Помощник депутата

Зарплаты депутатов — слуг народа

Говоря о политике и системе государственного управления, сразу возникает образ человека, который олицетворяет власть и является ее творцом — к депутату. Размер зарплат депутатов интересует многих жителей нашей страны, ведь уровень их доходов существенно отличается от среднестатистического.

1 Кто такие депутаты

2 Зарплата депутата состоит из:

3 Основные привилегии депутатов

4 Минусы работы депутата

5 Кто может стать депутатом

6 Сколько зарабатывают народные депутаты в Государственной думе и Совете Федерации

7 Сколько зарабатывает помощник депутата

8 Какая зарплата у депутатов местного самоуправления

9 Зарплата депутата в Москве и Московской области

9.1 Таблица 2. Зарплаты Новосибирских депутатов

9.2 Таблица 3. Зарплата депутатов горсоветов и поссоветов в различных областях и краях

10 Зарплата депутатов в странах ближнего и дальнего зарубежья

10.1 Таблица 4. Зарплаты депутатов в различных странах

Кто такие депутаты

Эти люди принимают решения, касающиеся судеб стран и управляющие государствами. Политическая система формировалась многие столетия, и для управления населением избирался специальный представитель. Основным долгом такого человека было бороться за благополучие народа, которым он был избран. Но поскольку государственная система очень сложна, часто депутаты принимают законы, которые вызывают возмущение народа. У простого населения, не участвующего в управлении государством, часто возникает вопрос, сколько зарабатывают депутаты, почему их зарплаты так сильно превышают зарплаты обычных граждан, и какова зарплата депутатов в разных странах.

Зарплата депутата СССР равнялась ноль рублей, ноль копеек. Иначе говоря, зарплату они не получали.

Часто это были обычные люди, продолжающие работать на своих прежних рабочих местах. Единственное, что они получали за свой статус депутата — это льготы и уважение остальных граждан. В следующем видео про то, какая зарплата и пенсия у депутата Государственной Думы РФ в 2020 году:

Сейчас из интернета про российских депутатов можно узнать много — от подробностей личной жизни до того, что они едят на завтрак. Но с информацией о зарплате все обстоит значительно сложнее. Кроме того, очень сильно обычных граждан беспокоит вопрос, неужели работа депутата настолько сложна, что должна так хорошо оплачиваться. Сколько зарабатывают депутаты, и за что именно получают деньги?

Зарплата депутата состоит из:

-Должностного оклада.

-Квалификационного оклада.

-Бонусов, льгот и премий.

-Доплат за сохранение государственной тайны.

-Доплат за решение особо актуальных вопросов.

-Доплаты за стаж работы.

Далее занимательное о том, как депутаты Госдумы попросят Путина сократить их зарплаты:

Основные привилегии депутатов

-Право ездить в транспорте любого вида без билета и без очереди.

-Выплата расходов на заграничные поездки и командировки.

-Обеспечение служебным жильем.

-И Обеспечение жильем в столичном регионе.

-Бесплатная медицинская помощь и страховка.

-Право нанимать помощников (в зависимости от статуса депутата, их количество может варьироваться от двух до пяти человек).

-Отпуск депутатов в среднем 42 дня.

-Отдых на курортах оплачивает государством.

-спользование вип залов для официальных лиц.

-Дипломатический паспорт.

-Огромные надбавки к пенсии.

Минусы работы депутата

-Зависть окружающего населения из-за высокой зарплаты.

-Работа депутата не всегда безопасна.

-Одной из самых проблемных в этом смысле является Республика Дагестан.

-В течение 2017 года 25 дагестанских народных депутатов были привлечены к уголовной ответственности.

-Очень сложно скрывать подробности личной жизни.

-Нужна постоянная работа над имиджем.

-В некоторых странах депутаты не имеют права на собственный бизнес.

-Во всех неприятностях, происходящих в государстве, обычно обвиняют депутата.

Кто может стать депутатом

-Человек без судимостей. Психически здоровый.

-Возрастом не младше 21 года.

-Получивший высшее образование.

-Человек, со связями или родственниками в правительстве.

