Почему у меня плохой почерк?

Диагноз по почерку. Что скажут о вашем здоровье письменные каракули

— Почерк формируется в детстве, в 7-10 лет, когда ребёнок обучается навыкам письма, — рассказывает Светлана Шишкова, нейропсихолог, кандидат наук, руководитель научно-практического центра «Дом». — К 13-14 годам почерк меняется. Педагоги и родители считают, что он портится, а графологи утверждают, что к этому возрасту почерк уходит от шаблона и приобретает индивидуальные черты. К 20 годам почерк формируется окончательно. Поэтому диагностику почерка начинают проводить в этом возрасте.

Однако на протяжении жизни почерк меняется. Виной тому изменения, происходящие в организме.

Мёд в голове

Впервые о связи почерка и здоровья заговорили в 1966 году, после выхода книги Паолы Коломбо «Графотерапевтика». В ней было высказано революционное по тем временам предположение: почерк может указать на нарушения работы эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой систем, суставов и желудка. Сегодня, спустя полвека, удалось экспериментально доказать, что к изменению почерка приводят не только грубые поражения, но и любые, даже незначительные изменения в кровообращении мозга и работе нервной системы.

— Самый тревожный сигнал — когда почерк меняется резко, в одночасье, — продолжает Светлана Шишкова. — Чаще всего это говорит о сосудистых катастрофах головного мозга.

У пациентов, перенесших нарушения кровообращения головного мозга, утрачивается чёткость письма. Буквы становятся крупнее, часто меняются местами. Такие изменения могут быть первыми признаками перенесённого микроинсульта (большой инсульт не нуждается в тонкой диагностике). Поэтому, даже если ничего тревожного со здоровьем на первый взгляд не произошло, нужно срочно обратиться к неврологу.

При болезни Паркинсона (дрожательный паралич) почерк становится рваным, мелким, уменьшающимся по ходу письма (размер букв как бы сходит на нет). Это связано с тем, что человек пытается унять дрожание рук и строго контролирует себя.

Неравномерные дрожащие буквы также свидетельствуют о болезни Альцгеймера (деменции). Анализ почерка помогает выявить болезнь на ранних стадиях, что позволяет начать лечение, способное затормозить развитие болезни.

Кто ты, Паркинсон? 7 мифов о заболевании Подробнее

Новую методику определения болезней Паркинсона и Альцгеймера с помощью компьютерных технологий сегодня уже используют в Израиле. Прибор, состоящий из электронной ручки и бумаги, оценивает время контакта ручки с бумагой, скорость письма, размер букв и промежутки между словами, степень давления ручки на бумагу и т. д. Прибор позволяет с точностью 95% выявить болезнь Паркинсона до появления симптомов заболевания и предотвратить их, до того как они начнут влиять на качество жизни. Этот прибор позволяет диагностировать синдром гиперактивности с нарушением внимания у детей.

В 2015 году в исследовательском центре университета Кембриджа группа специалистов для выявления болезней центральной нервной системы и мозга предложила использовать цифровую ручку, оснащённую камерой и программным обеспечением. При первом же тестировании учёные безошибочно определили пациентов с когнитивными нарушениями.

Кривые буквы

Анализ почерка позволяет точно диагностировать психические нарушения.

Дрожащий неразборчивый почерк, волнистые или зигзагообразные буквы характерны для пациентов, страдающих алкоголизмом.

Дрожащий витиеватый почерк, наползание букв друг на друга, большие интервалы между словами, отсутствие конечных штрихов — приметы почерка людей с истерией.

Фонари (непомерно большие буквы на фоне обычных) говорят о частичном поражении (или воспалении) определённого участка мозга.

Растянутый почерк, ненужные завитки и украшения, незаконченность, противоположные наклоны — показатели психоастении (бессилие и слабость психики).

Искривлённый почерк с ненужными точками — показатель эпилепсии. Различный наклон в одном предложении или слове позволяет заподозрить шизофрению.

Прописи для креатива

Хорошие новости: с помощью письма можно улучшить работу мозга. Прописи помогают активизировать мозг и согласовать работу правого и левого полушарий, улучшить концентрацию внимания, развить речь и повысить интеллект. В Японии, например, занятия с учителями каллиграфии обязательны во многих крупных компаниях. Там считают, что это лучшая тренировка для развития творческого потенциала специалистов.

