Понятие международного правонарушения

Международные деликты

Деяния, которые не образуют состава международного преступления, называются международными деликтами.

В случае совершения простого правонарушения (деликта) правом на обращение в суд обладает только потерпевшее государство. При совершении международного преступления правом на обращение в суд за защитой своих нарушенных прав обладают все субъекты международного сообщества в целом.

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в первые две группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения, невыполнение физическими и юридическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств, попустительство (бездействие) государственных органов, не пресекающих противоправную деятельность против дипломатических представительств зарубежных государств (битье стекол посольства, срыв государственного флага иностранного государства и т.п.), нарушение торговых обязательств и др. При отсутствии явного умысла или намерения нанести ущерб противоправным действием правонарушение может и не повлечь за собой международно-правовой ответственности в силу своей малозначимости.

Для констатации деликта необходимо и достаточно наличия деяния и возникновения вреда, возникшего именно в результате данного деяния, для выяснения чего требуется установление причинной связи между деянием и наступившим вредом.

Под вредом понимается всякое предусмотренное нормами об ответственности подлежащее возмещению или удовлетворению неблагоприятное последствие, однако различают нематериальный вред и материальный ущерб. Материальный ущерб проявляется в территориальных, имущественных потерях, убытках, упущенной выгоде, нематериальный — в ущемлении прав, чести, достоинства, престижа государства и т.д. Нематериальный вред не имеет денежной или иной материальной оценки и, как правило, не связан с материальным возмещением (например, публичное оскорбление дипломатического представителя, осквернение флага государства).

Государства не вправе ссылаться на положения своего внутреннего законодательства в оправдание международных деликтов. Они несут международную ответственность не за существующие на их территории условия, а за нарушение международного обязательства или иное причинение вреда другим государствам, их юридическим и физическим лицам.

Деяния государств. Деятельность государства во внешнеполитической сфере проявляется только посредством деятельности его органов и должностных лиц (агентов), официально выступающих от имени государства. Любое поведение государства, будь оно правомерным или противоправным, в чем бы и где бы оно ни проявлялось, внешне выражается в действиях или бездействии определенных государственных органов и официальных лиц. Эти органы и эти официальные лица государства не являются субъектами международного права и не способны самостоятельно, от своего собственного имени нести ответственность по международному праву. За их противоправную деятельность (деяния) несет международную ответственность государство.

В проекте статей об ответственности государств, подготовленном Комиссией международного права ООН, говорится, что поведение любого органа государства, если он действовал в своем официальном качестве, рассматривается согласно международному праву как деяние самого государства. Следовательно, государства несут ответственность за деяния законодательных, исполнительных, судебных и всех иных своих органов. В этой конструкции международной ответственности, основанной на неразрывном единстве государства, его органов и его должностных и уполномоченных лиц (агентов) проявляется несовпадение субъекта правонарушения (физическое лицо, официально представляющее государственный орган) и субъекта ответственности (государство, как единое целое), что и составляет особенность международного права и специфику международной ответственности.

Во внутреннем праве государств, преобладающая конструкция ответственности иная: кто совершает правонарушение, тот и несет ответственность. Конструкция международно-правовой ответственности государств, основанная на несовпадении субъекта правонарушения и субъекта ответственности, позволяет в случае совершения государством международного преступления привлечь его к ответственности на основании норм о международно-правовой ответственности (должностные лица к такой ответственности не привлекаются из-за отсутствия у них международной правосубъектности), а кроме того, позволяет привлечь персонально должностных лиц государства и его агентов к уголовной ответственности на основании норм международного уголовного права, признающего международную уголовную правосубъектность должностных лиц государств, ответственных за международные преступления.

Положение совершившего деликт государственного органа не имеет значения при решении вопроса об ответственности государства. Так, среди деяний законодательных органов, влекущих международную ответственность государства, выделяются такие, как не издание закона, который государство обязалось издать, или не отмена закона, который государство обязалось отменить. Примером международного обязательства, предписывающего государствам принять определенные законодательные меры, может служить п.1 ст.2 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г.: «Каждое государство-участник должно принять эффективные меры для исправления, отмены или аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению или увековечиванию расовой дискриминации всюду, где она существует”.

