Почему учитель занижает оценки?

Содержание

Что делать если учитель занижает оценки?

Что делать, если Вы не согласны с оценкой? Как поступить, если учитель, на ваш взгляд был необъективен и снизил оценку ни за что? Можно ли бороться с предвзятым отношением? За что оценка может быть снижена: за плохое поведение на уроке? за плохое поведение вне школы? за попытку списывания? за отсутствие на уроке? за отсутствие тетради? за сдачу работы с опозданием?

Вы не согласны с выставленной оценкой — что делать?

Шаг 1. Ознакомьтесь с локальными актами школы о системе выставления оценок – и оцените, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям?

Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра оценок – воспользуйтесь той процедурой, которая предусмотрена в вашей школе.

Если действия педагога не соответствуют требованиям школы о выставлении оценок, либо если в локальных актах ваш случай не предусмотрен, но вы убеждены что учитель был неправ — переходите к шагу 2.

Шаг 2. Направьте жалобу в письменном виде на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров. В жалобе попросите пересмотреть оценку.

Дополнительно по теме — Что делать, если поставили двойку за поведение, а не за знания?

Право на жалобу в школе

Если оценка необъективна и занижена – учащийся или его родители имеют право обжаловать действия педагога в порядке ст. 45 Федерального закона «Об образовании в РФ». Для этого нужно обратиться к директору школы или в комиссию по урегулированию споров с письменным заявлением. В заявлении (жалобе) изложите обстоятельства выставления оценки, действия с которыми вы не согласны, попросите оценить действия педагога на соответствие учебной программе и общепринятым принципам преподавания. Например, «дать оценку обоснованности следующим действиям…». Попросите пересмотреть оценку, с которой вы не согласны.

В связи с жалобой должна быть проведена проверка, жалоба должна быть рассмотрена коллегиально в порядке, который предусмотрен в данной школе.

В случае бездействия администрации школы, родители имеют право обратиться с письменной жалобой в орган управления образования или обжаловать бездействие директора школы в государственную инспекцию по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

Обратите внимание! Что не каждое действие педагога может быть обжаловано и поданная жалоба еще не гарантирует, что оценка будет исправлена.

В соответствии со статьей 47 Закона «Об образовании» педагог обладает академическими правами и свободами такими как:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Указанные академические права и свободы должны осуществляться с соблюдением прав других участников образовательных отношений, требований законодательства и норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах школы.

На что опираться при решении вопроса об обоснованности выставления той или иной оценки?

Если вы планируете обжаловать оценку, которую считаете необоснованной – прежде всего, ознакомьтесь с локальными актами школы, которые определяют требования к выставлению оценок (называться оно может по-разному: «положение о системе оценивания» или «Положение о порядке, формах и периодичности текущего контроля успеваемости»).

Законодательство не регулирует вопросы, связанные с оцениванием обучающегося, оставляя условия и порядок введения данной процедуры на усмотрение образовательного учреждения. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ оценивание ученика производится за освоение знаний учебной программы. Однако образовательное учреждение самостоятельно принимает положение о системе оценивания.

Как правило, в положении о системе оценивания знаний учащихся прописываются критерии выставления оценок от двойки до пятерки за письменные и творческие работы и устные ответы. Порядок выставления оценок за контрольные работы, классификация грубых, негрубых оценок и недочетов. Условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке.

Локальные акты могут устанавливать возможность выставления оценок за поведение. Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы.

Если учащийся не согласен с выставлением итоговых оценок за полугодие или за год, в этом случае следует ориентироваться на положение о промежуточной аттестации. В положении, как правило, устанавливаются принципы выставления итоговых оценок на основании годовой, экзаменационной с учетом четвертных и полугодовых оценок. Также может содержаться указание на порядок пересмотра оценок, например:

«В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося».

Администрация школы, педагогический совет или комиссия по урегулированию конфликтов при оценке действий педагога должна руководствоваться локальными актами школы.