плохой почерк нужно исправлять? статья на тему

Учитель начальной школы ГБОУ СОШ №585

Кировского района

Таланова-Шелейко Ю.Г.

«Плохой почерк -нужно исправлять?»

«Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и даже одним почерком.»
Илья Ильф

Плохой почерк нужно исправлять, и это требует регулярных упражнений. Чем раньше начать его совершенствовать, тем лучше пойдет процесс. Младшего школьника можно быстрее научить новому, и он будет охотнее исправлять свои ошибки. Коррекция почерка поможет ребенку быть более усердным, внимательным, а эти качества пригодятся в дальнейшей школьной жизни. Но, прежде всего, важно выявить причину плохого почерка.

Причина №1. Неправильное положение тела, рук, осанка, позиция ног, неподходящие пишущие ручки. Успешность письма во многом определяется созданием оптимальных гигиенических условий: подбор мебели, посадка, направление освещения, оптимальность формы ручки, продолжительность беспрерывного письма и т. д.

Причина №2. Неправильное положение тетради на парте.

Причина №3. Плохо развита мелкая моторика рук.

Причина №4. Недостаточный уровень развития пространственного восприятия. Обычно данная проблема не является слишком серьезной и быстро проходит. Очень часто родители, видя, что ребенок путает буквы или что они «зависли в воздухе», заставляют его переделывать одно и то же по сто раз! Но многократное переписывание здесь не поможет.

Причина №5. Особенности мозговой организации. Многие считают, что отвратительный почерк – всего лишь следствие невнимательности, несобранности и лени. Но это не так. Самый главный орган, отвечающий за письмо, – не рука, а голова. Для того чтобы научиться писать, необходима не только взаимосвязь мышления и мелкой моторики руки, но и способность перевести информацию, содержащуюся в мозгу, в систему знаков.

Поэтому проблемы, связанные с овладением письменной речью, могут сигнализировать о нарушениях работы мозга. Чаще всего это не серьезные патологии, а некие индивидуальные особенности ребенка. Например, трудности могут испытывать левши (особенно переученные), а также люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками. Однако все это, как правило, легко преодолимо.

Есть гораздо более серьезная проблема – дисграфия, которая может сопровождаться дислексией – сложностями при восприятии печатного текста. Причина дисграфии и дислексии – нарушение нейронных связей, передающих информацию между полушариями мозга.

А для чего вообще мы учим детей писать? Мы хотим, чтобы ребенок умел грамотно и понятно изложить свою мысль в письменной форме. Грамотность нужна не только для письменной речи, ведь тот, кто не может изложить свою мысль, не понимает и чужую. Как показали ЕГЭ, чуть ли не половина выпускников не в состоянии выделить в обычном тексте главную идею. И это неумение, конечно, очень серьезно тормозит общее развитие.

Но для того, чтобы человек мог не только написать, но и прочитать то, что он написал, чтобы найти свои ошибки и исправить их, почерк должен быть разборчивым.

А для этого нужно, чтобы:

буквы были одинаковой высоты и ширины;
прямые линии были ровными;
параллельные линии оставались параллельными;
овалы были правильной формы.

Если ребенок освоил эти правила и соблюдает их при письме, то почерк у него будет ровным и читаемым. А это значит, что ребенок в дальнейшем будет задумываться не о том, как написать крючочек или кружочек, а о том, как лучше выразить свою мысль.

Почерк по большей части не зависит от желания ребенка. Он, скорее, итог ошибок в обучении:

Слишком раннее начало

Есть правило – чем раньше мы начинаем учить ребенка писать, тем хуже у него будет почерк в дальнейшем. И если пятилетке взрослые дают ручку, он не в состоянии взять ее правильно, а зажмет ее в кулаке. В этом положении курсивное (безотрывное) письмо невозможно. Максимум, что он сможет написать, это полупечатные буквы, написанные отдельно друг от друга. Кроме того, в первый класс приводят сегодня детей в шесть лет, а то и раньше. И немногие знают, что каждые полгода крайне важны – созревают все функции, которые необходимы для письма. Ребенок в шесть лет сильно отличается от ребенка в шесть с половиной и тем более в семь. Этим, кстати, отчасти объясняется тот факт, что раньше дети писали лучше – они начинали учиться в семь-восемь лет.
Обратите внимание:

Чрезмерно крупные буквы – признак экспансивности в действиях и мыслях, нежелания подчиняться.

