Понятие финансы

3.9 (78.3%) 94 vote

Слово «финансы» слышали все. Многие уверены, что это просто деньги и все. Но суть этого слова несколько глубже, чем деньги.

Оглавление
1. Что такое финансы простыми словами
2. Функции финансов
3. Финансовые рынки и услуги
4. Финансовые инвестиции

1. Что такое финансы простыми словами

Финансы (от лат. «financia» — наличность, доход) — это совокупность материальных ресурсов. При чем финансы могут принадлежать физическому лицу, бизнесу, государству. На бытовом уровне для каждого из нас финансы конечно означают «деньги».

Есть множество и других определений. Например:

  • Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования различных денежных фондов.
  • Финансы – это деньги в движении

Также есть глагол «финансировать» означает «снабжать деньгами».

В науке есть целая дисциплина финансы, которая изучает деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело. Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика.

Финансовые ресурсы – это все возможные доступные средства, которые имеются в распоряжении для выделения денег.

Финансы можно разделить на условно на два вида

  1. Государственные/муниципальные
  2. Личные/семейные

2. Функции финансов

У финансов есть целый ряд важных функций, без которых никакая экономика бы не смогла работать.

  1. Распределительная. Деньги распределяются в разные отрасли и сектора, чтобы все работали и создавали блага.
  2. Контрольная. Контролировать процессы и развитие экономики.
  3. Стабилизирующая. Поддержание стабильности в стране и жизни каждого человека
  4. Регулирующая. Наведение порядка в обществе
  5. Стимулирующая. За хороший труд, идеи и прочее — как известно хорошо платят.
  6. Инвестиционная. Финансирование развивающихся и необходимых проектов

Ключевой орган управления финансами – «Министерство финансов». В его задачи входит

  1. Составление бюджета страны.
  2. Перераспределение средств между различными отраслями.
  3. Федеральный бюджет
  4. Составление методологий для бухгалтерского учета, аудита и отчетности в пределах РФ
  5. Разработка законов связанных с финансированием.

3. Финансовые рынки и услуги

В обществе принято разделять следующие финансовые услуги

  1. Банковские услуги
  2. Инвестиционно-банковские услуги
  3. Страховые услуги
  4. Лизинговые услуги
  5. Факторинговые услуги

Дадим определения, без которых обзор финансов был бы не полным.

Финансовый рынок — условное обозначение места для проведения торговли финансовыми активами (чаще всего имеется ввиду биржа). Существуют следующие рынки:

  • Денежный рынок — процесс получения денег в кредит или наоборот открытие вклада. Проще говоря это рынок денег и обязательств
  • Рынок ценных бумаг или фондовый рынок — торговля самыми популярными и ликвидными бумагами: акции, облигации, фьючерсы, опционы (нельзя назвать ценной бумагой, но его приобретение напрямую связано с поставкой реальных акций)
  • Рынок облигаций
  • Валютный рынок
  • Производный рынок
  • Рынок страхования
  • Товарный рынок
  • Сырьевой рынок
  • Фьючерсный рынок

4. Финансовые инвестиции

Экономика страны не сможет должным образом функционировать без денежных потоков, вливаний. Финансы это средства для достижения блага. В этой главе мы рассмотрим варианты для инвестирования частного лица. Более подробно вопрос инвестиций рассмотрен в специальной статье во что вложить деньги.

Современный мир предлагает множество возможностей для инвесторов куда можно инвестировать. Есть гарантированные варианты с небольшим доходом, но с отсутствующим риском, есть более рискованные варианты, где можно как заработать, так и потерять. Инвестор в отличии от своих целей и склада ума выбирает самостоятельно подходящий для него рынок. Например, стало модно откладывать себе на пенсию или создать пассивный доход.

Многие составляют инвестиционные портфели, как один из самых логичных и здравых подходов к инвестированию. С одной стороны мы стремимся получать реальный доход, который превзойдет инфляцию, но мы не хотим сильно рисковать. За счет включения нескольких активов в портфель создается диверсификация риска.

Итак, для частного лица хорошим вложениями являются:

1 Акции компании. Традиционно считаются, что акции это самый прибыльный инструмент. Благодаря росту стоимости и дохода от дивидендов, можно рассчитывать на достаточно стабильные результаты в долгосрочном выражении. Например, можно посмотреть на график индекса ММВБ. Видно, что за все время он все равно растет несмотря на сложности в экономике после санкций.

2 Облигации. Самый надежный и стабильный источник заработка. Риски практически отсутствуют. А если мы говорим про ОФЗ, то можно назвать их самым надежным источником сохранения денег для граждан. Не выплата купона по ОФЗ равносильна дефолту.

