Понятие систематизации законодательства

Система права—строение права, деление его на взаимодействующие части и элементы.

Система права характеризуются:

— единством и согласованностью норм, ее составляющих;

— разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

— объективностью строения;

— иерархичностью;

— непротиворечивостью.

Система права включает в себя:

— норму права — мельчайшую частицу («кирпичик», «молекулу») права;

— правовой институт — совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

— подотрасль права — совокупность относительно обособленных юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

— отрасль права — совокупность относительно обособленных юридических норм, подотраслей и правовых институтов, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений своим особым методом.

Юридические критерии деления права на элементы:

— предмет правового регулирования, т.е. определенная сфера общественных отношений, на которую направлено правовое регулирование;

— метод правового регулирования, т.е. система определенных приемов (средств), при помощи которых регулируются общественные отношения.

Методы правового регулирования:

–– императивный (метод властных предписаний, субординации);

–– диспозитивный (метод равноправия сторон, координации);

–– рекомендательный;

–– поощрительный.

Законодательство:

— совокупность нормативно-правовых актов, действующих в государстве (в широком понимании);

— совокупность нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти (в узком понимании).

Система законодательства —совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

Соотношение системы права и системы законодательства:

— если система права — это внутреннее строение права, то система законодательства — внешняя форма его выражения;

— право не может существовать вне законодательства, законодательство же не может существовать вне права.

Система законодательства делится:

— отраслевое законодательство (государственное, уголовное, гражданское, административное, земельное и т.д.);

— внутриотраслевое законодательство (авторское, наследственное право как части гражданского законодательства);

— межотраслевое законодательство (милицейское, хозяйственное, экологическое, военное и др.);

— федеральное и республиканское законодательство;

— конституционное и текущее законодательство.

Система законодательства совершенствуется при помощи:

— систематизации, т.е. проводимой органами государства деятельности по упорядочению действующего законодательства, приведения его в определенную систему.

Основные цели систематизации законодательства:

— устранение противоречий между различными отраслями законодательства;

— обеспечение верховенства Конституции, законов государства над подзаконными нормативно-правовыми актами;

— исключение дублирования в процессе регулирования общественных отношений;

— восполнение пробелов в законодательном регулировании общественных отношений;

— создание более удобных условий для пользователей, правоприменителей.

Формы систематизации:

1. Учет нормативно-правовых актов, т. е. сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и т. д. действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение.

Виды учета законодательства:

— журнальный;

— картотечный;

— автоматизированный («Консультант-Плюс», «Гарант», Кодекс» и др.)

— ведение контрольных текстов действующих нормативно-правовых актов.

2. Инкорпорация, т. е. подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативно-правовых актов.

Виды инкорпорации:

По юридической силе издаваемых сборников:

— официальная;

— официозная (полуофициальная);

— неофициальная.

По характеру расположения материала:

— хронологическая;

— систематическая;

По объему охватываемого нормативного материала:

— генеральная (полная);

— частичная.

3. Консолидация, т. е. объединение нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу в один укрупненный акт.

4. Кодификация, т. е. коренная переработка действующих нормативных актов в определенной сфере общественных отношений.

Виды кодификации:

— всеобщая («кодекс кодексов»);

— отраслевая (Уголовный, Гражданский);

— специальная (комплексная) (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы).

Виды кодификационных актов:

1.основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. (Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре и др.);

2. кодекс — крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению (отраслевые и комплексные (межотраслевые));

3. уставы — комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов или сферу хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта), либо определяющие правовой статус субъекта федерации;

4. положения — регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа или группы однородных органов и учреждений (Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.);

5. правила — содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

Систематизация

Систематиза́ция (от др.-греч. σύστημα «целое; состоящее из частей» + facere «делать») — мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа. Один из основных видов систематизации — классификация, то есть распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К систематизации приводит, кроме того, формирование причинно-следственных взаимоотношений между изучаемыми фактами (к примеру, в курсе истории), вычленение основных единиц материала, что даёт возможность рассматривать определённый объект как часть единой системы. Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Также обозначает совокупность результатов процессов, которые собраны в единое целое, впоследствии представляя собой некую систему.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:1 113 585 1 176
  • ✪ 22. Систематизация информации
  • ✪ Бошно С.В. Систематизация законодательства
  • ✪ Чеклист Систематизация бизнеса

Субтитры

Понятие и формы систематизации законодательства

⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 68

Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. Цель — стабилизация правопорядка, приведение нормативно-правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определённым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Формы:

1. Кодификация — это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. Кодификация — это наиболее сложная и совершенная форма систематизации. Посредством ее создается единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный НПА.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию делятся на 3 вида.