Сколько зарабатывают народные депутаты в Государственной думе и Совете Федерации

Официальная ставка депутата 81 тыс. руб., но надбавки и премии очень сильно увеличивают эту сумму. При среднемесячной зарплате россиянина 35 тыс. руб., зарплата депутатов Госдумы РФ в 2020 году увеличилась до 400 тыс. руб. В бюджете на каждого депутата выделено 1,5 млн руб. в месяц. Далее в видео про зарплату Путина и депутатов госдумы:

Таким образом, зарплата депутата Госдумы в 2020 году в месяц почти в 20 раз превышает среднюю зарплату по стране

Сколько зарабатывает помощник депутата У каждого депутата Государственной думы может быть по два помощника, которые работают по контракту. Зарплату помощника депутата определяет сам депутат. Оклад обычно составляет 165 тыс. руб. в месяц. Зарплата депутатского корпуса (депутата и его помощников) формируется согласно следующему

размеру основного зарплатного фонда; деньгам, выделенным на транспорт для депутатского корпуса; величине зарплатного фонда народных депутатов в регионах;

деньгам, выделенным на средства связи;

фонду для оплаты заграничных командировок.

Несмотря на то, что каждый год зарплата депутатов растет, в последнее время начали задумываться, как экономить бюджет Российской Федерации. Согласно плану оптимизации зарплаты депутата, были снижены расходы на личный транспорт за счет создания таксопарка для депутатов.

Предлагаем к просмотру видео: «Как стать помощником депутата?»

Какая зарплата у депутатов местного самоуправления

Муниципальные депутаты есть в каждом муниципальном образовании (несколько населенных пунктов с общей территорией). Из таких депутатов формируется городская дума.

Работающие в муниципалитетах депутаты контролируют конкретные населенные пункты, их имущество и его содержание, следят за правильным распределением средств районного бюджета, размер которого варьируется в зависимости от количества населения в регионе.

Каждый регион выдвигает в депутаты определенное количество народных избранников — от 10 до 20. Их полномочия длятся 4 года. Но зарплату получает только председатель депутатского корпуса.

Средняя зарплата депутата местного самоуправления обычно составляет от 50 до 70 тыс. руб. в месяц. Льготы и бонусы, при этом не должны быть больше 60% от суммы зарплаты.

Основными функциями регионального депутата являются:

-Ежемесячные встречи с избирателями, для того, чтобы они могли выразить свои желания, предложения и спорные вопросы.

-Решение вопросов благоустройства жителей. Например, строить ли детскую или спортивную площадку, как организовать и улучшить времяпровождение детей в регионе, сколько кружков и секций работает в его округе.

-Решают проблемы с жилищными и коммунальными условиями граждан.

Взятки среди депутатов не особо актуальная тема, хотя возможности у них, как, например, у таможенников или судей, есть всегда. Например, им могут дать взятку за выигрыш в тендере на какое-либо строительство в городе.

Зарплата депутата в Москве и Московской области

Различие в зарплате московских депутатов и депутатов в провинции существенно отличается. Зарплата регионального депутата зависит от количества населения и индустриального развития.

Самые высокие зарплаты получают в Мосгордуме и Мособлдуме. Базовая зарплата депутата Мосгордумы составляет 138 тыс. руб. Заместитель спикера получает около 230 тыс. руб. в месяц. Из работающих здесь 45-ти депутатов, зарплату получают только 18. Остальные имеют только привилегии.

В Мособлдуме начальная ставка 180 тыс. руб., к этому добавляется премии один раз в квартал. Месячный доход депутатов может составлять почти 600 тыс. руб.

Депутаты местного самоуправления сельских поселений вокруг Москвы могут не иметь полной ставки и не имеют права вести собственный бизнес или иметь какие-либо дополнительные источники доходов. Но таких депутатов очень мало и их зарплата около 50 тыс. руб.

Далее в видео про снижение зарплат московских депутатов:

Зарплаты в остальных регионах России достаточно сильно отличаются.

Это зависит от зажиточности региона и количества населения. В Саратовской областной думе оклад председателя — 134 тыс. руб. В думе Нижнего Новгорода оклад депутатов составляет около 25 тыс. руб., председателя — 56 тыс. руб. В Тюменской думе оклад депутата — 63 тыс. руб., в Екатеринбурге — 27 тыс.

В Законодательном собрании Екатеринбурга обычный депутат получает больше 100 тыс. в месяц и премию каждый квартал (в размере от одного до пяти окладов). На каждого екатеринбургского депутата ежегодно выделяют около 200 тыс. руб.

В краевом Заксобрании Красноярского края оклад депутатов около 100 тыс. руб. Депутат Заксобрания Приморского края получает 140 тыс., в Краснодарском крае — 100 тыс. Согласно положению, о заработной плате Сов. депутатов города Новосибирска, зарплаты следующие

Зарплата депутатов в странах ближнего и дальнего зарубежья

Государством, в котором депутату платят больше всего, является Австралия. Зарплата депутата здесь больше средней зарплаты в стране почти в пять раз. Далее идут депутаты Нигерии, зарплата которых больше, чем в сто раз больше средней зарплаты обычных граждан.