Приобрести акции и облигации можно на бирже ММВБ. Для выхода на биржу необходимо открыть счет у брокерской компании. Я сам работаю и рекомендую всем следующих брокеров:

  • Финам
  • БКС Брокер
  • Тинькофф (каждому в подарок акция стоимостью до 20 тыс. руб)

Это два лучших брокера для торговли на ММВБ, которые оказывают услуги большей половине всех трейдеров в России. У них наилучшие условия, самые низкие комиссии на торговлю, есть офисы по всей России, крупный сервис поддержки клиентов. Здесь можно покупать американские акции, следовать стратегиям профессионалов и прочее.

Рекомендую обратить внимание на следующие статьи, которые помогут Вам с входом на биржу:

  • Как купить акции физическому лицу
  • Как купить облигации физическому лицу
  • Как зарабатывать деньги на акциях
  • Торговля на фондовой бирже для новичков

3 ПИФы. Если нету времени разбираться в торговле самостоятельно, то можно инвестировать деньги в готовый фонд (ПИФ), который займется управлением деньгами. Это рискованно, но как показывает практика прибыльно.

У ПИФов есть существенный недостаток в том, что они берут комиссию за управление. Плюс к тому же, статистика показывает, что 95% фондов проигрывает обычному инвестированию в фондовые индексы. Сейчас у инвесторов появились отличные возможности вложиться в ETF фонды, которые представляют из себя индексный фонд. Стоит такой биржевой фонд 1000-3000 рублей, что вполне доступно для рядовых инвесторов. Комиссия у ETF есть, но она составляет не более полпроцента.

4 Банковский вклад. Вариант с тем, чтобы отнести деньги в банк знаком каждому. Особо сказать про банковские вклады нечего, т.к. это с одной стороны надежный доход, но малоприбыльный. Еще из минусов можно отметить то, что большие суммы класть в банк не имеет смысла, т.к. застрахованы лишь 1,4 млн.рублей, а также то, что невозможно снять деньги в любой момент времени без потери процентов. Это накладывает не самые удобные условия в случае срочной надобности финансов.

Мы рассмотрели самые ликвидные варианты. Осталось выделить еще варианты, которые отличаются надежностью, но с другой стороны сложностью в продаже.

5 Бизнес, недвижимость. Инвестиции в недвижимость всегда считались самыми надежными. Это безусловно так. Однако продать объект порой бывает крайне сложно, особенно по средней цене рынка в периоды кризиса. Также стоит отметить низкую рентабельность покупки. При сдаче в аренду доход будет на уровне 5-7% без учета того, что объект может потребовать каких-то еще расходов на ремонт.

С бизнесом еще сложнее в плане риска. Заранее предсказать успех невозможно. Покупка готового бизнеса же будет стоить дорого.

  • Инвестиции в недвижимость

Смотрите также видео «что такое финансы, деньги, инвестиции»:

Значение финансов

Финансы – это все материальные ресурсы, которые находятся в распоряжении государства, отдельных лиц и организаций. Иными словами, это категория, позволяющая сделать потребности для производства такими, чтобы они соответствовали потребностям потребителей.

Сегодня без финансов не получится в полной мере обеспечить общественный или индивидуальный кругооборот основных производственных фондов. Помимо этого, нет возможности стимулировать деятельность в сфере инвестиций, использовать новые достижения науки и техники. Без финансов не удастся правильно осуществлять регулирование территориальной и отраслевой структур экономики и, конечно же, без такой категории нет возможности в полной мере обеспечить потребности общества.

Зачем нужны финансы?

В ежедневной деятельности категория финансов не так важна, как формы этих отношений. Их виды в обязательном порядке устанавливаются государством. Оно применяет финансы в качестве эффективного управления хозяйством страны.

Если рассматривать категорию финансов в качестве хозяйственного инструмента, то можно понять, что они оказывают влияние на экономику и выпуск продукции как в качественном, так и в количественном варианте.

Качественное влияние требуется для удовлетворения потребностей участников процесса производства через определенные формы денежных отношений, иными словами, оно решает на каких условиях и в какой форме проводится движение и применение финансовых ресурсов, а также это влияние решает то, как они формируются.

Что касается количественного фактора, то он характеризует предложение и количество распределенных, собранных и примененных финансовых ресурсов.

Сегодня имеется три способа влияния на развитие общества:

  • стимулирование,
  • отслеживание процессов прогрессирования экономики и социальной сферы,
  • удовлетворение требований производства.

Процесс выпуска продукции должен в полной мере обеспечиваться финансами для перекрытия всех затрат. Финансовые ресурсы получают за счет аккумулирования средств хозяйств и государства.

Если субъекты с точки зрения экономики и ведения хозяйства самостоятельны, значит, они формируют источники производства за счет своих ресурсов, которые были получены за счет паев или акционеров. Также они могут привлекать ассигнования из бюджета и банковские кредиты. В качестве дополнительных источников финансирования могут применяться средства, полученные от рынка ценных бумаг или же иностранные инвестиции.