Мелкий и экономный – более замкнутый,сосредоточенный на своем внутреннем мире. Это сдержанные ребята, способные к концентрации.

Мелкий до трудночитаемости почерк свидетельствует об исключительной скрытности. Скругленные гладкие буквы –уравновешенная натура, возможно, педантичная.

Неразборчивые и выбивающиеся из общей строчки буквы – импульсивный, эмоциональный ребенок с широкими творческими задатками. Наклон влево – желание контролировать свои эмоции.

Сильный наклон вправо показывает желание выставлять свои чувства напоказ, импульсивность, стремление к крайностям.

Когда строчки «ползут» – это признак оптимистичной натуры, опускаются вниз – признак пессимизма и плохого настроения.

Если строчка идет по прямой линии, буквы не имеют наклона (вертикальный почерк) – свидетельство глубокой, взрослой, уравновешенности.

Округлые буквы свидетельствуют о том желании быть в коллективе, не осанки и зрения. Поэтому давайте ребенку отдохнуть во время занятий.

Внутренний мир через почерк

Детский почерк характеризует ребенка и отражает его настроение. Вот некоторые признаки почерка, по которым вы сможете лучше понять своего малыша:

Размашистый почерк – вероятно, ребенокобщительный, рубаха-парень. сопротивляться его нормам – конформизму.

Угловатые буквы – признак соревновательности, критичного ума и стремления к независимости.

Сочетание угловатых и округлых букв свидетельствует об умениинравиться людям и приэтом оставаться собой.

Легкий нажим свойственен чувствительным детям.

Сильный нажим отличает решительных, энергичных, общительных, контактных, иногда чрезмерно агрессивных детей. Однако достоверно говорить о характере пишущего графологи готовы только тогда, когда личность и, соответственно, почерк, уже сформировалась, то есть у взрослого человека..

Учиться никогда не поздно Одни люди ограничиваются знаниями, данными в школе. Другие учатся всю жизнь. Мудро отметил Ф. Достоевский: «Учитесь и читайте… Жизнь сделает остальное».