Международные обязательства могут быть нарушены как действиями, так и бездействием национальных судебных органов. Суды могут быть независимы от других органов государства, например, от правительства, но никак не от самого государства, поэтому деяния судов, нарушивших международное обязательство государства, влечет ответственность самого государства. Наиболее типичными случаями противоправного поведения судов и, соответственно, государства являются: отказ в правосудии иностранцу и принятие судебного решения в отношении иностранца или иностранной собственности, нарушившего международное обязательство государства и повлекшего международный деликт. Примером такого противоправного судебного решения является решение кассационного суда Франции в 1925 г. об отказе в удовлетворении иска советского правительства к «Российскому обществу пароходства и торговли” (РОПИТ) о возвращении морских судов, национализированных советским государством и незаконно уведенных во Францию.

Несколько сложнее выглядит вопрос об ответственности государства за действия и бездействие его административно-территориальных подразделений. Признано, что за противоправное поведение в международных отношениях административно-территориальных органов унитарного государства (коммун, провинций, областей, районов и т.п.) несет ответственность само это унитарное государство. Поведение в международных отношениях членов федеративных государств, каковыми, несомненно являются субъекты Российской Федерации, рассматривается двояко и это зафиксировано в ст.7 проекта статей Комиссии международного права ООН об ответственности государств: если орган субъекта федерации действует в сфере международных обязательств, возложенных на субъекта федерации, а не на федерацию, то этот субъект федерации с очевидностью выступает в международном плане как субъект международного права иной, нежели федерация, а не просто как административно-территориальное подразделение государства. Деяния органов субъекта федерации являются его собственными деяниями, влекущими его собственную международно-правовую ответственность, а не ответственность федерации. Если же орган субъекта федерации действует в сфере международных обязательств федерации как ее представитель, то деяние такого органа рассматривается как деяние федерации. Разграничение компетенции и распределение полномочий между федерацией и ее субъектами является внутренним делом федерации.

Решение вопроса о том, является ли деянием государства противоправное поведение частных лиц и их групп, зависит от того, находятся ли такие лица и такие группы в фактической реальной связи с органом государства и действуют ли они если не юридически, то фактически от имени государства. Если, например, будет установлено и доказано, что данная конкретная группа «добровольцев” осуществляла военные операции на иностранной территории по поручению, хотя бы и тайному, какого-либо государственного органа, то противоправные действия данной группы считаются деянием самого государства в форме его противоправного действия, влекущего международную ответственность. Связь с государством такой группы может выражаться в ее финансировании, обучении, координации ее деятельности с деятельностью собственных сил и т.д. Если такая связь не будет установлена, то деликта государства нет.

В отдельных случаях государства соглашаются нести политическую и материальную ответственность за действия частных компаний (юридических лиц) в договорном порядке. Согласие государств нести такую ответственность закреплено, например, в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.

За противоправное поведение органов повстанческих движений государство, утратившее контроль над частью своей территории, находящейся под контролем этих движений, ответственности не несет за весь период утраты своего контроля.

Вопрос о вине как самостоятельном признаке международного правонарушения порождает различные суждения и не имеет однозначного решения. Основываясь на международной практике и стремясь избежать сложностей при доказательстве вины, Комиссия международного права не включила в проект статей элемент вины государства как необходимый признак правонарушения. Сторонники выделения вины исходят из того, что при любых обстоятельствах государство проявляет свою волю. При совершении международного правонарушения проявление воли носит неправомерный, т.е. виновный, характер.

