Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское образование юриста: реформа и ее последствия

После проведения образовательной реформы понятие «послевузовское образование» сильно изменилось. Теперь аспирантура относится к последней ступени высшего образования, соискательство называется прикреплением, а докторантура и вовсе считается наукой. Рассмотрим, какие изменения произошли с послевузовским образованием после 1 сентября 2013 года на примере образования юристов.

Аспирантура

Основным и самым важным нововведением можно назвать отнесение аспирантуры к последней ступени высшего образования (п. 2 ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – закон об образовании). Аспирантура стала по сути трехлетними курсами повышения квалификации, поскольку защита диссертации по окончании обучения не предусмотрена, а выпускникам присваивается квалификация «Исследователь» либо «Преподаватель-исследователь».

Поступить в аспирантуру по-прежнему можно только после получения диплома специалиста или магистра. Обучение может быть как бесплатным, так и платным. Сроки приема документов и вступительных экзаменов устанавливаются образовательной организацией (письмо Минобрнауки России от 21 февраля 2014 г. № АК-318/05 «О приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2014/2015 учебный год», далее – Письмо) и публикуются на официальных сайтах вуза (п. 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, далее – Порядок приема в аспирантуру). Кроме того, на этих же сайтах должны быть размещены сведения об образовательном учреждении, количестве поданных заявлений, проводимых вступительных экзаменах и их итогах. Поступающие в аспирантуру могут подать документы лично, через доверенное лицо, по почте либо в электронной форме (если такая возможность предусмотрена в организации). Для тех, кто хочет пробовать свои силы сразу в нескольких вузах, предусмотрена возможность подачи копий документов. В качестве вступительных экзаменов поступающие сдают специальную дисциплину, философию, иностранный язык в устной, письменной или в иной, установленной образовательной организацией, форме (п. 39 Порядка приема в аспирантуру).

Для желающих поступить в аспирантуру по специальности «юриспруденция» Минобрнауки России подготовило приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция» (уровень подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре; далее – приказ об утверждении образовательного стандарта), который в настоящее время проходит антикоррупционную экспертизу. И это несмотря на то, что в самом приказе указана дата вступления документа в силу – 1 сентября 2014 года. Как заверил нас замминистра Минобрнауки России Александр Климов, все образовательные стандарты уже подготовлены и подписаны руководством Минобрнауки России. «Мы рассчитываем на то, что к началу обучения все стандарты по аспирантуре будут приняты», – заявил он. При этом в некоторых учебных заведениях вступительные экзамены в аспирантуру давно начались – например, 5 сентября в МГУ имени М.В. Ломоносова; 8 сентября в Российском государственном гуманитарном университете; 9 сентября в Российской академии правосудия; 10 сентября в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

МНЕНИЕ

Петр Касаткин, начальник управления научной политики МГИМО (У) МИД России, эксперт Рособрнадзора, доцент кафедры мировых политических процессов, к. п. н.:

«Как мне представляется, цель законодателя – привести существующую в России образовательную систему в гармонию со сложившейся в Европе и США трехступенчатой системой высшего образования. Если ранее в Советском Союзе высшее образование было преимущественно одноступенчатым и окончание вуза завершалось получением диплома специалиста, то сейчас образовательная траектория обучающихся может складываться из трех компонентов. Такая вариативность представляется целесообразной с точки зрения потребителя образовательных услуг: в случае потребности человека в корректировке своих предпочтений он получает возможность сделать это при переходе не только из бакалавриата в магистратуру, но и позднее, при переходе из магистратуры в аспирантуру».

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (далее – Стандарт), обучение по программе аспирантуры осуществляется в очной и заочной формах обучения (п. 3.2 Стандарта). Срок обучения в очной аспирантуре составляет три года, в заочной – от 3,5 до 4 лет по усмотрению организации. В п. 4.3 Стандарта указано, что во время обучения аспиранты готовятся к научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Очевидно, что изучение аспирантами дисциплин психолого-педагогического направления позволит повысить уровень методической подготовленности преподавателей высшей школы. «Я имею высшее педагогическое образование и вижу значительную нехватку психолого-педагогического образования среди своих коллег-преподавателей. Думаю, теперь лекторы научатся чувствовать методику преподавания, психологические нюансы различных категорий обучающихся, что позволит им быстрее адаптироваться к любой аудитории», – делится Марина Рыбкина, директор юридического института Санкт-Петербургского университета управления и экономики, профессор, д. ю. н.