Третье место по заработку занимают депутаты Италии. Депутаты СНГ зарабатывают значительно меньше зарубежных коллег, хотя их зарплаты существенно превышают зарплаты рядовых граждан.

Зарплата депутата Госдумы в России значительно выше, чем зарплата депутата на Украине. Так, зарплата депутата Верховной рады на Украине следующая:

-вице-спикера — 11 МРОТ (более 18 тыс. гривен);

-руководители фракций — 10,5 МРОТ (более 17 тыс. гривен).

Зарплата депутатов в 2020 году в Беларуси около 1700 белорусских рублей, при минимальной зарплате населения — 265 рублей.

Зарплата депутата бундестага, согласно решению немецкого парламента, принятому в 2017 году, должна повышаться соответственно росту немецкой экономики. На 1 июля 2018 года зарплата депутата в ФРГ составляла 9542 евро. Таким образом, зарплата депутатов в Германии по отношению к средней зарплате населения идет 2 к 1. В целом депутаты в Германии за год зарабатывают около 160 евро в месяц. Кроме того, они получают компенсацию расходов на сумму 14 тыс. евро.

Больше всего в Европейском союзе получают итальянские депутаты — 184 тыс. дол. в год. Австрийские депутаты делают политику за 180 тыс. дол. ежегодно. Меньше всего зарплата испанцев — 44 тыс. дол. в год (Таблица 4).

Таблица 4. Зарплаты депутатов в различных странах

Профессия помощник депутата: чем занимается и как им стать

Вокруг вакансии «помощник депутата» много слухов и мало конкретики. Кто-то считает эту должность серьезной и влиятельной, что-то вроде заместителя или исполняющего обязанности. Очень мало кто считает помощников депутатов не более, чем обычными государственными служащими. И практически никто точно не знает, чем на самом деле занимаются эти люди и какие обязанности выполняют. … Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • Кто может стать помощником депутата?
  • Необходимые знания и квалификация
  • Основные занятия, регламент и задачи
  • Основные функции
  • Основные права помощника депутата
  • Сколько помощников у депутатов?

Кто может стать помощником депутата?

Если речь идет о Государственной думе, то здесь к соискателям на данную должность предъявляются достаточно строгие требования. Следует отметить, что изучение юридических аспектов может занять много времени и в них достаточно просто с непривычки запутаться, поскольку на данный момент права и должностные обязанности, а также требования к помощникам депутатов различного уровня регулируется огромным количеством документов и актов.

Обязательное требование — гражданство Российской Федерации, поскольку депутаты представляют интересы всех людей страны.

На данный момент есть два основных федеральных закона, в которых можно встретить определенные инструкции касательно деятельности помощников:

  1. Первый документ содержит положения относительно государственной гражданской службы. Поскольку в реестре федеральной службы статус помощника значится одной из должностных категорий, гражданская служба имеет непосредственное отношение к данной должности.
  2. Второй документ регулирует статусы депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации. Несмотря на то, что данный документ не создан специально для регулирования и организации деятельности людей на должности помощников, разъяснение некоторых аспектов этой работы присутствует.

Это интересно: кем можно работать в 14 лет, где работают подростки?

Необходимые знания и квалификация

Гораздо важнее другие условия, в том числе квалификационная подготовка человека. Если соискатель отвечает списку основных требований, имеет необходимый опыт работы и стаж государственной службы, есть все шансы получить эту должность.

Так как должность относится к государственным, то ко всем соискателям предъявляются соответствующие требования:

  1. Обязательно наличие законченного высшего образования.
  2. Точное направление образования не имеет решающего значения, поскольку здесь многое зависит от персональных предпочтений конкретного депутата. Чаще всего называется экономическое и юридическое, а также техническое образование. Некоторые депутаты говорят, что лучше будет несколько дипломов.
  3. Наличие всех необходимых практических навыков, которые позволят справляться на работе с поставленными задачами. Опять же, здесь все не так просто, поскольку у каждого депутата точный список заданий и требований гарантированно будет отличаться.
  4. Очень важно наличие стажа работы. В том случае, если это стаж работы по специальности, в трудовой книжке должны быть записи минимум о 4 годах. Для гражданской службы достаточно двух лет стажа, чтобы кандидатура могла рассматриваться.