Физические лица не являются субъектами международного права, поэтому они не несут ответственности по нормам о международной ответственности. Однако стало общим понимание того, что именно деяниями людей, руководящих государствами, совершаются международные деликты и международные преступления, что государство просто используется ими как орудие посягательства на ценности, охраняемые международным правом, и как инструмент причинения вреда другим государствам, его юридическим и физическим лицам. Причем стараниями этой категории людей внутреннее законодательство государств-делинквентов может оказаться устроенным таким образом, что их преступные по международному праву действия, по крайней мере это относится к руководителям государств, являются правомерными по их внутреннему праву. Привлечение к уголовной ответственности руководителей государств-делинквентов и других официальных лиц — пособников и исполнителей преступных приказов этих руководителей было и во многом еще остается исключительно трудным делом по политическим соображениям из-за отсутствия отлаженных механизмов международного правосудия, а также из-за злоупотребления государствами своим правом на невыдачу преступников.

международное правонарушение преступление деликт

Потребность в наказании главных руководителей государств за агрессию и за другие международные преступления сформировала в международном праве институт международной уголовной ответственности физических лиц и побудила приступить к формированию специфической отрасли, получившей название «международное уголовное право”, субъектами которого являются руководители, должностные лица, служащие и другие агенты государства, отдававшие приказы, исполнявшие эти приказы или иным образом принимавшие участие в деяниях, признаваемых международными преступлениями.

Международные деликты таким образом:

  • 1) не носят характера международных преступлений и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера;
  • 2) могут совершаться любыми субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм;
  • 3) влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

Понятие и виды международных правонарушений (стр. 1 из 2)

1. Понятие международного правонарушения

2. Виды международных правонарушений. Признаки международного преступления, его отличия от других видов правонарушений

Список использованной литературы

1 Понятие международного правонарушения

Международное правонарушение представляет собой сложное правовое явление. С юридической точки зрения в качестве международного правонарушения рассматривается деяние субъекта международных правоотношений, в котором имеются признаки состава международного правонарушения.

Международное правонарушение характеризуют следующие признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.

Международная общественная опасность – это способность международного правонарушения причинить вред объектам и отношениям, охраняемым международным правом.

Противоправность правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированным в международно-правовых обязательствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств, а, следовательно, прав субъектов.

Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной нанесения вреда является международное правонарушение. В тех случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъекта не наступает

Наказуемость представляет собой правовое последствие правонарушения. Признавая определённые деяния правонарушением, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности.

В международном правонарушении, как и во внутригосударственном, можно выделить совокупность объективных и субъективных признаков, служащих основанием привлечения субъекта к ответственности и образующих состав международного правонарушения.

Объект международного правонарушения – это то, на что посягает международное правонарушение (сложившаяся система международных отношений, международный правопорядок, а также иные посягательства на правопорядок, установленные международными обязательствами).

Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъекта международного отношений, нарушающего международно-правовые обязательства и влекущего международно-правовую ответственность Международно-противоправное деяние может выражаться как в действии, так и в бездействии. Действие представляет собой активное поведение правонарушителя. Бездействие выражается в невыполнении субъектом обязанности совершить какие-либо действия.

Субъектами международных правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совершившие международно-противоправные деяния. Субъективная сторона – отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако, в отличие от внутреннего права этот элемент состава разработан менее подробно. Международно-правовые нормы, как правило, не используют деления умысла на прямой и косвенный, а неосторожности – на преступную самонадеянность и преступную небрежность. Так, в конвенциях зачастую используют термины «преднамеренное», «предумышленное». Кроме того, некоторые составы международных правонарушений сконструированы таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них не зафиксирована. Речь идёт о так называемой «ответственности независимо от вины», в частности, об ответственности за вред, причинённый источником повышенной опасности (например, ядерными объектами, космическими объектами, воздушными судами).

2. Виды международных правонарушений. Признаки международного преступления, его отличия от других видов правонарушений

Различают три вида международных правонарушений:

— международные преступления;

— преступления международного характера;

— иные международные правонарушения (деликты)

Международное преступление – это деяние, нарушающее столь основополагающие жизненно важные интересы мирового сообщества, что рассматриваются как преступление перед международным сообществом в целом. К международным преступлениям относятся: апартеид, геноцид, рабство, наёмничество.

