Понятие и признаки государственного управления

1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели

Государственное управление – в широком понимании – деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий, в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий.

Признаки государственного управления:

• это вид государственной управленческой деятельности;

• деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

• деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

• деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность);

• характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и горизонтальных связей;

• осуществляется в различных формах (правовых и неправовых);

• обеспечивается посредством системы гарантий;

• нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

Цель государственного управления – предполагаемые результаты, к которым стремится субъект при осуществлении управленческой деятельности.

Различают следующие цели управления:

1) социально-экономические– упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичного интереса; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

2) политические – участие в управлении всех политических сил в стране, выработка позитивных предложений и процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

3) обеспечительные – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и общественной безопасности, необходимого уровня благосостояния;

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

• демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

• линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

Административное право. Ответы на экзаменационные билеты (С. Е. Великанова, 2009)

Характерные особенности государственного управления как вида государственной деятельности

Административное право, как отрасль правовой системы Российской Федерации, своим назначением имеет регулирование особой группы общественных отношений. Особенности этих общественных отношений заключаются в том, что они:

а) возникают, развиваются, прекращаются в сфере государственного управления (регулирования) всем комплексом областей и отраслей;

б) определяют в регулируемой сфере закрепленную в Конституции РФ государственную политику соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

в) составляют содержание подчиненного указанным целям особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти;

г) выражают основу публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие ей средства воздействия на общественные отношения.

В широком понимании управление буквально означает целенаправленное упорядочивающее воздействие на тот или иной объект или руководство действиями этого объекта, предполагающее наличие в той или иной системе двух обязательных элементов: субъекта (управляющий элемент) и объекта. Здесь управленческие связи реализуются через отношения людей.

Административное право проявляет себя как регулятор общественных отношений в особой области государственной жизни, что называют сферой государственного управления (сферой исполнительной власти). Данная сфера связывается с практической и повседневной деятельностью по обеспечению прав и свобод граждан, законных интересов организованных коллективов людей, по обеспечению проведения в жизнь требований законодательства, направленных на организацию эффективного управления или регулирования экономических, социально-культурных и административно-политических процессов. В ней взаимодействуют управляющие и управляемые, государственные органы различного уровня и ведомственной принадлежности, государственные и негосударственные структуры. Кроме того, к этой сфере примыкает и система местного самоуправления.

Следовательно, объективно проявляется потребность в установлении определенных границ, чтобы избежать опасности превращения сферы государственного управления в совокупность проявлений любой общественно значимой деятельности. Они определяются наличием специального субъекта (исполнительные органы и должностные лица), предназначенного для практического осуществления государственного регулирования.

Административным правом регулируются общественные отношения, которые возникают с осуществлением специальными субъектами задач и функций государственно-управленческой деятельности и практической реализации ими этих функций и связанных с ними полномочий. По действующему законодательству органы, осуществляющие управленческие функции, наделены полномочиями исполнительно-распорядительного характера. В них выражено целевое назначение государственно-управленческой деятельности, а также оснащение ее субъектов распорядительными, т. е. государственно-властными полномочиями.

Административное право регулирует отношения, в которых исключено юридическое равенство их участников. В них участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически-властных полномочий подчинять поведение иных участников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.

В системе местного самоуправления также действуют исполнительные органы, взаимодействующие с соответствующими субъектами исполнительной власти краев, областей и т. п. Возникающие при этом отношения регулируются административным правом в случаях, когда органам местного самоуправления делегируются отдельные государственные полномочия.

17. Государственное управление: понятие, признаки, принципы, функции.