Формы обеспечения финансами и их регулирование

Существует несколько форм финансового обеспечения:

  • инвестирование – это вложение средств в какие-либо объекты с целью повышения их стоимости, для привлечения дополнительных доходов;
  • самофинансирование – это расходы предприятий на основную деятельность, путем использования своих собственных средств (способ допускает использование кредитов);
  • бюджетное финансирование – это получение средств, которые не возвращаются обратно;
  • кредитование – это выдача средств на какой-либо срок с обязательным их возвратом;
  • лизинг – это передача имущества для пользования третьим лицам на установленный срок и за выбранную плату.

Регулирование процессов основывается на отнесении некоторой части доходов субъектов и, конечно же, населения, для перенаправления этих средств в бюджеты и фонды для насыщения всех нужд государства.

Реальные формы для проведения перераспределения всей стоимости представлены специальными финансовыми рычагами, коими считаются:

амортизационные отчисления, штрафы, субсидии, нормы применения средств в бюджетных организациях, обязательные взносы, плата за аренду, различные дотации, процент по кредиту, премии, субвенции и т.п.

На что влияют финансы и какова их роль в обществе?

Существуют так называемые финансовые стимулы, которые помогают развивать производство и повышать его эффективность:

  • санкции и льготы,
  • самые эффективные направления для инвестирования финансовых фондов,
  • бюджетные стимулы.

Подводя итог, можно сказать, что финансы играют определенную роль в обществе:

  • перераспределяют все доходы между отраслями производства и населением,
  • контролируют выпуск и использование финансовых ресурсов страны,
  • правильно распределяют ВВП и позволяют удовлетворить потребности страны, юридических и физических лиц,
  • играют важную роль в эффективном управлении экономикой,
  • обеспечивают правильное обращение денежных средств, чтобы процесс производства был непрерывным,
  • показатели финансовой устойчивости – это результаты социального и экономического уровня прогресса субъектов хозяйствования и развития всего общества,
  • оказывают влияние на интересы субъектов и регулируют практически все направления социального и хозяйственного развития.

Роль финансов в современном обществе

Финансы — это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, — это финансовые отношения.

Финансовая система — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению, предоставляющих финансовые институты и инструменты, создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов.

Финансовая система включает органы управления финансами, финансово-кредитные учреждения, финансовые ресурсы, законы, правила, нормы, регулирующие финансовую деятельность.

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия «финансы». Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения — финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему.

В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

• недостаточные темпы развития экономики;

• диспропорции развития экономической системы;

• отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

• излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

• низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовую систему можно рассматривать и как форму организации

денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Обосновывается возрастом ролей финансов в процессе макроэкономического развития страны.

Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

• недостаточные темпы развития экономики;

• диспропорции развития экономической системы;

• отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

• излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

• низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

• В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

• недостаточные темпы развития экономики;

• диспропорции развития экономической системы;

• отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

• излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

• низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система — это вся совокупность финансовых отношений,

в которых выделяются отдельные сферы и звенья.

Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами — с другой.

При всем своем разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы.

Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями.

Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов, порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всем их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы — сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом, финансовая система — это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

Чтобы понять функционирование и проблемы финансовой системы РФ, ее отраслевую структуру, необходимо взглянуть на ее историческое развитие с одной стороны, и на систему государственного управления исполнительной власти, с другой.

В историческом плане можно выделить две эпохи государственного управления, которые, в свою очередь, разделяются на этапы:

1. Преобладание волюнтаристическо-личного начала, нерегламентированность управления.

1.1. Дворцово-вотчинный этап (XII-XIV вв.).

1.2. Приказной этап (конец XV-XVII в.).

2. Преобладание формального, безличного начала, регламентированность управления.

2.1. Коллежско-сенатский (коллегиальный) этап (XVIII в.).

2.2. Министерский этап (XIX в.-н.в.).

2.2.1. 1802-1917 гг.: Министерства Российской Империи.

2.2.2. 1917-1991 гг.: Наркоматы РСФСР — СССР — Министерства СССР.

2.2.3. 199-2006 гг.: Министерства РСФСР — РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему, государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Авиза — поручение на зачисление или списание денежных средств по счетам в банке. Различаются авизо кредитовые (деньги зачисляются) и дебетовые (деньги списываются).

Активные операции банков — операции, связанные с размещением банковских ресурсов.

Актуарные расчеты — совокупность экономико-математических методов расчета тарифных ставок в страховании. Позволяет установить долю участия каждого страхователя в создании страхового фонда, т. е. определить размер тарифных ставок по заключенному договору страхования.

Акциз — вид косвенного налога, взимаемого в цене товаров. Акцизы были широко распространены уже в XIX в. Развитие акцизного обложения привело к появлению универсального акциза в виде налога с оборота, налога с продаж, налога на добавленную стоимость. См. Налоги.