Как поступить в случае массового занижения оценок за написание контрольной, проверочной (всему классу, группе учеников)?

Вам следует передать ситуацию на рассмотрение педагогического совета школа. Для этого направляется обращение с описанием ситуации и указанием на конкретных учащихся, в отношении которых данные действия допущены с просьбой передать рассмотрение данного вопроса на рассмотрение педсовета и заседание педсовета провести с заседанием учащихся и их родителей (законных представителей).

Что делать, если Вы не согласны с методикой преподавания педагога в целом

Можно составить в произвольной форме письмо с обязательным описанием конкретных ситуаций и педагогических подходов, с которыми Вы не согласны. А также основания несогласия с этой оценкой и требование о проведении переаттестации. При несогласии с методом преподавания необходимо описать сам метод преподавания и причины, по которым он не способствует удовлетворительному освоению материала учащимися.

В конце заявления-жалобы должна содержаться просьба произвести замену педагога или провести его переаттестацию. Просьба должна быть конкретная и содержать указание на конкретный способ ее удовлетворения (уволить, заменить или переаттестовать).

Направить письмо-несогласие директору школу, управляющему совету школы или в орган управления образованием муниципального образования.

Цитата из закона:

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» школы должны создавать комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса, а родители и учащиеся вправе направлять обращения в такую комиссию в случае возникновения спорных ситуаций.

Статья 45 Закона «Об образовании в РФ»

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Дополнительные вопросы:

Может ли учитель ставить двойки за работы, которые были заданы во время болезни?

Законодательство об образовании не освобождает обучающегося от освоения учебной программы даже в период болезни. Однако, если учащийся объективно не мог выполнить задание к уроку сразу после болезни, то это тоже может послужить основанием для пересмотра оценки.

См. дополнительно ответ на вопрос Кто должен ликвидировать пробелы, если ребенок пропустил много занятий по болезни?

Могут ли поставить двойку за поведение?

Выставление оценок за поведение не предусмотрено законодательством, но может быть предусмотрено на уровне школы. Если на уровне школы не принято никаких локальных актов, которые бы устанавливали возможность выставления оценок за поведения – в этом случае выставление двойки за поведение будет являться незаконным.

Вне зависимости от наличия принятого порядка выставления оценок за поведение, двойка за поведение не может выставляться в качестве оценки по предмету. Подобные действия педагога могут быть обжалованы.

Могут ли поставить двойку за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?

Оценивание поведения учащегося осуществляется на основе правил внутреннего распорядка, которые определяются локальными актами образовательного учреждения. Как правило, данные документы ограничивают сферу своего распространения только на само образовательное учреждение и территорию, закрепленную за ним. Вмешательство во внешкольную жизнь учащегося законодательством не предусмотрено. Контроль за поведением учащегося за пределами образовательного учреждения лежит на родителях и правоохранительных органах в лице комиссии по делам несовершеннолетних. Однако в отдельных случаях поведение учащегося за пределами школы может быть основанием для постановки на внутришкольный учет, «проработке» на совете профилактики и проведения «индивидуально-воспитательной работы», поскольку в задачи школы и педагога входит не только обучение, но и воспитание учащихся.

Что делать, если учитель занижает оценки? Советы + комментарий психолога

Совсем скоро централизованное тестирование. При поступлении в престижное учебное заведение по-прежнему учитывается средний балл аттестата. Но он, к сожалению, зависит не только от ученика и его знаний, но и от учителя. Как не стать заложником конфликта учитель-ученик? Что делать, если учитель ставит плохие оценки?