Если резюме соискателя, опыт и профессиональные навыки подходят под первоначальные требования, проводится собеседование. В целом, такое собеседование ничем принципиально не отличается от остальных: рассматривается будущая зарплата помощника депутата, обязанности и занятия. Иногда собеседований несколько: сначала профессиональные навыки и соответствие желаемой должности проверяют другие помощники или заместители, а затем происходит собеседование с самим депутатом.

Основные занятия, регламент и задачи

Если говорить конкретно о Государственной думе, то здесь все обязанности помощника депутата достаточно строго регулируются, а все служебные действия фиксируются в соответствующих документах.

Еще одним необходимым документом является должностной регламент — его наличие предусмотрено правилами служебной деятельности. Помимо самих депутатов Госдумы, в создании этого документа принимает участие аппарат нижней палаты парламента в лице руководителя. Помимо должностного регламента, для регулирования задач помощников существует так называемая должностная инструкция.

С одной стороны, такое количество регламентирующих документов должно бюрократическим образом останавливать любую работу. В реальности так не происходит, поскольку список конкретных задач для своего помощника каждый народный избранник определяет самостоятельно. Естественно, реальные рабочие задачи редко когда совпадают с инструкциями и регламентами.

Все основные задачи помощника депутата Государственной думы также определяет закон. Список задач может показаться небольшим, поскольку включает в себя лишь несколько пунктов. Но это впечатление обманчиво, так как каждый пункт в списке включает в себя широкое направление рабочей деятельности.

Все задачи можно объединить в несколько основных функций:

  • Все виды помощи, связанные с обработкой информации: аналитическая, справочная, информационная.
  • Организационная помощь. К примеру, подготовка и организация встречи депутата с избирателями, либо проведение встреч с посетителями.
  • Помощь в выполнении делопроизводственных функций. Сюда входит работа с бумагами, подготовка, прием и отправка документов, а также множество других задач в этой сфере.
  • Список рабочих обязанностей может быть расширен любыми другими договоренностями и задачами, озвученными и прописанными в договоре или контакте при приеме на работу.

Перед тем как устроиться помощником депутата, нужно понимать следующее: эта должность подразумевает наличие неограниченного перечня обязанностей, возникающих по мере необходимости. Работа также требует постоянного общения с огромным количеством людей, документов и организационных процессов.

Основные права помощника депутата

На данный момент законом предусмотрено не слишком много дополнительных прав для помощников депутатов. Все права, которые можно получить на этой вакансии, умещаются в несколько строчек. Более того, некоторые из этих прав могут быть реализованы только в случае поручения депутата.

Основные пункты следующие:

  • Возможность принимать корреспонденцию, предназначающуюся депутату.
  • Возможность бесплатно перемещаться на поездах и автобусах в пределах нормативно определенной территории.
  • Использовать некоторые типы общественные помещений для организации приема и встреч высокопоставленных гостей, чиновников и прочих лиц. В этот список также входят помещения зданий вокзалов и аэропортов.
  • Возможность входить в любые учреждения, в том числе относящиеся к государственным органам. Более того, в ряде ситуаций в случае необходимости есть возможность использовать технику, принадлежащую этим органам.

В реальности круг полномочий конкретного помощника в большинстве своем определяется интересами и полномочиями депутата, которому предстоит помогать в делах. Опять же, становиться помощником можно и на общественных началах — реальное количество человек, которые может набрать себе в помощь депутат, достаточно велико. Однако далеко не везде будет одинаковая зарплата, да и не все вакансии подразумевают интересную и разнообразную работу.

Сколько помощников у депутатов?

В Государственной думе каждый депутат может иметь до пяти личных помощников. Все они могут работать как по контракту, так и по трудовому договору. Однако работа даже на этой должности не подразумевает работу в думе, поскольку туда допускаются только двое помощников. На этой должности обязательно порадуют и условия работы, и зарплата, но стать одним из них сразу, естественно, не получится.

Все остальные помощники, даже если они будут работать по контракту, законодательно имеют статус гражданских государственных служащих. Эта деятельность может быть как основной работой для помощника, так и занятием по совместительству с другой деятельностью. Помимо этого, каждый депутат может иметь несколько десятков помощников на общественных началах — в эту категорию попасть легче всего и многие начинают свой путь именно отсюда.

Как стать помощником депутата

От слов «помощник депутата» веет властью, статусом, успехом… Многие о такой работе только мечтают, многие её боятся, а некоторые – просто целенаправленно действуют. Как? Об этом постараемся рассказать в нашем сегодняшнем материале.

