю миру, какую свою часть? Доверяю ли я окружающим?
  • Какой я? От чего я получаю удовольствие, а что вызывает грусть? Отчего злюсь и как успокаиваюсь? Что я думаю о себе? Какие мои основные черты характера? За что я себе благодарен? А от чего мне стыдно? Именно эти и подобные вопросы обязан задать себе каждый человек, только с помощью их он в состоянии исследовать и познать себя. Тогда не будет надобности хвататься за мнение окружающих людей, примеряя их оценки на себя.
  • И последний, немаловажный вопрос: «Чего я хочу?». Мало осмотреть место, в котором находишься, важно ещё понять, какого результата хотите достигнуть по завершению пути, иначе можно без конца плыть по течению, разочаровываясь и испытывая злость каждый раз из-за того, что «прибило» не к тому берегу. Это завершительная стадия познания себя, когда я понимаю, какой я, я могу планировать свою деятельность в зависимости от своих умений и характеристик.

Сегодня мы затронули важную тему для каждой сознательной личности, ведь, как вы могли понять, абсолютно все люди обладают определённым набором мнений и ценностей, которые и называют мировоззрением. Напоследок хочу рекомендовать вам посмотреть статью «Конвергентное и дивергентное мышление: какой вид преобладает у вас?».

Успехов вам и свершений!

Материал подготовила Журавина Алина.