1.1. Основы законодательства — это НПА, устанавливающий важнейшие положения (основные начала) определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма кодификации используется в федеративных (союзных) государствах.

1.2. Кодекс — наиболее распространённый вид кодификации актов, действующих в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности.

1.3. Устав, положение — это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами. Кодификационными актами являются общевоинские уставы, действующие в вооруженных силах, Устав железных дорог.

Виды: всеобщая, отраслевая, специальная.

2. Инкорпорация — объединение в сборники или собрания действующих НПА в определенном порядке без качественного изменения их содержания. В результате производится внешняя обработка действующего законодательства.

При внешней обработке НПА располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

Содержание НПА, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяется. В них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Виды:

Официальная инкорпорация — это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих НПА. Издаваемые сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Инициатором этого вида выступает правотворческий орган, издавший НПА.

Различают 2 вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную.

Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение НПА производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

Предметная инкорпорация — упорядочение действующих НПА по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности.

Неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Она обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале.

Полуофициальная (официозная) инкорпорация – инициатива обработки принадлежит правотворческому органу, а дальнейшее не за ним.

3. Консолидация — это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких НПА, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный НПА без качественного изменения содержания.

Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты кодификации и инкорпорации. Консолидационный акт является сводным НПА — и это формально сближает его с кодификацией, а тот факт, что он по существу не вносит ничего нового в регулирование общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. Сведённые НПА утрачивают свою силу по отдельности.

4. Учет – сбор, обработка, хранение сведений о НПА.

Виды: алфавитно-предметный словник, рубрикатор отраслей законодательства, журнальный учет; картотечный учет; автоматизированный учёт.

Система законодательства – совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм (совокупность законов и подзаконных НПА).

По вертикали – по уровню юридической силы, в зависимости от органа, издающего НА: законы, издаваемы Парламентом, нормативные указы главы государства, постановления (нормативные) Правительства, нормативные акты министерств, ведомств, нормативные акты муниципальных органов.

По горизонтали – по сферам регулируемых общественных отношений – гражданское, трудовое, семейное законодательство.

Date: 2015-09-17; view: 720; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Возникновение, изменение, прекращение правоотношений регламентируется огромным количеством нормативно-правовых актов. Для того чтобы облегчить процесс использования этих актов и тем самым усилить эффективность правового регулирования, следует систематизировать законодательство, придать ему четко структурированный характер.

Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность компетентных субъектов по упорядочению нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике, устранения возможных противоречий, неточностей, пробелов и, таким образом, совершенствования системы законодательства в целом.

Систематизация законодательства необходима для:

– дальнейшего развития и совершенствования законодательства;

– правильного уяснения и применения нормативно-правовых актов;

– облегчения поиска необходимого нормативного материала;

– устранения противоречий, неточностей, повторов, пробелов в действующем законодательстве;

– формирования правового сознания и правовой культуры лиц вовлеченных в правоотношения, регламентированные посредством законодательства.

Значение систематизации законодательства состоит в повышении эффективности правотворческой деятельности и обеспечении качественной реализации правовых норм в оптимальные сроки.

Видами систематизации являются кодификация, инкорпорация, консолидация, учет.

Кодификация – наиболее сложная форма систематизации, представляющая собой целенаправленную деятельность компетентных государственных органов, направленную на качественную (как внешнюю, так и внутреннюю) переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей, противоречий, пробелов. Конечным результатом кодификации является принятие нового комплексного нормативно-правового акта (кодифицированного акта), в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты.

В результате кодификационной деятельности происходит качественная переработка действующих правовых норм, а в необходимых случаях формулируются новые нормы права. Как правило, кодифицированные акты характеризуются относительно большим объемом, высокой юридической целостностью и внутренней согласованностью, стабильностью, устойчивостью, важностью регулируемых общественных отношений и тщательной подготовкой проекта.