Что почерк может рассказать о человеке&nbsp

Женщина, 24 года, юрист Владимир Кравченко, доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Санкт-петербургского государственного университета, графолог: Такой человек — лидер с пелёнок. Ему можно доверять руководство без испытательного срока. Натура организована и дисциплинирована. Умеет не только спросить с других, но и сама показать пример, как надо делать. Анастасия Сажина, психолог-графолог: Обладает хорошими педагогическими способностями, любит учиться, готова обучаться всю жизнь, жаль, что за это не платят. Сначала думает о других, потом о себе. Погружается во всё с головой, в работу, отношения. Несколько невнимательна. Любит поспать и вкусно покушать. Не аскет. Любит красивые вещи. Коммуникабельная, общительная. Женщина, 31 год, журналист Сергей Сергеев, эксперт-почерковед, графолог: Женщина умна, любит общение, эмоциональна, коммуникабельна. Думает больше сердцем, чем рассудком. Из минусов: субъективна — всё принимает на свой счёт, имеется склонность к ревности. Анастасия Сажина, психолог-графолог: Упрямство, своя точка зрения на всё, но при этом многое принимает близко к сердцу и переживает. Творческое начало, требующее реализации. Её невозможно переубедить, если она что-то решила. Видит всё под своим углом. Способна на нестандартные мысли, решения, производство идей. Имеет некоторую небрежность. Привыкла всё упрощать. Любит помечтать. Женщина, 26 лет, журналист Светлана Коваленко, психолог-графолог: Женщина с «синдромом отличницы», риск невротической навязчивости. Интровертный склад, большие личные границы, которые сильно защищает, не подпуская близко к себе. Как вариант — много раз обжигалась и было больно. Настоятельная рекомендация — физиотерапия (массаж, бассейн). Сергей Сергеев, эксперт-почерковед, графолог: Молодая женщина реформаторного типа по Одэму. Всегда готова к жизненным трудностям, для неё вся жизнь — борьба. Любит обучать, учить. Хороший наставник и партнёр в деловых отношениях. Имеется склонность к завышенной критичности, перепроверке своих и чужих размышлений, действий, заданий и информации. В любом деле она локомотив, всегда готова взять «тяжёлую ношу», груз и повезти за собой. Не любит долгосрочные стрессовые ситуации и особенно авантюры. В потенциале заложены хорошие жизненные силы и долголетие при наличии постоянной и предсказуемой среды воздействия: жизни, близких отношений и работы. Мужчина, 45 лет, фотограф Анастасия Сажина, психолог-графолог: Стиль воспитания женский, либо был мягкий отец, очень чувствителен к похвале, доброму отношению. Любит, когда хвалят его маму. Любит, чтобы всё было по правилам. Старается придерживаться правил и инструкций, однако могут быть и необдуманные поступки: пошёл и купил, а потом подумал. Мягкий, старается всем помочь, однако уже понимает, что последнюю рубаху отдавать нельзя. Сергей Сергеев, эксперт-почерковед, графолог: Человек логического и аналитического типа мышления. Отличные способности в сборе, проверке, анализе информации. Из-за характерного исследовательского склада ума много читает специальной литературы, всегда развивается по горизонтали. Ему не требуется вертикаль власти, ему это неинтересно. Любой руководитель может на него положиться, так как автор почерка может выполнить всё, что связано с информацией, даже невыполнимое. Мужчина, 24 года, китаевед Светлана Коваленко, психолог-графолог: Воинственный и недовольный окружающими, перепады настроения и стиля поведения. Психологически — возраст тинейджеров. Работа с психологом нужна для снятия этого каркаса эмоциональной брони, который может привести к срывам. Сергей Сергеев, эксперт-почерковед, графолог: Молодой человек умный, с критическим мышлением, он более рационален, склонен к логическим размышлениям по психотипу Юнга. Способен к интересным, нестандартным идеям, правда, не всегда практичным и результативным. Автор почерка стремится к общению, выстраиванию отношений, но больше, как ему хочется, опять же, не совсем стандартно, и не всегда хорошо у него это получается.

Школа графологии. Если почерк меняется

Мы открываем новую рубрику «Школа графологии», в которой каждый желающий может задать вопросы про почерк и получить квалифицированные ответы графологов.

Вопрос:

Мой почерк постоянно меняется: чаще я пишу буквы довольно большого размера, а бывает очень мелко. С чем это связано?

Ответ графолога:

Многие считают, что так как почерк меняется — его невозможно анализировать, характеристики будут все время разные, в зависимости от времени суток, настроения и пр. Это не так.

Почерк многомерен, многофакторен. В нем существует невидимое глазу обывателя глубинное измерение. Графолог, оценивая почерк, в первую очередь обращает внимание на его глубину: особенности линий, штрих, нажим, характер чередования напряжения и расслабления, динамику. Эти особенности являются основными, так как раскрывают врожденные психодинамические характеристики личности пишущего. Графолог изучает свойства этого глубинного измерения, вооружившись специальным микроскопом либо лупой.

Несмотря на свою неочевидность и незаметность для глаза обывателя, эти особенности почерка сверх-важны, так как на их основании выстраиваются все последующие интерпретации более поверхностных параметров. Именно глубина почерка – суть ядра личности, показывающая глубинную мотивацию, темперамент, лабильность, эмоциональность, вовлеченность, особенности мышления, психотип.

Поверхностная структура почерка рассматривается далее с учетом первоначальных (базовых), глубинных параметров. Она видна и невооруженным глазом: размер, округлость, угловатость, наклон, стиль, написание букв, ширина и пр. Эти параметры почерка соответственно отвечают за более поверхностные структуры личности – социальные характеристики, особенности Я-концепции, установки, ценности и пр.