Конфликт ученик-учитель

Порой в школах, гимназиях, лицеях попадаются преподаватели, которые забывают про свой профессионализм и тактичность, считая вполне нормальным поставить оценку ниже, чем заслуживает ученик. Но если в младших классах это глобально ни на что не влияет, то на старшеклассников наваливаются серьезные проблемы: «тысяча и один» репетитор, горы домашнего задания, дополнительные занятия по выходным.
Ученики испытывают стресс, когда учитель «валит» в очередной раз из-за неправильно сказанного слова или опоздания на минуту – ведь это влияет на оценку. Одна двойка из-за малейшей провинности может ухудшить итоговую успеваемость. Многие просто не знают, как вести себя в ситуации, когда учитель «душит». Кто-то реагирует агрессивно и усугубляет ситуацию, кто-то замалчивает, что тоже плохо.

Что же делать? Для начала, нужно понять:

Учитель придирается только к вам?

Если только к вам, следует рассказать родителям или подойти к классному руководителю и администрации школы. Поверьте, ни завуч, ни директор не заинтересованы, чтобы у вас стояла 5 по физике или 6 по биологии, если ваш средний балл колеблется от 8 до 9.

Конфликт с учителем у всего класса?

Поговорите с одноклассниками и попробуйте вместе решить эту проблему. Порой учителя имеют недопонимания с учениками без повода. Поэтому в такой ситуации может помочь обычный разговор по душам с учителем (если, конечно, он идет с вами на контакт).
Когда учитель относится к вам лояльно, но оценка не та, которую хотелось бы увидеть в аттестате, следует подойти к нему и обсудить этот вопрос. В большинстве случаев педагоги идут навстречу и будут только рады стремлению ученика повысить свой годовой балл. Возможно, вам разрешат сделать проект или доклад.
На оценку влияет не только знание предмета, но и само отношение учителя к ученику. Если вы не ходите на уроки и пытаетесь ставить себя выше других, это может отбить желание педагога идти вам на встречу и «тянуть» ваш выпускной балл.

Вот основные правила, которые нужно соблюдать, чтобы отношения «учитель – ученик» были хорошими:

Не пропускайте уроки без уважительной причины и предупреждайте, когда уходите.

Не язвите и не грубите в спорных ситуациях

Как бы вам не хотелось показать свое «я», учитель остается учителем и именно в этот момент может воспользоваться своими полномочиями и сделать вам хуже.

Делайте домашнее задание и ведите конспект

Бывает, лень потратить на это 30 минут. Но какую пользу это принесет, когда будет решаться оценка за четверть! Учитель увидит хороший конспект и, может, поставит хорошую оценку, закрыв этим плохую.
Будьте доброжелательными, улыбайтесь, никогда не сидите с недовольным лицом. Человеческий фактор играет важную роль в обществе. Простая улыбка при входе в класс может повлиять на то, как к вам отнесутся присутствующие.
Иногда стоит пойти на компромисс, чтобы получить желаемый результат. И тогда в конце года вам не придется ругаться с учителем или родителями из-за оценок. Вы зарекомендуете себя как хорошего и прилежного ученика, которому можно помочь.
Татьяна Савицкая

Читай ещё: Что делать, если учитель придирается?

Психолог: «Чем выше балл аттестата, тем выше тревожность»

Редакция teenage.by попросила психолога Центра, дружественного подросткам, «Доверие» (структурное подразделение 8-й городской детской поликлиники Минска) Светлану Полещук прокомментировать ситуацию с оценками.
– Обращения по поводу несправедливых оценок – не редкость. Но прояснить ситуацию непросто. Во-первых, +/- 1 балл – это всегда субъективное мнение педагога, особенно при устных ответах. 10-бальная система оценки, на мой взгляд, усилила эту субъективность.

Сегодня сами педагоги говорят:

На 10 даже я не знаю.