Международные преступления:

1) совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством;

2) посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам мирового правопорядка;

3) влекут ответственность государства, как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

Ответственность за международные преступления наступает в рамках международной, а в некоторых случаях – национальной юрисдикции.

Преступления международного характера – это деяние физического лица, посягающее на права и интересы двух или нескольких государств, международных организаций, физических и юридических лиц.

К преступлениям международного характера относятся:

1) посягательства на лиц, пользующихся международной защитой;

2) незаконный захват воздушных судов;

3) подделка денежных знаков;

4) захват заложников;

5) незаконные операции с радиоактивными и другими опасными веществами;

Преступления международного характера:

1) затрагивают интересы двух или нескольких государств, юридических лиц и/или граждан;

2) совершаются отдельным физическим лицом вне связи с политикой государства;

3) влекут персональную уголовную ответственность правонарушителей в рамках национальной юрисдикции.

К международным деликтам следует относить международные правонарушения, не вошедшие в первые две группы. К ним относятся: нарушение государством договорных обязательств, не имеющих основополагающего значения, невыполнение физическими и юридическими лицами положений международных конвенций (например, Конвенции о международной купле-продаже товаров 1980г.); невыполнение решений международных судов и арбитражей; нарушение государствами своих односторонних международных обязательств и т.д.

Международные деликты таким образом:

1) не носят характера международных преступлений и не имеют общественной опасности международных преступлений и преступлений международного характера;

2) могут совершаться любыми субъектами международных правоотношений, нарушающими положения международно-правовых норм;

3) влекут ответственность субъектов, которая может выражаться и в форме самоограничений, следующих в результате официального признания противоправности поведения субъекта.

Основные составы международных преступлений определены Уставами Международных военных трибуналов, учреждённых после Второй мировой войны (Нюрнбергским и Токийским). Их универсальное значение было подтверждено Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947г.г., а также Уставами трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом Международного уголовного суда. В Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов, международные преступления делились на три группы:

1) преступления против мира;

2) военные преступления;

3) преступления против человечности.

В соответствии со ст.6 Устава Международного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран (Нюрнбергского трибунала), к преступлениям против мира были отнесены: подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению вышеуказанных действий.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974г. дано понятие агрессии – под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН.

В качестве акта агрессии квалифицируются:

1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она не носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением территории другого государства или части её;

2) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;

3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства;

4) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;

5) действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которое оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось этим государством для совершения агрессии против третьего государства;

6) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наёмников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьёзный характер, что это равносильно вышеперечисленным актам.

Международным преступлением признано наёмничество, согласно ст.47 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г., касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977г., определяется как лицо, которое:

В33. Международно-противоправное деяние государства: понятие и виды.

Международноеправонарушение представляет собой противоправное общественно опасное с точки зрения международного сообщества деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

Выделяют признаки (элементы) состава международного правонарушения.

Международное правонарушение характеризуют следующие основные признаки: международная общественная опасность, противоправность, причинно-следственная связь, наказуемость.

1.Международная общественная опасность — свойство правонарушения, в силу которого оно способно причинять вред отношениям и объектам, охраняемым международным правом.

2.Противоправность правонарушения обусловлена наличием правил поведения, зафиксированных в международно-правовых обязательствах государств и других субъектов международного права, и выражается в нарушении этих обязательств и, следовательно, прав других субъектов.

3.Причинно-следственная связь выражается в том, что причиной нанесенного вреда является международное правонарушение. В тех случаях, когда изучение обстоятельств дела выявило иную причину возникновения вредных последствий, ответственность данного субъекта не наступает.

4.Наказуемость представляет собой правовое последствие правонарушения. Признавая определенные деяния правонарушениями, субъекты международного права устанавливают возможность привлечения правонарушителя к международно-правовой ответственности.