В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, федеральных служб и т. п.). В этой сфере стоит задача сокращения количества актов, повышения согласованности актов, принимаемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативно-правовые акты.

Инкорпорация – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в разного рода сборниках.

В процессе инкорпорации систематизируемые акты не претерпевают изменений. В отличие от кодификации, результатом которой является появление нового источника права – кодифицированного акта, в котором «растворяются» взятые для систематизации нормативные акты, инкорпорация не предполагает утрату индивидуальной юридической силы актами, объединяемыми в инкорпорированном сборнике, сам сборник не является самостоятельным источником права.

В зависимости от субъектов, осуществляющих инкорпорацию законодательства, различают официальную и неофициальную инкорпорацию.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени государства компетентными государственными органами. На официальные инкорпорированные сборники, содержащие в себе те или иные нормативно-правовые акты, следует ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности. Примерами официальной инкорпорации являются Собрание законодательства РФ, Собрание актов Президента и Правительства РФ и др.

Неофициальная инкорпорация осуществляется в целях реализации личных, либо корпоративных (ведомственных) интересов. Неофициальные инкорпорированные сборники не имеют юридического значения. Ссылки на них в официальных документах не допускаются. Примерами неофициальной инкорпорации являются: Сборник кодексов РФ, инкорпорированные сборники ведомственного характера и т. п.

Инкорпорация и кодификация имеют следующие основания:

1. Инкорпорация – постоянный процесс упорядочения действующего законодательства, не меняющий его содержания. Кодификация же, напротив, осуществляется периодически, в зависимости от накопления нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки и объединения в целом или по отдельным отраслям.

2. Результатом инкорпорации является собрание или сборник изданных в разное время нормативно-правовых актов, содержание которых точно повторяет официальный источник, при этом сам сборник не является самостоятельным источником права. Кодификацию завершает новый как по форме, так и по содержанию правовой акт, являющийся самостоятельным источником права.

Консолидацияпредставляет собой вид систематизации, в котором сочетаются характерные черты кодификации и инкорпорации. В результате консолидации создается новый источник права – консолидированный акт, что является признаком кодификации. Вместе с тем акты, объединяемые в рамках консолидированного акта, не теряют индивидуальной юридической силы – признак инкорпорации. Примером консолидированного акта является Конституция России в период с апреля 1992 г. по декабрь 1993 г. В этот период в качестве дополнительного раздела в Конституцию был включен Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

Учет – простейшая форма систематизации, смысл которой заключается в упорядочении имеющейся информации, и группировке систематизируемых материалов в специальные предметные блоки.

В зависимости от способа сбора учитываемой информации можно различать:

– документарный (письменный) учет,

– электронный учет.

При этом необходимо учесть, что современный уровень развития компьютерной техники делает последний вариант наиболее удобным и эффективным. Документарный учет осуществляется путем составления алфавитно-предметных словарей; рубрикаторов отраслей законодательства; картотек; заполнения учетных журналов. Электронный, в частности, осуществляется путем использования автоматизированных справочно-поисковых систем («Кодекс», «Консультант–плюс», «Гарант» и т. п.).

Нормативные акты принимаются различными органами в раз­личное время, в различных пространственных пределах и по разно­му поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действу­ющих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем обществен­ные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами норма­тивные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответ­ствующую систему.

Отсюда, систематизация — это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разреше­ния юридических конфликтов, ликвидации пробелов. Выделяют такие виды систематизации, как:

1) инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое зна­чение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкор­порация – самый простой вид систематизации. Инкорпорация под­разделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации, ко вто­рой – сборники нормативных материалов по отраслям права, изда­ваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На не­официальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в про­цессе рассмотрения юридических дел, например в суде;

2) консолидация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значе­ние. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относи- мости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является «компромиссной» систематизацией, сочетающей в себе черты ин­корпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодифи­кации,

3) кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые пра­вила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность.

Поэтому кодификация — способ правотворчества, наиболее слож­ный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодатель­ства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значи­тельная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатыва­ются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого-либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержа­нию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодифика­ции: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы, во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс, в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере.