Понятие и сущность конституции РФ

10. Понятие, сущность и структура конституции.

  • •1)))))))). Место конституционного (государственного) права в системе национального права России.
  • •2))))))))). Государственно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, объекты и основания возникновения (юридические факты).
  • •3)))))))))). Понятие, виды и правовое закрепление общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.
  • •4)))))))))))). Понятие, признаки, особенности и классификация государственно-правовых норм.
  • •5)))))))))))). Государственно-правовые институты в России.
  • •6)))))))))))). Понятие, виды и иерархия источников конституционного права.
  • •7)))))))))))))))))). Общепризнанные нормы и принципы международного права как важнейший источник конституционного права России.
  • •8. Понятие, задачи, предмет и методология науки конституционного права.
  • •9. Понятие, структура и история преподавания учебной дисциплины: “Конституционное (государственное) право России”.
  • •10. Понятие, сущность и структура конституции.
  • •11. История и этапы конституционного развития России.
  • •12. Юридические свойства Конституции Российской Федерации 1993 г. И ее значение для дальнейшей демократизации общественной жизни в России.
  • •13. Верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации.
  • •14. Основные принципы Конституции России 1993 г.
  • •15. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., способы и порядок пересмотра ее положений, принятия конституционных поправок.
  • •16. Понятие и содержание конституционных основ государственного строя Российской Федерации и его основополагающие принципы.
  • •17. Политическая система общества в России: понятие и основные элементы.
  • •18. Понятие и содержание экономических основ конституционного строя Российской Федерации.
  • •19. Социальные основы конституционного строя России.
  • •20. Государство — основная форма реализации полновластия народа.
  • •21. Россия – демократическое, правовое, социальное и светское государство.
  • •22. Признаки правового государства и их закрепление в Конституции России.
  • •23. Конституционные основы деятельности политических партий, общественных объединений по защите и выражению общественно-полезных интересов граждан Российской Федерации.
  • •24. Общественные объединения в России: понятие и отдельные виды.
  • •25. Референдум в Российской Федерации: виды, порядок назначения и проведения, вопросы, юридическая сила принятого решения.
  • •26. Избирательное право: понятие и принципы.
  • •27. Избирательные системы в России (мажоритарная и пропорциональная).
  • •28. Избирательный процесс: понятие и основные стадии.
  • •29. Избирательные комиссии: порядок образования, виды и основные полномочия.
  • •30. Выдвижение и регистрация кандидатов. Избирательный залог.
  • •31. Финансирование выборов. Избирательные фонды.
  • •32. Предвыборная агитация: основные формы, равные условия, запреты.
  • •33. Порядок выборов главы Российского государства.
  • •34. Понятие и принципы конституционного статуса человека и гражда­нина Российской Федерации.
  • •35. Естественность и не отчуждаемость прав и свобод человека.
  • •36. Основной закон Российского государства о правовых механизмах реализации и защиты конституционных прав, свобод и обязанностей российских граждан.
  • •37. Конституционные ограни­чения основных прав и свобод в период чрезвычайного или военного положения на территории Российской Федерации.
  • •38. Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина (правовые, политические, социальные, финансово-экономические, организационные, международно-правовые).
  • •39. Соотношение норм международного права и норм национального законодательства России о правах и свободах.
  • •40. Равенство прав и свобод.
  • •41. Особенности правового положения иностранцев и лиц без граж­данства.
  • •42. Понятие, сущность и принципы гражданства Российской Федерации.
  • •43. Признание гражданства.
  • •44. Приобретение гражданства по рождению.
  • •45. Приобретение гражданства в порядке регистрации.
  • •46. Натурализация.
  • •47. Восстановление гражданства.
  • •48. Оптация.
  • •49. Органы, ведающие вопросами гражданства.
  • •50. Прекращение гражданства Российской Федерации: основания и порядок.
  • •54. Конституционные обязанности.
  • •55. Понятие, признаки и особенности российской модели республиканской формы правления.
  • •56. Конституционная система органов государства в Российской Федерации.
  • •57. Принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
  • •58. Понятие и основные признаки (черты) конституционно-правового статуса государственного органа в России.
  • •63. Полномочия Президента Российской Федерации в области внешней политики и международных отношений.
  • •64. Основы правового статуса Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России.
  • •65. Акты Президента – указы и распоряжения: предмет регулирования; юридическая сила; соотношение; порядок подготовки, принятия, опубликования.
  • •66. Государственная Дума: структура, организация работы, конституционные полномочия и основания роспуска.
  • •67. Совет Федерации: функциональное предназначение, состав, порядок формирования, основные полномочия.
  • •68. Законодательный процесс в Российской Федерации.
  • •69. Депутатский иммунитет и депутатский индемнитет в Российской Федерации.
  • •70. Система федеральных органов исполнительной власти и ее конституционно-правовые основы.
  • •71. Правительство России: порядок формирования, состав, основные полномочия.
  • •72. Конституционные принципы и особенности российского федерализма.
  • •73. Конституционно-договорная основа федеративного устройства России. Предпосылки формирования России как национально-территориальной федерации.
  • •74. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • •75. Понятие и признаки государственного суверенитета Российской Федерации.
  • •76. Международная правосубъектность Российской Федерации. Россия — член Содружества Независимых Государств.
  • •77. Республика в составе России – правовое, демократическое, унитарное государство.
  • •78. Край, область, города федерального значения – государственно-территориальные образования.
  • •79. Правовая основа статуса автономных образований в Российской Федерации. Национально-культурная автономия в России.
  • •80. Конституция России и федеральное законодательство об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • •81. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Основному закону Российского государства.
  • •82. Особенности организации государственной власти в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге.
  • •83. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации: наименование; структура; порядок избрания; основные функции и полномочия; организация работы.
  • •84. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: наименование; порядок избрания; основные полномочия; порядок отрешения от должности Президентом России. Порядок избрания Президента рф
  • •Процедура отрешения Президента рф от должности
  • •85. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, сущность, принципы.
  • •86. Конституционные основы организации местного самоуправления в России.
  • •87. Конституционные основы судопроизводства в Российской Федерации.
  • •88. Конституционный суд России: порядок формирования, состав, требования к претендентам на должность судьи, решения, полномочия и основные правила конституционного судопроизводства.
  • •89. Конституционное закрепление правового положения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в судебной системе.
  • •90. Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации.