Акционерное общество (АО) — одна из организационно-правовых форм хозяйствования, при которой капитал формируется через размещение акций. АО позволяет трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции. Выпуск акций — одна из наиболее эффективных форм мобилизации капитала. В странах с развитой рыночной экономикой АО — основная организационно-правовая форма функционирования предприятий. В России процесс преобразования государственных предприятий в АО усилился в 1995—1996 гг.

Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества и дающая ее владельцу право на получение дохода в виде дивиденда.

Амортизационный фонд — фонд денежных средств, создаваемый на предприятии за счет амортизационных отчислений, включаемых в себестоимость продукции.

Ассортимент страхового рынка — набор различных видов страхования, «к которым может прибегнуть страхователь.

Аудиторский контроль — независимый вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности. Основная задача — установление достоверности, полноты и реальности бухгалтерской и финансовой отчетности и соблюдения финансового законодательства.

Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные и благотворительные фонды, акционерные общества открытого типа, предприятия с участием иностранного капитала, а также любые предприятия и организации по поручению контролирующих государственных органов и прокуратуры. Аудиторская фирма может оказывать консультационные услуги по составлению бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, ведению учета, финансовой экспертизе проектов и др. Услуги аудиторских фирм — платные.

Банкнота — кредитные деньги, выпускаемые эмиссионным банком страны и являющиеся по существу национальными деньгами на всей территории государства.

Банковский кредит — кредит, выдаваемый в виде денежных ссуд хозяйственным субъектам и другим заемщикам.

Безналичное обращение — движение стоимости без участия наличных денег посредством перечисления денежных средств по счетам кредитных учреждений, а также в зачет взаимных требований.

Биметаллизм — денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами (серебром и золотом).

Бюджетная классификация РФ — группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны. Бюджетная система РФ включает три звена — федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов Федерации, около 29 тысяч местных бюджетов.

Бюджетное планирование — централизованное распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня.

Бюджетное право — совокупность юридических норм, определяющих основы бюджетного устройства страны и порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, входящих в бюджетную систему страны.

Бюджетное регулирование — перераспределение средств с целью обеспечения территориальным бюджетам минимально необходимого уровня доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий.

Бюджетное устройство — организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями. Определяется государственным устройством. В так называемых унитарных (единых, слитных) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты, которые своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный — федеральный бюджет, бюджеты членов федерации (штатов в США, провинций в Канаде, кантонов в Швейцарии, субъектов федерации в России) и местные бюджеты. Местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет.

Бюджетный дефицит — превышение расходов в бюджете над его доходами. Характерен для бюджетов развитых западных стран. В 1990-е годы в западных странах наблюдается снижение бюджетного дефицита. Крупные бюджетные дефициты характерны для федерального бюджета России в 1990—1996 гг. До 1995 г. основным методом финансирования бюджетного дефицита в РФ была денежная эмиссия, которая являлась мощным инфляционным фактором. С 1995 по 1997 гг. дефицит в России покрывается исключительно путем эмиссии государственных займов (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др. ), а также внешних кредитов, предоставляемых международными финансовыми организациями —МВФ, МБРР, ЕБРР.

Бюджетный процесс — регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных (местных) бюджетов и внебюджетных фондов. Он охватывает четыре стадии — составление проекта бюджета, рассмотрение и утверждение его в законодательных органах, исполнение бюджета и составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Принципами бюджетного процесса являются единство, самостоятельность, балансовый метод.

Валютный курс — цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран или в международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ). Определяется прежде всего состоянием экономики страны, зависит также от соотносительных темпов инфляции в различных странах, темпов роста производительности труда и ее соотношения между странами, темпов роста ВНП (основы товарного наполнения денег), места и роли страны в мировой торговле, вывозе капитала. Непосредственно на курс валюты влияют состояние ее платежного баланса, межстрановые разницы процентных ставок на денежных рынках различных стран, степень использования валюты данной страны на еврорынке и в международных расчетах, доверие к валюте страны и другие факторы.

Валютные ограничения — совокупность мероприятий и нормативных правил, установленных в законодательном или административном порядке, направленных на ограничение операций с валютой, золотом и другими валютными ценностями. Валютные ограничения по операциям текущего платежного баланса не распространяются на свободно конвергируемые валюты, к которым МВФ относит доллар США, марку ФРГ, японскую иену, английский фунт стерлингов и французский франк.

Вексель — долговое обязательство, дающее его владельцу право требовать с лица, выдавшего вексель или акцептовавшего его, уплаты денег по истечении его срока. Порождается коммерческим кредитом. Различают простой и переводный (тратта) векселя. Простой вексель выписывает должник, а переводный, применяемый при кредитовании внешней торговли, — кредитор.

Внебюджетные специальные фонды — денежные фонды, имеющие строго целевое назначение. Их цель состоит в расширении социальных услуг населению, стимулировании развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечении дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. Важнейшие социальные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.