Хочется верить, что преподаватели-практики также останутся в учебных заведениях, пусть даже читая спецкурсы и проводя мастер-классы. «Существующие в настоящее время квалификационные требования не ограничивают преподавателей-практиков в возможностях преподавать в высшей школе даже в случае отсутствия у них послевузовского образования», – утверждает Петр Касаткин, начальник управления научной политики МГИМО (У) МИД России, эксперт Рособрнадзора, доцент кафедры мировых политических процессов, к. п. н.

По словам Александра Климова, 90% новых образовательных стандартов по аспирантуре формируется образовательной организацией. Программа аспирантуры включает в себя обязательную (базовую) и вариативную части и состоит из четырех блоков: дисциплины (модули), практики, научно-исследовательская работа, государственная итоговая аттестация (п. 6.1, п. 6.2 Стандарта). При этом блок «дисциплины» состоит из модулей, относящихся и к базовой, и к вариативной части программы. Блок «практики» в полном объеме относится к вариативной части программы и включает в себя обязательную педагогическую практику (п. 6.4 Стандарта). Блок «научно-исследовательская работа» в полном объеме относится к вариативной части программы. И последний блок, «государственная итоговая аттестация», относится к базовой части программы. В него входит подготовка и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы (п. 6.6 Стандарта). «Мы считаем, что такая свобода в выборе программ – это правильно, потому что в основе любого обучения в аспирантуре лежит конкретное исследование. Максимальная вариативность дает возможность научному руководителю вместе с аспирантом сформировать ту программу, которая соответствует его научным интересам и теме будущей квалификационной работы», – отметил Александр Климов.

Выпускная квалификационная работа не является эквивалентом диссертации, однако фактически требования к ним совпадают. По окончанию учебы при наличии трех опубликованных статей в установленных ВАК научных изданиях и высокой оценки экзаменационной комиссии за выпускную квалификационную работу защита этой работы может приравниваться к предзащите кандидатской диссертации. В таком случае аспирант сможет после окончания аспирантуры защитить работу в диссертационном совете.

Прикрепление к кафедре для подготовки диссертации

После вступления в силу Закона об образовании исчезло понятие «соискатель». В этой связи в 2013 учебном году многие вузы приостановили прием документов на данную форму обучения (например, ГУ-ВШЭ, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Российская академия правосудия, Университет имени О.Е. Кутафина), а Институт государства и права Российской академии наук начал набирать желающих на «стажировку» (под которой понималось то же соискательство). С 1 июня 2014 года лица, которые хотят прикрепиться к кафедре для подготовки диссертации на соискание ученой степени, снова имеют возможность сделать это. Прикрепление возможно при наличии диплома специалиста или магистра (п. 1 Порядка прикрепления лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), далее – Порядок прикрепления лиц). Срок прикрепления – не более трех лет (вместо прежних пяти). В целях прикрепления для подготовки диссертации наиболее способных к самостоятельной научной деятельности лиц комиссия осуществляет их отбор на основе представленных документов. Прикрепление к кафедре для подготовки диссертации может происходить как платно, так и бесплатно в зависимости от политики вуза.

«Полагаю, что исключение соискательства и введение понятия «прикрепление для подготовки диссертации» связано с унификацией терминологии в данной сфере и не более…», – поясняет Марина Рыбкина.

Докторантура

Докторантура как форма получения послевузовского образования исключена из закона об образовании и относится теперь к сфере науки. На лиц, принятых в докторантуру после 1 января 2014 года, распространяется Положение о докторантуре (утв. постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2014 г. № 267). Кроме того, законодатель разработал новый порядок направления в докторантуру. Теперь поступить в учебное заведение для защиты докторской диссертации могут работники, получившие направление из организации, в которой они занимаются педагогической и (или) научной (научно-исследовательской) деятельностью. Для поступления в докторантуру работник должен иметь:

  • ученую степень кандидата наук или эквивалентную ей (в случае получения ученой степени за границей);
  • стаж педагогической и (или) научной работы не менее пяти лет;
  • трудовой стаж в направляющей организации не менее одного года;
  • научные достижения; патенты на изобретения, полезную модель, промышленный образец; селекционные достижения; свидетельство о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем;
  • план подготовки диссертации (п. 4 Положения о докторантуре).