Не слишком горькая правда

Начнём с того, что стать помощником депутата гораздо проще, нежели стать самим депутатом. Хотя бы потому, что вакантных мест помощников депутата в десятки раз больше, чем самих депутатских мандатов. И речь идёт не только о креслах в Государственной Думе.

В зависимости от уровня и положения депутата, а также уровня органа, в котором депутат исполняет свои полномочия, зависит количество допускаемых его помощников. Так, депутаты Государственной Думы могут иметь до пяти личных помощников, работающих по служебному контракту или трудовому договору. Но число помощников, работающих непосредственно в Государственной Думе, не может превышать два человека. Остальные помощники депутатов ГД, работающие по служебному контракту, имеют статус федеральных государственных гражданских служащих. Работающие помощниками депутатов по трудовому договору, могут работать как на постоянной основе, так и по совместительству с иной трудовой деятельностью. В целом же, депутат ГД вправе иметь до 30-ти помощников, работающих на общественных началах.

Путём нехитрых математических вычислений, учитывая количество депутатов ГД (450), число членов Совета Федерации (176) и допустимое количество их помощников, можно прийти к выводу, что депутаты ГД РФ и члены Совета Федерации потенциально могут иметь около 20 тыс. помощников! Разумеется, свято место пусто не бывает, но шанс пробиться из грязи в князи всё-таки есть. А ведь ещё есть и колоссальное количество депутатов других уровней. Например, только на Московскую область приходиться около 4000 депутатов. И у каждого как минимум – 1-2 помощника. Количество же всех депутатов РФ всех уровней сосчитать крайне трудно.

Что нужно знать?

По букве закона помощником депутата может являться гражданин Российской Федерации возрастом старше 18-ти лет, оказывающий действующему депутату помощь в осуществлении его депутатских полномочий и выполняющий возложенные на него поручения. Но это не значит, что помощник депутата может выполнять всю работу депутата. Полномочия депутата, касающиеся законодательной деятельности, распространяются только лично на депутата.

Профессиональная служебная деятельность помощника депутата Государственной Думы или Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с должностным регламентом, согласованным с самим депутатом и утвержденным Руководителем Аппарата депутатского Собрания. При этом руководит деятельностью своих помощников непосредственно депутат, он же вправе самостоятельно подбирать себе помощников. А вот предлагать (рекомендовать) кандидатуры помощников депутатов может и сама партия, если её регламент это позволяет. Так что, состоя в рядах политической партии и отличаясь определённой активностью, можно рассчитывать и на службу у народного избранника от той самой партии.

Вновь испечённому помощнику депутата предоставляется выбор: работать на постоянной основе в качестве основной работы, или же работать по совместительству. Но и в первом, и во втором случае помощнику депутата полагается специальное удостоверение, в котором будет указано место работы (Государственная Дума, Совет Федерации, избирательный округ, другой законодательный орган местного самоуправления ). Однако, в удостоверении помощника депутата не допускается запись о месте его работы, если тот работает по трудовому договору или на общественных началах.

Права и обязанности помощника депутата

Принимая решение стать помощником депутата важно помнить, что это не просто статус и великолепный старт для политической карьеры, но и прежде всего – государственная должность. И кроме множества привилегий, помощник депутата имеет и целый ряд обязанностей, среди которых такие:

  • выполнение поручений депутата, связанных с его депутатской и политической деятельностью;
  • по поручению депутата взаимодействие с избирателями, государственными, федеральными и муниципальными органами, коммерческими и некоммерческими организациями;
  • организация записи на прием к депутату;
  • предварительный прием избирателей и прочих лиц, имеющих дела и вопросы к депутату;
  • организация встреч депутата с избирателями;
  • оказание депутату консультативной, организационно – технической и юридической помощи при осуществлении депутатских полномочий;
  • подготовка информационных и справочных материалов, необходимых депутату для осуществления его деятельности;
  • подготовка проектов ответов на обращения и заявления граждан;
  • подготовка проектов депутатских предложений, обращений, заявлений, законопроектов и прочих документов, относящихся к другим должностным государственным деятелям, а также к руководителям коммерческих и некоммерческих организаций.

Ещё один немаловажный пункт обязанностей помощника депутата – соблюдение установленного порядка работы со служебной и государственной информацией. Другим словами – умение хранить язык за зубами. И стоит сказать, что народные избранники высоко ценят именно это качество в своих подчиненных.