Внешняя задолженность России. К началу 1996 г. она составляла 130 млрд. долл. США. Включает: задолженность России по отношению к иностранным правительствам и долговые обязательства, гарантированные правительствами зарубежных стран; внешний долг иностранным коммерческим банкам. Долговые обязательства России иностранным банкам являются объектом свободной купли-продажи на мировом межбанковском рынке; задолженность внешнеторговых объединений по централизованным импортным поставкам, образовавшаяся до 1991 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров России такая задолженность должна оформляться в виде векселей, гарантированных Правительством.

Государственные займы — экономические отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых заемщиком выступает государство.

Государственный бюджет — основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Утверждается законодательными органами власти — парламентами. В России — Государственной Думой и Советом Федерации, подписывается Президентом РФ. Выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Бюджет государства — основное орудие перераспределения национального дохода. Главные функции бюджета: перераспределение национального дохода и ВВП; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной политики; контроль за образованием и использованием фондов денежных средств.

Государственный финансовый контроль — контроль со стороны органов власти и управления РФ и субъектов РФ, а также специально созданных контрольных органов (Счетная палата, Госналогслужба и др. ) за соблюдением законодательства в сфере государственных бюджетов и внебюджетных фондов, налогов, финансовой деятельности государственных учреждений и предприятий, организацией денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Действительные деньга— деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них стоимость) соответствует реальной стоимости, т. е. стоимости металла, из которого они изготовлены.

Демонетизация золота — утрата золотом денежных функций.

Денежная единица — установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг, являющийся элементом денежной системы.

Денежная масса — совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Изменение денежной массы измеряется денежными агрегатами (Mo, m1, М2, М3, М4).

Денежная система — организация денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством.

Денежное обращение — движение денег при выполнении ими своих функцией в наличной и безналичной формах.

Деньги — особый товар, стихийно выделившийся из товарного мира и выполняющий роль всеобщего эквивалента. Их сущность выражается в функциях: меры стоимости, средства обращения, средства накопления и сбережения, средства платежа, мировых денег.

Дивиденд — доход, выплачиваемый по акциям.

Дисконт — разница между суммой, обозначенной на векселе и выплачиваемой векселедержателю.

Договор страхования — соглашение (юридическая сделка) между страхователем и страховщиком, регулирующее их взаимные обязательства в соответствии с условиями конкретного вида страхования. Заключается на основе заявления страхователя в письменной форме, в некоторых случаях допускается в устной форме, должен содержать необходимые сведения об объекте страхования (местонахождение, качественные и количественные характеристики, состояние и т. п. ) и согласие страховщика принять риск на страхование.

Доходы государственного бюджета — мобилизуемые в бюджет налоговые и неналоговые средства. Основную часть доходов федерального бюджета РФ (81% в 19% г. ) составляют налоги. Главная роль в бюджете России принадлежит косвенным налогам — НДС, акцизам, таможенным пошлинам, которые обеспечивают более 6096 общей суммы налоговых доходов. Из прямых налогов в федеральный бюджет поступает 13% (в 1994 — 1996 гг. ) налога на прибыль предприятий и организаций, часть подоходного налога с физических лиц.

К неналоговым доходам (составляющим в 1996 г. 19% общей суммы доходов федерального бюджета) относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности; доходы, поступающие от приватизации; доходы от внешнеэкономической деятельности и др., а также доходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда РФ и др. ).

Закон денежного обращения — определяет количество денег, необходимых для обращения товаров. Следует иметь в виду, что с появлением функции денег как средства платежа данная формула потребовала уточнения.

Золотодевизный стандарт — денежная система, при которой банкноты обмениваются на девизы (платежные средства в иностранной валюте), разменные на золото.

Золотомонетный стандарт — денежная система, характеризующаяся золотым обращением, свободной чеканкой золотых монет, беспрепятственным обменом банкнот на золото, свободным движением золота между странами.

Золотослитковый стандарт — денежная система, при которой банкноты обмениваются на золотые слитки установленного веса.

Инвестиция — расходы на капитальные вложения в производственные и непроизводственные фонды. В РФ объем инвестиций, особенно централизованных, в условиях перехода на рыночные от ношения значительно сократился. Без резкого увеличения инвестиций невозможно обеспечение экономического роста. Основные задачи в области инвестиционной политики состоят в дальнейшей децентрализации инвестиционного процесса, повышении роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов, значительном расширении практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Инвестор — юридическое или физическое лицо, вкладывающее финансовые ресурсы в строительство новых объектов, расширение действующих предприятий.

Инфляция — кризисное состояние денежной системы, обусловленное диспропорциональностью развития общественного производства, проявляющееся прежде всего в общем и неравномерном росте цен на товары и услуги, что ведет к перераспределению национального дохода в пользу определенных социальных групп. Различают ползучую, галопирующую и гиперинфляцию.