Подготовка диссертации осуществляется в срок до трех лет. Для оказания помощи докторанту в подготовке диссертации принимающей организацией может быть назначен научный консультант из числа докторов наук (п. 16 Положения о докторантуре). Подготовка диссертации может осуществляться и в направляющей организации.

Ученый (научный, научно-технический) совет принимающей организации утверждает индивидуальный план докторанта, согласованный с научным консультантом (если он есть). Ученый (научный, научно-технический) совет ежегодно заслушивает отчет докторанта о выполнении его индивидуального плана и выдает докторанту заключение о результатах рассмотрения отчета для представления в направляющую организацию.

МНЕНИЕ

Марина Рыбкина, директор юридического института Санкт-Петербургского университета управления и экономики, профессор, д. ю. н.:

«Вводя трехуровневую систему высшего образования, законодатель, безусловно, стремился добиться соответствия международным стандартам образования. Однако, в научной среде возник вопрос, связанный с уровнем «аспирантура-докторантура», поскольку в этой части существуют значительные отличия российской системы научных степеней от международных. Например, ученая степень PhD, присуждаемая в ряде стран, хотя во многих иностранных университетах и соответствует степени доктора наук, в России может быть приравнена к степени кандидата наук только после нострификации. Надеюсь, скоро законодатель разъяснит свою позицию в указанном вопросе».

Порядок защиты диссертаций и присуждения ученых степеней

Аттестационные дела лиц, защитивших диссертации до 1 января 2014 года, будут рассматриваться Минобрнауки России до 1 января 2015 года в порядке, действовавшем до вступления в силу постановления Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» (далее – Постановление № 842). А для тех, кто только готовится к защите, следует руководствоваться уже Постановлением № 842. Данный документ внес существенные изменения и признал утратившими силу многие нормы постановления Правительства РФ от 30 января 2002 г. № 74 «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» и утвержденного им Положения о порядке присуждения ученых степеней.

При сравнении основных норм Положения о присуждении ученых степеней и Положения о порядке присуждения ученых степеней (в редакции от 20 июня 2011 года) видно, что требования к соискателям ученых степеней ужесточились. Так, если раньше результаты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук должны были быть опубликованы хотя бы в одном рецензируемом журнале или издании, то теперь обязательно иметь не менее трех публикаций в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук, и не менее двух – в остальных областях. Соискателям ученой степени доктора наук теперь нужно иметь не менее 15 публикаций в области искусствоведения и культурологии, социально-экономических, общественных и гуманитарных наук и не менее 10 публикаций в остальных областях (п. 13 Положения о присуждении ученых степеней). Раньше количество публикаций на соискание ученой степени доктора наук не было определено (п. 10 Положения о порядке присуждения ученых степеней в редакции от 20 июня 2011 года). Кроме того, теперь соискатель ученой степени может представить диссертацию только на правах рукописи, хотя раньше ему позволялось сделать это также в виде опубликованной монографии, а соискателям ученой степени доктора наук и в виде научного доклада (п. 15 Положения о присуждении ученых степеней; п. 8 Положения о порядке присуждения ученых степеней в редакции от 20 июня 2011 года).

В п. 17 Положения о присуждении ученых степеней содержится норма о конфликте интересов, которой ранее не было. Теперь соискателю ученой степени, являющемуся президентом (руководителем, его заместителем) организации, запрещается представлять к защите диссертацию в диссертационный совет, созданный на базе этой организации. Кроме того, руководителю органа государственной власти или местного самоуправления, а также государственному (муниципальному) служащему, выполняющему работу, которая влечет за собой конфликт интересов, запрещается представлять к защите диссертацию в диссертационный совет, созданный на базе организаций, находящихся в ведении этих органов.