Прав у помощника депутата куда меньше, чем обязанностей, но тем нем не менее они есть и могут приносить реальную пользу. В том числе такие права обеспечивают помощникам и гарантии своей служебной деятельности. В права помощника депутата входит:

  • бесплатный проезд в автобусах и поездах междугородных сообщений по территории, определённой законом депутату для осуществления его деятельности;
  • безотлагательный приём у руководителей государственных органов;
  • беспрепятственное прохождение в здания органов государственной власти, местного самоуправления и различных организаций по поручению депутата;
  • присутствие на заседаниях государственных органов, в том числе на депутатских сессиях;
  • получение адресованной депутату корреспонденции;
  • беспрепятственное совершение командировок по территории РФ по поручения депутата.

Кстати, использование бордовых корочек помощников депутатов тоже должно быть рассудительным. Практика показывает, что предвзятое отношение помощником к своему статусу и несанкционированные действия с использованием служебного удостоверения могут быть чреваты последствиями не только для самого помощника, но и для народного избранника, и даже для фракции. Как известно: против лома нет приёма, кроме от другого лома…

К гарантиям работы помощников депутатов можно отнести обязательное и незамедлительное информирование народного депутата, в случае, если его помощника арестовывают или привлекают к уголовной/административной ответственности (но это не гарантирует, что помощника автоматически оправдают).

Профессиональные навыки и личные качества помощника депутата

Обычно, если депутат не простой «кнопкодав», а прагматичный государственный деятель, или более того – лоббист, то количество его помощников достигает рекордные 30-40 человек. И у каждого из многочисленных штатных помощников депутата имеются свои чёткие функции, обязанности. Один – доверенное лицо, второй – приближённое лицо/советник, третий – пресс-секретарь, четвёртый – секретарь-референт, пятый – юрист, шестой – ведёт работу на избирательных округах, и так далее. Вплоть до таких помощников, которые сами пишут законопроекты и продвигают их в Аппаратах ГД и органах местного самоуправления. Самых близких своих помощников депутаты ещё называют особистами. Этим лицам народные избранники доверяют выполнение самых ответственных заданий, в том числе проведение важных встреч. Как правило, особисты находятся на службе у народных депутатов многие годы и такие рабочие места просто так не раздаются.

Качества и навыки, которыми должен обладать помощник депутата, могут быть различными. Кроме «банальных» ответственность, пунктуальность, исполнительность и т.д., чаще всего от помощников потребуются и такие навыки, как:

  • дипломатичность, прагматичность;
  • навыки секретарь-референтной работы;
  • организационные навыки;
  • предусмотрительность;
  • умение рационально распределять рабочее время и максимально экономить время шефа;
  • стрессоустойчивость, определенное знание психологии (не редко у депутатов может быть плохое настроение, которые они не прочь отразить и на своих подчинённых);
  • презентабельная внешность и умение подать себя, расположить к себе;
  • эрудированность и компетентность в конкретных вопросах.

Навыки и профессиональные качества, необходимые для осуществления функций помощника депутата, регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе».

Сколько зарабатывает помощник депутата?

Безусловно, многих волнуют цифры оклада помощника депутата. Вопрос справедливый, но давайте откровенно: если Вы собрались работать помощником депутата и думаете только о материальной составляющей своей деятельности, то вряд ли дальше помощника депутата пойдёте. Не секрет, что в политике нужны амбиции и деловитость, а для многих «политика» начинается именно с места помощника депутата.

Для самых любопытных и не догадливых: условия и порядок оплаты труда помощника депутата определяются и регулируются согласно правилам ст. 40 ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания». Оплата труда помощников депутатов, работающих по трудовому договору, составляет 3/2 оклада председателя постоянного комитета и т.д. и т.п. А если проще, то помощники депутатов и сами депутаты неохотно говорят о конкретных цифрах, хотя закон позволяет депутатам самостоятельно определять размер оклада своим подчинённым. Так, кто-то называет сумму в скромные $1000, кто-то говорит о $2000, а кто-то из помощников откровенничает и заявляет о зарплате в $3000 и даже $4000 в месяц.

В конце концов, депутаты могут быть разных уровней, что существенно отражается и на зарплате его подчинённых. А вообще многие депутаты, являясь людьми не бедными, не редко доплачивают своим помощникам за выполнение работы, не относящейся к регламентированной.

Совет профессионалов

Помощник депутата – это не только лицо, приближённое к прямой государственной службе, а и приближённое к самому депутату. А потому кроме ряда профессиональных качеств, помощник обязательно должен быть и единомышленником. То есть можно быть отличным специалистом, но, просто не сошедшись с депутатом характерами, можно и лишиться должности. А можно быть уволенным и за чрезмерную любопытность. Лишние вопросы не по теме если и можно задавать, то очень деликатно и в подходящее для этого время. Ведь народный избранник – это, прежде всего, человек, а уже потом государственное лицо. Часто депутаты оказываются не с простым характером, не с простыми делами и ещё чаще – с проблемами. В этом случае принцип «не навреди патрону» играет важную роль в работе помощника. Выполнять поручения и не задавать лишних вопросов – золотое правило помощника депутата.

Как нужно действовать?

Разумеется, прямой инструкции «как устроиться на работу к депутату, если Вы не его родственник или знакомый» нет. Но ввиду того, что действующие депутаты в большинстве случаев уже имеют штат своих помощников, целесообразно заводить дружбу с будущими депутатами или с окружением будущих депутатов. Тогда шансы оказаться помощником депутата нового созыва существенно возрастают.

Но имея диплом МГИМО или даже Оксфордского университета, а также политические амбиции, не стоит сразу рассчитывать на статус помощника депутата ГД. Реально, там места только для «избранных»: кум, сват, брат, племянник, крестник и т.д. Но помощники из категории «родственники», как правило, являются самыми приближенными к депутатам персонами, работающими непосредственно в кулуарах Государственной Думы. Если же говорить об армии помощников по трудовому договору или на общественных началах, то вполне можно оказаться в ряду таковых.

Чтобы стать помощником депутата на общественных началах, будет достаточно написать соответствующее письмо с прилагающимся резюме в ГД или другой региональный/муниципальный парламент.

Проще всего работать помощником у «депутата-кнопкодава», но вряд ли такая должность будет сулить перспективы. Такой депутат не пишет законопроекты, голосует по мановению фракции, не посещает собрания комитетов, да и вообще – более сильные депутаты-лоббисты таких своих коллег не воспринимают всерьёз. Технари – одним словом.

А вот на службе у более властных депутатов даже отличного знания законов и регламента будет мало. Таким народным избранникам нужны помощники, которые умеют договариваться всегда и везде.

Кроме поиска места «под солнцем» непосредственно через самих нардепов, стоит обратить внимания на возможность устроиться помощником депутата при помощи уже действующих их помощников. Как уже говорилось, у депутатов, особенно федерального уровня, работы хватит не на один десяток помощников. Другими словами, если у депутата в распоряжении имеется 20-30 помощников, это не значит, что всех их государственный деятель ранее знал лично. Многих рекомендуют уже действующие помощники и советники. Так что если среди Ваших знакомых есть человек, приближенный к депутату – попробуйте обратиться за помощью к нему.

В работе с народными избранниками не нужно рассчитывать только на регламентированные нормы. Зачастую на помощников возлагаются иные неформальные обязанности, не связанные с должностной инструкцией или служебным контрактом. Не редко – личные дела депутата. Выполнять такие поручительства своих начальников или нет – решать самому помощнику. А депутату, в свою очередь, решать – работать Вам у него помощником или нет.

Помощник депутата должен проявлять и непосредственный интерес к жизни общества, стремиться улучшить жизнь граждан за счёт государства. И если молодое поколение сможет выработать такой подход к государственной службе сегодня, то завтра на смену бывшему комсомолу придёт новая команда молодых народных избранников, способных реально благотворно влиять на ситуацию в стране.

Президентский Совет по межнациональным отношениям разработал программу, согласно которой депутатам разных уровней необходимо будет взять себе в помощники по одному молодому человеку возрастом от 18-ти до 30-ти лет (в сельской местности от 15-ти лет). Работа помощников предполагается на общественных началах, а в качестве вознаграждения молодые люди получать опыт и шанс реализовать свои политические амбиции.

Каким бы трудным и тернистым не был путь помощника депутата, рано или поздно тяжёлые будни на службе у народных избранников себя оправдают. Здесь и возможность общения с высокими чинами, и полезные знакомства, и щедрые внештатные материальные поощрения, и статус в обществе… Но главное – перспектива оказаться в числе сильных мира сего. Ведь плох тот солдат, который не мечтает стать генералом!

Какие льготы есть у помощников депутатов – разбирались в ВС

Обладают ли помощники депутатов Госдумы на общественных началах правом на бесплатный проезд в поездах и междугородных автобусах? Или это могут делать только помощники, работающие по трудовому договору? Мнения разошлись, и вопросом решила заняться Коллегия Верховного суда по экономическим спорам.