Каммерческий банк — учреждение, осуществляющее кредитование хозяйствующих субъектов, частных лиц и их расчетно-кассовое обслуживание. Осуществляет также комиссионные — посреднические операции. Ресурсы коммерческого банка формируются в основном за счет вкладов — депозитов. Существуют акционерные и паевые коммерческие банки.

Коммерческий кредит — кредит, предоставляемый хозяйствующими субъектами друг другу в форме отсрочки платежа. Инструментом такого кредита является вексель.

Кредит — движение ссудного капитала, осуществляемое на началах обеспеченности, срочности, возвратности и платности. Выполняет функции перераспределения средств между хозяйственными субъектами; содействует экономии издержек обращения; ускоряет концентрацию и централизацию капитала и стимулирует научно-технический прогресс.

Кредитная карточка — именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением, который удостоверяет наличие в этом учреждении счета клиента и дает право на приобретение товаров и услуг в розничной торговой сети без оплаты наличными деньгами.

Кредитные деньги — деньги, порожденные развитием кредитных связей и выражающие отношения между кредиторами и заемщиками. К ним относятся векселя, банкноты, чеки, банковские кредитные карточки.

Курс акций, облигаций и других ценных бумаг — цена акций, других ценных бумаг на фондовой бирже. Курс прямо пропорционален размерам дивиденда, процента и находится в обратной зависимости от величины ссудного процента.

Ликвидность банка — способность банка своевременно погашать свои обязательства по отношению к клиентам. Для обеспечения ликвидности должно быть определенное соотношение между структурой активов и пассивов. Соотношение активов и пассивов баланса по срокам позволяет до некоторой степени определить степень устойчивости банка.

Масштаб цен (техническая функция денег) — устанавливается государством и означает выбор денежной единицы для соизмерения стоимости товаров посредством цены.

Медицинское страхование — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Гарантирует гражданам получение медицинской помощи при возникновении страхового случая. Проводится в двух формах: обязательной и добровольной.

Межфилиальные обороты (МФО) — взаимные расчеты в основном между учреждениями Центрального Банка по различным банковским операциям. В систему МФО входит также ряд крупных коммерческих банков.

Местный финансовый контроль — контроль со стороны органов местного самоуправления за составлением и исполнением местных бюджетов и внебюджетных местных фондов, а также за финансовой деятельностью муниципальных предприятий.

Монометаллизм — денежная система, при которой один металл (серебро или золото) служит всеобщим эквивалентом.

Налоги — часть национального дохода, мобилизуемая во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Налично-денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими двух функций: средства обращения и средства платежа.

Налоговая система — совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы построения налогов.

Налоговые льготы — полное или частичное освобождение налогоплательщиков от уплаты налога в соответствии с действующим законодательством.

Налоговый контроль — специализированный контроль со стороны государственных органов (Госналогслужбы и Федеральной службы налоговой полиции) за соблюдением налогового законодательства, правильно стью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.

Негосударственным финансовый контроль — контроль, проводимый аудиторскими фирмами, руководством и финансовыми службами предприятий и организаций, акционерами, коммерческими банками, страховыми фирмами за финансовым состоянием и ликвидностью хозяйствующих субъектов, достоверностью финансовой отчетности, прибыльностью и платежеспособностью.

Облигация — ценная бумага, приносящая доход в форме процента. Выпускается государственными органами для покрытия бюджетного дефицита и акционерными обществами в целях мобилизации капитала. В отличие от акций на облигации указан срок ее погашения.

Оборотные средства — совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения с целью обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции. Источниками формирования оборотных средств хозяйствующего субъекта являются: прибыль, постоянная минимальная кредиторская задолженность, банковский и коммерческий кредит.

Общества взаимного страхования — страховая организация некоммерческого типа, выступающая как добровольное объединение физических или юридических лиц на паевой основе для страховой защиты своих имущественных интересов.

Основные средства — денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения.

Очередность платежей — последовательность списания денежных средств со счета при наличии нескольких срочных и просроченных платежей и недостаточности средств для их полного погашения.

Пассивные операции банков — операции, связанные с мобилизацией ресурсов банков.

Пенсия — гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца. Основными видами пенсий в России являются пенсии: по старост, инвалидности, за вы-слуг лет, по случаю потери кормильца, социальные пенсии.

Перестрахование — система экономических отношений, при которой страховщик передает часть своей ответственности по объекту страхования другому страховщику с целью создания сбалансированного страхового портфеля.

Платежный оборот — совокупность всех денежных платежей в экономике страны.

Пособие — регулярная или единовременная денежная выплата, предоставляемая гражданам страны в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и др.

Прибыль — финансовый результат деятельности предприятий, функционирующих на началах коммерческого расчета. Как экономическая категория представляет собой чистый доход, созданный прибавочными трудом.