Опубликовано: 25.08.2008 | Рубрика: Юриспруденция » Конституционное право «

Конституция РФ (от латинского constitutio — устанавливаю, утверждаю) — основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ — это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Отличительные черты Конституции:

1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3. всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (политическая сфера, экономическая, социальная, духовная и другие);

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и так далее.

Сущность Конституции — баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, чтосущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» Конституций, исходя из чужого опыта.

(далее страницы 90 — 91 Кутафин О.Е.)

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.

8. Принятие изменения конституции

Принятие конституции осуществляется либо избирательным корпусом, либо представительным учреждением, либо исполнительной властью.

Будучи основным законом, конституция, в отличие от других законов, принимается и изменяется в особом порядке,.

В ряде случаев проект конституции полностью создается учредительным собранием или действующим парламентом. Учредительными собраниями были приняты конституции Италии 1947 г., Греции 1975 г., Индии 1950 г.

К представительным органам, наделенным учредительной властью, относятся:

учредительное (конституционное) собрание;

парламент;

надпарламентские учреждения.

Таким образом, учредительное собрание — это выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия конституции

Начало практике созыва учредительного собрания положили США (Филадельфийский конвент 1787 г.).

В случае с учредительным собранием ведущую роль обычно играет конституционный комитет или комиссия, которые создаются представительным органом и фактически разрабатывают проект.

В некоторых странах конституционные комиссии создаются не представительными органами, а президентами или правительствами.

Довольно часто конституции принимаются путем референдума — общегосударственного голосования избирателей. При этом избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он проект конституции.

На практике конституционный референдум, как правило, не отражает волю народа даже в том случае, если за конституцию проголосовало большинство.

Во-первых, конституция представляет собой достаточно сложный правовой документ, понимание которого требует определенной, достаточно высокой правовой культуры. В странах, где много неграмотных или малограмотных, где в целом уровень правовой культуры населения невысок, многие не могут либо познакомиться с текстом, либо понять его.

Во-вторых, на референдуме граждане могут голосовать только либо за, либо против предложенного текста, т.е. они определяют свое отношение ко всему тексту конституции в целом, а не к отдельным ее статьям.

Проведение референдума разумно только тогда, когда ответ однозначен и предмет ясен для понимания, т.е., например, при принятии поправок к конституции.

Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти — это октроирование, т.е. дарование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности, а затем утверждается главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 г. С тех пор этот способ принятия конституций считался чисто монархическим (Конституции Бельгии 1831 г., Ирана 1906 — 1907 гг., Монако 1911 г., Иордании 1952 г., Кувейта 1963 г.). Однако Новейшая история знает случаи (Конституция Пакистана 1962 г.), когда октроирование осуществлялось президентом — главой государства при республиканской форме правления.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции подразделяются на жесткие и гибкие.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Поправки могут: 1) ставиться на –

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, т.к. отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся Конституции Великобритании и Новой Зеландии.
9. Конституции постсоциалистических государств обладают рядом общих черт и закономерностей.

9. Структура конституции

Понятие, сущность и свойства Конституции

Конституция — Основной Закон государства, принятый в особом порядке, обладающий высшей юридической силой, верховенством на всей территории РФ и устанавливающий главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними.

Конституция устанавливает:

  • основные принципы устройства общества и государства;
  • наименования и полномочия органов государственной власти;
  • механизм осуществления государственной власти;
  • основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Ее характерные черты:

  • особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, — народ;
  • учредительный характер конституционно-правовых норм;
  • расширенный предмет регулирования Конституции;
  • особые юридические свойства Конституции.

Ее юридические свойства:

  • верховенство Основного Закона на всей территории РФ, включая территорию отдельных субъектов РФ;
  • высшая юридическая сила по отношению к законодательству государства;
  • особая охрана конституционных норм;
  • прямое действие конституционных норм;
  • особый порядок принятия Конституции и внесения в нее изменений.

Сущность конституции

По этому вопросу высказывались различные мнения. Так, представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись. Ведь первые конституции появились только в конце XVIII в. (в США — в 1787 г., во Франции и в Польше — в 1791 г.).

Другие трактуют конституцию как общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан — это недостижимый идеал)? Разве они не граждане государства или конституция на них не распространяется?

Марксистско-ленинская теория усматривала назначение конституции в том, что она выражает волю господствующего класса (закрепляет диктатуру буржуазии, диктатуру рабочего класса и др.). В таком случае конституция становится правовым документом насилия и репрессий.

В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется в ее основной функции — поиске и установлении оптимального соотношения интересов различных социальных групп, слоев общества. Конституция фиксирует скорее не результат борьбы классовых сил, а компромисс различных социальных слоев, поскольку всякая борьба — это нестабильность государства, ведущая его не по пути прогресса, а по пути регресса.

Итак, сущность конституции состоит не в том, чтобы выражать соотношение антагонистических сил, а в том, чтобы закреплять баланс основных интересов и ценностей различных слоев общества.

Конституции могут быть:

  • в зависимости от исторического этапа принятия (первого поколения, второго поколения);
  • по социальным признакам (демократические конституции (действуют в большинстве стран цивилизованного мира), авторитарные конституции (в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами), тоталитарные конституции и др.);
  • по способу изменения («гибкие» (они изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны), «жесткие» (для изменения этих конституций требуется особый усложненный порядок), «смешанные»);
  • по периоду действия (постоянными, временными (в тексте таких конституций прямо указывается срок действия или условие, при котором действие конституции прекращается)).

Действующая российская Конституция, принятая в 1993 г., — это учредительный акт государства, основной закон, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, имеющий особый объект регулирования и специфическую форму юридической защиты. Термин «учредительный акт» означает, что в нем реализуется учредительная власть, суверенитет народа, который на референдуме 1993 г. в юридических формах определил способ своего бытия. Словосочетание «основной закон» характеризует особое место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания. «Высшая юридическая сила» (юридическое верховенство) означает, что все остальные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае они являются недействующими. Принятие и изменение в особом, усложненном порядке по сравнению с другими законами и иными актами призвано обеспечить тщательный учет всех обстоятельств, интересов различных слоев населения, а также стабильность Конституции. Специфика объекта регулирования заключается в том, что конституция закрепляет основы экономической, социальной, политической систем, духовной жизни общества и правового статуса личности, основы взаимосвязей человека — коллектива — государства — общества. Особая форма защиты Конституции РФ связана с конституционным контролем — деятельностью Конституционного Суда РФ.

Виды конституций

В зависимости от соответствия или несоответствия ее объективной реальности Конституции бывают следующих видов:

  • реальные. Это те конституции, которые соответствуют сложившимся общественным отношениям;
  • фиктивные. Они не отражают фактического состояния общества. Так, конституции недемократических государств зачастую только декларируют права и свободы человека, устанавливают демократическую по форме систему органов государственной власти, однако на практике права и свободы человека, закрепленные в конституции, не соблюдаются, а носят показной, фиктивный характер.