Ряд нововведений направлен на борьбу с плагиатом. С 1 января 2014 года решение диссертационного совета о приеме или об отказе в приеме диссертации к защите размещается в Интернете. При отказе в приеме диссертации к защите ее текст в течение пяти дней с официального сайта удаляется. Если решение об отказе связано с отсутствием или недостоверностью ссылок на автора и (или) источник заимствования, текст диссертации размещается на официальном сайте на 10 лет с указанием причины отказа в ее приеме к защите (п. 19 Положения о присуждении ученых степеней). При принятии к защите диссертации в сети размещается полная информация о соискателе, а также текст работы. При этом законодатель установил четкий срок публикации: не позднее чем за два месяца до дня защиты на соискание ученой степени кандидата наук и не позднее чем за три месяца – на соискание ученой степени доктора наук. Сведения о ведущей организации и ее отзыв на диссертацию также размещаются в Интернете не позднее чем за 10 дней до дня защиты диссертации. После защиты текст работы должен быть доступен еще в течение семи месяцев у кандидата наук и девяти месяцев – у доктора (п. 26 Положения о присуждении ученых степеней). Таким образом, открытость и гласность всех действий при подготовке и защите диссертаций существенно повысится.

В качестве оснований для отказа в приеме диссертации к защите в Положении о присуждении ученых степеней указано использование в диссертации заимствованного материала без ссылки на автора и (или) источник заимствования, без указания на соавторство (п. 20 Положения о присуждении ученых степеней).

Кроме того, законодатель ужесточил требования к оппонентам и ведущей организации. Положением о присуждении ученых степеней установлено, что оппоненты не могут быть работниками одной организации (раньше допускалось обратное). А в качестве ведущей организации не может выступать организация, в которой работает соискатель или его научные руководители (п. 24 Положения о присуждении ученых степеней).

Ректоры двух ведущих вузов страны (ректор СпбГУ Николай Кропачев и ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий) обратились в Правительство РФ с предложением позволить им выйти из-под контроля Высшей аттестационной комиссии и дать возможность самостоятельно присуждать ученые степени с выдачей соответствующих дипломов. Исполнительная власть поддержала данную инициативу, и в настоящий момент готовятся соответствующие нормативно-правовые акты. При этом СпбГУ и МГУ имени М.В. Ломоносова выбрали разные подходы к проведению самой защиты. СпбГУ планирует формировать временные Советы, состоящие из экспертов разных вузов и даже разных стран, специально под каждого соискателя ученой степени. В этом случае Ученый совет СпбГУ должен утвердить решение временного Совета. После защиты диссертации Совет распускается. Такая модель широко известна в Европе и США.

Еще один возможный вариант работы: создание постоянных Советов, на которые можно приглашать ученых из разных вузов и стран в зависимости от темы диссертационного исследования. «Я думаю, что пока мы будем пробовать и ту, и другую модель, – заявил Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, д. ф.-м. н, академик РАН. – Дорожная карта уже разработана, и к 2020 году мы планируем полностью уйти от ранее созданных советов ВАКа. Если мы начнем защиту у себя, то ВАК нам будет уже не нужен».

МНЕНИЕ

Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, д. ф.-м. н, академик РАН:

«Было время, когда система защиты кандидатских и докторских диссертаций в России была не очень хорошо отлажена. Порой ВАК работал недобросовестно, и хотя отдельные ученые понимали, что это халтура, ситуация в целом не менялась. Чтобы переломить сложившуюся практику, есть несколько путей. Первый: ввести более строгие нормы, сократить количество Советов, жестко контролировать процесс защиты диссертаций. Это сложный путь, но законодатель принял решение идти по нему. Второй вариант давно известен в Европе и Америке. Я имею в виду возможность проводить защиту на ученом совете конкретных университетов. Это означает и возложение ответственности за результаты такой защиты. МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ решили идти именно по этому пути».

Послевузовское профессиональное образование

Послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование. Хотя по названию эта система — часть образования, по содержанию она представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую работу, по результатам которой присуждается ученая степень.

В Западной Европе и Северной Америке, а также в некоторых странах СНГ термины послевузовское образование или последипломное образование (graduate education или postgraduate education, англ.), относятся к академическим степеням магистра и доктора философии. В настоящее время делаются попытки унифицировать систему послевузовского образования в рамках Болонского процесса.