Расходы бюджета — экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, ведомственному, целевому и территориальному назначению. Включаются затраты на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий (образование, здравоохранение, социальное обеспечение), оборону страны, содержание органов управления и правоохранительных органов, расходы по государственному внутреннему и внешнему долгу, затраты на оказание финансовой поддержки территориям и др.

Расчетный счет — счет, открываемый банками юридическим лицам для хранения денежных средств и осуществления расчетов.

Регулирующие доходы территориальных бюджетов — совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования их доходов и расходов.

Реструктуризация внешнего долга — продление сроков погашения долга и выплаты по нему процентов

Роспись бюджета — основной оперативный план распределения доходов-расходов по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходование бюджетных средств в течение года.

Самофинансирование — использование хозяйственными субъектами на воспроизводство собственных финансовых ресурсов.

Секвестр — пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета (кроме защищенных) в течение времени, оставшегося до конца текущего года.

Сметное финансирование — метод покрытия затрат учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Собственные доходы территориальных бюджетов — региональные и местные налоги и сборы, отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, переданные в региональные и местные бюджеты на постоянной основе в твердо фиксированной доле.

Сострахование — распределение риска между двумя и более страховщиками в рамках одного и того же договора страхования, где содержатся условия, определяющие права и обязанности каждого страховщика.

Социальное обеспечение — система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Страхование — особая сфера перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для зашиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

Страховая защита — в широком смысле: экономическая категория, отражающая совокупность специфических распределительных и перераспределительных отношений, связанных с преодолением или возмещением потерь общественному производству и жизненному уровню населения; в узком смысле — совокупность перераспределительных отношений по поводу преодоления и возмещения ущерба, наносимого конкретным объектам: материальным ценностям, жизни, здоровью, трудоспособности граждан и др.

Страховая премия — плата за страховой риск страхователя страховщику в силу закона или договора страхования; определяется исходя из тарифной ставки, страховой суммы, срока страхования и других факторов.

Страховое свидетельство (страховой полис) — документ установленного образца, выдаваемый страховщиком страхователю в удостоверение заключенного договора страхования и содержащий его условия. Выдается страхователю после уплаты разового или первого страхового взноса. В нем отражаются основные условия страхования: ф. и. о., реквизиты страхователя, объекты страхования, объем страховой ответственности, размер страховой суммы, страховой тариф, получатель страхового возмещения и др.

Страховой пул — добровольное объединение страховщиков на некоммерческой основе, создаваемое на базе соглашения между ними на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула.

Страховой рынок — сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи является специфический товар — страховая услуга, формируются предложение и спрос на нее. Форма взаимосвязи между участниками страховых правоотношений.

Страховые резервы — специальные фонды, которые образуются из страховых взносов и расходуются в первую очередь для осуществления страховых выплат страхователям. Формируются в зависимости не от доходов, а от обязательств страховщика.

Таможенные пошлины — налоги, взимаемые при ввозе, вывозе и провозе товаров через территорию данного государства. В экономиче

Территориальные бюджеты — совокупность бюджетов республик, входящих в состав РФ, краев, областей, национальных округов, районов, городов, поселков, сельских поселений.

Территориальные финансы — система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий. Это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Территориальный сводный финансовый баланс — система финансовых показателей, характеризующих создание и использование финансовых ресурсов на территории за определенный период.

Финансовая политика — совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений, целей главных задач использования финансовых отношений, по созданию финансового механизма и управлению финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.

Финансовая система — система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовые ресурсы — совокупность целевых фондов денежных средств государства и предприятий. Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Финансовые ресурсы страны отражаются в сводном финансовом балансе, составляемом Министерством экономики РФ. Они включают ресурсы государственной бюджетной системы, внебюджетных правительственных фондов и предприятий различных форм собственности (амортизацию и прибыль, остающуюся в их распоряжении)

Финансовый аппарат — органы, осуществляющие управление финансами. К ним относятся высшие законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, Министерство финансов РФ и его органы на местах. Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет РФ, финансовые отделы и управления на предприятиях различных форм собственности, осуществляющие функции оперативного управления финансами.

Финансовый контроль — элемент системы управления финансами; особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций) — соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью произведенных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. В зависимости от степени регулирования со стороны государства подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный связан с отношениями, в которых непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджетный процесс и т. д. ). Регулирующий определяет основные направления использования финансовых отношений, не затрагивающих напрямую интересы государства (организация внутрихозяйственной деятельности на предприятиях).

Финансовый рынок — рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов и фондовых ценностей, т. е. акций, облигаций и других видов ценных бумаг. Различают первичный и вторичный рынки ценных бумаг. На первичном рынке выпускаются новые ценные бумаги, на вторичном рынке происходит перепродажа ранее выпущенных ценных бумаг.