  • •1.Основы конституционного строя рф.
  • •2.Законодательный процесс в рф. Порядок принятия ф и к з-нов
  • •3.Конституционный статус Президента рф как главы государства.
  • •4. Полномочия прав рф, сложение полномочий и отставка.
  • •5.Структура органов государственной власти Нижегородской области.
  • •6.Структура органов местного самоуправления в Российской Федерации.
  • •7.Территориальные основы местного самоуправления: понятие, сущность и виды муниципальных образований
  • •8.Государственная гражданская служба рф: понятие, структура классификация и виды.
  • •9.Правовой статус гражданского служащего.
  • •10. Муниципальная служба в Российской Федерации: понятие, сущностные характеристики и особенности
  • •11.Понятие, значение, признаки юридического лица. Виды юридических лиц.
  • •12. Коллективные договоры и соглашения о социальном партнерстве работодателей и работников.
  • •13.Трудовые правоотношения: понятие, содержание, основания их возникновения, изменения, прекращения.
  • •14.Трудовой договор: понятие, виды, форма. Порядок заключения, изменения и прекращения.
  • •15. Материальная и дисциплинарная ответственность по трудовому праву
  • •16. Трудовые споры: причины, виды, порядок разрешения.
  • •17. Государственное управление: понятие, признаки, принципы, функции.
  • •18. Формы государственного управления: понятие и виды.
  • •19. Методы государственного управления: понятие и виды.
  • •20.Административное принуждение: понятие, особенности. Виды мер административного принуждения.
  • •21. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации. Особенности управления на различных этапах.
  • •22.Эволюция теории управления с позиций выделения различных школ и подходов.
  • •23.Культура организации.
  • •24. Функции маркетинга в организации. Инструментарий маркетинга.
  • •25.Коммуникационный процесс в организации.
  • •26.Классификация факторов и методы анализа внешней среды организации.
  • •27.Организационные стратегии. Их выбор с помощью матриц Мак Кинзи, Ансоффа, Хофера-Шенделя, портфолио-анализа.
  • •28.Эволюция организационных структур управления
  • •29.Законы организации первого и второго уровня.
  • •30.Эволюция планирования в организациях.
  • •31.Планирование в современных организациях: понятие, виды планирования и их характеристика
  • •32.Контроль в организациях: содержание, виды и организация контроля.
  • •33.Определение потребности в кадрах. Набор, отбор и учет кадров в организации
  • •34.Стратегическое управление: необходимость, сущность, виды, процесс.
  • •35.Маркетинг услуг государственных и муниципальных организаций.
  • •36.Характеристика национальных систем управления сша, Германии, Франции, Швеции.
  • •37.Государственное регулирование экономики: сущность, цели, принципы, методы.
  • •38.Экономическая конкуренция и монополистическая деятельность. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства.
  • •39. Социальная политика государства: содержание, принципы и приоритетные направления.
  • •40.Классификация статистических показателей. Виды относительных величин.
  • •41. Сущность выборочного метода и причины его применения.
  • •42.Сущность индексов, их роль и задачи
  • •43. Факторы территориальной организации производства и населения.
  • •45.Региональное развитие: цели, критерии, методы управления.
  • •46.Основные теории размещения производительных сил в регионе (й. Тюнена, а. Вебера, в. Кристаллера).
  • •47.Формы организации территориально-производственных комплексов.
  • •48.Финансирование местного самоуправления.
  • •49.Муниципальный заказ как инструмент экономической политики.
  • •50. Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
  • •51. Оценка эффективности муниципального управления
  • •52. Оценка уровня развития региона на основе расчетов ирчп.
  • •53.Расчет норм управляемости в структурах управления.
  • •55. Состав и структура доходов бюджетов
  • •56. Состав и структура расходов бюджетов
  • •57.Процесс разработки, принятия и реализации управленческого решения.
  • •58.Системный подход в управлении муниципальным территориальным образованием.
  • •59. Информационные ресурсы России: задачи, состав и концепция управления
  • •60. Система электронного документооборота: принципы построения, области применения, проблемы.
  • •61.Документационное обеспечение управления в организациях.
  • •62.Теория социальной стратификации и современные тенденции ее развития.
  • •63. Роль психологических знаний в профессиональной деятельности государственного служащего.
  • •64.Исторические корни и традиции российской государственной службы.
  • •65. Геополитический статус Российской Федерации в мире. Основные цели и приоритеты внешней политики и пути обеспечения национальной безопасности страны.
  • •66.Взаимодействие государства и гражданского общества в Российской Федерации
  • •67.Типология политических режимов. Особенности политического режима в современной России.
  • •68.Типология политических партий и партийных систем. Особенности и тенденции функционирования современной российской партийной системы.

Государственное управление является разновидностью социального управления.

Социальное управление – представляет собой влияние одних людей на других с целью упорядочения социальное важных процессов, обеспечения устойчивого развития социальных систем. Оно характеризуется такими признаками, как:

-проявляется через совместную деятельность людей, организует их для такой деятельности в соответствующие коллективы и организационно оформляет;

— имеет целью упорядочение совместной деятельности путем обеспечения согласованных индивидуальных действий участников такой деятельности через влияние на их поведение (волю);

— является властным, поскольку базируется на подчинении воли участников управленческих отношений;

— имеет особенный апарат реализации через организационно оформленные группы.

Видамисоциальногоуправления являются:

— государственное управление;

— управление в системе муниципальных органов;

— управление общественными объединениями;

— управление в сфере производства;

— семейное управление.

Нас с вами интересует государственное управление, на сферу деятельности которого в основном и распространяются нормы административного права.

Как мы уже говорили, с латинского «администрация» переводится как управление, то есть, административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых Конституцией и законодательством РФ на органы исполнительной власти. То есть, административное право четко выражает все особенности государственно-управленческой деятельности, являясь по своему назначению управленческим правом. В центре его внимания находятся отношения, которые непосредственно возникают в связи в практическим выполнением задач и функций государственного управления.

Все это дает нам возможность говорить о необходимости рассмотрения государственного управления как административно-правовой категории.

Как нам известно, существует три основные сферы государственной деятельности: законодательная, исполнительная и судебная. Нас интересует исполнительная деятельность, которая и представляет содержание государственного управления.

Итак, исполнительная (административная) деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию исполнительными органами государственной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны общественного порядка и т.д.

Государственное управление осуществляется прежде всего органами исполнительной власти и проявляется в разных формах.

Формы государственного управления — это внешние проявления конкретных действий органов исполнительной власти или их должностных лиц, в которых реализуется компетенция этих органов (лиц).

Следует отметить, что современная административно-правовая литература рядом с термином «формы государственного управления» содержит такие понятия, как «формы реализации исполнительной власти», «административные и правовые формы» и тому подобное; их целесообразно воспринимать как похожие по смыслу и проявлению. На сегодня в науке административного права существуют разные подходы относительно классификации форм государственного управления.

Примерами форм государственного управления могут быть издание подзаконных нормативно-правовых актов; наложение административных наказаний за совершенные административные правонарушения; выполнение действий, направленных на исполнение законодательных или иных нормативно-правовых актов (выдача удостоверений, документов, разрешений, регистрация и т.п.); применение в отдельных случаях физической силы либо оружия (сотрудники полиции).

Признаки государственного управления как административно-правовой категории:

— государственное управление является одним из видов государственной деятельности наряду с деятельностью законодательной и судебной. В процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства. То есть, в рамках государственного управления реализуется исполнительная власть.

— государственное управление – непосредственно организующая деятельность, его назначение практически организовывать исполнение задач и функций государства. Для организационной деятельности субъектов государственного управления характерно сочетание двух направлений: осуществление ими как внешних так и внутренних исполнительных и распорядительных функций (например по организации гос. службы) то есть, можно говорить о том,

что, — государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным ее направлением является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий;

— государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти, или же органы государственного управления;

— государственное управление – это юридически властная деятельность. Его субъекты осуществляют свои функции путем использования государственно-властных полномочий, которыми их наделяет законодательство. Реализация этих властных полномочий осуществляется в административном, т.е. внесудебном порядке.

— государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной деятельности.

— государственное управление осуществляется специальными субъ­ектами, которыми являются Правительство Российской Федерации и другие органы исполнительной власти Российской Федерации.

Также, в случаях, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (в частности, статьей 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации») государственное управление осуществляет Президент Российской Федерации; в ряде случаев также государственные органы (в частно­сти, органы военного управления), имеющие определенную законода­тельными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях (сферах) жизни общества.

Государственное управление имеет своим основным направле­нием деятельности исполнение (проведение в жизнь) законов. Ис­полнение — основной признак государственного управления как самостоятельного вида государственной деятельности.

— государственное управление осуществляется применительно к сферам и областям жизни общества. В государственном управлении выделяются:

· сферы государственного управления, т. е. комплексы организа­ционных отношений, сгруппированные на базе единства основного назначения (профиля): экономическая сфера, охватывающая отношения экономиче­ского профиля (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, коммуникации, охрана и использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, торговля, финансы и кредит, внешнеэкономическая деятельность, таможенное дело); социально-культурной сфера, охватывающая отношения со­циального развития (образование, наука, здравоохранение, культура, социальная защита; административно-политическая сфера, охватывающая (оборона, госбезопасность, внутренние дела, юстиция, внешняя политика).

· области государственного управления, т.е. отношения, объединяемые общностью конкретного объекта управления, его профиля и назначения (например, оборона, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, здравоохранение и т. п.).

— государственное управление осуществляется по отраслевому и межотраслевому принципам. (то есть оно организовано по отраслям, например система органов здравоохранения, и федеральное министерство (федеральный министр) осуществляет соответствующую политику в этой отрасли а также руководит и координирует деятельность всех органов здравоохранения. Но также есть и межотраслевые органы государственного управления, которые имеют полномо­чия надведомственного характера по отношению к предприятиям, организациям и другим объектам управления, которые им органи­зационно не подчинены. Содержанием межотраслевого управления является осуществление данными органами исполнительной власти межотраслевой координации функционального регулирования по вопросам, отнесенным к их компетенции (например, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам).

— государственное управление характеризуется тем, что оно осу­ществляется как централизованное руководство либо как оперативное (непосредственное) управление.

Централизованное руководство это общее руководство, установление например общих правил и нормативов, координация деятельности отдельных отраслей. Для него характерны непрямые связи между соответствующим субъектом государственного управления и объектами управления (Например Правительство РФ и 7-я гор. больница г. Симферополь).

Непосредственное или оперативное управление характерно для прямых связей между органом управления и объектом ( МОЗ Республики Крым и 7-я гор. больница г. Симферополь )

— государственное управление с точки зрения структуры его процесса является последовательным осуществлением его субъектами ряда процедур (стадий, циклов и т.п.) в рамках стандартов и регламентов, связанных с реализацией полномочий органа исполнительной власти. То есть, грубо говоря, функции гос. управления практически реализуются в формах и методах управленческой деятельности.

— свое юридическое выражение государственное управление получает в правоприменении, административном правотворчестве, административной юрисдикции.

С учетом изложенного государственное управление как предмет административного права может быть определено как один из видов государственной деятельности, являющейся организующей, юридически властной и подзаконной, осуществляемой органами исполнительной вла­сти и иными государственными органами и состоящей в практическом исполнении его субъектами норм законодательства путем реализации своих полномочий.