Степени и квалификации

Основная статья: Учёные степени и звания

Термин «ученая степень» означает определенную квалификационную ступень в академической карьере.

Хотя высшее образование как система существовало еще в Древней Греции, концепция «послевузовского» образования зависит от системы повышения уже имеющейся квалификации и ранжирования специалистов по уровню квалификации. В этом смысле появление степеней относят к эпохе средневековых арабских медресе и западноевропейских университетов.

Прототип докторской степени появился в арабских школах шариатского права, мазхабах, в IX веке. Чтобы получить право преподавать и публиковать толкование законов, их студент должен был не только учиться около четырех лет в одном из масхабов, принадлежащих особой гильдии правоведов, но и не менее десяти лет после этого проходить дополнительный курс обучения, после чего сдать экзамен, в ходе которого проверялась оригинальность его диссертации и его способность отстаивать свое мнение в открытом диспуте с квалифицированными правоведами. Прошедший испытание получал титул доктора права.

В средние века эта практика была воспринята в западноевропейских университетах . Для получения степени бакалавра необходимо было учиться там до шести лет, а степени магистра или доктора — еще до двенадцати лет. На первом этапе обучение проходило на факультете искусств и состояло в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум). В центре обучения была логика. Получив степень бакалавра, студент мог выбрать один из факультетов, присваивающих более высокие степени, по теологии, праву или медицине. Наиболее престижной и трудной для достижения считалась степень по теологии.

Степени магистра и доктора в течение некоторого времени считались эквивалентными, первые присваивали в Парижском университете и на севере Европы, а вторые — в Болонском и других университетах юга этой части света. В Оксфорде и в Кембридже звание магистра присваивали уже на факультете искусств, а на прочих факультетах — докторскую степень. Соответственно, в Англии докторская степень считалась старше магистерской. Основным смыслом присвоения степени было официальное разрешение на преподавание.

Послевузовское образование в разных странах

Великобритания

Для начала работы над магистерским дипломом или диссертацией обычно требуется степень бакалавра или магистра. Сначала студент получает квалификацию магистра философии (Master of Philosophy, M.Phil.), и только потом, если научно-исследовательская работа завершается успешно, присваивают степень доктора философии. Финансирование для такого рода исследований предоставляется по результатам конкурса институту, а не самому студенту, хотя бывают и исключения из этого правила. Существует ряд стипендий для получения квалификации магистра, но большинство студентов обучается за свой счет. Стипендий для работы над диссертацией сравнительно больше, особенно по естественным наукам. Заявки на финансирование от студентов из-за рубежа принимаются, по меньшей мере, за год до их прибытия. Чаще всего стипендия покрывает не всю оплату за обучение, а только разницу между платой, установленной университетом для местных (и приравненных к ним студентов из стран Евросоюза) и прочих иностранных студентов.

США

К работе над магистерским дипломом или диссертацией допускаются только бакалавры с высокими оценками по профилирующим дисциплинам и рекомендациями от преподавателей. Для специализации по естественным и некоторым общественным наукам важно также иметь некоторый опыт в проведении научных исследований, полученный ранее, а для остальных общественных наук — наличие публикаций. Многие университеты требуют также личное заявление (обычно называемое Заявлением о намерениях, Statement of Purpose или Letter of intent), с указанием предпочтительной области исследований. От кандидатов из-за рубежа нередко требуется также сдать TOEFL (тест по английскому языку) и пройти собеседование.

Иногда (но не всегда) получение степени магистра подразумевает продолжение работы над диссертацией. Если диссертация по окончании работы не была представлена, студент получает квалификацию магистра философии (Master of Philosophy, MPhil, или Candidate in Philosophy, C.Phil.). Нередко кроме дипломного проекта или диссертации требуется сдать один или несколько экзаменов и показать себя на преподавательской работе.

Работа над дипломным проектом занимает около двух, а над диссертацией — от четырех до восьми лет. Например, чтобы получить ученую степень по астрономии требуется 5-6 лет. При этом длительность работы зависит от выбора специализации, для теоретиков достаточно 5 лет, а для наблюдений из-за погодных условий времени требуется больше.