Финансы — система экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Формы безналичных расчетов — система организации расчетов в безналичном порядке. В РФ применяются следующие формы: платежными поручениями, чеками, аккредитивами, платежными поручениями-требованиями, платежными требованиями, пластиковыми карточками.

Функции финансов — распределительную, контрольную и регулирующую функции.

Цедент — страховщик, передающий страховой риск в перестрахование.

Ценные бумаги — титул собственности, дающий его владельцу право на получение дохода в виде дивиденда и процента. К ценным бумагам относятся акции, облигации корпораций и государства.

Цессионарий — страховщик, принимающий риски в перестрахование. Чек — денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате его держателю указанной суммы.

Эмиссионная система — законодательно установленный порядок выпуска в обращение центральным банком денежных знаков.

Сущность и роль финансов в современном обществе

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества являются финансы, которые связаны с движением денег от одного владельца к другому и, следовательно, отражают экономические отношения хозяйствующих субъектов. Именно это дает основание (делая акцент или на движении денежных ресурсов, или на экономических отношениях) по- разному определять финансы (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Определение финансов различными экономическими

школами

Финансы — обобщающая экономическая категория, которая характеризует процессы денежной природы и денежные отношения в стране и в обществе.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции финансов — это специфический способ выражения присущих финансам свойств (рис. 11.2).

Рис. 11.2. Классификация функций финансов

Распределительная функция выражается в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой.

Контрольная функция проявляется в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта.

Через контрольную функцию можно узнать, как складываются пропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они используются.

Аллокативная функция связана с предоставлением обществу за счет финансовых ресурсов определенных услуг (общественных благ), таких как обеспечение внутренней и внешней безопасности (содержание полиции и армии), общественным транспортным сектором (дороги, освещение), различного рода коммуникациями, средствами связи, социальной системой.

Стабилизационная функция состоит в реализации целевых установок экономической политики государства на обеспечение полной занятости, стабильности цен, устойчивого экономического роста.

Сущность финансов, закономерности их развития и роль определяются экономическим строем общества, а также природой и функциями государства.

Финансы — историческая категория. Они возникли в условиях товарно-денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей государства. Термин “финансы” происходит от латинского finansia, что означает доход, платеж. Впервые в значении “денежный платеж” он начал использоваться в XII-XV вв. в Италии, ряд городов которой — Флоренция, Венеция, Генуя — были в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения своих политических и экономических функций.

В докапиталистических формациях государственные доходы имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей государства удовлетворялась за счет различного рода поступлений от натуральных сборов. C разложением феодального строя и развитием в его недрах капиталистических отношений все большее значение приобретают денежные доходы и расходы государства. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.

C отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха возникают понятия “государственные финансы” и “государственный бюджет”.

В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной стороны, государственные финансы, а с другой — финансы предприятий и корпораций.

Государственные финансы — это особая сфера экономических отношений, связанная со вторичным, а также первичным распределением и потреблением части совокупного общественного продукта в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий.

Финансы частных предприятий и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятий.

Характерными чертами современных финансов являются следующие:

1) денежная форма в отличие от натуральных отношений;

2) распределительный характер отношений, т. е. здесь нет эквивалентного обмена;

3) распределение совокупного общественного продукта и

национального дохода через реальные денежные фонды в отличие от ценового распределения. ‘

Таким образом, финансы по своему происхождению — денежные отношения. Но не все отношения относятся к финансовым: они становятся таковыми, лишь когда в процессе производства и реализации товаров формируются денежные доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих доходов, т. е. когда движение денег приобретает определенную самостоятельность.

В дальнейшем анализе мы сконцентрируем внимание на государственных финансах и их роли в экономическом развитии. Эта роль по мере эволюции общества не оставалась неизменной. На первых этапах она носила в основном фискальный характер. Роль государственных финансов в современных условиях заключается прежде всего в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство вызывает повышение спроса на оборудование, рабочую силу, что, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет государственного бюджета осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий, программ и т. п. Воздействие на экономику, хотя и противоречивое, оказывают и военные расходы. Военные затраты дают определенный толчок развитию промышленности, но в то же время длительная гонка вооружений приводит к истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, изменению структуры производства и другим негативным последствиям. В настоящее время государственные финансы стали активно использоваться для достижения результатов долговременного характера — повышения конкурентоспособности национальной экономики, ускорения НТП и усиления научно-технического потенциала страны, преодоления неравномерности размещения производительных сил.

Однако диалектика любой системы хозяйства такова, что государственные финансы, оказывая серьезное влияние на экономическую конъюнктуру, темпы роста, жизненный уровень населения и т. д., порождают в то же время новые трудности и проблемы в экономической и социальной сферах. Эффективность решения этих проблем во многом зависит от правильно выработанной финансовой политики государства.

Финансовая политика — это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс государства.