В Омской области были уверены, что помощники депутатов Госдумы на общественных началах имеют право на бесплатный проезд в поездах дальнего следования. И двое таковых наездили там за год (с октября 2013-го по ноябрь 2014-го) на сумму 37 979 руб. Однако в Аппарате Госдумы РФ возмещать расходы «Федеральной пассажирской компании» (далее – ФПК) отказались.

ФПК отправилась добиваться компенсации в Арбитражный суд Омской области (№ А46-4843/2015), но в трех инстанциях дело проиграла. Закон не предусматривает льготу на перевозку для помощников депутатов на общественных началах, решили суды. Правом бесплатного проезда, по их мнению, обладают только помощники, работающие по трудовому договору.

Спором по жалобе ФПК захотела заняться Коллегия Верховного суда РФ по экономическим спорам (КЭС), и центральной темой обсуждения на заседании ВС 19 сентября стал вопрос о том, как нужно правильно толковать ст. 39 Закона о статусе депутатов. Именно эта норма (п. 2 пп. «в») наделяет помощников депутатов правом бесплатного проезда в поездах и междугородных автобусах, но каких именно помощников – не уточняет.

Представитель ФПК Арина Осипова настаивала в ВС на том, что льгота распространяется на всех. Такой вывод, по ее словам, можно сделать из системного анализа ст. 39. Так, в ее п. «г», где регламентируется право помощников пользовать залами вокзалов для официальных лиц и делегаций, прямо указано, что помощники на общественных началах такой возможностью не обладают. И если бы законодатель хотел лишить их и права на бесплатную перевозку, то также отдельно прописал это в законе.

Председательствующий судья Олег Шилохвост поинтересовался, предоставляют ли филиалы ФПК из других регионов такие льготы и получают ли в итоге возмещение. На это последовало уверенное «да». «Вопрос о компенсации даже не встает. Госдума РФ возмещает все во внесудебном порядке», – говорила Осипова.

Впрочем, эту информацию опровергла в ВС представитель Аппарата Госдумы РФ. По ее словам, «никаких таких возмещений» в настоящее время нет. А понимать закон, на ее взгляд, надо иначе – не так «широко», как ФПК. «Когда мы пытаемся анализировать и смотреть законодательство, мы смотрим не только на одну норму», – поясняла юрист. Так, согласно ст. 37 этого же закона «общественные» помощники не являются госслужащими, обосновывала свою позицию представитель Госдумы, а поездка на поезде – это ведь служебная командировка.

– Вот в одном из подпунктов п. 2 ст. 39 говорится о праве помощников пользоваться залами для делегаций. И закон почему-то содержит оговорку, что это право не распространяется на помощников на общественных началах. Вот как с этой точки зрения закон толковать? – уточнил у юриста Госдумы судья Шилохвост.

– Мы говорим о статье 37…

– Вам задают вопрос о законодательной технике. Толкование свидетельствует о чем?

Но пояснить как-то ситуацию юрист не смогла. Это попыталась сделать ее коллега – представитель Минфина РФ Наталья Ткаченко. В закон неоднократно вносили изменения, говорила она, и, может быть, его надо переписать, чтобы он был более «гладким». «Мы рады, что дело дошло до Верховного суда», – поделилась юрист: будет дано толкование, которое смогут использовать другие суды.

И, видимо, такое толкование последует. КЭС, недолго посовещавшись, все акты нижестоящих судов отменила, а спор отправила на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Статья 20. Удостоверение помощника депутата

2. Удостоверение представляет собой книжку красного цвета, состоящую из двух скрепленных между собой частей.

На внешней стороне удостоверения золотым тиснением выполнено изображение герба Нижнего Новгорода и надпись «Городская Дума города Нижнего Новгорода» (прописными буквами).

Внутри удостоверения:

на левой стороне по центру располагается изображение герба Нижнего Новгорода, под ним помещается надпись «Городская Дума города Нижнего Новгорода» (прописными буквами); ниже в левом углу указывается номер удостоверения, в правом углу дача выдачи;

на правой стороне выполнена надпись «Удостоверение N» и указывается номер удостоверения, ниже надписи слева помещается фотография помощника депутата, справа указывается фамилия, имя, отчество помощника депутата, ниже выполняется надпись «Помощник депутата городской Думы города Нижнего Новгорода» и указывается фамилия, имя, отчество депутата, а также номер избирательного округа либо наименование избирательного объединения от которого избран депутат.