Интересно: почерковедческую экспертизу на установление подлинности рукописного текста проводят именно по глубинным параметрам. Глубина почерка – индивидуальный и неизменный показатель. Подделывая с легкостью размер, наклон, или стиль почерка, подделать глубину невозможно, так же как невозможно сознательно, по желанию изменить свой обмен веществ, сердечные ритмы, безусловные рефлексы.

Короткий сон


Никола Тесла

Быть совой не всегда плохо. Хотя врачи единогласно утверждают, что нужно спать от семи до восьми часов каждую ночь, гении редко придерживаются этого правила. Знаменитый изобретатель Никола Тесла утверждал, что он спал только два часа в сутки и иногда работал по 84 часа кряду. Историки говорят, что Леонардо да Винчи привык к так называемому «сну сверхчеловека» (ученые называют это явление полифазным сном) — он спал по 20 минут каждые четыре часа.

Любовь к кошкам


Эрнест Хемингуэй

Оказывается, что высокоинтеллектуальные и творческие люди на протяжении всей истории были любителями кошек. К примеру, пушистых домашних питомцев обожали Сальвадор Дали, Анри Матисс и Эрнест Хемингуэй. Исследования показали, что владельцы кошек, как правило, имеют более высокий IQ и лучшее образование.

Неаккуратность


Марк Твен

Мастерские или кабинеты гениальных людей, как правило, больше похожи на свалку. Недавнее исследование психологов показало, что захламленный стол может привести к более творческому мышлению (а неаккуратные работники намного чаще выбирают новые проекты и задачи). К примеру, Марк Твен был известным неряхой.

Неразборчивый почерк


Если кто-то говорит человеку, что его почерк неразборчив, то это нужно воспринимать как комплимент. Исследования показали, что у одаренных людей часто ужасный почерк, поскольку их мозг работает быстрее, чем руки.

Атлетичное телосложение

Пифагор был боксером

Стереотип спортсмена, который не может связать двух слов, не всегда верен. К примеру, Пифагор был боксером. И вовсе не случайно Древняя Греция была родиной множества философов и Олимпийских игр: греки считали, что атлетическое телосложение является признаком хорошего лидера. Аристотель также считал, что спорт или игры ближе всего к «созерцанию», поскольку они служат для собственной выгоды, а не в качестве средства для достижения цели.

Кофе по утрам

Бенджамин Франклин

Бесспорно, Бетховен был музыкальным гением, но у него были очень специфические требования: он сам отсчитывал ровно 60 зерен кофе для каждой чашки. Бенджамин Франклин часто проводил свободное время в кофейных магазинах, а Бальзак описал зависимость от кофе в своих произведениях.

Любовь к одиночеству

Джейн Остин

Гении почти все — интроверты, а некоторые искренне верили в то, что значимые вещи могут быть созданы только в одиночестве. Писательница Джейн Остин специально поставила дверь на очень скрипящих петлях, чтобы к ней никто не мог зайти внезапно и прервать процесс творчества.

Длительные прогулки

Петр Чайковский

Некоторые из лучших идей пришли к великим мыслителям, таким как Сёрен Кьеркегор и Чарльз Диккенс, во время прогулок. Кьеркегор после этого спешил домой, чтобы записать свои мысли. Бетховен на прогулках всегда носил с собой карандаш и блокнот. Чайковский выработал привычку гулять по два часа каждый день и даже верил, что он заболеет, если пропустит хоть одну прогулку.

Личный дневник

Вольфганг Амадей Моцарт

Леонардо да Винчи, Вольфганг Амадей Моцарт, Вирджиния Вулф и множество других талантливых людей были известны тем, что записывали свои мысли и замечания. Французский художник Эжен Делакруа как-то сказал о своем дневнике: «Я вновь взялся вести свой дневник после долгого перерыва. Это для меня способ успокоения того нервного возбуждения, которое беспокоило меня столь долгое время».

Любовь к музыке

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи играл на нескольких музыкальных инструментах и даже изобрел свой собственный. Галилей играл на лютне, и музыка вдохновляла его на создание философских трудов.

Любовь к природе

Роберт Фрост

Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо и Роберт Фрост испытывали глубокое уважение к окружающей природе. Некоторые из их лучших работ были написаны в одиночестве на открытом воздухе.