Финансирование нередко является обязанностью научного руководителя, который в этом случае является одновременно наставником и работодателем. Когда студенты привлекаются к преподавательской работе, они могут получать стипендию. Со стороны института возможна также финансовая поддержка для участия в конференциях. Некоторые студенты могут получить стипендию от сторонних финансирующих организаций, таких как Национальный научный фонд (США). Шансы получить финансирование выше при специализации в естественных науках.

Студенты из-за рубежа финансируются на общих основаниях с местными, но федеральные субсидии от НСФ и других организаций, займы для получения образования и некоторые другие источники финансирования зависят от гражданства, наличия разрешения на постоянное жительство или официального статуса беженца . Кроме того, иностранные студенты несут дополнительные расходы на международные поездки, оформление визы и иные платежи .

Россия

Количество магистрантов и аспирантов в разных странах Европы, данные ЮНЕСКО за 2007 г.

Из-за традиционных различий в национальных системах высшего образования и недавнего вступления России в Болонский процесс положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны квалификация «магистр» относится к уровням высшего образования, с другой стороны магистратура является системой повышения квалификации лиц, уже имеющих высшее образование (с квалификациями «бакалавр» или «специалист»).

Подготовка диссертации на соискание учёных степеней осуществляется двумя основными способами:

  1. в аспирантуре (докторантуре) вуза или научной организации,
  2. путём прикрепления соискателем к вузу или научной организации для подготовки диссертации.

В последнем случае длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов и докторантов.

Также выделяются специализированные формы подготовки:

  • адъюнктура — аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации, МЧС и МВД.
  • клиническая ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Магистранты и аспиранты обычно получают небольшую стипендию. Финансирование научной работы, как правило, возлагается на выпускающую кафедру и факультет. Также источником финансирования может служить учреждение, в интересах которого ведётся научная работа.

См. также

  • Интернатура
  • Магистратура
  • Аспирантура. Портал аспирантов

Ссылки

В Викисловаре есть статья «адъюнктура»

В большинстве случаев по окончании ВУЗа выпускники спешат устраиваться на работу в рамках полученной профессии.

На самом деле у них есть выбор: идти работать или продолжить обучение. В России успешно развивается послевузовская система образования.

Она представляет собой продолжение научно-исследовательской деятельности специалистом или магистром с целью повышения профессионализма, компетентности и присуждения ученой степени.

Основные этапы академической карьеры

Система послевузовского образования в России представлена следующим образом:

  1. Аспирантура (адъюнктура). На данном этапе выпускники ВУЗов (не ниже магистратуры или специалитета) могут подать документы в ВУЗ с целью поступления в аспирантуру. Обучение проходит по очной и заочной форме, платно или бесплатно. Поступающие должны пойти ряд вступительных испытаний, предоставить перечень необходимых документов. На протяжении 3-4 лет (в зависимости от формы обучения) они проходят промежуточные аттестации, занимаются самостоятельной работой, написанием диссертации, а затем сдают госэкзамены, «кандидатские испытания», защищают свой научный труд и получают определенную категорию или ученую степень «кандидат наук».
  2. Докторантура. Данная стадия предполагает выполнение более масштабного исследования выбранной темы. В этой работе соискатель ученой степени должен решить глобальную проблему или совершить научный прорыв, который отразится на жизни общества, отрасли или страны в целом.

Поступающий может выбрать любое направление деятельности, притом оно может отличаться от полученной им специальности в магистратуре ВУЗа. В этом случае ему придется сдать дополнительный экзамен по новой дисциплине.

Некоторые специальности имеют свои особенности в получении послевузовского образования. В частности, выпускники творческих направлений, сферы искусств, педагогов творческо-исполнительных видов деятельности должны проходить ассистентуру-стажировку.

Получение послевузовского образования для выпускников военных ВУЗов, школ МВД и подготовка кадров для силовых структур проходит в адъюнктуре.

Медики также относятся к числу специфических специализаций, имеющих свой алгоритм действий по получению послевузовского образования.

Врачи, фармацевты, выпускники медицинских ВУЗов должны пройти обучение-практику на базе научно-исследовательских заведений при Вузе, лечебных учреждениях.

Данный этап призван усовершенствовать их знания и умения в рамках выбранного направления. Этот шаг называется Ординатура.

Только после прохождения данного этапа многие медики получают право заниматься частной деятельностью, оказывать помощь пациентам поликлиник, занимать руководящие посты и пр.

Какие «льготы» действ уют при обучении в аспирантуре?

Во время получения послевузовского образования в России учащиеся могут воспользоваться следующими привилегиями.

Для аспирантов, стремящихся получить ученую степень «кандидат наук», действуют следующие льготы:

  • отсрочка от службы в армии;
  • сохранение основного места работы (если поступающий имел его до поступления в аспирантуру);
  • предоставление отпуска для повышения квалификации без потери зарплат;
  • возмещение средств на покупку учебных пособий. Сумма не должна превышать 2 стипендий аспиранта;
  • поступающие на бюджетной основе лица имеют право жить в общежитии на период обучения. К сожалению, данный постулат выполняется не всеми ВУЗами;
  • аспиранты, обучающиеся на бюджетной основе, получают стипендию. Следует отметить, что размер стипендии аспиранта несильно отличается от студенческой и прожить на нее фактически невозможно. Поэтому зачастую аспиранты стараются совмещать учебу и работу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Соискатели степени «доктор наук» могут пользоваться следующими привилегиями:

  • при обучении на бюджетной основе им полагается стипендия;
  • им открыт доступ в лаборатории, библиотеки и пр.;
  • сохранение за ними основного места работы на весь период обучения.

Условия поступления в докторантуру

Если для поступления в аспирантуру поступающий должен иметь образование не ниже магистратуры, то для обучения в докторантуре требуется наличие ученой степени «кандидат наук».

Также соискатель степени «доктор наук» должен иметь трудовой стаж не менее 1 года в той компании, которая направляет его на обучение.

За его плечами должны быть публикации в ВАК-изданиях, научных журналах, научные достижения и патенты и пр.

Для поступления необходимо уточнить сроки приема документов, их перечень, правила приема и пр. Эти моменты регулируются ВУЗом.

Что дает послевузовское образование?

Присуждение ученой степени «кандидат наук» или «доктор наук» делает молодого ученого более успешным, создает ему определенную репутацию в научных кругах.

В ходе обучения человек получает новые знания и навыки, открывает новые для себя моменты. В большинстве случаев наличие ученой степени открывает перед ученым новые возможности.

Например, зачастую в медицинской, преподавательской деятельности требуется определенный опыт в проведении исследовании, который можно доказать только после присуждения «кандидата наук» или «доктора наук», чтобы получить хорошую должность.

Таким образом, система послевузовского образования призвана не только развить научную среду, но и усовершенствовать все остальные сферы деятельности, открыть для людей новые возможности и перспективы.

Послевузовское образование

Диплом о высшем образовании — обязательный атрибут человека, нацеленного на карьерный рост и развитие личности. При этом в условиях современного рынка труда, данный документ не всегда является подтверждением профессионализма. Отсюда вытекает востребованность послевузовского образования. Суть его заключается в реализации программы, основу которой составляет научно-исследовательская работа как способ повышения уровня имеющейся подготовки.

В зависимости от результатов, соискатель получает:

  • ученую степень;
  • профессиональную квалификацию.

Выбор программы зависит от целей и задач, стоящих перед специалистом, возможностей, профессионального уровня, финансовых и временных ресурсов.

Диплом доктора наук
Заказать оригинальный ГОЗНАК
25000 р.
ВНИМАНИЕ АКЦИЯ !!!
23000 р. Диплом кандидата наук
Заказать оригинальный ГОЗНАК
25000 р.
ВНИМАНИЕ АКЦИЯ !!!
23000 р.

Академическая карьера: основные этапы

Послевузовское образование можно определить двумя понятиями «адъюнктура» и «аспирантура». На данной стадии соискатели готовят диссертацию, которая в обязательном порядке должна быть основана на собственных научных исследованиях. Лицам, удачно защитившим работу, будет присвоена ученая степень — кандидат наук.

Соискатели, которые предоставили справку из вузов или научных организаций, не ограничиваются в сроках для подготовки и последующей защите диссертаций, а после успешного прохождения данных этапов им будет присвоено звание доктора наук.