В международном правонарушении, как и во внутригосударственном, можно выделить совокупность объективных и субъективных признаков, служащих основанием привлечения субъекта к ответственности и образующих состав международного правонарушения. В принципе, элементы состава международного правонарушения те же, что и во внутригосударственном праве, однако они не всегда идентичны принятым во внутреннем праве.

Объект международного правонарушения — это то, на что посягает международное правонарушение (сложившаяся система международных отношений, международный правопорядок, права и свободы человека, а также иные посягательства на правопорядок, установленные международными обязательствами).

Объективная сторона международного правонарушения проявляется в виде деяния субъекта международных отношений, нарушающего международно-правовые обязательства и влекущего международно-правовую ответственность. Международно-противоправное деяние может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия. Действие представляет собой активное поведение правонарушителя. Бездействие выражается в невыполнении субъектом обязанности совершить какие-либо действия. В отличии от права внутреннего (УП, АП), где противоправность предполагает соответствия деяния точному описанию правонарушения правовой норме, в МП любое отклонение от обязательства представляет собой противоправное деяние.


Субъектами международных правонарушений в зависимости от их вида могут быть как государства, иные субъекты международного права, так и предприятия, организации и отдельные индивиды, совершившие международно-противоправные деяния. Государство ответственно за свои органы, только за свои органы и за все свои органы и их должностных лиц в случае, когда они превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Например, если дипломатический представитель совершил действия, представляющие собой вмешательство во внутренние дела государства пребывания, ответственность за это несет представляемое государство. К органам государства приравниваются подразделения его вооруженных сил. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного государства или осуществляли полномочия государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали осуществление таких полномочий.

Следует отличать и разграничивать ответственность хозяйственных, общественных, политических и иных организаций, не являющихся органами государства и не действующих от его имени. Практика связанная с рассмотрением дела в международном суде ООН пошла по пути отграничения ответственности государства от ответственности его хозяйствующих и общественных субъектов. Исключение составляет лишь космическое право, где субсидиарную ответственность в связи с ущербом, причиненном космической техникой, которая может носить огромные размеры, возложена на государство. Ответственность государств за действия физических лиц, находящихся на его государственной службе или действуют по поручению органов государственной власти реализуются в полном объеме. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, даже если они имеют международный характер, поскольку в этих случаях ответственность является гражданско-правовой. И вот здесь возникает волпрос – может ли государство отвечать за действия физических лиц, которые совершили серьезное международное преступление; ЮЛ, которые причинили огромный экономический ущерб другим государствам (кроме космического права)? Согласно МП государство будет отвечать только в одном случае. Причем не за действия ФЛ и ЮЛ, а только в случае собственного бездействия по отношению к данным правонарушениям (т.е. за бездействия своих органов).


Субъективная сторона — отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его последствиям. Субъективная сторона может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако в теории международного права с этим элементом ответственности, в отличие от внутреннего права, существуют определенные трудности, которые в первую очередь связаны со спецификой субъектов международно-правовых отношений.

Ряд специалистов считают, что вина – необязательный признак международного правонарушения, ссылаясь на ряд международных договоров. В частности, на ст.2 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 года, которая устанавливает ответственность без вины в тех случаях, когда ущерб от космической деятельности причинен на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если ущерб причинен в Космосе (за орбитой 110 км), то вина будет обязательным признаком международного правонарушения.

Комиссии МП, основываясь на данном договоре, элемент вины не включила как обязательный признак международного правонарушения.

Позиция: вину необходимо считать обязательным признаком международного правонарушения исходят из того, что при совершении международного правонарушения государство в любом случае проявляет свою первоначальную волю и осознает, что участвуя в той или иной МО, занимающейся разработкой космоса, эксплуатирующей ядерные объекты, потенциально отвечает за правовые последствия, связанные с такой деятельностью. При совершении международного преступления выражение воли может носить и неправомерный характер, т.е. виновный характер.