Бывают ситуации, когда учитель за одинаково выполненное задание успевающему ученику поставит более высокую оценку, чем менее успевающему, исходя из мнения, что, мол, последний списал, к примеру. Это тоже субъективизм. Поэтому на своих консультациях мы всегда стараемся подчеркнуть, что фокусировка внимания должна быть не на отметке, а на приобретаемых знаниях. Другое дело, что это не всегда срабатывает, так как блестящий аттестат – часто не желание ребенка, а честолюбие его родителей.
Недавно у меня была на консультации девочка со средним баллом 9,6. Ее привела мама, обеспокоенная тем, что у дочери начались тики, бессонница. Диагностика показала, что у нее высокий уровень тревожности, и это неудивительно.
В своей практике мы наблюдаем прямую зависимость: чем выше балл аттестата, тем выше школьная тревожность.
Дети боятся разочаровать педагога, семью, потерять рейтинг и имидж отличников. Это высокая психологическая нагрузка, из-за которой и возникают неврологические и соматические нарушения.
Когда я говорила этой девочке, что важны не оценки, а знания, она ответила:

Мои мама и папа были отличниками.

Такой вот наследственный перфекционизм.
Между тем современные исследования показывают, что круглые отличники не имеют однозначных преимуществ перед среднеуспевающими учениками, которые не приносили в жертву школьной успеваемости развитие других своих общих способностей, что сделало их более гибкими и успешными на современном рынке труда.
Тем не менее, если этот вопрос для семьи принципиален, мы советуем сделать два шага.
Сначала самому ученику подойти к педагогу и озвучить, что его волнует успеваемость и итоговый балл. Когда учитель знает о такой заинтересованности, он обычно идет навстречу, предлагает дополнительные задания и пр.
Если это не помогло, то в случае, когда оценка занижается систематически, в дело должны вмешаться родители и поговорить с учителем. Это диалог взрослого со взрослым. Грубить и требовать в данном вопросе неконструктивно. Нужно спокойно разобраться, приводя факты.
Анна Крючкова

Подписывайся на нас в Яндекс.Дзен, ВК, Telegram и будь в курсе всех новостей!

Каждый родитель хоть раз да слышал от ребенка: учитель мне занизил оценку! Бывает, что дети таким образом хотят оправдать наличие отрицательной отметки в дневнике, но иногда преподаватель и правда позволяет себе перейти границу дозволенного: оценивать ребенка не только за его знания.

Бывают ситуации, когда учитель находится под влиянием какой-то негативной ситуации, и он, не в силах совладать с собой, срывается таким образом на учениках. Или же всему причина банальный конфликт между педагогом и учащимся (в том числе и его семьей). Тогда учитель тоже преднамеренно может оценки занижать,

Ученица 7- класса обратилась к родителям с жалобой на свою классную руководительницу: она утверждала, что учительница занижает ей оценки и придирается к ее внешнему виду — делает колкие замечания (слышком худые ноги, мятая рубашка — Прим. Лайфа).

Другой школьник жалуется своей маме на учителя по испанскому языку. Он настаивает на том, что учитель предвзято к нему относится и занижает ему отметки: за контрольные работы педагог не ставил вышел «тройки».

Лайф поговорил с экспертами и узнал, что нужно делать и к кому обращаться за помощью в таких случаях.

Психолог Ольга Троицкая считает, что в первую очередь нужно попробовать выстроить диалог с преподавателем.

— Если сразу пойти к директору, у учителя может возникнуть ощущение, что его не уважают. И тогда уже не получится достигнуть взаимопонимания.

— Родителям обязательно нужно рассказать педагогу, что ребенок переживает: у него складывается впечатление, что полученные оценки не соответствуют его знаниям.

— Беседу нужно постараться вести в мягкой форме, желательно подстроиться под учителя и ни в коем случае не нападать и не проявлять агрессию. Потому что может быть вызвана ответная реакция, и от этого пострадает ребенок. Обязательно постарайтесь донести до преподавателя свою высокую степень заинтересованности, — советует психолог.

Но, если это не сработало и конфликт не решен, то нужно вооружиться знаниями закона и правил для школ, о которых многие родители не слышали.

Путь правовой

Адвокат Павел Астахов утверждает: если родитель уверен, что оценка ребенку поставлена несправедливо и занижена, то он может написать на имя директора заявление о создании комиссии по объективной проверке фактических знаний учащегося (согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ»).

— Если родитель чувствует, что к его ребенку относятся предвзято, то в законе четко говорится о недопустимости дискриминации в сфере образования и приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения (согласно статье 3 закона «Об образовании в РФ»).

В случае конфликта между учеником и преподавателем необходимо обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Она создается из равного числа родителей несовершеннолетних учеников и работников организации, в которой ребенок учится, — пояснил Павел Астахов. — Порядок создания комиссии, организации ее работы и принятия решений ей по урегулированию споров и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом школы (согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ»).

Вообще ученики и их законные представители имеют право направлять в органы управления образовательной организацией (то есть, например, департамент образования, — Прим. Лайфа), обращения о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающих и ущемляющих их права, — рассказывает адвокат. — Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению с привлечением как обучающихся, так и родителей.

Конечно, можно написать обращение и в окружное управление образования, и в Рособрнадзор, и в Прокуратуру, но это займет значительно больше времени, — отметил Астахов.

Путь через школу

В свою очередь заместитель директора школы №548 и разработчик положения системы оценивания Андрей Иванов добавил, что существуют еще несколько путей решения проблемы (они зафиксированы в локальном акте школы).

— Первая процедура — привлечение внешних экспертов, которые по аналогичным темам проводят аттестацию ребенка и устанавливают соответствие и не соответствие результатов.

Вторая процедура — это обсуждение в Управляющем совете школы (он должен быть в каждом образовательном учреждении. В него входят родители учащихся, учителя, — Прим. Лайфа) соответствия критериев и используемых форм оценивания. Возможно учитель не занижает, а просто действующие критерии дают такой результат по каким-то иным причинам, — объясняет Иванов.

Третий путь — если у ребенка были в какой-то момент одни результаты, а потом они изменились (и это произошло из-за личных отношений учителя), то сей факт будет замечен в системе отчетности.

Также заместитель директора пояснил, что, если локальный акт учебного учреждения не содержит таких процедур, то нужно также обратиться в Управляющий совет или к руководителю (директору или его заместителю, — Прим. Лайфа) школы с просьбой внести такие процедуры в устав для разрешения проблемы.

Путь гуманный

Директор Института развития образования Департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина добавила, что в Управляющий совет школы также входят представители муниципальных госорганов, а потому для начала можно просто, собрав его, вопрос о занижении оценки обсудить.

— Можно обратиться к педагогу от имени управляющего совета. Хорошо если у родителей есть возможность подтвердить факт того, что ребенок заслуживает оценку выше полученной — сертификаты или грамоты (дополнительное образование, участие в олимпиадах — Прим. Лайфа), — заметила эксперт.- Еще можно поговорить с заместителем директора по учебной работе. Зачастую руководство школы заинтересовано в хороших оценках детей — никому не хочется иметь заниженную успеваемость. Директор же или департамент образования — это последняя инстанция, к которой стоит обращаться, — полагает Абанкина.

По ее словам, если и эти действия не сработали, то у родителей есть право перевода школьника в другой класс.

— Но бывает, что такой возможности нет — в этом случае у ребенка всегда есть право перехода на индивидуальный учебный план, — утверждает Абанкина. — Директор не в праве отказать в домашнем обучении, и получается, что учащемуся нужно будет сдавать только итоговую аттестацию по дисциплине. При этом (если принципиально) экзамены можно сдать у другого преподавателя или даже в другой школе.

Однако эксперт предупредила, что ни в коем случае не стоит детей целиком переводить на домашнее обучение: семья не справиться с глубокой и сложной многопредметной программой на ступени старшей школы.

Андрей Фурсенко: учителей должны оценивать ученики

Весной некоторые российские школы станут миллионерами. Конкурсные комиссии выберут три тысячи лучших учебных заведений, и каждое из них получит миллион рублей. Кроме того, заработает новая система аттестации учителей. Оценивать успешность их работы будут как коллеги-педагоги, так и родители учеников. А самые квалифицированные учителя (их будет 10 000) получат специальные стипендии в размере 100 000 рублей. По 60 000 получат наиболее способные ученики. Каким школам и школьникам повезет? И для чего им дадут деньги? Зачем нужен новый метод аттестации, и кто от него выиграет? Кто первым пожнет плоды реализации национального проекта «Образование»? Об этом «Вести. Подробности» спросили у министра образования и науки Андрея Фурсенко.
— Андрей Александрович, скажите, какой с вашей точки зрения должна быть лучшая школа?
— Есть целый набор критериев. Этот набор критериев выбирался не мной и даже не моими коллегами в течении более чем двухмесячного обсуждения с представителями общественности, с представителями школ. В обсуждении приняли участие более 100 000 человек.
— И что это за критерии?
— Критерии — это школы, в которых, во-первых, в образовательном процессе участвует общественность, участвуют родители, участвуют представители общественных институтов, это школы, которые занимаются активно воспитательной работой. Это школы, в которых всерьез озабочены новыми технологиями образования, школы, в которых озабочены здоровьем детей, физическим воспитанием детей. Это школы, в которых ученики успешно учатся, побеждают в олимпиадах, побеждают в каких-то соревнованиях. Вот целый набор критериев, который предложен для того, чтобы каждая школа дала свою программу развития. И по этой программе, по тем результатам, которые уже достигнуты, представительная комиссия, в которую войдут и люди из образования, и люди из общественных институтов, и люди, может быть, из вузов этого региона, определит, какие школы являются лучшими.
— То есть деньги будут выдаваться на определенные цели?
— Да. Под программы развития школ.
— И их расходование также будет контролироваться?
— Конечно. Причем это будет контролироваться не только специальными контрольно-ревизионными службами. Мы постараемся сделать этот процесс максимально гласным. И процесс выработки критериев, как я уже сказал, был гласным, и процесс по этим критериям отбора победителей будет гласным. То есть вся информация будет помещаться в свободном доступе в Интернете. И процесс реализации этих программ — траты денег, результаты, которые за эти деньги получены, тоже будет гласным. Мы считаем, что этот процесс приведет к очень важным вещам, а не просто к тому, что кто-то получит дополнительные деньги. Этот процесс должен привести к существенным системным изменениям, к изменениям подхода к тому, что такое хорошая школа.
— А не получится ли так, что от этого процесса, в основном, выиграют школы, которые расположены в центре, потому что в столице и в крупных областных центрах, понятное дело, школы лучше?
— Точно не получится, потому что мы сейчас определили квоты по регионам. Эти квоты выделены пропорционально количеству учеников. При этом для сельских школ квоты увеличены вдвое.
— И еще вот одна тема. Москва перешла на подушевое финансирование школ, то есть чем больше учеников, тем большее школа получает финансирование. Эта мера будет распространена на другие регионы?
— Она будет распространена, но я сразу хочу оговориться: речь ведь не идет о том, что норматив подушевого финансирования — один для всей России. Речь идет о том, что две школы, которые находятся в равных условиях, в равных географических условиях, в равных условиях по численности поселков, населения, должны получать финансирование в зависимости от количества школьников в них. А что касается этого норматива населенного пункта к населенному пункту, от региона к региону, то эти нормативы будут меняться. Скажем, в селе эти нормативы будут существенно выше.
— А не получится так, что в сельской школе, понятное дело, мало учеников, соответственно, финансирования не будет, школа закроется, и ребенку придется ездить учиться в райцентр?
— Нет. Более того, думаю, что в ряде случаев к малокомплектным сельским школам эти нормативы, особенно на первом этапе, будут вообще неприменимы. У нас в России сегодня — 5 500 школ, в которых меньше чем по 10 учеников. Какие нормативы? Закрывать мы эти школы сегодня не можем, потому что закрытие этой школы может автоматически повлечь за собой умирание села, в котором они находятся. Другое дело, что мы должны максимально активно развивать, например, такую программу, как школьный автобус, когда несколько близлежащих сел развивают одну школу, и детей в эту школу свозят. Но опять же это не должно быть насильственным действием. Это должно быть согласованным решением сельских сходов, согласованным решением и родителей, и детей. Главное, что мы должны делать, это решать эти вопросы, исходя исключительно из педагогической целесообразности дать детям лучшее воспитание, лучшее обучение.
— Если даже брать Москву, не пострадают ли так называемые авторские школы, где каждому ученику индивидуальный подход, и классы небольшие. Или элитные школы, где также учеников заведомо немного, а уровень образования выше?
— Вы знаете, вообще решение конкретных вопросов по школам — это все-таки, в первую очередь, ответственность регионов. Мы даем соответствующую методическую основу, но решение принимают региональные власти. Думаю, что не пострадают, потому что каждый регион заинтересован в том, чтобы были у него такие школы, авторские школы, школы лидеры, и право региона устанавливать соответствующие коэффициенты норматива, которые позволят этим школам, несмотря на меньшее количество учеников, получать достаточное финансирование, никто не отнимает.
— Теперь — аттестация учителей. Как конкретно принцип аттестации будет изменен?
— Опять же есть критерии по отбору лучших учителей. Эти критерии тоже связаны с тем, какие успехи у учеников, какие успехи у выпускников школ. Мы считаем, что крайне важно привлекать к оценке качества преподавания бывших учеников этих учителей.
— Даже учеников?
— Выпускников школ. Считаю, что это справедливо и правильно.
— Педагогично ли это?
— А почему это непедагогично? Ведь у нас все выпускники дают оценки все равно своим учителям. Мы боимся этих оценок, но учитель должен понимать, что его качество труда определяется тем, насколько успешны в жизни его выпускники. Люди же оценивают не по тому, жесткий был учитель или добрый, а по тому, насколько он сумел научить. Речь идет не о том, чтобы оценивал человек, которого только что наказали, выгнали из класса. Речь идет о том, чтобы после прохождения определенного времени дать возможность человеку оценить — получил он в этой школе что-то для себя в жизни или не получил. Я думаю, что это справедливо.
— А что педагогу дает эта аттестация?
— Во-первых, выделение лучших учителей дает этим учителям премию. Это не маленькая премия для учителя. Аттестация сегодня — необходимый элемент роста квалификации, но и рост оплаты труда учителя.
— А насколько значительно она вырастет, если он перейдет в следующую категорию?
— Во-первых, сегодня от категории к категории это может существенно меняться. Это технический вопрос, но нам принципиально важно все-таки изменить всю систему оплаты учителей, потому что сегодня мы все-таки привязаны к единой тарифной сетке, а мы должны от нее уйти. И тогда разница в оплате труда в зависимости от квалификации может быть существенной, чуть ли не в разы. И в перспективе, наверное, это возможно.
— Среди планов Минобразования — подключение всех российских школ к Интернету к концу 2007 года. Успеете?
— Это наше совместное с Министерством информации и связи предложение. И абсолютно ясно, что реализация этого проекта – это, в первую очередь, будет на наших коллегах из Министерства. Они считают, что технически это возможно, а мы считаем, что это крайне важно не только с точки зрения нового образовательного качества, но и с точки зрения информирования всех школ о тех новациях, которые происходят в системе образования.
— Спасибо, Андрей Александрович. Мы желаем вам успехов в ваших начинаниях. О реформе в системе российского образования мы говорили с министром образования и науки России Андреем Фурсенко. Это были «Вести. Подробности».