По форме конституции различают:

  • писаные конституции, содержащиеся в одном документе, принятом в установленном порядке и имеющем письменную форму. Например, конституции России, Франции, США, Италии;
  • неписаные конституции — нормы их находятся в различных источниках права — законах, правовых обычаях, судебных прецедентах. Неписаные конституции представляют собой редкое исключение и в настоящее время существуют в Великобритании, Сан-Марино, Лаосе.

По порядку принятия:

  • октроированные (дарованные «сверху»). В настоящее время такие конституции существуют в Непале, Лихтенштейне;
  • принятые соответствующим органом (учредительным собранием, законодательным собранием и т. д.) в особом процессуальном порядке. Так, в США конституция была принята Конституционным конвентом в 1787 г.;
  • принятые на референдуме (Франция в 1958 г., Россия в 1993 г.).

По принципу внесения изменений, дополнений и поправок бывают конституции:

  • «гибкие» — изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы (неписаная Конституция Великобритании, Конституция Индии);
  • «жесткие» — изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем принятие обычного закона. «Жесткими» являются Конституции США, Италии, России.

Функции конституции

К функциям конституции (ее предназначению) относятся:

  • учредительная;
  • организаторская;
  • идеологическая;
  • стабилизирующая;
  • программная.

Учредительная функция конституции выражается в том, что она узаконивает (легитимизирует) основы конституционного строя, само государство, систему государственных органов. Так, Конституция РФ учредила новые высшие органы государственной власти — Государственную Думу и Совет Федерации и т. д.

Организаторская функция конституции заключается в том, что она устанавливает порядок осуществления государственной власти, взаимодействия между составными частями государственного аппарата.

Идеологическая функция конституции состоит в том, что она является идеологической базой проводимой государственной политики. Так, в Советском государстве в Конституции отражались марксистские взгляды на общество, государство и право, что отражалось на государственной политике. Современная Конституция РФ основана на идеологии демократии и политического плюрализма, приоритета прав и свобод человека, рыночной экономики, что сказывается и на государственной политике.

Стабилизирующая функция, как мы уже отмечали, заключается в том, что конституционные нормы отличаются повышенной стабильностью. Это способствует развитию общества в определенном русле, не позволяет бросаться из крайности в крайность, резко менять политический и экономический курс.

Программная функция заключается в том, что конституция может содержать ряд программных положений, которые выступают в качестве ориентира на будущее. Так, в советских конституциях ориентиром являлось построение коммунистического общества. В Конституции РФ такими ориентирами можно считать правовое государство, социальное государство и т. д.

Правовые свойства конституции

Конституция является учредительным, а потому первичным, определяющим нормативным правовым актом и в силу этого обладает особыми правовыми свойствами. Эти свойства обозначены в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство конституции является определяющим ее правовым свойством. Признание верховенства конституции имеет структурообразующее и функциональное значение в национальной правовой системе. В ч. 2 ст. 4 закреплено: «Конституция

Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Верховенство означает непререкаемость и находит свою конкретизацию в ч. 1 ст. 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия (ч. 1 ст. 15). Такой записи в предыдущих конституциях не было. Обращает на себя внимание положение, содержащееся в ст. 18: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В равной мере и все другие положения Конституции РФ определяют смысл, содержание законов, деятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, поведение граждан, деятельность юридических лиц и объединений граждан.

В силу вышеперечисленных правовых свойств Конституция РФ обладает качеством общеобязательности по отношению ко всем субъектам права. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ установлено: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Все должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления независимо от их ранга и положения ответственны за нарушение требований Конституции РФ.

Следующее значимое правовое свойство Конституции РФ — это ее действие на всей территории Российской Федерации.

В унитарном государстве конституция распространяет свое действие на всю территорию, включая автономные и подобные им самоопределяющиеся территориальные образования. Действие конституции не исключается и на тех территориях, которые находятся на особом правовом режиме (в пограничных зонах, на территориях, где объявлено чрезвычайное положение и др.).

В условиях федеративного устройства государства федеральная конституция действует на территории всех субъектов федерации, а учредительные акты субъектов федерации — на территории соответствующих субъектов федерации. Такая ситуация характерна и для Российской Федерации.

Итак, Конституция РФ обладает правовыми свойствами верховенства, высшей юридической силы, прямого действия, обязательного применения на всей территории Российской Федерации.