В теории международного права нет единого мнения о применимости в этой правовой системе понятия вины. Одни ученые считают, что вместо «вменения вины» следует использовать «присвоение субъекту поведения, представляющего собой нарушение международного обязательства». Другие исходят из необходимости использования понятия вины, которое в этом случае выражается в заявлении потерпевшего о факте правонарушения и о возникновении ответственности. Международно-правовые нормы, как правило, не используют деление умысла на прямой и косвенный, а неосторожности — на преступную самонадеянность и преступную небрежность. Так, в конвенциях зачастую используются термины «преднамеренное», «предумышленное» и т.д. Кроме того, некоторые составы международных правонарушений сконструированы таким образом, что субъективная сторона как обязательный элемент состава правонарушения в них не зафиксирована. Речь идет о так называемой «ответственности независимо от вины», в частности об ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (например, ядерными объектами, воздушными судами, космическими объектами и т.д.).

Причинение вреда, ущерба могут носить и материальный и нематериальный характер. Нематериальные – причинение вреда чести, самому государству, его органам, любое ущемление прав субъектов МП. На практике как правило материальный и нематериальный ущерб переплетаются.

Классификация правонарушений.

Все правонарушения делятся на 2 основные группы:

1) против внутреннего порядка;

2) правонарушения посягающие на международный порядок.

С середины XX столетия появилась следующая классификация международных правонарушений: международные деликты, международные преступления и преступления международного характера.

Международные деликты — это противоправные действия, наносящие ущерб ограниченному кругу субъектов международного права (например, отдельному государству). В этом случае отношения ответственности возникают между государством-правонарушителем и пострадавшим государством, а само правонарушение в силу малозначительности не относится к правонарушениям первых двух групп (например, срыв государственного флага иностранного государства и т. п.).

Уголовное преступление международного характера — это деяние, имеющее международно-общественную значимость, посягающее на интересы нескольких, многих или всех государств (например международный терроризм, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, экстремизм, незаконная перевозка людей, работорговля, покушение на общественных, государственных деятелей, террористическая деятельность не связанная с политикой государства).

— 1982 год конвенция по морскому праву существует статья, указывающая на недопустимость несанкционированного вещания из открытого моря. Прибрежное государство, чьи интересы таким вещанием затрагиваются может прекратить такое вещание всеми способами и средствами регламентируемыми в МП.

В случаях, если такое вещание осуществляется не от имени субъекта МП, т.е. частными лицами и компаниями, то преследование нарушителей будет осуществляться по национальному законодательству прибрежного государства.

Такое поведение бывает посягать на международный правопорядок, т.к. подрывает информационную безопасность и вместе с тем такое правонарушение не будет входить в число преступления международного характера, т.к. нет конвенции в отношении ФЛ.

— Недружественные акты. Совершаются уже субъектами МП, ущемляя интересы других государств. Например, завышение таможенных пошлин, ограничение прав иностранных граждан всех или отдельных государств, национализация иностранной собственности. Формально недружественные акты не являются международными правонарушениями и за них нет ответственности.

Международное преступление представляет собойособо опасное международное правонарушение, деяние, нарушающее столь основополагающие, жизненно важные интересы мирового сообщества, что оно рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, грубо попирающее основные принципы международного права, представляющее угрозу международному миру и безопасности и всему человечеству. К международным преступлениям относятся агрессия, апартеид, геноцид, рабство, наемничество. Международные преступления:

1) совершаются государствами, должностными лицами государств, использующими механизм государства в преступных целях, а также рядовыми исполнителями; совершаются в непосредственной связи с государством;

2) посягают на международный мир и безопасность, угрожают основам международного правопорядка;

3) влекут ответственность государства как субъекта международного права и персональную уголовную ответственность исполнителей.

— Геноцид (ст.6 римского статута). Не просто массовое уничтожение людей, а преступления, которые преследуют цель уничтожения этнических, религиозных или иных групп людей, определенной по какому-либо признаку. Главное – субъективная сторона геноциад для его правильной квалификации.

— Апартеид. Разделение людей по любому признаку на господствующих и подчиненных (цвет кожи, разрез глаз).