Объяснити плиз)

1) Учитель (не)дооценил способности ученика
2) Этот фильм (не)интереснее вчерашнего
3)Это был далеко (не) легкий выбор
4) Овгра в лесу был (не) глубокий , но обрывистый
5) Это совсем (не) интересный фильм
6) Он посмотрел (не) доумевающий взглядом
7) Нас поливал ни на минуты (не) прекращающийся дождь
8) (Не) сдержавшись, она заплакала
9) Это был (не) кто в чёрном; (не) у кого взять книгу
10) сегодня не здоровится, не заменимый сотрудник
11) гулять не взирая на дождь
12) не досмотреть фильм до конца
13) рукопись не отредактирована
14) не зная урока

расному. (2) Кутузов шел от Медыни к Быкову, от Быкова к Ельне, от Ельни к Красному. (3) Прибывая в каждый новый пункт, Наполеон узнавал, что Кутузов нависает над его левым флангом и угрожает отрезать ему путь. (4) Это заставляло его двигаться еще быстрее. (5) Французская армия катилась, как мячик, пущенный по склону горы. (6) Но как ни спешил Наполеон, ему не удавалось вырваться из движущейся кутузовской «подковы», которая сжимала противника стальными тисками, отрезая его начисто от продовольствия и истребляя его армию по частям. (7) Платов и Милорадович брали столько пленных, что их приходилось сдавать крестьянам для доставки в тыл. (8) На пути от Москвы до Смоленска была разгромлена почти половина оставшейся у Наполеона армии. (9) Если бы не непрерывные удары, которые наносились Кутузовым не только по флангам, но и по головным частям французских колонн, десятки тысяч солдат и офицеров Наполеона успели бы дойти до границы в относительном порядке и, может быть, оказали сопротивление в Польше и Германии. (10) Но этого не произошло. (11) По указаниям Кутузова били неприятеля не только регулярные части; били его Давыдов, Сеславин, Фигнер, Ожаровский, казаки, легкая кавалерия. (12) Били его крестьянские отряды народных, «неармейских» партизан. (13) Армия завоевателя Европы таяла под могучими ударами русского оружия… 1 О каком моменте Отечественной войны идет речь в отрывке? 2 Из предл. 4 выпишите слово, в котором количество звуков меньше количества букв. 3 Из предл. 13 выпишите слово, которое употреблено в переносном значении. 4 Укажите, от какого слова и каким способом образовано слово доставка (предл. 7). 5 Из предл. 7–9 выпишите все предлоги. Повторяющиеся предлоги не указывайте. 6 Из предл. 3–6 выпишите страдательное причастие. 7 Какой частью речи является слово начисто (предл. 6)? 8 Укажите, сколько словосочетаний с типом связи согласование в предл. 3 9 Сколько грамматических основ в предл. 6? 10 Укажите тип сказуемого заставляло двигаться (предл. 4). 11 Укажите вид односоставного предл. 10 12 Среди предл. 7–9 найдите такое, в котором есть вводная конструкция. Напишите его номер. 13 Укажите тип придаточной части в предл. 3 14 Укажите верную характеристику предл. 7: а) СПП с придаточным изъяснительным; б) СПП с придаточным местоименно-определительным; в) СПП с придаточным меры и степени; г) СПП с придаточным присоединительным. 15 Укажите правильное объяснение слитного написания частицы не в слове неприятеля (предл. 11): а) слово с не приобретает противоположное значение; б) в предл. имеется противопоставление; в) слово без не не употребляется. 16 В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах. Прибывая в каждый новый пункт, (1) Наполеон узнавал, (2) что Кутузов нависает над его левым флангом и угрожает отрезать ему путь. Это заставляло его двигаться еще быстрее. Французская армия катилась, (3) как мячик, (4) пущенный по склону горы. Но как ни спешил Наполеон, (5) ему не удавалось вырваться из движущейся кутузовской «подковы», (6) которая сжимала противника стальными тисками, (7) отрезая его начисто от продовольствия и истребляя его армию по частям. 17 Замените в предл. 9 придаточную часть причастным оборотом. Запишите получившееся предложение. 18 Найдите в тексте все бессоюзные сложные предложения. Напишите их номера. 19 Начертите схему предложения 6 20 Как называется троп (армия катилась, как мячик), использованный автором в предл. 5: а) метафора; б) литота; в) сравнение; г) олицетворение?