В 2013 году вступил в силу Федеральный закон «Об образовании» в РФ (№ 273-ФЗ), до принятия которого степени образования после окончания вуза отличались от сегодняшних.

Материалы для сравнения

До 01.09.2013г. образовательными послевузовскими программами являлись:

  • аспирантура;
  • докторантура;
  • интернатура;
  • ординатура;
  • аспирантура + стажировка.

После 2013 года ситуация изменилась, что позволило более четко ранжировать потребности соискателей.

Современная академическая карьера

На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, мы имеем следующие формы:

  1. Ассистентура + стажировка.

    Такая форма приемлема для лиц, имеющих высшее образование в сфере педагогики, искусств, творческо-исполнительной направленности.

  2. Адъюнктура.

    Под данным термином следует понимать аспирантуру вузов, профилированных для подготовки сотрудников силовых ведомств, Министерства Внутренних Дел, Министерства Чрезвычайных Ситуаций, налоговых и таможенных служб.

  3. Ординатура.

    Данная система послевузовского образования — прерогатива дипломированных специалистов, окончивших медицинские и фармацевтические вузы. Как правило, специализированное образование данного направления проводится на базе медицинских университетов и институтов, ориентированных на более серьезную подготовку врачей и фармацевтов, а его целью является повышение квалификации данных специалистов.

После ординатуры доктора имеют право на оказание специализированной медпомощи пациентам как в учреждениях медицинской направленности, так и при условии организованной частной практики. Фармацевты могут занять высокие должности в сфере фармацевтики или сопряженных с ней отраслях.

Соответственно, начиная с 2013 г., целью ассистентуры и ординатуры является подготовка профессионалов, которым присвоена высшая квалификация. Соответственно, цель докторантуры — подготовка научных сотрудников.

Защита потенциальных кандидатов наук

Согласно положениям «Закона об образовании», который был изменен в 2014 году, аспиранты получили права, позволяющие им углубленно заниматься наукой. Среди основных можно выделить следующие:

  • отсроченный призыв в армию для лиц, годных к военной службе;
  • сохранение должности, которую аспирант занимал ранее;
  • оплачиваемый отпуск, если возникает необходимость/желание повысить квалификацию;
  • денежные средства (эквивалент которых составляет две стипендии) на приобретение материалов, необходимых для научной деятельности;
  • предоставление жилья на время сдачи экзаменов или на период работы над диссертацией;
  • оплачиваемый (50% от ставки) выходной для бюджетников.

Защита прав лиц, обучающихся в докторантуре

Согласно Федеральному закону, ставшему альтернативой двум предыдущим документам, имевших силу до 2013 года, лица, проходящие обучение в докторантуре, получают такие права:

  • при бюджетном обучении им начисляются стипендии;
  • предоставляется возможность пользоваться библиотечным фондом учебных заведений и учебными материалами, имеющимися в их распоряжении на бесплатной основе;
  • сохраняется место работы на весь период прохождения учебы.

Органы власти принимают решения относительно финансирования потенциальных кандидатов наук и докторов наук.

Докторантура и аспирантура: правила поступления

Поступление осуществляется согласно регламенту, прописанному в законодательной базе. На повышение квалификации в аспирантуре имеют право специалисты или магистры (в докторантуре — кандидаты наук). Для поступления в докторантуру необходимо иметь (документально подтвердить) следующее:

  • минимум 1 год стажа, полученного на предприятии, выдавшем направление;
  • профильные научные исследования, действительные патенты;
  • достижения в сфере науки;
  • готовый план работы над диссертацией.

Следует понимать, что, помимо пакета документов, у человека, стремящегося овладеть научной степенью, должно быть огромное желание и возможность работать над поставленными задачами, собирать материалы, заниматься аналитической и научной деятельностью.

Преимущества образования после окончания вуза

Послевузовское образование — обязательный этап для полной реализации в профессиональном плане. Врачи, педагоги, представители творческой интеллигенции, сотрудники полиции и силовых структур могут получить высокооплачиваемую должность только в случае подтверждения своей квалификации.

Итак, послевузовское образование — отличная возможность конвертировать профессионализм в деньги, а навыки — в научные достижения.