— Против мира. Подготовка и развязывание войны, подготовка и ведение военных действий.

— Военные преступления. Грубое нарушение законов и обычаев войны. Нарушение положений гуманитарного права, Женевской Конвенцией 54 года о культурных ценностях и других конвенций об обычаях ведения войны, связанные с запрещением отдельных видов вооружений.

Определение наёмника сформулировано в ст. 47 (2) первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям, подписанного в 1977 г. Наёмником считается лицо, которое:

1. специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооружённом конфликте;

2. фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

3. принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооружённых сил данной стороны;

4. не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

5. не входит в личный состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте;

6. не послано государством, которое не является стороной находящейся в конфликте, для выполнения обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооружённых сил.

— Против человечности. Пытки, угон в рабство, медицинские эксперименты.

— Экоцид — массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Несут именно государство, а в качестве дополнительных – конкретные физические и ЮЛ.

В34.Содержание международной ответственности государства за международно-противоправное деяние.

По характеру международная ответственность бывает двух видов:

— Материальная ответственность.Наступает в случае нарушения государством своих международных обязательств, связанных с применением материального ущерба.

— Нематериальная ответственность. Как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

В теории МП нематериальная ответственность бывает трех видов: моральная, политическая, морально-политическая. Существует такая точка зрения, что моральной ответственности не бывает, а нематериальная ответственность представлена только политической ответственность, так как термин «моральный» подразумевает под собой неправовое основание, а ответственность в МП может наступает только на основании права, а не морали. Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и довольно часто сочетается с материальной ответственностью. Наиболее распространенными формами этого вида ответственности являются реторсии, репрессалии (невооруженные), сатисфакция (удовлетворение), ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой, которые реализуются посредством применения санкций.

Форма международно-правовой ответственности — способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия вследствие совершенного им международного правонарушения.

Формы нематериальной ответственности.

Санкция — мера принуждения, которая применяется к государству, нарушившему международные обязательства. Эта форма ответственности может быть применена как государствами, так и международными организациями. Объем и вид санкции зависит от степени общественной опасности и объёма причиненного вреда. Коллективные санкции в отношении международного правонарушителя могут приниматься только на основании решения Совета Безопасности ООН.

Например, к государству-агрессору могут быть применены следующие меры:

— временное ограничение суверенитета;

— отторжение части территории;

— послевоенная оккупация;

— полная или частичная демилитаризация всей или части территории;

— запрет иметь то или иное вооружение

— экономическая блокада;

-приостановление экономических, дипломатических, транспортных и иных отношений;

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39, 41 и 42 Устава ООН, а также уставами некоторых региональных политических организаций. Почти все виды вышеперечисленных санкции были применены к Германии, Италии и Японии после окончания Второй мировой войны. В 1945 года союзные державы взяли на себя функции верховной власти, осуществляли разоружение и демилитаризацию Германии, ликвидировали нацистские организации.

Следует отметить, что санкция как форма ответственности может быть применена за наиболее тяжкие международно-правовые преступления. Например, в 90-х года 20 века были введены санкции в отношении Ирака после разгрома его вооруженных сил: Ирак был обязан отвести свои войска с территории Кувейта; ему запрещалось иметь ракетное или химическое оружие.

Реторсия – принудительные действия одного государства в отношении другого. Цель этой формы ответственности состоит в восстановлении нарушенного права.

Виды реторсий:

— отзыв посла из государства;

— выдворение из страны такого же числе дипломатов, которое было выдворено ранее из другой страны;

— запрещение въезда в страну;

Например, в 1995 году Литва отозвала своего посла из Латвии в знак протеста против соглашения о разведке нефтяных месторождений, подписанного Латвией с рядом западных компаний. Однако, по мнению Литвы, территория, на которой будет производиться разведка, является спорной и намеченные работы могут нанести ущерб суверенитету и интересам этого государства.

Репрессалии – это принудительные действия одного государства в отношении другого. Репрессалии применяются в ответ на неправоверные действия другого государства с целью восстановления нарушенного права. При этом восстановление должно быть равным тому объему вреда, который был причинен.

Виды репрессалий:

— разрыв дипломатических отношений;

— запрет на вывоз товаров и услуг с территории государства-нарушителя;

Например, в 1994 году президент США подписал билль «Об ужесточении санкции против Кубы» в ответ на атаку кубинскими военными истребителями гражданских самолетов эмиграционной организации, в результате которой погибли 4 летчика. Кроме этого, были приостановленные чартерные авиарейсы между США и Кубой, введены новые барьеры для кубинских дипломатов, отказ иметь дело с иностранными компаниями, занимающимися бизнесом на Кубе.

Репрессалии должны быть прекращены в случае получения удовлетворения от противоположной стороны. В настоящее время МП запрещает применять вооруженные репрессалии в качестве средства разрешения споров, но, тем не менее, это не исключает на основании статьи 51 Устава ООН на самооборону от агрессии.

От репрессалии следует отличать реторсию — ответную акцию в связи с недружественными действиями, не составляющими правонарушения (например, отзыв посла в ответ на недружественное заявление).

Сатисфакция — предоставление государством, нарушившим международные обязательства, удовлетворения государству, за ущерб который был причинен его чести и достоинству.

Виды сатисфакций:

— официальное принесение извинений;

— выражение сожаления или сочувствия;

— заверение в том, что подобные неправомерные действия не будут иметь место в будущем;

Например, в октябре 1994 года на восточном вокзале Варшавы российские граждане подверглись ограблению рэкетирами, а полиция в ответ на жалобы избила ограбленных и травила их газом. Во время визита в Москву министр внутренних дел Польши принес официальное извинение. Но сатисфакция может иметь место только в том случае, если реституцией или компенсацией невозможно обеспечить полного возмещения. Сатисфакция является средством возмещения вреда, не подающегося финансовой оценке. Сатисфакция не должна носить карательный характер и предусматривать штрафные санкции, причем формы сатисфакции не должны принимать унизительный характер.

Ресторация – восстановление первоначального состояниями какого-либо материального объекта. Например, восстановление качества и чистоты воды, загрязненной по его вине.

Особые формы ответственности– приостановление прав и привилегий в международной организации, лишение права голоса, права представительства вплоть до исключения из международной организации. Например, за агрессию против Финляндии вопреки существовавшему международному договору между СССР и Финляндией «О ненападении» от 21 января 1932 года СССР был исключен из Лиги Наций в 1940 году.

К материальному виду ответственности относятся следующие формы:

Репарация– это возмещение материального ущерба в денежном выражении, товарами или услугами. Сумма репарации как правило значительно меньше объема ущерба, причиненного войной. Например, по решению Крымской конференции 1945 года репарация с Германии составила всего 20 млрд. долларов, что даже несопоставимо с нанесенном Советскому Союзу ущербу в целом. По решению Международного суда ООН правительство США в 1996 году выплатило Ирану компенсацию в размере 131 млн. долларов за сбитый американскими войсками пассажирский самолет.

Реституция – восстановление положения, которое существовало до противоправного деяния. Одной из форм реституции является возврат в натуре имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с территории противника. Объектом реституции может быть также неправомерно изъятое имущество в мирное время или же отмена какого-либо правового акта. В судебной практике распространен термин «юридическая реституция». Этот вид реституции предполагает изменение юридической ситуации. Такие случаи включают в себя:

— отзыв, отмену или изменение законодательного положения, принятого при нарушении норм МП;

— пересмотр судебной неправомерной меры, принятой в отношении какого-либо лица или имущества;

Субституция– разновидность реституции, она представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества.

Компенсация как форма материальной ответственности назначается за ущерб причиненный государством, так как такой ущерб не возмещается реституцией. Такой ущерб включает в себя любой исчисляемый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду. Это наиболее распространенный вид санкции. Компенсация, как правило, предполагает денежную выплату.